Приглашаем посетить сайт

Американская литература (american-lit.niv.ru)

Энциклопедия "Балет" (1981)
Статьи на букву "Т" (часть 2, "ТИБ"-"ТЮН")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Т" (часть 2, "ТИБ"-"ТЮН")

Тибон Н.

ТИБÓН (Thibon) Нанон (р. 1.11.1944, Париж), франц. артистка. Училась в школе при парижской Опере, с 1958 в труппе т-ра (с 1965 этуаль). Партии в пост.: Дж. Баланчина – "Шотландская симфония" на муз. Мендельсона, "Четыре темперамента" Хиндемита, "Аполлон Мусагет" (Каллиопа); М. Бежара – "Осуждение Фауста" на муз. Берлиоза, "Весна священная"; С. Лифаря – "Видения" Соге (Химера); Р. Пти – "Турангалила" на муз. Мессиана; Г. Тетли – "Тристан" Хенце и другие.

Е. Я. Суриц.

"Тийна"

"ТИ́ЙНА", балет в 3 актах 4 картинах с прологом (по мотивам драмы А. Китцберга "Оборотень"). Комп. Л. Аустер, сцен. А. Сярев и Л. Аустер. 30.12.1955, т-р "Эстония", балетм. Б. А. Фенстер, пост. нар. эст. танцев X. Тохвельман, худ. В. Хаас, Н. Мей, дирижёры К. Раудсепп, В. Ярви; Тийна – X. Пуур, Э. Йоасоо, А. Лейс, Маргус – И. Силла, Ю. Пуусаг, Мари – И. Пыдер, И. Раксневич, Ю. Улла. 1958, т-р "Ванемуйне", балетм. И. Урбель, худ. Г. Сандер, дирижёр Э. Кылар; Тийна – М. Маазик, Е. Позняк, Маргус – Ю. Раннасте, Мари – Р. Тышко. 1959, Вильнюсский т-р, балетм. А. Койт, худ. Г. Сандер, дирижёр X. Поташинскас; Тийна – И. Калвайтите, Маргус – Г. Банис, Мари – Р. Григоровайте.

Тийна, дочь женщины, казнённой за колдовство, полюбила сына своих приёмных родителей Маргуса. Но счастью их не суждено сбыться: отвергнутый Тийной Надсмотрщик подговаривает невесту Маргуса Мари принести ложную клятву, что Тийна – оборотень. Девушку изгоняют в лес. Во время свадьбы Маргуса и Мари волк нападает на пастуха; Маргус стреляет в темноту и вместо волка смертельно ранит Тийну.

В. В. Киселёв.

"Тиль Уленшпигель"

"ТИЛЬ УЛЕНШПИ́ГЕЛЬ", балеты на сюжет "Легенды о Тиле Уленшпигеле" Ш. Де Костера, 1) Одноактный балет на муз. симф. поэмы "Весёлые забавы Тиля Уленшпигеля" Р. Штрауса. 23.10.1916, Русский балет Дягилева, Нью-Йорк, сцен. и балетм. В. Ф. Нижинский, худ. Р. Джонс, дирижёр А. Гётцль; Тиль – Нижинский. 9.11.1949, Балет Елисейских полей, Париж, сцен. и балетм. Ж. Бабиле, худ. Т. Кьоу; Тиль – Бабиле, Неле – Д. Дарманс. 14.11.1951, "Нью-Йорк сити балле", под назв. "Весёлые забавы Тиля Уленшпигеля", сцен. и балетм. Дж. Баланчин, худ. Э. Франсе; Тиль – Дж. Роббинс. В СССравни 18.5.1933, выпускной спектакль Ленингр. хореографич. уч-ща, Т-р им. Кирова, сцен. и дирижёр Е. А. Мравинский, балетм. Л. В. Якобсон, худ. Н. И. Никифоров; Тиль – В. В. Фидлер, Неле – И. Л. Каплан. 2) Комп. У. Кёддерич, сцен. X. Шрайбер. 27.3.1965, Лейпциг, балетм. Э. Кёлер-Рихтер, худ. Й. Шубе; Тиль – Б. Иттерсхаген, Неле – М. Любиц, Филипп – Й. Рихтер. 3) Балет в 3 актах. Комп. Е. А. Глебов, сцен. и балетм. О. М. Дадишкилиани. 29.12.1974, Минский т-р, худ. В. Я. Левенталь, дирижёр Т. М. Коломийцева; Тиль – В. В. Саркисян, Неле – Л. Г. Бржозовская, Филипп – В. А. Камков. В др. городах СССР (в скобках фамилии балетмейстеров): Львов (1975, М. С. Заславский), Челябинск (1976, В. Н. Бугримович), Минск (1978, В. Н. Елизарьев), Ленинград, Т-р им. Кирова (1977, балетм. тот же). За рубежом: Хельсинки (1977, Э. Сюльвестерссон).

Лит.: Красовская В., Нижинский, Л., 1974, с. 180–88: Rebling Ε., Ballett von A bis Z. В., 1966.

Тимишоарская опера

ТИМИШОÁРСКАЯ ÓПЕРА, рум. театр. Осн. в 1947. В том же году балетной труппой (рук. балетм. М. Павелич) были пост. фрагменты из произв. П. И. Чайковского и "Приглашение к вальсу" (сюита на темы популярных вальсов), в 1948 – "Коппелия", в 1949 – "Вечер балета" (1-е отделение – танцы на муз. рум. композиторов наз. "К новой жизни", 2-е отделение – "Шехеразада"), спектакли "Петя и волк" Прокофьева и "Фея кукол". Спектакли 50–60-х гг. – "Бахчисарайский фонтан" (1953, балетм. Павелич); "Оборотень" Ванчи (1958, балетм. Т. Кекаис), "Гайдуки" Жери (1952, балетм. Павелич); "Лебединое озеро" (1960), "Красный мак" (1963) – оба балетм. О. Петреску; "Тропою грома" (1964), "Жизель" (1966) – оба балетм. Г. Тауб; "Дон Кихот" (1967, балетм. А. Я. Шелест), "Триптих" ("Болеро"; "Фантастическая симфония" на муз. Берлиоза, "Шехеразада", балетм. Ю. Марпозан). С 1964 труппой руководит балетмейстер А. Шнейдер, пост. балеты: "Chore-Studio" на муз. Бентою, Веберна, Малера и Чайковского, "Кармен-сюита"; "Ступени тишины" на муз. Виеру (1971), "In memoriam" (посв. памяти композитора Дж. Энеску и худ. Н. Цукулеску) на муз. Пашкану и Поповича и "Кармина Бурана" Орфа, оба – 1974. В 1973 балетм. В. Марку создал балет "Весна" Трэилеску. В труппе театра работают: солисты – М. Бардезиан, А. Божек, И. Босиок, А. Бузяну, Ф. Валкай, И. Гырба, К. Лупу, Ю. Марпозан (также балетмейстер), С. Реджеп, Д. Флешериу.

К. Кыржан.

Тимофеева Н. В.

ТИМОФÉЕВА Нина Владимировна (р. 11.6.1935, Ленинград), сов. артистка. Нар. арт. СССР (1969). По окончании Ленингр. хореографич. уч-ща (педагог H. A. Камкова), с 1953 в Т-ре им. Кирова. Дебютировала на сцене этого т-ра ученицей в партии Маши (1952). С 1956 в труппе Большого т-ра. Одна из крупнейших актрис сов. балета, Т. в своём развитии прошла путь от освоения вершин балетного академизма к раскрытию на его основе самых разных форм совр. пластики. Танец Т., обладающей виртуозной техникой, большим шагом, прыжком, отличается динамичностью, экспрессией, завершённостью хореографич. лексики. В своём иск-ве, полном острых, напряжённых раздумий о современности, Т. раскрывает драматизм внутр. противоречий человека. Первая исполнительница партий: Девушка ("Ночной город" на муз. "Чудесного мандарина", 1961, балетм. Л. М. Лавровский), Асель ("Асель" Власова, 1967, балетм. О. М. Виноградов), Эгина ("Спартак", 1968, балетм. Ю. Н. Григорович), леди Макбет ("Макбет" Молчанова, 1980, балетм. В. В. Васильев). Среди её лучших партий также: Одетта, Жизель, Мехменэ Бану. Деп. Верх. Совета СССР 7-го созыва. Участвовала в гастролях за рубежом. Снималась в фильме "Солисты большого балета" (1980).

