Приглашаем посетить сайт

Орловка (orlovka.niv.ru)

Энциклопедия "Балет" (1981)
Латвийский балет

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Латвийский балет

ЛАТВИ́ЙСКИЙ БАЛÉТ. Первая проф. балетная труппа в Латвии существовала с 1782 в немецком т-ре в Риге. Артисты и балетмейстеры приглашались из-за границы, состав труппы был непостоянным. В 19 – нач. 20 вв. в Риге гастролировали известные иностр. и рус. артисты: Л. Дюпор, А. Бернаделли, Л. Монтес, Л. Гран, Н. К. Богданова, М. И. Петипа, А. П. Павлова, М. М. и В. П. Фокины и другие. В 1893–1903 балетная труппа под рук. Б. Дувалде-Фейте работала в Рижском латыш. т-ре. В нач. 20 в. получила известность артистка и балетм. М. Балбо, в студии к-рой обучались мн. латыш. танцовщики (К. Гентеле, М. Ниедрите и другие.). Возникновение нац. балета связано с т-ром Латыш. оперы, открытым в 1913 в Риге; здесь имелось 8 танцовщиков-любителей во главе с балетм. М. Каулинем. Однако в 1915, в связи с 1-й мировой войной 1914–18, т-р прекратил деятельность. В нач. 1919 в Риге был создан т-р Опера Советской Латвии (впоследствии Латвийский театр оперы и балета), в к-ром работала балетная труппа, возглавлявшаяся В. Комисарсом. Ведущей танцовщицей была К. Гентеле. Однако сначала артисты участвовали лишь в танц. сценах опер. В 1922–25 балетную труппу возглавил балетм. Н. Г. Сергеев, в студии к-рого артисты овладевали осн. принципами школы рус. классич. балета. Были пост. первые балетные спектакли: "Тщетная предосторожность" (1922), "Пахита" (1923), в к-рых центр. партии исполняли Сергеев и петрогр. артисты Е. М. Люком и Б. В. Шавров, "Волшебная флейта" Дриго и "Баядерка" (оба – 1923). С сер. 20-х гг. подъёму Л. б., совершенствованию техники и росту артистизма танцовщиков способствовала интенсивная деятельность педагога и балетм. A. A. Фёдоровой (в 1925–32 ведущая балерина, руководитель труппы и созданной ею студии при т-ре), которая пост. балеты – "Лебединое озеро", "Коппелия", "Раймонда" (все – 1926), "Щелкунчик" (1928), "Спящая красавица" (1929), "Конёк-Горбунок" (1930), "Дон Кихот" и "Сильвия" (1931), "Жизель" (1932). В Риге гастролировали рус. артисты О. И. Преображенская, Т. П. Карсавина, Е. А. Смирнова, Б. Г. Романов, O. A. Спесивцева, М. М. и В. А. Фокины. Из Сов. Союза на гастроли приезжали М. Р. Рейзен и Л. А. Жуков, В. В. Кригер и A. M. Мессерер, Т. М. Вечеслова и В. М. Чабукиани, A. M. Абрамова и М. М. Габович. Жуковым были пост. "Шехеразада" и танцы в опере "Кавалер роз" Р. Штрауса (1930), В. Д. Тихомировым – "Красный мак" (1933). В 1932–1933 труппой руководил А. И. Вильтзак, поставивший "Карнавал" (1932); "Петрушку", "Пульчинеллу" и "Ребус" ("Стальной скок") Прокофьева (все – 1933). В 30-е гг. появились первые латыш. нац. балеты, поставленные О. Леманисом (гл. балетм. в 1934–44): "Победа любви" Мединя (1935), "Илгá" Витолиня (1937), "Соловей и роза" и "Осень" Калниня (оба – 1938). В числе др. достижений балетного иск-ва: "Скарамуш" Сибелиуса и "Болеро" (оба – 1936), "Эсмеральда" (1939), "Бахчисарайский фонтан" (1940), "Лауренсия" (1941). С 1932 при т-ре работала балетная школа под рук. Вильтзака и позднее X. Плуциса (с 1948 – Рижское хореографич. уч-ще).

