Приглашаем посетить сайт

Есенин (esenin-lit.ru)

Кино: Энциклопедический словарь
КОЗИНЦЕВ ГРИГОРИЙ МИХАЙЛОВИЧ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

КОЗИНЦЕВ ГРИГОРИЙ МИХАЙЛОВИЧ

Ко́зинцев Григорий Михайлович (22.3.1905—11.5.1973), советский режиссёр, сценарист, педагог. Народный артист СССР (1964). Учился в школе живописи А. Экстер в Киеве, работал помощником художника в Театре Соловцова, участвовал в создании уличных представлений и народных действ послеоктябрьских лет. С 1920 в Петрограде, учился в Высших художественных мастерских АХ. В 1921 месте с Л. З. Траубергом основал ХЭКС — театральную мастерскую, сочетавшую обучение актёров с постановкой спектаклей («Женитьба» по Н. В. Гоголю, «Внешторг на Эйфелевой башне» — агитобозрение по сценарию, написанному с Траубергом). Эстетическая программа ФЭКС, спектакли, а также теоретическая платформа, выраженная в манифесте «Эксцентризм» (1922, статьи Крыжицкого, Трауберга, Юткевича), находились в кругу раннего революционного искусства, близкого «левому фронту» испытавшего прямое влияние В. В. Маковского и В. Э. Мейерхольда. В 1924 вместе с молодёжным коллективом фэксов перешёл на кинофабрику «Севзапкино» ныне «Ленфильм»). Начиная с кинодебюта «Похождения Октябрины» (1924) по 1945 ставил все фильмы с Траубергом, с ним же выступал как сценарист. Их первым картинам («Мишки против Юденича», 1925, «Чёртово колесо», 1926, «Братишка», 1927) свойственны эксперименты, поиски киновыразительности, приёмы агитобозрения, плаката, американской «комичесской», «низких зрелищных жанров» (цирка, буффонады, пантомимы и др.) и вместе с тем острота наблюдений жизни большого города, интерес к формирующейся новой действительности. В фильмах «Шинель» (по Гоголю, 1926, сценарист Ю. Н. Тынянов), «С. В. Д.» (1927, сценарист Ю. Г. Оксман и Тынянов), «Новый Вавилон» (1929) определился поворот фэксов к историко-культурной традиции, классическому наследию литературы и живописи, интерпретированному с позиций революционной современности, одиночество человека перед лицом бездушного казённого мира николаевской империи стало темой кинематографической «Шинели», отмеченной открытиями в сфере пластики, проникновением с помощью кинокамеры во внутренний мир человека (видения, сны Башмачкина), контрастным решением индивидуального образа героя и окружающей его среды. В фильме «С. В. Д.», воскрешавшем романтические эпизоды, связанные с историей декабризма, поднималась на высокий уровень мастерства костюмная историческая лента. В «Новом Вавилоне», посвященном событиям Парижской Коммуны, фэксы приблизились к жанру эпопеи, стремились дать панораму французской столицы в дни событий 1871 года. В 20-х вокруг Козинцева сложился постоянный творческий коллектив: актёры, воспитанные в мастерской ФЭКС (Я. Б. Жеймо, Е. А. Кузьмина, С. З. Магарилл, С. А. Герасимов, О. П. Жаков, А. А. Костричкин, П. С. Соболевский и др.), а также оператор Н. Москвин, художник Е. Е. Еней. С ними Козинцев работал и в дальнейшем. Начиная с немого фильма «Новый Вавилон», для сопровождения которого в кинотеатрах была написана музыка Д. Д. Шостаковичем, надолго закрепилось творческое содружество Козинцева с композитором (им создана музыка для всех фильмов Козинцева, кроме фильма «Дон Кихот»). Первый звуковой фильм Козинцева «Одна» (1931) возвращал режиссёра к современной теме, рисуя судьбу юной учительницы, посланной работать в глухое сибирское село, где идёт жестокая борьба за колхоз. Следующее десятилетие Козинцев полностью посвятил работе над трилогией о Максиме, вошедшей в золотой фонд советской киноклассики («Юность Максима», 1935, «Возвращение Максима», 1937, «Выборгская стона», 1939, Государственная премия СССР, 1941). В центре этой историко-революционной эпопеи, охватывавшей несколько периодов борьбы большевистской партии начиная с подполья после поражения Революции 1905—1907 и кончая Октябрём и Гражданской войной, стоял образ рабочего парня с питерской окраины, приведённого в революцию самой логикой истории и выросшего в крупного большевистского руководителя. В образе Максима сочетались реалистическая достоверность, типичность и черты легендарного народного героя. Исполнение роли Б. П. Чирковым, полное обаяние, юмора и человечности, сделало Максима любимым героем советских зрителей. Режиссёрская манера трилогии сочетала в себе эпическую широту и непринуждённую простоту, масштабность и занимательность повествования.

