Приглашаем посетить сайт

Философия (philosophy.niv.ru)

Энциклопедия кино (2010)
Статьи на букву "П" (часть 37, "ПОЦ"-"ПРА")

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 37, "ПОЦ"-"ПРА")

ПОЦЕЛУЙ

«ПОЦЕЛУЙ», СССР, киностудия ИМ. А.ДОВЖЕНКО, 1983, цв., 63 мин.

Психологическая мелодрама.

Роман Балаян простой чеховский сюжет о поцелуе, полученном по недоразумению, превращает в притчу о любви, переворачивающей жизнь «маленького» человека.

В ролях: Александр Абдулов (см. АБДУЛОВ Александр Гаврилович), Олег Янковский (см. ЯНКОВСКИЙ Олег Иванович), Олег Меньшиков (см. МЕНЬШИКОВ Олег Евгеньевич), Сократ Абдукадыров, Александр Адабашьян (см. АДАБАШЬЯН Александр Артемович), Александр Вокач (см. ВОКАЧ Александр Андреевич), Ирина Алферова (см. АЛФЕРОВА Ирина Ивановна), Евгения Ханаева (см. ХАНАЕВА Евгения Никандровна), Олег Табаков (см. ТАБАКОВ Олег Павлович), Елена Черняк, Любовь Руднева (см. РУДНЕВА Любовь), Татьяна Кравченко (см. КРАВЧЕНКО Татьяна Эдуардовна), Сергей Подгорный (см. ПОДГОРНЫЙ Сергей Александрович) , Наталья Пастушенко.

Режиссер: Роман Балаян (см. БАЛАЯН Роман Гургенович).

Автор сценария: Роман Балаян (см. БАЛАЯН Роман Гургенович).

Оператор: Вилен Калюта (см. КАЛЮТА Вилен Александрович).

Художник-постановщик: Сергей Хотимский (см. ХОТИМСКИЙ Сергей Яковлевич).

Композитор: Вадим Храпачев (см. ХРАПАЧЕВ Вадим Юрьевич).

Звукорежиссер: Зоя Копыстынская (см. КОПЫСТЫНСКАЯ Зоя).

Монтаж: Елена Лукашенко.

ПОЦЕЛУЙ ЖЕНЩИНЫ-ПАУКА

«ПОЦЕЛУЙ ЖЕНЩИНЫ-ПАУКА» (Kiss of the Spider Woman) Бразилия - США, 1985, 119 мин.

Философская драма.

Бразильский режиссер Эктор Бабенко (украинец по происхождению, он родился в Аргентине), получивший известность благодаря фильму «Пишоте» (1981), в своей первой англоязычной картине обратился к философской притче аргентинского писателя Мануэля Пуига. Сценарий был написан американцем Леонардом Шредером, братом видного сценариста и режиссера Пола Шредера. Но, безусловно, необычность манеры Пуига, следующего традициям латиноамериканского «фантастического реализма», мог передать на экране только выходец из Латинской Америки. Бабенко знаком и с испаноязычной, и с португалоязычной культурой, а также прошел кинематографическую школу в Европе. Это позволило режиссеру мастерски воспроизвести три пласта повествования, развертывающегося как бы в параллельных плоскостях.

Первый слой - это рассказ о постепенном обретении взаимопонимания между абсолютно разными людьми, сидящими в одной камере южноамериканской тюрьмы - между оформителем витрин, гомосексуалистом Молиной и политическим журналистом левого толка Валентином. Молина вспоминает ради времяпрепровождения какую-то, кажется, немецкую ленту 40-х годов: ироническая, стилизованная реконструкция этого фильма составляет второй пласт. И, наконец, обрывочно рассказываемая Валентином необычная легенда о женщине-пауке является третьим слоем картины. Наличие этих трех пластов делает ленту многомерной, наполненной разными смыслами и подтекстами. Можно выделить наиболее важную мысль о превратностях, метаморфозах человеческой судьбы, дарящей миг внутренней свободы, раскрепощенности и единения душ в ситуации предопределенного, предначертанного исхода. Поцелуй прекрасной женщины-паука словно заставляет забыть о сплетенной ею паутине.

Не случайно лишь Соня Брага, исполнительница заглавной роли, играет во всех трех историях о борьбе человека с уготовленной ему судьбой. Великолепен, психологически точен Рауль Хулиа в роли Валентина. Но подлинным триумфом актерского мастерства стала блистательная, виртуозная игра Уильяма Хeрта, поразившего уникальной техникой исполнения (для отработки жестов Молины, его походки, движения в кадре был специально приглашен хореограф). А в первую очередь привлекает человеческое, истинно духовное наполнение неоднозначного образа, словно дробящегося на многочисленные зеркальные отражения, содержащего разные ипостаси. Актер был удостоен за эту роль приза на кинофестивале в Канне и премии «Оскар».

Сергей Кудрявцев

В ролях: Уильям Хeрт (см. ХЕРТ Уильям), Рауль Хулиа (см. ХУЛИА Рауль), Соня Брага (см. БРАГА Соня), Нуно Леаль Майа.

Режиссер Эктор Бабенко.

ПОЦЕЛУЙ МЕРИ ПИКФОРД

«ПОЦЕЛУЙ МЕРИ ПИКФОРД («Король экрана»)», СССР, МЕЖРАБПОМ-РУСЬ/СОВКИНО (Москва), 1927, ч/б, 90 мин.

Эксцентрическая комедия.

Киношутка, построенная на актерском трио - Дуглас Фербенкс, Мери Пикфорд и Игорь Ильинский. Замысел картины возник в связи с прибытием в Москву американских актеров. Третье название фильма: «Повесть о том, как поссорились Дуглас Фербенкс с Игорем Ильинским из-за Мери Пикфорд». Билетер кинотеатра Гога Палкин влюблен в студийку Дусю Галкину, мечтавшую о славе кинозвезды. Дуся обещает ему взаимность в том случае, если Гога станет знаменитостью. Случайно попав на киностудию, после ряда приключений, Палкин оказывается под куполом ателье, а все участники съемки едут встречать американских кинозвезд. Прибыв на студию, Мэри Пикфорд находит Гогу Палкина весьма забавным и дарит ему свой поцелуй. Гога сразу становится популярен, и Дуся отдает ему свое сердце.

