Приглашаем посетить сайт

Бунин (bunin-lit.ru)

Кино: Энциклопедический словарь
Статьи на букву "В" (часть 2, "ВАУ"-"ВИД")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "В" (часть 2, "ВАУ"-"ВИД")

ВАУНИ АРА СУРЕНОВИЧ

Вау́ни Ара Суренович (р. 24.2.1938), советский режиссёр, сценарист. Заслуженный деятель искусств Армянской ССР (1982). Работает в документальном кино. Среди постановок фильмы: «Голос Америки» (1969, сценарий Вауни), «Площадь Ленина» (1970), «Занавес не опускается» (1973), «Эхо далёких гудков» (1975. сценарий Вауни), «Родословное древо» (1976), «Зов» (1977, главная премия Всесоюзного кинофестиваля, 1978) — за все Государственная премия Армянской ССР (1977), «Свет над Арагацем» (1977), «Летопись нерушимой дружбы» (1979, сценарий Вауни и В. А. Петросян), «Скала» (1980), «Старик и ветер» (1981, художественный телефильм).

ВАХИДОВ МАХМУДЖОН

Вахи́дов Махмуджон (10.10.1939—12.11.1977), советский актёр. Народный артист Таджикской ССР (1974). В 1960 окончил ГИТИС. Снимался в фильмах: «Зумрад» (1962, Шариф), «Хасан-арбакеш» (1966, Раджаб), «Джура Саркор» (1970, Секретарь райкома), «Сказание о Рустаме» и «Рустам и Сух-раб» (1971—1972, Тулад, Государственная премия Таджикской ССР, 1972, премия Всесоюзного кинофестиваля), «Звезда в ночи» (1973, Ахмади Дониш), «Тайна забытой переправы» (1974, Алим), «Одной жизни мало» (1975, Сулейман), «Первая любовь Насреддина» (1978, Дервиш). Искусству Вахидова были присущи высокая гражданственность; богатство выразительных средств.

ВАХОВЬЯК ЮТТА

ВА`ХОВЬЯК (Wachowiak)) Ютта

(р. 13.12.1940)

нем. актриса (ГДР). Окончила Высш. киношколу в Бабельсберге. Играла в трах Потсдама, Карл-Маркс-Штадта, Берлина, на ТВ, с 1970 в Немецком т-ре. В кино с 1962 (ф. "На солнечной стороне"). Среди ф.: "Банда бритоголовых" (1963), "За мной, канальи!" (1964), "Мать и молчание" (1965, т/ф), "Красная капелла" (1971), "Под грушевым деревом" (1973, в сов. прокате "Виноваты туманы"), "Банкет для Ахилла" (1975), "Сабина Вульф" (1978), "Счастье на задворках" (1980), "Бранденбургские изыскания" (1982), "Простите, вы смотрите футбол?" (1983). Значит, актёрской удачей В. стала гл. роль в ф. "Невеста" (1980, в сов. прокате "Дом с тяжёлыми воротами"). Нац. пр. ГДР (1980).

ВАЦАДЗЕ СЕРАПИОН НЕСТЕРОВИЧ

ВАЦА`ДЗЕ Серапион Нестерович

(18.3.1899 - 18.5.1967)

сов. художник. Засл. деят. иск-в Груз. ССР (1946). Чл. КПСС с 1946. В кино с 1929. Оформил ф.: "Шакир", "Последние крестоносцы", "Скала Аршаула", "Крылатый маляр", "Дружба", "Строптивые соседи", "Тень на дороге" (с З. А. Медзмариашвили), "Фатима", "Добрые люди", "Иные нынче времена" и др.

ВАЧКОВ ГРИГОР

Ва́чков Григор (26.5.1932—18.3.1980), болгарский актёр. Народный артист НРБ (1978). Член БКП с 1959. В 1955 окончил ВИТИС. Работал в Театре сатиры в Софии. В кино с 1960. В созданных им образах жизненная убедительность сочетается с гиперболизацией, метафоричностью: Митко Бомбата («На каждом километре», 1969, телефильм, Димитровская премия, 1971), Иван Ефрейторов («Последнее лето», 1974). Исполнил главную роль в фильме «Молодецкие времена» (1977). Последний фильм — «Мера за меру» (1981).

Другие фильмы:

«Хроника чувств», «Смерти нет», «Непримиримые», «Невероятная история», «Цепь», «Привязанный аэростат», «Гибель Александра Великого», «Танго», «Кит», «Воспоминание о двойняшке» (в советском прокате «Помню всегда»), «Крыша», «Черешневый сад».

ВАЧНАДЗЕ НАТО (НАТАЛИЯ ГЕОРГИЕВНА)

Вачна́дзе Нато (Наталия Георгиевна) (14.6.1904—14.6.1953), советская актриса. Народная артистка Грузинской ССР (1941). Член КПСС с 1943. В кино с 1923. Лирические образы, созданные Вачнадзе, были окрашены поэтическим обаянием. Лучшие роли Вачнадзе исполнила в немом кино: Деспине («Дело Тариэла Мклавадзе») и Эсма («Три жизни») — обе 1925, Джемма («Овод», 1928). Снялась в ролях: Нуну («У позорного столба») и Нено («Разбойник Арсен») — обе 1924, Фаги («Наездник из “Уайльд-Веста”», 1925), Натэлла («Натэлла», 1926), Гюлли («Гюлли») и Жена коммерсанта («Закон и долг») — обе 1927, Маша («Живой труп», 1929), Дора («Кварталы предместья», 1930), жена Грича («Железная бригада», 1931), Циция («Последние крестоносцы») и Тамара («Последний маскарад») — обе 1934, Нено («Арсен», 1937). За исполнение роли молодой колхозницы Нани в фильме «Золотистая долина» (1937) была отмечена Государственной премией СССР (1941). В 40—50-е гг. снялась в фильмах «Родина», «Девушка из Хидобани», «Каджана», «Он ещё вернётся», «Колыбель поэта», «Покорители вершин» и др. В 1981 в г. Гурджаани открыт мемориальный музей Вачнадзе.

