Приглашаем посетить сайт

Культура (niv.ru)

Энциклопедия кино (2010)
ТРИ ИСТОРИИ

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ТРИ ИСТОРИИ

«ТРИ ИСТОРИИ», Россия-Украина, НТВ-Профит, 1997, цв., 116 мин.

Сборник криминальных киноновелл.

«Три истории» Киры Муратовой - фильм предельно жесткий, жестокий и несправедливый: три вариации на тему тотального расчеловечивания, деградации и вырождения Homo sapiens... Однако, абсолютно деструктивное восприятие реальности отливается здесь в поразительно стройную, слаженную, эстетически совершенную форму. Фильм можно анализировать вдоль и поперек: на любом срезе видна абсолютная неслучайность всех его элементов - каждого кадра, слова, звука, цветового пятна, актерской интонации... Все связано со всем, и чем дольше разглядываешь эту кристаллическую решетку, тем больше открываешь значений и смыслов. На фоне полного эстетического распада постсоветского кинематографа такая художественная полноценность кажется почти чудом.

Следует предположить, что внутреннее совершенство художественной конструкции, достигнутое в «Трех историях», знаменует достижение полной и беспощадной ясности в отношениях режиссера с миром. Словно бы осколки художественной реальности, катастрофически взорвавшейся в «Астеническом синдроме», сложились, наконец, в новую, внятную закономерность; необъяснимый хаос сменился порядком, но порядок этот оказался устрашающе бесчеловечным.

В ранних фильмах Муратовой органом познания и художественного претворения мира была любовь; не абстрактная идея любви, но само по себе неизъяснимое, страстное чувство, создававшее магическую оптику и особую животворную среду, в которой процветал невиданными цветами даже железобетон «комсомольско-молодежной стройки» («Познавая белый свет»), даже безнадежный холод кладбища («Среди серых камней»). В какой-то момент по причинам, отчасти социальным, отчасти личным, это чувство вдруг ушло. И пережив пароксизм отчаяния, выразившийся в «Астеническом синдроме», Муратова вдруг очутилась посреди странной реальности: не живой и не мертвой, с разрушенными связями, отсутствующим смыслом и фатальной невозможностью контакта между людьми. Люди-зомби, населяющие этот выморочный мирок, поначалу пытались подражать живым, настоящим людям - жить семьей, заводить детей («Чувствительный милиционер»), но ничего хорошего из этого не вышло. Тогда Муратова постаралась выгородить для них некое пространство искусственных «Увлечений», где они могли бы существовать в ладу с сохранившимися у них добрыми чувствами к лошадям и цирковым собачкам. Вновь ничего не получилось. И в «Трех историях» «люди-зомби», вышедшие из-под контроля, вдруг принялись убивать: убийство для них оказалось самым естественным способом самореализации.

Сборник из трех киноновелл, объединенных темой насильственной смерти. Это чисто уголовные истории - грустные и смешные без детективно-психологических заморочек. Преступление констатируется или показывается, но не расследуется и не наказывается. «Котельная N 6» (сценарий Игоря Божко при участии Евгения Голубенко): Чтобы избавиться от следов преступления, герой новеллы приносит труп своей соседки в котельную... «Офелия», сценарист Рената Литвинова: «Моя героиня очищает путь от тех, кому никто не нужен и кто никому не нужен. В сущности она сама такая». «Девочка и смерть», сцен. Вера Сторожева при участии Киры Муратовой по рассказу Веры Сторожевой «Случай из жизни»: пятилетняя Лиля Мурлыкина с помощью крысиного яда убивает своего обидчика - присматривающего за ней старика-инвалида. Фильм посвящен С.А.Герасимову.

В ролях: Сергей Маковецкий (см. МАКОВЕЦКИЙ Сергей Васильевич), Леонид Кушнир, Рената Литвинова (см. ЛИТВИНОВА Рената Муратовна), Наталья Бузько (см. БУЗЬКО Наталья Евгеньевна), Иван Охлобыстин (см. ОХЛОБЫСТИН Иван Иванович), Александра Свенская (см. СВЕНСКАЯ Александра), Олег Табаков (см. ТАБАКОВ Олег Павлович) , Лиля Мурлыкина.

Режиссер: Кира Муратова (см. МУРАТОВА Кира Георгиевна).

Авторы сценария: Игорь Божко, Евгений Голубенко (см. ГОЛУБЕНКО Евгений Иванович), Рената Литвинова (см. ЛИТВИНОВА Рената Муратовна), Вера Сторожева (см. СТОРОЖЕВА Вера Михайловна), Кира Муратова (см. МУРАТОВА Кира Георгиевна).

Оператор: Геннадий Карюк (см. КАРЮК Геннадий Васильевич).

Художник-постановщик: Евгений Голубенко (см. ГОЛУБЕНКО Евгений Иванович).

Звукорежиссер: Эммануил Сегал (см. СЕГАЛ Эммануил).

Монтаж: Валентина Олейник (см. ОЛЕЙНИК Валентина Петровна).

Продюсер: Игорь Толстунов (см. ТОЛСТУНОВ Игорь Александрович).

«Хрустальное зеркало» главный приз жюри игровых фильмов МФ женского кино в Минске-97; Приз за лучшую женскую роль второго плана (Р.Литвинова) МКФ «Балтийская жемчужина-97» (Рига); Номинации на приз Киноакадемии «Ника» за 1997 год в категориях «лучшая роль второго плана» (О.Табаков), «лучшая операторская работа» (Г.Карюк).

В начало энциклопедии