Приглашаем посетить сайт

Ахматова (ahmatova.niv.ru)

Энциклопедия "Балет" (1981)
Статьи на букву "С" (часть 5, "СОР"-"СЮИ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 5, "СОР"-"СЮИ")

Сор Ф.

СОР, Сорс (Sor, Sors), Фернандо (13.2.1778, Монтсеррат, близ г. Барселона, – 10.7.1839, Париж), исп. гитарист и композитор. Муж танцовщицы Ф. В. Гюллень-Сор. Один из лучших гитаристов своего времени. С 1813 жил в Париже, где выступал с концертами, затем гастролировал во мн. странах, в т. ч. в России. В 1823–28 работал в Москве. Автор балетов: "Сандрильона" (1823, Париж, балетм. Альбер), "Сицилиец, или Любовь-живописец" (совм. со Шнейцхоффером, 1827, Париж, балетм. Анатоль) и др. "Сандрильона" была показана в 1825 в день открытия Большого т-ра в Москве (балетм. Гюллень-Сор).

Г. М. Шлуглейт.

"Сорок девушек"

"СÓРОК ДÉВУШЕК", балет в 3 актах 7 картинах. Комп. Л. В. Фейгин, сцен. и балетм. A. B. Кузнецов. 4.10.1967, Т-р им. Навои, худ. Г. А. Визаль, дирижёры Б. А. Иноятов и Д. Г. Абдурахманова; Гулиам – Г. Б. Измайлова, Н. Ш. Якубова, Арслан – С. Ш. Бурханов, Суртайши – P. C. Султанов, Сарбиназ – В. Я. Проскурина.

Л. А. Авдеева.

"Сотворение мира" (балет в 3 актах)

"СОТВОРÉНИЕ МИ́РА", балет в 3 актах (по мотивам сатирич. рисунков Ж. Эффеля). Комп. А. П. Петров, сцен. и балетм. В. Ю. Василёв и Н. Д. Касаткина. 23.3.1971, Т-р им. Кирова, худ. Э. Г. Стенберг, дирижёр В. А. Федотов; Адам – В. Н. Гуляев, Ева – Н. Д. Большакова, Бог – Ю. В. Соловьёв. 1978, Моск. классический балет, сцен., балетм. и худ. те же. В др. городах СССР (в скобках фамилии балетмейстеров): Харьков (1975, М. М. Газиев), Минск (1976, В. Н. Елизарьев), Таллин (1976, Касаткина и Василёв). За рубежом: Лейпциг (Э. Кёлер-Рихтер), Дрезден (В. Мюллер), Будапешт (1976, Касаткина и Василёв).

Вопреки библейской легенде главные герои – Адам и Ева – отвергают запретный плод, предложенный им Чёртом. Познав любовь, они покидают Рай и уходят на необжитую Землю во имя сотворения человеческого мира.

В. А. Майниеце.

"Сотворение Мира" (одноактный балет)

"СОТВОРÉНИЕ МИ́РА" ("La Création du Monde"), одноактный балет. Комп. Д. Мийо, сцен. Б. Сандрар. 25.10.1923. Шведский балет, Париж, балетм. Ж. Бёрлин, худ. Ф. Леже; исполнители – Бёрлин и Э. Странден. Др. пост. (в скобках фамилии балетмейстеров): Общество Камарго, Лондон (1931, Н. де Валуа), "Нью-Йорк сити балле", Нью-Йорк (1960, Т. Болендер), Королевский балет, Стратфорд-он-Эйвон (1964, К. Макмиллан).

В. А. Майниеце.

Софийская народная опера

Статья большая, находится на отдельной странице.

Спадавеккиа А. Э.

СПАДАВÉККИА Антонио Эммануилович [p. 21.5(3.6).1907, Одесса], сов. композитор. Нар. арт. РСФСР (1977). Окончил Моск. консерваторию по классу композиции В. Я. Шебалина (1937). Автор опер, оркестровых и камерных произв., романсов. Написал балеты на совр. темы: "Враги" (1938, Хореографич. уч-ще Большого т-ра; балетм. Н. С. Холфин), "Берег счастья" (1948, Т-р им. Станиславского и Немировича-Данченко, балетм. В. П. Бурмейстер и И. В. Курилов).

В. В. Ванслов.

"Спартак"

"СПАРТÁК", балет в 3 актах. Комп. А. И. Хачатурян, сцен. Н. Д. Волков. 27.12.1956, Т-р им. Кирова, балетм. Л. В. Якобсон, худ. В. М. Ходасевич, дирижёр П. Э. Фельдт; Спартак – A. A. Макаров, Фригия – И. Б. Зубковская, Эгина – А. Я. Шелест, Красс – Р. И. Гербек. 11.3.1958, Большой т-р, балетм. И. А. Моисеев, худ. А. И. Константиновский, дирижёр Ю. Ф. Файер; Спартак – Д. Е. Бегак, Фригия – Н. И. Рыженко, Эгина – М. М. Плисецкая, Гармодий – Н. Б. Фадеечев. 4.4.1962, там же, балетм. Якобсон, худ. В. Ф. Рындин, дирижёр Файер; Спартак – Бегак, Фригия – Плисецкая, Эгина – Рыженко, Красс – А. И. Радунский, Раб – В. В. Васильев. 9.4.1968, Большой т-р, сцен. и балетм. Ю. Н. Григорович, худ. С. Б. Вирсаладзе, дирижёр Г. Н. Рождественский; Спартак – Васильев (затем М. Л. Лавровский, Ю. К. Владимиров, В. М. Гордеев, М. Л. Цивин), Фригия – Е. С. Максимова (затем Н. И. Бессмертнова, Н. И. Сорокина, Н. В. Павлова, Л. И. Семеняка), Эгина – Н. В. Тимофеева (затем С. Адырхаева, Рыженко), Красс – М. Э. Лиепа (затем Б. Б. Акимов, М. М. Габович и другие.). В др. городах СССР (в скобках фамилии балетмейстеров): Рига (1960, Е. Я. Чанга), Ереван (1961, тот же), Одесса (1962 и 1968, Н. И. Трегубов), Донецк (1963, Н. И. Корягин), Минск (1964, О. М. Дадишкилиани), Вильнюс (1964, В. В. Гривицкас), Киев (1964, В. И. Вронский), Львов (1966, А. Ф. Шикеро), Харьков (1966, тот же), Свердловск (1966, Чанга), Новосибирск (1967, тот же), Баку (1967, Дадишкилиани), Ташкент (1967, И. Юсупов), Ашхабад (1969, К. Ниязов), Фрунзе (1969, У. О. Сарбагишев), Пермь (1969, Н. С. Маркарьянц), Улан-Удэ (1970, А. Ф. Батубаева), Одесса (1972, И. А. Чернышёв), Челябинск (1974, Сарбагишев), Алма-Ата (1974, З. Райбаев), Днепропетровск (1975, Л. В. Воскресенская). За рубежом: Прага (1957, 1976, Й. Блажек), Варшава (1968, Чанга), Будапешт (1968, Л. Шереги), Берлин (1973, Чанга).

