Приглашаем посетить сайт

Русский язык (rus-yaz.niv.ru)

Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика
Статьи на букву "Б" (часть 1, "БАБ"-"БЕГ")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Б" (часть 1, "БАБ"-"БЕГ")

Баба

Баба, Корнелиу (Baba, Corneliu) 1906, Крайова - 1997, Бухарест. Румынский живописец. Родился в семье художника Георге Бабы, который и был его первым учителем. В 1926 поступил одновременно на филологический факультет Бухарестского университета и Академию художеств, которую, однако, оставил в 1928. Позднее он вновь обратился к живописи, занимаясь в Школе изящных искусств в Яссах (1934-1938) у Н. Тоницы. Там же впоследствии вел преподавательскую деятельность (1941-1950), которую продолжил в Институте изобразительных искусств в Бухаресте (с 1958). В послевоенные годы посетил многие страны: Италию, Францию, Японию, США, СССР и др. В творчестве Бабы доминирует интерес к образу человека. Свидетельство тому - его многочисленные портреты выдающихся деятелей румынской культуры - писателей, художников, актеров. Но часто его моделями становились обычные люди, в первую очередь крестьяне. Художник старался создать портретную галерею соотечественников, воплощавших лучшие черты национального характера. Решению этой задачи мастер подчинял все художественные средства: композицию, пластику, колорит, рисунок. К 1940-м он вырабатывает своеобразную красочную гамму. В основе ее - красновато-бурые, глухие тона, вызывающие в памяти картины великих живописцев XVII столетия (Рембрандта, Караваджо и их последователей). В эпоху господства европейского модернизма с его вольным обращением с цветопластикой подобный колорит бережно выявлял предметный мир, звучал несколько традиционно, но обладал большой выразительностью. Портреты Бабы отличаются редким сочетанием углубленного психологизма и монументальности образа. Модель занимает обычно почти все поле холста. Таков Портрет писателя Михаила Садовяну (1953, Бухарест, Музей искусств), где по всем правилам классического портретирования на темном фоне светом выделены седовласая голова и руки. Не менее выразителен Автопортрет (1955, Яссы, Художественный музей). Композиция столь же традиционна: полуфигура мастера опять дается крупным планом. Однако, если в портрете писателя подчеркнута внутренняя углубленность, отрешенность от среды, то автопортрет художника обращен непосредственно к зрителю. Не менее проникновенно изображены сцены из народной жизни. Вечные труженики-крестьяне представлены в часы недолгого отдыха или медленно бредущими после работы домой (Отдых в поле, 1954; Крестьяне, 1958, обе - Бухарест, Музей искусств). В живописном решении полотен доминируют землистые, глинистые тона, оживляемые пятнами красного и белого. С конца 1960-1970-х в творчестве мастера заметны поиски нового поэтического языка. Его живописная манера становится более экспрессивной, она строится на контрастах открытых и ярких цветов. Фигуры и лица обретают характерные удлиненные формы. Ощущается воздействие живописи старых испанских мастеров, прежде всего Эль Греко. В 1980-1990-е выразительность произведений усиливается. Художник обращается к созданию тематических серий: Страх, Безумный король. Повышенная эмоциональность живописи достигается с помощью цветового решения и трансформации реального облика действующих лиц, одержимых либо страхом, либо безумием.

Лит.: Кузьмина М. Т. Корнелиу Баба. М., 1960; Корнелиу Баба. Живопись. Графика: Каталог. М., 1978; Корнелиу Баба: Альбом / Авт.-сост. М. Т. Кузьмина. М., 1982; Corneliu Baba. Bucharest, 1997.

Л. Алешина

Базелиц

Статья большая, находится на отдельной странице.

Базиль

Базиль, Жан Фредерик (Bazille, Jean Frederic) 1841, Монпелье - 1870, Бон-ла-Роланд. Французский живописец, происходил из состоятельной протестантской семьи банкиров Монпелье. Изучал медицину, затем увлекся живописью. С 1862 в Париже. Продолжая занятия медициной, посещал частную Академию Глейра (1862-1864). Открытый и дружелюбный, он сближается с соучениками: Моне, Ренуаром, Сислеем - молодыми художниками, составившими впоследствии ядро импрессионизма. Позировал для Завтрака на траве Моне (1866, Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина), изобразил самого Моне в картине Импровизированный госпиталь (1864, Париж, музей Орсе). Изучал в Лувре старых мастеров, из художников XIX в. особенно ценил Делакруа, Курбе, Коро, мастеров барбизонской школы, Э. Мане. Наряду с пейзажами Центральной Франции и Нормандии, с их туманной атмосферой, рассеянным светом, Базиля привлекала природа юга с обилием солнца, четкими планами, ясными контурами, цветоокрашенными тенями. Прирожденный колорист, он стремится передать "не видимость, а суть вещей, их вес и объем", его излюбленная тема - изображение человека в природе. Это могут быть отдельные фигуры, групповые портреты. В картинах мастера много солнца, света, краски радостны и чисты, фигуры очерчены четким контуром, складки одежд выявляют форму, образам присущи особое благородство, духовность. Просветленное спокойствие, несколько замедленный, торжественный ритм подчеркивают гармоничное единство человека и природы. Друг и соратник импрессионистов, много работавший на открытом воздухе и стремившийся к обновлению живописи, Базиль не дожил до их первой выставки (1874). Он пошел добровольцем на франко-прусскую войну и был убит в ноябре 1870. Произведения: Крепостные стены Эг-Морта (1867), Цапля (1867), В деревне (1868), Негритянка с пионами (1870, все - Монпелье, Музей Фабра), Розовое платье (1864), Семейный портрет (1867), Мастерская художника (1870, все - Париж, музей Орсе), Пейзаж (1860-е, Миннеаполис, Институт искусств), Портрет Огюста Ренуара (1860-е, Алжир, Музей изящных искусств).

Лит.: Daulte F. Frederic Bazille et son temps. Geneve, 1952.

