Приглашаем посетить сайт

Куприн (kuprin-lit.ru)

Энциклопедия кино (2010)
ЯНШИН МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ЯНШИН МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ

ЯНШИН Михаил Михайлович (02.11.1902, город Юхнов (Калужская область) - 17.07.1976), актер, народный артист СССР (1955). Лауреат Государственной премии СССР (1975); Лауреат Государственной РСФСР имени К.С.Станиславского (1970 , за театральную работу).

В 1919 окончил среднетехническое училище. В 1922 был принят во 2-ю студию МХТ. С 1924 актер, затем и режиссер МХАТа. В 1937-1941 одновременно с работой во МХАТе - художественный руководитель Цыганского театра «Ромэн», в 1950-1963 главный режиссер Московского драматического театра им. К. С. Станиславского.

Начало. МХАТ

Почти вся жизнь Яншина связана со МХАТом Первыми его ролями стали Выборный в спектакле «Царь Федор Иоаннович» А. К. Толстого, Петрушка в «Горе от ума», Добчинский в «Ревизоре». Но заметили молодого актера только в 1926, когда он с оглушительным успехом сыграл Лариосика в спектакле «Дни Турбиных» - смешливо-простоватого юношу, наивного и преисполненного надежд на будущее. Наутро после премьеры Яншин проснулся знаменитым. Был женат на актрисе Художественного театра В. В. Полонской, которая после самоубийства Маяковского развелась с ним.

С первых своих работ актер обнаружил незаурядное чувство юмора, но он никогда не был комиком в прямом смысле этого слова - всегда вводил драматический, лирический подтекст даже в, казалось бы, чисто комедийные роли, сохраняя взволнованную трепетность переживания всех совершающихся событий. И в то же время мастерски умел драматические сюжеты оттенить комедийными красками.

У Яншина была удивительно располагающая внешность, обаятельная, простодушная улыбка, задушевные интонации, особая, несмотря на его полноту, грациозность движений. Он производил впечатление человека добродушного, мягкого, все понимающего, и с особенной любовью играл именно таких персонажей - нежных сердцем, застенчивых, по-детски доверчиво открытых миру и потому с особой остротой воспринимающих крушение (или угрозу крушения) своей веры в людей.

Таким был его Маргаритов в «Поздней любви», несчастный милый старик, переживший настоящую духовную катастрофу (в этой роли Яншин поднимался поистине до трагедийных высот). Таким был его очаровательный сэр Питер Тизл из «Школы злословия», добрый, жизнерадостный толстяк, по-юношески влюбленный в свою жену.

Таким был его Мамаев («На всякого мудреца довольно простоты», Государственная премия СССР, 1975), искренне считающий себя умным и имеющим право учить других.

Таким был и Кузовкин («Нахлебник», Государственная премия РСФСР им. К. С. Станиславского, 1970), и Франтишек Абель из знаменитого спектакля «Соло для часов с боем» (1973), мудрый и добрый.

По сути, в репертуаре актера было только два однозначно отрицательных героя - наглый корыстолюбец Градобоев в «Горячем сердце» (в этом спектакле Яншин сначала играл роли Жигунова и Сидоренко) и Двоеточие в «Дачниках». Но и они были по-своему обаятельны в своем простодушии и искренности, и в них актер находил то, что могло бы вызвать сочувствие зрителя.

Чеховские герои

Яншин был идеальным чеховским актером, с мягкой манерой исполнения, богатой интонационной палитрой, умеющий показать мгновенную смену настроения, самые разнообразные оттенки чувств. В «Трех сестрах» он сыграл Ферапонта и Чебутыкина, в «Вишневом саде» - Симеонова-Пищика, в «Дяде Ване» - Вафлю, тихого приживала, в душе которого таятся нереализованные надежды на лучшую жизнь, в «Чайке» -деликатного, скромного Сорина.

