Приглашаем посетить сайт

Естествознание (es.niv.ru)

Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.
Статьи на букву "Ч"

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ч"

Часослов

Часосло́в - разновидность рукописного молитвенника, широко распространённая в Западной Европе в Средние века и в эпоху Возрождения. В часословы включались тексты псалмов и молитв (в первую очередь, обращённых к Богоматери), а также выдержки из Евангелия, приуроченные к определённому «часу», точнее, к той или иной церковной службе - вечерне, заутрене и др. Начинался часослов обычно с календаря. Некоторые рукописи содержали сведения светского, научного характера по астрономии, медицине и т. д. Астрономические данные и вычисления нужны были для определения даты празднования т. н. переходящих праздников (Пасхи, Троицы, Вознесения), связанных с лунным календарём.

Разворот часослова Марии Бургундской с композицией «Воздвижение креста» (слева). 1467-80 гг. Австрийская национальная библиотека. Вена

Разворот часослова Марии Бургундской с композицией «Воздвижение креста» (слева). 1467-80 гг. Австрийская национальная библиотека. Вена

«Мадонна с Младенцем». Миниатюра часослова Марии Бургундской. 1467-80 гг. Австрийская национальная библиотека. Вена

«Мадонна с Младенцем». Миниатюра часослова Марии Бургундской. 1467-80 гг. Австрийская национальная библиотека. Вена

Первые часословы появились в 13 в.; они предназначались для частных лиц. До наших дней дошло большое число рукописей, созданных в 15 - нач. 16 в., многие из которых богато иллюстрировались. На пороге эпохи Возрождения иллюстрации приобретали всё более светский характер, сюжетные сцены и изображения в обрамляющих текст бордюрах насыщались жизненными реалиями («Роскошный часослов герцога Беррийского», украшенный братьями Лимбург).

Челлини

Челли́ни (cellini) Бенвенуто (1500, Флоренция - 1571, там же), итальянский скульптор, ювелир, теоретик искусства и писатель, представитель маньеризма. Учился у ювелира М. Бандинелли; испытал влияние Микеланджело. В 1520-30-е гг. работал при папском дворе в Риме как ювелир и медальер.

В 1540 г. по приглашению Франциска I мастер переехал во Францию, где тесно соприкоснулся с рафинированной культурой французского двора и искусством школы Фонтенбло (см. ст. Фонтенбло школа). Золотая солонка Франциска I (1530-43) и первое дошедшее до нас скульптурное произведение мастера «Нимфа Фонтенбло» (ок. 1543-44 г.) отличаются преувеличенной лёгкостью пропорций, изысканностью силуэтов, холодно-утончённой красотой. В 1545 г. Челлини вернулся во Флоренцию, где нашёл покровителя в лице герцога Козимо Медичи. В скульптурах этого периода («Нарцисс», 1540-е гг.; бюст Козимо Медичи, 1548) мастер стремится передать движения фигуры в пространстве.

Солонка Франциска I. Золото. 1530-43 гг.

Солонка Франциска I. Золото. 1530-43 гг.

Б. Челлини. «Персей». Бронза. 1545-54 гг. Лоджия деи Ланци. Флоренция

Б. Челлини. «Персей». Бронза. 1545-54 гг. Лоджия деи Ланци. Флоренция

Самое значительное произведение Челлини - бронзовая статуя Персея (1545-54). Гордый своей победой Персей высоко поднимает отрубленную голову Медузы Горгоны. Внутренняя энергия дополняется благородной сдержанностью. В некоторой дробности и измельчённости форм ощущаются отголоски маньеризма. Всемирную славу Челлини как писателю принесли его мемуары «Жизнь Бенвенуто, сына маэстро Джованни Челлини флорентийца, написанная им самим во Флоренции» (между 1558 и 1565 г.). Автобиография художника, напоминающая авантюрный роман, ярко представляет атмосферу того времени и характер людей эпохи Позднего Возрождения. Оставшаяся незаконченной, она была впервые издана в 1728 г. (русский перевод - 1848). Челлини известен также как теоретик искусства (книга «Два трактата о ювелирном искусстве и скульптуре», 1568). Творчество Челлини оказало влияние на скульпторов позднего итальянского маньеризма, а также на мастеров эпохи барокко.