Литература:

Жгенти Л. А., Н. Вачнадзе, Тб., 1967;

Амирэджиби Н. И., На заре грузинского кино, Тб., 1978;

Грузинское кино. Страницы истории, Тб., 1979;

Бажан М., Немеркнущий образ, «Литературная Грузия», 1981, № 11.

ВАШАРИОВА МАГДА

Ваша́риова Магда (Vasaryova) (р. 26.8.1948), чехословацкая актриса. С 1972 в Словацком национальном театре в Братиславе. В кино с 1965. Среди ролей: Маркета («Маркета Лазарева», 1967), Марушка Кудержикова («... и передайте привет ласточкам», 1972). Героинь Вашариовой отличают чистота, искренность, благородство. Исполнила роль роковой красавицы Крис в фильме «Чёрное солнце» (1980, режиссёр О. Вавра).

Другие фильмы:

«Королевская охота» (Франция — ЧССР), «На комете», «Принц Баяя», «Весеннее равноденствие».

ВГИК

ВГИК, см. Всесоюзный государственный институт кинематографии.

ВЕГА ПАСТОР

Ве́га Пастор (Vega) (р. 18.2.1940), кубинский режиссёр. В 1958—1959 учился в Театральной академии при театре «Эстудио». С 1960 в ИКАИКе (ассистент режиссёра фильма «История одного балета», «Прелюдия П», «Решение»). Снялся в фильме «Куба-58». В 1961 поставил документальный фильм «Война». Участвовал в работе отдела Латиноамериканских новости ИКАИКа. Автор статей и рецензий. В 1979 поставил игровой полнометражный фильм «Портрет Тересы» — рассказ о жизни современной женщины.

Другие фильмы:

документальные — «Песня туриста» (1967), «Об американской войне» (1969), «Да здравствует республика!» (1972), «Пятая граница» (1974).

ВЕГЕНЕР ПАУЛЬ

Ве́генер Пауль (Wegener) (11.12.1874—13.9.1948), немецкий актёр, режиссёр. Учился во Фрайбургском и Лейпцигском университетах. С 1906 в Немецком театре М. Рейнхардта. В кино с 1913. Сыграл главную роль в фильме «Пражский студент» (1913, режиссёр С. Рие), в котором выступил и как сорежиссёр. В 1914 снялся в главной роли в поставленном им с X. Галеном фильме «Голем, как он пришёл в мир» (по Г. Мейринку). Игру Вегенера характеризовали темпераментность, склонность к импровизации при одновременной скупости жеста. Среди ролей Вегенера особое место занимали экзотические, таинственные персонажи или злодеи: Султан («Сумурун», 1920), Эфиопский царь («Жена фараона») и Герцог («Конец Герцога Ферранте») — обе 1922, Оживший Будда («Живые Будды», 1923). Был режиссёром двух последних фильмов, а также режиссёром (с К. Безе) и исполнителем главной роли во второй версии фильма «Голем, как он пришёл в мир» (1920). Фантастические фильмы, поставленные Вегенером, оказали большое влияние на неоромантическое течение в немецком кино начала 20-х гг. В начале 40-х гг. снимался в пропагандистско-тенденциозных псевдобиографических фильмах «Великий король» и «Дизель» (1942), «Кольберг» (1945). После 2-й мировой войны принял участие в возрождении демократического искусства в Немецком театре.

Другие фильмы:

актёр — «Тайна Иоганна Орта», «Жуткие истории», «Только комедиант», «Сильней любви», «При закрытых дверях»

(режиссёр Вегенер), «Бессмертное сердце», «Право на любовь», «Моя жизнь за Ирландию» (в советском прокате «Школа ненависти»).

ВЕЙНЕРОВИЧ ИОСИФ НАУМОВИЧ

Вейнеро́вич Иосиф Наумович (р. 28.11.1909), советский оператор, режиссёр. Народный артист БССР (1973). Член КПСС с 1942. В 1934 окончил ВГИК. В кино с 1925. Во время Великой Отечественной войны фронтовой оператор, снимал партизанские соединения на Украине и в Белоруссии (Государственная премия СССР, 1943). Участвовал в создании документальных фильмов «Наша Москва» и «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой» (1941), «День войны» и «В тылу врага» (1942). Снял фильмы «Народные мстители» (1943) и «Освобождение Советской Белоруссии» (1944). Режиссёр-оператор фильмов «В родную семью» (1945), «Суд народа» (1946), «Новоселье» (1947), «Беларусь индустриальная» (1958), «Песни нашей земли» (1961), «Над рекой Аресой» (1963), «Дорога без привала» (1965), «Генерал Пуща» (1967, Государственная премия БССР, 1968), «В огне жизни» (1970), «Баллада о мужестве и любви» (1972), «Ступени роста» (1973), «Могилёв. Дни и ночи мужества» (1974), «О матерях можно рассказывать бесконечно» (1975), «Права на бессмертие» (1976), «Горизонты дорог» (1977), «Бессмертный подвиг Минска» (1978), «Доброго вам здоровья!» (1981).

