Приглашаем посетить сайт

Спорт (sport.niv.ru)

Энциклопедия "Балет" (1981)
Статьи на букву "К" (часть 3, "КЛА"-"КОН")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К" (часть 3, "КЛА"-"КОН")

"Классическая симфония"

"КЛАССИ́ЧЕСКАЯ СИМФÓНИЯ", одноактный балет на муз. 1-й ("Классической") симфонии С. С. Прокофьева. 1931, "Опера-балет Мишеля Бенуа", т-р "Пигаль", Париж, балетм. Т. Славинский, худ. М. Ф. Ларионов. 26.5.1950, Копенгаген, балетм. Б. Бартолин. В СССравни 12.5.1961, Ленингр. Малый т-р, балетм. К. Ф. Боярский, худ. В. М. Купер и Э. Я. Лещинский, дирижёр, С. А. Прохоров; исполнители – М. П. Мазун, Г. В. Покрышкина, A. C. Хамзин и другие.

Классический танец

Статья большая, находится на отдельной странице.

Классический танец народов Востока

КЛАССИ́ЧЕСКИЙ ТÁНЕЦ НАРÓДОВ ВОСТÓКА (классический танец народов Азии), понятие, включающее в себя танцы и танцевальные школы (системы), существующие с древних времён в странах Востока (Китай, Корея, Япония) и Юж. Азии (Индия, Шри-Ланка, Бирма, Индонезия, Вьетнам, Таиланд и другие.>.). Традиц. формы классич. танцев сохранились в этих странах в силу особенностей их историч. развития (Смотри очерки о классич. танцах этих стран).

Тысячелетия насчитывает инд. танц. культура, оказавшая большое влияние на формирование классич. танца всей Юго-Вост. Азии. Древние инд. танцы, бытующие и в 20 в., объединяются в ряд стилей и школ: бхарат натья, катхак, катхакали, манипури. Они отличаются утончённой разработкой мимики и движений рук, своеобразной системой канонич. жестов (мудра).

К. т. н. В. входит как составная часть в театр. представления всех этих стран. С помощью "языка жестов" актёры ведут диалог. Исполнит. традиции передавались из поколения в поколение. В 50–70-е гг. в связи с подъёмом нац.-освободит. движения в странах Азии К. т. и. В. переживает период подъёма и возрождения.

Лит.: Восточный театр. Сб. ст., под ред. A. M. Мерварта, Л., 1929; Гарги Б., Театр и танец Индии, М., 1963; Umemoto Rikuhei, Some classic dances of Japan, L., 1934; Aquino F., Philippine folk dances, v. 1–4, Manila, 1953–60; Zoete Berye de, Dance and magic drama in Ceylon, L., [1957]; Bowers F., Theatre in the East; a survey of Asian dance and drama, N. Y., 1960.

Классическое наследие

КЛАССИ́ЧЕСКОЕ НАСЛÉДИЕ, хореографич. произведения, созданные в прошлом, обладающие непреходящей художеств. ценностью и продолжающие свою жизнь в настоящем, как в виде самостоят. постановок, так и претворённо при создании новых балетных спектаклей (см. Традиции). С первых же лет Сов. власти перед социалистич. художеств. культурой встала задача бережного сохранения и творческого использования К.н., охраны его от посягательств "левых" деятелей, ошибочно объявивших К.н. чуждым современности и ненужным народу. Эта задача была успешно решена в истории сов. хореографии. Лучшие спектакли К.н. (работы балетм. Ф. Тальони, Ж. Перро, А. Сен-Леона, М. И. Петипа, Л. И. Иванова, М. М. Фокина, A. A. Горского и другие.) составили основу репертуара сов. балетных т-ров, где они получили новую жизнь. К. н. – основа школы классич. танца.

В постановках К. н. решается задача бережного сохранения его высоких художеств. ценностей и вместе с тем совр. осмысления его идей и образов. Подлинно творч. решение этой задачи чуждо как бездумному копированию старых постановок, так и неоправданным, произвольным переделкам и искажениям К. н. – крайностям, нередко встречающимся в художеств. практике. Примером органич. сочетания уважения к К. н. с творческой интерпретацией его могут быть постановки балетов: "Жизель" (1944, Большой т-р, балетм. Л. М. Лавровский), "Спящая красавица" (1973, там же, балетм. Ю. Н. Григорович) и др.

В лучших спектаклях К. н. новое звучание получает не только балет в целом, но благодаря иск-ву исполнителей по-новому, созвучно современности раскрываются и все его образы. Так, глубокий драматич. и гуманистич. смысл был раскрыт М. Т. Семёновой в образах Одетты – Одиллии и Никии, Г. С. Улановой – Одетты – Одиллии и Жизели, К. M. Сергеевым – Зигфрида и Альберта, В. М. Чабукиани – Солора и Базиля и другие.

Лит.: Лопухов Ф., Шестьдесят лет в балете, [М., 1966]; Слонимский Ю., В честь танца, М., 1968; его же, Беречь хореографические сокровища, в сб.: Музыка и хореография современного балета, вып. 2, Л., 1977; Ванслов В., Балеты Григоровича и проблемы хореографии, 2 изд., [М., 1971]; его же, Статьи о балете. Л., 1980; Захаров Р., Записки балетмейстера, М., 1976.

В. В. Ванслов.

Клаусс Х.

КЛÁУСС (Clauss) Хайнц (р. 17.2.1935, Эслинген), нем. артист (ФРГ). Учился у Р. Майера и Н. Кисс. В 1951–57 и с 1967 в труппе Штутгартский балет, в 1957 – в Цюрихе, в 1959–67 солист Гамбургской оперы. Первый исполнитель гл. партий в пост. балетмейстеров: П. ван Дийка – "Турангалила" на муз. симфонии Мессиана, "Симфония" на муз. Шостаковича (1964), "Золушка" (1965); Дж. Кранко – "Онегин" на муз. Чайковского в аранжировке Штольце (1967), "Присутствие" на муз. Скарлатти (1969), "Туманы" на муз. Дебюсси (1970), "Поэма экстаза" на муз. Скрябина (1970), "Времена года" на муз. Глазунова (1971); К. Макмиллана – "Сфинкс" на муз. Мийо (1968), "Фрёкен Юлия" Пануфника (1970), "Концерт" на муз. Шостаковича (1973); Й. Килиана – "Возвращение в чужую страну" на муз. Яначека.

Выступал в балетах Дж. Баланчина (одна из лучших партий Аполлон в балете "Аполлон Мусагет"). С 1976 директор Балетной школы

им. Дж. Кранко (Штутгарт).

Г. М. Шлуглейт.

Клебанов Д. Л.

КЛЕБÁНОВ Дмитрий Львович [р. 12 (25).7.1907, Харьков], сов. композитор, педагог. Засл. деят. иск-в Укр. ССР (1967). В 1926 окончил Харьковский музыкально-драматич. ин-т (педагог С. С. Богатырёв). В 1927–28 артист оркестра Ленингр. т-ра оперы и балета, затем – дирижёр в т-рах Харькова, симф. оркестра Харьковского радиокомитета. Автор опер, муз. комедий, инструм. и др. соч., балетов "Аистёнок" (1937, выпускной спектакль Московского хореографич. училища, на сцене филиала Большого т-ра, новая сценич. ред. 1955) и "Светлана" (1939, Большой т-р). С 1934 преподаватель Харьковского ин-та иск-в, с 1960 – профессор. В 1948–49 пред. правления Харьковского отделения Союза композиторов УССР.

Т. А. Швачко.

Клейн А. А.