Режиссура

Яншин довольно активно занимался режиссурой, как правило, ставя добротные, обстоятельные спектакли, насыщенные бытовыми деталями. Работая в театре «Ромэн» (его женой была знаменитая цыганская актриса Ляля Черная) поставил яркие спектакли: «Кровавая свадьба» и «Чудесная» башмачница» Гарсиа Лорки, «Действующие лица» Светлова, «За ваше счастье» и «Песню об Урсаре» Ром-Лебедева. Театральным событием стояли его постановки в Драматическом театре им. К. С. Станиславского: «Грибоедов» (1951), «Девицы-красавицы» (1952), «Наследники Рабурдена»(1952), «Дни Турбиных» (1954), «Чайка» (1954), «Такая любовь» (1959), «Первый день свободы»(1961), «На улице Счастливой» (1963). В 1957 во МХАТе Яншин поставил (совместно с английским режиссером П. М. Лесли) спектакль «Дворянское гнездо» по Тургеневу, сыграв в нем роль Лемма.

Кинороли

Первая роль Яншина в кино - телеграфист в фильме «Каторга» (1928), а всего он снимался в 37 фильмах (если считать фильмы-спектакли, сюжеты в «Фитиле» и другие короткометражки). В кино наиболее востребованным оказалось именно комедийное дарование артиста (которое проявлялось даже в откровенно бытовых ролях - рабочем из «Черного барака», 1933, или инструкторе Иване Лихо из «Последнего табора», 1936).

Яншин блистал в комедийных ролях, став подлинным украшением таких фильмов, как «Поручик Киже» (1934, Павел I), «Свадьба» (1944, агент страхового общества Нюнин), «Ревизор» (1952, Земляника), «Школа злословия» (1952, Питер Тизл), «Двенадцатая ночь» (1955, сэр Тоби), «На подмостках сцены» (1956, Борзиков), «Сапоги» (1957, Муркин) и мн. др.

1928 КАТОРГА

1929 КОМЕТА («Пучина») (см. КОМЕТА (1929))

1933 ОКРАИНА (см. ОКРАИНА (1933))

1934 ПОРУЧИК КИЖЕ

1935 ПОСЛЕДНИЙ ТАБОР

1936 ЗАКЛЮЧЕННЫЕ

1941 ПЕРВАЯ КОННАЯ (см. ПЕРВАЯ КОННАЯ (1941))

1941 ПРИЕМЩИК КАТАСТРОФ (новелла в киноальманахе "Боевой киносборник N7")

1944 СВАДЬБА (см. СВАДЬБА (1944))

1946 ГЛИНКА

1946 КАМЕННЫЙ ЦВЕТОК (УРАЛЬСКИЙ СКАЗ)

1950 СЕКРЕТНАЯ МИССИЯ

1951 НЕЗАБЫВАЕМЫЙ 1919-Й

1952 РЕВИЗОР (см. РЕВИЗОР (1952))

1952 ШКОЛА ЗЛОСЛОВИЯ

1953 БЕЗЗАКОНИЕ

1953 СЕАНС ГИПНОЗА

1954 МЫ С ВАМИ ГДЕ-ТО ВСТРЕЧАЛИСЬ. . .

1954 ШВЕДСКАЯ СПИЧКА (см. ШВЕДСКАЯ СПИЧКА (1954))

1955 ДВЕНАДЦАТАЯ НОЧЬ (см. ДВЕНАДЦАТАЯ НОЧЬ (1955))

1956 НА ПОДМОСТКАХ СЦЕНЫ

1957 САПОГИ

1959 НАКАНУНЕ (см. НАКАНУНЕ (1959))

1960 МЕРТВЫЕ ДУШИ (см. МЕРТВЫЕ ДУШИ (1960))

1960 МЕСТЬ (см. МЕСТЬ (1960))

1961 ВОЛЬНЫЙ ВЕТЕР (см. ВОЛЬНЫЙ ВЕТЕР (1961))

1963 ВНИМАНИЕ! В ГОРОДЕ ВОЛШЕБНИК! («Кукольная комедия»)

1970 КАК МЫ ИСКАЛИ ТИШКУ

1970 СЕКУНДОМЕР

1970 СЕРЕБРЯНЫЕ ТРУБЫ

1971 ТЕЛЕГРАММА (см. ТЕЛЕГРАММА (1971))

1972 ЗА ВСЕ В ОТВЕТЕ (см. ЗА ВСЕ В ОТВЕТЕ (1972))

В начало энциклопедии