В. Стародубова

Базоли

Базоли, Антонио (Basoli, Antonio) 1774, Кастельгуэльфо - 1848, Болонья. Итальянский живописец, рисовальщик, гравер, сценограф. Сформировался в Болонье, где окончил болонскую Академию художеств. С 1802 - профессор Академии. В юности увлекся ведутой, посетил Венецию, где изучал традиции топографического городского пейзажа. В Риме занялся изучением античного искусства и приобрел солидные знания в этой области. Интересовался также архитектурой Средневековья и нередко вводил изображения памятников готики в свои произведения (Интерьер комнаты, 1827, Болонья, Галерея современного искусства). В живописи работал преимущественно в пейзаже, исполнял серии традиционных ведут и в гравюре (Живописные ведуты Болоньи, 1833), а также создал тип пейзажа-каприччо с изображением известных произведений архитектуры и видов городов (серии гравюр Перспективы археологические и пейзажные, 1810; серии живописных полотен - Четыре части света, 1838 и Четыре античных колосса, 1840, обе - Болонья, Нац. пинакотека). В пейзажах-каприччо он соединял элементы реальности и фантазии (Колосс Родосский, Колоссы Мемнона). Памятники Рима, сгруппированные в пейзаже Европа, из серии Четыре части света, переданы в вечернем освещении, архитектура Мексики, олицетворяющая Америку, - в ночном; античные Дельфы, воплощающие Азию, - в рассветной утренней дымке, а Африка, представленная пейзажами Египта, - в ярком свете полуденного солнечного света. Воспроизведенные в различном освещении сцены с архитектурными постройками напоминают театральные декорации. В своих пейзажах-каприччи Базоли соединил завоевания пейзажа XVIII столетия и новые романтические веяния, привнося в них свой опыт работы в сценографии. Для театров Милана и Болоньи он работал как сценограф, издав в 1821 серию гравюр по эскизам своих декораций и Собрание различных театральных сцен. Талант художника проявился и в книжной иллюстрации: в 1839 он исполнил цветные иллюстрации для Букваря. Изображенные в нем заглавные буквы в виде человеческих фигур в костюмах разных эпох, воспроизведение памятников Античности, Средневековья, Ренессанса, классицизма, барокко, неоклассицизма свидетельствовали о широкой художественной эрудиции и вкусе Базоли, одного из ярких мастеров эпохи эклектики. Влияние искусства А. Базоли испытали его ученики, воспитанники болонской Академии - Ф. Конки, Д. Ферри, Ф. Фонтана, К. Альбери, Р. Фантуции, работавшие преимущественно в пейзажной живописи и в сценографии.

Лит.: Dall’Accademia al vero. Mostra. Bologna, 1983. A cura di R. Grandi. Bologna, 1983.

Е. Федотова

Базэн

Базэн, Жан (Bazaine, Jean) 1904, Париж - 2001, Кламар. Французский живописец. Обучался в национальной Школе изящных искусств в мастерской скульптора Поля Ландовски. Получил диплом филолога в Сорбонне, где изучал также историю средневекового искусства. С 1924, решив посвятить себя живописи, посещал Академию Жюлиана. Его первые шаги на этом поприще получили одобрение Боннара. В его экспрессивной, динамичной живописи 1930-х отложились впечатления от пейзажей Бретани - изменчивых, пронизанных борьбой стихий. В 1941 вопреки оккупационным властям организовал выставку "Молодые художники французской традиции", представившую авангардных мастеров его поколения. В послевоенный период Базэн отклоняется от изобразительного начала, приближаясь к абстракции, что в значительной мере определялось религиозным миросозерцанием художника, его стремлением выявить духовное начало природы, таящееся под оболочкой видимости. Знаток средневекового искусства, он с 1937 выполнял монументальные работы в церковных зданиях (витражи Орудия Страстей в частной капелле, 1937; витражи церкви в Асси, 1944-1946; большое керамическое панно на фасаде церкви в Оденкуре, 1951; облицовка стеклом баптистерия той же церкви, 1954). Опыт работы над витражами проявился в его станковой живописи, где пересекающиеся цветные формы образуют непрерывную мерцающую текстуру, представляющую фрагмент мира в его бесконечной протяженности (Ныряльщик, 1945, Кёльн, Музей Людвига; Черная весна, 1949, Лион, Музей изящных искусств; Морской ветер, 1949, Париж, Нац. музей современного искусства; Большое дерево в зимнем пейзаже, 1948, Роттердам, Музей Бойманса - ван Бёнингена). Еще в период оккупации определился характерный для живописи Базэна колорит, построенный на сочетаниях красного, синего, белого. Эти цвета французского триколора, преобладающие также в старинных витражах, стали символическим выражением приверженности художника национальной традиции. С начала 1950-х переходит к более гибким, текучим формам, отражающим атмосферные состояния и динамические процессы в природе (Гроза в саду, 1952, Эйндховен, Гор. музей Ван Аббе; Снежный вечер, 1963; Между камнем и водой, 1964; обе - Париж, Нац. музей современного искусства).

Лит.: Bazaine J. Le temps de la peinture. Paris, 1990; Bazaine: Catalogue de l’exposition. Paris, Galeries Nationales du Grand Palais, 1990.