Восстание рабов под предводительством Спартака и разгром его войсками Красса – подлинные события истории Рима (1 в. до н. э.). Столкновение двух миров – жестокости, насилия и благородных чувств, нравственного величия – раскрывается в красочных массовых сценах (триумф Красса, пир, заговор гладиаторов, сцены боя) и в развёрнутых монологах главных героев – мужественного Спартака, коварной гетеры Эгины, с помощью которой Крассу хитростью удаётся окружить лагерь восставших, и Фригии, любимой и верной жены Спартака, оплакивающей героя в финале спектакля.

В. А. Майниеце.

Спендиаров А. А.

СПЕНДИАРОВ (Спендиарян) Александр Афанасьевич [20.10(1.11).1871, Каховка, – 7.5.1928, Ереван], сов. композитор и дирижёр. Нар. арт. Арм. ССР (1926). Теорию композиции изучал у A. C. Кленовского в Москве (1892–94) и H. A. Римского-Корсакова в Петербурге (1896–1900). Классик арм. музыки, заложивший основы нац. симфонизма, С. создал также одну из лучших нац. опер – "Алмаст" (1928), содержащую массовые нар. сцены – хоры, танцы. Богатая пластика ритмов, острая характерность образов, картинная выразительность музыки С. привлекали внимание балетмейстеров. В 1912 М. М. Фокин на муз. симфонич. поэмы С. "Три пальмы" (Глинкинская пр., 1908) пост. балет "Семь дочерей горного короля" (премьера в Берлине, в гл. партии – А. П. Павлова). В 1964 на ту же музыку балетм. Е. Я. Чанга пост. в Т-ре им. Спендиарова балет "Три пальмы". На муз. разл. сочинений С. создан балет "Хандут" (муз. ред. и композиция Г. Е. Будагяна, 1945, Т-р им. Спендиарова, балетм. И. И. Арбатов; 1953, там же, балетм. В. А. Варковицкий и З. М. Мурадян).

Лит.: Тигранов Г., A. A. Спендиаров, 2 изд., М., 1971.

М. П. Тер-Симонян.

"Спридитис"

"СПРИДИ́ТИС", балет в 3 актах (по одноим. пьесе А. К. Бригадер). Комп. и сцен. А. Жилинский. 5.1.1968, Рижский т-р, балетм. А. Я. Лемберг, худ. Б. Гоге, дирижёр Я. Хунхен; Спридитис – А. Мартынов, Лиените – Г. Жданова, Ведьма – В. Швецова, Принцесса – М. Билалова.

В. А. Майниеце.

"Стальной скок"

"СТАЛЬНÓЙ СКОК" ("Pas d’acier"), одноактный балет в двух картинах. Комп. С. С. Прокофьев, сцен. Прокофьев и Г. Б. Якулов. 7.6.1927, Русский балет Дягилева, Париж, балетм. Л. Ф. Мясин, худ. Якулов, дирижёр Р. Дезормьер; исполнители – Мясин, Л. П. Чернышёва, А. Д. Данилова, С. Лифарь, Л. Вуйциковский. 1948, Т-р Елисейских полей, Париж, балетм. Лифарь.

К. Г. Филонова.

Станиславская М. П.

СТАНИСЛÁВСКАЯ Мария Петровна (1852–1921), рус. артистка и педагог. С 1871, по окончании Петерб. театр. уч-ща, в Мариииском т-ре, в 1872–88 в Большом т-ре (Москва). Технически сильная, пластичная и выразительная танцовщица, С. выступала в балетах "Лебединое озеро", "Эсмеральда"; "Фауст" на муз. Паниццы и Пуньи, "Гитана" на муз. Шмидта и Обера, "Конёк-Горбунок"; "Парижский рынок" и "Царь Кандавл" (оба – муз. Пуньи) и др. Преподавала в Моск. театр. уч-ще. Среди её учениц – В. А. Каралли.

В. В. Киселёв.

Станиславский К. С.

СТАНИСЛÁВСКИЙ (наст. фам. – Алексеев) Константин Сергеевич [5(17).4.1863, Москва, – 7.8.1938, там же], сов. режиссёр, актёр. Нар. арт. СССР (1936). Основатель и руководитель Московского художественного т-ра, создатель теории и методологии сценического творчества (система Станиславского).

Получая разностороннее домашнее воспитание и образование, С. обучался танцам сначала у Е. А. Санковской, потом у И. А. Ермолова. Под влиянием балетных спектаклей Большого т-ра он ставил в юности балеты и акты из балетов на домашней сцене. Из артистов Большого т-ра выделял Л. Н. Гейтен, Е. В. Гельцер, П. М. Карпакову, В. Д. Тихомирова. Впоследствии привлекал их к преподаванию танцев в своих драматич. студиях. С. высоко ценил пластику, грацию, выразительность поз балетных актёров, нац. танцы. Отмечал иск-во М. Тальони и А. П. Павловой, обращался к их творчеству, размышляя о сценической передаче обобщённых и возвышенных переживаний. В 1905 С. впервые увидел выступление А. Дункан, приехавшей на гастроли в Россию, и был покорён простотой и естественностью её танца. В 1908 хлопотал об открытии школы под руководством Дункан. Прямой отклик С. на свободную пластику артистки – эпизод "Лазоревого царства" в "Синей птице" Метерлинка (МХТ, 1908). Считая творчество Дункан родственным иск-ву МХТ, С. предоставил сцену т-ра на открытие её очередных моск. гастролей (30 марта 1909). В июне 1909 посетил школу танцев Дункан под Парижем. В 1921 на диспуте, посв. Большому т-ру, защищал танцовщицу от резкой критики В. Э. Мейерхольда и В. М. Бебутова.

Творческие идеи МХТ оказали большое влияние на мн. хореографов-современников. A. A. Горский воспринял у Станиславского принцип драматич. действенности; тяготея к балетной драме на сцене, он реформировал постановку массовых сцен и пантомимных эпизодов в своих балетах. М. М. Фокин, вслед за МХТ, утверждал принцип историч. конкретности и, опираясь на искания совр. живописи, противопоставил абстрактному "Востоку", абстрактной "античности" на казённой сцене определённость изображаемой эпохи, нац. колорит.

Теория театра и теория актёрского творчества, разработанные Станиславским в 1920–30-х гг., стали ведущей методологией в овладении артистами балетного театра иск-вом переживания на сцене.

Соч.: Моя жизнь в искусстве, Собр. соч., т. 1, М., 1954; Работа актёра над собой, ч. 1–2, там же, т. 2–3, М., 1954–55; Работа актера над ролью, там же, т. 4, М., 1957.

Лит.: Roslavleva N., Stanislavski and the ballet "Dance perspectives", 1965, № 2–3.

Г. Ю. Бродская.

Станкевич В. М.

