Приглашаем посетить сайт

Пушкин (pushkin-lit.ru)

Энциклопедия кино (2010)
КРЮЧКОВ НИКОЛАЙ АФАНАСЬЕВИЧ

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

КРЮЧКОВ НИКОЛАЙ АФАНАСЬЕВИЧ

КРЮЧКОВ Николай Афанасьевич (06 января 1911, Москва - 13 апреля 1994, там же), российский актер; народный артист СССР (1965); Герой социалистического труда (1980); лауреат Государственной премии СССР (1941 - за исполнение роли Клима Ярко в фильме «Трактористы»);

Учился актерскому мастерству при Московском центральном ТРАМе. До 1930 года работал на фабрике «Трехгорной мануфактуры» гравером-накатчиком. С 1931 - актер ТРАМа. В кино - с 1933 года, первая роль - Сенька в фильме Бориса Барнета «Окраина». В 1934-1936 - актер киностудии Межрабпомфильм (ныне - к/ст имени М.Горького), затем - Театра-студии киноактера. Один из самых снимаемых актеров советского кино.

Когда он явился в кинотеатр «Ударник» на первую в своей жизни кинопремьеру прямо с Москвы-реки после купания - в резиновых тапочках и с песком в волосах, - контролеры долго не пропускали: уж слишком не похож был парень на киноартиста. А похож он был на обычного зрителя, решившего прорваться в кино без билета. Шел 1933 год, начиналось звуковое кино, и где было догадаться контролерам, что отныне похожесть на рядового зрителя, прямое сходство с ним станут главным достоинством нового поколения киноартистов и никого так не полюбят зрители именно за эту похожесть благодарной верной любовью. Пожалуй, любому из этой плеяды легендарных зрительских любимцев - Борису Андрееву, Марку Бернесу, Петру Алейникову и Борису Чиркову - Крючков уступает в филигранности мастерства, но именно он стал символом предвоенного времени, ибо растворился в нем без остатка. Время, а не режиссеры, открыло в нем своего идеального героя - идеального исполнителя велений того времени.

Режиссеры ценили его прежде всего за естественность реакций, предельную органику, способность полного слияния с ситуацией - недаром открыл Крючкова для кино один из самых органичных режиссеров советского кино Борис Барнет в замечательных своих фильмах «Окраина» (1933) и «У самого синего моря» (1935). Качество, привлекшие его в молодом актере ТРАМа (Театра рабочей молодежи), недавнем рабочем с Трехгорки, - отнюдь не героические, скорее лирические. Но, как только время приобретает откровенно выраженный героический характер, Крючков становится самым типичным героем - благодаря все той же способности полного слияния с ситуацией. Он переиграет в 30-40-е годы всех главных героев времени: пограничников («На границе») и шахтеров-стахановцев («Ночь в сентябре»), летчиков («Брат героя») и танкистов («Трактористы», «Парень из нашего города»). И в любой роли он будет иметь все, требующиеся от героя этих лет, и проделает все так же лихо и сноровисто, как сапожничал в «Окраине». А сверх того всегда будет готов спеть, сплясать (прошел в ТРАМе школу Натальи Гхан - знаменитой месс Менд из фильма Барнета) и сыграть на гармошке - продемонстрировать все те качества, которые в народе исторгают восхищение: «Ну, артист!»

Все это в первую очередь давало Крючкову право представительствовать на экране от имени зрителя, сразу же узнавшего в герое самого себя, но - идеального, обретшего всю ту сумму умений, которая и давала право претендовать на роль героев согласно установкам времени, не ведавшего и не признававшего ни каких душевных колебаний и сложностей. Однако эти же качества обращаются против Крючкова во второй половине сороковых годов: он не достаточно монументален для героев Большого стиля. После участия в годы войны в экранизациях канонических пьес Константина Симонова («Парень из нашего города», «Русские люди» - последний выпущен под названием «Во имя Родины»), Александра Корнейчука («Фронт»), а затем в очень популярной и жестко разруганной критиками комедии «Небесный тихоход» Крючков уходит в тень, а наиболее интересная его работа той поры в экранизации повести Э. Казакевича «Звезда» увидит свет лишь после смерти Сталина. Когда же в 50-е годы он вновь возвращается на экран, интенсивно снимаясь, оказывается, что он стал неотъемлемой частью экранной реальности советского кино, но героем современности быть перестал. Отныне - он герой прошлых эпох: исторического прошлого России («Максимка», «Море студеное»), гражданской войны («Тревожная молодость», «Поэт», «Сорок первый») и Великой Отечественной («Бессмертный гарнизон», «Баллада о солдате», «Далеко на Западе», «Золото», «Особо важное задание»). И в фильмах о современности на протяжении 50-80-х годов - он мудрый, заслуженный, всепонимающий ветеран («Адрес нашего дома», «Когда наступает сентябрь», «Телеграмма», «Мой друг дядя Ваня», «Горожане»). Во всех этих картинах Крючков соотносится со своим экранным прошлым, но никак не с судьбой реального прототипа зрителя.

