Приглашаем посетить сайт

История (history.niv.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "Я" (часть 2, "ЯНК"-"ЯШУ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница

Статьи на букву "Я" (часть 2, "ЯНК"-"ЯШУ")

Янкелевич В.

Янкелевич В. (Jankelevitch) Владимир (р. 31 VIII 1903, Бурж, департамент Шер) - франц. философ и муз. писатель. В 1925 окончил Школу вост. языков в Париже (отделение рус. языка). В 1927-33 преподавал философию во Франц. ин-те в Праге, в 1933-39 и 1945-52 - в ун-те Лилля (с 1939 профессор). В 1939-1945 профессор ун-та в Тулузе, с 1952 - Парижского ун-та (курсы морали и философии). В годы 2-й мировой войны 1939-45 был участником Движения Сопротивления.

Специалист в области философии, истории, знаток лит-ры, классич. и совр. музыки, Я. в монографич. работах рисует яркие портреты музыкантов и в то же время полно воссоздаёт эпоху, в к-рую они творили, глубоко анализирует муз. произв. Его работы содержат интересные наблюдения над развитием направлений, стилей, жанров. Труды Я. - значит. вклад в историю музыки 20 в.

Сочинения: G. Faurй, ses mйlodies, son esthйtique, P., 1938, 1951; Ravel, P., 1939, 1965; Debussy et le mystиre, Neuchвtel, 1949; La rhapsodie, verve et improvisation musicale, P., 1955; Le nocturne. Faurй. Chopin et la nuit. Satie et le matin, P., 1957; La musique et l'ineffable, P., 1961.

Литература: Vax L., L'esthйtique nйgative de V. Jankйlйwitch, "Revue philosophique", 1964, No 3.

Янкелевич Ю. И.

Юрий Исаевич (22 II (7 III) 1909, Базель, Швейцария - 12 IX 1973, Москва) - сов. скрипач и педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1966). Кандидат искусствоведения (1956). Обучался игре на скрипке с 9 лет в Омске у А. А. Берлина, выступал там же с сольными концертами. С 1923 учился в Ленингр. консерватории по классу скрипки у И. Р. Налбандяна. В 1932 окончил Моск. консерваторию по классу скрипки у А. И. Ямпольского, в 1937 - у него же аспирантуру. С 1939 участник струн. квартета Моск. консерватории (альт). С 1934 преподавал игру на скрипке в Центр. муз. школе, Муз. уч-ще при Моск. консерватории и в консерватории (с 1961 профессор).

Я. - один из видных сов. педагогов. Среди его учеников - И. В. Бочкова, В. Т. Спиваков, В. В. Третьяков, H. E. Школьникова, Т. Т. Гринденко. Автор статей по теории и методике исполнит. иск-ва. Провёл ряд семинаров по скр. исполнит. мастерству в СССР (в Киеве - 1967, 1969, 1970; в Одессе - 1969), а также за рубежом (ГДР, ПНР, Франция, Япония). Ему принадлежат транскрипции для скрипки произв. др. авторов, в их числе ария Генделя, 3 фрагмента из балета "Ромео и Джульетта" Прокофьева.

Литературные сочинения: Смены позиций в связи с задачами художественного исполнения на скрипке..., М., 1955 (автореферат дисс.), то же, в кн.: Очерки по методике обучения игре на скрипке. Сб. статей, М., 1960; О первоначальной постановке скрипача, в сб.: Вопросы скрипичного исполнительства и педагогики. Сб. статей, М., 1968; На музыкальных семинарах в Японии и ГДР, в сб.: Мастерство музыканта-исполнителя, вып. 1, М., 1972, и др.

Литература: Гайдамович Т., В расцвете сил, "СМ", 1966, No 12; её же, Замечательный педагог, "МЖ", 1967, No 2; Живов Л., Мастер скрипичной педагогики, там же, 1969, No 12; Чугаева Е., Памяти учителя, "Сов. музыкант", 1973, 2 окт.

З. М. Гольдберг.

Янко Т. Ф.

Тамара Фёдоровна (р. 24 VI (7 VII) 1912, ст. Жмеринка, Херсонской обл.) - сов. певица (меццо-сопрано). Нар. арт. РСФСР (1977). Чл. КПСС с 1954. В 1939 окончила Моск. консерваторию по классу пения у К. Н. Дорлиак. С 1938 солистка Муз. т-ра им. Вл. И. Немировича-Данченко (с 1941 - Муз. т-р им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко). Мн. партии готовила под рук. Немировича-Данченко. Я., певице яркого самобытного дарования, в равной степени удаются драм., харбктерные и комич. роли; была 1-й исполнительницей партий во мн. операх сов. композиторов, в т. ч. Косовой ("В бурю", 1939), Ефросиньи ("Семья Тараса"; Гос. пр. СССР, 1952), Дуэньи ("Обручение в монастыре", 1959), Синьоры ("Улица дель Корно" Молчанова, 1960), Мокеихи ("Виринея" Слонимского, 1967), Матери ("Три жизни" Тактакишвили, 1972). Среди др. партий - Любаша ("Царская невеста"), Няня, Ольга ("Евгений Онегин"), Перикола ("Перикола" Оффенбаха), Ланж ("Дочь мадам Анго" Лекока). Ведёт большую конц.-исполнит. деятельность, пропагандирует творчество сов. композиторов. В 1939 на 1-м Всесоюзном конкурсе вокалистов получила спец. премию за лучшее исполнение произв. сов. авторов. С 1954 преподаёт в ГИТИСе (с 1977 доцент). Автор ряда статей в периодич. печати, в т. ч. "К. Н. Дорлиак" (в сб. "Воспоминания о Московской консерватории", М., 1966), "Четвёрка дружная ребят" (в кн.: "Дм. Кабалевский", М., 1974), "Продолжение традиции" ("СМ", 1977, No 7), "Владимир Канделаки" ("МЖ", 1978, No 9), "Надежда Кемарская" (там же, 1979, No 23).

