Приглашаем посетить сайт

Биология (bio.niv.ru)

Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика
Статьи на букву "Д" (часть 1, "ДАВ"-"ДЕЛ")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Д" (часть 1, "ДАВ"-"ДЕЛ")

Давид, Герард

Давид, Герард (David, Gerard) Ок. 1460, Аудеватер - 1523, Брюгге. Нидерландский живописец. Годы и место учения неизвестны. Работал в Брюгге (упом. с 1484), заняв там ведущее место среди художников после смерти Мемлинга. В 1515 вступил в антверпенскую гильдию живописцев, но позднее - в 1521 и 1523 - вновь упоминается в Брюгге. Руководил большой мастерской со многими учениками и подмастерьями, изготовлявшими копии и повторения его работ. В творчестве Давида традиции раннего нидерландского Возрождения продолжаются и в то же время консервируются. Его искусство лишено новаторских импульсов, повторяя в смягченном, ослабленном варианте достижения предшественников. Религиозные сюжеты в образах Давида полны отрешенной созерцательности (Крещение Христа, до 1508, Брюгге, Гор. художественная галерея). Бесстрастностью, отсутствием драматизма отличаются произведения, изображающие сцены страданий и мученичества. Так, в одной из частей диптиха Суд Камбиза (1498, Брюгге, Гор. художественная галерея) царь Камбиз и прочие свидетели казни неправедного судьи, с которого заживо сдирают кожу, совершенно равнодушно взирают на то, как палачи со сноровкой ловких ремесленников вершат свое страшное дело; единственное проявление чувств - гримаса на лице казнимого. Колорит картин Давида производит впечатление той же холодноватой рассудочности.

Лит.: Boon K. G. Gerard David. Amsterdam, 1946; Friedlander M. J. Hans Memling and Gerard David. Leyden; Brussels, 1971.

Л. Алешина

Давид Д’Анже

Давид Д’Анже, Пьер Жан (David d’Angers, Pierre-Jean) 1783, Анже - 1856, Париж. Французский скульптор и медальер. Сын скульптора П. Л. Давида. В возрасте 4 лет сопровождал отца с отрядами республиканских войск в походе на охваченную восстанием Вандею. Первые уроки художества получены в Центральной школе Анже. Для продолжения обучения был вынужден пешком добираться до Парижа, поскольку отец, исходя из собственного горького опыта, не хотел, чтобы сын шел по его стопам и стал художником. В Париже (1808) учился у живописца Ж. Л. Давида и скульптора Ф. Л. Ролана. Зарабатывал на жизнь лепкой орнаментов для арки Карузель и Лувра. По вечерам у себя на чердаке пробовал рисовать в духе Пуссена. В 1811 победил в конкурсе на Большую римскую премию Академии художеств. Пять лет, проведенные в Италии (1811-1816), учился во Французской академии в Риме, работал самостоятельно, изучал произведения античных мастеров, художников Возрождения и др. Посещал мастерскую прославленного ваятеля А. Кановы. Вернулся во Францию, побывал в Англии (1816). Несмотря на нужду, отверг выгодный заказ на монумент в честь битвы при Ватерлоо, который ему предложили в Лондоне. По возвращении в Париж (1816) много и плодотворно работал, выполняя многочисленные заказы на статуи, портреты, медальоны как современников, так и выдающихся людей прошлого. Им были созданы статуи Расина (ок. 1824, Ла-Ферте-Милон), генерала Боншана (ок. 1824, Сен-Флоран-ле-Вьей), Джефферсона (1833, Филадельфия), Тальмы (1827, Париж, театр "Комеди Франсез"), Гутенберга (1839, Страсбург), Бернардена де Сен-Пьер (1851, Гавр). Закончил статую Де Конде, которую не успел завершить его учитель Ролан (1826- 1827, Версаль, Нац. музей), и др. Портретные бюсты: Гёте (1829-1831, Веймар, Нац. музей Гёте; Париж, музей Орсе), Паганини (1830, Анже, Музей Давида д’Анже), Беранже (1834, Париж, Лувр), Ламенне (1839, Ренн, Музей изящных искусств), Бальзака (ок. 1844, Сомюр, Музей изящных искусств). Портреты Давида д’Анже отличает достоверность в воспроизведении облика портретируемого, его характера. В передаче одежды скульптор часто придерживается принципа неоклассической обнаженности, иногда облачает персонажи в современный костюм, военную форму и т. д. Мастера интересует мир человеческих эмоций и страстей, что сближает его с романтиками. Давид д’Анже говорил, что "ваяние - это трагедия в ряду пластических искусств" и "ваятель должен искать душу". Это удалось ему в одном из самых удачных рельефных медальонов, изображающем молодого Наполеона Бонапарта (1833, Анже, Музей Давида д’Анже). Перед нами подлинно романтический герой. Прекрасное волевое лицо Наполеона дышит энергией и воодушевлением, разметавшиеся, словно от порывов ветра, пряди волос заполняют пространство фона; горькие складки возле губ, чуть сдвинутые брови сообщают образу оттенок трагизма. Скульптор сумел воплотить в бронзе притягательное обаяние личности Наполеона, которое влекло к нему людей. Художник рос в атмосфере блистательных побед Бонапарта. Для него Наполеон I олицетворял славу Франции, и в портрете отразилось отношение скульптора к полководцу. Давид д’Анже выполнил около 500 рельефных медальонов, 478 из них в Лувре, в Париже. Кроме портретов, скульптор работал и в области монументально-декоративной пластики: рельеф на фронтоне Пантеона в Париже - Франция, награждающая венками великих людей (1830-1837). Давид д’Анже был удостоен в 1826 ордена Почетного легиона, выбран профессором Школы изящных искусств. В 1851, после прихода к власти Наполеона III, скульптор эмигрировал в Бельгию, посетил Грецию и другие европейские страны. В 1855 вернулся во Францию.