Лит.: Григорович Ю., Едва ли не самая современная, "ТЖ", 1969, № 13, с. 14–15.

Н. Ю. Чернова.

Н. Тимофеева - Лауренсия. Худ. В. Косоруков

Н. Тимофеева - Асель

Тимофеева Н. В.

Н. Тимофеева - Лауренсия. Худ. В. Косоруков

Тимофеева Н. В.

Н. Тимофеева - Асель

"Тимур-Малик"

"ТИМУР-МАЛИ́К", балет в 3 актах 6 картинах. Комп. М. А. Ашрафи, сцен. Мукаддима Ашрафи и Г. М. Геловани. 5.3.1972, Т-р им. Айни, балетм. М. А. Бурханов, худ. Г. Мирзоханов, дирижёр И. Э. Абдуллаев; Тимур-Малик – Г. Головянц, Заррина – Б. Исаева, Чингисхан – К. Холов. 1974, под назв. "Любовь и меч", Т-р им. Навои, балетм. Н. С. Маркарьянц.

Н. Х. Нурджанов, Л. А. Авдеева.

Тирье М.

ТИРЬÉ (Thiriet) Морис (р. 2.5.1906, Мёлан), франц. композитор. Учился в Парижской консерватории у Ш. Кеклена и Ролан-Манюэля. Автор комич. опер, оркестровых соч., музыки к драматич. спектаклям и кинофильмам, балетов: "Венецианская ночь" (1939, парижская Опера, балетм. Л. Дарсонваль), "Тщетная предосторожность" (на темы Дж. Россини, 1945, Париж, балетм. Ж. Ж. Эчевери), "Яйцо всмятку" (1949, Лондон), "Траур на 24 часа" (1953, Париж) – оба пост. труппой "Балле де Пари", балетм. Р. Пти; "Геракл" (1953, Париж, балетм. Ж. Шарра), "Игры Амура и Пасквиля" (1953, Женева, балетм. Ж. Гелис), "Королева Островов" (1956, Белград балетм. Д. Парлич), "Фотограф" (1956, Амстердам, балетм. Ф. Адре), "Бонапарт в Ницце" (1960, Ницца, балетм. С. Лифарь), "Венецианский мавр" ("Отелло", 1960, Монте-Карло, балетм. тот же), "Шалупе" (1961, Королевский датский балет, балетм. Р. Пти) и др. Миниатюра на муз. Т. "Лань с золотыми копытцами" (балетм. Ж. Шарра) была показана в СССР в 1960 (творч. вечер И. Шовире). Балетную музыку Т. отличают неизменное пристрастие к пародии и бурлескности, богатство фантазии.

B. A. Кулаков.

"Титаны"

"ТИТÁНЫ" ("I Titani"), балет в 4 актах на сб. муз. Дж. Россини, сцен. и балетм. С. Вигано. 11.10.1819, "Ла Скала", Милан, худ. А. Санкуирико; Юпитер – Л. Сидини, Гиперион – Н. Молинари, Тейя – М. Боччи, Селена – А. Паллерини, Гелиос – А. Грассини.

Лит.: Monaldi G., Le Regine della danza nel secolo XIX, Torino, 1910.

Титюс А.

ТИТЮ́С (Titus) [наст. имя и фам. – Антуан Тетюс Доши (Doschi)] (гг. рожд. и смерти неизв.), франц. балетмейстер и педагог 1-й пол. 19 в. Работал в Берлинском придворном т-ре (1824–32). С 1832 балетмейстер и инспектор балетов (в 1837–47 гл. балетмейстер) Петерб. труппы. Дебютировал балетом "Натали, или Швейцарская молочница" Гировеца и Карафы ди Колобрано (1832, по Φ. Тальони), в том же году пост. балет "Киа-кинг" на муз. Россини, Спонтини и Романи. Оригинальные постановки Т. ("Кесарь в Египте", 1834; "Дикий остров", 1837; "Две волшебницы" К. Н. Лядова, 1846; "Талисман и танцовщица", 1847, и др.) отличались эклектичностью, отсутствием драматически осмысленного действия, стремлением к развлекательной зрелищности. Т. был первым постановщиком танц. номеров в операх "Жизнь за царя" (1836) и "Руслан и Людмила" (1842) Глинки; их шаблонно-примитивный характер не соответствовал новаторской сущности музыки композитора. Заслугой Т. считается точное перенесение на петерб. сцену знаменитых постановок парижской Оперы: "Сильфида", "Восстание в серале" Лабара (оба – 1835), – по Ф. Тальони; "Хромой бес" Жида (1839), "Жизель" (1842), оба – по Ж. Коралли, и др. Преподавал также в Петерб. театр. школе (среди учеников – Т. П. Смирнова и другие.). Уволен из Петерб. т-ра в 1849, умер в безвестности.

Лит.: Красовская В. М., Русский балетный театр от возникновения до середины XIX века, Л.–М., 1958.

B. A. Кулаков.

Тихомирнова И. В.

ТИХОМИ́РНОВА Ирина Викторовна (р. 18 (31).7.1917, Москва), сов. артистка. Засл. арт. РСФСР (1951). Чл. КПСС с 1951. С 1936, по окончании Моск. хореографич. уч-ща (педагоги Е. П. Гердт и В. А. Семёнов), в Большом т-ре. Среди партий: Мария и принцесса Флорина, Одетта – Одиллия; Панночка ("Тарас Бульба" Соловьёва-Седого), Маша, Лиза; Ассоль ("Алые паруса" Юровского; 1-я исполнительница, 1942), Китри; Жанна ("Пламя Парижа"; Гос. пр. СССравни 1947), Сванильда, Золушка, Аврора, Раймонда. Во время Великой Отечеств. войны с бригадой артистов Большого т-ра выступала в частях 2-го Прибалтийского фронта. Занималась концертной деятельностью (до 1962). Оставив работу в Большом т-ре (1959), была ассистентом педагога в Моск. хореографич. уч-ще и в труппе бельгийского "Театра де ла Монне" в Брюсселе (1961). С 1970 педагог-репетитор Москонцерта. Руководила сов. конц. балетными группами, гастролировавшими за рубежом.

Г. Ю. Бродская.

Тихомиров В. Д.

ТИХОМИ́РОВ (Михайлов) Василий Дмитриевич [17(29).3.1876, Москва, – 20.6.1956, там же], сов. артист, балетмейстер, педагог. Нар. арт. Республики (1934). Учился в Моск. театр. уч-ще (1886–91; педагог И. А. Ермолов). В 1893 окончил Петерб. театр. уч-ще (педагоги П. А. Гердт, П. К. Карсавин, A. B. Ширяев). С 1893 артист, с 1913 и балетмейстер Большого т-ра (в 1925–30 зав. балетной труппой). Превосходные сценич. данные, лёгкость, благородство танца, музыкальность, высокая техника и академически строгая манера исполнения сделали Т. ведущим артистом труппы, утверждающим мужественный, героич. стиль танца. Постоянный партнёр Е. В. Гельцер. 1-й исполнитель партии Базиля (1900, балетм. A. A. Горский). Среди партий: Маттео ("Наяда и рыбак" Пуньи), Жан де Бриен, Дезире, Франц, Альберт, Зигфрид, Солор, Конрад и другие. В 1920-е гг. отстаивал лучшие традиции рус. балета, возобновлял спектакли классич. наследия: 3-й акт ("Тени") балета "Баядерка" (1923), "Спящая красавица" (1924), 2-й акт балета "Сильфида" (1925). В 1926 пост. балет "Эсмеральда" (муз. дополнена и заново инструментирована Р. M. Глиэром), продемонстрировав новый подход к воплощению лит. темы в балете, стремление вскрыть философию романа В. Гюго. В 1927 совм. с Л. А. Лащилиным создал балет на совр. героико-революц. тему – "Красный мак" (исполнил роль Капитана сов. корабля). Характерные черты Т. -балетмейстера: умение учитывать особенности дарования исполнителя, чётко продуманный рисунок танца, сохранение классич. балетного стиля, стройность композиц. построения спектакля. В 1935 оставил сцену. С 1896 преподавал в Моск. театр. уч-ще (в 1917–31 руководитель балетного отделения). Как педагог Т. боролся за академич. строгость классич. танца, развитие индивидуальности ученика, его музыкальности, артистичности. У Т. учились М. М. Мордкин, А. Е. Волинин, В. В. Свобода, Л. Л. Новиков, Л. А. Жуков, Е. М. Адамович, М. Р. Рейзен, В. В. Кригер, М. П. Кандаурова, А. И. Абрамова, Е. М. Ильющенко, Н. Б. Подгорецкая и другие.

