Приглашаем посетить сайт

Есенин (esenin-lit.ru)

Кино: Энциклопедический словарь
Статьи на букву "Ч" (часть 1, "ЧА"-"ЧЕР")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ч" (часть 1, "ЧА"-"ЧЕР")

ЧА ЖАНГ

Ча Жанг (Trà Giang) (p. 1942), Вьетнамская актриса. Народная артистка СРВ (1984). Окончила Национальную киношколу в Ханое. В кино с 1962 (фильм «Однажды осенью»). В фильме «Ты Хау» (1963, премия Московского кинофестиваля) исполнила роль простой вьетнамской женщины, а в фильме «17-я параллель: дни и ночи» (1972, премия Московского кинофестиваля, 1973) — роль революционерки Зиу. Снималась также в фильмах «Деревня на воде» (1965), «Джунгли в огне» (1966), «Девочка из Ханоя» (1974), «Святой день» (1976), «Она ещё не умеет говорить» и «Во имя завтрашнего дня» (1981).

ЧАЕВСКИ ПЭДДИ

Чае́вски Пэдди (Chayefsky) (29.1.1923—1.8.1981), американский драматург, сценарист. Специализировался в области телевизионной драматургии, был автором цикла популярных пьес из жизни рядовых американцев. Многие из них были перенесены на киноэкран, в частности «Марти» (1955, премия «Оскар», премия Каннского кинофестиваля), «Холостяцкая вечеринка» (1957), «В полночь» (1959). В фильме «Телесеть» (1976, премия «Оскар») дал реалистическую картину нравов, царящих на американском телевидении. Фильм «Другие ипостаси» (1981, режиссёр К. Рассел) — единственное обращение сценариста к жанру философской фантастики.

Среди других фильмов:

«Богиня» (1958), «Американизация Эмили» (1964), «Покрась свой фургон!» (1969), «Больница» (1971, премия «Оскар»).

ЧАЙКОВСКИЙ БОРИС АЛЕКСАНДРОВИЧ

Чайко́вский Борис Александрович (р. 10.9.1925), советский композитор. Народный артист РСФСР (1982). В 1949 окончил Московскую консерваторию (учился у В. Я. Шебалина, Д. Д. Шостаковича, Н. Я. Мясковского). В кино с 1951. Музыке Ч. присущи тонкое соответствие стилю кинопроизведения, разнообразие способов и приёмов, подсказанных спецификой кинематографических замыслов. Композитора привлекают драматические сюжеты — «Убийство на улице Данте», «Обыкновенный человек», «Москва, любовь моя» и «Ливень»; лирико-комедийные — «Серёжа»; трагикомические — «Гори, гори, моя звезда»; комедийные — «Пропало лето», «Женитьба Бальзаминова», «Айболит-66». Государственная премия СССР (1969).

Другие фильмы:

«Пока фронт в обороне», «Осенние свадьбы», «Собственное мнение», «Уроки французского» (телефильм), «Подросток» (телефильм).

ЧАЙКОВСКИЙ БОРИС ВИТАЛЬЕВИЧ

Чайко́вский Борис Витальевич (1888—5.11.1924), советский режиссёр. В кино с 1909. С 1911 режиссёр. Ставил салонные, бытовые, психологические, авантюрно-приключенческие фильмы, непритязательные фарсы и комедии, среди них: «Роман балерины», «Марионетки рока» (с Е. Ф. Бауэром) и «Чёртово колесо» (1916), «Усни, беспокойное сердце» (1917), «Мисс Мэри» (1918). После революции ставил короткометражные агитфильмы и полнометражные, главным образом приключенческие картины: «Дипломатическая тайна» (1923), «В тылу у белых» (с О. Рахмановой) и «На жизнь и на смерть» (с П. П. Петровым-Бытовым) — обе 1925, и др. В 1918 Ч. открыл студию (на правах частной школы), реорганизованную затем в государственное учебное заведение, которому было присвоено его имя. В этой киношколе получили художественное образование многие деятели советского кино.

ЧАН ВУ

Чан Ву (Trần Vũ) (p. 1925), вьетнамский режиссёр. Окончил Национальную киношколу в Ханое. В кино с 1962 (фильм «Синичка», специальная премия кинофестиваля в Карлови-Вари). Среди значительных работ: «Деревня на воде» (1965), «Дым» (1967), «История супругов Лык» (1971), «Не опоздай на свидание» (1974, специальная премия кинофестиваля в Карлови-Вари, 1976), «Бурный рейс» (1977), «Знакомые лица» (1979).

ЧАНИ ЛОН

Чани Лон (Chaney), настоящее имя Алонсо (1.4.1883—26.8.1930), американский актёр. С детства играл в театре; в кино с 1912. Сыграл более 150 ролей, главным образом злодеев, уродов, монстров. За умение перевоплощаться и мастерски использовать грим был прозван «Человеком с тысячью лиц». Наиболее интересные роли — в фильмах «Остров сокровищ» (1920), «Оливер Твист» (1922), «Горбун собора Парижской богоматери» (1923), «Тот, кто получает пощёчины» (1924), «Призрак оперы» и «Нечестивая троица» (1925), «Неизвестный» (1927), «Нечестивая троица» (1930, звуковой вариант). В 1957 о нём был снят фильм «Человек с тысячью лиц» (режиссёр Дж. Пивни).

