Приглашаем посетить сайт

Экономика (economics.niv.ru)

Энциклопедия кино (2010)
ОЛТМЕН РОБЕРТ

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ОЛТМЕН РОБЕРТ

ОЛТМЕН (Altman) Роберт (20 февраля 1925, Канзас-Сити - 20 ноября 2006, Лос-Анджелес), американский режиссер, сценарист, продюсер.

Окончил университет штата Миссури в Канзас-сити. Инженер по образованию, Олтмен начал с научных и технических фильмов, работал на телевидении, делал документальные ленты: «История Джеймса Дина» (The James Dean сюжет, 1957) и только в 1968 дебютировал в художественном кинематографе фильмом «Обратный отсчет» (Countdown) - об астронавтах, готовящихся к полету на Луну. Снятый в обычном для рядовой голливудской продукции «анонимном» стиле, он не привлек внимания. И только фильм «Холодным днем в парке» (That Cold Day In The Park, 1969), исследующий женскую психологию, заставил говорить о новичке. К исследованию женской психологии, причем в необычной, почти сюрреалистической манере, Олтмен вернулся еще раз в «Трех женщинах» (3 Women, 1977).

Первым же его подлинным успехом стала антивоенная абсурдистская комедия «MASH» (1970, главная премия Каннского кинофестиваля), события в которой разворачиваются в американском военно-полевом госпитале времен корейской войны.

В первой половине 1970-х годов Олтмен много работал в жанровом кино. Он поставил вестерн, или, точнее, антивестерн «Мак-Кейб и миссис Миллер» (mccabe and mrs. Miller, 1971), детектив «Долгое прощание» (The Long Goodbye, 1973), комедию «Калифорнийский покер» (California Split, 1974), уголовную драму «Воры как мы» (Thieves Like Us, 1974). Все они были сделаны в манере, во многом противостоящей голливудской. Режиссер выворачивал наизнанку привычные романтические традиции: не снимал красивых звезд, предпочитая им некрасивых, но талантливых актеров, старательно избегал «хеппи-эндов».

Всемирная известность и признание пришли к Олтмену во второй половине 1970-х годов, когда были поставлены его лучшие картины. В фильме «Нешвил» (Nashville, 1975) - своеобразном «юбилейном» фильме, снятом к двухсотлетию США - переплетались две сюжетные линии: музыкальный фестиваль и предвыборная кампания, то есть искусство и политика. И там, и здесь - одна и та же выхолощенность, ханжество, лицемерие, делячество. Вместо привычного сюжета в фильме - многоплановое полифоническое действие с множеством героев. Из их взаимодействия на экране выстраивается сложнейшая жизненная мозаика, в которой многое идет от поэтики Брехта. Массовый зритель картину не принял.

В 1976 Олтмен сделал еще один фильм - разоблачительную сатиру «Буффало Билл и индейцы, или урок истории Сидящего быка» (Buffalo Bill And The Indians, Or Sitting Bull"s History Lesson, главный приз фестиваля в Западном Берлине). Здесь в центре внимания - театрализованные «зрелища Дикого Запада», предшественники вестерна, в ходе подготовки одного из которых происходит столкновение реальной исторической правды с придуманной в идеологических целях легендой. В фильме «Свадьба» (A Wedding, 1978) режиссер снова вернулся к современности, подвергнув критике «священный» институт брака и семьи, показав бездуховность существования, фальшь отношений, скрытые за внешней благопристойностью представителей обеспеченных слоев общества.

В 1981 Олтмен был вынужден продать собственную кинофирму «Лайон"с Гейт», выпустившую его лучшие картины, и вернуться к работе на телевидении, в театре, к скромным экранизациям поставленных там пьес: «Тайная честь» (Secret Honor, 1984), «За гранью терапии» (Beyond Therapy, 1987 и др.). На рубеже 1990-х годов режиссер вообще уехал из Америки, поселился в Париже, где снова обрел творческую работоспособность. Находясь далеко от Голливуда, Олтмен смог свести с ним счеты в фильме «Игрок» (The Player, 1992). Это вновь беспощадная сатира, обличающая как содержание, так и приемы изготовления голливудской массовой продукции. Столь же печален взгляд этого мастера и на жизнь в американской киностолице - Лос-Анджелесе, отразившейся в «Коротких историях» (Short Cuts, 1993). Судьбы персонажей восьми разных сюжетов все время пересекаются, и всех их угнетает одиночество, насилие, секс без любви, отсутствие духовности. Фильмы Олтмена «Готовое платье» - о мире парижской моды (PRET-А-PORTER, 1994) и «Канзас-сити» (1996), посвященный родному городу режиссера, в прокате особого успеха не имели. В конце 1990-х снял триллер «Колесо фортуны» (Cookie"s Fortune, 1999) - приз МФК в Берлине и романтическую комедию «Доктор Т и его женщины» (Dr. T & the Women, 2000).