Литература: Поляновский Г., Удивительная, непохожая, "Театр. жизнь", 1961, No 12; Грошева Е., Тамара Янко, "СМ", 1967, No 10; Завадская Н., Тамара Янко, Сергей Ценин. (Беседы с мастерами). "МЖ", 1973, No 13.

В. И. Зарубин.

Янкова Т. Г.

Тамара Георгиева (р. 5 IV 1907, Пловдив) - болг. пианистка и педагог. Нар. арт. НРБ (1979). Получила начальное муз. образование в семье, богатой муз. традициями (её бабушка Елена Я. - известная исполнительница нар. песен, отец Георги Я. - собиратель нар. песен, сестра Елена Янкова-Колтоновская - пианистка, первая учительница Я.). Училась в Гос. муз. академии в Софии у Г. Визнера и А. Стоянова (фп.). Совершенствовалась в Вене у Ю. Д. Исерлиса. С 1925 концертирует в Болгарии и др. странах (в СССР выступала в 1962). С 1932 преподаёт в Гос. муз. академии в Софии (с 1939 профессор). В обширном репертуаре Я. - соч. В. А. Моцарта, Л. Бетховена, Р. Шумана, Ф. Шопена. Я. - первая исполнительница в Болгарии произв. А. Н. Скрябина, С. В. Рахманинова, Н. К. Метнера, а также С. С. Прокофьева, О. В. Тактакишвили и др. сов. композиторов. Автор методич. работ по фп. исполнительству. Димитровская пр. (1952).

А. Абаджиев.

Янковский М. О.

Янковский М. О. (наст. фам. - Xисин) Моисей Осипович (27 X (8 XI) 1898, Варшава - 9 VI 1972, Ленинград) - сов. музыковед, критик, драматург и педагог. Доктор искусствоведения (1968). В 1924 окончил Моск. ун-т. С 1927 сотрудник редакций ленингр. и моск. газет и журналов. В 1931-33 худ. рук. Ленингр. т-ра муз. комедии, в 1940-41 - Ленингр. т-ра эстрады. В 1944-1949 преподаватель Ленингр. Театр. ин-та. В 1930-37, 1943-49, 1953-72 ст. науч. сотрудник и профессор Ленингр. ин-та т-ра, музыки и кинематографии. Учёный широкого науч. кругозора, выдающийся знаток рус. муз. т-ра 19-20 вв., Я. посвятил свои исследования творчеству В. В. Стасова, Н. А. Римского-Корсакова, А. К. Глазунова, Ф. И. Шаляпина, H. H. Фигнера, И. В. Ершова, Н. И. Забелы-Врубель, опубликовал мн. документы их жизни и деятельности. Автор первых в СССР трудов об оперетте, а также либретто муз. комедий "Золотая долина" и "Попутный ветер" Дунаевского, "Сирень-черёмуха" Желобинского, рус. текстов оперетт "Парижская жизнь", "Герцогиня Герольштейнская" Оффенбаха, "Чёрное домино" Обера, "Фиалка Монмартра" Кальмана и др.

Сочинения: Оперетта. Возникновение и развитие жанра на Западе и в СССР, Л.-М., 1937; И. О. Дунаевский, Л.-М., 1940; Шаляпин и русская оперная культура, Л.-М., 1947; Римский-Корсаков и революция 1905 года, М.-Л., 1950; Ф.И.Шаляпин, М.-Л., 1951, 1955; Н. И. Забела-Врубель, М., 1953; Стасов и Римский-Корсаков, в сб.: Римский-Корсаков. Исследования. Материалу. Письма, т. 1, М., 1953 (Музыкальное наследство); письма В. В. Стасова к родным (совм. с Ю. Келдышем), в кн.: Стасов В. В., Письма к родным, т. 1, ч. 2, М., 1954, т. 2, М., 1958, т. 3, ч. 1, М., 1962; Былинные истоки оперы "Садко" Н. А. Римского-Корсакова, Уч. записки НИИ театра, музыки и кинематографии, т. 2, Л., 1958; Вехи жизненного пути, в сб.: Глазунов. Исследования. Материалы..., т. 1, Л., 1959 (Муз. наследие); Ленинградский гос. театр муз. комедии, в сб.: Музыкальная жизнь Ленинграда, Л., 1961; О традициях и о новом в воплощении современной темы, в кн.: Музыкальный театр и современность. Вопросы развития советской оперетты, М., 1962; Советский театр оперетты. Очерк истории, Л.-М., 1962; И. Ершов и русская оперная культура, в кн.: И. В. Ершов..., Л.-М., 1966; H. H. Фигнер, в кн.: H. H. Фигнер. Воспоминания. Письма. Материалы, Л., 1968; Дунаевский и его письма, в кн.: Дунаевский И., Избранные письма, Л., 1971; Шаляпин (Жизнь в искусстве), (Л., 1972); Опереточный Театр. в кн.: Русская художественная культура конца XIX - начала XX вв. (1908-1917), кн. 3, М., 1977; Искусство оперетты, М., 1982, и др.