В. Крючкова

Байеу-и-Субиас

Байеу-и-Субиас, Франсиско (Bayeu y Subiaz, Francisco) 1734, Сарагоса - 1795, Мадрид. Испанский живописец, рисовальщик. Учился в Сарагосе у Х. Лусано Мартинеса, будущего учителя Гойи. Испытал влияние итальянцев -декораторов, особенно Коррадо Джакуинто. Это влияние заметно в картине Тирания Гериона, представленной им в 1758 на конкурс, регулярно, раз в три года, устраиваемый Академией Сан Фернандо. Художник привез картину в Мадрид и, согласно обычаю, распространенному в испанской художественной среде, выставил ее в мастерской известного в городе скульптора, где ее смогли увидеть до конкурса многие ценители искусства. Ни их признание, ни полученная премия не имели такого значения, как внимание самого Антона Рафаэля Менгса, по рекомендации которого молодой арагонец в 1763 был приближен к королевскому двору. В 1765 Байеу - придворный художник; затем Менгс привлек его к совместной работе над плафонами Королевского дворца в Мадриде. С этого времени началась успешная официальная и творческая карьера Франсиско Байеу. Он получает важные заказы и превращается в одного из самых влиятельных и уважаемых живописцев испанской столицы. Некоторое время в его мастерской работал Гойя, который был женат на сестре Байеу - Хосефе, сотрудничал с ним в сарагосских заказах, пользовался его покровительством, хотя отношения между художниками складывались непросто. Творческий авторитет Байеу, восторженные отзывы о нем современников порождались тем, что он, безупречный и добросовестный профессионал, сумевший подчинить красочную и чувственную живопись итальянских фрескистов строгим формам академического неоклассицизма А. Менгса, нашел свой декоративный стиль, отвечавший вкусам и требованиям времени. Его деятельность была чрезвычайно активной: исторические и аллегорические композиции для Королевского дворца - Апофеоз императора Траяна, Олимп. Падение гигантов, Взятие Гранады, плафон мадридской церкви Энкарнасьон (1766), росписи монастыря Сан Паскуаль в Аранхуэсе, во дворцах Эль Пардо (1769) и Ла Гранха (1772), исполнение фресок свода и куполов базилики Нуэстра Сеньора дель Пилар в Сарагосе (1774-1775, 1781); совместная с Паломино роспись собора в Толедо (1776-1779, 1782-1783), которая, увы, уничтожила существовавшие там композиции П. Берругете и Х. Боргоньи. В Нац. библиотеке Мадрида хранятся его рисунки, подготовительные эскизы для росписей. Ф. Байеу много сделал для королевской шпалерной мастерской Санта Барбара в Мадриде, первый ввел в сюжеты шпалер сцены из современной жизни, изображая прогулки, сбор урожая, продавцов, тореро. Художник обладал несомненным даром портретиста, об этом свидетельствуют Автопортрет (Мадрид, частное собрание) и красивый по цвету Портрет Фелисианы Байеу, дочери художника (1787, Мадрид, Прадо). В 1788 Байеу был назначен директором отделения живописи Академии художеств Сан Фернандо, а в 1795 стал ее генеральным директором, но вскоре умер. Его с большими почестями похоронили в церкви Сан Хуан Баутиста рядом с Веласкесом. В начале XIX в. церковь была разрушена.

Лит.: Sambricio V. de. Francisco Bayeu. Madrid, 1955.

Т. Каптерева

Балестра

Балестра, Антонио (Balestra, Antonio) 1666, Верона - 1740, Верона. Итальянский живописец. Мастер веронской школы. Ученик А. Белуччи в Венеции. Занимался в Риме у К. Маратти и в 1690 получил премию на конкурсе в Академии Св. Луки. В римской художественной среде, однако, его талант колориста не был оценен. Покинув Рим, едет в Неаполь, где знакомится с живописью Луки Джордано, Дж. Ланфранко, Ф. Солимены. Неоднократно возвращался в Верону, работал в Венеции. С 1718 его имя упоминается в гильдии венецианских живописцев. С 1725 - член римской Академии Св. Луки. Последние годы жизни провел в Вероне, где имел частную школу живописи и много учеников (Дж. Б. Чиньяроли, Дж. Ногари, П. Ротари, Дж. А. Барон, Кавалькато ди Сакко и др.). В Венеции у него учились Р. Каррьера и П. Лонги. Основные работы: Благовещение (1692-1704, Верона, церковь Сан Томмазо), Казнь Иоанна Евангелиста (нач. 1700-х, Венеция, церковь Сан Стае), Мадонна со св. Станиславом Костка, Луиджи Гонзага и Франческо Борджа (1704, Венеция, церковь деи Джезуити), Приказ об освобождении св. Симеона Штока (Венеция, церковь Санта Мария дель Кармине), Воскрешение Христа (1713, Венеция, церковь Сан Бьяджо э Катальдо на Джудекке), Алтарь Св. Освальдо (1710, Венеция, церковь Сан Стае), Мадонна (1731, Бергамо, церковь Сан Алессандро делла Кроче), Поклонение пастухов (Потсдам, дворец Сан-Суси), Рождество (Венеция, церковь Санта Дзаккариа) и др. В его алтарных образах сильной светотенью подчеркнута диагональ барочной волнообразной композиции, выявлена пластика крупных фигур. Выразительные, отточенные жесты персонажей полны театральной патетики. Яркий колорит придает сценам большую красочность и живописность, смягчая суховатость и рациональное композиционное построение, эффекты кьяроскуро. Антонио Балестра много работал и в монументальной живописи, украшая фресками на мифологические сюжеты залы загородных вилл. Его фреска Парис и Елена (1738), исполненная в технике гризайли в салоне виллы Помпеи Карлотта около Вероны, явилась одним из ранних примеров этой техники в Венето и характеризовала самобытную манеру художника, имевшего много подражателей. Грациозные образы Балестры с чуть удлиненными пропорциями фигур, находящиеся в экспрессивном движении, напоминают персонажи К. Маратти. В его стиле ощутима римская традиция позднего барокко.

Лит.: Battisti E. Antonio Balestra // Commentari, 1954. Fasc 1. P. 26-39; Passamani B. Aggiunte ad Antonio Balestra // Arte Veneta. 1962. Vol. XVI. P. 177-178; Maestri della pittura Veronese. Verona, 1974; Pavanello A. Antonio Balestra a Venezia; la pala dei S. S. Biagio e Cataldo e il suo intervento a Ca’Savorgnan // Arte Veneta. 1979. Anno XXXIII. P. 143-145; Grgo Camulin. Due inediti de Antonio Balestra // Arte Veneta. 1981. Vol. XXXV. P. 170-171.