Лит.: Гос. ордена Ленина академич. Большой театр Союза ССР. [Сб. статей], М., 1947; Бочарникова Е., Мартынова О., Московское хореографическое училище, М., 1954; Эльяш Н., Русская Терпсихора, М., 1965; В. Д. Тихомиров. Артист, балетмейстер, педагог. [Сб. статей], М., 1971; Красовская В., Русский балетный театр начала XX века, [ч.] 2 – Танцовщики, Л., 1972.

E. H. Надеждина.

Тихонов В. П.

ТИ́ХОНОВ Владимир Петрович (р. 24.10.1935, Кишинёв), сов. артист. Нар. арт. РСФСР (1974) и Молд. ССР (1967). В 1954 окончил Ленингр. хореографич. уч-ще (педагог А. И. Пушкин). С 1957, после службы в армии, в Кишинёвском т-ре. В 1960–79 в Большом т-ре. Среди партий: Зигфрид, Дезире, Базиль, Альберт, Ромео, Ферхад; Каренин ("Анна Каренина"). 1-й исполнитель партии Пьетро ("Ванина Ванини" Каретникова, 1962, балетм. Н. Д. Касаткина и В. Ю. Василёв). С 1979 педагог-репетитор Белградского нац. т-ра. 1-я пр. Междунар. конкурса артистов балета в Варне (Болгария, 1965). Участвовал в гастролях за рубежом.

В. И. Зарубин.

Тищенко Б. И.

ТИ́ЩЕНКО Борис Иванович (р. 23.3.1939, Ленинград), сов. композитор. Засл. деят. иск-в РСФСР (1978). Окончил Ленингр. консерваторию в 1963. Автор симфонич., камерных и хоровых произв., а также балетов "Двенадцать" (по поэме Блока, 1964, Т-р им. Кирова, балетм. Л. В. Якобсон; 1978, Венеция, балетм. Дж. Вантаджо) и "Ярославна" (1974, Ленингр. Малый т-р, балетм. О. М. Виноградов; Новосибирский т-р, балетм. Ал. А. Дементьев). На муз. Т. пост. балеты "Симфония бессмертия" (1972, ленингр. ансамбль Хореографические миниатюры, балетм. Якобсон) и "Суздаль" (1969, Оперная студия Ленингр. консерватории, балетм. Л. Лебедев). С 1965 преподаёт в Ленингр. консерватории. Гос. пр. РСФСР (1978).

Л. М. Бутир.

Ткаченко Т. С.

TKAЧÉHKO Тамара Степановна [р. 6(19).10.1909, Ростов-на-Дону], сов. артистка, педагог. Нар. арт. РСФСР (1976). В 1926 окончила Московское хореографич. уч-ще (педагог В. Д. Тихомиров), в 1940 – педагогич. отделение уч-ща. В 1926–48 одна из ведущих характерных танцовщиц Большого т-ра. В её репертуаре: Тереза ("Пламя Парижа"), фея Карабос; Уличная танцовщица и Мерседес ("Дон Кихот"), испанский, венгерский танцы и мазурка ("Лебединое озеро"), мазурка, краковяк ("Бахчисарайский фонтан") и др. В 1940–60 преподавала характерный танец в Моск. хореографич. уч-ще, с 1946 – народно-сценич. танец на балетмейстерском и педагогич. отделениях ГИТИСа (с 1970 профессор). Автор книг, методич. пособий для художеств. самодеятельности, учебных программ по народно-сценич. танцу.

Соч.: Народный танец, М., 1954, 2 изд., М., 1967; Народные танцы: болгарские, венгерские, немецкие, польские, румынские, сербские и хорватские, чешские и словацкие, М., 1975.

Тогоноева А. Б.

ТОГОНÓЕВА Анна Борхоновна (р. 5.10.1919, улус Таловка Ольхонского р-на Иркутской обл.), сов. артистка. Засл. арт. Бурят. АССР (1948). В 1940 окончила театрально-муз. уч-ще в Улан-Удэ. В 1939–61 в Бурятском т-ре. Партии: Сэсэг ("Бато" Аюшеева), Дарима ("Свет над долиной" Ряузова), Шаманка ("Во имя любви" Батуева и Майзеля), Горхон ("Красавица Ангара" Книппера и Ямпилова), Лиза, Одиллия; фея Карабос и Кошечка ("Спящая красавица"), Сванильда; Гудула ("Эсмеральда"), Гюльнара ("Корсар"), Tao Хоа; Даша ("Юность" Чулаки), Хасинта ("Лауренсия"), Варвара и Бармалеиха ("Доктор Айболит"), Огненная ведьма ("Шурале") и др.

Лит.: Хабаева И., Артисты бурятского балета, Улан-Удэ, 1959.

Токио балет

ТÓКИО БАЛÉТ им. П. И. Чайковского, япон. труппа. Создана в Токио в 1964 (рук. Сасаки Тадацугу) на базе Балетной школы им. П. И. Чайковского (рук. Хирокити Хаяси) при участии сов. балетмейстеров. Регулярно показывает балетные спектакли в Токио и другие. городах страны, выезжает на гастроли за рубеж. В репертуаре, помимо классики, спектакли, созданные на материале япон. традиц. хореографии. Известность получили балеты "Маримо" (1962, пост. ещё в школе по мотивам нар. преданий), "Жизель"; "Ала и Лоллий" на муз. Прокофьева (1966, балетм. О. Г. Тарасова), "Времена года Японии" (1966, осн. на нар. танцах, балетм. Асука Риё), "Тамтам и ударные инструменты" (1970, балетм. Ф. Бласка), "Кармен" на муз. Бизе (1972, балетм. Альберто Алонсо), "Марко Поло" на муз. Ксенакиса (1977, балетм. Хайнд). Спектакль "Сильфиды" (1968), поставленный ведущим балетм. Китахара Хидэтэру, отмечен 1-м призом на Междунар. фестивале танца в Париже в 1970. Музыку балета "Принцесса Кагуя" написал сов. комп. М. И. Меерович (1978, балетм. Варламов, худ. H. A. Бенуа). Деятельность труппы тесно связана с сов. хореографич. школой, к-рая оказала большое влияние на развитие япон. балетного иск-ва. Среди ведущих солистов (1979): танцовщицы – Умэко Вайнаи, Митико Масуда, Масако Тодо, Юко Томода; танцовщики – Китахара Хидэтэру, Сиро Мидзосита, Тикахиса Нацуяма, Тосихико Фудзики. В 1966, 1970 и 1979 труппа выступала в СССР.

Л. Д. Гришелёва.

Токомбаева А. А.