Литература:

Anderson R. G., Faces, forms, films: the artistry of Lon Chaney, South Brunswick—N.Y.—L., 1971.

ЧАПЛИН ДЖЕРАЛДИНА

Ча́плин Джералдина (Chaplin) (р. 31.7.1944), американская актриса. Дочь Ч. С. Чаплина. Впервые снялась у отца в фильме «Огни рампы» (1952). В 1962—64 училась в Королевской балетной школе в Лондоне. Снималась во французских, английских, итальянских фильмах, в том числе у отца в фильме «Графиня из Гонконга» (1967, Великобритания). Известность получила, снявшись в фильмах испанского режиссёра К. Сауры «Нора» (1969), «Анна и волки» (1972), «Выкорми ворона» (1975), «Элиза, жизнь моя» (1977), «С завязанными глазами» (1978), «Маме исполняется сто лет» (1979). Снималась в фильмах: «Нашвилл» (1975), «Буффало Билл и индейцы» (1976), «Свадьба» (1978) — все режиссёра Р. Олтмена, США, «Вдова Монтьель» (1979, режиссёр М. Литтин, Мексика), «Жизнь-роман» (1983, режиссёр А. Рене, Франция).

Другие фильмы:

«Жюстина», «Три мушкетёра» и «Четыре мушкетёра» (Панама), «Зеркало треснуло» (Великобритания).

ЧАПЛИН ЧАРЛЗ СПЕНСЕР

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЧАРДЫНИН АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ

Чарды́нин Алексей Николаевич (р. 29.5.1940), советский оператор. В кино с 1956. В 1964 окончил ВГИК. На Одесской киностудии снял фильм «День ангела» (1969), на киностудии имени Горького — «Чудак из пятого “Б”» (1972, с Г. М. Тутуновым, Государственная премия СССР 1974), «Если это случится с тобой» (1973), «Иван-да-Марья» (1975), «Поле перейти» (1977), «Далёкий марш» (1979, короткометражный), «Приключения маленького папы» (1980), «Не ставьте Лешему капканы» (1981), «Костёр в белой ночи» (1984).

ЧАРДЫНИН ПЁТР ИВАНОВИЧ

Чарды́нин Пётр Иванович (1878—1934), советский режиссёр, актёр, сценарист. Один из первых режиссёров русского дореволюционного кино. Окончил Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества, работал в провинциальных театрах. В кино с 1907. Ставил салонные мелодрамы, комедии, фарсы, экранизации литературных произведений. У Чардынина снимались крупные актёры: В. В. Холодная, В. В. Максимов, И. И. Мозжухин, Н. А. Лисенко, В. А. Полонский, О. И. Рунич, И. Н. Худолеев, В. А. Каралли и др. Среди наиболее известных фильмов: «У камина» и «Позабудь про камин, в нём погасли огни» (1917), «Молчи, грусть, молчи» (1918, играл роль Лорно). Поставил фильмы: «Боярин Орша» (по М. Ю. Лермонтову, роль Орши) и «Мёртвые души» (по Н. В. Гоголю, роль Ноздрёва) — оба 1909, «Крейцерова соната» (по Л. Н. Толстому, 1911, роль Позднышева), «Домик в Коломне» (1913), «Наташа Ростова» (по «Войне и миру» Л. Н. Толстого, 1915). С 1921 жил за границей. Вернувшись в СССР (1923), работал на Украине. Поставил фильмы: «Тарас Шевченко» (1926), «Тарас Трясило» (1927).

Другие фильмы:

«Хозяин Чёрных скал» и «Рассказ о семи повешенных» (по Л. Н. Андрееву, с Н. Салтыковым) — оба 1924, «Черевички» (по Гоголю, 1928), «Червонцы» (1930).

Литература:

Соболев Р., Люди и фильмы русского дореволюционного кино, М., 1961;

Гинзбург С., Кинематография дореволюционной России, М., 1963;

Лебедев Н. А., Очерк истории кино СССР, 2 издание, М., 1965.

ЧАСКЕЛЬ ПЕДРО

Ча́скель Педро (Chaskel) (р. 2.8.1932), чилийский режиссёр. В 1951—54 изучал архитектуру в Чилийском университете. В 1955 участвовал в создании первого университетского киноклуба, который возглавлял до 1957. В 1956 окончил курс документального кино в Католическом чилийском университете. В 1957 ассистент режиссёра Н. Крамаренко на съёмках фильма «Три взгляда на улицу». В том же году участвовал в организации чилийского Экспериментального киноцентра. С 1962 директор университетской синематеки в Чилийском университете, там же руководил киноотделом. Поставил документальные фильмы: «Здесь они жили» (1964), «Жил-был» (1965), «Арест» (1968), «Свидетельство» (1969), «Мы победим» (1970, премия кинофестиваля в Лейпциге, премия ФИПРЕССИ там же), «Не время плакать» (1971, премия кинофестиваля в Лейпциге). После фашистского переворота (1973) был выслан из страны, работает на Кубе. С 1965 генеральный секретарь УКАЛ (Союз латиноамериканских синематек), с 1974 директор чилийской синематеки Сопротивления. Монтажёр документального фильма режиссёра П. Гусмана «Битва за Чили» (1974—1978). Среди работ последних лет — фильмы «Глаза, как у моего папы» (1979), «Что это?» (1980), а также «Фотография, которая обошла мир» (1981) и «Строитель каждый день, товарищ» (1982) — оба посвящены Э. Че Геваре.