СТАНКÉВИЧ Вера Михайловна (р. 6.1.1920, Ленинград), сов. артистка. Засл. арт. РСФСР (1954). С 1940, по окончании Ленингр. хореографич. уч-ща (педагог М. Ф. Романова), в Ленингр. Малом т-ре. Первые партии: Прима-балерина ("Коппелия"), Наложница ("Ашик-Кериб" Асафьева). Затем, после участия в Великой Отечеств. войне 1941–45, – Марья-краса ("Чудесная фата" Заранек), Ласточка ("Доктор Айболит"), Сольвейг; Добрунка ("Двенадцать месяцев" Битова), Анна ("Голубой Дунай" на муз. И. Штрауса), Айша ("Семь красавиц"), Одетта, Медора, Сванильда; Франческа ("Франческа да Римини"), Хлоя ("Дафнис и Хлоя") и др. Исполняла характерно-гротесковые партии: Киконская женщина ("Орфей"), Проститутка ("Барышня и хулиган"), Женщина в трауре ("Цветы" на муз. Шостаковича). С 1964 преподаёт в Ленингр. хореографич. уч-ще, Ин-те культуры им. Крупской. Педагог-репетитор Ленингр. Малого т-ра. В 1969–71 в Багдаде участвовала в

создании Иракской балетной школы (преподавала в эти годы и в 1976–78).

К. Н. Липхарт.

Станок

СТАНОК в балете, приспособление для упражнений танцовщиков; состоит из круглого, обычно деревянного, бруса диаметром 6–7 Смотри укреплённого вдоль стен репетиционного (или учебного) танц. зала. Междунар. наименование С. – "бар" (франц. barre, англ. – bar в значении: брус, барьер, поручень). С. появился в балетном классе на рубеже 18–19 вв., когда в практику театр. танца вводились позы с отведением ноги под углом 90°. Выполнение танц. упражнений "у станка" (франц. exercice à la barre, англ. exercise at the bar) способствует выработке выворотности, устойчивости и равновесия. С упражнений у С. обычно начинается урок классич. и характерного танцев. В практике сов. балета распространено также наименование С. – "палка" и упражнения "у палки".

В. В. Киселёв.

Старостова-Геренёва Г.

СТÁРОСТОВА-ГÉРЕНЁВА (Starostová-Herényiová) Густа (p. 6.5.1930, Братислава), чехосл. артистка. Засл. арт. ЧССР (1967). Ученица Э. Фуксовой, в 1957 стажировалась в Москве. С 1947 в Словацком нац. т-ре (Братислава). Партии: Золушка, Зарема, Мария, Одетта – Одиллия, Гаянэ, Фадетта, Аврора; Сари ("Тропою грома"), Хозяйка Медной горы; Маришка ("Платочек" Кенешшеи), Жизель, Лауренсия; Зобеида ("Шехеразада"), Ваня ("Доктор Айболит"), Невеста ("Славянские танцы" на муз. Дворжака), Джульетта; Франческа ("Франческа да Римини"), Беатриче ("Слуга двух господ" Бургхаузера) и др.

В. Вашут.

Статкевич Л. С.

СТАТКÉВИЧ Людмила Станиславовна (р. 11.9.1923, Ленинград), сов. артистка. Засл. арт. РСФСР (1957). С 1942, по окончании Ленингр. хореографич. уч-ща (ученица А. Я. Вагановой, A. B. Лопухова, Б. В. Шаврова), в Куйбышевском т-ре. Среди партий: Лиза, Мария, Раймонда, Маша, Аврора, Жизель, Китри, Одетта – Одиллия; Айша ("Семь красавиц"), Читра ("Читра" Р. Тагора). В 1960–64 занималась в т-ре педагогич. деятельностью.

Т. И. Михалина.

Статкун Т. В.

СТАТКУ́Н Тамара Витальевна (р. 11.12.1954, Ленинград), сов. артистка. Засл. арт. РСФСР (1979). С 1971, по окончании Ленингр. хореографич. уч-ща (педагог Е. В. Ширипина), в Ленингр. Малом т-ре. Партии: Жизель и Мирта ("Жизель"), Коппелия, Медора, Джульетта; Сильфида ("Сильфида"), Ярославна ("Ярославна" Тищенко), Гаянэ; Солистка ("Пахита"), Мария ("Привал кавалерии" Армсгеймера). Танцевала в балетах, пост. H. H. Боярчиковым, – Марина Мнишек ("Царь Борис" на муз. Прокофьева), Эвридика ("Орфей и Эвридика"); Б. А. Фенстером и Боярчиковым – Беатриче ("Слуга двух господ" Чулаки); О. М. Виноградовым – Фея ("Золушка") и др.

И. В. Ступников.

Статс Л.

СТАТС, Стаатс (Staats), Лео (26.11.1877, Париж, – 15.2.1952, там же), франц. балетмейстер и педагог. С 1883 учился в школе парижской Оперы (у Л. Меранта и Й. Хансена). В 1898–1909 ведущий танцовщик, в 1908–09 и 1919–26 гл. балетмейстер труппы т-ра. В 1910–14 художеств. директор Т-ра искусств. Партии: Жан ("Жавотта" Сен-Санса, 1909, балетм. С.; одна из лучших его партий); в пост. балетм. Л. Меранта – Лилез ("Корригана" Видора), Аминта ("Сильвия") и др. Гастролировал в США (1926) и Аргентине (1929–30). Был одним из постоянных партнёров К. Замбелли. Пост. св. 50 балетов, в т. ч.: "Намуна" Лало (1908), "Испания" на муз. Шабрие (1911), "Моя матушка Гусыня" Равеля (1915), "Пчёлы" на муз. Стравинского (1917), "Тальони у Мюзетты" на сб. музыку (1920), "Сидализ и Сатир" Пьерне (1923, лучшая из пост. С.), "Истар" д’Энди (1924), "Илеана" Бертрана (1936), а также его новые версии балетов: "Сильвия" (1899, 1919, 1941), "Коппелия" (1912), "Пери" (1931). С 1899 преподавал в школе т-ра, бережно сохраняя нац. академич. традиции балетного иск-ва. Был одним из крупнейших педагогов.

Соч.: Théorie du fox-trot, P., 1920.

Лит.: Cinquante ans de musique française, v. 1–2, P., 1925; Dumesnil R., La danse à l’Opéra depuis 1900, в кн.: L’art du ballet. Des origines à nos jours, P., [1952].

B. A. Кулаков.

Стафф Ф.

СТАФФ (Staff) Франк (15.6.1918, Кимберли, Юж. Африка, – 7.5.1971, Блумфонтейн), англ. артист и балетмейстер. Образование получил в Кейптауне у X. Уэбб и М. Ллойд, а также у М. Рамбер (Лондон), в труппе к-рой работал в 1934–35 и 1938–39, выступая параллельно в "Вик-Уэллс балле". Исполнял характерные и классич. партии: сэр Эндрю ("Перекрещенные подвязки" на муз. Фрескобальди, балетм. А. Тюдор), Популярная песня и Даго ("Фасад"), Любовник ("Сиреневый сад"), Зигфрид; Юноша ("Видение розы"). Ставил балеты в труппе "Балле Рамбер": "Черниана" (1939), "Петя и волк" (1940, партии Дедушки и Охотника), "Загадочные вариации" Элгара (1940, ведущая партия). В 1939–40 в труппе "Лондон балле", лучшая партия – Жюльен ("Странный праздник" на муз. Форе); пост. "Времена года", где танцевал партию Лета. Был первым исполнителем партии Гарри ("Возвращение матроса" на муз. Олдема, 1947, "Балле Рамбер", балетм. А. Хоуард). Творчество С. имело большое значение в 30-е гг., в период становления англ. балета. В 1953 переехал в Юж. Африку (в Кейптаун); пост. неск. балетов, в т. ч. "Ромео и Джульетту".