В годы Великой Отечественной войны Козинцев снимал короткометражные сюжеты «Боевых киносборников» («Случай на телеграфе», киносборник № 2, с Л. О. Арнштамом), а также поставил фильм «Простые люди» (1945, выпуск на экран 1956) — последнюю картину с Траубергом.

В послевоенные годы Козинцев поставил биографические фильмы «Пирогов» (1947, Государственная премия СССР, 1948) и «Белинский» (1953). Фильм «Дон Кихот» (по М. Сервантесу, 1957, сценарист Е. Л. Шварц) с участием Н. К. Черкасова (заглавная роль) и Ю. В. Толубеева (Санчо Панса) явился удачным кинематографическим прочтением великого романа.

Важнейшая страница творческой биографии Козинцева — его работа над шекспировскими трагедиями «Гамлет» (1964, специальная премия Всесоюзного кинофестиваля и международного кинофестиваля в Венеции; Ленинская премия, 1965, в главной роли И. М. Смоктуновский) и «Король Лир» (1971, в главной роли Ю. Ярвет). В этих фильмах глубина постижения шекспировского реализма, философского содержания трагедий сочетается с современным прочтением классики, козинцевским ощущением темы «человек и история», проходящей через всё его кинематографическое и литературное творчество. Шекспировские фильмы Козинцева получили международное признание, отмечены многими премиями Смерть прервала начатую Козинцевым постановку «Гоголиады» — замысел кинематографической сюиты на темы «Петербургских повестей» (сценарий опубликован посмертно).

Работы Козинцева о Шекспире (основные статьи собраны и обобщены в книге «Наш современник Вильям Шекспир», 1962) внесли серьёзный вклад в мировую шекспириану. Посмертная книга «Пространство трагедии» (1973), написанная в форме дневника режиссёра, вобрала в себя опыт работы Козинцева над «Королём Лиром» в театре (БДТ, 1941) и кино. Воспоминания и размышления Козинцева об искусстве, его кинематографическая теория и эстетика предстают на живом фоне истории советской художественной жизни в монографии «Глубокий экран» (1971). Перу Козинцева принадлежат исследования творчества С. М. Эйзенштейна, Ч. Чаплина, Мейерхольда. С 1922 Козинцев занимался педагогической деятельностью: в ФЭКС (1922—1926), Ленинградском институте сценических искусств (1926—32), во ВГИКе (1941—1964, профессор), в 1965—71 руководитель мастерской на «Ленфильме». Среди его учеников: Э. А. Рязанов, С. И. Ростоцкий, И. А. Авербах, Ю. Н. Клепиков, В. В. Катанян, В. Д. Дорман.

Сочинения:

Собрание сочинений в 5 тт., т. 1—2 —, Л., 1983 —;

Пушкин. Толстой. Заметки к задуманным фильмам, «Новый мир», 1974, № 5;

Время и совесть. Из рабочих тетрадей, М., 1981.

Литература:

Недоброво В., ФЭКС. Г. Козинцев, Л. Трауберг, М.—Л., 1928;

Ваисфельд И., Г. Козинцев и Л. Трауберг. Творческий путь, М., 1940;

Добин Е., Козинцев и Трауберг, Л.—М., 1963;

его же, «Гамлет» — фильм Козинцева, [Л.—М.], 1967;

Шкловский В., Дон-Кихот продолжает свой путь, в его книге: За сорок лет, М., 1965;

Зоркая Н., Народный артист СССР Г. Козинцев, М., 1967;

Юткевич С., Цена шпаги. (Фильм Г. Козинцева «Король Лир»), в книге: Шекспир и кино, М., 1973;

Сурков Е., Лир и другие, в его книге: в кино и театре, М., 1977;

Памяти товарища, «Искусство кино», 1973, № 10;

Из мыслей о Г. М. Козинцеве, «Искусство кино», 1980, № 4.

Н. М. Зоркая.

В начало энциклопедии