ТОКОМБÁЕВА Айсулу Асанбековна (р. 22.9.1947, Фрунзе), сов. артистка. Нар. арт. Кирг. ССР (1976). Чл. КПСС с 1973. С 1966, по окончании Ленингр. хореографич. уч-ща (педагог Н. В. Беликова), во Фрунзенском т-ре. Партии: Чолпон и Айдай ("Чолпон" Раухвергера), Асель ("Асель" Власова), Жизель, Мария, Аврора; Флорина ("Спящая красавица"), Одетта – Одиллия, Никия, Фригия; Океанида ("Прометей" Аристакесяна), Любовь и Жизнь ("Бессмертие" Нурымова), Ширин и Мехменэ Бану; Толгонай ("Материнское поле" Молдобасанова, Гос. пр. СССравни 1976), пр. Ленинского комсомола Киргизии (1970).

Д. Л. Брудный.

Толчиф М. (1924)

ТÓЛЧИФ (Tallchief) Мария (р. 24.1.1924, Фэрфакс, Оклахома), амер. артистка. По происхождению индианка. Сестра Марджори Т. Училась у Б. Ф. Нижинской, Дж. Баланчина, в Школе амер. балета. В 1942–47 в труппе "Балле рюс де Монте-Карло", первая исполнительница партии Кокетки в балете Дж. Баланчина "Ночная тень" на муз. Беллини (1946), выступала и в др. балетах Баланчина – "Серенада", "Поцелуй феи"; в пост. Л. Ф. Мясина – "Парижское веселье" на муз. Оффенбаха; М. М. Фокина – "Шехеразада". В 1947–65 ведущая солистка труппы "Нью-Йорк сити балле". Первая исполнительница гл. партий в работах Баланчина: "Симфония до мажор" (1948), "Орфей" (1948); "Фантастическое бурре" на муз. Шабрие (1949), "Жар-птица" (1949), "Блудный сын" (1950); па-де-де из "Сильвии" Делиба, "Аполлон Мусагет", "Лебединое озеро" (все – 1951); "Шотландская симфония" на муз. Мендельсона (1952), "Караколь" на муз. Моцарта (1952), "Щелкунчик" (1954), "Блестящее аллегро" (1956). Сезон 1960–61 работала в "Американ балле тиэтр" и с этой труппой гастролировала в СССравни Отличаясь сильной техникой, Т. выступала гл. обр. в партиях, требующих виртуозности, хотя в репертуаре имела и лирические, менее близкие характеру её дарования.

Лит.: Maynard О., Bird of Fire, the story of Maria Tallchief, N. Y., 1961; Myers E., Maria Tallchief, N. Y., [1967].

Е. Я. Суриц.

Мария Толчиф - Эвридика

Толчиф М. (1924)

Мария Толчиф - Эвридика

Толчиф М. (1927)

ТÓЛЧИФ (Tallchief) Марджори (р. 19.10.1927, Денвер), амер. артистка. По происхождению индианка. Сестра Марии Т. Училась у Б. Ф. Нижинской и Д. Лишина. В 1944–47 работала в труппе "Балле тиэтр", где исполняла сольные партии: Мирта ("Жизель"), Медуза ("Подводное течение" Шумена, балетм. А. Тюдор). В 1947–56 солистка труппы "Гран балле де Монте-Карло" (с 1950 – "Гран балле дю марки де Куэвас"). Первая исполнительница гл. партий в балетах Ж. Скибина: "Аннабель Ли" Шифмана (1951), "Кавказский пленник" на муз. из балета Хачатуряна "Гаянэ" (1951), "Идиллия" Серета (1954), "Серый ангел" на муз. Дебюсси (1953), "Ромео и Джульетта" на муз. Берлиоза (1955). В 1956–61 прима-балерина (этуаль) парижской Оперы, где также была первой исполнительницей в балетах Скибина: "Кончерто" на муз. Жоливе (1958), "Жестокая сказка" Дельрю (1959) и др. В числе партий Т. : Жизель; гл. партии в пост. С. Лифаря – "Жар-птица"; "Фантастическая свадьба" Деланнуа. Выступала в труппах "Рут Пейдж Чикаго балле" (1956 и 1958), "Харкнесс балле" (1964–66), с 1969 в труппе "Даллас сивик балле". Иск-во Т. сочетало виртуозную технику и другие.матич. дарование. С кон. 70-х гг. преподаёт в балетных школах.

Лит.: Nemenschousky L., A day with Marjorie Tallchief and Georges Skibine, L., 1960; Herf E., Marjorie Tallchief, "Ballet today", 1962, April.

Е. Я. Суриц.

Марджори Толчиф и Ж. Скибин в балете "Идиллия" Ф. Серета

Толчиф М. (1927)

Марджори Толчиф и Ж. Скибин в балете "Идиллия" Ф. Серета

Тома Ш.

ТОМÁ (Thomas) Шарль Луи Амбруаз (5.8.1811, Мец, – 12.2.1896, Париж), франц. композитор и дирижёр. Чл. Института Франции (1851). Окончил Парижскую консерваторию (у Ж. Ф. Лесюэра), был её профессором и директором (с 1871). Известность приобрёл как оперный композитор (оперы Т. содержат немало балетной музыки), а также автор балетов (все поставлены в парижской Опере): "Цыганка" (балет-пантомима совм. с Бенуа и Марлиани, Т. написал 2-й акт; 1839, балетм. Ж. Мазилье), "Бетти" (1846, балетм. тот же), "Буря" (1889, балетм. Й. Хансен).

B. A. Кулаков.

Томази А.

ТОМАЗИ́ (Tomasi) Анри (17.8.1901, Марсель, – 1971), франц. композитор. Окончил Парижскую консерваторию (у П. Видаля), учился также у В. д'Энди. В 1930–35 возглавлял муз. вещание Франц. радио, в 1946–1950 был дирижёром Марсельской оперы. Автор опер, симфонич. произведений, муз. к кинофильмам, балетов: "Гризи" на темы Метра (1935, парижская Опера, балетм. А. Авелин), "Деревенская скромница" (1936, "Опера комик", балетм. К. Черкас), "Рождественские фигурки: провансальская пастораль" (1938, парижская Опера, балетм. А. Авелин), "Лаосская феерия" (1950, Мюлуз), "Камбоджийская феерия" (1952, Марсель), "Мазаргские сумасбродства" (1953, там же), "Покаянная свадьба" (1954, Страсбур, балетм. Ж. Комб).

B. A. Кулаков.

Томассон Х.

TÓMACCOH (Tomasson) Хельги (р. 1942, Рейкьявик), амер. артист. По нац. исландец. Учился в Исландии у С. Армана и Э. Бидстеда, затем в Школе амер. балета. Дебют в 1958 в т-ре "Тиволи" (Копенгаген). В 1961–64 работал в труппе "Джофри балле", в 1964–1970 в "Харкнесс балле", где был первым исполнителем ведущих партий в пост. Н. Уокера, Дж. Батлера, Б. Харкарви и Дж. Ноймайера. С 1970 солист труппы "Нью-Йорк сити балле". Первый исполнитель партий в пост. Дж. Роббинса – "Гольдбергские вариации" на муз. Баха (1971), "Вечерние вальсы" на муз. Прокофьева (1973), "Диббук" на муз. Бернстайна (1974); Дж. Баланчина – "Коппелия" (1974); "Английский флаг" на военную муз. 19 в. (1976) и др. В 1972 был с труппой "Нью-Йорк сити балле" на гастролях в СССравни Пр. на Междунар. конкурсе артистов балета в Москве (1969).

И. В. Груздева.

Томбе

TOMBÉ, pas (томбé, франц., от tomber – падать), перенесение центра тяжести с опорной ноги в demi-plie (на месте или с продвижением) на открытую ногу в одном из трёх направлений на 45° или 90°. Другая нога принимает положение sur le cou-de-pied или вытянута носком в пол, на 45° и 90°. Исполняется также с прыжком sissonne tombée, к-рый является как самостоятельным, так и связующим, вспомогательным pas для др. прыжковых движений.

O. A. Ильина.

Томский А. Р.