Он существует свободно и разумно в условном идеальном киномире. Соотнесение же с реальностью для его героя катастрофично, что продемонстрировали лучшие его работы 30-летия - прежде всего в фильмах В. Скуйбина «Жестокость» и «Суд», в «Деле Румянцева» И. Хейфица, в телефильме С. Туманова «Гнезда» и, наконец, в «Осеннем марафоне» Г. Данелии. В них герой Крючкова - человек, растерявшийся перед проблемами живой реальности. Тут-то и обнаружилось, что Крючков был не столько героем, сколько символом времени, настаивавшего на своем героическом характере, так что у персонажа не оставалось никакого выбора. Поэтому героизм этого персонажа оказался откровенно условным.

Проблема выбора повергает его в ужас и растерянность, он инстинктивно стремится переложить его на оказавшихся рядом. Любовь кинематографа к Крючкову, позволившая ему до последних дней оставаться в памяти у зрителей и кинематографистов, уже с 50-х годов была любовью ностальгической, тоской по времени, освободившему (или пытавшемуся освободить) человека от бремени личного выбора.

1932 ГОРИЗОНТ (см. ГОРИЗОНТ (1932)) актер

1933 ОКРАИНА (см. ОКРАИНА (1933)) актер

1933 ЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ актер

1935 ЛЮБОВЬ И НЕНАВИСТЬ актер

1935 У САМОГО СИНЕГО МОРЯ актер

1937 ВОЗВРАЩЕНИЕ МАКСИМА актер

1937 ЗА СОВЕТСКУЮ РОДИНУ («Падение Кимас-озера», «Поход Антикайнена») актер

1938 ВЫБОРГСКАЯ СТОРОНА актер

1938 КОМСОМОЛЬСК актер

1938 НА ГРАНИЦЕ актер

1938 ЧЕЛОВЕК С РУЖЬЕМ актер

1939 НОЧЬ В СЕНТЯБРЕ актер

1939 СТАНИЦА ДАЛЬНЯЯ актер

1939 ТРАКТОРИСТЫ актер

1939 ЧЛЕН ПРАВИТЕЛЬСТВА актер

1940 БРАТ ГЕРОЯ актер

1940 САЛАВАТ ЮЛАЕВ актер

1940 ЯКОВ СВЕРДЛОВ актер

1941 БОЕВАЯ ПЕСНЯ О СЛАВЕ РУССКОГО ОРУЖИЯ (новелла в киноальманахе БКС N6) читает текст, вокал

