Приглашаем посетить сайт

Философия (philosophy.niv.ru)

Энциклопедия "Балет" (1981)
Южно-Африканской республики балет

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Южно-Африканской республики балет

Ю́ЖНО-АФРИКÁНСКОЙ РЕСПУ́БЛИКИ БАЛÉТ, начал развиваться как искусство для белого населения в 30-е гг. 20 в. под влиянием англ. балета. В 1930 открыла школу танцовщица Д. Хаус (с 1932 – балетная школа Кейптаунского ун-та). На её основе возникла в 1934 труппа Кейптаунского ун-та, к-рая показывала балеты классич. наследия и англ. балетмейстеров. В 1942 здесь поставил свой первый балет Дж. Кранко (на муз. сюиты из "Истории солдата" Стравинского). В 1934 в Йоханнесбурге открыла школу М. Стёрман, к-рая с педагогами А. Конми и П. Фреймс основала в 1944 труппу "Йоханнесбург фестивал балле сосайети", дававшую до 1956 представления силами учеников местных школ. В 1959 Ф. де Вилье организовала "Йоханнесбург балле" (позднее – "Йоханнесбург сити балле"). В 40-х гг. мн. молодые артисты уехали в Великобританию (Н. Нерина, М. Лейн, П. Миллер, Кранко, А. Родригес, Ф. Стафф, Д. Пул, Г. Берн и другие.). Нек-рые из них в 50-е гг. вернулись в ЮАР. Стафф стал одним из ведущих хореографов, Миллер и Пул открыли школы. В 1962 был создан Совет зрелищных искусств с отделениями в провинциях, где начали формироваться местные балетные труппы. В Йоханнесбурге в 1963 – Балет ПАКТ ("Перформинг артс каунсил оф Трансвааль", сначала – "Трансвааль балле") на базе "Йоханнесбург сити балле". Её возглавляли де Вилье (до 1971) и Бёрн, Дж. Харт (1972–75), затем Д. Шульце и Л. Годфри. В Кейптауне в 1965 – Балет КАПАБ ("Кейп перформинг артс борд") на базе труппы Кейптаунского ун-та. Во главе труппы (30 чел.) стояли Хаус (до 1969), затем Пул. Стафф поставил здесь много балетов. В Дурбане в 1969 – Балет НАПАК ("Наталь перформинг артс каунсил балле") под рук. Миллер и Д. Дейвиса. В провинции Оранжевой в 1970 – Балет ПАКОФС ("Перформинг артс каунсил Ориндж Фри Стейт балле"), к-рый работает нерегулярно. Наибольшее значение имели труппы Балет КАПАБ и Балет ПАКТ. В репертуаре трупп ЮАР спектакли классич. наследия ("Тщетная предосторожность", "Коппелия", "Жизель", три балета Чайковского), как правило, в постановках Харта и Березова, балеты М. М. Фокина и англ. хореографов – Ф. Аштона, Дж. Картера и особенно тех, кто связан происхождением с ЮАР – Кранко, Родригеса. Здесь ставят Пул, Бёрн, Дж. Риверос, Р. Хайнд и другие. В 70-х гг. стали появляться спектакли, в к-рых была использована местная тематика (в частности, негритянские легенды) и музыка местных композиторов: "Рака" (1971, балетм. Стафф) и "Королева дождя" (1973, балетм. Пул) – оба комп. Ньюкатера; "Нонгаузе" Макбета и Рикарда (1973, балетм. Бёрн). Известны артисты – Ф. Спира, К. Уэллс, Д. Уэллер, Э. Клейн, Ф. Даниел, К. Россон. В спектаклях трупп КАПАБ и ПАКТ участвуют артисты Королевского балета Великобритании.

Е. Я. Суриц.

В начало энциклопедии