Приглашаем посетить сайт

Лермонтов (lermontov-lit.ru)

Энциклопедия кино (2010)
ЛИОЗНОВА ТАТЬЯНА МИХАЙЛОВНА

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ЛИОЗНОВА ТАТЬЯНА МИХАЙЛОВНА

ЛИОЗНОВА Татьяна Михайловна (наст. Моисеевна) (р. 20.07.1924, Москва), режиссер. Заслуженный деятель искусств РСФСР. Народная артистка СССР (1984); Лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1976, «Семнадцать мгновений весны»).

В 1949 окончила режиссерский факультет ВГИКА (мастерская С. А. Герасимова (см. ГЕРАСИМОВ Сергей Аполлинариевич) и Т. Ф. Макаровой (см. МАКАРОВА Тамара Федоровна)). После окончания ВГИКа некоторое время работала ассистентом режиссера на съемках фильмов своего учителя. Дебютировала в 1958, поставив фильм «Память сердца» по сценарию, написанному при участии Тамары Макаровой, сыгравшей в этой картине одну из главных ролей. В первой самостоятельной работе Лиозновой обозначилось ее устремление к ярким героическим характерам, к материалу равно как возвышенному, так и безусловному в своей земной реальности.

Тема подвига, высокого самопожертвования прозвучала и в картине Лиозновой «Им покоряется небо» (1963), посвященной летчикам-испытателям. Отдав дань героизму, Лиознова обращается к иным мотивам и темам, но она по-прежнему увлечена крупными, эмоциональными характерами, судьбами, вписанными в контекст истории, времени. Стихия простой, обыденной жизни определила эмоциональную сторону фильма «Евдокия» (1961, по прозе Веры Пановой). Режиссер оказалась точна в выборе, в частности Л. И. Хитяевой (см. ХИТЯЕВА Людмила Ивановна) (Евдокия), по-новому открывшейся в картине Лиозновой. Лирическая нота усиливается в фильме «Три тополя на Плющихе» (1973). Внешне незатейливая история знакомства шофера московского такси и подмосковной жительницы, приехавшей продать на рынке мясо, двоих, по сути, одиноких людей, внезапно ощутивших необходимость друг в друге, была не сыграна, а буквально «спета» Т. В. Дорониной (см. ДОРОНИНА Татьяна Васильевна) и О. Н. Ефремовым (см. ЕФРЕМОВ Олег Николаевич) .

В 1973 Татьяна Лиознова завершила работу над двенадцатисерийным телевизионным фильмом «Семнадцать мгновений весны», ставшим одним из самых значительных произведений советского телевизионного кинематографа. Положенный в основу картины роман Юлиана Семенова (см. СЕМЕНОВ Юлиан Семенович), в версии режиссера обрел мифологическое звучание. Лиознова пошла на смелый эксперимент. Эпически приподнятая история советского разведчика Исаева-Штирлица была подкреплена точно и бережно подобранным материалом отечественной и зарубежной кинохроники, что придавало картине особую достоверность. «Семнадцать мгновений весны» были отмечены серьезными актерскими работами В. В. Тихонова (см. ТИХОНОВ Вячеслав Васильевич), Р. Я. Плятта (см. ПЛЯТТ Ростислав Янович), Л. С. Броневого (см. БРОНЕВОЙ Леонид Сергеевич), О. П. Табакова (см. ТАБАКОВ Олег Павлович), Е. А. Евстигнеева (см. ЕВСТИГНЕЕВ Евгений Александрович), Л. К. Дурова (см. ДУРОВ Лев Константинович). Затем Лиознова снимает телефильм «Мы, нижеподписавшиеся» (1980) по популярной в 1970-е годы пьесе Александра Гельмана (см. ГЕЛЬМАН Александр Исаакович). Она передала в этой картине социальную напряженность, характерную для последних лет застоя. Затем режиссер опять обратилась к женской судьбе с ее прихотливыми поворотами и несбывшимися надеждами: это была яркая музыкальная картина «Карнавал»(1982) с И. В. Муравьевой (см. МУРАВЬЕВА Ирина Вадимовна) в главной роли.

1948 МОЛОДАЯ ГВАРДИЯ режиссер-практикант

1953 ТАИНСТВЕННАЯ НАХОДКА асс.режиссера

1955 ЗЕМЛЯ И ЛЮДИ пом.режиссера

1958 ПАМЯТЬ СЕРДЦА режиссер

1961 ЕВДОКИЯ режиссер

1963 ИМ ПОКОРЯЕТСЯ НЕБО режиссер

1965 РАНО УТРОМ режиссер

1967 ТРИ ТОПОЛЯ НА ПЛЮЩИХЕ режиссер

1973 СЕМНАДЦАТЬ МГНОВЕНИЙ ВЕСНЫ (сериал) режиссер

1981 КАРНАВАЛ (см. КАРНАВАЛ (1981)) режиссер, автор сценария

1981 МЫ, НИЖЕПОДПИСАВШИЕСЯ режиссер

1981 ЭЙ! (см. ЭЙ! (1981)) худ.рук.

В начало энциклопедии