ВЕЙЦМАН ЕВГЕНИЙ МИХАЙЛОВИЧ

Ве́йцман Евгений Михайлович (6.8.1918—22.9.1977), советский киновед. Кандидат философских наук (1949). Член КПСС с 1944. В 1941 окончил МГУ. Печатался с 1941. Автор многих работ по философии и социологии кино. С 1958 преподавал на кафедре философии ВГИКа.

Сочинения:

Буржуазная философия и киноискусство, М., 1964;

Киноэкран размышляет, спорит, доказывает, М., 1969;

Люди 60-х годов, М., 1977;

Очерки философии кино, М., 1978.

ВЕЛИЕВ ЮСУФ АБДУЛЛАХ ОГЛЫ

Вели́ев Юсуф Абдуллах оглы (22.3.1917—18.3.1980), советский актёр. Народный артист Азербайджанской ССР (1978). В театре с 1937. В кино с 1956 (фильм «Любимая песня»). Сыграл главные роли в фильмах «Кого мы больше любим» (1966, новелла «Вершина»), «Насими» (1974), «Звук свирели» (1976), «Удар в спину» (1978).

Другие фильмы:

«Почему ты молчишь?», «В этом южном городе», «Мститель из Гянджебасара».

ВЕЛИМИРОВИЧ ЗДРАВКО

Велими́рович Здравко (Velimirovic) (р. 1930), югославский режиссёр. В кино с 1954. Поставил документальные фильмы: «Человек и вода», «Испания нашей молодости», «А, это вы...» и др. Первый игровой фильм — «День четырнадцатый» (1960). Экранизировал произведения современной югославской прозы: «Лелейская гора» (1968) и «Дервиш и смерть» (1974). Поставил фильмы: «Проверено — мин нет» (1966, с Ю. Лысенко, советско-югославский фильм), «Вершины Зелёной горы» (1975), «Битва за южную железную дорогу» (1978), «Доротей» (1981).

ВЕЛИЧКО НАТАЛЬЯ ЯКОВЛЕВНА

Вели́чко Наталья Яковлевна (р. 4.5.1941), советская актриса. Заслуженная артистка РСФСР (1985). Окончила актёрский (1965) и режиссёрский (1979) факультеты ВГИКа. С 1965 в Театре-студии киноактёра. Дебютировала в фильме «Тишина» (1964) в роли Аси Вохминцевой. Среди ролей: Людмила Печерская («Друзья и годы», 1966), Эльза («Щит и меч»), Нина («Николай Бауман») — обе 1968, Валя Кудрявцева («Я его невеста», 1969), Катя («Потому что люблю», 1975), Анна Дорма («Что человеку надо», 1976), Надежда Цветкова («Алмазная тропа», 1979, СССР — ФРГ), Рогоз («Дорогие мои москвичи», 1982).

Другие фильмы:

«Первый снег», «Третья молодость», «Кража» (телефильм), «Георгий Седов», «В ночь на новолуние».

Литература:

Актеры советского кино, в. 13, Л., 1977.

ВЕЛЬЯМИНОВ ПЁТР СЕРГЕЕВИЧ

Вельями́нов Пётр Сергеевич (р. 7.12.1926), советский актёр. Народный артист РСФСР (1985). На сцене с 1952. С 1974 в Театре-студии киноактёра. В кино с 1972. Среди ролей: Захар Большаков («Тени исчезают в полдень», 1972, телефильм), Алексей Строгов («Командир счастливой “щуки”», 1973), Глеб Рябинин («Здесь наш дом», 1974), Иван Андреевич («Повесть о человеческом сердце», 1976), Поликарп Кружилин («Вечный зов», 1976—1983, телефильм, Государственная премия СССР, 1979, за первые 12 серий), Николай Егорович («Сладкая женщина», 1977), Муравьёв («Пыль под солнцем», 1978, премия Всесоюзного кинофестиваля), Курбатов («Версия полковника Зорина», 1979), князь Владимир («Ярослав Мудрый», 1982).

Другие фильмы:

«Воскресная ночь», «Гонки без финиша», «Поэма о крыльях», «Опасные друзья».

ВЕНГЕРОВ ВЛАДИМИР ЯКОВЛЕВИЧ

Венге́ров Владимир Яковлевич (р. 11.1.1920), советский режиссёр. Народный артист РСФСР (1978). В 1943 окончил ВГИК (мастерская С. М. Эйзенштейна). С 1944 на киностудии «Ленфильм». В 1954 с М. А. Швейцером снял приключенческий фильм «Кортик» (по А. Н. Рыбакову). Острота сюжета, игра актёров и юных исполнителей обусловили успех этой картины. Поставил фильмы: «Два капитана» (по В. А. Каверину, 1956), «Город зажигает огни» (1958), «Балтийское небо» (по Н. К. Чуковскому, 1961). Наиболее значительная работа Венгерова — фильм «Порожний рейс» (по С. П. Антонову, 1963, премия международного кинофестиваля в Москве). Используя приключенческую ситуацию, режиссёр отказался от внешней динамики, психологически точно раскрыл характеры и выдвинул на первый план нравственную сторону конфликта. Удачей Венгерова стал фильм «Рабочий посёлок» (по В. Ф. Пановой, 1966). В 1983 поставил фильм «Обрыв» (по И. А. Гончарову). Среди других фильмов: «Живой труп» (по Л. Н. Толстому, 1969), «Карпухин» (по Г. Я. Бакланову, 1973), «Вторая весна» (1980), телефильм «Строговы» (по Г. М. Маркову, 8 серий, 1976).