В ролях: Игорь Ильинский (см. ИЛЬИНСКИЙ Игорь Владимирович), Анель Судакевич (см. СУДАКЕВИЧ Анель), Яков Ленц (см. ЛЕНЦ Яков Моисеевич), Дуглас Фербенкс (см. ФЭРБЕНКС Дуглас), Мери Пикфорд (см. ПИКФОРД Мэри), Вера Малиновская (см. МАЛИНОВСКАЯ Вера Степановна), Абрам Роом (см. РООМ Абрам Матвеевич), Наум Рогожин (см. РОГОЖИН Наум Александрович).

Режиссер: Сергей Комаров (см. КОМАРОВ Сергей Петрович). Авторы сценария: Сергей Комаров (см. КОМАРОВ Сергей Петрович), Вадим Шершеневич (см. ШЕРШЕНЕВИЧ Вадим Габриэлевич). Оператор: Евгений Алексеев (см. АЛЕКСЕЕВ Евгений (оператор 1920-х гг.)). Художники-постановщики: Сергей Козловский (см. КОЗЛОВСКИЙ Сергей Васильевич), Дмитрий Колупаев (см. КОЛУПАЕВ Дмитрий).

ПОЦЕЛУЙ СМЕРТИ

«ПОЦЕЛУЙ СМЕРТИ» (Kiss of Death) CША, 1995, 100 мин.

Драма, боевик.

Раньше срока выйдя из тюрьмы, Джимми Килмартин соглашается внедриться в банду Литтла Джуниора. Но главарь преступников разоблачает его - и столкновение между ними становится неизбежным.

В ролях: Дейвид Карузо, Сэмьюэл Л. Джексон (см. ДЖЕКСОН Самюэль), Николас Кейдж (см. КЕЙДЖ Николас), Хелен Хант, Кэтрин Эрбе, Стэнли Туччи, Майкл Рапапорт.

Режиссер Барбет Шредер (см. ШРЕДЕР Барбет).

ПОЦЕЛУЙ ЧАНИТЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОЦХИШВИЛИ ТАМАРА

ПОЦХИШВИЛИ Тамара (Тамар, Тамрико), художник.

1989 ТОРЖЕСТВО (новелла в киноальманахе «Отстраненные») (см. ТОРЖЕСТВО (1989)) художник

1990 СТЕНА (см. СТЕНА (1990)) художник

1991 ИЗБРАННИК (см. ИЗБРАННИК (1991)) художник

1991 КРЫСА художник

1992 ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ АННЫ художник

1992 ОНИ художник

1993 НЕТ, ДРУГ! . . (см. НЕТ ДРУГ) художник

1994 ПАЛОМНИЧЕСТВО художник

1998 ОЗЕРО (см. ОЗЕРО (1998)) художник

1999 ПРИКОВАННЫЕ РЫЦАРИ костюмы

ПОЧЕМУ ТЫ МЕНЯ ЛЮБИШЬ?

«ПОЧЕМУ ТЫ МЕНЯ ЛЮБИШЬ?», Россия, 1998, 20 мин.

В ролях: Денис Крохин, Дмитрий Швыдченко, Андрей Мерзликин (см. МЕРЗЛИКИН Андрей Николаевич), Алена Бабенко.

Режиссер: Илья Хотиненко (см. ХОТИНЕНКО Илья Владимирович).

Автор сценария: Илья Хотиненко.

Операторы: Марат Адельшин, Андрей Найденов (см. НАЙДЕНОВ Андрей), Илья Хотиненко.

ПОЧТА

«ПОЧТА», Латвия, ЗАЛКТИС, 1995, ч/б, 20 мин.

Документальный фильм.

Выдержанный в эстетике классической латвийской фотографии фильм рассказывает об одном дне рижского почтальона.

Режиссер: Лайла Пакалныня.

Автор сценария: Лайла Пакалныня.

Оператор: Гинтс Берзиньш (см. БЕРЗИНЬШ Гинтс).

Звукорежиссер: Анри Кренбергс (см. КРЕНБЕРГС Анри).

Монтаж: Сандра Алксне.

Специальное упоминание жюри ФИПРЕССИ (за фильмы «Паром» и «Почта») МКФ в Канне-96: Особый взгляд;Национальный приз «Большой Кристап» (1996) за трилогию («Паром», «Почта» , «Убанс») в номинации «лучший документальный фильм»; а также приз ФИПРЕССИ;Приз КФ короткометражных фильмов в Иммоле (Италия).

ПОЧТАЛЬОН

«ПОЧТАЛЬОН» (Il postino) Италия - Франция, 1994, 113 мин. Драма.

История итальянского почтальона Марио, воспринявшего у знаменитого чилийского поэта Пабло Неруды уроки поэзии и приверженность коммунистическим идеалам. Познав опасную силу метафор, он погибает во время одной из демонстраций коммунистов в середине 50-х годов.

В ролях: Филипп Нуаре (см. НУАРЕ Филипп), Массимо Троизи (см. ТРОИЗИ Массимо), Мария Грация Кучинота, Ренато Скарпа, Анна Бонаюто.

Режиссер Майкл Рэдфорд (см. РЕДФОРД Майкл).

ПОЧТАЛЬОН ВСЕГДА ЗВОНИТ ДВАЖДЫ

«ПОЧТАЛЬОН ВСЕГДА ЗВОНИТ ДВАЖДЫ» (The Postman Always Rings Twice) США, 1981, 123 мин.

Триллер, мелодрама.