Е. Федотова

Балла

Балла, Джакомо (Balla, Giacomo) 1871, Турин - 1958, Рим. Итальянский живописец, скульптор, дизайнер. Представитель футуризма. Учился в Академии Альбертина в Турине. В 1895 переехал в Рим, где регулярно участвовал в выставках Общества любителей и почитателей искусств. При посещении Парижа в 1900 ознакомился с импрессионизмом и дивизионизмом, увлекся проблемами света и цвета в живописи. Вернувшись в Рим, открыл собственную учебную студию, которую посещали Боччони, Северини, Сирони. В период 1900-х писал реалистические картины с социальным содержанием. В 1910 вместе с У. Боччони, Дж. Северини, К. Карра, Л. Руссоло подписал "Манифест художников-футуристов", ознаменовавший создание нового направления. Одна из первых футуристических картин Балла Уличный фонарь (1910, Нью-Йорк, Музей современного искусства) иллюстрирует манифест Маринетти Убьем лунный свет!: густая сетка сверкающих спектральных линий, расходящихся волнами от электролампы, заглушает слабое свечение лунного серпа. Футуристический принцип симультанности Балла стремился реализовать приемами, характерными для хронофотографии и фотодинамики, т. е. путем совмещения на плоскости разных фаз движения объекта (Руки скрипача, 1912, Лондон, галерея Тейт; Динамизм собаки на поводке, 1912, Буффало, галерея Олбрайт-Нокс; Девочка, бегающая по балкону, 1912, Милан, Галерея современного искусства). Работая в Риме, в отрыве от основной группы футуристов, пребывавших в Милане, Балла скоро расстался с фигуративной симультанностью и обратился к абстракции, чему способствовало его увлечение теософскими и герметическими учениями. Принцип динамики - программное требование футуристической эстетики - Балла стремился осуществить через движение отвлеченных траекторий, а не путем дробления фигур. В таких композициях, как Пластичность света + скорость (1913, частное собрание), Линии в движении + динамические последовательности. Полет ласточек (1913, Нью-Йорк, Музей современного искусства), упругие пересечения дуг и углов создают сильный эффект многократно преломленных световых лучей. Ромбовидно расходящиеся и собирающиеся цвета Радужного взаимопроникновения № 7 (1913-1914, частное собрание) образуют спектральные последовательности, символизирующие гармонию мира. Несколько версий Прохода Меркурия перед солнцем (1914), соотносясь с известным астрономическим событием, символизируют представление о тотальности Вселенной и пронизывающих ее токах "интеллектуальной энергии". Пространственные композиции Балла, будучи промежуточной формой между живописью и скульптурой, также строятся на динамике диагональных пересечений и лучеобразно расходящихся линий (Скульптура из дерева, картона и веревок, 1914, реконструкция, Рим, галерея Обелиск). В период 1912-1930 Балла проектировал интерьеры, создавал мебель в стиле ар нуво. Реминисценции этого стиля проявились и в его абстрактной живописи - в обтекаемых формах пластичных "волют", "раковин", в плавных изгибах застывших волн (Формы кричат: "Да здравствует Италия!", 1915, частное собрание). В конце 1910-1920-х Балла сблизился с группой молодых последователей футуризма (Э. Прамполини, Ф. Деперо, Дж. Доттори, Дж. Брагалья). Поддерживая их концепцию "аэроживописи", продолжал поиски абстрактной динамики (Трансформация духовных форм, 1918, частное собрание). В 1933 обратился к традиционным формам фигуративного искусства, однако с 1950 вернулся к эстетическим принципам футуризма.

Лит.: Balla. Коллекция Бьяджотти-Чинья: Каталог выставки. Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. М., 1996; Crispolti E. Giacomo Balla. Torino, 1963; Dorazio V. D. (ed.). Giacomo Balla. An Album of His Life and Work. Venice, 1970.

В. Крючкова

Бальдунг

Бальдунг, Ханс (Baldung, Hans), прозв. Грин (Grien) 1484/1485, Швебиш-Гмюнд - 1545, Страсбург. Немецкий живописец и график эпохи Возрождения. Учился и работал в мастерской Дюрера в Нюрнберге (1503-1507), с 1509 до конца жизни работал в Страсбурге, за исключением 1512-1516, когда во Фрейбурге создавал грандиозный алтарь для местного собора. В творчестве Бальдунга сказалось воздействие многих крупных мастеров немецкого Возрождения, в первую очередь его учителя Дюрера, но также Кранаха, отчасти Грюневальда и Альтдорфера. Интерес к античной мифологии, характерный для ренессансного гуманизма, сочетается в его искусстве с чертами мистики и пессимизмом. Поэтичность и лиризм одних произведений перемежается манерной изломанностью других. В некоторых работах сказывается увлечение оккультными учениями, находящими выражение в фантастических образах ведьм и прочей нечисти. Им создано много картин с изображением обнаженной натуры, где цветущее женское тело часто соседствует с образами, напоминающими о бренности мира. Самое большое создание мастера - многостворчатый алтарь собора во Фрейбурге (1513-1516), центральная часть которого изображает Коронование Марии, а створки - сцены из жизни Марии. Симфония колорита, основанного на мощных аккордах красного, четкая построенность композиции, монументальность и торжественное спокойствие основных образов, их подчеркнутая телесность и пластичность - отличительные свойства произведения. Все эти несомненные достоинства не могут скрыть, однако, ощущения холодного рационализма автора. Более привлекательны небольшие картины на евангельские темы, особенно связанные с сюжетами цикла из жизни Девы Марии. Художник увлечен передачей поэзии материнского чувства, будь то полное свежести и обаяния изображение семьи среди цветущей природы (Отдых на пути в Египет, ок. 1513, Вена, галереи Академии) или ночная сцена с умиленным любованием Младенцем (Рождество, 1520, Мюнхен, Старая пинакотека). Уже в ранние годы у Бальдунга появляется тема обреченности жизни. Он создает картины, рисунки и гравюры, построенные на контрасте радостного приятия бытия и подстерегающей человека неминуемой кончины: Три возраста жизни и смерть (ок. 1509-1511, Вена, Музей истории искусства). В позднем творчестве Бальдунга нарастают черты маньеризма. Аллегорические темы принимают все более рассудочный характер, а образы становятся более вычурными и надуманными (Три Грации и Возрасты жизни, диптих, ок. 1540-1543, Мадрид, Прадо). Колорит, ранее весьма интенсивный, также утрачивает свою красочную силу и звучность. Художник теперь предпочитает более холодные тона. Подобно многим другим живописцам Германии этого периода, Бальдунг был также и графиком. Еще во время пребывания в мастерской Дюрера он исполнял рисунки для витражей и ксилографий, позднее иллюстрировал книги. В рисунках и гравюрах художник часто обращался к философским темам, характерным для его картин, - всемогущество смерти, необузданность диких сатанинских сил. Интересовался он и чисто формальными моментами, используя сложные ракурсы фигур, динамику движений, подчеркнутую объемность тел.

Лит.: Walter S. Baldung Grien. Dresden, 1975.

Л. Алешина

Бальтюс

Статья большая, находится на отдельной странице.

Бандинелли

Статья большая, находится на отдельной странице.

