Приглашаем посетить сайт

Русский язык (rus-yaz.niv.ru)

Энциклопедия кино (2010)
ГОРИ ГОРИ МОЯ ЗВЕЗДА

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ГОРИ ГОРИ МОЯ ЗВЕЗДА

ГОРИ ГОРИ МОЯ ЗВЕЗДА, СССР, Мосфильм, 1969, цв., 9 ч., 2563 м., 94 мин. Героическая комедия.

Эта лукавая героическая фантазия о судьбе художника в годы революции - одна из самых недооцененных картин отечественного кино. Например, не менее великолепная лента «Служили два товарища» Евгения Карелова, тоже снятая по сценарию Юлия Дунского и Валерия Фрида, хотя бы стала по-своему культовой у зрителей (не случайно она собрала в прокате в 1968 году вдвое больше, чем «Гори, гори, моя звезда», и была одним из «любимчиков», то есть часто показываемых на ТВ). А лучшая, по-моему, работа режиссера Александра Митты, замечательно соединившего свою приверженность как к трагикомическому, так и патетическому видению мира, вызвала настороженность у киноначальства (знаменательно, что и тираж был нарочно занижен - всего 407 копий, а у тогда же выпущенного и якобы опального «Белого солнца пустыни» - на целую тысячу больше!). Не так уж проста киностилистика фильма «Гори, гори, моя звезда», которую можно с некоторой натяжкой назвать искусной и язвительной имитацией художественного примитивизма. Ведь и главный герой, взявший себе гордый псевдоним Искремас, то бишь «Искусство революции - в массы», является режиссером-самоучкой, привлекшим на сцену деревенскую девчонку, а местный художник малюет свои картины, повинуясь смутному инстинкту вдохновения, и даже заезжий авантюрист-киномеханик, который крутит для народа какую-то «мелкобуржуазную пошлятину», считает себя носителем культуры, что по-немецки вообще звучит благородно - культуртрегер. Все они так или иначе - последние романтики-индивидуалисты, по мере сил сопротивляющиеся любой системе власти и насилия: белым, красным, зеленым...Романсовая строка «Гори, гори, моя звезда», принципиально вынесенная в название - такой же подспудный вызов не любящему одиночек и бунтарей режиму, как и дважды возвышенно-отчаянно звучащий «Белеет парус одинокий» в финале вроде бы камерной мелодрамы «Долгие проводы» Киры Муратовой, снятой год спустя.

В ролях: Олег Табаков (см. ТАБАКОВ Олег Павлович), Елена Проклова (см. ПРОКЛОВА Елена Игоревна), Олег Ефремов (см. ЕФРЕМОВ Олег Николаевич), Леонид Дьячков (см. ДЬЯЧКОВ Леонид Николаевич), Леонид Куравлев (см. КУРАВЛЕВ Леонид Вячеславович), Владимир Наумов (см. НАУМОВ Владимир Наумович), Евгений Леонов (см. ЛЕОНОВ Евгений Павлович), Марлен Хуциев (см. ХУЦИЕВ Марлен Мартынович), Константин Воинов (см. ВОИНОВ Константин Наумович), Нонна Мордюкова (см. МОРДЮКОВА Нонна Викторовна), Александр Пороховщиков (см. ПОРОХОВЩИКОВ Александр Шалвович), Александр Филиппенко (см. ФИЛИППЕНКО Александр Георгиевич), Павел Винник (см. ВИННИК Павел Борисович), Микаэла Дроздовская (см. ДРОЗДОВСКАЯ Микаэла).

Режиссер: Александр Митта (см. МИТТА Александр Наумович). Авторы сценария: Юлий Дунский (см. ДУНСКИЙ Юлий Теодорович), Валерий Фрид (см. ФРИД Валерий Семенович), Александр Митта (см. МИТТА Александр Наумович). Оператор: Юрий Сокол (см. СОКОЛ Юрий Васильевич). Художник-постановщик: Борис Бланк (см. БЛАНК Борис Лейбович). Композитор: Борис Чайковский (см. ЧАЙКОВСКИЙ Борис Александрович). Текст песен: Н. Тэффи. Звукорежиссер: Игорь Урванцев (см. УРВАНЦЕВ Игорь Михайлович). Монтаж: Надежда Веселовская.

В начало энциклопедии