ЧАХИРЬЯН ГРИГОРИЙ ПАВЛОВИЧ

Чахирья́н Григорий Павлович (17.12.1902—30.7.1971), советский киновед, критик, сценарист. В 1924 окончил Донской университет. С 1927 выступал как кинокритик. В 1929—34 работал на киностудии «Арменкино», был организатором и первым руководителем «Арменкиножурнала». Автор сценариев научно-популярных, документальных, а также художественных фильмов «Поверженный вишап» (1931, с Л. Калантаром) и «Лодырь» (1932, с И. Н. Перестиани).

Сочинения:

М. Чиаурели, [М.], 1939;

Самое важное, самое массовое из искусств, М., 1940 (с Г. Зельдовичем);

У истоков жизни, М., 1955;

Кинематография Армении, М., 1962;

Новая композиция кадра, «ИК», 1968, № 12;

Изобразительный мир экрана, М., 1977.

ЧЕБОТАРЁВ БОРИС МАРКОВИЧ

Чеботарёв Борис Маркович (р. 22.3.1907), советский художник. Заслуженный работник культуры РСФСР (1974). В 1930 окончил живописное отделение школы АХРР. В кино с 1933. Участвовал в постановке фильмов: «В шесть часов вечера после войны» (с А. А. Уткиным), «Беспокойное хозяйство», «Сказание о земле Сибирской» (с А. С. Бергером), «Кубанские казаки» (с Ю. И. Пименовым и Г. М. Турылёвым), «Возвращение Василия Бортникова» (с А. Л. Фрейдиным), «За витриной универмага» (с Л. Чибисовым), «Человек родился», «Трое вышли из леса» и «Хлеб и розы» (оба с Ф. И. Ясюкевичем), «Пядь земли», «Дорога к морю», «Звёзды и солдаты», «Король манежа» и др. В 1969—78 работал во Всесоюзном сатирическом киножурнале «Фитиль».

ЧЕБОТАРЁВ ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ

Чеботарёв Владимир Александрович (р. 16.8.1921), советский режиссёр. Заслуженный деятель искусств Северо-Осетинской АССР (1959). Член КПСС с 1951. В 1952 окончил ВГИК. В 1952—1955 на киностудии «Леннаучфильм», затем на «Ленфильме». В 1960 дебютировал историко-биографическим фильмом «Сын Иристона». Экранизировал фантастический роман А. Р. Беляева «Человек-амфибия» (1962, с Г. С. Казанским). С 1964 на киностудии «Мосфильм». Поставил фильмы о современности — «Секретарь обкома» (по В. А. Кочетову, 1964), «Право первой подписи» (1978); фильм о войне «Дикий мёд» (по Л. С. Первомайскому, 1967); приключенческие фильмы — «Как вас теперь называть?» (1965), «Крах» (по роману В. И. Ардаматского «Возмездие», 1969), «Выстрел в спину» (по Н. Леонову, 1980), «Кольцо из Амстердама» (1982). В 1984 поставил фильм «Тревожный вылет». Занимается дубляжем.

Другие фильмы:

«Цена быстрых секунд» (1972), «В горах реки бурные» (1974, телефильм), «Алмазы для Марии» (1976, с О. Бондаревым).

ЧЕЙШВИЛИ РЕВАЗ (РЕЗО) БЕНЕДИКТОВИЧ

Чейшви́ли Реваз (Резо) Бенедиктович (р. 24.4.1933), советский сценарист. Член КПСС с 1968. В 1959 окончил Тбилисский университет. Участвовал в написании сценариев фильмов: «Морская тропа» (1962), «Мой друг Нодар» (1968), «Перед рассветом» (1972), новеллы «Морской волк» (в фильме «Белые камни», 1973), фильма «Мачеха Саманишвили» (по Д. Клдиашвили, 1978), «Кваркваре» (1979), «Распахните окна» (1981), «Голубые горы, или Неправдоподобная история» (1984) и др.

ЧЕКАН СТАНИСЛАВ ЮЛЬЯНОВИЧ

Чека́н Станислав Юльянович (р. 2.6.1922), советский актёр. Заслуженный артист РСФСР (1955). В 1938—41 учился в Ростовском-на-Дону театральном училище. В 1941—45 актёр фронтовых театров. В кино с 1946 (фильм «Сын полка»). Герои Ч. — натуры сильные, обладающие душевным размахом: Иван Поддубный («Борец и клоун», 1957), Антон Крыленко («Очередной рейс», 1958), комиссар Петренко («Две жизни», 1961). Сыграл острохарактерные роли в фильмах «Два билета на дневной сеанс» (1967), «Таинственный монах» (1968), «Бриллиантовая рука» (1969), «Нейлон — 100%» (1974), «Развлечение для старичков» (1977), «Серебряные Озёра» (1981). Среди удач Чекана — драматические характеры Семёна («Вызываем огонь на себя», 1964, телефильм, в прокате 1965) и Кошева («Любовь земная», 1975, и «Судьба», 1978). В 1984 снялся в фильме «Первая Конная».