Лит.: Morant H. Catalogue de l’exposition commemorative. David d’Angers et son temps. Ville d’Angers, 1956.

В. Стародубова

Давид, Жак Луи

Статья большая, находится на отдельной странице.

Дайс

Дайс, Уильям (Dyce, William) 1806, Абердин - 1864, Лондон. Шотландский живописец и педагог. Начав учиться в школе Королевской академии художеств, вскоре покинул ее, чтобы отправиться в путешествие по Италии. Две поездки в Рим в 1825 и в 1827-1830 оказали определяющее влияние на формирование основных образно-стилистических принципов его искусства. Внимание начинающего художника привлекла итальянская живопись Раннего Возрождения, в особенности творчество Пинтуриккио, а также росписи Рафаэля в Ватикане. Дайс занимался изучением техники фрески и проблем синтеза настенной живописи с архитектурой. Ему оказались также близки искания немецких художников-назарейцев, в частности И. Ф. Овербека. Под их непосредственным влиянием сложился ранний стиль мастера, отличавшийся холодноватой рациональностью композиции, обобщенностью формы, точным, несколько жестковатым рисунком и достаточно условным, локальным колоритом. Круг тем, к которым обращался живописец, был связан с евангельскими сюжетами или литературными героями, позже с персонажами средневековой истории Англии и Шотландии. Неоднократно возвращался к образу Мадонны с Младенцем (ок. 1836, Ноттингем, Музей замка). В 1840-е к мастеру приходит официальное признание, он избирается в члены Королевской академии художеств (1848), становится любимым живописцем принца Альберта, который привлек его к работам по украшению интерьеров нового здания английского парламента. В 1846 художник написал первую фреску Крещение Этельберта, в следующем году приступил к росписи гардеробной королевы в Вестминстерском дворце. Продолжал работать в области монументальной живописи до конца жизни. По своим взглядам и стилю Дайс оказался непосредственным предшественником прерафаэлитов, своеобразным связующим звеном между ними и художниками-назарейцами. Прерафаэлиты с большой симпатией относились к нему, хотя идеолог их движения Дж. искин и критиковал Дайса за "подражание старым мастерам". В последние годы жизни художник стал уделять больше внимания деталям, придерживаясь настоятельных рекомендаций искина следовать природе, ничего не отвергая, ничего не выбирая. Он тщательно прописывает пейзажные фоны (Христос скорбящий, 1860, Эдинбург, Нац. галерея Шотландии). Обращаясь к практике прерафаэлитов, часто соединяет в одном холсте фигуры персонажей, исполненные в мастерской, и написанный с натуры пейзаж. Самым известным ныне произведением Дайса оказался именно пейзаж, написанный во время отдыха на побережье, - Пегуэлл-Бей, Кент - Воспоминание о 5 октября 1858 года (1859, Лондон, галерея Тейт). Художник вводит в запечатленный с натуры ландшафт изображение кометы Донати. С особой тщательностью написаны меловые скалы, стеной окружающие пустынный пляж с мелкой галькой, по которому бродят одинокие фигурки, не обращающие внимания на происходящее в небе. Атмосфера отчужденности усиливается палевым предвечерним освещением, рождая сложное чувство внешнего покоя, глубинной тревоги и меланхолии. Дайс был человеком разносторонних интересов. Он стал лидером религиозного движения Высокой церкви, сочинял церковную музыку, писал о церковной архитектуре и создал иллюстрации к Книге общей молитвы. Занимался также прикладным искусством, в частности витражом. С 1839 по 1843 состоял в руководстве Школы прикладного искусства в Сомерсет-Хауз. Был профессором теории искусств в Кингз-колледже в Лондоне. Впоследствии издал книгу на основе своих лекций. Консультировал Нац. галерею по вопросам комплектования коллекции. Однако отказался в 1850 от президентства в Королевской академии художеств. Другие произведения: Франческа да Римини (1830, Эдинбург, Нац. галерея Шотландии), росписи церкви Всех Святых на Маргарет-Стрит (1858-1859), Джордж Герберт в Бемертоне (1861, Лондон, Гилдхолл).

