Приглашаем посетить сайт

Есенин (esenin-lit.ru)

Энциклопедия кино (2010)
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ЭФФЕКТЫ В КИНО

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ЭФФЕКТЫ В КИНО

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ЭФФЕКТЫ В КИНО, впервые компьютеры с целью управления и контроля над движением объектов в кадре частично стали использоваться в 1977 на съемках «Звездных войн (см. ЗВЕЗДНЫЕ ВОЙНЫ-4)» и «Близких контактов третьего вида (см. БЛИЗКИЕ КОНТАКТЫ ТРЕТЬЕГО ВИДА)», поставленных соответственно двумя главными представителями современного суперзрелищного кино - Дж. Лукасом и С. Спилбергом, поддержавшими сверхтехничную тенденцию, у истоков которой стоял С. Кубрик со своим фильмом «2001: Космическая одиссея (см. 2001 ГОД: КОСМИЧЕСКАЯ ОДИССЕЯ) » (1968).

В 1982 группа Дж. Вейе из лукасовской фирмы ILM участвовала в создании ленты «Звездный путь II: Гнев Хана» - на компьютере воспроизведена несуществующая горная гряда, а мертвая планета превращена в подобие Эдема.

В том же году студия Уолта Диснея (см. ДИСНЕЙ Уолт) применила компьютерную анимацию для эпизодов фантастического фильма «Трон» (все происходит внутри компьютера, куда проникают двое экспертов - это своего рода прообраз «виртуальной реальности (см. ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ) », получившей распространение только десятилетие спустя). В 1986 в рисованном фильме «Великий мышиный детектив» компьютер помог оживить фигуры в часовом механизме знаменитого лондонского Биг Бена.

В 1979 мастер спецэффектов К. Рэлстон участвовал как ассистент оператора покадровой съемки в «Звездных войнах», в 1982 - в «Звездном пути II», затем стал главным специалистом по компьютерной достройке несуществующего изображения на пленке, прославился в 1988 благодаря ленте «Кто подставил кролика Роджера? (см. КТО ПОДСТАВИЛ КРОЛИКА РОДЖЕРА) » Р. Земекиса (премия «Оскар» за обработанное с помощью компьютера совмещение в одном кадре анимации и игрового действия).

И только в 1995 появилась первая полностью снятая на компьютере анимационная картина «Игрушечная история» Дж. Лэсситера, объявленная образцом кинематографа века. Тем не менее в немалой степени существенно, что в категории «лучшие спецэффекты» приз Американской киноакадемии тогда достался австралийской ленте «Бейб (см. БЕЙБ) » (или «Четвероногий малыш»). В ней британская компания «Хенсон"с Криэйчер Шоп» применила невероятные аниматронные эффекты с привлечением сложной компьютерной системы не только для оживления животных, но и для создания полного впечатления, что они могут синхронно разговаривать, причем на самых крупных планах. «Компьютерные» животные действуют на экране в наиболее рискованных для живых собак кадрах римейка диснеевского мультфильма «Сто и один далматинец» (1996).

В 1992 Рэлстон возглавил коллектив мастеров компьютерных эффектов в фильме «Смерть ей к лицу» Земекиса (очередной «Оскар» - нельзя было не оценить сквозную дыру, проделанную в теле как ни в чем не бывало разгуливающей в кадре героини Голди Хон). Но самый знаменитый трюк, порожденный Рэлстоном на компьютере, - это выдуманный герой Форрест Гамп (см. ФОРЕСТ ГАМП) из одноименной ленты 1994 (опять режиссера Земекиса), который в кинохронике, ставшей уже историей, здоровается за руку с президентом Джоном Кеннеди. Так что не удивительно, что в активе Рэлстона оказалась пятая по счету в его карьере золотая статуэтка Американской киноакадемии. Однако по числу полученных «Оскаров» лидирует мастер визуальных эффектов Д. Мерен, тоже один из сотрудников лукасовской фирмы ILM. В 30 лет он впервые оказался среди обладателей «Оскара» за спецэффекты к картине «Империя наносит ответный удар (см. ЗВЕЗДНЫЕ ВОЙНЫ-5. Империя наносит ответный удар) », второй в цикле «Звездных войн».