КЛЕЙН Александр Александрович [16(29).6.1904, Волковышки, ныне Вилкавишкис, – 2.3.1971, Москва], сов. артист. Засл. арт. РСФСР (1957). В 1923 окончил Моск. хореографич. техникум (педагог A. A. Горский). В 1924–26 в моск. труппе Молодой балет (дебютировал в партии Франца в "Коппелии"), в 1928–30 в Бакинском т-ре, в 1930–31 в ленингр. Нар. доме. В репертуар артиста в этот период входили классич. партии (Зигфрид, Альберт, Дезире и другие.>.). С 1931 солист Моск. художеств. балета под рук. В. В. Кригер, затем (до 1965) – Т-ра им. Станиславского и Немировича-Данченко (с 1943 зам. художеств. руководителя балетной труппы). Мастер пантомимы, К. создал образы: трагические – Алеко ("Цыганы"), Гирей; Джотто ("Франческа да Римини"); лирические – Поэт ("Штраусиана"), Фентон ("Виндзорские проказницы"); комические – Чуб ("Ночь перед рождеством"), мистер Пейдж и мистер Форд ("Виндзорские проказницы"), Айболит. Его лучшие роли: Клод Фролло, Ротбарт; Командор Гомес ("Дочь Кастилии" Глиэра).

E. H. Надеждина.

"Клеопатра"

"КЛЕОПÁТРА", см. "Египетские ночи".

Клерико Ф.

КЛЕРИ́КО (Clerico) Франческо (ок. 1755–1838), итал. артист, балетмейстер и композитор. Ученик Ж. Ж. Новера. В 1776 пост. первый балет "Диана и Эндимион" в т-ре "Сан-Агостино" (Генуя). Затем работал в т-рах "Ла Скала", "Сан-Самуэле" и "Фениче" (Венеция). Был известен как постановщик пантомимно-трагедийных и комедийных балетов, а также мелодрам. Большое влияние на его творчество оказала деятельность С. Вигано и Г. Джои. Критика того времени отмечала законченность мастерства К., красоту и изящество сочинённых танцев, занимательность сюжетов его балетов. Автор музыки своих балетов: "Земира и Азор" (1783, Венеция), "Гамлет" (1788, Венеция), "Смерть Геркулеса" (1789, Падуя) и др. Пост. также балеты: "Похищение золотого руна" (1792), "Предательство Семирамиды" (1813), "Отшельник" (1825), "Скандинавский бард" (1831) – все в Милане, и др.

Лит.: Ritorni С., Commentarii della vita e delle opеre coreodrammatiche di Salvatore Vigano, Mil., 1838.

Климова Л. Б.

КЛИ́МОВА Лариса Борисовна (р. 10.9.1937, Ленинград), сов. артистка. С 1956, по окончании Ленингр. хореографич. уч-ща (педагог О. Г. Иордан), в труппе Ленингр. Малого т-ра. Танцевала в балетах, пост. Б. А. Фенстером – Анна ("Голубой Дунай" на муз. Штрауса); К. Ф. Боярским – Елена ("Накануне" Шварца), Барышня ("Барышня и хулиган"); В. А. Варковицким – Марютка ("Сильнее любви" Караманова); П. А. Гусевым – Айша ("Семь красавиц"), И. Д. Бельским – Надежда ("Одиннадцатая симфония" на муз. Шостаковича); H. H. Боярчиковым – Королева ("Три мушкетёра" Баснера); Н. Д. Касаткиной и В. Ю. Василёвым – Избранница ("Весна священная"). Среди партий: Фетна ("Шехеразада"), Марья Моревна ("Жар-птица"), Электра (опера-балет "Ифигения" Глюка). В 1972 окончила балетм. отделение Ленингр. консерватории (педагог А. Я. Шелест). В 1971–77 – в Пермском т-ре. Партии: Девушка ("Чудесный мандарин"), Джульетта и другие. Ведёт педагогич. репетиторскую и балетмейстерскую работу (пост. "Кармен-сюиту", Гран-па из балета "Пахита", танцы в опере "Лакме" и другие.). С 1978 репетитор Ленингр. Малого т-ра.

К. Н. Липхарт.

"Клоп"

"КЛОП", балеты по мотивам произведений В. В. Маяковского, 1) Хореографический плакат в 2 актах. Комп. Ф. Отказов и Г. Фиртич, сцен. и балетм. Л. В. Якобсон. 24.6.1962, Т-р им. Кирова, худ. А. Д. Гончаров, Ф. Б. Збарский, Б. А. Мессерер, Т. И. Сельвинская, дирижёр Ю. В. Гамалей; Поэт – A. A. Макаров, Присыпкин – К. А. Рассадин, Эльзевира Ренессанс – Н. Б. Ястребова. 2) Одноактный балет-буффонада на муз. Д. Д. Шостаковича, сцен. и балетм. Л. В. Якобсон. 20.7.1974, ленингр. труппа Хореографические миниатюры, худ. Б. А. Мессерер, дирижёр Т. Коган; Маяковский – Д. О. Вовк, Присыпкин – А. А. Степин, Зоя – В. А. Соловьёва, Эльзевира Ренессанс – А. Г. Волкова, Баян – А. М. Скляров.

В центре балета – рождённые Революцией образы Поэта и Зои Берёзкиной, сталкивающиеся с миром людей-клопов нэпмановских времён – Присыпкиным (он же Пьер Скрипкин), владельцем парикмахерской по фамилии Ренессанс, его супругой, дочерью Эльзевирой и другие.гими. В очистительном пламени Революции погибают не только мещане-клопы, но и враги Советской власти – незадачливые военачальники Антанты. Люди строят новую жизнь.

Г. Н. Добровольская.

Клужская венгерская опера

КЛУ́ЖСКАЯ ВЕНГÉРСКАЯ ÓПЕРА. Создана в Клуже (ныне Клуж-Напока, Румыния) в 1948. В первом же сезоне показан спектакль из двух одноактных балетов – "Румынская рапсодия" на муз. Энеску и "В Мурешских горах" на муз. Кодая (балетм. Г. Хорват, И. Домби и З. Саборай). Среди пост.: "Бахчисарайский фонтан" (1949), "Красный мак" (1951) – оба балетм. П. Маня; "Платочек" Кенешшеи (1954, балетм. Д. Харангозо), "Шурале" (балетм. Г. Тауб) и "Кэлин" А. Мендельсона (балетм. Т. Урсяну), оба – 1957; "На рынке" (балетм. Дановский) и "Когда созревает виноград" (балетм. О. Строя) Жоры, оба – 1959. Солист т-ра З. Саборай пост. в 1960 "Хитрые студенты" Фаркаша; балетм. В. Марку – "Триптих" ("Оборотень" Ванчи, "Болеро", "Треуголка"). В 1961 объединённые балетные труппы венг. и рум. оперных т-ров Клужа осуществили постановки "Ромео и Джульетты" (балетм. Г. Тауб) и "Щелкунчика" (балетм. Т. Урсяну). Спектакли 60–70-х гг. – "Деревянный принц", "Встречи в бездне" Юнгера (балетм. Г. Штефан), "Свадьба в Карпатах" Константинеску (балетм. Б. Балог), "Чудесный мандарин" (балетм. С. Попеску), "Триптих" ("Жар-птица", "Дафнис и Хлоя", "Американец в Париже" на муз. Гершвина, балетм. Т. Кекаис). Солист т-ра А. Санто поставил в 1967 "Ноктюрны" на муз. Дебюсси и "Картинки с выставки" на муз. Мусоргского, в 1973 он же переработал балет "Платочек" на основе первоначальной хореографии Харангозо. Балетную труппу в разные годы возглавляли Г. Хорват, И. Домби, З. Саборай, Э. Пинтер. В труппе (1977): солисты – А. Албу, И. Диснер, М. Имря, П. Корпаде, A. M. Ленгел, М. Лукач, А. Попа, Т. Фодор, Э. Яник и другие., гл. балетмейстер – А. Санто.