Лит.: Pointon M. William Dyce, 1806-1864. Oxford, 1979.

Т. Воронина

Дали

Статья большая, находится на отдельной странице.

Далу

Далу, Эме Жюль (Dalou, Aime-Julies) 1838, Париж - 1902, Париж. Французский скульптор. Далу - ученик Ж. Б. Карпо и Ф. Ж. Дюре. Начинал как портретист и автор скульптуры малых форм. Участник Парижской коммуны, был вынужден эмигрировать в Англию (1871-1879). В 1875 побывал в Бельгии, где сильное впечатление на него произвело творчество П. П. Рубенса. Влияние фламандского мастера сказывается в динамичной раскованности композиции, в мощной энергии и чувственности форм, в живописной трактовке фактуры: Триумф Силена (1878-1894, Париж, Люксембургский сад), Вакханалия (1879, Лондон, Музей Виктории и Альберта). По манере исполнения они близки к необарокко. Творчество Далу отличается разнообразием стилистической направленности. Некоторые произведения сохранили традиции неоромантизма: Кара (ок. 1890, Париж, музей Орсе), другие - свойства реалистического направления: Национальный гвардеец (1871), Бретонка (1870-е, оба - Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж), Читающая в кресле (1878), Снимающая чулок (ок. 1870-1880, оба - Париж, музей Пти-Пале), Женщина, кормящая грудью ребенка (1874), Крестьянин (1899, оба - Париж, музей Орсе) - фигура предназначалась для Памятника труду, над которым скульптор работал с 1889. Для этого неосуществленного проекта было выполнено 54 фигуры рабочих, крестьян и др. Далу лепил портреты многих современников: посмертный портрет Виктора Гюго (1885, Париж, Дом-музей Гюго), председателя палаты депутатов Шарля Флоке (1890-1897, Париж, палата депутатов), журналиста, политического деятеля Анри Рошфора (1888, Париж, музей Орсе). Он автор ряда памятников и монументально-декоративных работ: Мирабо, отвечающий маркизу Дре-Брезе (1883-1884, Париж, палата депутатов), памятник ученому А. Л. Лавуазье (1886, Париж, Сорбонна), Триумф Республики - грандиозный монумент с большим количеством фигур (1879-1899, Париж, площадь Нации) и др.

Лит.: Бродский В. Художники Парижской коммуны. М., 1970; Caillaux H. Dalou, l’homme et l’?uvre. Paris, 1935.

В. Стародубова

Даль

Даль, Иоганн Кристиан (Dahl, Johann Christian) 1788, Берген - 1857, Дрезден. Норвежский живописец, рисовальщик. Занимался у Й. Г. Мюллера в Бергене. С 1811 обучался в Академии художеств Копенгагена; с 1817 преподавал в классе рисунка. В 1818 в Дрездене познакомился с К. Д. Фридрихом, который оказал влияние на творчество Даля. С 1820 работал в Неаполе в качестве сопровождающего датского живописца Кристиана Фредерика. Увлекся пейзажем; писал сцены извержения Везувия в Неаполе (Извержение Везувия, 1820, Копенгаген, Гос. музей искусств), как и Фридрих, изображая на первом плане фигурки людей. Жил и работал на вилле кронпринца Квизисана у Монте-Сант-Анджело в окрестностях города. У Даля много рисунков и акварелей с видами из окон виллы и террасы. Изучение голландской живописи и северных "итальянистов" привело к появлению тонального колорита в пейзажах художника. В 1826, 1834, 1839, 1844, 1850 возвращался в Норвегию. С 1836 преподавал в Академии художеств Дрездена. Живописные и графические работы Даля всегда панорамны, в них тонко передано единство световоздушной среды, окутывающей строения на первом плане, и горы вдали (Лесной пейзаж, 1820; Вид Штальхайма, 1826, обе - Осло, Нац. галерея). Подобно всем живописцам-романтикам, он часто изображал водопады (рисунок Водопад около Ломена, 1820), эффекты лунного света (рисунок Пейзаж с луной, 1824, оба - Осло, Нац. галерея). Любил писать виды морского побережья, лодки и корабли в море (Два корабля, 1826, Осло, Нац. галерея). Даль был человеком ярким и увлеченным. Подобно Ф. Вельдмюллеру в Академии художеств Вены, он был противником традиционных методов обучения, придавал большое значение работе с натуры.

Лит.: Johann Christian Dahl. 1788-1857. Ein Malerfreund Caspar David Friedrich. Ausstellung (1988-1989). Munchen, 1989; Caspar David Friedrich. Johann Christian Dahl. Zeichnungen der Romantik. Staatliches Museum Schwerin. Schwerin, 2001.

