Приглашаем посетить сайт

Техника (find-info.ru)

Энциклопедия "Балет" (1981)
Харангозо Д.

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Харангозо Д.

ХÁРАНГОЗО (Harangozo) Дьюла (19.4.1908, Будапешт, – 30.10.1974, там же), венг. артист и балетмейстер. Нар. арт. ВНР (1952). Учился у Э. Брады (1925–28). С 1926 в труппе Венг. оперного т-ра. Дебютировал в 1927 в трепаке ("Щелкунчик"). В 1928 исполнил первую значит. партию Коррехидора ("Треуголка") и вскоре стал солистом. Среди партий: Принц ("Деревянный принц"); Управляющий имением ("Платочек"); Mirigylet ("Чонгор и Тюнде" Вайнера), Пьяный сторож ("Венгерские фантазии" на муз. Листа), Коппелиус, все – балетм. Я. Цеплиньский. В этих ролях присутствовали сатирич. и иронич. нотки, критич. отношение к героям, но вместе с тем терпимость к человеческим недостаткам, что роднит творчество X. с иск-вом Ч. Чаплина. Дебютировал как хореограф в драматич. спектакле "Трагедия человека" Мадача, поставленном в Сегеде. Первый самостоят. балет X. – "Сцена в корчме" Хубаи (1936, Венг. оперный т-р) – принёс ему широкую известность. Назначенный балетмейстером т-ра, X. был послан в Лондон, где неск. лет знакомился с работами М. М. Фокина и гл. обр. Л. Ф. Мясина. В последующие годы X. ставил одноактные балеты, в к-рых определился его творч. почерк: танец, насыщенный драматизмом, богатый жизненными характеристиками, динамикой и темпераментом; использование пантомимы, выразительность нар. сцен. введение бытовых жестов. Классич. танец у X. служит одним из гл. выразит. средств в создании балетно-драматич. действия. Для X. характерно тяготение к венг. и европ. музыке кон. 19 в.: "Может быть завтра?" Кенешшеи (1937, Т-р оперетты "Феварош"), "Половецкие пляски" (1938); "Ромео и Джульетта" на муз. Чайковского (1939), "Грезы любви" на муз. Листа (1942) и др. В 1938–41 ставил венг. танцы в спектаклях т-ров Флоренции, Милана, Берлина. В 1945 осуществил пост. "Чудесного мандарина" (Венг. оперный т-р). Затем поставил "Треуголку" (1947), "Концерт на площади" на муз. И. Штрауса (1948) и "Хитрые студенты" Фаркаша (1949), в к-ром проявилось влияние венг. нар. иск-ва. Эта тенденция получила дальнейшее развитие в балетах "Платочек" и новом варианте "Коппелии" – одной из наиболее удачных работ X. В 1950–60-х гг. худ. рук. балетной труппы Венг. оперного т-ра. Среди др. пост.: новые редакции – "Треуголка", "Шехеразада" (оба – 1959); ряд возобн. – "Половецкие пляски" (1961, 1971), "Концерт на площади" (1968), "Хитрые студенты" (1975). Ставил балеты в Сегеде, Пече, Софии, Клуже, Братиславе, Саратове и другие. X. – один из видных характерных танцовщиков и крупнейший хореограф 20 в., оказавший большое влияние на развитие венг. балетного т-ра. Балеты X. входят в репертуар многих зарубежных трупп. Пр. им. Кошута (1956).

"Может быть завтра?". Балетм. Д. Харангозо

Харангозо Д.

"Может быть завтра?". Балетм. Д. Харангозо

В начало энциклопедии