Лит.: British ballet, L., 1949.

Н. П. Рославлева.

Стенберг Э. Г.

СТÉНБЕРГ Энар Георгиевич (р. 29.6.1929, Москва), сов. театр. художник. В 1956 окончил Ин-т им. Сурикова (ученик М. И. Курилко). С 1957 оформлял спектакли т-ров драмы и оперетты в Москве и Ленинграде. Создал декорации и костюмы к балетам (в скобках фамилии балетмейстеров): "Дафнис и Хлоя", "Вальс", "Болеро" – все на музыку Равеля (1960, Ленингр. Малый т-р, Г. И. Давиташвили), "Геологи" Каретникова (1964, Большой т-р, Н. Д. Касаткина и В. Ю. Василёв), "Двенадцать" Тищенко (1964, Т-р им. Кирова, Л. В. Якобсон), "Жемчужина" Симонян (1965, там же, К. Ф. Боярский), "Антоний и Клеопатра" Лазарева (1968, Ленингр. Малый т-р, И. А. Чернышёв), "Щелкунчик" (1969, там же, И. Д. Бельский); "Сотворение мира" Петрова (1971, Т-р им. Кирова, Касаткина и Василёв; 1978, Московский классич. балет, балетм. те же), "Золушка" (1971, Т-р им. Станиславского и Немировича-Данченко, A. B. Чичинадзе), "Хиросима" Турецкого (1971), "Город" на муз. Веберна (1972, Ленинградский ансамбль "Хореографические миниатюры", Л. В. Якобсон), "Икар" С. Слонимского (1974, Т-р им. Кирова, Бельский), "Коппелия"(1975, Т-р им. Станиславского и Немировича-Данченко, Чичинадзе), "Ромео и Джульетта" Берлиоза (1979, Куйбышевский т-р оперы и балета, Чернышёв).

В. В. Ванслов.

"Стенька Разин"

"СТÉНЬКА РÁЗИН", одноактные балеты на муз. одноим. симфонич. поэмы А. К. Глазунова. 28.11.1915, сцен. и балетм. М. М. Фокин, Мариинский т-р, худ. М. П. Бобышов, дирижёр Глазунов; Степан Разин – П. З. Андреев, Дочь хана – В. П. Фокина. 7.11.1918, Большой т-р, Москва, балетм. A. A. Горский, худ. П. П. Кончаловский; исполнители – А. Д. Булгаков и М. Р. Рейзен.

Лит.: Слонимский Ю. И., В честь революции, "Нева", 1965, №11.

Н. С. Годзина.

Степанов В. И.

СТЕПÁНОВ Владимир Иванович [17(29).6.1866, Петербург, – 16(28).1.1896], рус. артист, педагог. С 1885, по окончании Петерб. театр. уч-ща, в кордебалете Мариинского т-ра. Занимаясь разработкой системы записи балетных спектаклей, С. два года слушал лекции по антропологии и анатомии в Петерб. ун-те. В 1891 был послан в Париж для усовершенствования в "графическом изображении балетных танцев и телодвижений". Опубл. там в 1892 работу "Алфавит движений человеческого тела – опыт фиксации движения человеческого тела при помощи нот". В 1892 в Петербурге провёл ряд пробных занятий, после чего его систему включили в число спец. дисциплин Петерб. театр. уч-ща. По материалам своих записей С., став преподавателем уч-ща, разучил с воспитанниками балет "Мечта художника", к-рый в 1893 пост. на сцене Мариинского т-ра. Составил утверждённую в 1895 методич. "Программу занятий балетными танцами с примерным распределением учебного материала на семь отделений, по степени трудности и сложности их". В 1895 С. откомандировали в Москву для ознакомления артистов и воспитанников уч-ща с его системой. Последователями С. были A. A. Горский, Т. П. Карсавина. Среди его учениц – А. Я. Ваганова.

Соч.: Alphabet des mouvements du corps humain. Essai d’enrègistrement des mouvements du corps humain au moyen des signes musicaux, P., 1892.

Лит.: Борисоглебский M. [сост.], Материалы по истории русского балета, т. 1–2, Л., 1938–39; Красовская В., Русский балетный театр второй половины XIX века, Л. – М., 1963, с. 446–48.

E. H. Дюкина.

Степанов Л. Б.

СТЕПÁНОВ Лев Борисович [13(26).12.1908, Томск, – 25.6.1971, Москва], сов. композитор. Окончил Моск. консерваторию по классу композиции Н. Я. Мясковского (1938). Автор опер, симфонич. произв., камерных ансамблей, песен, музыки к кинофильмам. Написал балеты "Журавлиная песня" (1944, совм. с З. Исмагиловым, Уфимский т-р, балетм. H. A. Анисимова), а также "Юрочка" (1939), "Родной берег" (1941), "Дорога дружбы" (1960), "Скоморох" (1965). Гос. пр. СССР (1951).

В. В. Ванслов.

Степанова Е. А.

СТЕПÁНОВА Евдокия Александровна (р. 17.2.1937, Вилюйск Якут. АССР), сов. артистка. Нар. арт. Якут. АССР (1964). Чл. КПСС с 1967. По окончании Ленингр. хореографич. уч-ща (педагог H. A. Камкова), в 1958–60 в Т-ре им. Навои, с 1960 в Якутском муз. т-ре. Партии: Мария и Зарема, Жизель и Мирта; Кюнняй ("Радость Алтана" Литинского), Нюргуяна ("Чурумчуку" Батуева), Джульетта ("Ромео и Джульетта" на муз. Чайковского), Барышня ("Барышня и хулиган" на муз. Шостаковича), Франциска ("Голубой Дунай" на муз. И. Штрауса), Саргылана ("Алый платочек" Литинского и Жиркова), Кюн Куо ("Кюн Куо" Каца), Вакханка ("Вальпургиева ночь"), Мать ("Священный Ильмень" Салиман-Владимирова), Мачеха ("Золушка") и др. Деп. верх. Совета Якут. АССР 7-го созыва.

Степанова С. Н.

СТЕПÁНОВА (Мельникова) Светлана Николаевна (р. 7.1.1936, Москва), сов. артистка. Засл. арт. РСФСР (1959). По окончании Моск. хореографич. уч-ща (педагоги A. A. Царман, O. A. Ильина, O. A. Берг, Б. И. Борисов), с 1955 в Петрозаводском муз. т-ре. Партии: Эсмеральда; Лиза-крестьянка ("Соперницы" на муз. Гертеля), Зарема; Старуха и Лоухи ("Сампо" Синисало), Жизель, Китри; Баронесса Штраль и Нина ("Маскарад" Лапутина). С 1975 педагог-репетитор т-ра.

Стиль

Статья большая, находится на отдельной странице.

Стравинский И. Ф.

Статья большая, находится на отдельной странице.

"Странная Фарандола"

"СТРÁННАЯ ФАРАНДÓЛА", Смотри "Красное и чёрное".

"Стрельцы"

"СТРЕЛЬЦЫ́" ("Gli Strelizzi"), мимодрама в 6 актах. Сцен., балетм. и комп. (предположительно) С. Вигано. 1809, Венеция, т-р "Фениче", худ. А. Санкуирико; Царь Пётр I – Вигано, царевна Софья – Г. Абрами, Шуканин – А. Силеи, Елизавета – А. Мудзарелли-Чезари, Лефорт – Л. Гуччи.