ТÓМСКИЙ Александр Романович [3(16).1.1905, Москва, – 27.9.1970, Милан, похоронен в Москве], сов. артист и балетмейстер. Засл. арт. Узб. ССР (1939). Чл. КПСС с 1940. В 1923 окончил вечерние курсы Моск. хореографич. уч-ща (педагог A. M. Meccepep). С 1922 в труппе Свободной оперы (б. Зимина), в 1927–29 – Моск. т-ра оперетты. Затем работал в т-рах Свердловска (1929–32), Перми (1932–37). В 1941–48 – в Т-ре им. Станиславского и Немировича-Данченко, в 1948–51 – в Большом т-ре. Среди партий: Гирей; Пётр I ("Медный всадник"), Капитан советского корабля ("Красный мак"). Был балетмейстером рус. Т-ра оперы и балета им. Свердлова в Ташкенте (1937–41), ставил здесь балеты классич. наследия. В 1939 в Т-ре им. Навои пост. (совм. с У. А. Камиловым и М. Тургунбаевой) нац. балет "Шахида" Таля. Художеств. руководитель балета ВГКО (1953–57), Большого т-ра (1957–59), Ленингр. Малого т-ра и Т-ра им. Станиславского и Немировича-Данченко (1959–64). В 1964–70 зав. балетной труппой Большого т-ра. Ставил спектакли в т-рах разных городов СССР и за рубежом: "Красный мак", "Тщетная предосторожность"; "Испанское каприччио" на муз. Римского-Корсакова (все – 1933, Пермь), "Лебединое озеро" (1936, Куйбышев; 1955, Прага, Брно; 1962, Сантьяго), "Бахчисарайский фонтан" (1936, Куйбышев; 1955, Прага), "Раймонда" (1938, Ташкент), "Каменный цветок" (1958, Братислава; 1961, Варшава) и др.

В. И. Зарубин.

Топорков А. Я.

ТОПОРКÓВ Афанасий Яковлевич (ок. 1727– 1761), рус. артист. В 1742, по окончании Петерб. балетной школы (ученик Ж. Б. Ланде), вошёл в первую рус. балетную труппу. Исполнял ведущие роли в "дворцовом балете". Участвовал в пасторальных, мифологич. (пост. Ланде) и комич. характерных (пост. Фузано) балетах. Среди его партий– Аполлон ("Амур и Психея"). В 1752 был назначен придворным танцмейстером.

Лит.: Штелин Я., Музыка и балет в России XVIII века, пер. с нем., Л., 1935, с. 152–53; Борисоглебский М. (сост.), Материалы по истории русского балета, т. 1, Л., 1938, с. 16, 19, 21, 28; Красовская В., Русский балетный театр от возникновения до середины XIX века, Л.–М., 1958, с. 39–40.

E. H. Дюкина.

Торадзе Д. А.

ТОРÁДЗЕ Давид Александрович (р. 14.4.1922, Тбилиси), сов. композитор, педагог. Нар. арт. Груз. ССР (1961). Чл. КПСС с 1951. В 1937–39 учился в Тбилисской консерватории (в 1948–51 там же – в аспирантуре), в 1939–41 – в Моск. консерватории. Автор симфонич., инструм. произв., опер, оперетт и балетов: "Горда" (1949; Гос. пр. СССравни 1951), "За мир" (1953; 2-я ред. "Непокорённые", 1970) – оба пост. в Т-ре им. Палиашвили. В 1962–68 зам. пред. Союза композиторов Груз. ССравни С 1953 педагог (с 1973 профессор) Тбилисской консерватории.

A. C. Чхеидзе.

"Торжествующий Давид"

"ТОРЖЕСТВУ́ЮЩИЙ ДАВИ́Д" ("David Triomphant"), балет в 2 актах 3 картинах на муз. К. Дебюсси и М. П. Мусоргского в аранжировке В. Риети, ритмы С. Лифаря, сцен. и балетм. Лифарь. 15.12.1936, Междунар. дом студентов, Париж, худ. Ф. Леже; Давид – Лифарь, Царь Саул – С. Ренн, Мельхола – М. Славенска, Колдунья – Вергина. 26.5.1937, возобн., парижская Опера; исполнители – Лифарь, И. Шовире, Л. Дарсонваль.

К. Г. Филонова.

Трембовельская Л. Д.

ТРЕМБОВÉЛЬСКАЯ Лариса Дмитриевна (р. 15.9.1936, Москва), сов. артистка. Засл. арг. РСФСР (1974). Чл. КПСС с 1964. С 1955, по окончании Моск. хореографич. уч-ща (педагоги Г. П. Петрова и Т. С. Ткаченко), в Большом т-ре. Совершенствовалась под рук. H. A. Капустиной. Т. – ведущая характерная танцовщица т-ра. Партии: Мерседес, цыганский танец, болеро ("Дон Кихот"), испанский, венгерский танцы, мазурка ("Лебединое озеро"), краковяк и мазурка ("Бахчисарайский фонтан"), танец с саблями и курдский ("Гаянэ"), Мавританка ("Лейли и Меджнун"), Персидка ("Половецкие пляски"). Первая исполнительница партии Андалуски ("Испанское каприччио", 1963) и др. В её концертном репертуаре: танцы – русские "Лебёдушка" и "Вёдра"), молдавский, армянский и венгерский, "Испанский дуэт", "Малагуэнья".

Лит.: Лиепа М., Танцует.Л. Трембовельская "ТЖ", 1975, № 13.

Н. М. Садовская.

"Третья сюита Чайковского"

"ТРÉТЬЯ СЮИ́ТА ЧАЙКÓВСКОГО", см. "Тема с вариациями".

"Треуголка"

"ТРЕУГÓЛКА" ("Le Tricorne"), 1) Одноактный балет (по повести П. де Аларкона). Комп. М. де Фалья, сцен. Л. Мартинес Сьерра. 22.7.1919, Русский балет Дягилева, Лондон, балетм. Л. Ф. Мясин, худ., П. Пикассо, дирижёр Э. Ансерме; Мельник – Мясин, Мельничиха – Т. П. Карсавина, Коррехидор – Л. Вуйциковский, Денди – С. Идзиковский. 1930, Королевский дат. балет, балетм. тот же. Пост. также труппами: "Балле тиэтр" (1943), "Сэдлерс-Уэллс балле" (1947), "Сити сентер Джофри балле" (1969), "Лондон фестивал балле" (1973). 2) "Треуголка" ("Хозяйка мельницы"), балет в 3 актах. Комп. С. Н. Василенко (использована муз. де Фалья и народные исп. песни), сцен. М. П. Гальперин и Н. С. Холфин. 7.2.1936, Моск. художеств. балет под рук. В. В. Кригер, балетм. Холфин, реж. Б. А. Мордвинов, худ. П. В. Вильямс, дирижёр В. А. Эдельман; Мельник – A. A. Клейн, Коррехидор – В. П. Бурмейстер.

Мельник и его жена, нежно любящие друг друга, с помощью весёлых проделок наказывают чванливого и злого Коррехидора, покушавшегося на честь Мельничихи. Коррехидора, переодетого в платье Мельника, жестоко избивают полицейские, а Мельник в его костюме и треуголке без труда проникает к жене Коррехидора. Балет заканчивается арагонской хотой – общим весёлым танцем.

К. Г. Филонова.

"Три мушкетёра" (балет в 2 актах)

"ТРИ МУШКЕТЁРА" ("De Tre Musketerer"), балет в 2 актах. Комп. Ж. Дельрю, сцен. и балетм. Ф. Флиндт. 11.5.1966, Королевский дат. балет, худ. Б. Дейде; исполнители – X. Кронстам, К. Симоне, А. Леркесен, Ф. Рюберг, П. Мартинс, Э. Мадсен. 1967, Баварская гос. опера, Мюнхен, балетм. тот же.

B. A. Майниеце.

"Три пальмы"

"ТРИ ПÁЛЬМЫ", о дноактный балет на муз. A. A. Спендиарова, сцен. и балетм. Е. Я. Чанга. 29.11.1964, Т-р им. Спендиарова, худ. М. Аветисян, дирижёр A. M. Восканян; Три пальмы – Дж. А. Калантян, А. Г. Марикян, Л. И. Митяй, Ручей – В. Ш. Галстян, Огонь – И. А. Ушакова, Шейх – Х. В. Маргарян, Невольница – Б. О. Овнанян.

