Приглашаем посетить сайт

Достоевский (dostoevskiy-lit.ru)

Энциклопедия кино (2010)
БЕССОН ЛЮК

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

БЕССОН ЛЮК

БЕССОН (Besson) Люк (р. 18 марта 1959, Париж), французский режиссер, сценарист, продюсер.

Родился в Париже в семье инструкторов по подводному погружению. Его детство протекало на Средиземном море, в Греции и Югославии. Мальчик, естественно, мечтал стать профессиональным ныряльщиком или специалистом по дельфинам, но в 17 лет во время ныряния с ним происходит несчастный случай. Осознав то, что манящая голубая бездна отныне ему недоступна, Бессон с головой погружается в новую стихию, смотрит много фильмов, снимает на Super-8, а в 19 лет отправляется в Голливуд. Отслужив в армии 3 года, зарабатывает на жизнь работой ассистента режиссера, снимает короткометражку «Предпоследний» (L"Avant-dernier), а в 1984 дебютирует практически немым черно-белым фильмом «Последняя битва» (Le Dernier Combat), мрачной постпанковской драмой, действие которой происходит в катастрофическом будущем. Лента, в которой Бессон впервые снял долговязого Жана Рено, своего «актера-талисмана», получил два приза на фестивале фантастического кино в Авориазе и еще десяток других премий.

Но уже следующая работа 26-летнего режиссера, постмодернистская драма «Подземка» (Subway, 1985) снята в стилизованно отстраненной манере. История безвылазно обитающей в переходах парижского метро тусовки городских маргиналов продемонстрировала характерные особенности построения бессоновского фильма. В отличие от жестокого урбанистического романтика Леоса Каракса или помешанного на стиле и детальной прорисовке харизматических персонажей Жан-Жака Бенекса, Бессон снимает мелодраматические боевики, герои которых занимаются как бы межпространственным нырянием, проникая из одной реальности в другую. В 1987 Бессон делает свою идеальную автобиографию, фильм-резервуар несбывшихся мечтаний, ленту-погружение в сладостный мир детства, океаническую мистерию «Голубая бездна» (Le Grand Bleu), историю дружбы двух ныряльщиков, в основу которой положены факты биографии юношеского кумира режиссера Жака Майоля, консультанта картины.

В 1990 Бессон снимает легендарную ленту «Никита» (La Femme Nikita/Nikita), в которой невообразимо перемешан ураганный динамизм и сентиментальность мелодрамы ради создания жестоко-лирического образчика постклассического триллера с подчеркнутым смешением положительного и отрицательного начал в обрисовке персонажей. «Никита» пробила брешь в железном занавесе американского проката, собрав неплохие для иностранной ленты деньги, и была растиражирована по всему миру. А персонаж, сыгранный Рено в «Никите», чистильщик Виктор, стал черновым наброском к образу инфантильного киллера Леона из следующего игрового фильма Бессона «Леон»/«Профессионал» (Leon/The Professional, 1994). Однако между двумя мелодрамами режиссер реализует еще один личный проект - полнометражную документальную картину «Атлантис» (Atlantis, 1991), эпопею, состоящую из подводных съемок форм жизни под полярными льдинами, разбитую на главки и озвученную чудесной, как всегда, музыкой постоянного сотрудника режиссера, прекрасного композитора Эрика Серра.

А «Леон», снятый уже в Нью-Йорке, чередовал умопомрачительные перестрелки в духе Джона Ву с лирическими сценами, вынуждающими вспомнить «Лолиту». И, наконец, в 1997 Бессону триумфально удалось воплотить замысел фильма «Пятый элемент» (Fifth Element), вынашиваемый им два десятилетия и осенивший юного Люка, по легенде, за школьной партой. Хитроумная история «пятого элемента», каждые пять тысяч лет спасающего человечество от встреч со вселенским злом, для чего необходим ритуал алхимической свадьбы четырех стихий вокруг сливающихся в экстазе поцелуя таксиста из Бруклина 23 века и самого «пятого элемента» в облике оранжевокудрой инопланетянки, реализована в виде грандиозного дизайнерского спектакля со сногсшибательными костюмами Жан-Поля Готье, бомбардирующего зрителя в музыкой Серра и впечатляющей игрой актеров. Фильм стал самым дорогостоящим французским кинопроектом с бюджетом в 90 млн. долларов. В том же году Бессон продюсировал режиссерский дебют одного из своих любимых актеров Гэри Олдмена в фильме под названием «Не глотать» (Nil by mouth). Его следующая режиссерская работа в исторической картине «История Жанны д"Арк» (Messenger: The Story of Joan of Arc, The, 1999), с Милой Йовович в главной роли оказалась менее удачна. Лента провалилась в прокате и получила плохую прессу.

Леонид Александровский

1983 Le Grand Carnaval постановщик 2-ой съемочной группы

1984 Последняя битва / Le Dernier Combat продюсер, режиссер, сценарист

1985 Подземка / Subway (см. ПОДЗЕМКА) продюсер, режиссер, сценарист, диалог

1986 Kamikaze продюсер, сценарист

1986 Taxi Boy технический консультант

1987 Голубая бездна / Le Grand Bleu (см. ГОЛУБАЯ БЕЗДНА) режиссер, сценарист, автор идеи, оператор, автор песен

1990 Никита / La Femme Nikita / Nikita (см. НИКИТА) режиссер, песня

1991 Атлантис / Atlantis режиссер, кинооператор

1993 L"enfant Lion исполнительный продюсер

1993 Точка возврата / Point Of No Return (см. ТОЧКА ВОЗВРАТА) по сценарию

1994 Леон / Профессионал / Leon / The Professional (см. ЛЕОН) сценарий

1997 Nil By Mouth продюсер

1997 Fifth Element, The / Пятый элемент (см. ПЯТЫЙ ЭЛЕМЕНТ) режиссер, сюжет

1998 Taxi / Такси (см. ТАКСИ) сценарий, продюсер

1999 Messenger: The Story Of Joan Of Arc, The режиссер, сценарий

2000 Taxi 2 / Такси 2 (см. ТАКСИ-2) сценарий, продюсер

2000/II Dancer, The сюжет, продюсер

2001 Kiss Of The Dragon / Поцелуй дракона сценарий, продюсер

2001 15 Aout, Ca Va Pas Etre Des Vacances Pour Tout Le Monde! продюсер

2001 Yamakasi, Les Samourais Des Temps Modernes продюсер

2001 Je suis un ecrivain frustre продюсер

2001 Wasabi / Васаби продюсер, сценарист

2002 Felicita non costa niente, La сопродюсер

2002 Transporter, The продюсер, сценарист

2002 Blanche / Бланш сопродюсер

2002 Turbulence des fluides, La продюсер

2003 A ton image продюсер

2003 Cheeky сопродюсер

2003 Miss June продюсер

2003 Rivieres pourpres 2, Les продюсер, сценарист

2003 Special police продюсер

2003 Taxi 3 / Такси 3 продюсер, сценарист

2003 Michel Vaillant продюсер, сценарист

2003 Haute tension продюсер

2003Cotelettes, Les продюсер

2003 Tristan продюсер

2003 Bon voyage продюсер

2003 Moi Cesar, 10 ans 1/2, 1,39 m продюсер

2003 Fanfan la tulipe продюсер, сценарист

2003 Rire et chatiment продюсер

2004 Arthur продюсер, сценарист

2004 Danny the Dog продюсер, сценарист

В начало энциклопедии