С. Д. Дрейден.

Яновка Б.

Яновка Б. (Janovka) Tомаш Бальтазар (крещён 6 I 1669, Кутна-Гора, Чехия - похоронен 13 VI 1741, Прага) - чеш. муз. теоретик и органист. Служил церк. органистом в Праге (с 1691), одноврем. изучал философию, получил степень магистра свободных иск-в Пражского ун-та. Вошёл в историю музыки как лексикограф, опубликовавший книгу (на лат. яз.) "Ключ к сокровищнице великого искусства музыки" ("Clavis ad thesaurum magnae artis musicae", 1701, Prague, 1715; сохранилось нecк. экземпляров). Это первый муз. справочник, изданный после лат. муз.-терминологич. словаря И. Тинкториса (был опубликован в 1475 в Неаполе). Книга Я. содержит 165 муз. терминов, расположенных в алфавитном порядке; нек-рые важнейшие понятия (такт, тон, гамма, муз.. фигура и др.) подробно разъясняются, в др. случаях Я. ограничивается краткой дефиницией.

Литература: Dlabасz G. В., Kьnstlerlexikon fьr Bцhmen, Prag, 1815; Burda A., Ceskэ prнnos moderni hudebnн teorнi. Tomбs Baltazar Janovka, Praha, 1946 (diss.); его же, M. Vogt а Т. В. Janovka, "Hudebnн veda", 1965, r. 2, No 4; Sehnal J., Janovkas "Clavis" und die Musik in Prag um das Jahr 1700, в сб.: "Sbornik praci filosofickй fakulty Brnenskй universiteta", 1971, t. 20, No 6.

JI. И. Ройзман.

Яновский Б. К.

Борис Карлович (19 (31) XII 1875, Москва - 19 I 1933, Харьков) - сов. композитор и педагог. Окончил Киевский ун-т. Музыке обучался сначала у отца, затем у Е. А. Рыба. Был дирижёром, педагогом, муз. критиком в Киеве (до 1910), Москве, Петрограде, Харькове, где жил с 1918 (наиболее интенсивный период его творч. и обществ. деятельности).

Сочинения: оперы - 10, в т. ч. Два Пьерро, или Коломбина (1907), Сестра Беатриса (1907, Киев), 1812 год (1912, Тбилиси), Ведьма (по А. П. Чехову, 1916, Оперный т-р Зимина, дирижёр Я.), Вибух (Взрыв; 1927, Харьков), Дума черноморская (1928, Киев); балеты - Аравийская ночь (1916, Студия Оперного т-ра Зимина), Ференджi (1930, Харьков); муз. комедия Трунар (Гробовщик; по А. С. Пушкину, 1923); для орк. - Восточная сюита (1896), поэмы Вий (1899) и Фавн и пастушка (1902), Andante (1899); Интермеццо на укр. нар. темы (1928) и Заздравная (1931) для струн. квартета; для фп. - сюита (1924), Бублики (18 детских пьес, изд. в 1926); Ария 18 столетия для влч. и фп. (1908); хоры; музыка к спектаклям драм. т-ра.

Янсонс А. К.

Арвид Кришевич (р. 10 (23) X 1914, Лиепая) - сов. дирижёр. Нар. арт. СССР (1976). В 1944 окончил Латв. консерваторию по классу скрипки у Р. Микельсона. С 1931 скрипач оркестра Лиепайской оперы и филармонии. В 1940 дебютировал как дирижёр в Лиепайской опере, где под его упр. была исполнена оперетта Ф. Раймонда "Голубая маска". В 1944-1952 дирижёр Латв. т-ра оперы и балета. Среди наиболее значит. работ этого периода: оперы "Тоска" (1945), "Пиковая дама", "Риголетто" (обе - 1946), "Отелло" (1951), балеты "Дон Кихот" (1945), "Лайма" А. Ленина (1947), "Спящая красавица" (1948). Принимал участие в пост. балета "Сакта свободы" А. Скулте (1950; Гос. пр. СССР, 1951). 2-я пр. на Всесоюзном смотре-конкурсе дирижёров (1946). В 1947-52 дирижёр симф. оркестра Латв. радио. В 1952 переехал в Ленинград, где в течение года был ассистентом Е. А. Мравинского. Позднее 2-й дирижёр акад. симф. оркестра Ленингр. филармонии. Под упр. Я. впервые прозвучали мн. произв. ленингр. композиторов - симфония No 3 и концерт для скрипки с оркестром Б. А. Арапова, соната для фп. и струн. оркестра В. Н. Салманова (посв. Я.), цикл "Песни вольницы" С. М. Слонимского для сопрано и баритона с оркестром, "Поэма памяти погибших в годы блокады Ленинграда" и "Драматическая поэма" Петрова для органа, струнных, 4 труб, 2 фп. и ударных, оратория "Ленинградская поэма" Г. Г. Белова и др. Исполнение Я. характеризуют эмоциональная теплота, темпераментность, артистичность. Дирижёру свойственны глубокое проникновение в авторский замысел, убедительное раскрытие муз. драматургии. Неоднократно выезжал на гастроли в страны Европы, в Австралию и Японию. Почётный дирижёр Токийского симф. оркестра (1958). В 1965-75 руководил Междунар. курсами дирижёрского мастерства в Веймаре. С 1972 ведёт класс оперно-симф. дирижирования в Ленингр. консерватории.