К. Кыржан.

Клужская румынская опера

КЛУ́ЖСКАЯ РУМЫ́НСКАЯ ÓПЕРА. Создана в 1919. Первоначально балетная труппа участвовала гл. обр. в оперных постановках. Первый балет "Фея кукол" был показан в 1925 (балетм. И. Лигетти), затем поставлены: "Последняя маска" Мауке (балетм. тот же), "Коппелия" (балетм. Е. Пенеску-Личиу и Р. Моравский), оба – 1928; "Шехеразада" (1932); "Иван Турбинка" Ижака (1943, балетм. Моравский), "Эсмеральда" (1956, балетм. О. Дановский). Ряд балетов пост. Тауб – "Лебединое озеро" (1958), "Золушка" (1960), "Тропою грома" (1963); "Возвращение из глубины моря" Жоры (1965), "Жизель" (1967), "Коппелия" (1968). В 1969 солист балета В. Кэпушану дебютировал как балетмейстер спектаклем из одноактных балетов – "Франческа да Римини", "Послеполуденный отдых фавна", "Лунная соната" (на муз. Бетховена). Гл. балетмейстер Е. Максай поставила в 1973 "Болеро", "Крик" Хенце и "Кармен-сюита". Солисты труппы – Л. Кэпушану, Е. Попович, В. Гергел, Л. Шорбан, Э. Братеш, И. Фаркаш и другие.

К. Кыржан.

Ключарёв А. С.

КЛЮЧАШВ Александр Сергеевич (19.2.1906, Казань, – 31.3.1972, там же), сов. композитор. Засл. деят. иск-в РСФСР (1969). В 1933 окончил Моск. консерваторию. С 1937 работал в Казани. Автор оперы, симф., инструм. и хоровых произв., музыки к драматич. спектаклям, балета "Горная быль" (1951, Т-р им. Мусы Джалиля, балетм. X. Сафиуллин и Е. Войтович), в к-ром широко и разнообразно использованы интонации и ритмы башк. нар. песен, танцев, инструм. наигрышей.

Лит.: Шумская H. A., Александр Ключарев, М., 1962.

В. В. Ванслов.

Клявин Р. А.

КЛЯВИН Роберт Альбертович (р. 10.2.1929, Одесса), сов. артист и балетмейстер. Нар. арт. УССР (1979). С 1949, по окончании Ленингр. хореографич. уч-ща (педагог В. И. Пономарёв), в Т-ре им. Шевченко. В 1963 выступил как балетмейстер ("Кот в сапогах" Гомоляки), в 1970–72 художеств. руководитель труппы т-ра. Партии: Феб, Ротбарт, Зигфрид, Дезире; Принц ("Щелкунчик"), Степан ("Лилея"), Лукаш ("Лесная песня"), Базиль, Гирей; Мурза ("Маруся Богуславка"), Гармодий ("Спартак"), Батыр ("Шурале") и др. Пост.: "Каменный цветок" (1965), "Дон Кихот" (1970), "Лебединое озеро" (1971); "Маруся Богуславка" Свечникова (1973) и др. С 1949 преподаёт в Киевском хореографич. уч-ще. В 1973–75 художеств. руководитель и гл. балетмейстер укр. труппы Балет на льду.

Книппер Л. К.

КНИ́ППЕР Лев Константинович [21.11(3.12).1898,Тбилиси, – 30.7.1974,Москва], сов. композитор. Нар. арт. РСФСР (1974). Автор опер, симфонич., инструм. вокальных соч., балетов: "Негритёнок Сэби" (совм. с Л. А. Половинкиным и Л. М. Соковниным, 1929, Москва), "Источник счастья" (1949, пост. 1950, Т-р им. Айни, балетм. Г. Валамат-заде), "Красавица Ангара" (совм. с Б. Б. Ямпиловым, 1959, Гос. пр. РСФСР им. Глинки, 1972) и др. С 1933 выступал и как дирижёр. Гос. пр. СССР (1946, 1949).

A. C. Иванов.

"Князь-озеро"

"КНЯЗЬ-ÓЗЕРО", балет в 4 актах 7 картинах. Комп. В. А. Золотарёв, сцен. М. Климкович и В. И. Вайнонен. 15.1.1949, Минский т-р, балетм. К. А. Муллер и реж. Б. А. Мордвинов, худ. С. Ф. Николаев, дирижёр И. А. Гитгарц; Надейка – A. B. Николаева, Василь – С. В. Дречин, Князь – С. А. Павлов. 1952 и 1957, возобн., там же, балетм. тот же. 1953, под назв. "Повесть о любви", сцен. и балетм. А. Н. Ермолаев. 1955, там же (под назв. "Пламенные сердца"), в 3 актах, сцен. и балетм. тот же, худ. С. Ф. Николаев, дирижёр Гитгарц; Маринка – Л. М. Ряженова, Янка – Дречин, Князь – Е. М. Глинских.

Ю. М. Чурко.

Кобуладзе С. С.

КОБУЛÁДЗЕ Сергей Соломонович [р. 25.1(7.2). 1909, Ахалцихе – 22.7.1978, Тбилиси], сов. художник. Нар. худ. Груз. ССР (1958), чл.-корр. АХ СССР (1958). Чл. КПСС с 1947. Учился в тбилисской Академии художеств (1925–30). В 1932–36 работал в драматич. т-рах. С 1936 художник Т-ра им. Палиашвили, где оформил балет "Синатле" Киладзе (1947, Гос. пр. СССравни 1948). Оформил также балет "Раймонда" (1945, Большой т-р). С 1938 педагог (с 1957 профессор) тбилисской Академии художеств. Гос. пр. СССР (1947). Смотри рис. с. 256.

Лит.: Арманд Т., Кобуладзе, М., 1962.

A. C. Чхеидзе.

Эскиз декорации к балету "Раймонда". Худ. С. Кобуладзе

Кобуладзе С. С.

Эскиз декорации к балету "Раймонда". Худ. С. Кобуладзе

Ковалёв А. В.

КОВАЛЁВ Алексей Владимирович (р. 24.3.1932, Киев), сов. артист. Нар. арт. УССР (1967). В 1951–72, по окончании Киевского хореографич. уч-ща (педагоги Р. Н. Зубов, P. A. Клявин), солист Донецкого т-ра. Партии: Зигфрид, Альберт, Базиль; Ленни ("Тропою грома"), Ивасик ("Чёрное золото" Гомоляки), Лукаш ("Лесная песня" Скорульского) и др.

Т. А. Швачко.

Ковалёв Ю. П.

КОВАЛЁВ Юрий Павлович [13(26).9.1906, Петербург, – 12.4.1972, Ленинград], сов. артист, балетмейстер. Засл. арт. Казах. ССР (1946). Учился на вечернем отделении Ленингр. хореографич. уч-ща. С 1925 артист балета т-ров Ленинграда, Харькова, Свердловска. С 1936 балетмейстер и ведущий танцовщик Т-ра им. Абая. Среди партий: Альберт, Зигфрид, Дезире, Фрондосо, Вацлав, Базиль; Айдар ("Коктем" Надирова). Пост. казах. балет "Джунгарские ворота" Степанова (1957), а также балеты – "Коппелия" (1937), "Конёк-Горбунок" (1939), "Лебединое озеро" (1940), "Бахчисарайский фонтан" (1942), "Дон Кихот" (1946), "Спящая красавица" (1954), "Медный всадник" (1955), казах. танцы в нац. операх ("Кыз-Жибек" Брусиловского, "Биржан и Сара" Тулебаева, "Амангельды" Брусиловского и Тулебаева).