Лента Боба Рейфелсона является четвертой экранизацией произведения Джеймса М. Кейна, одного из авторов «черных романов». По всей видимости, от режиссера ждали стилизации «черного фильма» 40-х годов, тем более что главный исполнитель Джек Николсон уже сыграл в картине подобного типа - «Китайский квартал». После первого часа, «наэлектризованного», по замечанию «Видео Муви Гайд» и полного тревожного ожидания, соответствующего эстетике «черного фильма» с мрачным колоритом, большинство зрителей все-таки разочаровываются.

Бродяга Фрэнк нанимается в работники на бензоколонку к пожилому греку, испытывает вожделение или «одержимость» (если воспользоваться названием версии 1943 года, поставленной Лукино Висконти) к изнывающей в скучном, бесстрастном браке его молодой жене Коре. Фрэнк вступает с ней в тайный сговор для убийства мужа - и со второй попытки им это удается.

Но Рейфелсон снимал свою ленту, пожалуй, именно ради второй части повествования, хотя ему пришлось в определенной степени пожертвовать зрительским интересом. Известный драматург Дейвид Меймит, написавший сценарий, приблизил его к роману, созданному «по горячим следам» опустошительной, ломающей человеческие судьбы Великой депрессии конца 20-х - начала 30-х годов. Жесткая, порой жестокая режиссура акцентирует внимание на неприятных моментах, проявлениях животных инстинктов, умерщвлении такого возвышенного чувства, как любовь. Проницательный зритель должен догадаться, что обманчивая спокойная атмосфера второй половины картины и почти идиллия предпоследних кадров чреваты гибельным исходом. Может быть, получилось не очень четко и внятно, но Боб Рейфелсон вместе с любимым актером Джеком Николсоном хотел провести параллель между судьбой бродяги времен депрессии и «бунтаря» 60-х годов (например, в их совместной работе «Пять легких пьес»). Отнюдь не рок, который неотвратимо наказывает за похоть, алчность и убийство, а невписываемость героя в благополучную, умиротворенную, обыденную жизнь, в столь ранее ненавистную ему консервативную среду, является причиной горького воздаяния страннику, пожелавшему любой ценой прибиться к дому на обочине пути.

Сергей Кудрявцев

В ролях: Джек Николсон (см. НИКОЛСОН Джек), Джессика Лэнг (см. ЛАНЖ Джессика), Джон Коликос, Майкл Лернер, Кристофер Ллойд, Джон П. Райан, Анхелика Хьюстон (см. ХЬЮСТОН Анджелика).

Режиссер Боб Рейфелсон (см. РЕЙФЕЛСОН Боб).

ПОЧТИ ЗНАМЕНИТЫЕ

«ПОЧТИ ЗНАМЕНИТЫЕ» (Almost Famous), США, DreamWorks, 2000, 123 мин.

Драма, комедия.

Романтическое кино о наркотиках, любви и рок-н-ролле. Парнишка пятнадцати лет стал корреспондентом журнала Rolling Stone и поехал в концертное турне с подающей надежды рок-группой. В основе сценария личный опыт режиссера картины, который, будучи подростком, ездил на правах журналиста с группой Led Zeppelin.

В ролях: Файруза Балк (Fairuza Balk), Майкл Ангарано (Michael Angarano), Билли Крадап (Billy Crudup), Фрэнсис Макдорменд (Frances McDormand), Анна Пакуин (Anna Paquin), Ноа Тейлор (Noah Taylor), Патрик Фуджит (Patrick Fugit), Кейт Хадсон (Kate Hudson), Филип Сеймур Хоффман (Philip Seymour Hoffman), Джейсон Ли (Jason Lee).

Режиссер: Кэмерон Кроу (Cameron Crowe).

Сценарий: Кэмерон Кроу.

ПОЧТИ РОВЕСНИКИ

«ПОЧТИ РОВЕСНИКИ», СССР, киностудия ИМ. М.ГОРЬКОГО, 1984, цв., 75 мин.

Школьный фильм.

Выпускник педагогического института - учитель литературы Вячеслав Кузьмин - становится классным руководителем и лучшим другом ребят десятого, выпускного, класса...

В ролях: Михаил Морозов (см. МОРОЗОВ Михаил Леонидович), Лена Новосельская, Юра Жуков, Ваня Именитов, Вася Чернышев, Даша Гальчук, Оля Дольникова, Люба Виноградова, Владимир Петров, Вероника Косенкова (см. КОСЕНКОВА Вероника), Анна Исайкина (см. ИСАЙКИНА Анна Лернардовна).

Режиссер: Татьяна Пименова (см. ПИМЕНОВА Татьяна Георгиевна).

Автор сценария: Денис Драгунский (см. ДРАГУНСКИЙ Денис).

Оператор: Вячеслав Звонилкин (см. ЗВОНИЛКИН Вячеслав).

Художник-постановщик: Виктор Власков (см. ВЛАСКОВ Виктор).

Композиторы: Роман Леденев (см. ЛЕДЕНЕВ Роман Семенович), Андрей Леденев (см. ЛЕДЕНЕВ Андрей).

Текст песен: Леонид Мартынов, Александр Суханов, Булат Окуджава (см. ОКУДЖАВА Булат Шалвович).

Исполнение песен: Светлана Степченко.

Звукорежиссер: Владимир Кипа (см. КИПА Владимир).

ПОЧТИ СМЕШНАЯ ИСТОРИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОЧТОВЫЙ РОМАН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОШЕХОНСКАЯ СТАРИНА

«ПОШЕХОНСКАЯ СТАРИНА (Фрагменты из романа)», СССР, МОСФИЛЬМ, 1975, цв., 77 мин.

Киноальманах.

По мотивам отдельных глав одноименного романа М.Е.Салтыкова-Щедрина.

Киноальманах состоит из трех новелл: "Бессчастная Матренка» (реж. и сцен. Наталья Бондарчук); "Братец Федос» (реж. и сцен. Игорь Хуциев); "Ванька-Каин» (реж. и сцен. Николай Бурляев).