Другие фильмы:

документальные — «Адыгейская автономная область» (1951, с И. Гиндиным),

фильмы-спектакли «Живой труп» (по Толстому, 1952) и «Лес» (по А. Н. Островскому, 1953, с С. А. Тимошенко).

ВЕНГЕРСКАЯ КИНЕМАТОГРАФИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВЕНДЕРС ВИМ

Ве́ндерс Вим (Wenders) (р. 14.8.1945), немецкий режиссёр (ФРГ). Изучал медицину и философию. В 1967—1970 учился в Высшей школе телевидения и кино в Мюнхене. Работал в журнале «Filmkritik» и др. С 1975 основал фирму «Вим Вендерс фильмпродукцион». Автор ряда книг. Дебютировал короткометражных фильмом. Среди художественных фильмов: «Страх вратаря перед одиннадцатиметровым ударом» (по П. Хандке, 1971), «Алая буква» (по Н. Хоторну, 1972), «Ложное движение» (по мотивам романа И. В. Гёте «Годы странствий Вильгельма Мейстера», 1975), в котором затрагивается тема ответственности поколений перед историей. В фильме «С течением времени» (1976, премия ФИПРЕССИ на международном кинофестивале в Канне) Вендерс анализирует явления глубокого морального кризиса, переживаемого западногерманским обществом. Фильм «Американский друг» (по роману П. Хайсмит «Игра Рипли», 1977) — попытка перенесения на западногерманскую почву стилистических приёмов американского «чёрного» фильма. В 1980 поставил в США фильм «Хамметт» об известном американском писателе (вышел в 1982), в 1981 — фильм «Молния над водой» (с американским режиссёром Н. Реем). В 1982 снял фильм «Состояние дел» (ФРГ — Франция — Нидерланды — Испания — Великобритания, главная премия международного кинофестиваля в Венеции), в 1984 — «Париж, Техас» (главная премия и премия ФИПРЕССИ на международном кинофестивале в Канне).

ВЕНЕСУЭЛЬСКАЯ КИНЕМАТОГРАФИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВЕНЕЦИАНСКИЙ КИНОФЕСТИВАЛЬ

Венециа́нский кинофестиваль, см. Международные кинофестивали.

ВЕНЖЕР ИРИНА ВЛАДИМИРОВНА

Ве́нжер Ирина Владимировна (4.5.1903—14.11.1973), советский режиссёр. Член КПСС с 1932. В кино с 1927. С 30-х гг. на ЦСДФ. Первые работы — «Повесть о завоёванном счастье» (1930), «На страже рубежей» (1932). Поставила фильмы: «На Северном полюсе» (1937), «Папанинцы» (1938) и «Казахстан» (1940) — все с Я. М. Посельским, «Молодость нашей страны» (1946, с С. И. Юткевичем, премия международного кинофестиваля в Канне), «Всесоюзный парад физкультурников 1947 года» (1947, с С. Д. Бубриком, Государственная премия СССР, 1948).

Другие фильмы:

«Великий пример» (1949), «Времена года» (1960), «Голос революционной Кубы» 1962).

ВЕНТУРА ЛИНО

Венту́ра Лино (Ventura), настоящие имя и фамилия Анджело Боррини (Borrini) (р. 14.7.1919), французский актёр. Был профессиональным боксёром. В кино с 1954 (фильм «Не тронь добычу», режиссёр Ж. Беккер). Получил известность после фильма «“Горилла” приветствует вас» (1958). Играл главным образом роли гангстеров или полицейских, а также решительных, удачливых и не лишённых юмора суперменов. Начиная с фильма «Взвесь весь риск» (1960), Вентура постепенно расширял своё амплуа, его герои становились более человечными. Наиболее известные работы — в фильме «Мари-Октябрь» (1959, режиссёр Ж. Дювивье), «Такси в Тобрук» (1960), «Сыграть в ящик» (1965), «Искатели приключений» (1967), «С Новым годом» (1973, премия международного кинофестиваля в Сан-Себастьяне) и др. В фильме «Сиятельные трупы» (1976, режиссёр Ф. Рози) создал образ полицейского, выступающего против пороков судопроизводства. Обращение к социальной проблематике сделало эту роль этапной для Вентуры В 1982 сыграл роль Жана Вальжана в фильме «Отверженные» (режиссёр Р. Оссеин, теле- и киноварианты).

Среди других фильмов

«Лифт на эшафот», «Монпарнас, 19», «Дьявол и десять заповедей», «Сто тысяч долларов на солнце», «Хищник», «Сицилийский клан», «Армия теней», «Последнее известное место жительства», «Зануда», «Пощёчина», «Под предварительным следствием».