Л. П. Сарынова.

Ковачев Б. М.

КОВÁЧЕВ Богдан Миланов (р. 18.8.1924, Пловдив), болг. артист и балетмейстер. С 1947, по окончании балетной школы при Софийской нар. опере, в Муз. т-ре им. Македонского (София), в 1961–68 балетмейстер Пловдивской нар. оперы, с 1968 – Муз. т-ра им. Македонского. Характерный танцовщик, особенным успехом пользовался в партиях Алдара ("Алдар-Косе" Корчмарёва) и Шурале. Пост.: "Бахчисарайский фонтан" (1962), "Дафнис и Хлоя" (1963), "Жар-птица" (1964), "Голубой Дунай" на муз. И. Штрауса (1965), "Серебряные туфельки" Хаджиева (1970) – все в Пловдивской нар. опере; в др. театрах: "Дафнис и Хлоя", "Петрушка" (оба – 1964), Софийская нар. опера; "Голубой Дунай" (1966) и "Коппелия" (1968) – оба в Муз. т-ре им. Македонского, и др. Ставил балеты в Югославии (Сараевский т-р) и Италии (Оперный т-р "Сан-Карло", Неаполь).

В. М. Консулова.

Ковтун В. П.

КОВТУ́Н Валерий Петрович (р. 22.10.1944, г. Ясиноватая Донецкой обл.), сов. артист. Нар. арт. СССР (1978). Чл. КПСС с 1978. По окончании Киевского хореографич. уч-ща (педагоги И. М. Булатова и Е. М. Зайцев), в 1965–68 в Т-ре им. Лысенко. С 1968 солист Т-ра им. Шевченко. Среди партий: Зигфрид, Дезире, Базиль, Альберт; Дафнис ("Дафнис и Хлоя"), Юноша ("Болеро"), Ромео; Лукаш ("Лесная песня" Скорульского), Дон Жуан ("Каменный властелин" Губаренко). Образы, созданные К., овеяны мягким лиризмом, романтикой. Участвовал в гастролях за рубежом. Пр. междунар. конкурсов артистов балета в Варне (1970, 5-я пр.) и Москве (1973, 2-я пр.), пр. Ленинского комсомола (1977), пр. В. Ф. Нижинского (1977, Париж).

Лит.: Чернова Н., Картинки с конкурса, "Т", 1974, № 1; Марьяновская Т., Мир поэтических образов, "ТЖ", 1973, № 2.

E. H. Дюкина.

В. Ковтун - Ромео, С. Колыванова - Джульетта

Ковтун В. П.

В. Ковтун - Ромео, С. Колыванова - Джульетта

Ковтунов И. К.

КОВТУНÓВ Иван Кириллович [27.9(10.10).1901, Ростов-на-Дону, – 30.6.1968, Харьков], сов. балетмейстер. Чл. КПСС с 1948. В 1929 окончил Ленингр. хореографич. уч-ще, в 1935 – балетмейстерское отделение Ленингр. театр. ин-та. С 1941 гл. балетмейстер Т-ра им. Навои, с 1944 – Т-ра им. Махтумкули, с 1951 – Фрунзенского т-ра, в 1954–62 – Т-ра им. Лысенко. Пост.: "Бахчисарайский фонтан" (1946), "Лауренсия" (1948), "Сердце гор" (1950), "Красный мак" (1952); "Весна идёт" на муз. Рахманинова (1953), "Под небом Италии" Юровского (1954), "Лайма" Лепиня (1955), "Корсар" (1956); "Голубой Дунай" на муз. И. Штрауса, "Кавказский пленник"; "Маска" Боярского (все – 1957), "Баядерка" (1958); "Таврия" Нахабина (1959, 2-я ред. 1960), "Джунгли большого города" Лепиня (1959), "Песня о дружбе" Шуровского (1961) и др.

Н. П. Радкина.

Кодай З.

КÓДАЙ (Kodаly) Зольтан (16.12.1882, Кечкемет, – 6.3.1967, Будапешт), венг. композитор. Автор опер, симфонич., камерных, хоровых и вокальных соч. На его муз. пост. балеты: "Жалоба" (1930, Нью-Йорк, балетм. М. Грэхем), "Куруцкая сказка" (на муз. "Марошсекских танцев" и "Танцев из Таланты", 1935, Будапешт, балетм. А. Миллош), "Короткая месса военных времён" (1958, Нью-Йорк, балетм. X. Лимон). Балетм. И. Экк для труппы Печский балет пост. балеты на муз. К.: "Летний вечер" (1970), "Лети, павлин" (1971), "Соната" (на муз. сонаты для виолончели и фортепьяно, 1972).

А. Геленчер.

Козлов Ф. М.

КОЗЛÓВ Фёдор Михайлович [22.1 (3.2).1882 – 21.11.1956, Голливуд, США], рус. артист, педагог. В 1900 окончил Моск. хореографич. уч-ще. В 1900 и 1904–10 в Большом т-ре, в 1901–04 – Мариинском т-ре. Участник (в 1909) Русских сезонов за границей. Исполнял классич. и характерные партии, а также характерные танцы (гл. обр. испанские). Партии (все балетм. A. A. Горский): Принц ("Волшебное зеркало"), Мато ("Саламбо"), Эспада ("Дон Кихот") и др. С 1910 с собственными труппами гастролировал в Великобритании, США и другие. странах. В 20-е гг. имел школы балета в США (Сан-Франциско, Далласе, Голливуде). Оказал влияние на развитие амер. балета. Среди его учеников – А. Де Милль, Н. Голнер, А. Линден.

Лит.: Красовская В. М., Русский балетный театр начала XX века, [ч.] 2 – Танцовщики, [Л., 1972]. с. 209–11; Нurоk S., The world of ballet, L., [1955].

Г. Д. Андреевская.

"Козы-Корпеш и Баян-Слу"

"КОЗЫ́-КОРПÉШ И БАЯ́Н-СЛУ", балет в 3 актах 18 картинах с прологом и эпилогом. Комп. Е. Г. Брусиловский, сцен. и балетм. Д. Абиров. 5.10.1971, Т-р им. Абая, худ. Г. Исмаилова, дирижёр Т. Османов; Козы-Корпеш – P. C. Бапов, Баян-Слу – С. И. Кушербаева.

Л. П. Сарынова.

Койт А. Г.

КОЙТ Артур Густавович (р. 19.12.1908, Таллин), сов. артист, балетмейстер. Засл. арт. Эст. ССР (1957). Учился у Р. Ольбрей. В 1926–64 в т-ре "Эстония". Партии: Альберт, Зигфрид; Вацлав ("Бахчисарайский фонтан"), Феб; Батрак ("Кратть" Тубина), Ромео. В 1950–64 педагог Таллинского хореографич. уч-ща.

Л. П. Тормис.

Кокто Ж.

КОКТÓ (Cocteau) Жан (5.7.1889, Мезон-Лаффит, деп. Сена и Уаза, – 11.10.1963, Мийи-ла-Форе, деп. Сена и Уаза), франц. писатель, драматург, художник, деятель балетного т-ра. Член Франц. академии (1955). Сотрудничество с труппой Русский балет Дягилева начал со сцен. балета "Синий бог" Ана (1912, балетм. М. М. Фокин).

