Приглашаем посетить сайт

Набоков (nabokov-lit.ru)

Энциклопедия кино (2010)
МОРДЮКОВА НОННА ВИКТОРОВНА

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

МОРДЮКОВА НОННА ВИКТОРОВНА

МОРДЮКОВА Нонна Викторовна (Ноябрина) (р. 27 ноября 1925, станица Константиновская, Донецкая область), российская актриса; народная артистка СССР (1974). Сталинская премия (1949), государственная премия РСФСР им. братьев Васильевых (1973).

Редакционным советом английской энциклопедии «Кто есть кто» (Who is who) включена в десятку самых выдающихся актрис 20 века (1992).

Окончила ВГИК (1950, мастерская Б. Бибикова (см. БИБИКОВ Борис Владимирович) и О. Пыжовой (см. ПЫЖОВА Ольга Ивановна)). В 1950-1991 - актриса Театра-студии киноактера. Еще учась во ВГИКе снялась в роли Ульяны Громовой («Молодая гвардия», 1948), которая сделала ее знаменитой. В 1950-е «оттепельные» годы снималась в амплуа «простой русской женщины» в картинах бытового плана. Одним своим присутствием Мордюкова «утяжеляет» роль, переводит ее из бытового жанра в более высокий регистр. Поэтому, вероятно, большая часть ее работ в те годы - вторые женские роли: «Екатерина Воронина» (1957), «Отчий дом», «Все начинается с дороги» (1959) или даже эпизоды, как в «Добровольцах» (1958). Между тем каждая из этих ролей Мордюковой сразу же занимает все пространство экрана. В кадре ли, в эпизоде - она неизменно оказывается его основным содержанием.

Первые ее главные роли молодой деревенской женщины в фильмах М. А. Швейцера (см. ШВЕЙЦЕР Михаил Абрамович) «Чужая родня» (1956) и Ю. П. Егорова (см. ЕГОРОВ Юрий Павлович) «Простая история» (1960) отмечены глубиной и неординарностью. Мотив послевоенной женской неприкаянности, бабьего одиночества в «Простой истории» игра Мордюковой преображает в тему земли, изнывающей без подлинного хозяина. С еще большей силой звучит этот мотив в «Председателе» (1964) А. А. Салтыкова (см. САЛТЫКОВ Алексей Александрович) - с фатальной невозможностью любви к единственно достойному ее по масштабу главному герою.

Апофеозом же Мордюковой становится главная роль в фильме А. Аскольдова (см. АСКОЛЬДОВ Александр Яковлевич) «Комиссар» (1967), где эта метафорическая суть творчества актрисы выходит наружу, составляя саму поэтику картины. Несовпадение глубинной сущности героини и взятой ею на себя социальной роли тут выступает источником трагедии. То, что эпоха оказалась не в силах принять эту работу, так же примечательно, как и то, что в этот период Мордюкова создает ряд блистательных комедийных работ, представляющих своего рода пародийный отыгрыш собственных главных тем («государственные дамы» в «Тридцать три», 1965, Г. Н. Данелии (см. ДАНЕЛИЯ Георгий Николаевич) и «Бриллиантовой руке», 1968, Л. И. Гайдая (см. ГАЙДАЙ Леонид Иович), истомившаяся в своем вдовстве купчиха из «Женитьбы Бальзаминова», 1964, К. Н. Воинова (см. ВОИНОВ Константин Наумович) по мотивам комедий А. Н. Островского).

В конце 1960-х - середине 1970-х годов Мордюкова снимается по преимуществу в мелодрамах: «Журавушка» (1968), «Молодые» (1970), «Русское поле» (1972), «Возврата нет» (1974), «Семья Ивановых» (1976). Сами по себе эти фильмы, имевшие зрительский успех, представляют интерес все же лишь как ступени к новой вершине ее творчества (снова почти незамеченной) - роли матери дезертира в фильме Г. Н. Чухрая (см. ЧУХРАЙ Григорий Наумович) «Трясина» (1977). Этот фильм представляет, по сути, трагическую антитезу знаменитой «Радуги» М. С. Донского, учителя Чухрая: историю матери, не выдержавшей искушения и не отдавшей в качестве спасительной жертвы свое дитя. Мелодраматический сюжет здесь возвышается до трагедийной и, по существу, религиозной мистерии о несостоявшемся спасении мира. Вновь, как и в «Комиссаре», трагедийность рождается из столкновения несовпадающих ипостасей героинь Мордюковой: здесь уже мифологическая сущность ощущается как ноша, ложащаяся на плечи женщины непосильным, убивающим ее в конце концов бременем. И вновь за этой ролью следует блистательный и горький трагикомический отыгрыш актрисы в фильме Н. С. Михалкова (см. МИХАЛКОВ Никита Сергеевич) «Родня» (1982). После этой роли появления Мордюковой на экране становятся эпизодическими и случайными: актриса одной из первых ощутила исчезновение экранной реальности отечественного кино. В 1998 снялась в главной роли в фильме Д. Е. Евстигнеева (см. ЕВСТИГНЕЕВ Денис Евгеньевич) «Мама». После триумфального выхода на экраны мира фильма «Комиссар» в конце 1980-х годов Мордюкова была признана в Британии одной из 10 крупнейших актрис столетия.