Р. A. Торосян.

"Три пояса, или Русская сандрильона"

"ТРИ ПÓЯСА, И́ЛИ РУ́ССКАЯ САНДРИЛЬÓНА", балет в 3 актах с пением (по сказке В. А. Жуковского), комп. Ф. Б. Шольц, сцен. А. П. Глушковский. 20.10.1826, Большой т-р, Москва, балетм. Глушковский, худ. И. Браун, И. Н. Иванов, дирижёр Шольц; Людмила – М. Лаврова (артистка оперы), её старшие сестры – Л. Г. Заборовская и Е. И. Лобанова, князь Святослав – Т. И. Глушковская, гении – Ф. Гюллень-Сор и Ж. Ришар.

Лит.: Красовска А. В., Русский балетный театр от возникновения до середины XIX века, Л.–М., 1958, с. 174–75.

"Три толстяка"

"ТРИ ТОЛСТЯКÁ", балет в 4 актах 8 картинах (по сказке Ю. Олеши). Комп. В. А. Оранский, сцен. и балетм. И. А. Моисеев. 1.3.1935, Большой т-р, худ. Б. А. Матрунин, дирижёр Ю. Ф. Файер. 1938, возобн., там же; Суок – О. В. Лепешинская, Продавец шаров – Л. А. Жуков, Гаспар – А. И. Радунский, Просперо – А. Д. Булгаков.

B. A. Майниеце.

Трико

ТРИКÓ (франц. tricot, от tricoter – вязать) балетное, костюм артистов для выполнения exercice, непременная часть сценич. костюма. Изобретение Т. приписывают Мальо, костюмеру парижской Оперы (2-я пол. 18 в.). Т. стало обязательным атрибутом костюма классич. танцовщика после реформы женского танца и появления тюники, пуантов, а также с развитием техники и эстетики классич. танца, формированием его канонич. форм – дуэта, усложнением виртуозного исполнительства. В театр. обиход Т. окончательно ввёл хореограф Ш. Дидло.

В. В. Киселёв.

"Трильби"

"ТРИ́ЛЬБИ", балет в 2 актах 3 картинах (по сказке Ш. Нодье "Трильби, или Дух очага"). Комп. Ю. Г. Гербер, сцен. и балетм. М. И. Петипа. 25.1.1870, Большой т-р, худ. К. Ф. Вальц и П. А. Исаков, дирижёр П. Н. Лузин; Мери – П. М. Карпакова, Трильби – Л. Н. Гейтен. 17.1.1871, Мариинский т-р, Петербург, балетм. тот же, худ. Ф. И. Нордмарк, Ф. И. Шеньян и И. Е. Куканов; Беттли – А. Гранцова (позднее Е. О. Вазем).

Лит.: "Трильби". [Либретто], М., 1870.

Трнинич Д.

ТРНИ́НИЧ (Trninić) Душан (р. 10.10.1929, Белград), югосл. артист. Учился в Белграде у Н. Кирсановой, в Париже у Л. Н. Егоровой, О. И. Преображенской и С. Перетти. В 1945–75 в балетной труппе Нац. т-ра в Белграде. Партии: Зигфрид, Альберт; Принц ("Золушка" и "Спящая красавица"), гл. партии в югосл. балетах – "Пряничное сердце" Барановича, "Охридская легенда" Христича, "Чёрт в деревне" Лхотки и другие. Пр. "7-е июня" (1949).

М. Йованович.

Троицкий Н. П.

ТРÓИЦКИЙ Николай Петрович [р. 1838, Петербург, – 9(22).9.1903, там же], рус. артист. Сценич. деятельность начал в 1854 ещё воспитанником Петерб. театр. уч-ща. С 1857, по окончании уч-ща, в Мариинском т-ре. В 1864 выступил в партии Иванушки ("Конёк-Горбунок", первая пост., балетм. А. Сен-Леон), проявив большое пантомимич. дарование. Исполнял ведущие комедийные партии: Джон Буль ("Дочь фараона"), Бертрам ("Роберт и Бертрам, или Два вора" Шмидта и Пуньи), Никез ("Тщетная предосторожность"), Фризак ("Фризак-цирюльник, или Двойная свадьба" Минкуса) и др. Преподавал бальные танцы в петерб. учебных заведениях. В 1884 вышел в отставку.

Лит.: Борисоглебский М. (сост.), Материалы по истории русского балета, т. 1, Л., 1938, с. 204; Красовская В., Русский балетный театр второй половины XIX в., Л.–М., 1963, с. 445–46; Бахрушин Ю., История русского балета, М., 1965, с. 131.

E. H. Дюкина.

"Тропою грома"

"ТРОПÓЮ ГРÓМА", балет в 3 актах (по мотивам романа П. Абрахамса). Комп. К. Караев, сцен. Ю. И. Слонимский. 4.1.1958, Т-р им. Кирова, балетм. K. M. Сергеев, худ. В. И. Доррер, дирижёр Э. П. Грикуров; Сари – Н. М. Дудинская, Ленни – K. M. Сергеев, Мако – И. Д. Бельский, Герт – М. М. Михайлов, Фанни – И. Н. Утретская. 21.2.1965, возобн.,там же, балетм. и худ. те же, дирижёр Ю. В. Гамалей; Сари – О. Н. Моисеева, Ленни – Б. Я. Брегвадзе, Мако – A. B. Гридин, Фанни – В. К. Потёмкина. 1972, возобн., там же, балетм. тот же; Сари – Г. Т. Комлева, Ленни – Б. В. Бланков. 27.6.1959, Большой т-р (филиал), балетм. Сергеев, худ. Доррер, дирижёр Е. Ф. Светланов; Сари – О. В. Лепешинская, Ленни – Ю. Г. Кондратов, Герт – С. Г. Корень, Фанни – Ю. Г. Скотт. В др. городах СССР (в скобках фамилии балетмейстеров): Минск (1960, Н. Г. Конюс), Донецк (1959, К. А. Муллер), Баку (1960, Сергеев; 1967, возобн., 1975, возобн. Р. Г. Ахундова, М. Д. Мамедов), Казань (1960, Муллер), Фрунзе (1961, К. Мадемилова), Куйбышев (1960, Н. В. Данилова), Уфа (1961, В. Х. Пяри), Кишинёв (1961, Муллер), Петрозаводск (1962, М. М. Мнацаканян), Львов (1963, А. Ф. Шикеро), Воронеж (1963, Муллер), Душанбе (1963, Конюс), Улан-Удэ (1964, Мнацаканян), Сыктывкар (1970, Л. А. Бордзиловская), Тбилиси (1972, Г. И. Давиташвили). За рубежом: Братислава (1960, Студия телевидения, И. Зайко), Варна (1961, Г. и С. Йордановы), Усти-над-Лабой (1963), Клуж (1963).

Любовь южноафриканского деревенского учителя негра Ленни и белой девушки Сари, дочери помещика Герта, обречена на гибель в мире, где правят бесчеловечные законы апартеида. Гневным шествием цветных и чёрных жителей на фоне близящейся грозы завершается спектакль.

Лит.: Бонч-Осмоловская Е., Балеты Кара Караева "Семь красавиц" и "Тропою грома", М., 1961; Томсон Г. В. (сост.), "Тропою грома" Кара Караева, Л., 1962.

E. H. Дюкина.

Трофимова И. А.

ТРОФИ́МОВА Ирина Александровна (р. 29.10.1929, Ленинград), сов. педагог. Засл. деят. иск-в Башк. АССР (1969). В 1949 окончила Ленингр. хореографич. уч-ще (педагог М. Ф. Романова), в 1952 – педагогич. отделение Ленингр. консерватории (педагог А. Я. Ваганова), в 1957 – театроведч. ф-т Ленингр. театр. ин-та. С 1951 преподаёт в Ленингр. хореографич. уч-ще. Автор статей по вопросам хореографии и методики преподавания.