Баратта

Баратта, Пьетро (Baratta, Pietro) 1638, Каррара - 1729, Венеция. Итальянский скульптор венецианской школы. Один из мастеров раннего классицизма в пластике Венето. Родом из Каррары; с 1693 работал в Венеции в мастерской Ф. Кабьянка. Помимо Венеции исполнял заказы для собора в Удине, двора курфюрста Саксонии в Дрездене. Баратта приписываются следующие работы: рельеф Св. Себастьян, излечиваемый двумя женщинами (Венеция, церковь Сан Себастьяно), Кротость (Венеция, церковь Санта Мария делла Карита), памятник дожу Бертуччо Валье, а также статуи Богатство и Мудрость (1708-1718, Венеция, церковь Санти Джованни э Паоло), надгробие Вито Брандолини (1707, Тревизо, церковь). У образов Баратты не классический тип лица: прямой короткий нос, крепкий круглый подбородок, тяжелые веки над большими глазами, сжатый рот. Фигуры достаточно массивны в сравнении с произведениями других мастеров Венето. В его портретных работах проявилась культура тосканской пластики. С 1716, уже будучи известным в Венето, Баратта исполнял заказы для России. Ему приписываются: Мир и Правосудие (Санкт-Петербург, Гос. музей-заповедник "Павловск"), Зима, Венера, Флора (Петродворец), Амфитрита (1717), Галатея, Аполлон (1720, все - Пушкин, Гос. художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник "Царское Село"), Флора (Петродворец, каскад "Золотая гора") и Адонис (каскад "Шахматная гора"), бюсты Мир, День (Санкт-Петербург, Летний сад), статуи Архитектура, Ништадтский мир, Правосудие, Слава, Галатея, Справедливость, Милосердие, Мореплавание (Санкт-Петербург, Летний сад). Классицистическую традицию скульптуры Баратты продолжили в Венето Дж. Торретто и Дж. Маркьори.

Лит.: Дубяго Т. Б. Летний сад. М.; Л., 1951; Semenzato C. La scultura Pietro Baratta // Critica d’Arte, 1958. № 25-26. P. 150-160; Semenzato C. La scultura Veneta del Seicento e del Settecento. Venezia, 1966.

Е. Федотова

Бари

Бари, Антуан Луи (Barye, Antoin-Louis) 1795, Париж - 1875, Париж. Французский скульптор, живописец, график. Бари - сын ювелира, отец с детства обучал его своему ремеслу. С тринадцати лет Антуан начал зарабатывать на жизнь, поступив учеником к граверу Фурье, затем к ювелиру Бикуне. Овладел различными видами обработки металла, что пригодилось ему в дальнейшем, когда он стал профессиональным скульптором. Служил в армии, вначале топографом, затем сапером (1812-1814). После армии поступает в мастерскую скульптора Ф. Ж. Бозио, пользуется советами провозвестника романтизма живописца А. Гро (1816-1817). Начинает лепить небольшие фигурки зверей. Подружившись со сторожем Ботанического сада, с пяти часов утра работает с натуры возле клеток с дикими животными. Посещает занятия в анатомическом театре. С 1827 начинает выставляться в Салоне бюстами, композициями на религиозные темы, но, в основном, как анималист: Тигр, пожирающий крокодила (1831-1832, Париж, Лувр), Лев и змея (1832-1835, Париж, Лувр) и др. В этих скульптурных группах проявились черты, характерные для романтизма: драматизм мироощущения, доминирующая роль эмоций и страстей. Композиция произведений становится все более динамичной, объемы и формы насыщены экспрессией, напряжение мускулатуры передает яростный накал борьбы, ювелирно проработанная фактура дышит жизнью. Работы Бари имели успех, благоприятные отзывы в прессе. Несмотря на это, в 1836 Отдыхающий лев был отвергнут жюри Салона, и вплоть до 1850 скульптор не посылает свои вещи в Салон. Однако его имя уже приобрело известность, и мастер начинает получать официальные и частные заказы: рельеф для Июльской колонны в Париже Идущий лев (1836-1840); декоративные скульптуры перед зданием Лувра Война, Мир, Порядок, Сила (1850-1854). Эти статуи, в отличие от групп, изображающих борьбу в мире животных, более "классичны". Возвращение в Салон в 1850 стало подлинным триумфом - Кентавр и Лапиф (Париж, Лувр). Работы Бари были представлены на Всемирной выставке в Париже в 1855: Ягуар, пожирающий зайца (1850, Париж, Лувр) и другие скульптуры были отмечены большой медалью, автор награжден орденом Почетного легиона. Избран в члены Академии в 1868. Творчество Бари начинает оказывать заметное влияние на молодое поколение скульпторов (в частности на О. Родена), у него появляются ученики и последователи. Бари был художником мощного творческого темперамента, его пластика словно наэлектризована энергией. Мастер выражает в скульптурах чувства и страсти, сопоставимые с чувствами и страстями человека. Возможно, это объясняет сильное впечатление, которое искусство Бари производит на зрителя. Скульптура Бари: Карл VI в лесу дю Мэн (1833), Охота на льва (1836), Охота на дикого быка (ок. 1836), Волк, нападающий на оленя (1843, все - Париж, Лувр), Сидящий лев (1847), Крокодил, поедающий антилопу (1850-е), Река (1866-1867), модель памятника Наполеону I в Аяччо (ок. 1863, все - Париж, музей Орсе), Лев, терзающий лошадь (Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина); памятник Наполеону I на его родине в Аяччо (1865-1867); четыре скульптурные группы перед Музеем изящных искусств в Марселе (ок. 1869) и др. Кроме скульптуры, Бари - автор многих живописных полотен и прекрасных акварелей, посвященных, в основном, изображениям животных. Хранятся в Лувре, в музее Метрополитен и др.

Лит.: Alexander A. A.-L. Barye. Paris, 1889; Saunier Ch. Barye. Paris, 1925; Zieseniss Ch. O. Les aquarelles de Barye. Paris, 1954; Barye Antoine-Louis. Exposition. Catalogue. Paris, 1956-1957; "La griffe et la dent". Exposition. 1997-1998, Paris; Lion, 1998.

В. Стародубова

Барлах

Статья большая, находится на отдельной странице.