ВЕРБА РОБЕРТАС ЮЛИАНОВИЧ

Ве́рба Робертас Юлианович (р. 13.9.1932), советский оператор, режиссёр. Заслуженный деятель искусств Литовской ССР (1974). С 1960, по окончании ВГИКа (ученик Б. И. Волчека), на Литовской киностудии. Снял новеллу «Нам не нужно» в художественном фильме «Живые герои» (1960), документальный фильм «Чёрная процессия» (1963), «Летите, белые лебеди» (1965). Режиссёр и оператор документального фильма «Верность» (1967), «Винцас Свирскис» (1968), «Чютита рута» и «Думы столетних» (1969), отмеченных в 1970 премией Литовской ССР, а также фильмы «Старик и земля» (1965), «И стар и млад» (1968). Режиссёр фильма «На праздник» (1970), «Мир мне представляется большой симфонией... М. К. Чюрленис» (1976, с Л. Пангоните).

ВЕРЕЩАГИН ИГОРЬ НИКОЛАЕВИЧ

Вереща́гин Игорь Николаевич (р. 9.9.1919), советский режиссёр. Заслуженный деятель искусств Казахской ССР (1974). Член КПСС с 1957. В 1943 окончил ВГИК. Поставил документальные фильмы: «Певец весны народов» (1946), «Солнце над Рудным Алтаем» (1968), «Садык, сын Ашира — металлург» (1969), «С днём рождения, Казахстан» (1970), «Достоевский в Казахстане» (1971), «Горькая цена прозрения» (1978) и др.

ВЕРЕЩАК ВАДИМ СЕМЁНОВИЧ

ВЕРЕЩА`К Вадим Семёнович

(р. 22.4.1914)

сов. оператор. Засл. деят. иск-в УССР (1978). С 1947, по окончании ВГИКа, на Рижской к/ст. С 1953 на Киевской к/ст им. Довженко. Снял ф.: "Если бы камни говорили" (1959), "Кровь людская - не водица" (1960), "Трое суток после бессмертия" (1963), "Гибель эскадры" (1966), "Их знали только в лицо" (1967), "17-й трансатлантический" (1972); т/ф - "Сердце Бонивура" (1969, в прокате 1971), "Юркины рассветы" (4 сер., 1974, пр. Ленинского комсомола Украины, 1976).

Среди др. ф.: "Когда поют соловьи" (1957), "Сашко" (1959), "Дмнтро Горицвит" (1962), "Люди не всё знают" (1964), "Время московское" (1977); т/ф - "Доверие" (1972), "Родные" (1978), "Алтунин принимает решение" (1979), "Тайна, известная всем" (1981).

ВЕРИХ ЯН

Ве́рих Ян (Werich) (5.11.1905—31.10.1980), чехословацкий актёр, сценарист, писатель. Народный артист ЧССР (1963). На сцене с 1922. Один из создателей Освобождённого театра (1927). Выступал вместе с И. Восковецем в острых сатирических программах, писал с ним скетчи. В 30-е гг. снялся в фильмах «Пудра и бензин», «Мир принадлежит нам», «У нас в Коцоуркове», созданных по театральным постановкам, «Гей, руп!» (сценаристы всех лент Верих и Восковец). Эти фильмы положили начало жанру сатирической комедии в национальном кинематографе. Верих — известный комедийный и драматический актёр. Создал образ слабовольного, капризного, самовлюблённого деспота Рудольфа II и пекаря Матея в фильме режиссёра М. Фрича «Пекарь императора» и «Император пекаря» (1951, Государственная премия ЧССР, 1952). Участвовал в написании многих сценариев. Последний фильм — «Человек, который раздавал смех» (1971).

Другие фильмы:

«Жил-был король», «Барон Мюнхгаузен», «Вот придёт кот», телефильм «Медведь».

ВЕРМИШЕВА ЕКАТЕРИНА ИВАНОВНА

Ве́рмишева Екатерина Ивановна (р. 7.12.1925), советский режиссёр. Народная артистка РСФСР (1979). С 1953, по окончании ВГИКа (мастерская С. И. Юткевича), на ЛСДФ, с 1960 на ЦСДФ. С 1967 работает над публицистическими картинами. Среди фильмов: «Медвежий цирк» (1957, премия международного кинофестиваля в Венеции), «Наши современники» (1961), «Острова народного гнева» (1967), «И выросли сыновья» (1970, премия международного кинофестиваля в Лейпциге, 1971, Серебряная медаль имени Довженко, 1972), «Мир дому твоему» (1975), «Тихие американцы» (1977, с Л. В. Махначом, премия Всесоюзного кинофестиваля и премия международного кинофестиваля в Лейпциге, 1978), «Здесь и трава родится красной» (1978, сценаристы Вермишева и О. Игнатьев), «Кто сеет ветер» (1979, премия Всесоюзного кинофестиваля, 1980), «Репортаж с Карибского меридиана» (1980), «Пентагон» (1982) и др. Борьбе народов Юго-Восточной Азии за независимость посвящены фильмы «Его звали Хо Ши Мин» (1969), «Повесть о первой весне» (1973, премия Всесоюзного кинофестиваля, 1974, премия международного кинофестиваля в Лейпциге), «Джунгли остывают от войны» (1974).