Литература: Вайнкоп Ю., Рассказ об оркестре, "СМ", 1963, No 11; Muske V., Dirigents A. Jansons, в сб.: Latviesu muzika, 5, Riga, 1966.

В. Ю. Мушке.

Янченко О. Г.

Олег Григорьевич (р. 18 VI 1939, Москва) - сов. органист и композитор. В 1964 окончил Моск. консерваторию по классам фп. у Г. Г. Нейгауза, органа у Л. И. Ройзмана, композиции у Ю. А. Шапорина. Стажировался в Венской академии музыки и Летней академии для органистов в Харлеме (Нидерланды, 1966). В 1963-71 солист Минской филармонии; организатор и руководитель Минского камерного оркестра. С 1971 солист Моск. филармонии. Дипломант Мeждунар. конкурса органистов им. И. С. Баха (Лейпциг, 1964). Автор 3 опер, балета, ряда симф. и вок.-симф. произв., концертов для разл. инструментов с оркестром (в т.ч. 3 для органа), музыки к спектаклям драм. т-ра и кинофильмам.

Янчук Н. А.

Николай Андреевич (17 (29) XII 1859, с. Корница Константиновского у. Седлецкой губ., ныне Польша - 5 XII 1921, Москва) - рус. этнограф, исследователь рус, белорус, польск. и укр. нар. музыки. Окончил историко-филологич. ф-т Моск. ун-та (1884). С 1885 постоянно участвовал в муз.-этнографич. экспедициях (Белоруссия, Литва, Украина, Рязанская обл.). Чл. Об-ва драм. писателей и композиторов (1887), Этнографич. об-ва (1887), Моск. археологического (1888), Об-ва истории и древностей российских (1888), Любителей рус. словесности (1896). В 1889 основал журн. "Этнографическое обозрение" (до 1916 редактор, последние 2 номера отпечатаны в 1918). В 1897-1920 хранитель этнографич. коллекции В. А. Дашкова в Москве, реорганизовал её. В 1901 организовал муз.-этнографич. комиссию при Этнографич. отделе Об-ва любителей естествознания, антропологии и этнографии при Моск. ун-те (до 1920 бессменный председатель). Редактор школьных сб-ков рус. и белорус. нар. песен, сб. "Песни донских казаков, записанные А. М. Листопадовым" (1911). Один из основателей Нар. консерватории в Москве (1906). Автор музыки и рус. текста (сл. Я. Купалы) Гос. гимна БССР (1919). Преподаватель Моск. ун-та (1919-21), профессор Белорус. ун-та в Минске (1921). Действит. чл. ГИМНа (1921). Собирал и обрабатывал укр., белорус, польские и рус. нар. песни.

Литературные сочинения: Малорусская свадьба в Корницком приходе Константиновского уезда Седлецкой губернии, М., 1885; Заметка о старых рукописных песенниках, добытых из Волынской губернии, "Киевская старина", 1888, No 1; По Минской губернии, в сб.: Труды этнографического отдела Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии, т. 9, вып. 1, 1889; Польские ученые музыканты и этнографы. Оскар Кольберг, "Этнографическое обозрение", М., 1889, No 2; Вступительная записка об изучении народной песни и музыки и о деятельности Московской музыкально-этнографической комиссии, в сб.: Труды музыкально-этнографической комиссии, т. 1, М., 1906; Князь Одоевский и его значение в истории русской церковной и народной музыки, там же; Несколько замечаний об источниках изучения первобытной музыки, там же; О мнимо-народных белорусских песнях исторического и мифологического содержания, в кн.: Сборник Харьковского историко-филологического общества, т. 18, Харьков, 1908; О музыке былин в связи с историей их изучения, в кн.: Русская устная словесность, т. 2. Былины, М., 1919, и др.

Литература: Шаров Н. В., Николай Андреевич Янчук, в сб.: Труды Белорусского государственного университета в Минске, 1922, No 2-3; Сумцов М., Мiкола Андрiевич Янчук, "Наука на Украине", 1922, No 3.

М. P. Леонова.

"Янычарская музыка"

Статья большая, находится на отдельной странице.

Японская музыка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Ярашев С. Я.