Бароччи

Бароччи, Федерико (Barocchi, Federico) 1535, Урбино - 1612, Урбино. Итальянский живописец. Ученик Баттиста Франко и урбинского живописца и архитектора Джироламо Дженга. Уже в юности познакомившись с работами Тициана, находившегося в Урбино, Бароччи в середине 1550-х отправился в Рим, где изучал произведения Рафаэля и подружился с Таддео Дзуккаро. В 1560-1563 Бароччи вторично побывал в Риме, где принял участие в росписях казино папы Пия IV. Однако вскоре он отравился (или был отравлен), сумел добраться до Урбино, где долго хворал и в течение четырех лет, вплоть до 1567, не брал в руки кисть; приступы болезни и депрессии преследовали его до конца дней. Первая значительная работа Бароччи, написанная 22-летним художником еще до поездки в Рим, - алтарная картина Мученичество св. Себастьяна (1557, Урбино, собор) выдает как его ориентацию на римскую школу с ее культом рисунка и энергией лепки форм, так и на традиции венецианской школы с ее колористическим богатством. В 1560 Бароччи вернулся в Рим и поселился в доме братьев Дзуккари, влияние которых сказывается в росписях Бароччи в казино Пия IV (начатых Дзуккари). Во 2-й половине 1560-х Бароччи выполняет заказ на две большие алтарные картины Мадонна со св. Симеоном (ок. 1567, Урбино, Картинная галерея) и Снятие с креста (1567-1569, Перуджа, собор). Мадонна со св. Симеоном выдает влияние Корреджо, но отличается большей бравурностью. Снятие с креста с его динамикой и светотеневыми эффектами предвосхищают стиль барокко. В еще большей мере протобарочные тенденции предвосхищает одна из самых эффектных алтарных картин Бароччи Мадонна дель Пополо (1575-1579, Флоренция, галерея Уффици). Более поздние работы Федерико Бароччи - Обрезание младенца Христа (1590, Париж, Лувр), Мадонна дель Розарио (1593, Синигалия, Епископский дворец) - демонстрируют тот же эффектный стиль, подчеркнутый светотеневыми контрастами. Поздние работы Бароччи с их патетикой, светотеневыми контрастами, эффектной холодной цветовой гаммой предвосхищают живопись барокко. К числу его лучших работ этого времени относится Блаженная Микелина (1606, Ватикан, Пинакотека).

Лит.: Olsen H. Federico Barocchi. Copenhagen, 1962; Freedberg S. J. Painting in Italy. 1500-1600. Harmondsworth, 1979.

И. Смирнова

Барриа

Барриа, Луи Эрнест (Barrias Louis-Ernest) 1841, Париж - 1905, Париж. Французский скульптор. Происходил из семьи художников - отец его был миниатюристом, брат - живописцем. Луи Эрнест с 1857 учился в Школе изящных искусств у Жуфруа, Кавелье, Конье. С 1861 начинает выставляться в Салоне, в основном, портретными бюстами: в 1861 выполняет портреты Барриа и Жазе, в 1863 - Жюля Фора и своего учителя Кавелье. В 1861 участвует в конкурсе на Римскую премию и занимает второе место за композицию Улисс возвращает Хрисеиду ее отцу (сюжет взят из Илиады Гомера). В 1865 за скульптуру Основание Марселя получает первую Римскую премию и уезжает в Италию. Здесь он знакомится с произведениями мастеров Античности, Ренессанса, XVII-XVIII вв., много работает. Результатом этой работы была скульптура девушки с веретеном - Девушка из Мегары (1870, Париж, музей Орсе), присланная художником из Рима. Ясная гармония композиционного решения, свободное владение формой - свидетельство того, что знакомство с античной пластикой, сам воздух Рима благодатно воздействовали на художника. Неоклассические традиции сочетаются в творчестве мастера с веяниями романтизма: Оплакивание Авеля, или Первое погребение (1878, Париж, музей Пти-Пале), Клятва Спартака (1871, Париж, сад Тюильри). Барриа пользовался известностью и как портретист. В портрете врача и коллекционера Луи Лаказа (1900, Париж, музей Орсе) он создает образ человека действия, наделенного сильным, волевым характером. Произведения Барриа неоднократно награждались медалями, в 1884 он стал членом Академии изящных искусств, а с 1897 - вице-президентом Академии, был офицером ордена Почетного легиона. Основные произведения: статуя Вергилия (1865, Париж, отель "Паива"), Анри Реньо (1871), Жорж Клерен (1875, обе - Париж, музей Орсе), Оборона Парижа (1881, Курбевуа, близ Парижа, площадь), портрет К. Эффель, дочери Г. Эффеля (1883, Париж, музей Орсе), Бернар Палисси (1881, Париж, сквер возле Сен-Жермен де Пре), Моцарт ребенком (1883-1887, Париж, музей Орсе), Песнь и Музыка (1888, Париж, здание Ратуши), Наука, обнажающая тайны Природы (1899), Охотники за крокодилами (1894, обе - Париж, музей Орсе), надгробие Анатоля де Форжа (1893, Париж, кладбище Пер-Лашез), памятник Эмилю Ожье (1893-1896, Париж, площадь Одеон), Жанна д’Арк в тюрьме (1892-1903, Руан, площадь Эгль).

Лит.: Benezit E. Dictionnaire critique et documentaire des Peintres, Sculpteurs Dessinateurs et Graveurs Librairie grunnd. Paris, 1976; Allgemeines Kunstler-Lexikon. Munchen; Leipzig, 1992-2003.

В. Стародубова

Бартоли

Бартоли, Пьетро Санти (Bartoli, Pietro Santi) 1635, Рим - 1700, Рим. Итальянский рисовальщик, гравер. Посвятил свою жизнь поискам и исследованию произведений античного искусства и архитектуры. Итогом его деятельности стало издание Замечательные римские древности, а также остатки древней скульптуры (Рим, 1693), содержащее около ста гравюр Бартоли с пояснительными текстами эрудита Джованни Пьетро Беллори. И. И. Винкельман часто ссылается на труд Бартоли и Беллори, ставший настольной книгой знатоков и любителей античности в век Просвещения.

Лит.: Кристеллер П. История европейской гравюры XV-XVIII веков. М., 1939.

Е. Федотова

Бартолини

Статья большая, находится на отдельной странице.