ВЕРОЮ МИРЧА

Веро́ю Мирча (Veroiu) (р. 29.4.1941), румынский режиссёр. В 1971 окончил Институт имени Караджале. Участвовал в постановке фильмов «Вода как чёрный буйвол» (1971, с другими режиссёрами), «Каменная свадьба» (1973) и «Дух золота» (1974) — оба с Д. Пица, отмеченных премиями ряда международных кинофестивалей. Статичность кадра, медленная пластика движений определяют стилистику его фильмов. Экранизирует национальную классику (И. Агырбичану, И. Славича, К. Петреску). В 1981 поставил фильм «Знак змеи», в 1982 — «Конец ночи».

Другие фильмы:

«Семь дней» (1973), «Гиперион» (1975), «За мостом» (1976), «Гордость» (1978, в советском прокате «Семья Тэнасэ), «Между параллельными зеркалами» (1979), «Актриса, доллары и трансильванцы» (1980).

ВЕРТИНСКИЕ

ВЕРТИ`НСКИЕ

ВЕРТИНСКИЕ, семья сов. актёров.

Александр Николаевич В. (21.3.1889 - 21.5.1957), артист эстрады, певец, поэт, композитор. В кино дебютировал в 1912 (Ангел - "Чем люди живы"). Играл в ф. "Король без венца" и "От рабства к воле" (1916) и др. В 1919 эмигрировал. Концертировал в разл. странах, снимался в кино. В 1943 вернулся в СССР, выступал на эстраде. Роли в сов. ф.: Кардинал ("Заговор обречённых", 1950, Гос. пр. СССР, 1951), Дож Венеции ("Великий воин Албании Скандербег") и Князь ("Анна на шее") - обе 1954, пан Бреневский и католический прелат ("Пламя гнева", 1956), пан Савченко ("Кровавый рассвет", 1957). Лидия Владимировна В. (р. 14. 4.1923). Жена Александра Николаевича. В 1943 приехала с ним в СССР. В кино с 1953 (птица Феникс - "Садко"). Снималась в ф.: "Дон Кихот", "Новые похождения Кота в сапогах", "Киевлянка", "Королевство кривых зеркал". Их дочери: Марианна Александровна В. (р. 28.7.1943). По окончании Театр. уч-ща им. Щукина (1966) в Т-ре им. Вахтангова. Первая роль в кино - Катя ("Високосный год", 1962), затем сыграла Веронику ("Город мастеров") и Катю ("Перекличка") - обе 1966, Татьяну Дроздову ("Семь невест ефрейтора Збруева", 1971). Искренностью, одухотворённостью отмечено исполнение ею роли Ани в ф. "Мне двадцать лет" (1965). Снималась в ф.: "Его звали Роберт" (1967), "Хозяин" (1971), "Конец Любавиных" (1972), "Смерть под парусом" (1977, т/ф), "Пена" (1979), "Диалог с продолжением" (1980).

Литература: Актеры сов. кино, в. 10, Л., 1974. Анастасия Александровна В. (р. 19.12.1944). Засл. арт. РСФСР (1980). В 1968 окончила Театр, уч-ще им. Щукина. В кино с 1961 (Ассоль в ф. "Алые паруса"). С 1969 в моек, т-ре "Современник", с 1980 во МХАТе. Ранние работы В. примечательны прежде всего умелым использованием внешних данных актрисы: Гуттьере ("Человек-амфибия", 1962), Офелия ("Гамлет", 1964), Лиза Болконская ("Война и мир", 1966 - 67), Китти ("Анна Каренина", 1968). В ф. "Не горюй!" (1969, княгиня Мэри), "Случай с Полыниным" (1971, Галина Александровна), "Преждевременный человек" (1973, Ольга) В. показала себя зрелой актрисой. Её исполнительской манере присущи умение точно очертить характеры своих героинь, выразительность пластич. рисунка, внимание к деталям, тонкая ироничность и лиризм. Наибольшая творч. удача - роль Моны в т/ф "Безымянная звезда" (1978). Снималась в ф.: "Влюблённые" (1969), "Человек на своём месте" (1973), "Овод" (1980, т/ф). В 1982 снялась в роли Маргарет в т/ф "Кража".

Литература: Актеры сов. кино, в. 3, М., 1967.

ВЕРТМЮЛЛЕР ЛИНА

Вертмю́ллер Лина (Wertmüller), настоящие имя и фамилия Арканджела Феличе Ассунта Вертмюллер фон Эльг (Wertmuller von Elgg) (p. 14.8.1928), итальянский режиссёр, сценарист. Окончила Римскую театральную академию. В 50-е гг. актриса и режиссёр театра. В 1963 была ассистентом режиссёра Ф. Феллини в фильме «Восемь с половиной». Её первый фильм «Василиски» (1963) с иронией показывал пустоту итальянской провинциальной жизни. Международную известность принесла Вертмюллер сатирическая комедия «Мими-металлист, уязвлённый в своей чести» (1972, премия международного кинофестиваля в Канне). В ней, как и в последующих гротескных лентах «Фильм любви и анархии» (1973), «Всё на месте, и всё в беспорядке» (1974) и «Отнесённые необыкновенной судьбой в лазурное море в августе» (1975), «Паскуалино “Семь красоток”» (1976), в парадоксально-комическом освещении предстают секс, политика, социальные нравы. Показывая тщетные попытки «маленького человека» вписаться в социальную систему западного общества, Вертмюллер придерживается антифашистских, гуманистических позиций, но вместе с тем её трактовка актуальных политических проблем современности страдает непоследовательностью и нечёткостью. Вертмюллер — автор сценариев всех своих фильмов и ряда фильмов других режиссёров.

