Приглашаем посетить сайт

Кулинария (povar.modnaya.ru)

Энциклопедия кино (2010)
РООМ АБРАМ МАТВЕЕВИЧ

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

РООМ АБРАМ МАТВЕЕВИЧ

РООМ Абрам Матвеевич (28.06.1894, Вильно - 26.07.1976, Москва), режиссер, сценарист, актер, композитор.

Лауреат Государственных премий СССР (1946 - за фильм «Нашествие», 1949 - за фильм «Суд чести»); Народный артист РСФСР (1965).

В 1914-1917 учился в Петроградском психо-неврологическом институте, в 1917-1922 - на медицинском факультете Саратовского университета.

Параллельно учебе работал в Саратовском отделе искусств преподавателем, был ректором Саратовских высших государственных мастерских, режиссером в Показательном и Детском театрах. С 1923 - режиссер театра Революции в Москве, сорежиссер Мейерхольда (см. МЕЙЕРХОЛЬД Всеволод Эмильевич) по спектаклю «Озеро Люль». Режиссер и педагог Высшей педагогической школы ВЦИК в Москве. В 1925-1934 педагог ВГИКа, доцент. С 1924 - режиссер киностудии Госкино, Совкино, Союзкино. С 1936 - режиссер киностудии Украинфильм, с 1940 - «Мосфильм». Художественный руководитель фильмов «На графских развалинах» (1957), «Дело N306» (1956). Автор сценария фильма «Ветер» (1926), снялся в фильме «Поцелуй Мэри Пикфорд» (1927).

Абрам Роом начинал в 1920-е годы, в первом, прославленном поколении кинематографистов. Тогда в кинокритике бытовало такое определение: «Большая пятерка советского кино: С. Эйзенштейн (см. ЭЙЗЕНШТЕЙН Сергей Михайлович), В. Пудовкин (см. ПУДОВКИН Всеволод Илларионович), Л. Кулешов (см. КУЛЕШОВ Лев Владимирович), Д. Вертов (см. ВЕРТОВ Дзига), А. Роом (см. РООМ Абрам Матвеевич)».

Он создавал свое направление в кино. Главное - актер и даже театральный, психологизм, бытописательство. Его кинематографический почерк сегодня назвали бы гиперреализмом, имея в виду сверхвнимание к среде, атмосфере действия, игре исполнителя с вещью, внутреннему состоянию человека. Найти себя ему помогал докинематографический опыт: учение у великого психолога В. Бехтерева, изучение книг З. Фрейда, профессиональное занятие медициной, работа в театре.

Новаторство двух его самых совершенных немых фильмов - «Третья Мещанская» и «Приведение, которое не возвращается» - сделало его европейской кинознаменитостью. Его будут называть родоначальником эротического кино и считать одной из предтеч итальянского неореализма.

Интерес режиссера к внутреннему, частному человеку, с его интимной жизнью, эротическими чувствами отдавало эстетической крамолой. К середине 1930-х она стала недопустимой. И потому подвергся запрету «как идеологически вредный, формалистический, непонятный, на 30 лет был похоронен в архиве фильм «Строгий юноша». Под таким прессом началась драматическая полоса длиною в 20 лет, когда он будет снимать только официально дозволенное, идеологически одобренное.

Правда, и в этом прокрустовом ложе он, умный, недюжинный художник, порой умел создать большой роомовский фильм. Например, в кинотрагедию военных лет «Нашествие» (по пьесе Л. Леонова (см. ЛЕОНОВ Леонид Максимович)). Но следующие за этим фильмы 40-х - начала 50-х годов дышат идеологическим верноподданичеством и мертвящим мастерством. Годы ранней оттепели обновления.

И вдруг после неудач, забвения, семилетнего молчания наступил поздний ренессанс. Роому было 70, когда в 1964 году он снял «Гранатовый браслет». За Куприным последовал Бунин (не разрешенные к постановке «Солнечный удар» и «А вышло совсем, совсем другое»), за ним Чехов («Цветы запоздалые») и, наконец, М. Горький («Преждевременный человек» по пьесе «Яков Богомолов»). На это ушло 10 лет далеко не молодой жизни.

Перечитав на экране своих самых любимых русских классиков, Роом создал цикл фильмов о любви, «посвященных музыке, величию женщины, красоте человеческого труда». Эта «песнь торжествующей любви» была и романтичной и эротичной, психологичной и бытоописательной.

Просветленным и жизнеутверждающим оказался эпилог противоречивой и драматической судьбы режиссера. Так он вернулся к себе самому, в мир той этики и культуры, тех ценностей, которые его сформировали еще там, в золотом 19 веке.

1924 ЧТО ГОВОРИТ «МОС», СЕЙ ОТГАДАЙТЕ ВОПРОС режиссер, автор сценария

1926 БУХТА СМЕРТИ (см. БУХТА СМЕРТИ (1926)) режиссер

1926 КРАСНАЯ ПРЕСНЯ режиссер

1926 ПРЕДАТЕЛЬ режиссер

1927 ПОЦЕЛУЙ МЭРИ ПИКФОРД («Король экрана») (см. ПОЦЕЛУЙ МЕРИ ПИКФОРД) актер

1927 ТРЕТЬЯ МЕЩАНСКАЯ («Любовь втроем») режиссер, автор сценария

1927 УХАБЫ («Ухабы жизни») автор сценария, режиссер

1929 ПРИВИДЕНИЕ, КОТОРОЕ НЕ ВОЗВРАЩАЕТСЯ ("Пытка свободой", "Призрак") режиссер

1930 ЗВУКОВАЯ СБОРНАЯ ПРОГРАММА N1 (см. ЗВУКОВАЯ СБОРНАЯ ПРОГРАММА 1) режиссер, автор сценария

1930 МАНОМЕТР-1 («Прорыв на заводе», «Манометр») режиссер

1931 МАНОМЕТР-2 (Ликвидация прорыва на заводе «Манометр») режиссер

1936 СТРОГИЙ ЮНОША («Комиссар быта», «Дискобол», «Волшебный комсомолец») режиссер

1939 ЭСКАДРИЛЬЯ N5 режиссер

1940 ВЕТЕР С ВОСТОКА режиссер

1942 ТОНЯ (первая новелла БКС "Наши девушки") режиссер

1944 НАШЕСТВИЕ режиссер

1948 СУД ЧЕСТИ режиссер

1952 ШКОЛА ЗЛОСЛОВИЯ режиссер

1953 СЕРЕБРИСТАЯ ПЫЛЬ режиссер

1956 ДЕЛО N306 (см. ДЕЛО НОМЕР ТРИСТА ШЕСТЬ) худ.рук.

1956 СЕРДЦЕ БЬЕТСЯ ВНОВЬ режиссер

1957 НА ГРАФСКИХ РАЗВАЛИНАХ худ.рук.

1964 ГРАНАТОВЫЙ БРАСЛЕТ режиссер, автор сценария

1969 ЦВЕТЫ ЗАПОЗДАЛЫЕ (см. ЦВЕТЫ ЗАПОЗДАЛЫЕ (1969)) автор сценария, режиссер, композитор

1971 ПРЕЖДЕВРЕМЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК автор сценария, режиссер, композитор

1977 ВРАГИ (см. ВРАГИ (1977)) автор сценария

В начало энциклопедии