Балетная труппа имелась также в Лиепайском оперном т-ре (осн. в 1922), где работали балетм. А. Стеделаубе (до 1933) и А. Экстон (1933–34). Наряду с танц. сценами в операх и опереттах ставились балетные спектакли: "Фея кукол" (1926); латыш. балет "Морская сказка" Вейнберга (1928), "Волшебная флейта" (1934) и др. В результате объединения оперного и другие.матич. Нового т-ров в Лиепае начал работать т-р Гор. драмы и оперы, в труппу к-рого вошли танцовщики обоих т-ров. Под рук. балетм. А. Козловского здесь были пост.: "Лебединое озеро", "Коппелия" (оба – 1935), "Тщетная предосторожность" (1936), "Корсар" (1941) и др.

После освобождения Латвии от нем.-фаш. оккупантов (1944) началось развитие Л. б. во взаимодействии с хореографич. иск-вом др. союзных республик, использовался опыт в выборе репертуара, трактовке сценич. образов и другие. В 1947 пост. первый сов. латыш. балет "Лайма" Лепиня о борьбе против нем. рыцарей и феодалов в 13 в. В этой работе балетм. Е. Тангиевой-Бирзниек получили оригинальное претворение мотивы нац. фольклора и нар. танца. Оригинальность хореографич. прочтения характерна и для поставленных балетм. Е. Чанга балетов "Сакта свободы" Скулте (1950), "Стабурадзе" Калниня (1957) и др. Тема борьбы против колониализма – в центре балета "Ригонда" Гринблата (1959, балетм. Тангиева-Бирзниек), отмеченного новизной и смелостью исканий. Поиски новых, современных средств выразительности, впечатляющие композиции массовых сцен отличают балеты, поставленные И. Строде, В. Т. Блиновым, А. Лембергом.

Среди деятелей Л. б. 70-х гг.: нар. арт. СССР В. Вилцинь, нар. арт. Латв. ССР А. Лемберг, X. Ритенберг, засл. деят. иск-в Латв. ССР И. Строде, засл. арт. Латв. ССР И. Абеле, Я. Панкрате, А. Баумане, М. Билалова, В. Т. Блинов, И. Гинтере, И. Каруле, В. П. Цуканов, А. Экис и другие. Вопросы балетного иск-ва освещаются в ежегоднике "Teātris un dzīve", журнале "Māksla", газете "Literatura un Māksla" и другие.

Лит.: Brants G., Latviešu balets, Rīga, 1937; Viduleja L., Balets, Rīga, 1959; Siliņa E., Latvieņšu padomju baleta attīstības gaitas, "Teātris un dzīve", 1965, № 9; Кундзинь К., Латышский театр, 1963; Луцкая Е., Балет Латвии, "МЖ", 1969, № 2; Voskresenska J., Latviešu padomju balets, Rīga, 1978.

Э. Силинь.

"Стабурадзе" А. Калниня. Латвийский театр оперы и балета. Балетм. Е. Чанга

"Победа любви" Э. Мединя. Латвийский театр оперы и балета. Балетм. И. Строде

"Лайма". Латвийский театр оперы и балета. Балетм. Е. Тангиева-Бирзниек

"Сакта свободы". Латвийский театр оперы и балета. Балетм. Е. Чанга

Латвийский балет

"Стабурадзе" А. Калниня. Латвийский театр оперы и балета. Балетм. Е. Чанга

Латвийский балет

"Победа любви" Э. Мединя. Латвийский театр оперы и балета. Балетм. И. Строде

Латвийский балет

"Лайма". Латвийский театр оперы и балета. Балетм. Е. Тангиева-Бирзниек

Латвийский балет

"Сакта свободы". Латвийский театр оперы и балета. Балетм. Е. Чанга

В начало энциклопедии