И. В. Ступников.

Трофимова Н.

ТРОФИ́МОВА (Trofimowa) Наташа (р. 23.2.1924), нем. артистка (ФРГ). Училась у Е. Эдуардовой, Т. Гзовской и В. Гзовского в Берлине. В 1946–51 солистка Нем. гос. оперы (Берлин). Гастролировала в Зап. Берлине, Мюнхене, Гамбурге, Франкфурте-на-Майне. В 1957–71 работала в Гос. опере в Мюнхене. Партии: Балерина ("Петрушка"), Джульетта, Аврора, а также ряд гл. ролей в совр. балетах.

Э. Реблинг.

Тубин Э. И.

ТУ́БИН Эдуард Иозепович (р. 18.6.1905, г. Калласте, ныне Тартуского р-на), эст. композитор. Композиции обучался в Тартуской высшей муз. школе у X. Эллера. По окончании её в 1930–34 дирижёр т-ра "Ванемуйне" и Тартуского мужского хорового общества. Автор оперы, симфонич., камерных и вокальных соч., балетов: "Птица Сиуру" (1939) и "Кратть" ("Домовой" по мотивам эст. фольклора, 1943, т-р "Ванемуйне", балетм. И. Урбель). Нац. основа ярко индивидуального муз. языка соединяется в произв. Т. с совр. средствами выразительности, полифонич. и ритмическим богатством. С 1944 живёт в Швеции, работает в Дротнингхольмском т-ре.

В. А. Паалма.

Тугелов Н. С.

ТУГÉЛОВ Нурдин Сооронбаевич (15.9.1920, кишлак Баш-Тюбе, – 10.6.1980), сов. артист, балетмейстер, педагог. Засл. деят. иск-в Кирг. ССР (1958). Окончил Ленингр. хореографич. уч-ще (1941). В 1941–50 (с перерывами) – во Фрунзенском т-ре. Партии: Франц, Фрондосо, Зигфрид, Ли Шанфу; Кадыр ("Анар" Власова и Фере) и др. 1950 балетмейстер, в 1959–64 – гл. балетм. этого т-ра. Пост. балеты: "Анар" Власова и Фере (1950), "Чолпон" Раухвергера (1953), "Эсмеральда" (1955); "Куйручук" Молдобасанова и Окунева (1960), "Корсар" (1961), "Ромео и Джульетта" (1962) и др., а также танцы в операх. С 1946 педагог Фрунзенского хореографич. уч-ща. В 1965–77 художеств. руководитель Ансамбля нар. танца Кирг. ССравни Оставил сцену в 1977.

Д. Л. Брудный.

Туисова Л. В.

ТУИ́СОВА Лариса Васильевна (р. 14.3.1948, пос. Зырянка Якут. АССР), сов. артистка. Засл. арт. Латв. ССР (1976). С 1966, по окончании Рижского хореографич. уч-ща (педагог И. Строде), в Рижском т-ре. Партии: Одетта – Одиллия, Маша, Аврора; Повелительница дриад ("Дон Кихот"), Рабыня ("Корсар"), Богиня ("Собор Парижской богоматери" Пуньи, Дриго, Глазупа), Клеопатра ("Антоний и Клеопатра" Лазарева), Скайдрите ("Стабураг" Калниня), Кармен, Гаянэ; Лиза ("Тщетная предосторожность"). Участвовала в гастролях за рубежом.

Э. Т. Силинь.

Тулубьев В. М.

ТУЛУ́БЬЕВ Виктор Михайлович (р. 27.1.1920, Петроград), сов. артист. По окончании Ленингр. хореографич. уч-ща (ученик В. И. Пономарёва), в 1939–63 в Ленингр. Малом т-ре. Создал разнообразные роли – от дурачка Никеза ("Тщетная предосторожность") до драматич. Петрушки и характерно-гротесковых образов. Первый исполнитель партий: Баба Яга ("Чудесная фата" Заранек, 1947, балетм. H. A. Анисимова), Бармалей ("Доктор Айболит", 1948, балетм. Б. А. Фенстер и Г. И. Исаева), Алдар-Косе ("Весёлый обманщик" Корчмарёва, 1951, балетм. Фенстер и К. Джапаров), Шут ("Ивушка" Евлахова, 1957, балетм. Анисимова). Среди лучших ролей – Бесёнок и Пугало ("Сказка о попе и о работнике его Балде" Чулаки), Труффальдино ("Мнимый жених" Чулаки). Наиболее значит. работа Т. – Петька ("Юность", 1949, балетм. Фенстер; Гос. пр. СССравни 1950). В 1953–64 Т. преподавал в ленингр. Доме культуры им. Горького, в 1967–69 – в Каирской балетной

школе, в 1963–67 и с 1969 – в Ленингр. хореографич. уч-ще.

A. A. Соколов.

Тулубьева С. М.

ТУЛУ́БЬЕВА София Михайловна (р. 21.8.1918, Новгород), сов. артистка, балетмейстер и педагог. Засл. деят. иск-в Бурят. АССР (1979). В 1928–37 училась в Ленингр. хореографич. уч-ще (педагоги Е. П. Гердт, А. Я. Ваганова, A. B. Лопухов), в 1940 окончила там же педагогич. отделение. С 1937 в Т-ре им. Кирова. Партии: Китри, Аврора, Одетта – Одиллия, Катерина, Tao Хоа, Лауренсия; Наташа ("Берег счастья" Спадавеккиа) и др. В 50-е гг. солистка Пермского т-ра. С 1962 гл. балетм. Т-ра им. Джалиля, где пост. балеты: "Двенадцать месяцев" Битова (1962), "Медный всадник" (1963), "Коппелия" (1964); с 1964 – Кишинёвского т-ра. Пост. там балеты: "Спящая красавица" (1965); "Первая любовь" Зива (1967), "Бахчисарайский фонтан" и "Ромео и Джульетта" (оба – 1969), оперу-балет "Мальчиш-Кибальчиш" Кацман (1970). В 1972–77 гл. балетм. Донецкого т-ра. Пост.: "Спящая красавица" (1972), "Бахчисарайский фонтан" и "Лебединое озеро" (оба – 1973); "Антоний и Клеопатра" Лазарева (1974), "Баядерка" (1975); "Муха-Цокотуха" Владимирова и "Муза поэта" Доценко и Стародубровского (оба – 1976), "Сказки Венского леса" на муз. И. Штрауса и "Моцартиана" на муз. Чайковского (оба – 1977). В 1946–54 преподавала в Ленингр., Узб. и Пермском хореографич. уч-щах. В 1955–60 педагог-репетитор Пермского т-ра. С 1979 гл. балетм. Бурятского т-ра, где пост. "Бахчисарайский фонтан".

Тулупова В. Я.

ТУЛУ́ПОВА Валентина Яковлевна [р. 12(25).7.1914, Самара], сов. артистка и балетмейстер. Засл. деят. иск-в РСФСР (1958). Училась в балетной школе в Омске. В 1930–1932 работала в оперных т-рах Иркутска и Ташкента. С 1933 солистка балета в т-рах оперетты Хабаровска, Куйбышева, Ростова, Волгограда. В 1946–50 солистка, с 1950 гл. балетмейстер Омского т-ра музкомедии. Пост. балеты: "Снежная королева" Синдинга и Гаде (1968), балетные миниатюры "Мгновения" Крылатова (1975) и др.; участвовала в пост. оперетт "Белая акация" Дунаевского (1957), "Корневильские колокола" Планкета (1960), "Особое задание" (1963) и "Василий Тёркин" (1971) Новикова,/"Цыганский барон" Штрауса (1973), "Весёлая вдова" Легара (1976) и мн. др.

Туманова Т. В.