Олтмена по праву называют ведущим представителем «авторского» кино США. Самый «неголливудский» режиссер Америки, он всю свою творческую жизнь бросает вызов этой «фабрике грез», высмеивает ее стандарты и штампы, пародирует заезженные сюжеты, анализирует привычные мифы.

Е. Н. Карцева

1948 BODYGUARD сюжет

1957 THE DELINQUENTS продюсер, режиссер, сценарист

1957 ИСТОРИЯ ДЖЕЙМСА ДИНА / THE JAMES DEAN STORY продюсер, режиссер, монтажер

1964 NIGHTMARE IN CHICAGO режиссер

1968 ОБРАТНЫЙ ОТСЧЕТ / COUNTDOWN режиссер

1969 ХОЛОДНЫМ ДНЕМ В ПАРКЕ / THAT COLD DAY IN THE PARK режиссер

1970 BREWSTER MCCLOUD режиссер

1970 EVENTS исполнитель

1970 M*A*S*H режиссер

1971 МАК-КЕЙБ И МИССИС МИЛЛЕР / MCCABE AND MRS. MILLER (см. МАККЕЙБ И МИССИС МИЛЛЕР) режиссер, сценарист

1972 IMAGES режиссер, сценарист

1973 ДОЛГОЕ ПРОЩАНИЕ / THE LONG GOODBYE режиссер

1974 КАЛИФОРНИЙСКИЙ ПОКЕР / CALIFORNIA SPLIT продюсер, режиссер

1974 ВОРЫ КАК МЫ / THIEVES LIKE US режиссер, сценарист

1975 НЕШВИЛ / NASHVILLE продюсер, режиссер

1976 BUFFALO BILL AND THE INDIANS, OR SITTING BULL"S HISTORY LESSON продюсер, режиссер, сценарист

1977 ТРИ ЖЕНЩИНЫ / 3 WOMEN продюсер, режиссер, автор идеи

1977 ПОЗДНЕЕ ШОУ / THE LATE SHOW продюсер

1977 WELCOME TO L.A. продюсер

1978 REMEMBER MY NAME продюсер

1978 СВАДЬБА / A WEDDING (см. СВАДЬБА (1978)) продюсер, режиссер, сюжет

1979 H.E.A.L.T.H. продюсер, режиссер, сценарист

1979 ИДЕАЛЬНАЯ ПАРА / A PERFECT COUPLE (см. ИДЕАЛЬНАЯ ПАРА (1979)) продюсер, режиссер, сценарист

1979 QUINTET продюсер, режиссер, сюжет

1979 RICH KIDS исполнительный продюсер

1980 POPEYE режиссер

1981 ENDLESS LOVE исполнитель

1982 BEFORE THE NICKELODEON: THE EARLY CINEMA OF EDWIN S. PORTER исполнитель

1982 COME BACK TO THE FIVE AND DIME, JIMMY DEAN, JIMMY DEAN режиссер

1983 STREAMERS продюсер, режиссер

1984 ТАЙНАЯ ЧЕСТЬ / SECRET HONOR продюсер, режиссер

1985 FOOL FOR LOVE режиссер

1985 JATSZANI KELL ASSOCIATE продюсер

1987 АРИЯ / ARIA режиссер, сценарист

1987 BEYOND THERAPY режиссер, сценарист

1987 O.C. & STIGGS продюсер, режиссер

1988 THE CAINE MUTINY COURT-MARTIAL режиссер

1988 МОДЕРНИСТЫ / THE MODERNS ассистент

1990 HOLLYWOOD MAVERICKS исполнитель

1990 VINCENT & THEO режиссер

1992 ИГРОК / THE PLAYER режиссер, исполнитель

1993 КОРОТКИЕ ИСТОРИИ / SHORT CUTS (см. КОРОТКИЙ МОНТАЖ) продюсер, режиссер, сценарист

1994 МИССИС ПАРКЕР И ПОРОЧНЫЙ КРУГ / MRS. PARKER AND THE VICIOUS CIRCLE продюсер

1994 READY TO WEAR (PRET-А-PORTER) продюсер, режиссер, сценарист

1996 JAZZ "34 исполнитель

1997/II GUN TV SERIES режиссер, сценарий, продюсер

1998 LIV режиссер

1998 GINGERBREAD MAN, THE режиссер, продюсер

1999 COOKIE"S FORTUNE режиссер, сценарий

2000 DR. T & THE WOMEN режиссер, продюсер

2000 TRIXIE продюсер

2001 GOSFORD PARK продюсер

2003 Company, The режиссер

В начало энциклопедии