В. М. Красовская.

Строде И. К.

СТРÓДЕ (Сирмбарде) Ирена Карловна (р. 19.8.1921,Пенза), сов. артистка, балетмейстер. Засл. деят. иск-в Латв. ССР (1959). Чл. КПСС с 1948. В 1928–32 училась в балетной студии A. A. Фёдоровой. В 1939 окончила балетную школу при Нац. опере (педагоги Е. А. Тангиева-Бирзниек и К. Плуцис). В 1943–44 совершенствовалась в Моск. хореографич. уч-ще (педагог М. А. Кожухова). В 1944–57 в Рижском т-ре. Партии: Бабочка ("Карнавал"), Флорина ("Спящая красавица"), Китри; Паскуала ("Лауренсия"), Лайма и Айна ("Лайма" Лепиня), Оне ("На берегу моря" Юзелюнаса), Сводная сестра ("Золушка"), Даша ("Юность" Чулаки), Феклуша ("Аленький цветочек" Корчмарёва) и др. С 1948 балетмейстер-репетитор, в 1965–68 гл. балетмейстер, с 1968 балетмейстер-постановщик. Пост.: "Времена года" Глазунова, "Гирлянда цветов" Барисона (1965), "Роза Турайды" Кепитиса (1966), "Коппелия" (1966); "Асель" Власова (1969), "Победа любви" Мединя (1970), "Корсар" (1971), "Бахчисарайский фонтан" (1972) и др. В 1958–62 балетмейстер Ансамбля песни и танца Гос. филармонии Латв. ССравни Участвовала в гастролях за рубежом. В 1945–48 преподавала в балетной студии, с 1957 – в Рижском хореографич. уч-ще. Среди учеников – В. Вилцинь, Л. Туисова, Г. Балынь, И. Думпе, Т. Репина и другие.

Э. Т. Силинь.

Стручкова Р. С.

СТРУЧКÓВА Раиса Степановна (р. 5.10.1925, Москва), сов. артистка. Нар. арт. СССР (1959). Чл. КПСС с 1962. С 1944, по окончании Моск. хореографич. уч-ща (педагог Е. П. Гердт), в Большом т-ре. Первая крупная партия – Лиза (1946). Чистота линий, редкая пластика, мягкая женственность, непринуждённая грация совершенной танц. техники, эмоциональность и другие.матич. дарование позволили балерине создать разнообразные партии: Одетта – Одиллия, Аврора, Маша, Китри, Жизель, Лейли; Вакханка ("Вальпургиева ночь"), Мария, Золушка, Джульетта, Параша, Tao Хоа, Гаянэ и другие. В её концертном репертуаре: "Этюд" Глиэра (балетм. A. A. Лапаури), "Ноктюрн" Грига (балетм. Л. В. Якобсон), "Гавот" Люлли (балетм. В. И. Вайнонен), 3-й вальс Шопена (балетм. К. Я. Голейзовский), "Вальс" Мошковского (балетм. В. И. Вайнонен) и др. Снималась в фильме-балете "Хрустальный башмачок" в роли Золушки и в телевизионных фильмах-балетах "Подпоручик Киже" Прокофьева (Фрейлина) и "Имя твоё" Пуленка (Жаклин), "Шопениана". Творчеству С. посв. телефильм "Душой исполненный полёт". Участвовала в гастролях за рубежом. С 1967 преподаёт методику на кафедре хореографии ГИТИСа; с 1978 – профессор.

Лит.: Раиса Степановна Стручкова, М., 1953 [Буклет]; Захаров Р., Искусство балетмейстера, М., 1954; P. C. Стручкова, в кн.: Большой театр Союза ССравни М., 1958; Сахарова О., Дарование балерины, "Огонёк", 1969, № 4, стр. 20–21; Конский Г. Г., Глобус с флажками (творчество P. C. Стручковой), "ТЖ", 1969, № 11, с. 11–13; Файер Ю. Ф., О себе, о музыке, о балете, М., 1970.

E. H. Дюкина.

Студия

СТУ́ДИЯ балетная (итал. studio, от лат. studeo – усердно тружусь), хореографич. коллектив, совмещающий воспитательные и педагогич. цели с экспериментом и концертной практикой. С. объединяет группу единомышленников, связанных общностью эстетич. устремлений, тяготением к определённому жанру, стилю, направлению. Как правило, жизнеспособность студии определяется одарённостью и широтой художеств. мышления её руководителя. Участники С. развивают его творческие принципы, ищут новые пути и средства танц. выразительности. Массовое возникновение студий характерно на рубеже 19–20 вв. в связи с распространением иск-ва А. Дункан, Э. Жака-Далькроза, М. М. Фокина и другие. В 1-й четв. 20 в. были известны студии в Петрограде – "Гептахор" З. Д. Вербовой и в Москве – В. В. Майя, И. С. Чернецкой, Н. М. Форрегера, К. Я. Голейзовского, В. Я. Парнаха, Л. И. Лукина, Л. Н. Алексеевой, студия Драмбалет Н. С. Греминой и другие. Многие из них были близки исканиям Дункан. Нередко С. преобразовывались в танцевальные коллективы (М. Грэхем, X. Лимона, А. Николайса – США, К. Джевецкого – Польша, и др.).

В. В. Киселёв.

Стуколкин Л. П.

СТУ́КОЛКИН Лев Петрович [19.2(3.3).1837 – 20.5(1.6).1895, Петербург], рус. артист, педагог. По окончании балетного отделения Петерб. театр. уч-ща, в 1857–84 в Мариинском т-ре. Был известным пантомимным актёром (Дровосек – "Сон в летнюю ночь" на муз. Мендельсона, и др.). Как дублёр исполнял и большие партии. Гастролировал по России, организовывал "товарищества", ставил балетные дивертисменты. Один из лучших преподавателей бальных танцев.

Соч.: Преподаватель и распорядитель бальных танцев, 4 изд., СПБ, [1901].

Лит.: "ЕИТ". Сезон 1894–1895, СПБ, 1896, с. 415–16; Борисоглебский М., (сост.). Материалы по истории русского балета, т. 1, Л., 1938.

Л. П. Савицкая.

Стуколкин Т. А.

СТУ́КОЛКИН Тимофей Алексеевич [24.4(6.5).1829, с. Козьмино Симбирской губ., – 18(30).9.1894, Петербург], рус. артист, педагог. В 1848 окончил Петерб. театр. уч-ще (занимался у Ш. Лашука, Ф. Малаверня и Э. Гредлю). Воспитанником уч-ща исполнял пантомимные партии. С 1845, после успешного дебюта (Сотине – комич. балет "Мельники" Тивольского), в труппе Мариинского т-ра. Создал характерные и гротескно-комич. партии (Никез – "Тщетная предосторожность", Иванушка – "Конёк- Горбунок" и другие.), а также психологич. образы (Пьер Гренгуар и Квазимодо – "Эсмеральда", Дроссельмейер – "Щелкунчик", Дон Кихот и другие.). Выступал в драме, комедии, водевиле. Сочинял для себя спец. концертные номера, исполнял комич. куплеты. С 1854 преподавал танцы в Смольном, Екатерининском, Патриотич. и Елизаветинском ин-тах, Александровском лицее.