Режиссеры: Наталья Бондарчук (см. БОНДАРЧУК Наталья Сергеевна), Николай Бурляев (см. БУРЛЯЕВ Николай Петрович), Игорь Хуциев.

Приз за лучший режиссерский дебют (Н.Бондарчук, Н.Бурляев, И.Хуциев) КФ молодых кинематографистов к/ст «Мосфильм-76»; Приз за удачную экранизацию литературного произведения МКФ к/м фильмов в Оберхаузене-77 (новелле «Ванька-Каин», режиссер Н.Бурляев).

ПОШТАРЕНКО НИКОЛАЙ

ПОШТАРЕНКО Николай (Микола Поштаренко), художник.

1972 ПРОПАВШАЯ ГРАМОТА

1977 ВЕСЬ МИР В ГЛАЗАХ ТВОИХ. . .

1978 ПРЕДВЕЩАЕТ ПОБЕДУ

1984 У ПРИЗРАКОВ В ПЛЕНУ

1985 ЖЕНИХИ

1989 КАМЕННАЯ ДУША

1991 КОМУ ВВЕРХ, КОМУ ВНИЗ

1992 ТАРАС ШЕВЧЕНКО. ЗАВЕЩАНИЕ

ПОЩЕЧИНА (1974)

«ПОЩЕЧИНА» (La gifle) Франция, 1974, 98 мин.

Драма, мелодрама, комедия.

Семейно-бытовая комедия о профессоре географии, который уже несколько лет в разводе с женой, недавно поссорился с любовницей и, не сдержавшись, дал пощечину своей восемнадцатилетней дочери Изабель, уже не терпящей вмешательства в личные дела.

В ролях: Лино Вентура (см. ВЕНТУРА Лино), Анна Жирардо (см. ЖИРАРДО Анни), Изабель Аджани (см. АДЖАНИ Изабель), Жорж Вильсон, Николь Курсель, Франсис Перрен, Жак Списсер.

Режиссер Клод Пиното.

ПОЩЕЧИНА (1980)

«ПОЩЕЧИНА («Кусок неба»)», СССР, АРМЕНФИЛЬМ, 1980, цв., 93 мин.

Лирическая комедия.

По мотивам рассказа Вагана Тотовенца «Голубые цветы».

В основе сюжета светлой, чуть грустной картины - история любви Торика, юноши чистого и наивного, к Анджеле - девушке, занимающейся позорным ремеслом древнейшей профессии, любви, вызвавшей презрение у всего общества небольшого западно-армянского городка. Действие происходит в начале XX века.

В ролях: Фрунзе Мкртчян (см. МКРТЧЯН Фрунзе Мушегович), Софико Чиаурели (см. ЧИАУРЕЛИ Софико Михайловна), Ашот Адамян, Галина Беляева (см. БЕЛЯЕВА Галина Викторовна), Тигран Восканян, Арсен Куюмджян, Леонард Саркисов (см. САРКИСОВ Леонард Саркисович), Наталья Крачковская (см. КРАЧКОВСКАЯ Наталья Леонидовна), М. Абусерян, Арташес Гедикян (см. ГЕДИКЯН Арташес), Армен Хостикян (см. ХОСТИКЯН Армен), М. Карагезян, Александр Оганесян, М. Амамджян, Степан Арутюнян, Галя Новенц (см. НОВЕНЦ Галя), Д. Жрагацнанян.

Режиссер: Генрих Малян (см. МАЛЯН Генрих Суренович).

Авторы сценария: Степан Аладжаджян, Генрих Малян (см. МАЛЯН Генрих Суренович).

Оператор: Сергей Исраелян (см. ИСРАЕЛЯН Сергей Хоренович).

Художник-постановщик: Рафаэль Бабаян (см. БАБАЯН Рафаэль Суренович).

Композитор: Тигран Мансурян (см. МАНСУРЯН Тигран).

Звукорежиссер: Юрий Саядян (см. САЯДЯН Юрий Микасович).

Монтаж: А. Мелконян.

Приз за лучшую режиссуру, приз за лучшее музыкальное решение фильма, приз журнала «Гарибене мотерис» («Советская женщина») самому симпатичному актеру (А.Адомян) на ВКФ-81 в Вильнюсе.

ПОЩЕЧИНА, КОТОРОЙ НЕ БЫЛО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОЭМА ДВУХ СЕРДЕЦ

«ПОЭМА ДВУХ СЕРДЕЦ», СССР, УЗБЕКФИЛЬМ, 1966, ч/б, 101 мин.

Кинопоэма.

Увидев однажды портрет шахской танцовщицы Мадины-Бану, певец Мурад-али влюбляется в красавицу и отправляется на ее поиски. Герой оказывается во дворце шаха, и вскоре убеждается во взаимности своих чувств. Но его появление становится известным шаху. Разгневанный правитель предлагает ему выбор: отказ от любимой или сожжение обоих на костре. Верные своей любви Мадина-Бану и Мурад-али предпочтут гибель на костре.

В ролях: Бимбулат Ватаев (см. ВАТАЕВ Бимбулат Заурекович), Жанна Смелянская, Гани Агзамов (см. АГЗАМОВ Гани), Аббас Бакиров (см. БАКИРОВ Аббас), Гуллук Ходжаев (см. ХОДЖАЕВ Гуллук), Рахим Пирмухамедов (см. ПИРМУХАМЕДОВ Рахим), Т. Реджаметов, Баба Аннанов (см. АННАНОВ Баба).

Режиссер: Камил Ярматов (см. ЯРМАТОВ Камил Ярматович).

Авторы сценария: Камил Ярматов (см. ЯРМАТОВ Камил Ярматович), Виктор Виткович (см. ВИТКОВИЧ Виктор Станиславович).

Операторы: М. Краснянский, Леонид Травицкий (см. ТРАВИЦКИЙ Леонид Иосифович).