ЧЕККИ-Д’АМИКО СУЗО

Че́кки-Д’Ами́ко Сузо (Cecchi D’Amico), настоящее имя Джованна (р. 21.7.1914), итальянский сценарист. Дочь писателя, критика и сценариста Э. Чекки. Получила литературное образование, занималась журналистикой. В 1946 с режиссёром Р. Кастеллани написала сценарий комедии «Мой сын — профессор». В том же году по её антивоенному и антифашистскому сценарию поставлен фильм «Жить в мире» (режиссёр Л. Дзампа). Сотрудничала с видными итальянскими режиссёрами, была одним из зачинателей неореализма. Участвовала с Ч. Дзаваттини и другими в создании сценария фильма «Похитители велосипедов» (1948, режиссёр В. Де Сика). Соавтор многих сценариев фильмов режиссёра Л. Висконти: «Самая красивая» (1951), эпизод в фильме «Мы, женщины» (1953), «Чувство» (по К. Бойто, 1954), «Белые ночи» (по Ф. М. Достоевскому, 1957), «Рокко и его братья» (по роману Дж. Тестори «Мост Гидольфы», 1960), эпизод «Работа» (по новелле Г. Мопассана «На постели» в фильме «Боккаччо-70», 1961), «Леопард» (по Дж. Томмази ди Лампедуза, 1962), «Туманные звёзды Большой Медведицы» (1965), «Посторонний» (по А. Камю, 1967), «Семейный портрет в интерьере» (1974), «Невинный» (по Г. Д’Аннунцио, 1976) и др. Участвовала в написании сценариев: «Преступление Джованни Эпископе» (1947, режиссёр А. Латтуада), «Чудо в Милане» (1950, режиссёр Де Сика), «Процесс над городом» (1952, режиссёр Дзампа), «Дама без камелий» (1953) и «Подруги» (1955) — оба режиссёра М. Антониони, «Вызов» (1958) и «Сальваторе Джулиано» (1961) — оба режиссёра Ф. Рози, «Казанова-70» (1965, режиссёр М. Моничелли), «Метелло» (по В. Пратолини, 1969, режиссёр М. Болоньини), «Приключения Пиноккио» (1971, режиссёр Л. Коменчини) и др.

ЧЕКМАРЁВ ВИКТОР КОНСТАНТИНОВИЧ

Чекмарёв Виктор Константинович (р. 30.1.1911), советский актёр. Заслуженный артист РСФСР (1951). На сцене с 1933. С 1957 в Студии киноактёра киностудии «Ленфильм». Снялся в фильмах: «Дело Румянцева» (1956), «Во власти золота» (1957), «Поднятая целина» (1960—61), «Угрюм-река» (1969, телефильм), «Приваловские миллионы» (1973), «Инженер Графтио» и «Тайное голосование» (1980) и др.

ЧЕЛЕНТАНО АДРИАНО

Челента́но Адриано (Celentano) (р. 6.1.1938), итальянский актёр, эстрадный певец, режиссёр. В кино с 1959 (певец рок-н-ролла в фильме «Сладкая жизнь», режиссёр Ф. Феллини). В 1965 дебютировал как режиссёр пародийной комедией «Суперограбление в Милане». Снимался у различных режиссёров, но некоторые его фильмы полностью авторские (например, мьюзикл «Юппи-Ду», 1975), в них он выступает постановщиком, исполнителем главной роли, автором музыки и текста песен. В большинстве фильмов Челентано не поёт, снимаясь в мелодраматических или комедийных ролях. Его отличает своеобразный юмор, эксцентричность, прекрасная пластика. Исполнил главные роли в фильмах «Серафино» (1968, режиссёр П. Джерми), «Блеф» (1976, режиссёр С. Корбуччи) и др. В творчестве этого талантливого самоучки, пытающегося соединить традиции неореалистической комедии и итальянского фольклора с современной тематикой, эстрадными и танцевальными ритмами, порой ощущаются эклектичность, уступки нетребовательному вкусу. Снялся также в фильмах «Укрощение строптивого» (1981), «Гранд-отель “Эксельсиор”» и «Бинго-Бонго» (1982).

Другие фильмы:

«Безумец Джеппо», «Бархатные руки», «Ас», «Безумно влюблённый».

ЧЕЛИДЗЕ ГЕОРГИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

Чели́дзе Георгий Александрович (р. 24.10.1922), советский оператор. Заслуженный деятель искусств Грузинской ССР (1966). В 1945—48 учился во ВГИКе. Снял фильмы: «Наш двор» (1957), «Последний из Сабудара» (1958), «Майя из Цхнети» (1959), «Клад» (1961), «Генерал и маргаритки» (1964), «Дети моря» (1965), «Хевсурская баллада» (1967), «Распятый остров» (1969), «Десница великого мастера» (1970), «Когда зацвёл миндаль» (1973), «Первая ласточка» (1976), «Имеретинские эскизы» (1980), «В холодильнике кто-то сидел» (1984) и др.

