Приглашаем посетить сайт

Философия (philosophy.niv.ru)

Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.
Статьи на букву "Х"

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Х"

Халс

Статья большая, находится на отдельной странице.

Хитон

Хито́н (греч. chitó n), мужская и женская нижняя одежда древних греков. Свободная льняная или шерстяная рубаха, чаще без рукавов. Хитон мог быть длинным или коротким, до колен; подпоясывался с напуском. Струящиеся складки тонкой ткани хитонов, не скрывающие, а подчёркивающие красоту тела, были любимым мотивом древнегреческих скульпторов и живописцев.

«Рождение Афродиты». Рельеф т. н. трона Людовизи. Мрамор. 5 в. до н. э. Национальный музей Терм. Рим

«Рождение Афродиты». Рельеф т. н. трона Людовизи. Мрамор. 5 в. до н. э. Национальный музей Терм. Рим

Хогарт

Статья большая, находится на отдельной странице.

Хольбейн

Статья большая, находится на отдельной странице.

Хоры

Хо́ры - верхняя открытая галерея, находящаяся на уровне второго этажа в храме или зале. В храмовых зданиях располагались, как правило, в западной части, над входом; реже охватывали интерьер с трёх сторон - западной, северной и южной. На хорах могли находиться алтари; во время богослужения там стояли знатные прихожане. Чаще всего на хорах размещались певчие, в католических храмах здесь устанавливали орга́н. В светских помещениях (бальных залах и т. п.) на хорах располагались музыканты.

Храм

Храм - культовое архитектурное сооружение, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов. Обязательный признак храма - наличие святилища, в котором находится алтарь (у христиан), ступа (у буддистов), михраб (у мусульман) и т. п., а также особых мест для священнослужителей. Храмами являются языческие святилища (храм Зевса в Олимпии, Аполлона в Дельфах и др.), молитвенные залы, церкви, мечети, костёлы, часовни и др.

Мечеть Куббат-ас-Сахра. 687-91 гг. Иерусалим

Мечеть Куббат-ас-Сахра. 687-91 гг. Иерусалим

Церковь Спаса Преображения на Ильине улице. 1374 г. Великий Новгород

Церковь Спаса Преображения на Ильине улице. 1374 г. Великий Новгород

Стремление создать особое ритуальное пространство для священнодействий наблюдалось уже в эпоху палеолита. Древнейшие святилища были построены в неолитическую эпоху (Чатал-Хююк в Малой Азии, Иерихон в Палестине; оба - 7-6-е тыс. до н. э.). Античный храм (сложился в 8-6 вв. до н. э.) мыслился жилищем божества (Зевса, Аполлона, Афины и др.), которому он был посвящён. Присутствие бога в храме олицетворяла его статуя, которую заботливо украшали, ткали для неё одежду и т. д. В храмовых зданиях находились сокровищницы, где хранились дары и пожертвования богам. Внутрь помещения входили только жрецы, совершавшие священные обряды перед изваянием божества. Алтари возводили на открытом воздухе, на них приносили жертвы и воскуривали благовония богам.

С распространением христианства назначение храма было переосмыслено. Он стал домом для совместных молитв и богослужений. Сначала строили базилики, позднее в Византии и на Руси получили распространение крестово-купольные храмы. Среди христианских культовых зданий различают соборы (главные епархиальные храмы), монастырские, приходские, кладбищенские церкви. Обязательная часть христианского храма - колокольня, возведённая как отдельное сооружение или включённая в объём церковного здания.

В 7-8 вв. появился специфический тип мусульманского храма - мечеть. Различают купольные (Куббат-ас-Сахра в Иерусалиме, 687-91), колонные (в Кордове, начата в 785 г.), айванные - со сводчатыми нишами-айванами (Шахская мечеть в Исфахане, 1612-30) мечети.

Храм крестово-купольный

Храм кресто́во-ку́польный - см. Крестово-купольный храм.

Хрисоэлефантинная техника

Хрисоэлефанти́нная те́хника - в скульптуре (от греч. chrysó s - золото и elé phas - слоновая кость), техника изготовления скульптуры из золота и слоновой кости на деревянной основе, применявшаяся в античности. На деревянный каркас наклеивались пластины из слоновой кости, близкие по тону к человеческой коже, которые изображали видимые части обнажённого тела. Одежду, волосы и различные детали исполняли из золота. В хрисоэлефантинной технике выполнены знаменитые творения Фидия: статуя Зевса Олимпийского и статуя Афины Парфенос, стоявшая в святилище Парфенона на афинском Акрополе.

Мужская голова (бог Аполлон?) из Дельф. Хрисоэлефантинная техника. 6 в. до н. э.

Мужская голова (бог Аполлон?) из Дельф. Хрисоэлефантинная техника. 6 в. до н. э.

Художественный образ

Худо́жественный о́браз - в изобразительном искусстве, форма воспроизведения, осмысления и переживания явлений жизни путём создания эстетически воздействующих объектов (картин, скульптур и т. д.). Искусство, как и наука, познаёт окружающий мир. Однако, в отличие от учёного, стремящегося открыть и исследовать объективные законы природы и общества, не зависящие от его воли, художник, воспроизводя формы и явления видимого мира, выражает прежде всего своё мироощущение, переживания и душевное состояние. Художественный образ - это сложный сплав профессионального мастерства и творческого вдохновения, фантазии мастера, его мыслей и чувств. Зритель ощущает в художественном произведении чувство радости или одиночества, отчаяния или гнева. Изображение природы в пейзаже всегда очеловечено, несёт на себе отпечаток личности живописца.

В. И. Суриков. «Автопортрет на фоне картины Покорение Сибири Ермаком». 1894 г. Частное собрание

В. И. Суриков. «Автопортрет на фоне картины "Покорение Сибири Ермаком"». 1894 г. Частное собрание

В. Э. Борисов-Мусатов. «Портрет дамы». Акварель, пастель. 1902 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва

В. Э. Борисов-Мусатов. «Портрет дамы». Акварель, пастель. 1902 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва

В художественном произведении, в отличие от научного сочинения, всегда остаётся что-то неразгаданное. Каждая эпоха и каждый человек видит в образе, созданном художником, что-то своё. Процесс восприятия произведения становится процессом сотворчества.

Источником создания художественных образов для многих мастеров становится непосредственное обращение к окружающему миру (пейзаж, натюрморт, бытовая живопись). Другие художники воссоздают события прошлого (историческая живопись). Глубокое изучение исторического материала дополняется творческим прозрением в картинах Н. Н. Ге, В. И. Сурикова, переносящих нас в другие эпохи. Искусство способно воссоздать посредством художественного образа даже то, что не существует в видимом пространстве, донести до зрителя мечты, фантазии, чаяния мастера, воплотить в зримых образах сказку (В. М. Васнецов, М. А. Врубель) и высшую реальность Божественного мира (древнерусские иконы, библейские эскизы А. А. Иванова).

Хэппенинг

Хэ́ппенинг (англ. happening, от happen - случаться, происходить), одно из направлений постмодернизма, перешедшее от создания эстетических объектов к воспроизведению процесса творчества, к «художественным событиям», осуществляемым художником и (или) его помощниками совместно со зрителями, действующими по его сценарию. Произведения-события называют также «акциями» (англ. action). К хэппенингу тесно примыкают иногда с ним отождествляемые боди-арт и перформанс.

Предыдущая страница Следующая страница