Приглашаем посетить сайт

Биографии (biografii.niv.ru)

Энциклопедия "Балет" (1981)
Уланова Г. С.

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Уланова Г. С.

УЛÁНОВА Галина Сергеевна [р. 26.12.1909 (8.1.1910), Петербург], сов. артистка. Нар. арт. СССР (1951). Дважды Герой Социалистич. Труда (1974, 1980). Отец У. – артист и режиссёр балета, мать – артистка балета и педагог. В 1928 У. окончила Ленингр. хореографич. уч-ще (занималась у своей матери М. Ф. Романовой и у А. Я. Вагановой). В том же году была принята в труппу Ленингр. т-ра оперы и балета (позже Т-р им. Кирова). В 1944–60 солистка Большого т-ра.

Иск-во У. совершенно, гармонично. В его основе – идеальное соответствие, безупречность пропорций жизненного и условного. Артистка обобщала конкретное, поэтизировала жизненное, возвышала обычное. Творчеству У. свойственна редкая гармоничность всех выразительных средств и элементов хореографии. Ещё в начале деятельности У. критики писали о полной слитности в её исполнении танцевальной техники, драматической игры, пластики. Не нарушая строгой чистоты линий и форм классич. танца, она наполняла их трепетным настроением, придавала грацию и музыкальность простым, обыденным действиям, а самым сложным и технически изощрённым танц. движениям – непринуждённость и естественность человеческого жеста. Создавалось впечатление, что в танце У. движение не прерывается, не заканчивается, а как бы постепенно угасает, растворяется в воздухе. Это особое иск-во пластич. замедлений, замираний, затиханий создавало танц. туше, пианиссимо, тонкую выразительность. У. не чеканила движения и позы, её танец лился легко, отражая малейшие нюансы внутренней жизни героинь, оттенки их настроений, подчас неуловимые, неосознанные душевные порывы и движения.

Совершенная классическая танцовщица, У. не только была замечательной исполнительницей партий Одетты – Одиллии ("Лебединое озеро", впервые в 1929, балетм. Л. И. Иванов – М. И. Петипа; 1934, редакция балетм. Вагановой), Авроры ("Спящая красавица", 1929, балетм. Петипа), Маши ("Щелкунчик", 1934, балетм. В. И. Вайнонен), подлинной создательницей образа Жизели ("Жизель" Адана, 1932, возобн. Ваганова, 1944, Л. М. Лавровский) на сов. сцене, но и артисткой, доказавшей возможность "перевода" на язык танца произв. великих поэтов, выражающих большое филос. содержание, силу человеческих страстей и переживаний.

Иск-во У., истинно рус. актрисы, развивавшей принципы и традиции рус. хореографич. школы, проникнуто гуманизмом. Её героиням свойственны особая хрупкость, незащищённость, женственная слабость и в то же время несгибаемая сила, героическое напряжение духа.

Развитие творчества У, – это постепенное движение от лирики к трагедии. Со временем в хрупкой и беззащитной Марии ("Бахчисарайский фонтан" Асафьева, впервые исполнила в 1934, балетм. Р. В. Захаров) появились черты непримиримости, в нежной Джульетте ("Ромео и Джульетта" Прокофьева, впервые – в 1940, балетм. Лавровский; 1946, Большой т-р, балетм. тот же; Гос. пр. СССравни 1947) – страсть и воля. Вершина трагедийного иск-ва У. – сцена сумасшествия в балете "Жизель". В репертуаре У. партии: Комсомолки ("Золотой век" Шостаковича, 1930, балетм. Вайнонен, Л. В. Якобсон, В. П. Чеснаков), Сольвейг ("Ледяная дева" на муз. Грига, балетм. Ф. В. Лопухов), Царь-девицы ("Конёк-Горбунок" Пуньи, 1932, балетм. Петипа, A. A. Горский, Лопухов), Актрисы ("Пламя Парижа" Асафьева, 1934, балетм. Вайнонен), Дианы ("Эсмеральда", 1935, балетм. Ваганова), Корали ("Утраченные иллюзии" Асафьева, 1935, балетм. Захаров), Раймонды ("Раймонда" Глазунова, 1938, балетм. Вайнонен), Золушки ("Золушка" Прокофьева), 1945, балетм. Захаров; Гос. пр. СССравни 1946), Параши ("Медный всадник" Асафьева, 1949, балетм. тот же), Tao Хоа ("Красный мак" Глиэра, 1949, балетм. Л. М. Лавровский; Гос. пр. СССравни 1950), Катерины ("Сказ о каменном цветке" Прокофьева, 1954, балетм. Лавровский), вальс, ноктюрн и мазурка ("Шопениана"), концертные номера: "Умирающий лебедь" на муз. Сен-Санса (в пост. М. М. Фокина), "Элегия" на муз. Рахманинова (балетм. К. Я. Голейзовский), "Голубь мира" на муз. Шумана – Шопена (балетм. В. М. Чабукиани), вальс Рубинштейна (балетм. Захаров), "Либестраум" Листа (балетм. А. Шуйский), "Русская" Чайковского (в пост. Петипа) и другие.

Создательница образов огромного масштаба, воплощавшая в танце сложнейшие драм. коллизии, У. завоевала всемирное признание. Работает как балетмейстер-репетитор в Большом т-ре. У неё совершенствуют своё иск-во: Н. В. Тимофеева, Е. С. Максимова, В. В. Васильев, М. А. Сабирова, С. Д. Адырхаева, Л. И. Семеняка, Н. Л. Семизорова, И. С. Прокофьева, А. Ю. Кондратов и другие. Участвовала в гастролях за рубежом. Выдающиеся достижения У. в области балетного иск-ва особо отмечены Ленинской пр. (1957) и Гос. пр. СССР (1941).

Лит.: Голубов В. (Потапов), Танец Галины Улановой, Л., 1948; Львов-Анохин Б., Уланова, М., 1954; его же. Галина Уланова, М., 1970; Богданов-Березовский В., Галина Сергеевна Уланова. 2 изд., М., 1961; Кан Α., Дни с Улановой, пер. с англ., М., 1963.

Б. А. Львов-Анохин.

Г. Уланова - Жизель

Г. Уланова - Умирающий лебедь

Г. Уланова - концертный номер "Ноктюрн" на муз. Ф. Листа

Уланова Г. С.

Г. Уланова - Жизель

Уланова Г. С.

Г. Уланова - Умирающий лебедь

Уланова Г. С.

Г. Уланова - концертный номер "Ноктюрн" на муз. Ф. Листа

В начало энциклопедии