Бартоломмео

Бартоломмео, Фра (Fra Bartolommeo), наст. имя Бартоломмео ди Пагола дель Фатторино, прозв. Баччо делла Порта 1472, Флоренция - 1517, Фьезоле. Итальянский живописец. Мастер флорентийской школы. Учился у К. Росселли, посещал мастерскую Гирландайо. Испытал влияние Леонардо да Винчи и Рафаэля. В 1500 под влиянием религиозных идей Савонаролы вступил в доминиканский монастырь и на несколько лет прервал занятия живописью, вернувшись к ней ок. 1504. Творчество фра Бартоломмео занимает заметное место в живописи флорентийского Высокого Возрождения. Художник ясного и спокойного темперамента, он органично воспринял и развил в своих алтарных композициях принципы "большого стиля" - обобщенность мягко круглящихся форм, плавность и широту контуров, гармоничное равновесие композиций. После отъезда из Флоренции Леонардо да Винчи (1506), Микеланджело (1506) и Рафаэля (1508) фра Бартоломмео стал одним из ведущих мастеров Флоренции. Его величавая, широкая манера оказала существенное влияние на работы Альбертинелли, А. дель Сарто и др. Основные произведения: Видение св. Бернарда (1504- 1507, Флоренция, Академия), Явление Христа Марии Магдалине (ок. 1506, Париж, Лувр), Обручение св. Екатерины (1511, Париж, Лувр), Положение во гроб, Воскресший Христос и четыре евангелиста (оба - 1516, Флоренция, галерея Питти).

Лит.: Jabelentz J. von. Fra Baftolommeo und die florentinische Renaissance. Leipzig, 1922. Vol. 1-2.

И. Смирнова

Бартольди

Бартольди, Фредерик Огюст (Bartholdi, Frederic-Auguste) 1834, Кольмар - 1904, Париж. Французский скульптор. Обучался архитектуре в Кольмаре, в Париже поступил в мастерскую живописца А. Шеффера, затем к скульптору А. Этексу. В 1853 выставил в Салоне композицию Добрая самаритянка, в 1855 создает статую генерала Раппа (установлена в Кольмаре), в которой проявился его дар монументалиста. В 1856 посетил Грецию, Египет. В 1878 экспонирует в Салоне модель композиции Бельфорский лев, посвященную памяти защитников Бельфора в войне 1870-1871. Горельеф показан в Салоне 1881 (установлен в Париже, существует ряд вариантов, эскиз в Париже в музее Орсе). Известность принесла скульптору статуя Свобода, освещающая мир (выставка 1878), в 1886 увеличена (ок. 46 м, без постамента) и установлена в гавани Нью-Йорка (реплики меньшего размера в Париже, Лионе, Нанте, Бордо и др.). Много работал в области монументальной пластики: памятники Вашингтону, Лафайету и др. в Париже; конная статуя Верцингеторикса, возглавившего борьбу галлов против римлян, воздвигнута в Клермон-Ферране в 1903 (эскиз - Париж, музей Орсе). Кавалер ордена Почетного легиона 1864, в 1882 - командор этого ордена. В Кольмаре, на родине Бартольди, открыт его музей. Основные произведения: памятник Национальной гвардии (1872, Кольмар, кладбище), Бельфорский лев (1880, Париж, площадь Данфер-Рошро), памятник Лафайету (1876, Нью-Йорк), памятник Дидро (1884, Лангр).

Лит.: Шлепаков А. Биография "Статуи Свободы". М., 1969; Betz J. Bartholdi. Paris, 1954.

В. Стародубова

Баскенис

Баскенис, Эваристо (Baskenis, Evaristo) 1607, Бергамо - 1677, Бергамо. Итальянский живописец. Жанр натюрморта, получивший широкое распространение в европейской живописи XVII в., занял немаловажное место и в искусстве Италии этого времени. Значительное влияние на его формирование оказал Караваджо. Для итальянских натюрмортистов так же, как и для мастеров европейских школ, характерна своеобразная специализация в выборе предметов, изображенных на полотне. Специализация Баскениса - музыкальные инструменты: лютни, виолы, изображенные на темном фоне, с бликами света на покрытой лаком поверхности. Вторая излюбленная тема Баскениса - "кухонные" натюрморты с изображением ветчины и мяса.

Лит.: Виппер Б. Р. Проблема реализма в итальянской живописи XVII-XVIII вв. М., 1966; Delogu G. La pittura italiana del Seicento. Firenze, 1931; Goering M. Italienische Malerei der siebzende und achtzeinde Jahrhunderts. Berlin, 1936; Longhi R. Caravadgio e dei Caravadgeschi. Milano, 1951; Chastel A. Italian Art. London, 1963.

И. Смирнова

Бассано

Статья большая, находится на отдельной странице.

Бастьен-Лепаж

Бастьен-Лепаж, Жюль (Bastien-Lepage, Jules) 1848, Данвиллер - 1884, Париж. Французский живописец и график. Учился в Школе изящных искусств в Париже у Кабанеля (1867), дружил с Э. Золя. Прославился произведениями, воспевающими патриархальный быт французской деревни. Его картины с миловидными персонажами пользовались большим успехом и породили много подражателей. В ратуше Монмеди есть Музей Бастьена-Лепажа. Посетил Англию, Италию, Швейцарию, Алжир. Произведения: Сенокос (1877, Париж, музей Орсе), Видение Жанны д’Арк (1880, Нью-Йорк, музей Метрополитен), Деревенская любовь (1882, Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина), Портрет Сары Бернар (1879, Монпелье, Музей Фабра), Чистильщик сапог в Лондоне (1882, Париж, Музей декоративного искусства).

Лит.: Fourcauld L. Bastien-Lepage, sa vie et ses oeuvres. Paris, 1889.

В. Стародубова

Батони

Статья большая, находится на отдельной странице.