Автор воспоминаний (часть опубл. в журн. "Артист").

Соч.: Воспоминания артиста императорских театров Т. А. Стуколкина (записанные по его рассказу А. Вальбергом), "Артист", 1895, № 45, кн. 1, с. 126–33, № 46, кн. 2, с. 117–25.

Лит.: Борисоглебский М. (сост.), Материалы по истории русского балета, т. 1, Л., 1938, с. 361–62; Красовская В., Русский балетный театр второй половины XIX века, Л. – М., 1963, с. 443–44.

E. H. Дюкина.

Стуколкина Н. М.

СТУ́КОЛКИНА Нина Михайловна [p. 13(26).8.1905, село Кузнечко Тверской губ.], сов. артистка, балетмейстер, педагог. Засл. арт. РСФСР (1956). По окончании Петрогр. театр. уч-ща (педагоги О. И. Преображенская, Е. П. Гердт), в 1922–57 в Т-ре оперы и балета (Т-р им. Кирова). В её репертуаре: Уличная танцовщица и Мерседес ("Дон Кихот"), Сванильда; Вероника ("Египетские ночи"), Жена хана ("Конёк-Горбунок"), Айша ("Гаянэ"), Стеша ("Родные поля" Червинского), Персидка (опера "Хованщина") и др. В танце С. строгость и законченность поз сочетались с кантиленой пластич. рисунка, эмоциональностью. Была педагогом в Т-ре им. Кирова (1950–58), Ленингр. т-ре муз. комедии (1953–58), Ленингр. хореографич. уч-ще (1958–69). В 1960–64 и в 1971–73 балетмейстер Минского т-ра, в 1968–71 – Т-ра им. Навои, с 1978 – Чуваш. муз. т-ра. Пост. балеты совм. с А. Л. Андреевым: в Т-ре им. Кирова – "Родные поля" Червинского (1953), "Красный мак" ("Красный цветок", 1958); в Минске – "Мечта" Глебова (1961), "Свет и тени" Г. Вагнера (1963), "Раймонда" (1972); в Т-ре им. Навои – "Живое пламя" Юдакова (1970); в Чуваш. муз. т-ре – "Чудесная вышивальщица" Ходяшева (1979) и др. Автор книги "Четыре экзерсиса" (1972, совм. с Андреевым).

Г. Д. Андреевская.

Стшалковский З.

СТШАЛКÓВСКИЙ (Strzałkowski) Збигнев (р. 12.5.1929, Радом), польский артист. В 1949–50, 1954–56 солист Оперы в Варшаве, в 1952–54 – Силезской оперы в Бытоме, в 1936–59 учился на хореографич. отделении Высшей театр. школы в Варшаве. В 1959–77 в "Т-ре Вельки" в Варшаве. Партии в пост.: Л. Вуйциковского – Негр ("Шехеразада"), Мавр ("Петрушка"); Е. Гогула – Стрелок ("Свитезянка" Моравского), Вацлав, Ромео; Дьявол, Пан Твардовский ("Пан Твардовский"), гл. партии ("Ноктюрн и тарантелла" на муз. Шимановского), Мельник ("Треуголка"), Збигнев ("Мазепа" Шелиговского), Харнась ("Харнаси"). С 1970 ставит спектакли в др. труппах и за рубежом. В 1964–70 педагог Балетной школы в Варшаве.

И. Турска.

Суве Э. В.

СУ́ВЕ Энн Вильхельмович (р. 27.11.1940, Валгу Раплаского р-на), сов. балетмейстер. Окончил Таллинское хореографич. уч-ще (1959) и балетмейстерское отделение ГИТИСа (1964, педагог Р. В. Захаров). Первая пост. – "История солдата" Стравинского (1963, т-р "Эстония"). С 1966 в т-ре "Эстония" (в 1969–73 гл. балетмейстер). Пост.: "Щелкунчик" (1965); "Кратть" Тубина (1966), "Дон Кихот" (1968), "Орфей" (1969), "Кармен-сюита" (1969), "Гаянэ" (1970), "Весна священная" и "Поцелуй феи" (оба – 1971); "Демон" Цинцадзе (1972). Хореографии С. свойственно гл. обр. тяготение к сюжетному балету, использование традиционной классич. лексики, иногда окрашенной чертами стилизованного нац. и жанрового танца. Его часто привлекают юмористич. или гротесковые балетные образы.

Л. П. Тормис.

Судаков Г. В.

СУДАКÓВ Геннадий Владимирович (р. 20.2.1952, Саратов), сов. артист. По окончании Пермского хореографич. уч-ща (педагог Ю. И. Плахт), с 1971 в Пермском т-ре, с 1977 в Ленингр. Малом т-ре. Исполнил партии в балетах, пост. Л. М. Лавровским, – Меркуцио ("Ромео и Джульетта"); Б. А. Фенстером и H. H. Боярчиковым – Труффальдино ("Слуга двух господ" Чулаки); Боярчиковым – Юродивый ("Царь Борис" на муз. Прокофьева); М. М. Газиевым – Сын ("Берег надежды" Петрова). Среди др. партий: Шут ("Лебединое озеро"), Пастушок ("Щелкунчик"), Белая птица ("Орфей и Эвридика" Журбина, балетм. Боярчиков). Гос. пр. РСФСР (1977).

И. В. Ступников.

Судейкин С. Ю.

СУДÉЙКИН Сергей Юрьевич [7(19).3.1882, Смоленск, – 12.8.1946, Найак, близ Нью-Йорка], рус. живописец, график, театр. художник. Учился в Моск. уч-ще живописи, ваяния и зодчества (1897–1909; с перерывами) у К. А. Коровина, в петерб. Академии художеств (1909–10). Театр. деятельность начал в созданной К. С. Станиславским и В. Э. Мейерхольдом студии на Поварской, в Москве, оформлял спектакли в Т-ре В. Ф. Комиссаржевской в Петербурге и другие. Работа с такими режиссёрами, как Ф. Ф. Комиссаржевский, А. Я. Таиров, H. H. Евреинов, Ю. Э. Озаровский, укрепляла в С. стремление к "чистой театральности", влечение к условному стилизованному т-ру. С 1920 жил в Париже. В 1923 поселился В Нью-Йорке. В США оформлял преим. балетные спектакли, сотрудничая с балетм. А. Р. Больмом, Дж. Баланчиным, Б. Ф. Нижинской, М. М. Мордкиным, М. М. Фокиным.

Среди его работ: "Трагедия Саломеи" муз. Шмитта (1913, Русские сезоны, Париж, балетм. Б. Г. Романов), "Андалузиана" на муз. Бизе к драме "Арлезианка" Доде (1915, Мариинский т-р, Петроград, балетм. Романов), "Фея кукол" (1923, труппа А. П. Павловой); "Петрушка" (1925, "Метрополитен-опера", Нью-Йорк, балетм. Больм); для Балета Мордкина (Нью-Йорк) – "Тщетная предосторожность" муз. Гертеля (1937), "Золотая рыбка" Черепнина (сезон 1937/38), "Жизель" (сезон 1937/38); для "Американ балле" (Нью-Йорк) – "Воспоминания" на муз. Годара (1935, балетм. Дж. Баланчин), "Лунная соната" на муз. Бетховена (1944, балетм. Л. Ф. Мясин); "Паганини" на муз. Рахманинова (1939, "Орижиналь балле рюс").