Саттар Ярашевич (р. 24 VIII 1915, Вабкент, ныне Бухарской обл.) - сов. певец (драм. тенор). Нар. арт. Узб. ССР (1959). В 1952 окончил Узб. студию при Моск. консерватории, в 1972 - Ташкентскую консерваторию. Работал в разл. муз.-драм. т-рах Бухары и Ташкента. С 1952 солист Узб. т-ра оперы и балета. Партии: Тахир ("Тахир и Зухра" Бровцына и Джалилова), Меджнун, Кадыр ("Лейли и Меджнун", "Гюльсара" Садыкова и Глиэра), Мони, Бутаджон, Джура, Фукат ("Дилором", "Великий канал", "Буран", "Сердце поэта" Ашрафи), Чубанали ("Проделки Майсары" Юдакова), Омон ("Зайнаб и Омон" Раджаби, Садыкова, Закирова и Зейдмана), Юлчи, Чарыбай ("Свет из мрака", "Перед зарёй" Хамраева), Нияз ("Песня Хорезма" Юсупова), Муканна ("Муканна" Раджаби и Мушеля) и др. Снимался в кино. С 1967 доцент Ташкентского театр.-художеств. ин-та.

Ярвела У. Й.

Уно Йоханнесович (р. 20 VI 1926, Таллин) - сов. хор. дирижёр. Нар. арт. Эст. ССР (1976). В 1952 окончил Таллинскую консерваторию у Г. Г. Эрнесакса. В 1956-75 гл. дирижёр хора мальчиков Таллинского дворца культуры им. Я. Томна, с 1957 одноврем. дирижёр Гос. акад. муж. хора Эст. ССР. С 1963 гл. хормейстер Эст. т-ра оперы и балета. Принимал участие в пост.: "Евгений Онегин", "Алеко", "Дон Жуан"; "Трубадур" и "Атилла" Верди, "Турок в Италии" Россини, "Кармен"; "Кровавая свадьба" Соколаи, "Летучая мышь" Штрауса, "Катерина Измайлова"; "Кола Брюньон" Кабалевского, "Девичий переполох" Милютина, "Огни мщения" Каппа, "Берег бурь" Эрнесакса, "Сирано де Бержерак" и "Железный дом" Тамберга, "Барбара фон Тизенхузен" Тубина. С 1952 ведёт педагогич. деятельность. В 1960-63 и с 1970 преподаватель Таллинской консерватории (с 1979 доцент).

Ярков П. Г.

Пётр Глебович (15 (27) VIII 1875, дер. Сельцо Московской губ.- 18 XII 1945, Москва) - рус. поэт, исполнитель-импровизатор, знаток и собиратель рус. нар. песен. Род. в крестьянской семье. Рус. нар. песни слушал в детстве в исполнении своей матери. Занимался под рук. известного певца, балагура, затейника и плясуна П. Я. Порошина. В 1884-87 учился в земской школе, в 1887-92 обучался столярному делу в Москве. После Окт. революции 1917 принимал активное участие в культурной жизни деревни. Был селькором, писал статьи для газ. "Беднота", "Крестьянская газета", журн. "Сам себе агроном" и брошюры на сельскохозяйственные темы. В 1919 Я. организовал самодеят. крест. хор (в 1925-49 проф. моск. коллектив). В 1921 хор Я. впервые выступил в Москве на собрании этнографич. секции ГИМНа. Я. составлял программы для концертов хора ("Русские народные песни на слова Кольцова и Пушкина" и др.), сопровождал их пояснениями. В 1930 хор Я. занял первое место на Всесоюзной олимпиаде. Талантливый руководитель хора, Я. выработал своеобразный моск. исполнит. стиль. Публиковал статьи о хоре, рус. нар. песне в муз. журналах. В течение неск. десятков лет занимался собирательской деятельностью; тексты и мелодии песен запоминал на память и распевал в хоре. Многие из них позднее записала А. В. Руднева, к-рая после смерти Я. до 1949 руководила хором. Ею составлен и опубликован сб. "Русские народные песни Подмосковья, собранные народным певцом-умельцем П. Г. Ярковым с 1890 по 1930" (М.-Л., 1951, 1964).

Литература: Руднева A., Петр Глебович Ярков - певец и руководитель народного хора. (Из воспоминаний о совместной работе), в кн.: Вопросы музыкально-исполнительского искусства, сб. 2, М., 1958; Сидельников В., П. Г. Ярков - народный поэт-импровизатор, в его кн.: Писатель и народ. Очерки, М., 1962; Нахимовский М. И., Петр Глебович Ярков, М., 1973.

Е. С. Булгакова.

Ярнах Ф.

Ярнах Ф. (Jarnach) Филипп (р. 26 VII 1892, Нуази-ле-Сек, близ Парижа) - нем. композитор (ФРГ). Учился в Париже с 1907 у Э. Рислера (фп.) и А. Лавиньяка (муз.-теоретич. предметы), с 1915 - в Цюрихе у Бузони (фп.). В 1918-21 преподавал композицию в Цюрихской консерватории. В 20-е гг. сотрудничал как муз. критик в газ. "Berliner Bцrsen-Courier". В 1927-49 профессор композиции Высшей муз. школы Кёльна, среди его учеников - X. Деген, В. Малер. С 1949 директор Высшей муз. школы Гамбурга, в 1959-70 там же профессор композиции. Чл. Академии иск-в Зап. Берлина (с 1955), Свободной академии иск-в Гамбурга. Как композитор Я. сложился под влиянием нем. романтизма, творчества франц. композиторов нач. 20 в. (К. Дебюсси, М. Равель) и неоклассицистских идей Ф. Бузони (с к-рым тесно общался). Соч. Я. отличают своеобразие мелодики, богатство гармонии. В его произв. сохраняется ясная тональная основа, им присущи стройность, уравновешенность. Завершил оперу "Доктор Фауст" Бузони (1924).