Другие фильмы:

«На этот раз поговорим о мужчинах» (1965), «Рита-надоеда» (1966), «Не дразните надоеду» (1967), «Конец мира в нашей кровати в дождливую ночь» (1978, США), «Кровавая стычка между двумя мужчинами из-за вдовы. Подозреваются политические мотивы» (1979).

ВЕРТОВ ДЗИГА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВЕРХНЕЙ ВОЛЬТЫ (БУРКИНА-ФАСО) КИНЕМАТОГРАФИЯ

Ве́рхней Во́льты (Буркина́-Фасо́) кинематогра́фия. В 1969 по инициативе правительства в столице Уагадугу состоялся первый Панафриканский кинофестиваль, давший толчок развитию национального кинематографии. В 1972 был национализирован импорт и прокат зарубежных фильмов, часть дохода направлялась на создание отечественных кинолент. Первый полнометражный фильм - «Кровь парии» (1973, режиссёр Д. Кола). В 1976 был сделан фильм «На пути к примирению» (режиссёр Б. Йонли), в 1981 - фильм «Божий подарок» (режиссёр Г. Кабора). В 1980 в столице был сооружён кинокомплекс СИНАФРИК, услугами которого пользуются режиссёры и других африканских стран. Дирекция кино при Министерстве финансов начала финансировать производство фильмов. Снято также более 5 короткометражных фильмов, среди которых «Поко-Поко» (1980, режиссёра И. Уэдраого, главная премия по разряду короткометражных фильмов на Панафриканском кинофестивале, 1981). В стране регулярно проводятся Панафриканские кинофестивали.

также: Указатель фильмов по странам. Верхняя Вольта

ВЕСНИК ЕВГЕНИЙ ЯКОВЛЕВИЧ

Ве́сник Евгений Яковлевич (р. 15.1.1923), советский актёр. Народный артист РСФСР (1971). В 1948 окончил Театральное училище имени Щепкина. Работал в Московском драматическом театре имени Станиславского, Московском театре сатиры. С 1964 в Малом театре. Весник — преимущественно острохарактерный актёр, склонный к сатире, гротеску. В кино сыграл около 60 ролей. Среди них: Пётр Замковой («Урок жизни», 1955), Родриго («Отелло») и Грунин («Дело № 306») — обе 1956, Охотник («Обыкновенное чудо») и Симонюк («Свет далёкой звезды») — обе 1965, Ворончук («Сильные духом») и Отец («Я вас любил») — обе 1967, Полковник («Новые приключения неуловимых», 1968), Доктор («Чудак из пятого “Б”», 1972), Главный архитектор («Это мы не проходили», 1976), Валерий Павлович («Хочу, чтоб он пришёл», 1981) и др.; в телефильмах — Амбреев («Угрюм-река», 1968, в прокате 1969), Директор стадиона («Семь стариков и одна девушка», 1969), папа Оли («Три дня в Москве», 1975), Хардейкр («Скандальное происшествие в Брикмилле», 1980).

ВЕСТЕРН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВЕХОТКО АНАТОЛИЙ ТИМОФЕЕВИЧ

Вехо́тко Анатолий Тимофеевич (р. 24.7.1930), советский режиссёр. В 1957 окончил ВГИК (мастерская Л. В. Кулешова, А. С. Хохловой). В 1960 дебютировал на киностудии «Ленфильм» фильмом «Дорога уходит вдаль». В 1962 поставил фильм «Братья Комаровы» (по Ю. М. Нагибину). Поставил ряд фильмов с Н. В. Трощенко: «Разрешите взлёт!» (1972), «О тех, кого помню и люблю» (по повести П. Заводчикова и С. Самойлова «Девичья команда», 1974), «Воздухоплаватель» (1975), «Кадкина всякий знает» (1977), «Трасса» (1979, СССР — ЧССР). В 1983 снял фильм «Семь часов до гибели».

Другие фильмы:

«Прогулка, достойная мужчин» (1980), «Личной безопасности не гарантирую...» (1981).

ВИАНИ АЛЕКС

Виа́ни Алекс (Viany) (р. 4.11.1918), бразильский режиссёр, сценарист, критик. Один из зачинателей бразильского «нового кино». С 1934 выступал в печати. С 1945 работал журналистом в Голливуде, там же занимался на кинематографических курсах. По возвращении в Бразилию, в 1948 основал журнал «Фильм» («О Filme»). Был среди организаторов первых национальных конгрессов бразильского кино в Рио-де-Жанейро (1952) и в Сан-Паулу (1953). Первый полнометражный фильм — «Иголка в стоге сена» (1953, сценарист Виани). Поставил картину «Улица без солнца» (1954), новеллу в фильме И. Ивенса и А. Кавалканти «Роза ветров» (премия международного кинофестиваля в Карлови-Вари, 1957), фильм «Солнце над грязью» (1963), «Машина и сон» (1974), «Умберту Мауру» (1978), «Невеста города» (1979), «Машиши, потерянный танец» (1980). Автор книг по истории бразильского кино, а также работ о зарубежных кинематографиях. Редактор кинематографического раздела энциклопедии «Ларусс». В 1965—1969 директор фундаментальной библиотеки издательства «Civilizacão brasileira».