Е. Федотова

Дан

Дан, Вальтер (Dahn, Walter) Род. 1954, округ Крефельда. Немецкий живописец, график, фотохудожник и рок-музыкант, яркий представитель "новых диких". Учился в Гос. художественной академии в Дюссельдорфе (1971-1977). Вслед за одним из своих учителей - художником Й. Бойсом - Дан унаследовал веру в возможность изменить общество посредством искусства и назвал творчество лучшим способом проявления инакомыслия. В 1980-1982 он стал признанным идейным лидером группы "Мюльхаймер фрайхайт", название которой соответствовало месту расположения ателье живописцев и одновременно характеризовало их как "Свободных художников Мюльхайма". На анархический характер поведения Дана повлияло мировоззрение панков, сильное увлечение рок-музыкой и искусством граффити. Он сравнивал себя и коллег с маленькими детьми, которые протестовали против общепринятых правил этики и представлений о морали. Рассматривая свое объединение как саркастическое подобие "сумасшедшего дома, детского сада и художественной школы", Дан провоцировал "новых диких" к формированию особого субкультурного стиля поведения. На концертах, приуроченных ко дням открытия и закрытия его выставок, Дан охотно выступал в роли диск-жокея и музыканта (компакт-диск под названием "Да снизойдет" вместе с рок-группой "9 Dream" ("Мечта № 9"). С 1982 Дан демонстрировал большие серии соавторских живописных произведений с Иржи Георгом Докупилом (Початок, Под душем, оба - 1982), а позднее - с Филиппом Пококком (Мутная вода Миссисипи, 1995) и другими мастерами. Увлекшись коллективной живописью, он стремился сделать художественный процесс публичным, вынести его на всеобщее обозрение. Для него всегда был важен не только конечный результат - созданная картина, но и сам процесс творчества. Живописная манера Дана, отличавшаяся нарочитой стилизацией и спонтанностью, была во многом основана на искусстве примитива и карикатуры. Проявляя большой интерес к древневосточным цивилизациям, Дан осмыслил этот пласт художественного наследия как своего рода экзотику. Его произведения получили откровенно иронический характер и стали своеобразной насмешкой над псевдоаналитическими текстами современной критики: они были примером сарказма, "живописью без идеи". Для своих произведений Дан выбирал, как правило, самые банальные мотивы, черпая их из своего прошлого и настоящего, а также из жизни современного города: надписи в стиле граффити, пьяница и курильщик, многочисленные автопортреты и портреты его друзей. Темы и сюжеты произведений отличались нарочито абсурдной саркастической интерпретацией: его собственная голова становилась квадратной наподобие экрана телевизора, перед которым он проводит слишком много времени. В другом случае на ней топчется носорог как символическое олицетворение темных подсознательных инстинктов (Без названия. Желтая голова; Без названия, вместе с И. Г. Докупилом, оба - 1984, Веймар, Новый музей, собрание П. Менца).

Лит.: Орлова Е. В. Неоэкспрессионисты и "новые дикие": от индивидуального мифотворчества к соавторской игре // Культура в современном мире: опыт, проблемы, решения. М., 1999. Вып. 6. С. 37-46; Walter Dahn: im Gesprach mit Wilfried Dickhoff, Bettina Pauly und Johannes Stuttgen. Koln, 1993; Walter Dahn: "Die Band wird genauso wichtig wie meine Kunst, und das ist nur gut fur meine Kunst". Ein Gesprach mit R. Prince // Kunstforum International. 1997. Bd. 135. S. 213-219.

Е. Орлова

Даннекер

Даннекер, Иоганн Генрих фон (Dannecker, Johann Heinrich fon) 1758, Штутгарт - 1841, Штутгарт. Немецкий скульптор. С 1783 работал в Париже у О. Пажу. В 1785-1789 - в Риме, был хорошо знаком с А. Кановой, испытал его влияние. За увлечение античной скульптурой получил прозвище "Грек", Канова называл его "Святой". С 1790 - профессор Художественной школы в Карлсруэ. Под влиянием античной скульптуры были исполнены группы и статуи: Дружба и Гармония (1792-1793), терракотовый эскиз Амур и Психея (до 1794), Вакх, Церера, Ариадна на пантере (1803-1814, Штутгарт, Гос. художественная галерея). В традиции неоклассицистического портрета исполнены бюст Ф. Шиллера (1794, Штутгарт, Гос. художественная галерея), И. Г. Лаватера (1802-1805, Цюрих, Центральная библиотека), автора знаменитого труда Физиологические этюды, королевы Катарины Вестфальской (Кассель, Гор. музей). Испытал влияние датского скульптора А. Триппеля, входившего в круг мастеров из северных стран, работавших в Риме. Большинство работ И. Г. Даннекера хранится в Гос. художественной галерее Штутгарта.

Лит.: Holst Ch. von. Johann Heinrich Dannecker. Stuttgart, 1987.