Баутс

Баутс (Боутс), Дирк (Дирик, Тьерри) (Bouts, Dierick, Thierry) Ок. 1415, Гарлем - 1475, Лувен. Нидерландский живописец. Учился, возможно, у Рогира ван дер Вейдена в Брюсселе. Работал в Гарлеме (1440-1444 и 1448-1457), в южной части Нидерландов (1444-1448) и Лувене (1457-1475). Два его сына - Дирк и Альбрехт - также были художниками и помогали отцу в его работе. Большая часть дошедших до нас произведений Баутса - алтарные образы, выдающие склонность художника к подробному рассказу, к обилию персонажей, изображаемых просто, даже подчеркнуто прозаично. Вместе с тем отчетливо заметен интерес мастера к решению пространственных задач. Это достаточно наглядно выражено в триптихе Таинство причащения (1464-1467, Лувен, церковь Св. Петра). В его центральной части изображена Тайная вечеря. Вокруг стола расположились апостолы, в центре - Христос; лица всех почти лишены эмоций, чувства передаются лишь скупыми жестами. В то же время впервые в нидерландском искусстве перспектива просторного зала, где происходит событие, построена строго расчетливо, а не эмпирически. В боковых створках - Сбор манны и Встреча Авраама и Мельхиседека (сцены, символически продолжающие евхаристическую тему центральной части) - действие происходит в пейзаже, и здесь Баутс так же умело развивает далекое пространство с помощью уходящих в глубину извивающихся дорожек. Некоторые произведения Баутса изображают сцены мученичества святых: Мученичество св. Эразма (до 1466, Лувен, церковь Св. Петра), Мученичество св. Ипполита (ок. 1470, Брюгге, собор Спасителя), однако эпизоды изощренных пыток и казней представлены со стоическим бесстрастием. Новым словом для нидерландской живописи были две картины Баутса, написанные на исторический сюжет и предназначенные не для церкви, а для светского здания - ратуши в Лувене (на тему Суд императора Оттона III, 1468-1475, Брюссель, Королевский музей изящных искусств). Они показывают усиливающееся внимание художника к энергичным физиономическим характеристикам персонажей: лица героев с крупными грубоватыми чертами довольно однотипны, однако подчеркнутая пластика и телесность, разнонаправленность взглядов, своеобразие жестов придают изображенным убедительную жизненность, позволяя предположить в них портреты реальных людей.

Лит.: Schone W. Dierick Bouts und seine Schule. Berlin; Leipzig, 1938; Deni’s V. Thierry Bouts. Bruxelles, 1957; Dirk Bouts on zijn tijd: Cat., 1975.

Л. Алешина

Баццани

Баццани, Джузеппе (Bazzani, Giuseppe) 1690, Мантуя - 1769, Мантуя. Итальянский живописец. Уроженец Мантуи, Баццани всю жизнь провел в этом городе, работал при дворе герцогов Гонзага. Учился у Дж. Канти, художника из Пармы, увлекавшегося живописью Пармиджанино и Корреджо. Однако индивидуальная широкая свободная живописная манера Баццани сформировалась в 1740-е после знакомства с искусством Д. Фетти и Рубенса. Тревожная игра света и тени в его полотнах, быстрый мазок напоминают произведения А. Маньяско и С. Риччи. В искусстве Баццани проявились характерные черты мантуанской школы - светская изысканность и галантность (4 полотна из серии Времена года, Стокгольм, Нац. галерея; Сон св. Ромуальдо, Мантуя, церковь Сан Барнаба), меланхолический настрой и созерцательность (Пьета, Мантуя, собор; Введение во храм, Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина; Благовещение, Венеция, частное собрание), религиозный экстаз (Святой в экстазе, Мантуя, палаццо Дукале; Моление о чаше, Болонья, частное собрание; Крестный путь, Мантуя, церковь Сан Барнаба), жанровость (Эсфирь и Ассур, Стокгольм, Нац. галерея; Смерть жены Дария, Мантуя, палаццо д’Арко). Аллегоричность и жанровость его произведений порой затрудняют для исследователей определение сюжета полотен. Мерцающий колорит работ Баццани строится на переливах изысканных тонов голубых, фиолетовых, розовых цветов; быстрый мазок усиливает ощущение мягкого, словно плывущего контура фигур; изысканная цветовая палитра и особый плавный ритм освещения сцен рождают чувство подчинения всей композиции определенному музыкальному ритму. В 1730 герцогство, разграбленное императорскими войсками, перешло под владение Австрии. Живопись Баццани оказала большое влияние на австрийца А. Маульберча и мастеров его школы. С 1752 возглавлял Академию художеств в Мантуе.

Лит.: Lorenzetti G. La pittura italiana del Settecento. Novara, 1942; Bellonzi F. La pittura italiana. Milano, 1963.

Е. Федотова

Бегас

Бегас, Рейнхольд (Begas, Reinhold) 1831, Берлин - 1911, Берлин. Немецкий скульптор. Сын известного живописца из Ахена Карла Бегаса. С 12-летнего возраста занимался в Академии художеств в Берлине у И. Г. Шадова. С 1848 работал в мастерской К. Д. Рауха. На академической выставке в 1852 продемонстрировал свою первую работу - гипсовую группу Агарь и Измаил (1854, мрамор, частное собрание). Созданная в 1857 в мраморе группа Амур и Психея (Берлин, Гос. музеи) исполнена в манере, близкой И. Г. Шадову. В ней проявилось хорошее знание молодым скульптором образцов античной пластики. С 1855 в качестве стипендиата Академии художеств Р. Бегас жил в Италии, где сблизился с кругом работавших в Риме северных мастеров (А. Фейербах, А. Бёклин и др.). Мотивы античной пластики, близкие Р. Бегасу как мастеру неоклассицизма, были использованы и в бронзовых группах Пан и Психея (1858, Брюссель, Королевские музеи изящных искусств), Пан с младенцем (1858, частное собрание), Венера и Амур (1864, Мюнхен, Гос. баварские художественные собрания). Как и в работах И. Г. Шадова, в произведениях Р. Бегаса портретность всегда довлеет над идеализацией (После купания, 1860-1861, Гамбург, Кунстхалле). В 1860-1863 преподавал в Художественной школе в Веймаре, с 1865 жил в Берлине. Много работал в мемориальной пластике (надгробие А. Строусберга, 1874-1900, Берлин; надгробие Фридриха III, 1888- 1892, Берлин, Фридрихштрассе; надгробие Кайзера Вильгельма I, 1889-1897, Берлин), создав выдающиеся памятники в этом жанре скульптуры. Р. Бегаса привлекал также жанр портрета, изображая модели в "исторических" костюмах (Портрет кронпринца Фридриха Вильгельма, 1883, частное собрание) или в античных одеяниях (Портрет Марии Ливенштейн, 1886, Берлин, Гос. музеи), скульптор всегда правдиво передавал внешние черты, но несколько идеализированно и поверхностно характер портретируемых. Известным мастером-портретистом стал сын мастера - Вернер Бегас (1872-1927).

Лит.: Rosenberg A. Begas’Meisterschuler. Velhagen und Klassings Monatshefte, 9/1899; Berlin und die Antike. Ausstellung. Katalog. Berlin, 1979.

Е. Федотова

Предыдущая страница Следующая страница