Фамилия Мерена значится и в списке награжденных за фильмы «Е. Т., Инопланетянин (см. ИНОПЛАНЕТЯНИН)», «Возвращение Джедая (см. ЗВЕЗДНЫЕ ВОЙНЫ-6. Возвращение Джедая)», «Индиана Джонс и храм рока (см. ИНДИАНА ДЖОНС И ХРАМ СУДЬБЫ)», «Внутренний космос», «Бездна (см. БЕЗДНА (США))», «Терминатор 2 (см. ТЕРМИНАТОР-2. Судный день) » и «Парк юрского периода», в которых компьютерная технология достройки изображения получила широкое распространение. Создание игровых лент стало в точности до наоборот напоминать прежние методы работы в анимации (например, мультипликаторы Уолта Диснея в «Белоснежке и семи гномах» сначала снимали на пленку живых актеров, а потом старались подражать им, рисуя выдуманных персонажей). Задолго, порой за год-два до непосредственных съемок чуть ли не каждый кадр теперь сочиняется на компьютере, а потом те или иные реакции актеров на нечто несуществующее перед кинокамерой вставляются в надлежащие сцены - в результате мы видим, как мимо застывших в изумлении персонажей из «Парка юрского периода» (1993) Спилберга проносятся доисторические монстры.

Впервые на съемках «Уиллоу» (1987) фирма Дж. Лукаса, не строя дорогостоящие декорации, дорисовала все необходимое на компьютере в четырехстах трюковых сценах. Но лишь 90-е годы стали периодом подлинного триумфа дигитальных (то есть цифровых) эффектов и генерированных на компьютере изображений в фильмах: «Терминатор 2: Судный День» с модифицирующимся прямо на глазах из жидкого металла роботом или зримо проходящим сквозь тюремную решетку; «Маска» с лицом актера, принимающим любое, самое невероятное обличье; «Правдивая ложь» с трюками на графически воссозданном самолете с вертикальным взлетом; «Джуманджи» с компьютерными слонами, которые сметают все на своем пути; «Газонокосильщик (см. ГАЗОНОКОСИЛЬЩИК)», «Джонни Мнемоник» и «Странные дни» с их миром виртуальной реальности, порой действительно выглядящей более настоящей, чем та, которая окружает нас; «Смерч» с заранее нарисованными торнадо, совмещенными с заснятой натурой. Последним по времени оскароносцем за визуальные эффекты стал суперхит «День независимости (см. ДЕНЬ НЕЗАВИСИМОСТИ)» (который стоил слишком мало по голливудским меркам - только 80 млн. долларов для такой сверхпостановочной фантастической картины) с впечатляющими эпизодами зависания гигантского корабля инопланетян над Вашингтоном и последовавшей лазерной атакой на землян. Следует упомянуть и новую, отреставрированную и дополненную спецэффектами (в том числе в сценах без участия уже умерших актеров) версию «Звездных войн», выпущенную к своему 20-летию, эпизоды «Потерянного мира (см. ПАРК ЮРСКОГО ПЕРИОДА-2) », продолжения «Парка юрского периода», снятые в отсутствие Стивена Спилберга, которому достаточно заложить нужную программу в компьютер.

Применение компьютера в кино, безусловно, прорыв к ранее неведомой технологии, которая может значительно изменить все наши представления о кинематографе. Не исключено, что кино будущего вообще сможет обходиться без актеров (компьютеры скоро окажутся способными воспроизводить волосяной покров и оттенки человеческой кожи -искусственные актеры слишком дорогостоящи). Работа же режиссера действительно сведется к профессии компьютерного программиста, мастера визуальных спецэффектов.

Знаменательно, что Кубрик, постановщик «Космической одиссеи», заявил, что только сейчас становится вполне возможной реализация его давнего проекта «Искусственный интеллект» - и он вновь сможет вернуть себе звание первопроходца, осмелившегося отправиться в Неведомое. После смерти Кубрика довести проект до конца взялся вездесущий С. Спилберг.

Сергей Кудрявцев

В начало энциклопедии