Е. Федотова

Дау

Дау, Герард (Dou, Gerard) 1613, Лейден - 1675, Лейден. Голландский живописец. Глава лейденской группы мастеров бытового жанра. Первоначальную подготовку получил в качестве рисовальщика по стеклу. В 1628-1631 учился в Лейдене у Рембрандта, усвоив его некоторые внешние приемы. В 1631 работал в Амстердаме, затем в Лейдене. С 1648 член лейденской гильдии живописцев Св. Луки, принадлежал к числу ее основателей. Писал пользовавшиеся огромным успехом небольшие, исполненные в тщательной суховатой живописной манере занимательные, перегруженные предметами жанровые сцены, изображающие торговок, хозяек, музыкантов, астрономов, учителей, посещение врача, сцены в школе. Излюбленный прием Дау и его лейденских последователей, придающий изображению условный, театрализованный характер, - помещение незатейливой жанровой сцены в обрамление окна или каменной ниши с отдернутым занавесом или балюстрадой. Произведения: Астроном (ок. 1628), Ученый (ок. 1630), Торговка сельдями (ок. 1670-1675), Сцена с мышеловкой (все - Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж), Скрипач (1665), Натюрморт с подсвечником и карманными часами, Живописец в мастерской (все - Дрезден, Картинная галерея), Автопортрет (ок. 1645, Амстердам, Рейксмузеум), Чтение Библии (1645), Больная женщина (1663, обе - Париж, Лувр)

Лит.: Gerard Dou. Des Meisters Gemalde / Hrsg. von W. Martin. Stuttgart, 1913; Brown C. Scenes of Everyday Life. Dutch Genre Painting of the 17 Century. London, 1984.

Т. Каптерева

Де Грегорио

Де Грегорио, Марко (De Gregorio, Marco) 1829, Резина, ок. Неаполя - 1875, Неаполь. Итальянский живописец. С 1851 сблизился с кругом художников-веристов, стал одним из известных мастеров этого направления. Участвовал в отрядах Гарибальди в годы Рисорджименто. Совершил путешествие в Египет и увлекся тематикой Востока. В 1863-1867 работал в селении Резина с группой художников "Школа маккьяйоли" (а также Д. Морелли, Дж. Де Ниттис, Ф. Россано, А. Лето), испытал влияние их метода живописи пятном на пленэре. Наибольшее влияние на Де Грегорио оказали Адриано Чечони, а также Д. Морелли и Ф. Палицци, талантливые мастера пленэрной живописи.

Лит.: Maltese C. Realismo e verismo nella pittura italiana. Milano, 1967.

Е. Федотова

Де Кирико

Статья большая, находится на отдельной странице.

Де Ниттис

Де Ниттис, Джузеппе (De Nittis, Giuseppe) 1846, Барлетта - 1884, Сен-Жермен-ан-Лё. Итальянский живописец неаполитанской школы. Окончил в 1861 Королевский институт изящных искусств в Неаполе; испытал влияние Ф. Палицци и Д. Морелли. Сблизился с группой флорентийских мастеров "Школа маккьяйоли" в середине 1860-х, принимал участие в их выставках. Работал в окрестностях Неаполя (в Портичи, Резине), где писал небольшие картины в манере "маккьяйоли" - пятнами чистых цветов на пленэре. Вместе с неаполитанцами М. Де Грегорио и Ф. Россано, флорентийцем А. Чечони создал группу "Школа Резина" (шутливое название - "Республика Портичи", так как ее участники не признавали академических авторитетов), выступал против метода профессора кафедры живописи Академии художеств Неаполя Г. Смарджасси. В 1868 вместе с Дж. Больдини, Ф. Дзандоменеги уехал в Париж, где провел остаток жизни, снискав признание. В Париже выставлялся вместе с импрессионистами, писал картины, близкие по тематике их работам, но в стиле "маккьяйоли" (Снегопад, Дилижанс во время дождя, Улица Бриндизи, все - Рим, Нац. галерея современного искусства). Работал преимущественно в технике пастели (Автопортрет, ок. 1881-1883, Барлетта, собрание Де Ниттис), особенно после 1870. Французская критика постоянно сравнивала его с Дж. Больдини, отмечая национальное своеобразие работ Де Ниттиса; он был назван "живописцем элегантной жизни" за пристрастие к изображению сцен из жизни высшего света: прогулок, скачек, встреч и бесед в кафе, театре, на светских раутах, портретов знатных особ. Большой триптих Скачки в Отейё (1881, Рим, Нац. галерея современного искусства) приобрел монументальный характер благодаря тому, что холсты вертикального формата уподоблены панно. Изображенные на них всадники и наблюдающие за ними зрители переданы очень живо, что создает впечатление трех последовательно связанных между собой кинокадров. Писал также бытовые сцены (Визит к антиквару, 1869, Неаполь, частное собрание) и "костюмированные" исторические полотна (Концерт в саду во времена Людовика XV, частное собрание) в духе Э. Мейсонье и М. Фортуни. Выставлял эти работы в галерее парижского маршана Гупиля. Де Ниттис скончался во Франции в довольно молодом возрасте.

Лит.: De Logu G. Pittura italiana dell’Ottocento. Bergamo, 1955; La pittura in Italia: L’Ottocento / A cura di E. Castelnuovo. Milano, 1991.