В. М. Паппе.

"Сумбека, или Покорение Казанского царства"

"СУМБЕКÁ, И́ЛИ ПОКОРÉНИЕ КАЗÁНСКОГО ЦÁРСТВА", балет в 4 актах. Комп. И. Л. Сонне, сцен. А. Блаш. 3.11.1832, Большой т-р, Петербург, балетм. Блаш (с использованием замыслов Дидло), худ. А. Каноппи; Сумбека – А. И. Истомина, Осман – Н. О. Гольц, Сеит – О. Пуаро.

Лит.: Красовская В., Русский балетный театр от возникновения до середины XIX века, Л. – М., 1958, с. 161–65, 196–98.

Сумрак В.

СУ́МРАК (Szumrák) Вера (р. 28.10.1938, Будапешт), венг. артистка. Засл. арт. ВНР (1976). В 1954 окончила Ин-т балета (ученица Ф. Надаши). В 1964 там же получила диплом педагога. С 1954 в труппе Венг. оперного т-ра (с 1966 солистка). Первая значит. Роль – Мирта ("Жизель"). Среди партий: Тереза ("Пламя Парижа", балетм. В. И. Вайнонен), Зарема (балетм. Р. В. Захаров), Девушка ("Чудесный мандарин", балетм. Л. Шереги), гл. партия ("Шехеразада", балетм. Д. Харангозо), Избранница ("Весна священная", балетм. М. Бежар) и др.

А. Геленчер.

Супинация

СУПИНÁЦИЯ, см. Выворотность.

Суриц Е. Я.

СУ́РИЦ Елизавета Яковлевна (р. 25.2.1923, Берлин), сов. балетовед. Кандидат искусствоведения (1970). В 1949 окончила театроведческий ф-т ГИТИСа. В 1959–64 ст. редактор Центр. театр. библиотеки. С 1964 науч. сотрудник Всесоюзного н.-и. ин-та искусствознания. Автор книг, статей в сборниках, периодич. и справочно-энциклопедич. изданиях.

Соч.: По Чайковскому, "Т", 1953, № 8; На языке танца, там же, 1957, № 12; Английский балет в Москве, там же, 1961, № 10; "Нью-Йорк сити балле" в Москве, там же, 1963, №3; На спектаклях американского балета, там же, 1966, № 12; Первый московский "Щелкунчик", там же, 1969, № 4; Анна Павлова. 1881–1931, пер. с англ., М., 1956; Всё о балете. Словарь-справочник [сост., автор ряда статей по зарубежному балету], М. – Л., 1966; Балет, в сб. Большой театр СССравни 1969–1970, М., 1973; "Лебединое озеро", в сб.: Музыка и хореография современного балета, вып. 1, Л., 1974; Начало пути, в кн.: Советский балетный театр, М., 1976; Хореографическое искусство двадцатых годов, М., 1979; Korszerüség a moszkvai és leningrádi balettben (1917–1927), в кн.: Tánctudományi tanulmányok 1975, Bdpst, 1975; Sovětský ballet v prvých letech po řijnove revoluci, "Tanečni listy", 1977, № 8–9; Soviet ballet of the 1920s and the influence of constructivism, в сб.: Soviet Union (Arizona State University), v. 7, pt. 1–2, 1980, p. 112–38.

Суровщикова-Петипа М. С.

СУРОВЩИКÓВА-ПЕТИПÁ Мария Сергеевна [15(27).2.1836 – 4(16).3.1882, Новочеркасск], рус. артистка, жена М. И. Петипа. По окончании Петерб. театр. уч-ща, в 1854–69 в петерб. балетной труппе; выступала с М. И. Петипа. В 1861–62 гастролировала с ним в Берлине, Париже, Риге. Талантливая танцовщица-мимистка, С.-П. тонко чувствовала красоту позы, выразительность жеста, умела передать содержание танцевального действия. Петипа пост. для неё короткие балеты "Брак во времена регентства" (1858, графиня Матильда), "Голубая георгина" (1860, Голубая георгина), "Путешествующая танцовщица" (1865, Альма) и др. Среди её партий: Аспиччия ("Дочь фараона"), Флорида ("Флорида"), Марта и Маргарита ("Фауст"), Катарина ("Катарина") – все на муз. Пуньи. Исполняла стилизованные нар. танцы, а также псевдорусскую пляску "Мужичок", осуждённую H. A. Некрасовым в стихотворении "Балет".

Лит.: Красовская В., Русский балетный театр второй пол. XIX века, Л. – М., 1963.

Суслов Б. В.

СУ́СЛОВ Борис Васильевич (р. 15.10.1930, с. Прохладное Аламединского р-на Кирг. ССР), сов. артист. Засл. арт. Кирг. ССР (1962). В 1952 окончил Фрунзенское хореографич. уч-ще. Впервые выступил на сцене Фрунзенского т-ра в 1950 (с 1952 солист), с 1974 режиссёр-репетитор балетной труппы, с 1977 пом. режиссёра этого т-ра. Партии: Зигфрид, Феб, Дезире, Конрад; Штраус ("Большой вальс" на муз. И. Штрауса), Тибальд; Хулиган ("Барышня и Хулиган"), Нурдин ("Чолпон" Раухвергера), Асан, Багиш ("Весна в Ала-Тоо", "Анар" Власова и Фере) и др.

Лит.: Борис Суслов, в кн.: Брудный Д., Киргизский балетный театр, Φр., 1968.

Д. Л. Брудный.

Сухишвили И. И.

СУХИШВИ́ЛИ Илья Ильич (р. 4.4.1907, Тбилиси), сов. артист, балетмейстер. Нар. арт. СССР (1958). Чл. КПСС с 1944. В 1922–24 учился в Студии груз. нар. танцев (педагог А. Г. Алексидзе) и в балетной школе под рук. М. И. Перини. В 1924 дебютировал как исполнитель груз. нар. танцев на эстраде. В 1926–1945 (с перерывами) – в Т-ре им. Палиашвили. Постановщик и исполнитель груз. танцев в операх "Абесалом и Этери" и "Даиси" Палиашвили, "Коварная Дареджан" Баланчивадзе, "Сказание о Шота Руставели" Аракишвили, "Кето и Котэ", "Цисана" Долидзе, "1905 год" Мегвинетухуцеси и другие. Одновременно ставил груз. танцы в Т-ре им. Шевченко, Т-ре им. Станиславского и Немировича-Данченко, Ленингр. т-ре муз. комедии. В 1939–40 солист Ансамбля песни и пляски под рук. A. B. Александрова, в 1939–41 солист и постановщик груз. танцев в Ансамбле песни и пляски НКВД СССравни Организатор (1945, совм. с Н. Ш. Рамишвили), солист (до 1954), художеств. руководитель и директор Ансамбля нар. танца Груз. ССравни Золотая медаль на Всемирном фестивале нар. танца (1935). Гос. пр. СССР (1949), Гос. пр. Груз. ССР им. Ш. Руставели (1973).