Деятельность К. способствовала сближению балета с исканиями совр. ему франц. иск-ва (отрицание традиций, поиски новых форм и т. п.). Он привлёк к балетному театру французских композиторов – членов "Шестёрки", работал с крупными художниками (П. Пикассо, Р. Дюфи и другие.). К. были написаны сценарии балетов: "Парад" (комп. Э. Сати, балетм. Л. Ф. Мясин, худ. П. Пикассо, 1917), "Новобрачные на Эйфелевой башне" (комп. Ж. Тайфер, Ж. Орик, А. Онеггер, Д. Мийо, Ф. Пуленк, балетм. Ж. Бёрлин, 1921), "Голубой экспресс" (комп. Д. Мийо, балетм. Б. Ф. Нижинская, 1924), пантомимы "Бык на крыше" Мийо, которую поставил в 1920 в театре Комедия Елисейских полей.

После 2-й мировой войны К. принимал участие в создании труппы Балет Елисейских полей. Сочинил сценарии балетов: "Юноша и смерть" (на муз. Баха, балетм. Р. Пти, 1946), "Федра" (комп. Орик, балетм. С. Лифарь, 1950), "Дама с единорогом" (комп. Ж. Шайе, балетм. X. Розен, 1953). Является также автором оформления балетов "Федра", "Дама с единорогом", "Амур и его любовь". Труппой Балет XX века в 1972 был поставлен спектакль "Кокто и танец".

Лит.: Steegmuller F., Cocteau, Boston, 1970; Christout M.-F., Cocteau et la danse, "Les saisons de la danse", 1972, May; Wildmann C., Cocteau and the ballet, "Dancing times", 1972, Oct.

В. M. Паппе.

Афиша к спектаклям Русского балета в Париже. Худ. Ж. Кокто

Эскиз декорации к балету "Федра". Худ. Ж. Кокто

Кокто Ж.

Афиша к спектаклям Русского балета в Париже. Худ. Ж. Кокто

Кокто Ж.

Эскиз декорации к балету "Федра". Худ. Ж. Кокто

Колосова Е. И.

КÓЛОСОВА Евгения Ивановна (урожд. – Неелова) [15(26).12.1780 – 30.3 (11.4). 1869, Петербург], рус. артистка. С детства участвовала в оперных, балетных и другие.матич. спектаклях. С 1799, по окончании Петерб. театр. уч-ща, в Петерб. имп. т-ре. Ученица И. И. Вальберха, К. выступала во всех его балетах, а также в балетах Ш. Ле Пика, П. Шевалье, Ш. Дидло. Партии: Изора ("Рауль Синяя Борода" Кавоса, Гретри и Кубишты), Аделаида ("Рауль де Креки" Кавоса и Жучковского), Юлия ("Ромео и Юлия" Штейбельта), Медея ("Медея и Язон" Родольфа), Федра ("Федра и Ипполит" Кавоса и Турика) и др. Образы К. были проникнуты трагич. силой. Отличная танцовщица, К. в то же время в совершенстве владела иск-вом пантомимы. Первая на рус. балетной сцене исполнила роли своих современниц: Девушка ("Новый Вертер" Титова), Василиса ("Русские в Германии, или Следствие любви к отечеству" Париса). Прославилась и как исполнительница рус. пляски, была основоположницей рус. характерного танца. К. – одна из первых в России сменила пышный стилизованный костюм на античный хитон. Играла и в драматич. спектаклях. Оставила сцену в 1826. Современники, в т. ч. и A. C. Пушкин, восторженно отзывались об иск-ве К. Как педагог внесла значит. вклад в утверждение рус. хореографич. школы. Под её влиянием формировалось иск-во М. И. Даниловой, А. И. Истоминой, A. A. Лихутиной.

Лит.: Красовская В., Русский балетный театр от возникновения до середины XIX века, Л.–М., 1958.

Колпакова И. А.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Колчакова Л. Х.

КОЛЧÁКОВА Люба Христова (р. 22. 3. 1927, Анкара), болг. артистка, педагог. Засл. арт. НРБ (1965). В 1945 окончила муз. уч-ще в Софии, одновременно училась в балетной школе А. Петрова. В 1954–55 совершенствовалась в Моск. хореографич. уч-ще. В 1946–1972 в труппе Софийской нар. оперы. Партии: Жизель, Мария, Tao Хоа, Одетта – Одиллия, Лауренсия, Эсмеральда; Румяна ("Гайдуцкая песня" Райчева), Яна ("Змей и Яна" З. и Хр. Маноловых). С 1972 художеств. руководитель балетной группы Бургасской нар. оперы. Преподавала в Софийском хореографич. уч-ще. Димитровская пр. (1952).

В. М. Консулова.

Колыванова С. И.

КОЛЫВÁНОВА Светлана Ивановна (р. 26.9.1940, с. Жан-Уварово Воронежской обл.), сов. артистка. Нар. арт. УССР (1968). Чл. КПСС с 1975. В 1959 окончила Киевское хореографич. уч-ще (педагоги A. B. Никифорова, В. П. Ефремова). В 1959–60 в Т-ре им. Шевченко, в 1960–63 в Т-ре им. Навои, с 1963 в Т-ре им. Лысенко. Партии: Одетта – Одиллия, Китри, Аврора, Медора, Фригия, Кармен, Махменэ-Бану, Джульетта, Золушка, Хозяйка Медной горы; Мавка ("Лесная песня" Скорульского), Ева ("Сотворение мира" Петрова), Донна Анна ("Дон Жуан" Губаренко). Пр. Междунар. конкурса артистов балета в Варне (1966).

Т. А. Швачко.

Комаки М.

КОМÁКИ Масахидэ (р. 18.4.1914, г. Ивате), япон. артист, балетмейстер, педагог. В 1936–41 учился у Е. В. Кятковской в Харбинской балетной школе. В 1941–46 ведущий танцовщик труппы Русский балет в Шанхае. В 1946, вернувшись в Японию, организовал Токийскую балетную труппу, где осуществил первую в Японии постановку "Лебединого озера" (1946). В 1947 создал и возглавил балетную школу К. и труппу Комаки балет (Токио). Пост. впервые в Японии европ. балеты, в т. ч.: "Коппелия" (1947), "Петрушка" (1950), "Павильон Армиды" (1968); в нек-рых исполнил ведущие партии. Создал оригинальные балеты: "Страдание" на муз. Чайковского (1949), "Солнце" на муз. Симидзу Осаму (1955) и "Чио Чио-сан" на муз. Пуччини (1963). С 1958 вице-президент Японской балетной ассоциации.

Л. Д. Гришелёва.

"Комедийный балет Королевы"

"КОМЕДИ́ЙНЫЙ БАЛÉТ КОРОЛÉВЫ" ("Ballet Comique de la Reine") ("Цирцея"), представление на сюжет из "Одиссеи". Комп. Л. де Больё и Ж. Сальмон, сценарий и стихи Ла Шене. 15.10.1581, отель Бурбон, Париж, пост. Б. де Божуайё; партии Цирцеи, Юпитера, Меркурия, наяд, сатиров и т. д. исполнялись придворными. Это представление, в к-ром сочетались музыка, пение, драматич. эпизоды (слово "комедийный" в назв. употреблялось в значении "драматический"), в истории т-ра рассматривается как первый балетный спектакль.

Лит.: Reуna F., Des origines du ballet, P., 1955.