Сочинения: для орк. - Sinfonie brevis (б. г.), Игра утренних звучаний (Morgenklangspiel, 1925), Прелюдия для большого орк. (1930), Музыка с Моцартом (Musik mit Mozart, 1935), Памяти одинокого (Zum Gedдchtnis der Einsamen, 1952; ранее - для струн. квартета); Концертино для 2 скр., влч. и струн. орк. (1935); камерно-инстр. ансамбли - 3 рапсодии для скр. и фп. (1927), струн. квартет (1924), струн. квинтет (1920); для фп. - 2 сонаты, пьесы; 2 сонаты для скр. соло; конц. пьеса для органа; песни.

Литературные сочинения: Die heutige Situation der Musik und die Musikerziehung, в сб. : Musik als Lebenshilfe, Hamb., 1958; Das Beispiel Busonis, в сб.: J. Mьller-Marein und H. Reinhardt. Das musikalische Selbstportrдt von Komponisten, Dirigenten, Instrumen-talisten, Sдngerinnen und Sдngern unserer Zeit, (Hamb., 1963).

Литература: KluЯmann E. G., Der Kьnstler Ph. Jarnach und das Gesetz, в кн.: Ph. Jarnach zum 60. Geburtstage, Hamb., 1952; Wohlfahrt E., Ph. Jarnach, в сб.: "Das Einhorn" (Jahrbuch der Freien Akademie der Kьnste), Hamb., 1957, Jahrg. 6; Lutzen L., Ph. Jarnach, "Rheinische Musiker", Kцln, 1969.

Ю. В. Крейнина.

Ярнефельт Э. А.

Ярнефельт Э. А. (Jarnefelt) Эдвард Армас (14 VIII 1869, Випури, ныне Выборг -23 VI 1958, Стокгольм)- швед. композитор и дирижёр. По национальности финн. Учился в Хельсинки (1887-90) на юридич. ф-те ун-та и одноврем. в Муз. ин-те у М. Вегелиуса (композиция) и Ф. Бузони (фп.), совершенствовался по композиции под рук. А. Беккера в Берлине (1890-93) и Ж. Массне в Париже (1893-94). Работал концертмейстером в оперных т-рах Вроцлава, Магдебурга и Дюссельдорфа (1896-97), дирижировал симф. оркестром на концертах в Выборге (1898-1903), в оперном т-ре в Хельсинки (1904-06) и Корол. опере в Стокгольме, где был капельмейстером (1907), придв. капельмейстером (в 1911-32). Руководил Муз. ин-том (1906-07) и Нац. оперой (1932- 1936), был гл. дирижёром её оркестра (1934-44) и Гор. симф. оркестра (1942-43) в Хельсинки, где также преподавал в ун-те (с 1940 профессор). Дирижёрская деятельность Я. содействовала расцвету хельсинкского и стокгольмского оперных т-ров, в к-рых он поставил почти все оперы Р. Вагнера. Много гастролировал как симф. дирижёр; исполнял произв. В. А. Моцарта, Л. Бетховена, а также А. Онеггера, Г. Малера, А. Шёнберга и др. совр. ему зап.-европ. композиторов; пропагандировал за рубежом музыку Я. Сибелиуса, В. Петерсона-Бергера и др. сканд. композиторов. Соч. Я. (наиболее известны хоры и романсы) написаны в стиле сканд. нац. школы, в его симфонической музыке преобладают малые формы.

Сочинения: для хора и орк. - 12 кантат, в т. ч. цикл Лик родины (Fosterlandets anlete; 1922-40), Песнь Вуоксе (Laulu Vookselle); для opк. - симф. поэма Корсхольм (Korsholm, 1894), симф. фантазия Звуки родины (Heimatklang, 1895), орк. сюита Форсферден (из музыки к кинофильму "Песня об огненно-красном цветке" - "Sеngen om den eldrцda blomman", 1919), программная орк. пьеса Происхождение финна (Suomen synty), фантазии, серенады; 20 муж. хоров a cappella; пьесы для фп., ок. 50 романсов, музыка к спектаклям драм. т-ра и кинофильмам, в т. ч. к пьесе Аристофана "Птицы" (1928).

Литература: Наараnеn Т., Suomen sдveltaide, Hels., 1940; Vдino P., Armas Jдrnefelt, в его кн.: Suomen sдveltдjнд, Hels., 1945; Helasvuo V., Sibelius and the music of Finland. (Hels.), (1952), 1961; Bergman A., Finlдndska musiker i Sverige, "Musikrevy", 1973, No 2.

M. А. Сальберг-Вачнадзе.

Ярнович И. М.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Яровинский Б. Л.