ТУМÁНОВА (Toumanova) Тамара Владимировна (р. 1919, Шанхай), артистка. По нац. русская. С 1926 училась в Париже в школе О. И. Преображенской. С 1933 солистка мн. европ. и амер. трупп: "Балле рюс де Монте-Карло" (1932, 1933–38), "Балле-1933" (1933), "Орижиналь балле рюс" (1940), "Балле тиэтр" (1944–45), "Гран балле дю марки де Куэвас" (1949), "Фестивал балле" (1952–54), парижской Оперы (1947–50, 1952–59), "Ла Скала" (1951–52, 1956). В репертуаре Т. – гл. партии в классич. балетах ("Спящая красавица", "Лебединое озеро", "Жизель" и другие.>.), а также в пост. совр. балетмейстеров: Дж. Баланчина – "Конкуренция" Орика, "Моцартиана", "Хрустальный дворец", "Поцелуй феи"; Л. Ф. Мясина – "Детские игры" на муз. Бизе, "Фантастическая симфония" на муз. Берлиоза, "Лабиринт" на муз. Шуберта, "Треуголка"; С. Лифаря – "Федра" Орика, "Незнакомка" А. Жоливе; Ж. Шарра – "Семь смертных грехов" на муз. Верретти; М. Вальман – "Легенда об Иосифе" и другие. Снималась в кино (в амер. фильме "Мы поём вечером" сыграла роль Анны Павловой). Вела концертную деятельность.

Г. М. Шлуглейт.

Турдиева Ш. Х.

ТУРДИ́ЕВА Шарафбону Хайдаровна (р. 6.10.1938), сов. артистка. Засл. арт. Тадж. ССР (1974). С 1958, по окончании Ленингр. хореографич. уч-ща (педагоги М. В. Боярчикова, Е. Жемчужина, H. A. Железнова), в Т-ре им. Айни. Партии: Лейли ("Лейли и Меджнун" Баласаняна), Медора, Хлоя, Маша; Лиззи и Мэри ("Тропою грома"), Береника ("Египетские ночи" Аренского), Люсия ("Любовь-волшебница"), Саодат ("Сын Родины" Тер-Осипова), Танечка ("Доктор Айболит").

Н. Х. Нурджанов.

Турецкий балет

Статья большая, находится на отдельной странице.

Туркменский балет

Статья большая, находится на отдельной странице.

Туркменский театр оперы и балета

Статья большая, находится на отдельной странице.

Турон П.

ТУРÓН (Touron) Патрис (р. 21.8.1952, Дакар, Сенегал), франц. артист. Учился в Бордо у Пьероцци, затем в Канне у Р. Хайтауэр. С 1973 солист Балета XX века (Брюссель). Исполнитель ведущих партий в балетах М. Бежара: "Весна священная" (Избранник), "Бакти" на традиц. инд. музыку, "Наш Фауст" на муз. Баха и аргент. танго (1975), "Гелиогабал" на сб. музыку (1976), "Девятая симфония" на муз. Бетховена, "Жар-птица" (Феникс); "Ромео и Джульетта" на муз. Берлиоза (Тибальд), "Любовь поэта" на муз. Шумана и Рота (1979, Заратустра) и мн. др. Искусство Т. отмечено высоким технич. мастерством, импульсивностью и другие.матич. экспрессией. Гастролировал в СССР с труппой Балет XX века (1978).

Лит.: Hersin A.-Ph., Profil de Patrice Touron, "Les saisons de la danse", 1976, № 86.

B. A. Кулаков.

Турска И.

ТУ́РСКА (Turska) Ирена (р. 26.10.1912, Варшава), польский балетовед, критик, сценарист. Окончила школу ритмики и художеств. танца Я. Мечиньской в Варшаве (1943), училась в Высшем хореографич. уч-ще в Париже и в Ин-те эстетики Парижского ун-та (1964–66). В 1949–52 – руководитель Балетного ведомства Генеральной дирекции оперных т-ров и филармоний Польши. С 1973 ведёт курс истории танца для преподавателей танца при Высшей муз. школе в Варшаве. Автор работ: "Леон Вуйциковский" (1958), "Пан Твардовский" (1959), "Краткий очерк истории танца и балета" (1962), "Танец в Польше" (1962), "В области танца" (1965), "Путеводитель по балету" (1973). Написала сценарии балетов: "Королевский шут" Кизеветтера (1958, Опера в Бытоме), "Мазепа" Шелиговского (1958, Гос. Опера в Варшаве), "Пиноккио" Шайны-Левановской (1964, Опера во Вроцлаве).

Турчинович Р.

ТУРЧИНÓВИЧ (Turczynowicz) Роман (14.3.1813, Радом, – 21.5.1882, Варшава), польский артист, балетмейстер и педагог. В 1825–33 танцовщик, в 1833–43 солист "Т-ра Вельки" в Варшаве, затем режиссёр (1833–1853) и художеств. руководитель этой труппы (1853–67). В 1833–68 педагог варшавской Балетной школы, воспитал первых польских проф. танцовщиков. Партии: Джеймс ("Сильфида"), Альвар ("Герта"). Пост. и возобн.: "Окрестность под Кельце" Стефани (1846), "Графиня и крестьянка" Адана ("Своенравная жена", 1847), "Жизель" (1848); "Персидские танцы" Стефани (1849), "Катарина, дочь разбойника" (1850), "Эсмеральда" (1851), "Корсар" (1857), а также танцы в первых пост. опер С. Монюшко.

И. Турска.

Тустеп

ТУСТÉП (англ. two-step, от two – два и step – шаг), бальный танец. Возник в США в нач. 20 в. В Европе приобрёл популярность в 1920-е гг. Муз. размер 2/4. Основные движения: два быстрых шага (на 1-ю долю такта) и один медленный (на 2-ю долю такта).

И. С. Ивлиева.

Туул Т.

ТУ́УЛ Тундэврэгзэнгийн (р. 6.12.1945, Улан-Батор), монг. артистка. Засл. арт. МНР (1969). Окончила Узб. хореографич. уч-ще (Ташкент, ученица З. И. Афанасьевой). Ведущая солистка Гос. т-ра оперы и балета МНР (в труппе с 1962). Среди лучших партий: Урангуа ("Цветок среди бурьяна" Чойдога, балетм. Б. Жамьяндагва), Золушка; Франческа ("Франческа да Римини"), Китри.

Хорлоогийн Нацагдорж.

"Тщетная предосторожность"

Статья большая, находится на отдельной странице.

Тюгаль П.

ТЮГÁЛЬ (Tugal) Пьер (23.7.1883, Россия, – 6.6.1964, Париж), франц. критик и историк балета. Окончил Брюссельский ун-т, доктор права и искусств. Один из основателей (совм. с Р. де Маре, 1931) и до 1950 хранитель Междунар. архива танца, создатель (совм. с П. Мишо и другие., 1935) Ассоциации хореографич. прессы. Участник Движения Сопротивления. Автор мн. книг по истории балета и классич. танцу.

Соч.: La danse à travers les âges et les arts, Р., [s.a.]; Initiation à la danse, Р., 1947; Jean-Georges Noverre, В., 1959; La danse classique sans maître, [Р., 1956] (совм. с L. Legrand).

Ε. Я. Суриц.

Тюдор А.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Тюник

ТЮНИ́К, тюника или тюники (франц. tunique – туника, хитон, от лат. tunica), то же, что пачка, применялась чаще в романтич. балете (костюмы виллис в "Жизели" и другие.>.).

Тюнтина Л. М.

ТЮ́НТИНА Лидия Михайловна [р. 6(18).1.1899, Харьков], сов. артистка, педагог, репетитор. Нар. арт. Башк. АССР (1957), засл. деят. иск-в РСФСР (1972). В 1917 окончила Петерб. театр. уч-ще (педагог K. M. Куличевская), в 1938 – педагогич. отделение Ленингр. хореографич. училища (педагог А. Я. Ваганова). В 1917–47 в Т-ре им. Кирова. С 1937 педагог Ленингр. хореографич. уч-ща. В 1951–54 репетитор Т-ра им. Кирова, в 1944–76 – Ленингр. хореографич. уч-ща.

И. В. Ступников.

Предыдущая страница Следующая страница