Художник-постановщик: Валентин Синиченко (см. СИНИЧЕНКО Валентин).

Композиторы: Икрам Акбаров, Муталь Бурханов.

Звукорежиссер: Джамал Ахметов.

«Золотая апсара» премия за лучшую музыку (И.Акбаров, М.Бурханов) I МКФ в Пномпене-69 (Камбоджа).

ПОЭМА О КРЫЛЬЯХ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОЭМА О МОРЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОЭТ (1956)

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОЭТ (2000)

«ПОЭТ», Россия, 2000, .

Анимационный фильм.

По мотивам китайской поэзии.

Режиссер: Юлия Милехина.

Приз от Розы Хуснутдиновой (член жюри ) «за кадр, где дерево, луна и вода» ОРФ анимационного кино в Тарусе-01.

ПОЭТ И ЦАРЬ

«ПОЭТ И ЦАРЬ («Царь и поэт»)», СССР, СОВКИНО (Ленинград), 1927, ч/б, 137 мин.

Историко-биографический фильм.

Посвящен последним дням жизни А.С.Пушкина. Фильм вызвал большую критику у современников. В ролях: Пушкин - Е.Червяков; Натали - И.Володко; Николай I - К.Каренин; Дантес - Б.Тамарин.

В ролях: Евгений Червяков (см. ЧЕРВЯКОВ Евгений Вениаминович), Ирина Володко (см. ВОЛОДКО Ирина Николаевна), К. Каренин, Борис Тамарин (см. ТАМАРИН Борис Петрович), Л. Ткачев, Е. Розинер, Алексей Феона (см. ФЕОНА Алексей Николаевич), Иван Лерский (см. ЛЕРСКИЙ Иван Владиславович), Александр Лариков (см. ЛАРИКОВ Александр Иосифович), Ольга Спирова, Иван Худолеев (см. ХУДОЛЕЕВ Иван Николаевич), Зоя Валевская (см. ВАЛЕВСКАЯ Зоя), Анатолий Нелидов (см. НЕЛИДОВ Анатолий Павлович), Евгений Боронихин (см. БОРОНИХИН Евгений Александрович), Николай Черкасов (см. ЧЕРКАСОВ Николай Константинович), Ф. Лопухов, Геннадий Мичурин (см. МИЧУРИН Геннадий Михайлович), В. Плотников, Мария Доброва.

Режиссер: Владимир Гардин (см. ГАРДИН Владимир Ростиславович).

Авторы сценария: Владимир Гардин (см. ГАРДИН Владимир Ростиславович), Евгений Червяков (см. ЧЕРВЯКОВ Евгений Вениаминович).

Операторы: Святослав Беляев (см. БЕЛЯЕВ Святослав Александрович), Наум Аптекман (см. АПТЕКМАН Наум).

Художник-постановщик: Анатолий Арапов (см. АРАПОВ Анатолий Афанасьевич).

Композитор: Юрий Мацкевич.

Звукорежиссер: Керим Амиров (см. АМИРОВ Керим).

ПОЭТ НА ЭКРАНЕ

«ПОЭТ НА ЭКРАНЕ (Барышня и хулиган)», СССР, МОСФИЛЬМ, 1973, ч/б, 44 мин.

Документальный фильм.

История создания немой игровой ленты с участием Вл.Маяковского «Барышня и хулиган» (1918). Ведущая - М.Шатерникова.

Режиссер: Сергей Юткевич (см. ЮТКЕВИЧ Сергей Иосифович).

Автор сценария: Василий Катанян (см. КАТАНЯН Василий).

Оператор: Сергей Шемахов.

Композитор: Юрий Буцко (см. БУЦКО Юрий).

ПОЭТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ

ПОЭТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ, трудно поддающееся определению течение во французском кинематографе, которое на очень короткое время (вторая половина 30-х годов) объединило режиссеров самых разных творческих манер и было тесно связано с подъемом движения Народного фронта. Например, фильм Жана Ренуара (см. РЕНУАР Жан) «Париж принадлежит нам» был снят по заказу французской компартии. Нетрадиционные для французского кино той поры сюжеты, полные поэтического бунтарства, а также придание действию нарочито фантастического колорита посредством павильонных съемок при искусственном освещении свидетельствуют о тревожном предчувствии мастерами «поэтического реализма» близких общественных потрясений. Ключевыми для этого течения стали образы, сыгранные Ж. Габеном (см. ГАБЕН Жан) - трагические одиночки, которые бросают обществу изначально обреченный вызов («Набережная туманов (см. НАБЕРЕЖНАЯ ТУМАНОВ)» и «День начинается (см. ДЕНЬ НАЧИНАЕТСЯ)» М. Карне, «Пепе Ле Моко» и «Бандера» Ж. Дювивье (см. ДЮВИВЬЕ Жюльен)) или М. Морган (см. МОРГАН Мишель) - ее героиня в «Набережной туманов (см. НАБЕРЕЖНАЯ ТУМАНОВ)» была простой любящей женщиной в мире, враждебном для любви. Большую роль в развитии «поэтического реализма» сыграл поэт и кинодраматург Ж. Превер. Сам термин был введен в обиход историком кино Ж. Садулем, однако неоднократно оспаривался иными историками, возражавшими, что реализм как его понимал Золя (натурализм) не уживается с поэтизацией действительности. Они предлагали использовать определение писателя П. Мак-Орлана - «социальная фантастика». В настоящее время оба термина сосуществуют. Из «поэтического реализма» вышли также другие крупные мастера кино - Ж.-П. Ле Шануа (см. ЛЕ ШАНУА Жан-Поль) и Ж. Беккер (см. БЕККЕР Жак) .

Дмитрий Савосин

ПОЯРКОВ АЛЕКСЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ

ПОЯРКОВ Алексей Владимирович (р. 03.01.1962), сценарист, режиссер.

По первому образованию - инженер-физик. Окончил Высшие курсы сценаристов и режиссеров (1995, мастерская А.Прошкина).