Комедия-балет

КОМÉДИЯ-БАЛÉТ (франц. comédie-ballet), театральный жанр, объединяющий диалог, танец и пантомиму, музыкально-инструментальное, иногда вокальное, а также изобразительное (декорации, костюмы и другие.>.) иск-ва. Характерен для франц. т-ра сер. 17 в.; его создателем был Мольер. Совм. с комп. Ж. Б. Люлли, М. А. Шарпантье, балетм. П. Бошаном и декоратором К. Вигарани Мольер осуществил постановку своих К.-б.: "Докучные" (1661), "Брак поневоле" (1664), "Принцесса Элидская" (1664), "Любовь-целительница" (1665), "Комическая пастораль" (1666–67), "Сицилиец, или Любовь-живописец" (1666–67), "Жорж Данден" (1668), "Господин де Пурсоньяк" (1669), "Мещанин во дворянстве" (1670), "Блистательные любовники" (1670), "Графиня д’Эскарбаньяс" (1671), "Психея" (1671), "Мнимый больной" (1673). В К.-б. танец, пришедший из "мелодраматич. балетов" и "балетов в выходах" (1-я пол. 17 в., см. Балет), подвергался драматизации и зачастую принимал пантомимич. характер, приобретая бытовые черты. Вокальные номера, существовавшие в старых балетах, также оживлялись, приближаясь к форме, напоминающей комич. оперу.

Жанр оказал значит. влияние на последующее развитие франц. муз. т-ра, явившись важным этапом на пути к "музыкальным трагедиям" (tragédies lyriques) Люлли, комич. опере 18 в. и пантомимным балетам Ж. Ж. Новера.

Лит.: Гвоздев A. A., Оперно-балетные постановки во Франции 16–17 вв., в сб.: Очерки по истории европейского театра, П., 1923; Ля Лоранси Л. де, Французская комическая опера 18 века, пер. с франц., М., 1937; Pellisson M., Les comédies-ballets de Molière, P., 1914; Tiersot J., La musique dans la comédie de Molière, P., 1922; Prunières H., Nouvelle histoire de la musique, v. 2, P., 1936.

Коми АССР музыкальный театр

КÓМИ АССР МУЗЫКÁЛЬНЫЙ ТЕÁТР. Открыт в 1958 в Сыктывкаре. С этого же года работает и балетная труппа. В 1961, поставлен первый нац. балет комп. Я. С. Перепелицы – "Яг-Морт" ("Лесной человек"). В репертуаре т-ра: "Эсмеральда" Пуньи, Глиэра и Василенко (1964), "Жизель" (1966), "Бахчисарайский фонтан" (1967), "Лебединое озеро" (1969), "Тропою грома" (1970), "Яг-Морт" (1970, 2-я ред.), "Дон Кихот" (1971), "Барышня и хулиган", "Жизель" (оба – 1973); "Большой вальс" (1974), "Корсар" (1976), "Яг-Морт" (1977, новая ред.); "Шопениана", "Вальпургиева ночь", "Гаянэ" хореографич. сюита (все – 1977). В труппе театра (1978): нар. арт. Коми АССР И. А. Чуистова, И. А. Кочетков, засл. арт. Коми АССР О. В. Коханчук, артисты Л. А. Еренских, A. C. Еренских; гл. балетмейстер (с 1975) Л. Н. Флегматов.

Е. Л. Григорьева.

"Корсар". Коми АССР Музыкальный театр. Балетм. Л. Флегматов

"Яг-Морт". Коми АССР Музыкальный театр. Балетм. Л. Флегматов

Коми АССР музыкальный театр

"Корсар". Коми АССР Музыкальный театр. Балетм. Л. Флегматов

Коми АССР музыкальный театр

"Яг-Морт". Коми АССР Музыкальный театр. Балетм. Л. Флегматов

Коми балет

КÓМИ БАЛÉТ. Возникновение проф. балетного иск-ва в республике связано с организацией в 1958 Муз. т-ра (Сыктывкар), в к-ром из числа участников художеств. самодеятельности и выпускников Пермского и другие. хореографич. уч-щ была создана балетная труппа. Первый спектакль – нац. балет "Яг-Морт" ("Лесной человек") Перепелицы (1961), основанный на нар. сказаниях о торжестве человеческого разума над тёмными силами, о могучей силе любви. Спектакль (балетм. Г. З. Ваховский) был насыщен ярким этнографич. материалом, нац. колорит достигался введением сцен, изображающих игры оленеводов и рыбаков. Во 2-й ред. спектакля (1970, балетм. Л. А. Бордзиловская) при сохранении особенностей нац. быта, сольные и массовые танцы основаны на использовании классич. хореографии. Среди постановок т-ра балеты классич. наследия и произв. совр. композиторов. Артисты балетной труппы участвуют в оперных спектаклях, опереттах и муз. комедиях. В 1968–72 при т-ре работала хореографич. студия. До 1966 балетную труппу возглавлял Г. З. Ваховский, в 1966–1974 – засл. деятель иск-в Коми АССР Л. А. Бордзиловская, с 1975 – Л. Н. Флегматов.

Д. Л. Брудный.

"Комише Опер"

Статья большая, находится на отдельной странице.

Комлева Г. Т.

КÓМЛЕВА Габриэла Трофимовна (р. 27.12.1938, Ленинград), сов. артистка. Нар. арт. РСФСР (1975). Чл. КПСС с 1976. С 1957, по окончании Ленингр. хореографич. уч-ща (педагог B. C. Костровицкая), в Т-ре им. Кирова. Отличное владение техникой классич. танца, уверенное мастерство, музыкальность сделали К. одной из ведущих балерин т-ра. Среди партий: Жизель, Мирта, Одетта – Одиллия, Аврора, Раймонда. В совр. репертуаре К. создала сильные и страстные характеры в пост. балетмейстеров: Ю. Н. Григоровича – Хозяйка Медной горы и Мехменэ Бану; И. Д. Вельского – Потерявшая любимого ("Берег надежды" Петрова), Девушка ("Ленинградская симфония" на муз. Шостаковича), Ариадна ("Икар" Слонимского); K. M. Сергеева – Планета ("Далёкая планета" Майзеля), Сари ("Тропою грома"), Золушка; О. М. Виноградова – Ассият ("Горянка" Кажлаева; Гос. пр. РСФСР им. Глинки, 1970). Среди др. партий: Маша, Китри, Никия; Офелия ("Гамлет" Червинского), Панночка ("Тарас Бульба" Соловьёва-Седова), Хасинта и Паскуала ("Лауренсия"), Бабочка ("Карнавал"). Пр. Междунар. конкурса артистов балета в Варне (1966).

Лит.: Красовская В., Габриэлла Комлева, в сб.: Ленинградский балет сегодня, вып. 2, [Л.–М., 1968].

Л. П. Савицкая.

Г. Комлева - Потерявшая любимого

Комлева Г. Т.

Г. Комлева - Потерявшая любимого

"Комус"

"КОМУ́С" ("Comus"), балеты по пьесе-маске Дж. Мильтона. 1) В двух картинах, на муз. Г. Пёрселла в аранжировке К. Ламберта, сцен. и балетм. Р. Хелпмен. 14.1.1942, "Сэдлерс-Уэллс балле", в "Нью тиэтр", худ. О. Мессел, дирижёр Ламберт; Комус – Хелпмен, Леди – М. Фонтейн. (В первых спектаклях Хелпмен читал стихи из пьесы Мильтона.) 2) "Маска Комуса" ("The Masque of Comus"), одноактный на муз. Лоуса и Г. Ф. Генделя в обр. Э. Ирвинга. 1946, "Интернэшонал балле", т-р "Колизеум", Лондон, балетм. М. Инглсби, режиссёр-постановщик Л. Френч, худ. Д. Зинкейзен; Комус – X. Алджеранов, Котитто – М. Инглсби.