Е. Федотова

Де Пизис

Де Пизис, Филиппо (De Pisis, Filippo) 1896, Феррара - 1956, Милан. Итальянский живописец и рисовальщик. Работал в Риме и Париже, где в 1927 принял участие в Осеннем салоне, в Салоне 1940 и других выставках. Часто работал в Венеции (1926, 1931, 1943-1947), участвовал в венецианских биеннале, совершал поездки в Париж. Писал пейзажи и натюрморты (Цветы, 1928, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж). Пейзажи Парижа и Венеции исполнены в светлой колористической гамме, в которой доминируют голубые, серые, белые, розовые цвета, архитектурные памятники погружены в нежную световоздушную дымку (Церковь Сан Моизе, 1931, Милан, галерея Брера). Излюбленным мотивом Де Пизиса была площадь Сан Марко в Венеции, которую он писал в различное время года, в разные периоды своей жизни (Площадь Сан Марко во время войны, 1944, Милан, частное собрание). Столь же живописны натюрморты Де Пизиса, отразившие его незаурядное колористическое дарование, умение передать в них настроение, наслаждение красотой окружающего мира.

Лит.: Maltese C. Storia dell’arte italiana. 1785-1943. Torino, 1960; La pittura in Italia: L’Ottocento / A cura di E. Castelnuovo. Milano, 1991.

Е. Федотова

Де Росси

Де Росси, Анджело (De Rossi, Angelo) 1681, Генуя, - 1715, Рим. Итальянский скульптор. Занимал видное место в Риме в конце XVII - начале XVIII в. Учился в Венеции у Ф. Пароди. Де Росси соединил в своей манере традиции искусства Пароди с римским барокко (Дж. Л. Бернини, А. Альгарди). В 1792 получил приз в Академии Св. Луки за рельеф Три отрока в пещи огненной Навуходоносора (Рим, Академия Св. Луки). В дальнейшем продолжал работать в основном в рельефе. В 1690 исполнил мраморную статую Сатир с виноградной лозой (Генуя, Королевский дворец) в подражание античному оригиналу (в бронзе работа Де Росси была повторена в нач. ХХ в. богемским мастером А. Луесом). В 1696 выполнил рельеф на сюжет из жизни св. Иньяцио для алтаря Св. Иньяцио церкви Иль Джезу; фигуры двух ангелов - для этой же церкви; и рельеф Павел III утверждает устав иезуитской церкви. В Риме сблизился с окружением кардинала П. Оттобони, приобрел в его лице своего покровителя и заказчика. Для дяди кардинала Оттобони - папы Александра VIII - создал надгробие (1703-1720) в соборе Св. Петра. В традиции римского барокко скульптор изобразил фигуру папы, аллегории Религии и Благоразумия, рельеф пьедестала - Александр VIII канонизирует пять святых в 1703 году. Замысел надгробия принадлежал графу Э. де Сан Мартино, правой руке кардинала, командующему войсками папы в Романье. Заказ первоначально был дан другому скульптору, но затем его передали Де Росси. Исполнение этого надгробия принесло большую известность. Терракотовая статуя папы Александра VIII хранится в Художественном музее в Сан Франциско. Кардиналом П. Оттобони была заказана Де Росси статуя нового папы - Климента Альбани (терракотовый эскиз - Берлин, Нац. галерея), но мраморный и бронзовый оригиналы ее были утеряны. Для базилики Сан Джованни ин Латерано в 1710-1711 исполнил статую Св. Якова Младшего, которая была установлена в нише нефа наряду с работами самых известных мастеров Рима (Рускони, Филиппо делла Валле, Монно, Легро и др.). В 1711 был избран членом Академии Св. Луки за представленный терракотовый рельеф Поклонение волхвов. Сохранились лишь его фрагменты и рисунок (Рим, музей палаццо ди Венеция). По заказу кардинала Оттобони исполнил бюст композитора Арканджело Корелли. Предполагалось установить его на надгробии композитора в церкви Санта Сусанна (впоследствии оно было перенесено в Пантеон в 1725). Для А. Корелли выполнил рельеф Христос в Гефсиманском саду (1700-1705, Мюнхен, Гос. баварские художественные собрания), в котором остался верен традиции венецианского "живописного" рельефа, унаследованного от Пароди, обогатив его элементами римского барокко.

Лит.: De Rinaldis A. L’arte a Roma dal Seicento al Novecento. Bologna, 1949; Franz-Duhme H. N. Angelo De Rossi. Ein Bildhauer um 1700 in Rom. Berlin, 1986.

Е. Федотова

Де Фабрис

Статья большая, находится на отдельной странице.