С 1990 года работал на киностудии «Мосфильм». В 1992-м перешел на телевидение, где работал сценаристом и режиссером документальных фильмов. После окончания ВКСР работал в рекламе, на телевидении. В 2001 году поставил в театре свою пьесу «Татарин маленький».

1992 ТРИ АВГУСТОВСКИХ ДНЯ автор сценария

1999 СХВАТКА НА ГОНЧАРНОЙ (сюжет из сериала «Криминальная Россия: Современные хроники») автор сценария

2000 ТРЕТЬЕГО НЕ ДАНО (сериал) автор сценария

2001 БАЛЛАДА О ЛЮБВИ автор сценария

2001 ДВА СОЛДАТИКА БУМАЖНЫХ (альманах) режиссер

2001 ДВА СОЛДАТИКА БУМАЖНЫХ. КАЗАКИ-РАЗБОЙНИКИ режиссер, автор сценария

2001 ДВА СОЛДАТИКА БУМАЖНЫХ. КРЕСТИК-И-НОЛИК автор сценария

2001 Московские окна (сериал) (см. МОСКОВСКИЕ ОКНА) автор сценария

ПРАВДА ЛЕЙТЕНАНТА КЛИМОВА

«ПРАВДА ЛЕЙТЕНАНТА КЛИМОВА», СССР, ЛЕНФИЛЬМ, 1981, цв., 90 мин.

Драма.

Молодому офицеру-подводнику Климову изменила жена. В состоянии аффекта герой пытается выяснить отношения с обидчиком, но делает это в служебное время и наслужебном месте, за что несет суровое наказание.

В ролях: Андрей Ростоцкий (см. РОСТОЦКИЙ Андрей Станиславович), Юрий Каморный (см. КАМОРНЫЙ Юрий Юрьевич), Павел Иванов, Петр Шелохонов (см. ШЕЛОХОНОВ Петр), Игорь Добряков (см. ДОБРЯКОВ Игорь), Елена Кондулайнен (см. КОНДУЛАЙНЕН Елена Ивановна), Валерий Доронин (см. ДОРОНИН Валерий), Андрей Рахманов, Александр Липов (см. ЛИПОВ Александр Александрович), Борис Химичев (см. ХИМИЧЕВ Борис Петрович), Ирина Гусева, Маргарита Матвеева, Василий Петренко (см. ПЕТРЕНКО Василий), Анатолий Горин (см. ГОРИН Анатолий), Елизавета Акуличева.

Режиссер: Олег Дашкевич (см. ДАШКЕВИЧ Олег Иванович).

Автор сценария: Леонид Крейн.

Оператор: Борис Тимковский (см. ТИМКОВСКИЙ Борис).

Художник-постановщик: Владимир Гасилов (см. ГАСИЛОВ Владимир Георгиевич).

Композитор: Владлен Чистяков (см. ЧИСТЯКОВ Владлен).

Звукорежиссер: Гарри Беленький (см. БЕЛЕНЬКИЙ Гарри).

Монтаж: Н. Суркова.

Серебряные медали имени А.Довженко (1983, удостоены сценарист Л.Крейн, режиссер О.Дашкевич, оператор Б.Тимковский, актер А.Ростоцкий).

ПРАВДА О КОШКАХ И СОБАКАХ

«ПРАВДА О КОШКАХ И СОБАКАХ» (The Truth about Cats and Dogs) США, 1996, 97 мин.

Драма, мелодрама, комедия.

Именно благодаря псу фотограф Брайан знакомится (правда, заочно) с Эбби, ведущей популярной радиопередачи «Правда о кошках и собаках».

Эбби, стесняясь своей внешности, просит красивую соседку Ноэль выдать ее за себя, чтобы понравиться Брайану.

В ролях: Ума Термен (см. ТУРМАН Ума), Джанин Гарофало, Бен Чаплин, Джейми Фокс.

Режиссер Майкл Леманн.

ПРАВДА О ЩЕЛПАХ

ПРАВДА О ЩЕЛПАХ, Россия, 2003. Трагикомедия.

Щелпа в татарском фольклоре - кикимора или леший. А фильм рассказывает о четырех друзьях, пытающихся построить для себя новую жизнь в новой стране.

В ролях: Камиль Тукаев, Алексей Шлямин, Леонид Окунев.

Режиссер: Алексей Мурадов.

ПРАВДА ХОРОШО, А СЧАСТЬЕ - ЛУЧШЕ

«ПРАВДА ХОРОШО, А СЧАСТЬЕ - ЛУЧШЕ», СССР, киностудия ИМ. М.ГОРЬКОГО, 1951, ч/б, 149 мин.

Мелодрама, фильм-спектакль.

По одноименной пьесе А.Н.Островского.

Первый фильм-спектакль. Постановка Государственного академического Малого театра (постановщик спектакля - Б.Никольский; худ. - К.Юон; гл. реж. театра - К.Зубов). Властнаястаруха Мавра Тарасовна, мать московского купца Амоса Панфиловича Барабошева, ищет для своей внучки Поликсены жениха-генерала. Но девушка любит приказчика Платона Зыбкина, честного и бедного парня, задолжавшего хозяину двести рублей. Платону грозит долговая тюрьма. Стараниями няньки Поликсены, решившей помочь влюбленным, в домепоявляется новыйсторож - отставнойунтер-офицер Сила Ерофеевич Грознов,бывший любовник МаврыТарасовны. Перепуганная тем,что старые грехи станутвсем известны, старуха удовлетворяеттребования Грознова - уничтожает вексельПлатона и разрешает внучке выйтиза него замуж.

В ролях: Николай Рыжов (см. РЫЖОВ Николай Иванович), Евдокия Турчанинова (см. ТУРЧАНИНОВА Евдокия Дмитриевна), В. Новак, Варвара Рыжова (см. РЫЖОВА Варвара Николаевна), В. Карцев, Александр Сашин-Никольский (см. САШИН-НИКОЛЬСКИЙ Александр Иванович), В. Баринова, Дмитрий Павлов (см. ПАВЛОВ Дмитрий Сергеевич), Федор Григорьев (см. ГРИГОРЬЕВ Федор Васильевич).