Лит.: Noble P., British ballet, L., 1949.

H. П. Рославлева.

Кондратавичюс А. И.

КОНДРАТÁВИЧЮС Альфредас Ионович (р. 15.2.1944, Шяуляй), сов. балетмейстер. В 1966 окончил хореографич. отделение Школы иск-в им. Чюрлёниса в Вильнюсе (педагоги Я. Иовайшайте-Олекене, Ю. Гудавичюс). В 1958–66 артист ансамбля "Летува". В 1966–1971 учился на балетмейстерском отделении Ленингр. консерватории (педагоги П. А. Гусев, Ф. В. Лопухов, Г. А. Алексидзе, H. A. Камкова и другие.), одновременно работал как артист балета в оперной студии Ленингр. консерватории. С 1971 гл. балетмейстер Каунасского т-ра. Пост.: балеты – "Прощальная симфония" на муз. Гайдна (1970), "Тщетная предосторожность" (1971); "Терра Архегон" на муз. Юзелюнаса, "Мимолётности" на муз. Прокофьева, "Скалес концерт" на муз. Ряэтса (все–1972), "Пер Гюнт" на муз. Грига (1974), а также танцы в мьюзиклах и опере. В 1968–70 преподавал в ленингр. Ин-те культуры им. Крупской. С 1978 балетмейстер ансамбля "Летува".

Л. И. Мотеюнайте.

Кондратьева М. В.

КОНДРÁТЬЕВА Марина Викторовна (р. 1.2.1934, Ленинград), сов. артистка. Нар. арт. СССР (1976). Чл. КПСС с 1961. С 1952, по окончании Моск. хореографич. уч-ща (педагог Г. П. Петрова), в труппе Большого т-ра (занимается у М. Т. Семёновой). Среди партий: Жизель, Одетта – Одиллия, Аврора. Танцевала в балетах, пост.: Л. М. Лавровским – Джульетта; Р. В. Захаровым – Золушка, Мария; Ю. Н. Григоровичем – Катерина ("Каменный цветок"), Ширин; М. М. Плисецкой, Н. В. Рыженко и В. В. Смирновым-Головановым – Анна ("Анна Каренина"). Первая исполнительница партий: Девушка-птица ("Шурале", 1955, балетм. Л. В. Якобсон), Муза ("Паганини", 1960, балетм. Л. М. Лавровский). Исполнительский стиль К. отличают строгость классич. формы, лёгкость, чистота движений. Участвовала в гастролях за рубежом.

Г. Ю. Бродская.

Кондратьева Э. А.

КОНДРÁТЬЕВА Энгельсина Александровна (р. 23.6.1937, с. Бурково Аларского р-на Иркутской обл.), сов. артистка. Засл. арт. Бурят. АССР (1963). По окончании Ленингр. хореографич. уч-ща (педагоги B. C. Костровицкая и О. Г. Иордан), с 1956 в Бурятском т-ре. Партии: Одетта – Одиллия, Аврора, Раймонда, Мария, Китри, Никия, Сюимбике; Ангара ("Красавица Ангара" Книппера и Ямпилова), Алма-Мэргэн ("Гэсэр" Батуева), Ширин и другие. С 1963 педагог Бурятского хореографич. уч-ща.

Кондюкова Л. И.

КОНДЮКÓВА Лидия Ивановна (р. 22.2.1932, Ленинград), сов. артистка. Засл. арт. Туркм. ССР (1960). В 1945–51 училась в балетной студии при ленингр. Дворце культуры (педагог М. Большакова). В 1951–67 в Т-ре им. Махтумкули. Партии: Эне ("Алдар-Косе" Корчмарёва), Одетта – Одиллия, Китри, Хозяйка Медной горы, Никия и другие. В 1967–72 работала в Саратовском т-ре, где исполняла партии Мехменэ Бану, Фригии, Ингрид ("Пер Гюнт" на муз. Грига).

Н. П. Радкина.

"Конёк-Горбунок" (балет в 4 актах 8 картинах)

"КОНЁК-ГОРБУНÓК", балет в 4 актах 8 картинах с прологом и эпилогом (по сказке П. П. Ершова). Комп. Р. К. Щедрин, сцен. В. И. Вайнонен и П. Г. Маклярский. 4.3.1960, Большой т-р, балетм. А. И. Радунский, худ. Б. И. Волков, дирижёр Г. Н. Рождественский; Иванушка – В. В. Васильев, Царь-девица – Р. К. Карельская, М. М. Плисецкая, Царь – А. И. Радунский, Конёк-Горбунок – А. Б. Щербинина. 21.12.1963, Ленингр. Малый т-р, новая пост., балетм. И. Д. Вельский, худ. М. А. Гордон, дирижёр Ю. Б. Богданов; Иванушка – A. M. Сидоров, Царь-девица – Л. Б. Климова, Царь – А. Г. Маликов, Конёк-Горбунок – А. Г. Мирецкий. 1963, Нар. т-р оперы и балета Дворца культуры им. Кирова, Ленинград, балетм. H. A. Анисимова.

В др. городах СССР (в скобках фамилии балетмейстеров): Свердловск (1964, H. A. Анисимова), Горький (1965, Л. А. Серебровская), Саратов (1966, H. A. Анисимова), Таллин (1967, Т-р "Эстония", Э. Суве).

Лит.: Кабалевский Дм., Творчество молодых композиторов Москвы, "СМ", 1957, № 1; Добрынина Е., "Конёк-Горбунок" Р. Щедрина, там же, 1960, № 6.

E. H. Дюкина.

"Конёк-Горбунок" (балет в 4 актах 9 картинах)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Конер П.

КОНЕР (Koner) Полин (р. 1912, Нью-Йорк), амер. танцовщица, хореограф, педагог. Училась у М. М. Фокина, Мичио Ито, А. Кансино. Дебютировала в 1926, в 1928–29 в труппе Мичио Ито. В 1930 выступила с первым сольным концертом (состоял из постановок К.). Гастролировала в США, в странах Европы (в т. ч. в СССР). В 1946–60 ведущая танцовщица в труппе X. Лимона, первая исполнительница во многих его спектаклях – "Ла Малинче" Ллойда (1947), "Павана мавра" (1949) и др. В 1949 создала собств. труппу, для к-рой пост.: "Пома" на муз. Барбера (1968), "Фрагменты" на муз. Баха (1969), "Песни одиночества" – памяти своего мужа, дирижёра Ф. Малера (1973), "Время сверчков" Колина (1976) и др. Пост. один из лучших сольных танцев – "Прощание" на муз. последней части "Песен о земле" Г. Малера (1962). В постановках К. (входят в репертуар мн. трупп разл. стран) сочетаются танцы классический и модерн. К. работала на телевидении. В 1965 организовала танц. студию в Токио. С кон. 70-х гг. читает лекции и преподаёт в ун-тах и колледжах США.

Лит.: Maynard О., Pauline Koner, "Dance magazine". 1973, v. 47, № 4.

Г. А. Комаров.

Конищев Г. П.

КÓНИЩЕВ Георгий Пантелеймонович (р. 17.5.1923, Новгород), сов. артист, педагог. Засл. деят. иск-в Башк. АССР (1978). По окончании Ленингр. хореографич. уч-ща (педагоги В. И. Пономарёв, A. B. Лопухов), в 1942–65 в Т-ре им. Кирова. С 1960 педагог Ленингр. хореографич. уч-ща, с 1965 – Ин-та культуры им. Н. К. Крупской.

