Приглашаем посетить сайт

Иностранная литература (ino-lit.ru)

Энциклопедия кино (2010)
ПРОТАЗАНОВ ЯКОВ АЛЕКСАНДРОВИЧ

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ПРОТАЗАНОВ ЯКОВ АЛЕКСАНДРОВИЧ

ПРОТАЗАНОВ Яков Александрович (04.02.1881, Москва - 08.08.1945), режиссер, сценарист, актер.

Заслуженный деятель искусств РСФСР (1935); Заслуженный деятель искусств Узбекской ССР (1944).

В 1900 окончил коммерческое училище и работал продавцом в московском АО «Шрадер и К». В 1904-1906 занимался самообразованием во Франции и Италии.

С 1906 года, сменив ряд профессий (был конторщиком, бухгалтером, переводчиком), стал помощником режиссера московской кинофирмы «Глория». В кино с 1907, сначала как сценарист, потом режиссер (дебют - «Бахчисарайский фонтан», 1909). С 1910 работал в кинофирме П.Тимана и Ф.Рейнгардта. В 1914 году, завоевав репутацию наиболее культурного режиссера-профессионала, перешел в кинофирму И.Ермольева (см. ЕРМОЛЬЕВ Иосиф Николаевич). В дореволюционном кино снял около 80 фильмов, среди них экранизации «Войны и мира» Л. Н. Толстого, «Бесов» («Николай Ставрогин») Ф. М. Достоевского - оба 1915, «Пиковой дамы» А. С. Пушкина (1916), «Отца Сергия» Толстого (1918). Две последние ленты признаны лучшими ранними работами режиссера, отличаются высокой культурой, психологической глубиной актерской игры, прежде всего И. И. Мозжухина (см. МОЗЖУХИН Иван Ильич).

В 1918 вместе с группой актеров и режиссеров кинофирмы И.Ермольева эмигрировал и работал во Франции и Германии, в кинофирмах «Пате», «Гомон», «УФА», где в период 1920-1923 гг. снял ряд фильмов: «За ночь любви», «Правосудие прежде всего», «Тень греха», «Смысл смерти», «Паломничество любви», «Страшное приключение» и др. В 1923 году вернулся в СССР. Первый фильм после возвращения - «Аэлита» по А. Н. Толстому (1924). На студии «Межрабпром-Русь» поставил комедии «Закройщик из Торжка» (1925), «Процесс о трех миллионах» (1926), «Дон Диего и Пелагея» (1928), «Праздник святого Йоргена» (1930), которые пользовались большим успехом у зрителей и долгие годы не сходили с экрана.

Внимание Протазанова к характеру на экране и принципиальная ориентация на актера дали в его фильмах целый ряд ярких образов, созданных И. В. Ильинским (см. ИЛЬИНСКИЙ Игорь Владимирович), А. П. Кторовым (см. КТОРОВ Анатолий Петрович), М. М. Климовым (см. КЛИМОВ Михаил Михайлович), И. М. Москвиным (см. МОСКВИН Иван Михайлович), М. М. Тархановым (см. ТАРХАНОВ Михаил Михайлович), М. М. Блюменталь-Тамариной (см. БЛЮМЕНТАЛЬ-ТАМАРИНА Мария Михайловна) и др. В его картинах впервые раскрылись дарования В. П. Марецкой (см. МАРЕЦКАЯ Вера Петровна), А. И. Войцик (см. ВОЙЦИК Ада Игнатьевна), Н. П. Баталова (см. БАТАЛОВ Николай Петрович), М. И. Жарова (см. ЖАРОВ Михаил Иванович), Н. У. Алисовой (см. АЛИСОВА Нина Ульяновна).

Среди его немых фильмов: «Сорок первый» (1927), «Белый орел» (1928) - с В. И. Качаловым, В. Э. Мейерхольдом в главных ролях. В звуковом кино режиссер впервые осуществил экранизацию «Бесприданницы» А. Н. Островского (1937), вошедшую в киноклассику благодаря реалистической режиссерской трактовке, великолепному актерскому ансамблю. Режиссер не побоялся снять в главной роли молоденькую дебютантку Нину Алисову, свою будущую жену.

1909 БАХЧИСАРАЙСКИЙ ФОНТАН автор сценария, режиссер

1909 СМЕРТЬ ИОАННА ГРОЗНОГО актер

1913 ЛЮБОВЬ ЯПОНКИ («Больше не надо ни песен, ни слез») режиссер

1916 ПИКОВАЯ ДАМА (см. ПИКОВАЯ ДАМА (1916)) режиссер, автор сценария

1918 ОТЕЦ СЕРГИЙ («Князь Касатский») (см. ОТЕЦ СЕРГИЙ (1918)) режиссер

1924 АЭЛИТА режиссер

1925 ЕГО ПРИЗЫВ («23 января») режиссер

1925 ЗАКРОЙЩИК ИЗ ТОРЖКА режиссер

1925 ШАХМАТНАЯ ГОРЯЧКА актер

1926 ПРОЦЕСС О ТРЕХ МИЛЛИОНАХ режиссер, автор сценария

1927 ДОН ДИЕГО И ПЕЛАГЕЯ («Дело Пелагеи Деминой») режиссер

1927 СОРОК ПЕРВЫЙ (см. СОРОК ПЕРВЫЙ (1927)) режиссер

1927 ЧЕЛОВЕК ИЗ РЕСТОРАНА автор сценария, режиссер

1928 БЕЛЫЙ ОРЕЛ («Губернатор») режиссер, автор сценария

1929 ЧИНЫ И ЛЮДИ («Чеховский альманах») режиссер, автор сценария

1930 ПРАЗДНИК СВЯТОГО ЙОРГЕНА автор сценария, режиссер

1931 ТОММИ (см. ТОММИ (СССР)) режиссер, автор сценария

1932 ДВЕ ВСТРЕЧИ автор сценария

1934 МАРИОНЕТКИ режиссер, автор сценария

1936 БЕСПРИДАННИЦА автор сценария, режиссер

1936 О СТРАННОСТЯХ ЛЮБВИ (см. О СТРАННОСТЯХ ЛЮБВИ (1936)) режиссер

1938 СЕМИКЛАССНИКИ режиссер

1940 САЛАВАТ ЮЛАЕВ режиссер

1943 НАСРЕДДИН В БУХАРЕ («Ходжа Насреддин») режиссер

В начало энциклопедии