ЧЕЛИДЗЕ ЛЕВАН СЕРГЕЕВИЧ

Чели́дзе Леван Сергеевич (р. 17.8.1934), советский сценарист. Окончил Тбилисский университет (1959) и Высшие курсы сценаристов и режиссёров (1962). Автор сценариев фильмов: «Пьер — сотрудник милиции» (1965), «Желающие могут записаться» (1973, телефильм), «Первая ласточка» и «Не верь, что меня больше нет» (с Г. К. Мгеладзе) — оба 1976, «Синема» (с Л. Т. Элиава) и «Настоящий тбилисец и другие» (с Н. Б. Мчедлидзе) — оба 1978, «Короли и капуста» (1979, телефильм), «Тифлис — Париж и обратно» (1981, с Л. Абашидзе), «Бьют — беги» (1984) и др.

ЧЕМОДУРОВ АНАТОЛИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ

Чемоду́ров Анатолий Владимирович (р. 21.7.1919), советский актёр, режиссёр. В 1948 окончил ВГИК (мастерская С. А. Герасимова). В кино с 1948 (Сергей Левашов в фильме «Молодая гвардия»). Играя образы своих современников, воссоздал и характеры прошлого в фильмах 50-х гг.«Жуковский» и «Тарас Шевченко». Среди удач Чемодурова — Гончаренко («Кавалер Золотой Звезды», 1951, Государственная премия СССР, 1952), Чеканов («Возвращение Василия Бортникова», 1953), Сотников («Цель его жизни», 1958), Прокурор («Суд», 1962). Был 2-м режиссёром в фильмах С. Ф. Бондарчука. Поставил фильмы: «Если ты мужчина» (1972), «Здесь, на моей земле» (1980, с В. Н. Досталем).

Другие фильмы:

актёр — «Покорители вершин», «Честь товарища», «Кортик», «Бессмертный гарнизон».

ЧЕН ИОЛАНДА ЕВГЕНЬЕВНА

Чен Иоланда Евгеньевна, настоящее имя Чен Юлан (р. 18.10.1913), советский оператор. В 1935 окончила ВГИК. С 1944 работает с А. В. Шеленковым, сняла с ним фильмы «Глинка» (1947), «Райнис» (1949), «Далеко от Москвы» (1950, Государственная премия СССР, 1951), «Адмирал Ушаков» и «Корабли штурмуют бастионы» (1953), «Коммунист» (1958), «Софья Перовская» (1968), «Ярослав Домбровский» (1976, с ПНР) и др.

ЧЕРВИНСКИЙ АЛЕКСАНДР МОЙШЕВИЧ

Черви́нский Александр Мойшевич (р. 19.4.1938), советский сценарист. В 1961 окончил Московский архитектурный институт. Сценарист фильмов: «Таинственная стена» (1968), «Корона Российской империи, или Снова неуловимые» (1971, с Э. Кеосакяном), «Молодые» (1971), «Исполняющий обязанности» (1974), «Верой и правдой» (1980), «Блондинка за углом» (1984), «Продлись, продлись, очарованье...» (по повести В. Перуанской «Кикимора»), «Огни» (по рассказам А. П. Чехова) — оба 1984, «Тема» (1986, с Г. Панфиловым).

Другие сценарии:

«Мужчины» (1973, с Кеосакяном), «Дела давно минувших дней» (1973), «Накануне» (по И. С. Тургеневу, 1985, телефильм, с Н. Мащенко, СССР — Болгария).

ЧЕРВЯКОВ ЕВГЕНИЙ ВЕНИАМИНОВИЧ

Червяко́в Евгений Вениаминович (27.12.1899—17.2.1942), советский режиссёр, актёр, сценарист. Окончил студию драматического искусства в Уфе (1918) и ГТК (1927). Начал работать в кино как актёр и ассистент режиссёра в фильмах В. Р. Гардина «Золотой запас» и «Крест и маузер» (1925). С Гардиным был автором сценария и режиссёром фильма «Поэт и царь» (1927), где исполнил роль А. С. Пушкина. В 1928 поставил фильм «Девушка с далёкой реки», показав себя своеобразным художником лирического склада, тонко чувствующим современность. Трактуя фильм в жанре лирической кинопоэмы, Червяков мастерски использовал в нём ритмико-монтажные средства для выявления эмоционального подтекста действия, переходя от замедленных темпов провинциальной жизни к стремительным ритмам первомайской Москвы, повторяющимся и в финале фильма — в картинах стройки, преобразующей сонный быт захолустья. Фильм «Мой сын» (по пьесе Д. Сверчкова, 1928) продолжил лирическое направление творчества режиссёра. Быт рабочей семьи, столкновение новой морали с пережитками старого — темы, которые в те годы, как правило, трактовались в киноискусстве в жанре бытовой мелодрамы, получили в фильме Червякова лирическое истолкование и нашли своё выражение в своеобразных приёмах монтажа. В фильме «Золотой клюв» (по А. А. Караваевой, 1929) Червяков обратился к историческому прошлому, рассказав о попытке крепостных освободиться от кабалы, уйти на Алтай и там основать независимое государство. Картину «Города и годы» (по К. А. Федину, 1930, сценарий Червякова и Н. А. Зархи, поставлена с немецкой кинофирмой «Дерусса», Червяков — актёр) отличали подробность психологических характеристик действующих лиц, тонкое воплощение атмосферы событий 1-й мировой и Гражданской войн. В фильме «Заключённые» (1936, сценарист Н. Ф. Погодин) режиссёр раскрыл тему духовного перевоспитания людей трудом, мастерски передал атмосферу действия. Точно выверенный темп и ритм действия образы лирических героев, музыка В. Щербачёва, развивающая фольклорные традиции, обусловили успех музыкальной комедии Ч. «Станица Дальняя» (1940). Червяков был смертельно ранен в бою под Ленинградом.