Борис Львович (р. 11 III 1922, Полтава) - сов. композитор. Нар. арт. УССР (1977). В 1942 окончил военно-дирижёрский ф-т Моск. консерватории, в 1949 - Харьковскую консерваторию у Д. Л. Клебанова (ранее занимался у С. С. Богатырёва и М. Д. Тица). С 1949 руководитель хор. капелл и дух. оркестров, консультант и методист Харьковского обл. Дома нар. творчества. Автор оперы "Лейтенант Шмидт" (1970, Харьков), балетов "Времена года" (1959, Харьков) и "Поэма о Марине" (1967, Киев), муз. комедий, оратории "Малая земля" (1980), 4 кантат (1948-82), 4 симфоний (1950-80) и др. произв. для симф. оркестра, концертов для разл. инструментов с оркестром, камерно-инстр. ансамблей, соч. для дух. оркестра, хоров, песен, музыки к спектаклям драм. т-ра и кинофильмам (ок. 50). Я. принадлежат редакции и инструментовка опер "Судьба человека" (1962), "Тихий Дон" ("Григорий Мелехов", 1972) И. И. Дзержинского и "Богдан Хмельницкий" К. Ф. Данькевича (для новой драматургия, редакции А. Е. Корнейчука, 1966), поставленных в Укр. т-ре оперы и балета.

Ярон Г. М.

Григорий Маркович (13(25) II 1893, Петербург - 31 XII 1963, Москва) - сов. артист оперетты, режиссёр и либреттист. Нар. арт. РСФСР (1940). Сын либреттиста и переводчика М. Г. Ярона и оперной певицы Э. Я. Мелодист. В 1912 окончил драм. школу Петерб. лит.-художеств. об-ва, где занимался под рук. В. П. Далматова, после чего был принят в труппу Петерб. Малого (Суворинского) т-ра. В 1911 впервые выступил в оперетте. В 1915-26 актёр т-ров Петрограда, Киева, Одессы, Харькова, Москвы. В 1927 один из организаторов Моск. т-ра оперетты, с того же года его актёр и режиссёр, в 1927-39, 1942-45 зав. художеств. частью.

Выдающийся артист оперетты, Я. обладал неиссякаемой творч. фантазией. Был мастером буффонады, эксцентрики, гротеска, виртуозно владел танц.-акробатич. техникой. В своих лучших ролях стремился к яркой и острой жизненной характеристике. Среди ролей: Гробовщик ("Женихи" Дунаевского), Граф Кутайсов ("Холопка" Стрельникова), Попандопуло ("Свадьба в Малиновке" Б. А. Александрова), Герман ("Роз-Мари" Стотхарта и Фримля), Пенижек, Пеликан, Воляпюк ("Марица", "Принцесса цирка", "Сильва" Кальмана).

Работы Я.-режиссёра отличались отточенной сценич. формой спектакля, эффектной, красочной театральной зрелищностью. Среди пост.: "Принцесса цирка" Кальмана (1927), "Свадьба в Малиновке" Б. А. Александрова (1937, первая пост. в СССР), "На берегу Амура" Блантера (1939), "Сильва" (1941), "Марица" (1943), "Фиалка Монмартра" (1954) Кальмана, "Граф Люксембург" Легара (1960).

Автор и ведущий лекций-концертов на Радио о творчестве Ж. Оффенбаха, И. Кальмана, И. Штрауса (сына), Ф. Легара, И. О. Дунаевского (в 1950-60-е гг.). Написал кн. "О любимом жанре" (1960, 1963).

Литература: Шершеневич В., Ярон, М.,-Л., 1927; Новикова К., Воспоминания о Яроне, "Театр", 1964, No 6; eё же, Актер, режиссер, человек, "СМ", 1965, No 12.

В. И. Зарубин.

Яроциньский С.

Яроциньский С. (Jarocinski) Стефан (16 VIII 1912, Велёнтки, Варшавское воеводство - 8 V 1980, Варшава) - польский муз. критик и музыковед. Изучал музыковедение у Я. Пуликовского в ун-те в Варшаве (1938-39). Брал уроки композиции у М. Списака и Н. Буланже и изучал социологию в Сорбонне в Париже (1945-47). В 1947-52 муз. рук. Т-ра Польского радио в Варшаве. В 1952-58 ред. муз. отдела журн. "Przeglad kulturalny", с 1950 науч. сотрудник Ин-та иск-в Польск. АН, с 1968 рук. муз. сектора этого ин-та. Блестящий публицист, Я. - автор мн. работ о польск. композиторах, по истории польск. муз. критики (издал антологию) и музыковедения, по муз. эстетике и социологии, о совр. франц. музыке и её направлениях, о К. Дебюсси (переведена на неск. языков, в т. ч. русский), Б. Бриттене, А. Берге, Б. Бартоке, А. Веберне, С. С. Прокофьеве, а также монографии о В. А. Моцарте. Участник муз. конгрессов и конференций в ПНР и др. странах. Работы Я. переведены на др. языки. Посетил СССР впервые в 1957.