Дебре

Дебре, Оливье (Debre, Olivier) 1920, Париж - 1999, Париж. Французский живописец и график. Принадлежал к артистической семье, которая поощряла его рано проявившееся увлечение живописью. С 1938 обучался в Школе изящных искусств по классу архитектуры у своего дяди Жака Деба-Понсана. Ранние пейзажи выдержаны в импрессионистической манере. В период оккупации познакомился с Пикассо, оказавшим значительное влияние на его творческие ориентации. Участвуя в освобождении Парижа, получил ранение. По окончании войны обратился к абстрактным формам в рисунках и живописных композициях. В полотнах 1950-х вертикального формата разрабатывал тему "знака-персонажа", выстраивая отвлеченные формы по схеме человеческой фигуры (Голубой знак-персонаж, 1959, Детройт, собрание Генри Форда). Густые красочные слои накладывались шпателем, образуя шероховатый рельеф. В начале 1960-х нашел в реальности иной прототип абстрактной живописи - текучий, волнующийся под порывами ветра пейзаж (Голубая композиция, 1965, Гренобль, Музей; Корни неба, 1966, Стокгольм, собрание Карин Линд). Побережья Луары, где находилась мастерская художника, вдохновили его в 1970-е на создание большой серии крупномасштабных полотен. Жидкая голубая краска, перекрывая обширные плоскости, создает фактурные и тональные колебания, соотнесенные с вибрациями небесного свода, колыханием воздушных и водных масс. Редкие прорывы зеленого цвета обостряют ассоциации с природным окружением (Голубизна Луары, 1976, Лион, Музей изящных искусств; Светлая протяженность, 1978, Париж, Гор. музей современного искусства). В 1987 для театра "Комеди Франсез" Дебре создал эффектный занавес, полыхающий огненными тонами, а в 1989 - занавес для Большого театра Гонконга. Им выполнено также несколько работ монументального плана.

Лит.: Noel B. Debre. Paris, 1984; Debre O. Espace pense, espace cree. Paris, 1999.

В. Крючкова

Девериа

Девериа, Эжен (Deveria, Eugene) 1805, Париж - 1865, По. Французский живописец эпохи романтизма. Учился у Жироде и Летьера, испытал влияние своего брата Ашиля, известного литографа и художника Л. Буланже. В Салоне 1827, ознаменованном триумфом романтизма, выставил картину Рождение Генриха IV (Париж, Лувр), которая прославила имя Девериа и стала самой известной его работой. Полотно привлекало занимательной и романтичной трактовкой исторической темы, детальным воспроизведением старинных костюмов, насыщенностью колорита. Художнику предрекали блестящее будущее. Однако последующие произведения не оправдали этих надежд: роспись плафон Пюже представляет скульптуру "Милон Кротонский" Людовику XIV в садах Версаля (1832, Париж, Лувр) и батальные сцены (1838, Версаль, Нац. музей) критика встретила недоброжелательно. Огорченный Девериа охотно принимает заказ на декорирование кафедрального собора в Авиньоне (1838). Тремя годами позже из-за болезни он вынужден прекратить работу в соборе и уехать лечиться в По, где и остается, с небольшими отлучками, до конца жизни. Переход в протестантскую веру неблагоприятно отразился на его творчестве (Смерть Джейн Сеймур, 1847, Валансе, Музей; Встреча Христофора Колумба, 1861, Клермон-Ферран, Музей). Единственное, в чем он проявляет себя превосходным мастером в поздний период это жанр портрета (Мария Девериа в амазонке, 1856, По, Музей).

Лит.: Gauthier M. Achille et Eugene Deveria. Paris, 1925; Catalogue exposition. Eugene Deveria. Pau, 1965.

В. Стародубова

Дега

Статья большая, находится на отдельной странице.

Деглер

Деглер, Ганс (Degler, Hans) 1564, Вейльхейм - 1634/1635, Мюнхен. Немецкий скульптор. Мастер переходной эпохи от Ренессанса к барокко. Крупные работы: алтарь доминиканской церкви в Аугсбурге (1604-1607); алтарь Св. Марии в церкви Св. Николая в Уберлингене (1613-1616), который завершил его ученик Йорт Цурн (1583-1635) из Вальдзее. Алтарь церкви в Аугсбурге решен в виде трех больших табернаклей, в трех ярусах которых представлены сцены из жизни Христа и Девы Марии, а в боковых пределах - фигуры святых. Перед входом в алтарь расположено большое Распятие. В исполненной Деглером алтарной композиции сказались черты ренессансной пластики, а также еще сохранившиеся элементы позднеготической национальной традиции.

Лит.: Baroque. Architecture. Sculpture. Painting. Cologne, 1998.