Другие фильмы:

режиссёр — «Музыкальная олимпиада» (1932), «Честь» (1938), новелла «У старой няни» (в «Боевом киносборнике № 2», 1941); актёр — «Заговор мёртвых», «Кровь земли», «Три солдата», «Женитьба Яна Кнукке».

Сочинения:

Пушкин и Петербург, «СЭ», 1926, № 43;

Моя работа, в книге: Золотой клюв, Л., 1929;

Как я работал над картиной, в книге: Мой сын, [М., 1928].

Литература:

Гардин В. Р., Воспоминания, т. 2, М., 1952;

Казанский Б., Поэт и царь, «Кино», 1927, № 2—4;

Мокульский С., «Ловушка с далекой реки», «Жизнь искусства», 1928, № 20;

Пиотровский А., Е. Червяков, там же, 1928, № 33;

Гинзбург С., Творчество художника-патриота, «ИК», 1957, № 9;

Юренев Р., Кинорежиссёр Е. Червяков, М., 1972.

ЧЕРЕДНИЧЕНКО НАДЕЖДА ИЛЛАРИОНОВНА

Чередниче́нко Надежда Илларионовна (р. 14.8.1927), советская актриса. Заслуженная артистка РСФСР (1971). Член КПСС с 1967. В 1949 окончила ВГИК, в 1960 — Музыкально-педагогический институт имени Гнесиных. С 1949 в Театре-студии киноактёра. Первая роль в кино — Нина в фильме «Первая перчатка» (1947). Снималась в фильмах: «Чемпион мира» (1955, Настя), «Костёр бессмертия» (леди Морфи) и «Матрос Чижик» (Мария Ивановна) — оба 1956, «Когда поют соловьи» (Катя) и «Координаты неизвестны» (Нюра) — оба 1957, «Олекса Довбуш» (Яблонская) и «Домой» (Ольга) — оба 1960, «Соляра» (1962, телефильм, Ольга). В 1980 снялась в фильме «Поэма о крыльях».

ЧЕРЕНЦОВ ЛЕВ СЕРГЕЕВИЧ

Черенцо́в Лев Сергеевич (р. 7.5.1925), советский режиссёр. Народный артист РСФСР (1985). Учился во ВГИКе. Работал как журналист, переводчик, сценарист. В кино с 1957. С 1963 на ЛСДФ. Среди фильмов: «Было их 39» (1963, премия Всесоюзного кинофестиваля, 1964), «Путешествие гигантов» (1966), «Влюблённые среди нас» (1967), «Михаил Иванович Калинин» (1972), «КамАЗ-1974. Хроника строительства» (1975, главная премия Всесоюзного кинофестиваля), «Корабли Алексея Чуева» (1977, с Н. Снегиной, премия Всесоюзного кинофестиваля, 1978), «Приморье» (1979).

ЧЕРКАСОВ НИКОЛАЙ КОНСТАНТИНОВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЧЕРКАСОВ (СЕРГЕЕВ) НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ

ЧЕРКА`СОВ (Сергеев) Николай Петрович

(1884 - 1944)

сов. актёр. На сцене с 1910. Играл в т-рах разл. городов. В 1936 - 44 в Моск. драм. т-ре. Дебют в кино - старый охотник Шо-Мурад в ф. "Джульбарс" (1936). Сыграл роль Суворова в ф. "Суворов" (1941, Гос. пр. СССР), передав неукротимую энергию, своеобразие сложного характера великого полководца. Снялся в ф. "Дорога к звёздам" (Командующий фронтом) и "Непобедимые" (Родионов) - оба 1943.

ЧЕРКАССКИЙ ДАВИД ЯКОВЛЕВИЧ

ЧЕРКА`ССКИЙ Давид Яковлевич

(р. 23.8.1932)

сов. режиссёр, художник. Окончил Киевский инженерно-строит. ин-т. Один из ведущих реж. к/ст "Киев-научфильм". Участвовал в пост. м/ф: "Приключения Перца" (1961), "Пьяные волки" (1962), "Золотое яйцо" (1963). Пост, м/ф: "Колумб причаливает к берегу" (1967), "Мистерия-буфф" (1969), "Короткие истории" (1970), "Волшебник "Ох"" (1971), "Вокруг света поневоле" (1972), "Какого рожна хочется" (1975), "Приключения капитана Врунгеля" (1976 - 79), "Доктор Айболит" (1985 - 86).

ЧЕРКЕЗОВ МУХАМЕД

Черке́зов Мухамед (р. 1.1.1911), советский актёр. Народный артист СССР (1980). Член КПСС с 1943. Окончил Туркменский художественный техникум. В 1932 в Туркменском театре драмы имени Молланепеса. Среди ролей в кино: Чарыев («Сын джигита», 1940), Дурдыев («Крушение эмирата», 1955), Эзизхан («Решающий шаг», 1966), Эрсарыев («Утоление жажды», 1967), Мерген-ага («Махтум-кули», 1968), Перманов («Человек за бортом», 1970), Дед («Зов пустыни», 1971), Дурды-ага («Дерево Джамал», 1981), Чабан («Короткие рукава», 1984). Государственные премии СССР (1951) и Туркменской ССР (1970).