Режиссер: Сергей Алексеев (см. АЛЕКСЕЕВ Сергей Петрович).

Оператор: Борис Монастырский (см. МОНАСТЫРСКИЙ Борис Савельевич).

Звукорежиссер: Николай Озорнов (см. ОЗОРНОВ Николай).

Монтаж: Б. Погребинская.

ПРАВДИВАЯ ЛОЖЬ

«ПРАВДИВАЯ ЛОЖЬ» (True Lies) США, 1994, 141 мин.

Приключенческий фильм, боевик, комедия.

Джеймс Кэмерон и Арнольд Шварценеггер в третьей (после двух серий «Терминатора») совместной работе воспользовались сюжетом французской комедии «Тотальная слежка» Клода Зиди и создали впечатляющий по спецэффектам боевик о скромном агенте по продаже компьютеров, который на самом деле является супершпионом не хуже экранного Джеймса Бонда. Но заявленная в прологе пародийная интонация (иронически использовано сразу несколько сцен из бондианы) вскоре упускается из виду, а старательно комикующий Шварценеггер (ему ничуть не уступает Джейми Ли Кертис, демонстрируя грубую и натужную манеру игры), все равно не дает возможность посмеяться над усилиями героя по-прежнему держать в неведении жену или, наоборот, выведать у нее, пользуясь служебным положением, факт измены с другим мужчиной, кстати, выдающим себя за шпиона. Возможно, кто-то, не видевший ленту Зиди (более смешную, хотя и не лучшую в его карьере), позабавится над этим парадоксальным смешением личных и шпионских страстей.

Но не лишено основания и предположение, что, обжегшись за год до этого из-за не очень высоких результатов комедийного боевика «Герой последнего боевика», Арнольд Шварценеггер теперь уже не рискнул впрямую потешаться над собственным имиджем action herо в фильмах приключенческого жанра, приберегая свою явную страсть к юмору для чисто комедийных картин Айвена Райтмена. А продюсеры, смело потратив гигантский бюджет на «Правдивую ложь», не только не прогадали, но и смогли превзойти другие боевики сезона - «Скорость», «Прямая и явная угроза». Между прочим, с первой из названных лент фильм Кэмерона (раньше не склонного к какой-либо иронии) роднит наличие логически неоправданных, даже бестолковых, но потрясающе сделанных трюков (чего стоит сцена с самолетом «Харриер» с вертикальным взлетом!), а со второй - типично американская уверенность, что один человек способен благодаря своим действиям заменить целую секретную службу и навести порядок в своей семье и вообще в отечестве. Но «художественная ложь» авторов «Правдивой лжи» не выглядит правдивой.

Сергей Кудрявцев

В ролях: Арнольд Шварценеггер (см. ШВАРЦЕНЕГГЕР Арнольд), Джейми Ли Кертис (см. КЕРТИС Джейми Ли), Том Арнольд, Билл Пэкстон, Тиа Каррере, Арт Малик, Чарлтон Хестон (см. ХЕСТОН Чарлтон), Элиза Душку.

Режиссер Джеймс Кэмерон (см. КЭМЕРОН Джеймс).

ПРАВИЛА БОЯ

«ПРАВИЛА БОЯ» (Rules of Engagement), США, Paramount Pictures, 2000, 128 мин.

Драма.

Вьетнам 1968 года. Два офицера морской пехоты, Хейс Ходжес (Томми Ли Джонс) и Терри Чилдерс (Сэмюэл Л. Джексон), сражаются вместе против коммунистов. Однажды отряд Ходжеса попал в засаду, а самому ему, тяжело раненому, пришлось наблюдать, как его люди разлетались на куски в красных клубах крови. Чилдерс смог спасти своего друга, но с мечтой о блестящей военной карьере тому пришлось расстаться.

В ролях: Блэр Андервуд (Blair Underwood), Энн Арчер (Anne Archer), Брюс Гринвуд (Bruce Greenwood), Сэмюэл Л. Джексон (см. ДЖЕКСОН Самюэль) (Samuel L. Jackson), Томми Ли Джонс (см. ДЖОНС Томми Ли) (Tommy Lee Jones), Бен Кингсли (см. КИНГСЛИ Бен) (Ben Kingsley), Никки Кэтт (Nicky Katt), Рома Маффиа (Roma Maffia), Гай Пирс (Guy Pearce), Марк Ферстейн (Mark Feuerstein), Филип Бейкер Холл (Philip Baker Hall).

Режиссер: Уильям Фридкин (см. ФРИДКИН Уильям) (William Friedkin).

ПРАВИЛА ВИНОДЕЛОВ

«ПРАВИЛА ВИНОДЕЛОВ» (The Cider House Rules), США, Miramax, 1999.

Драма по одноименному роману Джона Ирвинга, вышедшему в 1985 году.

Герой фильма, Гомер Уэллс (Тоби Магуйар), любил кино, но видел в своей жизни только один фильм - про Кинг-Конга. Он прочел только две книжки: «Джейн Эйр» и «Жизнь Дэвида Копперфильда». Гомер Уэллс был сиротой и воспитывался в приюте Сент-Клаудс, которым руководил доктор Ларч (Майкл Кейн). Доктор Ларч отличался добротой и свободомыслием: не только принимал нежеланные роды, но и делал запрещенные в 1940-е годы аборты. Гомера, любимого воспитанника, он обучил навыкам акушерства. Так, помогая доктору, Гомер познакомился с рождением и смертью. Доктор Ларч надеялся, что он станет ему надежной опорой. Но юноше захотелось повидать другую жизнь, полную случайностей и приключений.

