Приглашаем посетить сайт

Биология (bio.niv.ru)

Энциклопедия кино (2010)
ДОНСКОЙ МАРК СЕМЕНОВИЧ

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ДОНСКОЙ МАРК СЕМЕНОВИЧ

ДОНСКОЙ Марк Семенович (08.03.1901, Одесса - 21.03.1981, Москва), режиссер. Народный артист СССР (1966), Герой Социалистического Труда (1971).

Окончил правовое отделение Симферопольского университета, работал юристом, был профессиональноым спортсменом, выпустил сборник рассказов.

В годы Гражданской войны служил в Красной Армии, некоторое время был в плену у белых. Демобилизовавшись, изучал психологию и психиатрию в Крымской медицинской школе. В 1921-1925 учился на правовом отделении Симферопольского университета, одновременно работая в следственных органах, Верховном суде Украины, коллегии защитников. В этих годах Донской увлекся литературным творчеством, написал несколько книг рассказов.

В кино пришел в 1926, работал помощником режиссера на Третьей Московской кинофабрике, ассистентом по монтажу в Белгоскино. Вместе с М. А. Авербахом поставил фильмы «В большом городе» (1928) и «Цена человека» (1929), в духе своего времени направленные на борьбу против мещанского влияния нэпа на молодежь. Затем Донской самостоятельно снял несколько лент - «Пижон» (1929), «Чужой берег» (1930), «Огонь» (1931). Но внимание к себе он привлек картиной «Песня о счастье» (1934, с В. Г. Легошиным (см. ЛЕГОШИН Владимир Георгиевич)) о талантливой марийской молодежи, лишь при Советской власти получившей возможность заниматься творческим трудом. В этой картине Донской обнаружил свое умение романтически и поэтически приподнимать обыденные истории, приобрел репутацию специалиста по съемкам фильмов из жизни национальных окраин. Эту репутацию он подтвердил позднее в фильмах «Романтики» (1941, соавтор сценария Т. З. Семушкин ) и «Алитет уходит в горы» (1950, по роману Семушкина).

В предвоенные годы Донской создает трилогию по автобиографическим произведениям Максима Горького: «Детство Горького» (1938), «В людях» (1939) - за оба фильма Сталинская премия за 1941 год, и «Мои университеты» (1940). Эти фильмы увековечили имя Донского в истории мирового кинематографа. В трилогии были воплощены самобытные человеческие характеры, поэтическое начало сочеталось с колоритными бытовыми сценами, тонкими жизненными наблюдениями. Итальянские неореалисты почитали Донского как своего предшественника и считали, что именно у него учились поэтизации обыденной жизни, внезапным переходам от бытописательства к высотам романтического восприятия действительности.

В годы Великой Отечественной войны Донской снимал переполненные эмоциями фильмы «Как закалялась сталь» (1942, по Н. А. Островскому), «Радуга» (1944, по повести В. Л. Василевской, премия Национального совета кинообозревателей в США; Сталинская премия за 1946 год) и «Непокоренные» (1945, по повести Б. Л. Горбатова, премия на Венецианского кинофестиваля за 1946 год). Эти фильмы укрепили репутацию Донского как выдающегося кинорежиссера, но в большей степени за рубежом, нежели на родине.

Наибольшего прокатного успеха в СССР режиссер добился лентой «Сельская учительница» (1947, Сталинская премия за 1948 год), посвященный подвижническому труду русского интеллигента в деревне (в главной роли Вера Марецкая (см. МАРЕЦКАЯ Вера Петровна)). В 1950-е годы Донской возвращается к прозе Горького, создав версию «Матери» (1956) и драму «Фома Гордеев» (1959, премия Локарнского кинофестиваля 1960 года).

Подлинным откровением стала экранизация рассказа М. М. Коцюбинского - «Дорогой ценой» (1958), где был показан образный мир гуцульских крестьян, богатый поэтическими легендами, проникнутый сгущенной метафоричностью. Совершенно неоцененная на родине, эта картина под названием «Лошадь, которая плачет» с восторгом была принята на Западе. Многие годы режиссер вынашивал замысел фильма о судьбе певца Федора Шаляпина , но этот проект не был осуществлен.

В 1960-е годы Донской обратился к беспроигрышной теме ,экранизировав повести З. И. Воскресенской о Ленине: «Сердце матери (1966, Государственная премия за 1968 год) и «Верность матери» (1967). Эти фильмы отличает сдержанность чувств и политических акцентов. В 1973 режиссер экранизировал историю знакомства и женитьбы В. И. Ленина и Н. К. Крупской в фильме «Надежда». Но эта картина, как и последняя лента Донского «Супруги Орловы» (1978, по ранним рассказам Горького) не снискали успеха.

Творчеству Донского был посвящен фильм Ю. А. Швырева и Г. Н. Чухрая «Я научу вас мечтать...» (1985).

1926 ПРОСТИТУТКА ("Убитая жизнью") актер

1927 В БОЛЬШОМ ГОРОДЕ («Будни», «За и против») автор сценария, режиссер

1927 ЕГО ПРЕВОСХОДИТЕЛЬСТВО («Губернатор и сапожник», «Гирш Леккерт») монтаж

1928 ЦЕНА ЧЕЛОВЕКА («Урок») режиссер

1929 ПИЖОН («Даешь изящную жизнь») режиссер

1934 ПЕСНЯ О СЧАСТЬЕ («Тайна Кавырли») режиссер

1938 В ЛЮДЯХ режиссер

1938 ДЕТСТВО ГОРЬКОГО автор сценария, режиссер

1939 МОИ УНИВЕРСИТЕТЫ режиссер, автор сценария

1940 БРАТ ГЕРОЯ худ.рук.

1941 РОМАНТИКИ режиссер

1942 КАК ЗАКАЛЯЛАСЬ СТАЛЬ (см. КАК ЗАКАЛЯЛАСЬ СТАЛЬ (1942)) автор сценария, режиссер

1943 РАДУГА (см. РАДУГА (СССР)) режиссер

1945 НЕПОКОРЕННЫЕ режиссер, автор сценария

1947 СЕЛЬСКАЯ УЧИТЕЛЬНИЦА («Воспитание чувств») режиссер

1949 АЛИТЕТ УХОДИТ В ГОРЫ режиссер

1955 МАТЬ (см. МАТЬ (1955)) режиссер, автор сценария

1957 ДОРОГОЙ ЦЕНОЙ режиссер

1959 ФОМА ГОРДЕЕВ режиссер, автор сценария

1962 ЗДРАВСТВУЙТЕ, ДЕТИ! режиссер

1965 СЕРДЦЕ МАТЕРИ режиссер

1966 ВЕРНОСТЬ МАТЕРИ режиссер

1973 НАДЕЖДА (см. НАДЕЖДА (1973)) режиссер

1977 СОБАКА НА СЕНЕ текст песен

1978 СУПРУГИ ОРЛОВЫ автор сценария, режиссер

В начало энциклопедии