"Четыре искусства"

"Четы́ре иску́сства" - объединение мастеров изобразительного искусства (1924-31), вдохновляемых идеей внедрения искусства в жизнь, для чего, согласно их убеждениям, необходим синтез четырёх видов пластических искусств (живопись, скульптура, графика, архитектура). Основное ядро объединения составили бывшие участники «Мира искусства» и «Голубой розы» (живописцы К. С. Петров-Водкин, М. С. Сарьян, А. Е. Карёв, П. В. Кузнецов, Л. А. Бруни, Е. М. Бебутова, П. С. Уткин, Н. П. Ульянов и др.; скульпторы А. Т. Матвеев, В. И. Мухина, И. С. Ефимов; графики В. А. Фаворский, Н. А. Тырса, П. В. Митурич, А. П. Остроумова-Лебедева, И. И. Нивинский; архитекторы И. В. Жолтовский, А. В. Щусев, В. А. Щуко, А. И. Таманян, а также дизайнер и автор архитектурных проектов Эль Лисицкий).

К. С. Петров-Водкин. «Смерть комиссара». 1928 г. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург

К. С. Петров-Водкин. «Смерть комиссара». 1928 г. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург

К. С. Петров-Водкин. «Мать и дитя». 1927 г. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург

К. С. Петров-Водкин. «Мать и дитя». 1927 г. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург

Участники объединения обладали высокой художественной культурой, блестящим мастерством, что выделяло их из большого количества художественных сообществ того времени. Они следовали реалистическим принципам изображения, но при этом подчёркивали важность воплощения замысла в совершенной форме. За время существования объединения было организовано четыре выставки: три - в Москве (1925, 1926, 1929) и одна - в Ленинграде (1928).

Чистяков

Чистяко́в - Павел Петрович (1832, село Пруды Тверской области - 1919, Детское Село, ныне г. Пушкин), русский педагог и живописец. Учился в Петербургской академии художеств (1849-61) у П. В. Басина. Преподавал в Рисовальной школе при Обществе поощрения художеств (1860-64). В 1862-70 гг. продолжил образование в Париже и Риме в качестве пенсионера АХ.

Ранние картины Чистякова («Боярин», 1876; «Портрет матери художника», 1880) отличаются высоким профессиональным мастерством, психологической заострённостью. Однако своё подлинное призвание Чистяков обрёл в педагогической деятельности. В 1872 г. он начал преподавать в АХ, в 1908-10 гг. заведовал мозаичным отделением. Сосредоточившись на преподавательской деятельности, художник почти не создавал живописных работ. Он не оставил теоретических трудов, и его метод преподавания рисунка можно восстановить в основном из воспоминаний и произведений его знаменитых учеников.

В. Е. Савинский. «Портрет П. П. Чистякова». Государственная Третьяковская галерея. Москва

В. Е. Савинский. «Портрет П. П. Чистякова». Государственная Третьяковская галерея. Москва

Преподавательский метод Чистякова сочетал непосредственную работу с натуры и анализ формы каждого предмета. Любую форму он рекомендовал разбивать на отдельные планы - плоскости, каждую из которых нужно было изобразить в определённом ракурсе и соответствующем тоне. Сложная форма сначала выглядела на рисунке как многогранник, лишь на заключительном этапе рисования все острые грани между плоскостями сглаживались. Система Чистякова оказалась особенно близкой одному из лучших его учеников - М. А. Врубелю. Стремление заострять, выделять отдельные грани формы стало чертой особого врубелевского стиля, казавшегося многим необычным, странным, загадочным.

Метод преподавания рисунка, разработанный живописцем, оказал огромное влияние на становление русского реалистического искусства второй пол. 19 в. Учениками Чистякова были многие знаменитые русские художники, с неизменной благодарностью вспоминавшие своего наставника: В. И. Суриков, В. М. Васнецов, В. Д. Поленов, И. Е. Репин, В. А. Серов и др.

Предыдущая страница Следующая страница