Уехав из Сент-Клаудса, Уэллс начинает открывать для себя мир. Он влюбляется в океан, в яблоневые сады на побережье, в очаровательную девушку Кэнди (Шарлиз Терон), невесту лучшего друга, который ушел на войну. Но все же он возвращается в приют, и его возвращение похоже на поражение. Он убегает от сложностей, от необходимости причинять боль, лгать и притворяться.

Умение режиссера Халлстрема раскрывать потенциал начинающих актеров (некогда у него начинал Леонардо Ди Каприо) было продемонстрировано и на сей раз. В «Правилах виноделов» гдавные роли с успехом сыграли молодые актеры Тоби Магуайр и Шарлиз Терон. Фильм был высоко оценен критикой и отмечен двумя премиями «Оскар» - за лучшую сценарную адаптацию и за лучшую роль второго плана (Майкл Кейн).

В ролях: Тоби Магуайр (Tobey Maguire), Шарлиз Терон (Charlize Theron), Делрой Линдо (Delroy Lindo), Пол Рад (Paul Rudd), Майкл Кейн (см. КЕЙН Майкл) (Michael Caine), Джейн Александер (Jane Alexander), Кэти Бейкер (Kathy Baker), Киран Калкин (Kieran Culkin), Кейт Неллиган (Kate Nelligan), Тодд Фримен (K. Todd Freeman), Спенсер Даймонд (Spencer Diamond), Пас де ла Гуэрта (Paz de la Huerta), Эрика Баду (Erykah Badu).

Режиссеры: Лассе Холлстрем (Lasse Hallstrom), Оливер Степлтон (Oliver Stapleton).

Сценарий: Джон Ирвинг (John Irving).

ПРАВИЛА ИГРЫ

«ПРАВИЛА ИГРЫ» (La regle du jeu), Франция, 1939, 110 мин.

Драма.

Фильм развивает заявленную еще в «Великой иллюзии (см. ВЕЛИКАЯ ИЛЛЮЗИЯ) » тему непреодолимости преград, возникающих между людьми, играющих свои предопределенные социальные роли. Герои фильма: хозяин богатого имения Робер де ла Шене (Марсель Далио), его жена Кристина (Нора Грегор), знаменитый летчик Андре Жюрье, только что совершивший перелет через Атлантику, друг семьи (Жан Ренуар) - пытаются быть естественными, но скованные своими социальными ролями все более запутываются в своих личных отношениях. Однако салонная любовная интрига в форме легкой комедии оборачивается трагедией - непредумышленным убийством Жюрье. Подчас фильм приобретает черты черной абсурдной комедии, когда персонажи ведут себя совершенно нелепо, противореча здравому смыслу. Но, как говорит герой Ренуара: «Самое ужасное в этом мире, что каждый по-своему прав». Вышедший накануне войны фильм был встречен критикой крайне недоброжелательно: режиссера Жана Ренуара обвинили в размывании нравственных основ французской нации. Действительно, фильм показал растерянность французского общества накануне Второй мировой войны. Вскоре после выхода в прокат фильм был запрещен цензурой, однако, позднее пользовался заслуженной популярностью и стал культовым у режиссеров «новой волны» (см. НОВАЯ ВОЛНА).

В ролях: Нора Грегор, Марсель Далио, Ролан Тотейн, Жан Ренуар (см. РЕНУАР Жан), Полетта Дюбо, Гастон Модо, Мила Парели, Анна Майон, Пьер Маньер, Пьер Ней, Одет Талазак.

Режиссер: Жан Ренуар (см. РЕНУАР Жан) .

Авторы сценария: Анри Картье, Камиль Франсуа, Карл Koш, Жан Ренуар, Андре Свобода.

Операторы: Жан Башле, Жак Лемар, Ален Ренуар.

Композитор: Роже Дезормьер.

ПРАВО ЛЮБИТЬ

«ПРАВО ЛЮБИТЬ», СССР, МОСФИЛЬМ, 1985, цв., 82 мин.

Деревенская драма.

Авторы фильма и Иван Шабалтас, исполнитель главной роли (председателя колхоза Федора Волохова), - ненавязчиво, но грустновато растолковывают зрителю, что значит любить землю, деревню, колхоз и односельчан, которые при первой же возможности норовят в город.

В ролях: Иван Шабалтас (см. ШАБАЛТАС Иван), Ирина Малышева (см. МАЛЫШЕВА Ирина Валентиновна), Владимир Самойлов (см. САМОЙЛОВ Владимир Яковлевич), Валентина Талызина (см. ТАЛЫЗИНА Валентина Илларионовна), Майя Булгакова (см. БУЛГАКОВА Майя Григорьевна), Михаил Кокшенов (см. КОКШЕНОВ Михаил Михайлович), Ирина Сафронова, Евгений Шутов (см. ШУТОВ Евгений Ефимович), Герман Качин (см. КАЧИН Герман), Геннадий Юхтин (см. ЮХТИН Геннадий Гаврилович), Николай Дупак (см. ДУПАК Николай Лукьянович), Александр Кудинов (см. КУДИНОВ Александр), Виктор Корешков (см. КОРЕШКОВ Виктор), Сергей Жигунов (см. ЖИГУНОВ Сергей Викторович), Елена Антонова (см. АНТОНОВА Елена).

Режиссер: Владимир Назаров (см. НАЗАРОВ Владимир Александрович).

Автор сценария: Виктор Потейкин (см. ПОТЕЙКИН Виктор).

Оператор: Александр Рябов (см. РЯБОВ Александр Александрович).

Художник-постановщик: Ирина Лукашевич (см. ЛУКАШЕВИЧ Ирина Шимоновна).

Композитор: Алексей Муравлев (см. МУРАВЛЕВ Алексей Алексеевич).

Текст песен: Леонид Дербенев (см. ДЕРБЕНЕВ Леонид Петрович), Ирина Потоцкая.

Звукорежиссер: Елена Урванцева.

Предыдущая страница Следующая страница