Приглашаем посетить сайт

Отели (hotels.otpusk-info.ru)

Энциклопедия кино (2010)
ДЕТИ ЧУГУННЫХ БОГОВ

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ДЕТИ ЧУГУННЫХ БОГОВ

ДЕТИ ЧУГУННЫХ БОГОВ, Россия, Ава/Курьер (Мосфильм)/Русская Кинокомпания, 1993, цв., 80 мин. Иронический эпос, притча.

В начале 90-х кинематограф продолжает настойчиво вглядываться в недавнее прошлое, стремится разгадать феномен социалистического миропорядка и объяснить причины морока, охватившего страну и людей. Проходила пора ерничанья, глумления - фарсовых эскапад, шаржевых зарисовок, лихих наскоков. Легкая победа - с шашкой наголо - не далась, ибо кинематографисты схватывали лишь вершки процессов, не давая себе труда исследовать корни происшедшего. В сценарии П. Луцика, А. Саморядова режиссер Т. Тотт вычитал притчу. Сценаристы не были довольны прочтением, но фильм стал заметной вехой в интерпретации основ отечественного тоталитаризма, социалистической модели существования. Отгороженная от другого мира железным занавесом, плотно закупоренная жизнь вынужденно усвоила предложенную герметичным сосудом форму. Человеческая природа приняла законы страха, подчиненности, рабства, но и в таком изуродованном виде с неизбежностью обнаруживала свою энергию и жизнеспособность. Нищий, обездоленный человек творил богов, совершал подвиги и гордился совершаемым. С долгой панорамы металлургического завода начинается фильм. Металлические конструкции чудовищны, фантастичны. Оператор А. Козлов видит подавляющую мощь и абсурдность чугунных нагромождений, в которых обитают персонажи киноповествования. Здесь они живут и работают, здесь напиваются до беспамятства, здесь устраивают кулачные бои. Здесь их дом. И выходя за пределы, попадая на лоно природы, каждый охвачен азартом бессмысленного воровства, разрушения, вымещающего неосознанный гнев на так проживаемую жизнь. Человек доведен до состояния безмыслия и бесчувствия. Но приказ и лозунг он слышит. И в согласии с ними сотворит непробиваемую броню: в милитаризованном мире главное - защита отечества. И Игнат Морозов не только выплавит сталь, но и пожелает участвовать в ее проверке: встанет на полигоне за броневым листом, по которому будут палить пушки. Сила, мужество молодого металлурга требуют выхода и находят его. Он не хочет биться с силачом-шахтером. Но товарищи ждут победы, и он выйдет на импровизированный ринг. Выбор Е. Сидихина на главную роль многое предопределил в авторском решении. В сжатом, усеченном пространстве - пространстве огромного концлагеря - личность неминуемо искажается, но и черпает силыв себе. Принимая такую жизнь, находя в ней даже основания для радости и гордости, для утех и развлечений, человек живет, даже не подозревая, что все как бы начинает сначала - с начала человеческой истории, которую предстоит пройти его потомкам. В этой начальной точке торжествует язычество и физическая сила. Но в актере уже видятся другие рефлексы - сомнения, неуверенности, не только физической боли. Мир существует по инерции и может существовать долго, если полностью приспособиться, но человек неизбежно начнет просыпаться. Фильм Т. Тотта сказал о прошедшем горько и глубоко, открывая новый виток раздумий об остановках истории, ее чудовищных круговоротах, о пути цивилизации.

В ролях: Евгений Сидихин (см. СИДИХИН Евгений Владимирович), Александр Калягин (см. КАЛЯГИН Александр Александрович), Юрий Яковлев (см. ЯКОВЛЕВ Юрий Васильевич), Михаил Светин (см. СВЕТИН Михаил Семенович), Валентин Смирнитский (см. СМИРНИТСКИЙ Валентин Георгиевич), Александр Феклистов (см. ФЕКЛИСТОВ Александр Васильевич), Николай Карнаухов (см. КАРНАУХОВ Николай), Михаил Голубович (см. ГОЛУБОВИЧ Михаил Васильевич), Лариса Бородина (см. БОРОДИНА Лариса Михайловна), Юрий Слободенюк (см. СЛОБОДЕНЮК Юрий), Анатолий Мамбетов (см. МАМБЕТОВ Анатолий), Юрий Кузнецов (см. КУЗНЕЦОВ Юрий Александрович), Юрий Куценко (см. КУЦЕНКО Юрий), Сергей Гармаш (см. ГАРМАШ Сергей Леонидович).

Режиссер: Тамаш Тот (см. ТОТ Тамаш). Авторы сценария: Петр Луцик (см. ЛУЦИК Петр Николаевич), Алексей Саморядов (см. САМОРЯДОВ Алексей Алексеевич). Оператор: Сергей Козлов (см. КОЗЛОВ Сергей Алексеевич). Художник-постановщик: Владимир Королев (см. КОРОЛЕВ Владимир). Композитор: Юрий Орлов. Звукорежиссер: Юлия Егорова (см. ЕГОРОВА Юлия). Монтаж: Ирма Цекавая. Продюсеры: Карен Шахназаров (см. ШАХНАЗАРОВ Карен Георгиевич), Дмитрий Зайцев (см. ЗАЙЦЕВ Дмитрий Александрович), Вячеслав Маясов.

Приз жюри киноклубов России, приз СК России оператору (С.Козлов), диплом Конфедерации СК сценаристам (П.Луцик и А.Саморядов), премия отборочной комиссии как лучшему фильму Конкурса авторского кино на КФ «Кинотавр-93» (Сочи); Диплом жюри МКФ «Молодость-93» (Киев) оператору С.Козлову. Приз «Золотой Овен-93» лучшему оператору (С.Козлов) и лучшим сценаристам (П.Луцик и А.Саморядов); Главный приз (поделил) НКФ в Будапеште-94; Приз «Зеленое яблоко золотой листок» за 1993 год - за лучший сценарий (П.Луцик и А.Саморядов) и за лучшую операторскую работу (С.Козлов); Приз Киноакадемии «Ника-93» за лучший сценарий (П.Луцик и А.Саморядов), лучшую операторскую работу (С.Козлов), лучшую работу художника (В.Королев); Номинация на «Зеленое яблоко -золотой листок» за 1993 год в категориях «Лучшая режиссерская работа» (Т.Тот), «Лучшая работа композитора» (Ю.Орлов) и «Лучшая мужская роль» (Е.Сидихин); Номинация на приз Киноакадемии «Ника-93» в категориях «Лучший игровой фильм» и «Лучшая режиссерская работа»; Приз Общества кинокритиков Португалии на МКФ в Трое-94 (Португалия); Специальный приз МКФ в Анноне-95 (Франция).

В начало энциклопедии