Приглашаем посетить сайт

Женщинам (woman.modnaya.ru)

Кино: Энциклопедический словарь
«ЛЕНФИЛЬМ»

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

«ЛЕНФИЛЬМ»

«Ленфи́льм», старейшая киностудия страны. Её история восходит к 1917, когда в Петрограде был создан Киноподотдел внешкольного отдела Государственной комиссии по просвещению, а в 1918 — Петроградский кинокомитет при Наркомпросе. До 1934 — «Киносев», «Севзапкино», «Ленинградкино», «Совкино», «Росфильм», «Союзфильм» и др. С 1934 — современное название.

В 1918 снят первый художественный фильм «Уплотнение» (сценарист А. В. Луначарский, режиссёры А. П. Пантелеев, А. И. Долинов, Д. Х. Пашковский). С 20-х гг. киностудия развивает интернациональные кинематографические связи. В 1924 при непосредственном участии «Севзапкино» было создано Бухарско-русское кинотоварищество («Бухкино», в дальнейшем — «Узбеккино»), положившее начало развитию кинематографии Средней Азии. «Севзапкино» экспортировало фильмы в Европу и Америку (фильмы «Скорбь бесконечная» и «Чудотворец» Пантелеева, «Дворец и крепость» А. В. Ивановского).

Начало формирования «Ленфильма» как творческого коллектива — 20-е гг., когда наряду со старшим, дореволюционным поколением режиссёров (В. К. Висковский, В. Р. Гардин, Ч. Г. Сабинский и др.) начали работать молодые, утверждавшие новое, советское киноискусство. Они создавали творческие мастерские: «Фабрика эксцентрического актёра» (ФЭКС) Г. М. Козинцева и Л. З. Трауберга, Киноэкспериментальная мастерская (КЭМ) Ф. М. Эрмлера, позже — мастерская С. И. Юткевича и др. Творческие достижения «Ленфильма» в 20—30-х гг. неотделимы от деятельности его художественного руководителя — режиссёра, драматурга, редактора А. И. Пиотровского. Серьёзным вкладом в развитие советского киноискусства стали фильмы киностудии: «Шинель» и «Новый Вавилон» Козинцева и Трауберга, «Катька — Бумажный Ранет» Эрмлера и Э. Ю. Иогансона, «Обломок империи» Эрмлера, «Девушка с далёкой реки» и «Мой сын» Е. В. Червякова, «Каин и Артём» П. П. Петрова-Бытова.

В 30-е гг. поставлены фильмы, имевшие принципиальное значение для развития искусства социалистического реализма в кино: «Встречный» Эрмлера и Юткевича, «Чапаев» Г. Н. и С. Д. Васильевых, трилогия о Максиме Козинцева и Трауберга («Юность Максима», «Возвращение Максима», «Выборгская сторона»), «Гроза» и «Пётр Первый» В. М. Петрова, «Крестьяне» и «Великий гражданин» Эрмлера, «Семеро смелых» и «Комсомольск» С. А. Герасимова, «Депутат Балтики» и «Член правительства» А. Г. Зархи и И. Е. Хейфица, «На границе» А. Г. Иванова, «Златые горы» и «Человек с ружьём» Юткевича и др.

В годы Великой Отечественной войны «Ленфильм», эвакуированный в Алма-Ату (1941—44), вошёл в состав Центральной объединённой киностудии художественных фильмов (ЦОКС), где и было сосредоточено основное производство фильмов. Многие операторы «Ленфильма» вели документальные съёмки на фронтах, в осаждённом Ленинграде. На фронтах и в Ленинградскую блокаду погибло 359 ленфильмовцев. Режиссёры «Ленфильма» участвовали в создании «Боевых киносборников», ставили фильмы на различных студиях страны.

В послевоенные годы студия продолжала и развивала свои лучшие творческие традиции. В 50—60-х гг. наряду со значительными работами «старых» ленфильмовцев («Дело Румянцева» и «Дама с собачкой» Хейфица, «Поднятая целина» Иванова, «Дон Кихот» и «Гамлет» Козинцева, ряд фильмов Н. И. Лебедева, Н. Н. Кошеверовой, Г. М. Раппапорта) появились интересные фильмы представителей нового режиссёрского поколения «Ленфильма» («Родная кровь» М. И. Ершова, «Рабочий посёлок» В. Я. Венгерова, «Начальник Чукотки» В. В. Мельникова, «Чужая родня» М. А. Швейцера). 70-е — начало 80-х гг. связаны с созданием картин, отличающихся гражданственностью и социальной активностью: «Премия» С. Г. Микаэляна, «В огне брода нет», «Начало» Г. А. Панфилова, «Монолог» И. А. Авербаха, «Двадцать дней без войны» А. Г. Германа, «Доверие» В. И. Трегубовича, «Ключ без права передачи» и «Пацаны» Д. К. Асановой, ч Торпедоносцы» С. Д. Арановича, ленты Г. Г. Никулина, И. Ф. Масленникова и др.

Деятельность «Ленфильма» отмечена многими наградами. На первом советском международном кинофестивале в Москве (1935) «Ленфильму» присуждена первая премия за фильмы «Чапаев», «Юность Максима», «Крестьяне». На международных кинофестивалях, Всесоюзных кинофестивалях и конкурсах «Ленфильмом» получено более 330 наград. Присуждены 3 Ленинские премии (режиссёру Г. М. Козинцеву и актёру И. М. Смоктуновскому за фильм «Гамлет», актёру Н. К. Черкасову за фильм «Всё остаётся людям»), 108 Государственных премий СССР, 22 Государственных премии РСФСР имени братьев Васильевых и др.

Студия размещается на пр. Кирова, 10 (5 павильонов, творческие и производственные помещения, административная служба) и в Сосновой поляне (2 больших павильона, цех обработки плёнки и др.). Здесь же строится комплекс «Большого “Ленфильма”». На «Ленфильме» осуществляются совместные постановки с зарубежными студиями и мастерами — Болгарии, Венгрии, ГДР, Чехословакии, Югославии, Норвегии, Франции, Финляндии, США. Ежегодно «Ленфильм» выпускает около 30 полнометражных художественных фильмов, в том числе 12—14 серий для телевидения, а также короткометражные и рекламные фильмы. Дублируется свыше 30 фильмов, выпускаемых на языках народов СССР и социалистических стран, а также фильмы капиталистических стран. «Ленфильм» награжден орденом Ленина (1935) и Трудового Красного Знамени (1976).

Литература:

Из истории «Ленфильма», в. 1—4, Л., 1968—75.

О. П. Ханеев.

В начало энциклопедии