1941 В ТЫЛУ ВРАГА актер

1941 НА ПУТЯХ актер

1941 СВИНАРКА И ПАСТУХ актер

1942 АНТОША РЫБКИН (см. АНТОША РЫБКИН (1942)) актер

1942 КОТОВСКИЙ актер

1942 ПАРЕНЬ ИЗ НАШЕГО ГОРОДА актер

1943 ВО ИМЯ РОДИНЫ («Русские люди») актер

1943 ФРОНТ (см. ФРОНТ (1943)) актер

1944 МАЛАХОВ КУРГАН (сцены обороны Севастополя 1941-1942 гг.) актер

1945 НЕБЕСНЫЙ ТИХОХОД актер

1947 СВЕТ НАД РОССИЕЙ актер

1948 ТРИ ВСТРЕЧИ актер

1949 ЗВЕЗДА (см. ЗВЕЗДА (1949)) актер

1949 СТАЛИНГРАДСКАЯ БИТВА актер

1949 СЧАСТЛИВЫЙ РЕЙС («Машина 22-12») актер

1950 ОГНИ БАКУ актер

1950 ЩЕДРОЕ ЛЕТО актер

1951 СПОРТИВНАЯ ЧЕСТЬ актер

1952 МАКСИМКА актер

1952 САДКО актер

1954 «БОГАТЫРЬ» ИДЕТ В МАРТО (см. БОГАТЫРЬ ИДЕТ В МАРТО) актер, вокал

1954 МОРЕ СТУДЕНОЕ актер

1954 ОБ ЭТОМ ЗАБЫВАТЬ НЕЛЬЗЯ актер

1954 ТРЕВОЖНАЯ МОЛОДОСТЬ актер

1955 ДЕЛО РУМЯНЦЕВА актер

1956 БЕССМЕРТНЫЙ ГАРНИЗОН актер

1956 ПОЭТ (см. ПОЭТ (1956)) актер

1956 СОРОК ПЕРВЫЙ (см. СОРОК ПЕРВЫЙ (1956)) актер

1957 ВСЕГО ДОРОЖЕ актер

1957 ЛЕНИНГРАДСКАЯ СИМФОНИЯ актер

1957 УДИВИТЕЛЬНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ актер

1958 МАТРОС С «КОМЕТЫ» (см. МАТРОС С КОМЕТЫ) актер

1958 НАД ТИССОЙ актер

1958 ЮНОСТЬ НАШИХ ОТЦОВ актер

1959 БАЛЛАДА О СОЛДАТЕ актер

1959 ЖЕСТОКОСТЬ актер

1959 МАЙСКИЕ ЗВЕЗДЫ актер

1960 ДОМОЙ (см. ДОМОЙ (1960)) актер

1960 ЯША ТОПОРКОВ актер

1961 АЛЕНКА актер

1961 ГОДЫ ДЕВИЧЬИ актер

1961 ИДУ К ВАМ актер

1961 МУЗЫКА ВЕРДИ актер

1961 СЕРДЦЕ НЕ ПРОЩАЕТ актер

1962 ГУСАРСКАЯ БАЛЛАДА актер

1962 КАПРОНОВЫЕ СЕТИ актер

1962 ОСТРОВ ОЛЬХОВЫЙ актер

1962 СУД (см. СУД (1962)) актер

1963 БОЛЬШОЙ ФИТИЛЬ актер

1963 ДЕНЬ СЧАСТЬЯ актер

1964 ВЕСЕННИЕ ХЛОПОТЫ актер

1964 ДАЙТЕ ЖАЛОБНУЮ КНИГУ актер

1964 ЖЕНИТЬБА БАЛЬЗАМИНОВА (см. ЖЕНИТЬБА БАЛЬЗАМИНОВА (1964)) актер

1964 ЖИЛИ-БЫЛИ СТАРИК СО СТАРУХОЙ актер

1964 КАКОЕ ОНО, МОРЕ? актер

1964 КО МНЕ, МУХТАР! актер

1964 Я - «БЕРЕЗА» (см. Я - БЕРЕЗА) актер

1965 КОМЭСК актер

1966 ДЯДЮШКИН СОН (см. ДЯДЮШКИН СОН (1966)) актер

1966 ЗАБЛУДШИЙ (тв: «Гнезда») актер

1966 НЕТ И ДА актер

1966 ПО ТОНКОМУ ЛЬДУ актер

1967 ДОКТОР ВЕРА актер

1968 ДАЛЕКО НА ЗАПАДЕ актер

1968 ДЕНЬ АНГЕЛА (см. ДЕНЬ АНГЕЛА (1968)) актер

1968 СЛУЖИЛИ ДВА ТОВАРИЩА актер

1969 ЗОЛОТО (см. ЗОЛОТО (1969)) актер

1970 МОРСКОЙ ХАРАКТЕР актер

1971 БОЛЬШИЕ ПЕРЕГОНЫ актер

1971 ТЕЛЕГРАММА (см. ТЕЛЕГРАММА (1971)) актер

1972 АДРЕС ВАШЕГО ДОМА актер

1975 ГОРОЖАНЕ актер

1975 КОГДА НАСТУПАЕТ СЕНТЯБРЬ актер

1976 72 ГРАДУСА НИЖЕ НУЛЯ (см. СЕМЬДЕСЯТ ДВА ГРАДУСА НИЖЕ НУЛЯ) актер

1977 ТЫ ИНОГДА ВСПОМИНАЙ актер

1978 БАРХАТНЫЙ СЕЗОН актер

1978 МОЙ ДРУГ ДЯДЯ ВАНЯ актер

1979 ОСЕННИЙ МАРАФОН (Печальная комедия) актер

1980 ОСОБО ВАЖНОЕ ЗАДАНИЕ актер

1981 ЦЫГАНСКОЕ СЧАСТЬЕ актер

1983 ДАМСКОЕ ТАНГО актер

1985 БИТВА ЗА МОСКВУ актер

1986 ВЕРУЮ В ЛЮБОВЬ актер

1986 ДОСЬЕ ЧЕЛОВЕКА В «МЕРСЕДЕСЕ» актер

1987 ВСПОМНИМ, ТОВАРИЩ! актер

1987 ПЕРВАЯ ВСТРЕЧА, ПОСЛЕДНЯЯ ВСТРЕЧА актер

1989 СТАЛИНГРАД актер

1991 ЦАРЬ ИВАН ГРОЗНЫЙ актер

1993 АНГЕЛЫ СМЕРТИ актер

В начало энциклопедии