Приглашаем посетить сайт

Автомобили (auto-2000.niv.ru)

Энциклопедия кино (2010)
НИКОЛС МАЙК

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

НИКОЛС МАЙК

НИКОЛС (Nichols) Майк (р. 06. 11. 1931), американский режиссер, продюсер, актер. Настоящие имя и фамилия - Михаил Игоревич Пешковский.

Родился в Берлине в семье врача, русского еврея, который в 1939 году эмигрировал в США. Не имея средств для обучения в Чикагском университете, Николс в юности был вынужден подрабатывать ночным сторожем, почтовым служащим, водителем грузовика. Увлекшись актерской профессией, учился в студии Ли Страсберга в Нью-Йорке. Начал выступать в ресторанах и кабаре, затем в шоу на Бродвее, в том числе со своей первой женой Элен Мей. В 1963 дебютировал на Бродвее как режиссер, с 1966 - постановщик в кино. Николс - один из самых признанных режиссеров в мире театра и кино, имеющий почти все престижные призы: «Оскар» (за режиссуру «Выпускника»), «Эмми» за работу на ТВ, семь премий «Тони» за спектакли, награды гильдии режиссеров и нью-йоркских кинокритиков. Дебютировав в кино экранизацией пьесы «Кто боится Вирджинии Вулф?» Эдварда Олби (Who"s Afraid Of Virginia Woolf?, 1966, премии «Оскар» для актрис Элизабет Тейлор и Сэнди Деннис), Николс сразу же приобрел почетный статус «актерского режиссера», у которого всегда с удовольствием и чаще всего неоднократно работают актеры (четырежды - Джек Николсон, трижды - Мерил Стрип, дважды - Харрисон Форд), и благодаря ему были открыты Дастин Хофман, сыгравший в фильме «Выпускник» (The Graduate, 1967) и певец Арт Гарфункель в качестве актера в фильме «Уловка-22» (Catch-22, 1970), «Плотские познания» (Carnal Knowledge, 1971).

Впрочем, с начала кинокарьеры Николс считался также и более европеизированным постановщиком, имеющим интерес к классической культуре и современным кинематографическим веяниям. Режиссер умело сочетал в фильмах на рубеже 1960-70-х годов критику «истеблишмента», норм морали, различных институтов власти со здоровым консерватизмом, способностью привлечь зрителей даже почти невыигрышными историями из реальной жизни (как позже в случае с фильмом «Силквуд», Silkwood, 1983, номинация на «Оскар» за режиссуру). Несмотря на то, что он выпал на семь лет из кинематографа, не вписавшись в новую ситуацию второй половины 1970-х годов, Николс продолжал активно и с неменьшим успехом сотрудничать в театре без коммерческих и художественных провалов. Вернулся в кино в начале 1980-х годов. Его новые фильмы в большей степени опирались на традиционные ценности (особенно это заметно в «Деловой девушке», как бы апофеозе американизма, «яппизма» и феминизма - номинация на «Оскар»-88 за режиссуру). Но нотки раздражения по поводу современной американской, словно заведенной жизни, которые прозвучали в картине «Кое-что о Генри» (Regarding Henry, 1991), еще сильнее, правда, в форме иносказательной мистической мелодрамы, выражены в ленте «Волк» (Wolf, 1994). Она, вероятно, задела за живое, если превзошла результаты «Деловой девушки» (Working Girl, 1988) и стала второй по кассовым показателям в творчестве Николса после «Выпускника». Однако следующая работа режиссера, 30 лет назад способствовавшего своими «аморальными фильмами» отмене пресловутого «кодекса Хейса», а именно комедия «Клетка для пташек» (The Birdcage, 1996), американский римейк французского фарса о паре немолодых гомосексуалистов, еще больше пришлась по душе заокеанской публике, которая с радостью избавляется от последних табу. В драме «Основные цвета» (Primary Colors, 1998) режиссер с большой иронией рассказал историю баллотирующегося в президенты губернатора. Фильм, появившийся на пике скандала вокруг отношений Билла Клинтона с Моникой Левински, стал не только пародией на моральные принципы американских политиков, но и сатирически показал изнанку современных политтехнологий.

Сергей Кудрявцев

1966 КТО БОИТСЯ ВИРДЖИНИИ ВУЛФ? / WHO"S AFRAID OF VIRGINIA WOOLF? (см. КТО БОИТСЯ ВИРДЖИНИИ ВУЛЬФ (1966)) режиссер

1967 BACH TO BACH исполнитель

1967 ВЫПУСКНИК / THE GRADUATE режиссер

1970 УЛОВКА-22 / CATCH-22 режиссер

1971 ПЛОТСКИЕ ПОЗНАНИЯ / CARNAL KNOWLEDGE продюсер, режиссер

1973 ДЕНЬ ДЕЛЬФИНА / THE DAY OF THE DOLPHIN режиссер

1975 СОСТОЯНИЕ / THE FORTUNE продюсер, режиссер

1980 КОНЦЕРТ ГИЛДЫ / GILDA LIVE режиссер

1983 СИЛКВУД / SILKWOOD продюсер, режиссер

1986 ОСКОМИНА / HEARTBURN продюсер, режиссер

1986 THE LONGSHOT исполнительный продюсер

1988 БИЛОКСИ-БЛЮЗ / BILOXI BLUES режиссер

1988 ДЕЛОВАЯ ДЕВУШКА / WORKING GIRL режиссер

1990 ОТКРЫТКИ С КРАЯ БЕЗДНЫ / POSTCARDS FROM THE EDGE продюсер, режиссер

1991 ЧТО КАСАЕТСЯ ГЕНРИ / REGARDING HENRY продюсер, режиссер

1993 ОСТАТОК ДНЯ / THE REMAINS OF THE DAY сопродюсер

1994 ВОЛК / WOLF режиссер

1996 КЛЕТКА ДЛЯ ПТАШЕК / THE BIRDCAGE продюсер, режиссер

1997 DESIGNATED MOURNER, THE исполнитель, продюсер

1998 PRIMARY COLORS режиссер, продюсер

2000 WHAT PLANET ARE YOU FROM? режиссер, продюсер

2001 WIT режиссер

В начало энциклопедии