A. C. Чхеидзе.

Сухэ-Батор Д.

СУ́ХЭ-БÁТОР Должинсурэнгийн (р. 22.4.1934, Эрдэнэ, Восточно-Гобийский аймак), монг. театр. художник. Чл. МНРП с 1954. В 1966 окончил Ин-т живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина в Ленинграде (педагог А. И. Сегаль). С 1964 работает в Гос. т-ре оперы и балета МНР. Оформил балеты: "Пламя Парижа", "Коппелия" (1965), "Эсмеральда" (1966); "Вечная дружба" Чойдога (1967), "Чиполлино" Зорина (1968), "Друзья" Гончиксумлы (1970), "Болеро" Равеля (1977) и др.

Хорлоогийн Нацагдорж.

Сценарий

Статья большая, находится на отдельной странице.

Сценический танец

СЦЕНИ́ЧЕСКИЙ ТÁНЕЦ, один из основных видов танца, предназначенный для зрителей и предполагающий создание хореографич. образа (см. Образ хореографический) на сцене. С. т. отличается от танца нар., бального (бытового) тем, что эти разновидности существуют в самой жизни и исполняются в первую очередь "для себя" (т. е. для удовольствия самих танцующих), не нуждаясь в зрительской аудитории, к-рая необходима для С. т. В С. т. максимально развиваются образные возможности, присущие всякому танцу, и исполнение его на сцене становится определяющим признаком.

Возникновение С. т. связано с появлением проф. танц. иск-ва. Развиваясь и видоизменяясь на протяжении веков, С. т. вместе с тем опирался на нар. и бытовой, претворяя их в сценич. образы. Уже в античности возникло разделение танца и пантомимы. В 17 в. начала складываться совр. система С. т. с разделением на классический танец и характерный танец. Эта система продолжает развиваться и совершенствоваться и в 20 в., вбирая элементы др. пластич. и танц. систем (народных, бытовых, бальных танцев, драматич. пантомимы и свободной пластики). Основные виды совр. С. т. – танец в балете и эстрадный танец.

В. В. Ванслов.

"Счастье"

"СЧÁСТЬЕ", балет в 3 актах 6 картинах. Комп. А. И. Хачатурян, сцен. Г. А. Ованесян. 24.10.1939, труппа Т-ра им. Спендиарова на сцене Большого т-ра, балетм. И. И. Арбатов, худ. С. И. Аладжанян, дирижёр К. С Сараджев; Каринэ – Л. П. Воинова-Шиканян, Армен – C. K. Саркисян, Габо-Бидза – Арбатов, Мариам-Баджи – Ш. А. Варосян, Азат – А. Т. Гарибян, Авет – Э. М. Мурадян.

P. A. Торосян.

"Сын родины"

"СЫН РÓДИНЫ", балет в 3 актах (по мотивам одноимённой поэмы М. Турсун-заде). Комп. Ю. Г. Тер-Осипов, сцен. Ш. Киямов. 25.7.1967, Т-р им. Айни, балетм. Л. А. Серебровская, худ. В. Серебровский, дирижёр И. Э. Абдуллаев; Кадыр – М. А. Бурханов, Саодат – М. А. Сабирова, Марина – Б. Исаева.

Н. Х. Нурджанов.

Сэвжид Ц.

СЭВЖИ́Д Цэрэндуламын (р. 3.2.1916, Хатан-Булак, Восточно-Гобийский аймак), монг. артист и балетмейстер. Чл. МНРП с 1939. Творч. деятельность начал в 1939 как танцовщик в Гос. ансамбле песни и пляски Монг. народной армии. С 1948 как балетмейстер Гос. муз.-драматич. т-ра МНР. Ныне артист и гл. балетмейстер Нар. ансамбля песни и танца МНР. Пост. св. 100 танцев. Гос. пр. МНР (1975).

Хорлоогийн Нацагдорж.

Сюита

СЮИ́ТА (франц. suite, букв. – ряд, последовательность, продолжение), 1) Циклическое муз. произведение, состоящее из неск. самостоятельных частей, объединённых общностью художеств. замысла и следующих одна за другой по принципу контраста. С. возникла в 16–17 вв. как объединение муз. пьес танц. характера. В музыке 17–18 вв. в С. включалось обычно 4 танца: аллеманда, куранта, сарабанда и жига, контрастные по темпу, с увеличением этого контраста от начала к концу: умеренно – быстро – медленно – очень быстро. Такая структура С. встречается у Баха, Генделя и другие. композиторов. В 19–20 вв. в сюитные циклы стали включаться и нетанцевальные пьесы разл. жанров. В форме С. со сквозным муз. развитием написаны "Карнавал" Шумана, "Картинки с выставки" Мусоргского и другие. Нередко С. образовывались из отрывков или частей к.-л. крупного, преимущественно музыкально-сценич. произведения: оперы, балета, музыки к драме или фильму. Так, С. С. Прокофьев создал симфоническую С. из музыки балетов "Ромео и Джульетта" и "Золушка"; А. И. Хачатурян – "Гаянэ" и "Спартака" и другие.

2) Хореографич. композиция, состоящая из неск. танцев, объединённых одной темой и чередующихся по принципу контраста. В балете нередко в разных актах сопоставляются классич. и национально-характерная С.: в "Лебедином озере" – танцы лебедей во 2-м акте и разл. национальные танцы в 3-м акте; аналогичные сопоставления есть в "Спящей красавице", "Щелкунчике", "Раймонде", "Дон Кихоте", "Коньке-Горбунке". Симфонич. С., как самостоятельные, так и составленные из отрывков оперных или балетных произв., иногда являются основой балетного спектакля: "Шехеразада" по одноим. симфонич. сюите H. A. Римского-Корсакова (1910, балетм. М. М. Фокин), "В белом" по 3-й сюите Чайковского (1918, балетм. A. A. Горский), "Сюита в белом" по С. из балета Э. Лало "Намуна" (1943, балетм. С. Лифарь), "Кармен-сюита" Бизе-Щедрина по опере "Кармен" (1967, балетм. А. Алонсо) и др. При этом и сам балетный спектакль может быть построен в форме С., состоящей из чередования разнохарактерных номеров, раскрывающих единый образ ("Айседора" на муз. Бетховена, Руже де Лиля, Шуберта, Шопена, Скрябина и другие., балетмейстер М. Бежар, 1976).

В. В. Ванслов.

"Сюита в белом"

"СЮИ́ТА В БÉЛОМ" ("Suite en blanc"), одноактный балет на муз. из балета "Намуна" Лало. 19.6.1943, балетная труппа парижской Оперы, Цюрих, балетм. С. Лифарь, худ. А. Диньимон; исполнители – Л. Дарсонваль, С. Шварц, И. Шовире, Лифарь, Р. Риц, Р. Фенонжуа (показан в СССР в 1958 и 1969–1970). 1946, с нек-рыми изменениями, под назв. "Чёрное и белое", "Нуво балле де Монте-Карло", балетмейстер тот же. Поставлена также: Нем. гор. опера, Зап. Берлин (1963), "Лондон фестивал балле" (1966).

К. Г. Филонова.

Предыдущая страница Следующая страница