ЧЕРКЕС ДАНИИЛ ЯКОВЛЕВИЧ

Черке́с Даниил Яковлевич (31.8.1899—9.6.1971), советский художник, режиссёр. Один из зачинателей детского мультипликационного кино. Окончил Московский университет и Вхутемас. Был художником в театре имени Мейерхольда. В 1926 на киностудии «Межрабпом-Русь» работал над созданием коротких рекламных и агитационных мультфильмов. В 1927 Черкес с И. П. Ивановым-Вано и Ю. А. Меркуловым по сказкам К. И. Чуковского снял первый детский приключенческий фильм «Сенька-Африканец». С Ивановым-Вано в том же году поставил детский фильм «Каток». Значительным событием советской мультипликации стал фильм «Органчик» (1933, с Н. П. Ходатаевым и Г. Ечеистовым). В конце 30-х гг. Черкес оставил кино, занимался живописью.

Другие фильмы:

«Похождения Мюнхгаузена» (1929, сценарист, режиссёр и художник), «Книжная полка» (1929, режиссёр), «Кооперация на рельсах» (1930, сценарист и режиссёр), «Гляди в оба» (1934, режиссёр).

ЧЕРНЕНКО МИРОН МАРКОВИЧ

ЧЕРНЕ`НКО Мирон Маркович

(р. 17.2.1931)

сов. киновед. Канд. иск-ведения (1978). В 1952 окончил Харьковский юридич. ин-т, в 1964 - ВГИК. Печатается с 1956. Автор мн. статей по вопросам киноиск-ва социалистич. стран.

Литература: Фернандель, (М., 1968); Кино Монголии, М., 1976.

ЧЕРНОВ АЛЕКСЕЙ ПЕТРОВИЧ

Черно́в Алексей Петрович (11.6.1908—22.11.1978), советский актёр. Народный артист РСФСР (1958). Член КПСС с 1951. В 1934 окончил училище при Московском театре Революции. Работал в Московском театре имени Маяковского. Первая роль в кино — Максим Максимович в фильме «Герой нашего времени» (1967). Сыграл роли Опанаса («Трембита») и дяди Павла («Три дня Виктора Чернышёва») — обе 1968, Майора («А зори здесь тихие...», 1972), Лесника («Белый Бим Чёрное ухо», 1977).

Другие фильмы:

«Годен к нестроевой», «Мужской разговор», «Источник», «Орлята Чапая», «Тренер»; телефильмы — «Обратной дороги нет», «Волны Чёрного моря».

ЧЕРНОВ ПЁТР ГРИГОРЬЕВИЧ

Черно́в Пётр Григорьевич (р. 7.11.1917), советский актёр. Народный артист РСФСР (1967). Член КПСС с 1954. На сцене с 1939. С 1943 в МХАТе. Первая роль в кино — Гориков-отец в фильме «Школа мужества» (1954). Значительные работы Чернова — Бунчук («Тихий Дон», 1957—58) и Давыдов («Поднятая целина», 1960—61), где актёр воссоздал эмоционально сильные, психологически убедительные образы коммунистов. Сыграл роли инструктора райкома Якушева («Бабье царство») и татарского поэта Мусы Джалиля («Моабитская тетрадь») — обе 1968, Матюшева («Сибирячка», 1972), Ивана Петровича Зацепина («Семья Зацепиных», 1977, телефильм), Рубцова («Особо важное задание», 1981).

Другие фильмы:

«Земля и люди»; телефильмы — «17 мгновений весны», «Соль земли», «Ночь председателя».

ЧЁРНЫЙ МИХАИЛ КИРИЛЛОВИЧ

Чёрный Михаил Кириллович (8.11.1911—12.7.1985), советский оператор. Заслуженный деятель искусств УССР (1967). Член КПСС с 1953. В 1937 окончил Киевский институт кинематографии. В кино с 1932 (ассистент оператора, 2-й оператор). Одним из первых на Украине освоил широкоэкранный и широкоформатный кинематограф. Снял фильмы: «Партизанская искра» (1957, премия Всесоюзного кинофестиваля, 1958), «Сон» (1964), «Гадюка» (1966), «Цыган» (1967), «Разведчики» (1969), «Только ты» (1973), «Мятежный “Орион”» (1979), «Берём всё на себя» (1981), «Капель» (1982). Осуществил подводные и комбинированные съёмки в фильме «В мирные дни» (1951, Государственные премии СССР, 1952).

Среди других фильмов: «В степях Украины» (1952), «Команда с нашей улицы» (1954), «Вдали от Родины» (1960), «В мёртвой петле» (1963), «Инспектор уголовного розыска» (1971), «Трудные этажи» (1974, телефильм), «Я больше не буду» (1976), «Тачанка с юга» (1978), «На вес золота» (1984, с А. М. Чёрным).