Е. Федотова

Дезидерио да Сеттиньяно

Дезидерио да Сеттиньяно (Desiderio da Settignano) Ок. 1430, Сеттиньяно - 1464, Флоренция. Итальянский скульптор. Возможно, учился у Бернардо Росселино, на творческое формирование Дезидерио значительное влияние оказали работы Донателло. Происходил из семьи мраморщиков и скульпторов, работавших в городке Сеттиньяно близ Флоренции, два его старших брата Франческо и Джерри были записаны во Флоренции в цех каменщиков и скульпторов. В 1453 в этот цех вступил и Дезидерио, открывший во Флоренции собственную мастерскую. Творческий путь Дезидерио, умершего в возрасте 34 лет, продолжался чуть более десятилетия, но у современников и ближайших потомков он пользовался славой одного из самых изысканных мастеров Италии. "Il vago Desider si dolce e bello" ("Прелестный Дезидерио, такой сладостный и прекрасный"), - писал о нем в стихотворном описании итальянских мастеров Джованни Санти, отец Рафаэля. Наследие Дезидерио невелико, но занимает видное место в истории флорентийской скульптуры XV в. Уже в первых своих произведениях он выработал особый творческий почерк. Его работы отличает тончайшая моделировка поверхности форм, создающая впечатление окутывающей их дымки светотени, что придает тонкую одухотворенность лицам его мадонн и маленьких детей. Таков Портрет мальчика (ок. 1460, Вашингтон, Нац. галерея). Дезидерио виртуозно владел разработанной Донателло техникой "rilievo schiacciato" (сплющенного рельефа). Его работы, выполненные в этой технике, поражают тонкостью градаций очень низкого, почти плоского рельефа. Таков его Св. Иероним (ок. 1455, Вашингтон, Нац. галерея). Одной из самых значительных работ Дезидерио является большой мраморный табернакль (ок. 1461, Флоренция, церковь Сан Лоренцо). Особенно виртуозно выполнена его центральная часть, где Дезидерио передает в технике низкого рельефа сложную композицию - капеллу с кессонированным, изображенным в перспективном сокращении сводом и грандиозными ангелами, впархивающими в помещение через двери в боковых стенах. В той же технике плоского рельефа решена и составляющая часть алтаря патетическая композиция Оплакивание Христа. Как и другие флорентийские скульпторы, Дезидерио отдал дань одному из ведущих жанров монументальной скульптуры XV в. - надгробию. Его резцу принадлежит надгробие гуманиста Карло Марсуппини (ок. 1455-1458, Флоренция, церковь Санта Кроче). Десятилетием раньше старший современник Дезидерио - Бернардо Росселино - создал для той же церкви величественное надгробие другому флорентийскому гуманисту - Леонардо Бруни. В надгробии Марсуппини Дезидерио повторил некоторые мотивы композиционного решения Росселино: оба надгробия заключены в прочное обрамление, люнеты арок и у Росселино, и у Дезидерио украшают тондо с изображением Мадонны и Младенца, фланкированные полуфигурами двух ангелов. Но Дезидерио делает общую композицию более эффектной, покойный возлежит у него на великолепном саркофаге с ножками в виде львиных лап, у подножия пилястр, поддерживающих арку, стоят два путти, арку ниши обрамляет тяжелая гирлянда. Все это придает монументу Марсуппини декоративное начало, отсутствующее в более строгом памятнике Росселино.

Лит.: Смирнова И. А. Искусство Италии конца XIII-XV вв. М., 1987; Planiscig L. Desiderio da Settignano. Wien, 1942; Cardellini L. Desiderio da Settignano. Milano, 1962.

И. Смирнова

Декан

Декан, Александр Габриель (Decamps, Alexandre Gabriel) 1803, Париж - 1860, Фонтенбло. Французский живописец и график, близок к романтизму. Несколько месяцев учился у А. де Пюжоля, затем предпочел работать самостоятельно. Молодой художник с увлечением рисует на улицах жанровые сценки, метко подмечает характерные позы, движения, забавные ситуации, находит живописный типаж. Охотно копирует в Лувре. Его сатирические рисунки печатаются в Фигаро, Шаривари (1830-1831). В 1824 побывал в Швейцарии, в 1827 - в Турции, Италии. Поездка в Турцию сыграла важную роль в его художественной карьере. Прожив около года в предместьях Смирны, Декан собрал большой материал: сотни рисунков, набросков, этюдов в цвете - все это стало важным подспорьем в будущей работе. Его имя приобрело известность после Салона 1831, на котором он выставил свои произведения, навеянные впечатлениями от поездок (Турецкий патруль, 1831; Выход детей из турецкой школы, 1842, оба - Лондон, собрание Уоллес). Декан - постоянный участник Салонов: Нищий, подсчитывающий подаяние, Бегство кимвров, Обезьяна-живописец (все - 1833, Париж, Лувр), Турецкий караул (1834), Турецкая школа (1846, оба - Шантийи, Музей Конде), Охота в горах, Охотники на уток (оба - 1843, Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина), Нищие (1845, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж). Умение живо и ярко передать местный колорит, характерный для эпохи интерес к Востоку способствовали успеху картин Декана. В поздний период художник поселяется в окрестностях Фонтенбло, пишет пейзажи с натуры, нередко оживляя их фигурками людей, сценами охоты.

Лит.: Moreau A. Decamps et son ?uvre. Paris, 1869; Colombier P. Decamps. Paris, 1928; Mosby D. E. Alexandre-Gabriel Decamps, 1803-1860. New York, 1977.

В. Стародубова

Делакруа

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница