Приглашаем посетить сайт

Есенин (esenin-lit.ru)

Энциклопедия "Балет" (1981)
Лопухов Ф. В.

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Лопухов Ф. В.

ЛОПУХÓВ Фёдор Васильевич [8(20).10.1886, Петербург, – 28.1.1973, Ленинград], сов. артист, балетмейстер и педагог. Нар. арт. РСФСР (1956). Окончил Петерб. театр. уч-ще (педагог Н. Г. Легат); исполнил в выпускном спектакле партию Ациса ("Ацис и Галатея" Кадлеца). В 1905–09 и в 1911–22 солист Мариинского т-ра, в 1909–10 – Большого т-ра, в 1910–11 гастролировал в США. В 1922–30, 1944–45 и в 1951–56 – художеств. руководитель труппы Т-ра им. Кирова, в 1931–35 организатор и руководитель балетной труппы Ленингр. Малого т-ра. В 1936–41 художеств. руководитель Ленингр. хореографич. уч-ща.

Первые пост. – "Сон" Щербачёва и "Мексиканский кабачок" Гончарова (обе – 1918, Т-р муз. драмы). Л. одним из первых сов. балетмейстеров начал восстанавливать и реставрировать балеты классич. наследия ("Спящая красавица", "Раймонда", "Лебединое озеро", "Дон Кихот", "Конек-Горбунок" и другие.>.), сохраняя для будущих поколений шедевры мастеров хореографии. В своих пост. Л. использовал канонич. композиции и формы классич. танца для выражения сюжета, действия, характера, прибегая в то же время к обновлённой танц. лексике. Классич. танец, к-рый хореограф считал основным средством выразительности, обогащался гл. обр. за счет элементов акробатики. Л. создал бессюжетный программный балет-симфонию (танц-симфонию) "Величие мироздания" на муз. 4-й симфонии Бетховена (1923). Откликаясь на требования времени, Л. зачастую создавал сюжетные балеты как синтетич. спектакли, вводил пение, слово, эксцентрику, буффонаду, элементы цирка, т-ра кукол и другие. Однако и здесь классич. танец оставался ведущим. В 1927 пост. хореографич. драму "Крепостная балерина" Корчмарева. Л. обращался к разл. тематике, в т. ч. советской, отыскивая пластич. выражение образов современников ("Красный вихрь" – "Большевики" Дешевова, 1924; 1-й акт и общая ред. балета "Красный мак", 1929, "Болт" Шостаковича, 1931, – все в Т-ре им. Кирова; "Светлый ручей" Шостаковича, 1935 – Ленингр. Малый т-р и Большой т-р). Существенную роль в развитии сов. балета сыграли пост. Л.: "Величие мироздания"; "Пульчинелла" (1926), "Ледяная дева" (1927); "Весенняя сказка" на муз. Чайковского – Асафьева (1947) – все в Т-ре им. Кирова. Среди др. пост. Л.: в Т-ре им. Кирова – "Жар-птица" (1921); "Ночь на Лысой горе" на муз. Мусоргского (1924), "Байка про Лису..." (1927); "Тарас Бульба" Соловьева-Седого (1940, совм. с И. К. Ковтуновым); в Ленингр Малом т-ре – "Арлекинада" (1933, новая ред.), "Коппелия" (1934), "Тщетная предосторожность" (1944); "Баллада о любви" на муз. Чайковского (1959); в Моск. художеств. т-ре балета под рук. В. В. Кригер – "Ночь перед Рождеством" Асафьева (1938, совм. с В. П. Бурмейстером); в Минском т-ре – "Соловей" Крошнера (1939, совм. с А. Н. Ермолаевым); в Т-ре им. Навои – "Акбиляк" Василенко (1943, совм. с М. Тургунбаевой и У. Камиловым); в Т-ре им. Станиславского и Немировича-Данченко – "Картинки с выставки" на муз. Мусоргского (1963) и др. Л – организатор и руководитель балетмейстерского отделения при Ленингр. хореографич. уч-ще (1937–41), с 1962 – балетмейстерского отделения Ленингр. консерватории (с 1965 профессор). Среди учеников – В. А. Варковицкий, Б. А. Фенстер, К. Ф. Боярский, Г. Д. Алексидзе, А. Асатурян, H. H. Боярчиков, Г. Р. Замуэль и другие.

Соч.: Величие мироздания, П., 1922; Пути балетмейстера, Берлин, 1925; Основы постановки балета "Пульчинелла", в кн.: Асафьев Б. В., Игорь Стравинский и его балет "Пульчинелла", Л., 1926; Танцевальная комедия, в кн.: Арлекинада, Л., 1933; Балет "Светлый ручей", в кн.: "Светлый ручей", Л., 1935; Шестьдесят лет в балете, Воспоминания и записки балетмейстера, М., 1966; Ирина Генслер, в кн.: Ленинградский балет сегодня, вып. 1, Л.–М., 1967; Хореографические откровенности, М., 1972; Владимир Васильев, в кн.: Музыка и хореография современного балета, вып. 1, Л., 1974.

Лит.: Бенуа Α., Пиэтет или кощунство, "Еженедельник Петроградских гос. Академических театров", 1922, № 11, с. 31–35; [Асафьев Б.], Орлиный бунт, "Жизнь искусства", 1925, № 46, с. 4–5; Соллертинский И., Федор Лопухов, там же, 1928, № 9, с. 4–5; его же, Творческие профили музыкальных театров Ленинграда, "СМ", 1935, № 11; Слонимский Ю., Пути балетмейстера Лопухова, [вступ. ст.], в кн.: Лопухов Ф. В., Шестьдесят лет в балете, М., 1966; Григорович Ю., Федор Лопухов, "Т", 1965, № 7; Гусев П., Гордость художника, "СМ", 1965, № 8; Михайлов М., Жизнь в балете, [Л.–М.], 1966; Красовская В., Статьи о балете, [Л.], 1967; Добровольская Г., Ф. В. Лопухов и теория балета, [вступ. ст.], в кн.: Лопухов Ф., Хореографические откровенности, М., 1972; её же, Федор Лопухов, Л., 1976, Музыка и хореография современного балета. Л., 1974, вып. 1, с. 161–90.

Г. Н. Добровольская.

"Пульчинелла". Балетм. Ф. Лопухов

"Коппелия". Балетм. Ф. Лопухов

"Светлый ручей" Д. Шостаковича. Балетм. Ф. Лопухов

Лопухов Ф. В.

"Пульчинелла". Балетм. Ф. Лопухов

Лопухов Ф. В.

"Коппелия". Балетм. Ф. Лопухов

Лопухов Ф. В.

"Светлый ручей" Д. Шостаковича. Балетм. Ф. Лопухов

В начало энциклопедии