И. В. Ступников.

Конкурсы балетные

Статья большая, находится на отдельной странице.

Кононович В. А.

КОНОНÓВИЧ Владимир Александрович [14(27).12.1904 – 6.10.1950], сов. артист, балетмейстер, педагог. Учился у М. Н. Горшенковой и К. А. Муллера. Исполнял партии Феба и Дон Кихота (Саратовский т-р). Работая балетмейстером в т-рах Тбилиси (1931–32), Баку (1934–35), Саратова, Горького и Свердловска (1935–46), Риги (1947–50), К. способствовал формированию и развитию их балетных трупп. Пост.: "Красный мак" (1934, Баку), "Кавказский пленник" (1938, Саратов); "Песня Сольвейг" на муз. Грига (1940), "Суламифь" Асафьева (1941), "Лебединое озеро" (1942), "Конёк-Горбунок" (1943, совм. с Муллером), "Тщетная предосторожность" (1944), "Арлекинада" (1945) – все в Свердловске; "Дон Кихот" (1934, Баку; 1936, Горький; 1937, Саратов), "Раймонда" (1939, Саратов; 1940, Свердловск). Преподавал в студиях при т-рах. Среди его учеников – В. А. Дубровина, О. С. Поспелов, К. Г. Черменская.

"Консерватория, или брачное объявление в газете"

"КОНСЕРВАТÓРИЯ, ИЛИ БРÁЧНОЕ ОБЪЯВЛÉНИЕ В ГАЗÉТЕ" ("Konservatoriet eller Et Avisfrieri"), балет в 2 актах. Комп. Х. С. Паулли, сцен. и балетм. Авг. Бурнонвиль. 6.5.1849, Королевский датский балет, Копенгаген; Элиза – Дж. Прайс. Сохраняется в репертуаре т-ра. Первый акт (урок в балетной школе) исполняется и за пределами Дании (1969, "Джофри балле"; 1973, "Лондон фестивал балле").

Лит.: Balanchine G., Mason F., 101 stories of the great ballets, N. Y., 1975, p. 236–38.

Е. Я. Суриц.

Констан М.

KOHCTÁH (Constant) Мариюс (р. 7.2.1925, Бухарест), франц. композитор и дирижёр. Учился в Парижской консерватории у Т. Обена и О. Мессиана. С 1957 муз. руководитель труппы Р. Пти "Балле де Пари", с 1977 дирижёр парижской Оперы. Автор симфонич. и инструм. соч., в к-рых сказалось увлечение эффектами сонористики и электроакустики, а также балетов: "Высокое напряжение" (совм. с П. Анри, "Балле Жанин Шарра", балетм. М. Бежар), "Флейтист" (т-р "Колон", Буэнос-Айрес, балетм. Шарра), "Страх" (все – 1956), "Контрапункт" (1958), "Сирано де Бержерак" (1959), "Песнь скрипки" (на темы Паганини, 1962), "Похвала глупости" (1966), "24 прелюдии" (1967, Гамбург), "Формы" (1967, Монреаль), "Потерянный рай" (1967, Королевский балет, Лондон), "Септантрион" (1975, Марсельский балет), "Нана" (1976, парижская Опера) – все балетм. ПТИ.

В. А. Кулаков.

Консулова В. М.

КОНСУЛÓВА Виолетта Михайлова (р. 4.2.1933, г. Полски-Трымбеш, Великотырновский округ), болг. балетовед. Канд. искусствоведения (1973). Чл. БКП с 1964. В 1956 окончила Высший ин-т театр. иск-ва им. К. Сарафова (София). В 1967–72 специализировалась в Ленингр. ин-те театра, музыки и кино у В. М. Красовской. Работала в Мин-ве культуры НРБ, в 1964–74 – в "Болгарской энциклопедии", с 1974 – в Ин-те музыкознания Болг. АН. Автор статей в периодич. печати, сценариев балетов "Кирджали" (совм. с В. Поповым, 1959) и "Дочери Калояна" (совм. с П. Лукановым, 1973).

Соч.: Руският лебед, в сб.: Стоте маски на времето, София, 1967; При изворите на българския балет, Изв. на ин-та за изкуствознание БАН, 1973, т. 17, 1973; Сценично претворяване на танцовия фолклор. там же, 1974, т. 18.

Б. Арнаудова.

Контрданс

КОНТРДÁНС (франц. contredanse, от англ. country-dance, букв. – деревенский танец), англ. нар. танец, возник в 17–18 вв. Распространился и в др. странах (во Франции и России его называли "англез", в Германии "франсез"). В К. входит большое количество танцев: экосез, франц. кадриль, лансье, гросфатер, тампет, матредур. К. танцевался по линиям или в каре. Танцующие двигались по кругу, крестообразно (мельница), исполняли шен (цепочку). Движения К. построены на pas chassé, pas balancé, pas de basque. Муз. размеры 2/4 и 6/8. Позднее в городах К. получил назв. кадриль. Исполнялся в две линии чётным количеством пар. Перед началом игралась ритурнель на восемь или шестнадцать тактов. Использован в балетах "Творения Прометея"; "Пигмалион" и "Зефир" Рамо и другие.

И. C. Ивлиева.

"Концертная симфония"

"КОНЦÉРТНАЯ СИМФÓНИЯ" ("Symphonie concertante"), одноактный балет на муз. В. А. Моцарта. 5.11.1945, ученики "Школы американского балета", "Карнеги-холл", Нью-Йорк, балетм. Дж. Баланчин. 1947, "Балле сосайети", Нью-Йорк, балетм. тот же, худ. Дж. С. Морком; исполнители – Мария Толчиф, Т. Леклерк, Т. Болендер.

Е. Я. Суриц.

"Концертные танцы"

"КОНЦÉРТНЫЕ ТÁНЦЫ" ("Danses Concertantes"), одноактный балет. Комп. И. Ф. Стравинский. 10.9.1944, "Балле рюс де Монте-Карло", "Нью-Йорк сити сентер". Балетм. Дж. Баланчин, худ. Ю. Берман; исполнители – А. Д. Данилова, Л. Даниэлян и другие. Новые пост.: 1956, "Сэдлерс-Уэллс балле", Лондон, балетм. К. Макмиллан (в 1961 показан на гастролях в СССР). 1964, Кёльнская опера, балетм. Т. Болендер. 1968, "Балле театр контампорен", Амьен, балетм. Ф. Бласка.

Е. Я. Суриц.

"Кончерто Барокко"

"КОНЧÉРТО БАРÓККО" ("Concerto Barocсо"), одноактный балет на муз. концерта ре-минор для двух скрипок с оркестром И. С. Баха. 29.5.1940, "Американ балле", "Хантер колледж плейхаус", Нью-Йорк, балетм. Дж. Баланчин, худ. Ю. Берман; исполнители – Мари-Жанн, М. Дж. Ши, У. Доллар и другие. 1943, "Американ консерт балле", Нью-Йорк. 1945, "Балле рюс де Монте-Карло". 1948, "Нью-Йорк сити балле", без декораций, в тренировочных костюмах (в 1962 и 1972 показан на гастролях в СССР). 1955, Королевский датский балет. 1956, Нидерландский нац. балет. 1960, Гамбургская опера. 1961, Национальный балет Канады. 1963, парижская Опера.

Лит.: Lawrence R., The victor book of ballets and ballet music, N. Y., 1950, p. 114–16; Balanchine G., Mason F., 101 stories of the great ballets, N. Y. 1975, p. 70–72.

Е. Я. Суриц.

Предыдущая страница Следующая страница