«ЧЁРНЫЙ» ФИЛЬМ

«чёрный» фильм. Применительно к приключенческому жанру термин используется в двух значениях: 1) в расширительном смысле «чёрным» фильмом именуются произведения, проникнутые ощущением безысходности, иррациональности зла; 2) в узком смысле данный термин критика, в основном французская, присвоила американскому приключенческому фильму 40-х — начала 50-х гг., в которых содержание и этические установки, традиционно свойственные приключенческому жанру, подверглись значительной трансформации. В центре повествования «чёрного» фильма — герой, чаще всего частный детектив, который не принадлежит ни к «официальному» обществу, ни к преступному миру, одинаково враждебным к нему; в результате действий героя становится очевидным глубинное внутреннее родство «нормального» буржуазного мира и мира преступного, их взаимопроникновение. Свою схватку с противником герой «чёрного» фильма зачастую выигрывает, однако должен внутренне подчиниться законам общества, где слияние «нормы» права с преступлением само стало нормой; отсюда — двойственность моральной оценки героя.

Американский «чёрный» фильм, использовавший приёмы триллера, возник на основе творчества писателей, группировавшихся вокруг журнала «Black mask», выходившего с начала 20-х гг. Позже эта группа авторов (Д. Хамметт, Р. Чандлер, Дж. Кейн, У. Р. Бёрнетт и другие) получила название «жестокой школы» (hard-boiled school), и наиболее характерные «чёрные» фильмы — это экранизации их романов. Один из первых американских «чёрных» фильмов «Мальтийский сокол» по роману Хамметта (1941, режиссёр Дж. Хьюстон) показывал противоречивость человеческих характеров, отсутствие нравственных критериев, культ силы, оказывавшейся выше закона. Рост производства «чёрного» фильма произошёл в первые послевоенные годы: «Гильда» (режиссёр Ч. Видор), «Большой сон» (режиссёр X. Хоукс), «Дама в озере» (режиссёр Р. Монтгомери) — все 1946, «Леди из Шанхая» (1947, режиссёр О. Уэллс) и др. В начале 50-х гг. производство «чёрного» фильма прекратилось. Сюжетные мотивы и их стилистика стали использоваться в иных жанровых формах приключенческого кино. В 70-е гг. предпринимались отдельные попытки возродить «чёрный» фильм в его «классическом» виде («Долгое прощание», 1973, режиссёр Р. Олтмен; «Китайский квартал», 1974, режиссёр Р. Полянский).

Литература:

Раинов Б., Черный роман, перевод с болгарского, М., 1975;

Borde R., Chaumeton E., Panorama du film noir américain, [P., 1955].

В. И. Михалкович.

ЧЕРНЫХ ВАЛЕНТИН КОНСТАНТИНОВИЧ

Черны́х Валентин Константинович (p. 12.3.1935), советский сценарист, драматург. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1980). Окончил ФЗУ (работал сборщиком на судостроительных заводах, литературным сотрудником в газетах), в 1967 — ВГИК, в 1968 — курсы режиссёров телевидения. В 1963 написал сценарий документального телефильма «Земля без бога». В художественном кино дебютировал сценарием «Человек на своём месте» (1973). Автор сценариев фильмов: «С весельем и отвагой» (1974), «Любовь земная» (1975, с Е. С. Матвеевым и П. К. Проскуриным по 1-й книге романа Проскурина «Судьба»), «Собственное мнение» (1977), «Возвращение сына» (1979, с С. Муратбековым), «Полёт с космонавтом» (1980), «Человек, который закрыл город» (с А. Б. Бориным), «Красиво жить не запретишь» и «Культпоход в театр» — все 1983, и др. Среди его значительных работ — сценарии фильмов «Вкус хлеба» (1979, с А. А. Лапшиным, Р. Тюриным, А. Н. Сахаровым, Государственая премия СССР, 1980), «Москва слезам не верит» (1980). Герои Ч. — люди целеустремлённые, с сильными характерами. Его сценариям свойственно обострённое чувство современности, внимание к конфликтам повседневной жизни, вскрывающим в человеке его непреходящие ценности. С 1981 секретарь правления СК СССР.

Сочинения:

Собственное мнение, М., 1977;

Возвращение сына (с С. Муратбековым), в альманахе: Киносценарии, [в. 2], М., 1977;

Храбрый портной, Красиво жить не запретишь, там же, в. 2, М., 1979;

Меценат, там же, в. 2, М., 1981;

Вкус хлеба, «ИК», 1979, № 7, 9, 10;

Москва слезам не верит, М., 1981.

ЧЕРНЯЕВ ЕВГЕНИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

ЧЕРНЯ`ЕВ Евгений Александрович

(р. 5.8.1921)

сов. художник. Засл. худ. РСФСР (1976). Чл. КПСС с 1954. В 1952 окончил ВГИК. Участвовал в пост, ф.: "Аттестат зрелости" (1954, первая работа), "Салтанат" (с И. Н. Новодерёж-киным), "Челкаш", "Звёздный мальчик", "Девушка с гитарой" (с Б. Царёвым), "По ту сторону", "Заре навстречу", "Мир входящему", "Иваново детство", "Человек, который сомневается", "Андрей Рублёв" (при участии С. П. Воронкова и Новодерёжкина), "Бег иноходца", "Звёзды не гаснут", "Пётр Рябинкин", "Легенда о Тиле" (с А. Н. Пархоменко, пр. Вкф, 1978), "Тегеран-43" (с В. М. Крепсом), "Любимая женщина механика Гаврилова", "Формула света" и др.

Предыдущая страница Следующая страница