1948 МОЛОДАЯ ГВАРДИЯ актриса

1952 ВОЗВРАЩЕНИЕ ВАСИЛИЯ БОРТНИКОВА актриса

1953 КАЛИНОВАЯ РОЩА актриса

1955 ЧУЖАЯ РОДНЯ актриса

1957 ЕКАТЕРИНА ВОРОНИНА актриса

1958 ДОБРОВОЛЬЦЫ актриса

1959 ВАНЬКА (см. ВАНЬКА (1959)) актриса

1959 ВСЕ НАЧИНАЕТСЯ С ДОРОГИ актриса

1959 ОТЧИЙ ДОМ актриса

1959 ХМУРОЕ УТРО (см. ХМУРОЕ УТРО (1959)) актриса

1960 ПРОСТАЯ ИСТОРИЯ (см. ПРОСТАЯ ИСТОРИЯ (1960)) актриса

1962 ПАВЛУХА актриса

1963 СЕКРЕТАРЬ ОБКОМА актриса

1964 ЖЕНИТЬБА БАЛЬЗАМИНОВА (см. ЖЕНИТЬБА БАЛЬЗАМИНОВА (1964)) актриса

1964 ПРЕДСЕДАТЕЛЬ актриса

1965 ТРИДЦАТЬ ТРИ (Ненаучная фантастика) актриса

1966 ДЯДЮШКИН СОН (см. ДЯДЮШКИН СОН (1966)) актриса

1967 КОМИССАР актриса

1968 БРИЛЛИАНТОВАЯ РУКА актриса

1968 ЖУРАВУШКА актриса

1969 ГОРИ ГОРИ МОЯ ЗВЕЗДА актриса

1970 БАЛЛАДА О БЕРИНГЕ И ЕГО ДРУЗЬЯХ актриса

1970 СЛУЧАЙ С ПОЛЫНИНЫМ актриса

1971 МОЛОДЫЕ актриса

1971 РУССКОЕ ПОЛЕ актриса

1972 СТРАДАНИЯ МОЛОДОГО ГЕРКУЛЕСОВА актриса

1973 ВОЗВРАТА НЕТ актриса

1973 ДВА ДНЯ ТРЕВОГИ актриса

1974 ЛЕВ ГУРЫЧ СИНИЧКИН актриса

1975 ОНИ СРАЖАЛИСЬ ЗА РОДИНУ актриса

1975 СЕМЬЯ ИВАНОВЫХ актриса

1977 ИНКОГНИТО ИЗ ПЕТЕРБУРГА актриса

1977 ТРЯСИНА («Нетипичная история») актриса

1979 ВЕРОЙ И ПРАВДОЙ актриса

1981 РОДНЯ актриса

1982 ВОКЗАЛ ДЛЯ ДВОИХ актриса

1982 ЭТЮД ДЛЯ ДОМИНО С РОЯЛЕМ актриса

1986 ОТ ЗАРПЛАТЫ ДО ЗАРПЛАТЫ актриса

1987 ДОЧЕНЬКА актриса

1987 ССУДА НА БРАК актриса

1988 ЗАПРЕТНАЯ ЗОНА актриса

1989 ЗИМА В РАЮ актриса

1991 БЕГУЩАЯ МИШЕНЬ актриса

1992 ЛУНА-ПАРК актриса

1995 ШИРЛИ-МЫРЛИ актриса

1999 МАМА (см. МАМА (1999)) актриса

2000 НЕТ СМЕРТИ ДЛЯ МЕНЯ персонаж фильма

В начало энциклопедии