Сочинения:

Introducão ao cinema brasileiro, Rio de J., 1959.

ВИГО ЖАН

Виго́ Жан (Vigo) (22.4.1905—5.10.1934), французский режиссёр. Окончил литературный факультет Сорбонны. В кино пришёл, видя в нём форму личного самовыражения и средство социального протеста. Активное неприятие буржуазной действительности стало определяющим моментом для формирования мировоззрения будущего режиссёра. Первый фильм, сделанный вне официальной системы кинопроизводства — поэтический репортаж «По поводу Ниццы» (1929, с Б. Кауфманом) — развенчивал буржуазный образ жизни. Задумав свой фильм как «социальный документ», Виго выискивал такие аспекты реальности, которые позволяли создать картину праздного, физически и морально вырождающегося общества. Фильм не имел коммерческого проката, но произвёл большое впечатление в кругах прогрессивной интеллигенции. В короткометражном документальном фильме «Жан Тарис, чемпион плавания» (1931) главным образом разрабатывались различные средства киновыразительности. Художественный фильм «Ноль за поведение» (1933, сценарий Виго) имел автобиографические истоки. Жестокая и бессмысленная система воспитания в закрытом интернате изображалась в фильме как выражение общей системы социального подавления личности. Социально-обличительные и бунтарские мотивы привели к запрету фильма цензурой (выпущен на экраны в 1945). Фильму было присуще поэтическое видение мира, многие его эпизоды, проникнутые юмором, как бы «сдвигали» происходящее в область фантастического. Поэтическое мироощущение Виго получило наиболее полное выражение в его последнем фильме «Аталанта» (1934), лирическом повествовании о жизни маленького экипажа самоходной баржи, плавающей по рекам и каналам Франции. Драматический конфликт связан с тем, что героиня фильма не может удовлетвориться своим повседневным существованием, ищет в жизни причудливое и необычное. В стилистике фильмов Виго сочетаются и примиряются действительность и мечта, проза и поэзия. «Аталанта» вышла на экран уже после смерти режиссёра в сокращённом варианте и с изменённым названием, заимствованным из модной тогда песенки «Плывёт шаланда». Небольшое по объёму творческое наследие Виго оказало большое воздействие на развитие французского кино, особенно в 30-е и послевоенные годы, когда благодаря киноклубам возродился интерес к его фильмам. Это связано прежде всего с тем, что ярко выраженное личное, творческое видение режиссёра не подменяет реальности, а помогает её поэтическому раскрытию. Авторская позиция Виго имела отчётливую социальную демократическую направленность. Виго был членом Ассоциации революционных писателей и художников с момента её создания (март 1932). Во Франции с 1951 существует ежегодная премия имени Виго, присуждаемая «за независимость авторской позиции и высокое художественное качество».

Литература:

Жан Виго. Сборник, перевод с французского, М., 1979.

В. И. Божович.

ВИДЕОФИЛЬМ

Видеофи́льм, фильм, записанный не на киноплёнку, а на видеомагнитную ленту. Возникнув в 70-е гг. на телевидении, по стилевым признакам многое заимствовал у кинофильма; художественная специфика видеофильма полностью ещё не определилась. Жанры видеофильма разнообразны: художественный, научно-популярный, документально-публицистический, хроникальный и т. д. Будущее телеэкрана во многом связано с дальнейшим развитием видеофильма, имеющего ряд преимуществ по сравнению с кинофильмами как в эстетическом, так и в технологическо-производственном аспекте (многокамерный метод съёмки, электронный монтаж, спецэффекты, позволяющие получить комбинированный кадр любой сложности, многократное использование для записи магнитной плёнки и т. д.).

ВИДЕРБЕРГ БУ

Ви́дерберг Бу (Widerberg) (р. 8.6.1930), шведский режиссёр, сценарист, писатель, критик. Один из зачинателей так называемого нового шведского кино. Дебютировал короткометражных телефильмом «Мальчик и змей» (1961, с Я. Труэллем). В фильме «Детская коляска» (1962), «Вороний квартал» (1963), «Любовь, 65» (1965), «Привет, Роланд!» (1966) проявились характерные черты творчества Видерберга — интерес к социальным проблемам, анализ духовного мира послевоенного поколения, поиски новой кинематографической формы. В фильме «Эльвира Мадиган» (1967) изображена трагедия любви, загубленной буржуазным обществом. Фильм «Одален-31» (1968, специальная премия международного кинофестиваля в Канне, 1969) посвящённый шведскому рабочему движению, «Джо Хилл» (1971, специальная премия международного кинофестиваля в Канне) — жизни певца и борца за свободу, безвинно расстрелянного в США. В 70-е гг. отошёл от прежних идейно-художественных принципов, снял комедию «Сопляк» (1974), детектив «Человек на крыше» (по П. Вале и М. Шёваль, 1976), экранизировал роман К. Гамсуна «Виктория» (1979). Автор полемической книги «Панорама шведского кино» (1962).

Сочинения:

Visionen i svensk film, Stockh., 1962.

Литература:

Björkstén I., Bo Widerberg. Författaren, teatermannen, filmskaparen, Stockh., 1971;

Björkman S., The new directors, L., 1977.

Предыдущая страница Следующая страница