Литературные сочинения: Tendencje wspуlczesnej muzyki polskiej, "RMz", 1946, No 15-16; Na drogach wspуlczesnej muzyki polskiej, "Kuznica", 1948, No 34-35; Antoni Sygietynski jako krytyk muzyczny, "Materialy do studiуw i dyskusji", 1951, No 7-8; Maurycy Mochnacki jako krytyk muzyczny, "Studia muzykologiczne", t. 3, 1954, s. 389-520 (рус. пер. - в сб.: Русско-польские музыкальные связи. Статьи и материалы, под ред. И. Бэлзы, М., 1963, с. 151-81); Wolfgang Amadeusz Mozart, Kr., 1954, 1972; Antologia polskiej krytyki muzyczej XIX i XX wieku, Kr., 1955; Z zagadnien krytyki muzyczej 10-lecia Polski Ludowej, "Muzyka", 1956, No 1; Glуwne tendencje estetyczne w muzyce XX w., там же, 1956, No 3; Bibliografia drukуw dotyczacych muzyki wspуlczesnej wydanych na zachodzie, "Muzyka", 1956, No 3; Z pogladуw estetycznych Szymanowskiego w swietle jego publicystyki, там же, 1957, No 4; Orfeusz na rozdrozu. Sylwetki muzykуw XX-go wieku, Warsz., 1958, Kr., 1974; Polskie czasopismiennictwo muzyczne w XIX i XX w. (do 1939 r.), "Muzyka", 1959, No 2; Quelques aspects de l'univers sonore de Debussy, в сб.: Debussy et l'йvolution de la musique au XX siиcle, йd. par E. Weber, P., 1965; Debussy a impresjonizm i symbolizm, Kr., 1966 (рус. пер. под загл.: Дебюсси, импрессионизм и символизм, со вступ. ст. И. Ф. Бэлзы - Книга о Клоде Французском, М., 1978); Witold Lutoslawski, Materyaly do monografii, Kr., 1967; Debussy. Kronika zycia, dziela, epoki, Kr., 1972.

З. Лисса.

Ярошевский А. А.

Адольф Адольфович (1863, Владимирская губ. - 29 XII 1910 (11 I 1911), Москва) - рус. пианист и педагог. В юности готовился стать лютеранским пастором, но к 20 годам, решив посвятить себя музыке, поступил в Моск. консерваторию, к-рую окончил в 1888 по классу фп. у П. А. Пабста (на первых курсах занимался у Н. Д. Кашкина). Как исполнитель Я. был известен в основном в Москве, где несколько раз выступал в квартетных собраниях РМО, гл. обр. в качестве ансамблиста, и в концертах Кружка любителей русской музыки. В одном из общедоступных историч. концертов С. Н. Василенко Я. исполнил с оркестром концерт для фп. Грига. Был одним из поклонников и пропагандистов творчества С. В. Рахманинова (композитор посв. Я. романс "Речная лилия" (ор. 8, No 1) и "Бурлацкую песню"). С 1898 до конца жизни преподавал спец. фп. в Моск. консерватории. Был талантливым и опытным педагогом, среди учеников - И. А. Добровейн, Б. В. Померанцев. В 1919-27 в Москве существовала Муз. школа имени Я., где преподавали гл. обр. его ученики. Известны "Вальс" и "Колыбельная" Я. для фп. в 4 руки, а также его обработка для 2 фп. фп. парафразы Пабста на темы из оперы "Евгений Онегин".

Ярошенко Л. А.

Лаврентий Артемьевич (10 (23) VIII 1909, Харьков - 24 XI 1975, Ленинград) - сов. певец (бас). Нар. арт. РСФСР (1956). В 1937-41 учился в Харьковской консерватории по классу пения у П. В. Голубева. В 1938-41 солист Харьковского т-ра оперы и балета, в 1942-46 - Ансамбля песни и пляски Сов. Армии, в 1946-68 - Ленингр. т-ра оперы и балета. Певцу в равной степени удавались героич. и характерные партии, среди к-рых - Сусанин, Фарлаф, Руслан, Борис Годунов, Иван Хованский, Кончак, Галицкий; Мефистофель ("Фауст"), Лепорелло; Тарас ("Семья Тараса" Кабалевского; Гос. цр. СССР, 1951), Бестужев ("Декабристы" Шапорина), Ткаченко.("Семён Котко" Прокофьева). Выступал в концертах.

Яруллин М. З.

Мирсаид Загидуллович (р. 12 VII 1938, дер. Малые Суни, ныне Мамадышского р-на) - сов. композитор. Засл. деят. иск-в Тат. АССР (1970). В 1963 окончил Казанскую консерваторию у А. С. Лемана, в 1966 - аспирантуру, с этого года преподаёт там же. Автор первой тат. оратории - "Человек". Лауреат пр. Ленинского комсомола Тат. АССР (1972).

Сочинения: для солистов, хора и орк. - оратория Человек (cл. Р. М. Хариса, 1970), кантата Нефтяники (cл. Хариса, 1981), вок.-симф. поэма Соловей и Родник (по одноим; поэме М. Джалиля, 1964); Детская сюита для симф. орк. (1969). концерт для скр. с орк. (1963); песни; обр. тат. нар. песен; музыка к спектаклям драм. т-ра (15).

Яруллин Ф. З.

Фарид Загидуллович (19 XII 1913 (1 I 1914), Казань - 1943) - сов. композитор. Род. в семье нар. музыканта З. Яруллина. Игре на фп. обучался у отца. С 1930 занимался в Казанском муз. техникуме у Р. Л. Полякова (виолончель), у М. А. Пятницкой (фп.), в 1933-34 - на рабфаке при Моск. консерватории у Б. С. Шехтера (композиция), в 1934-39 - в Тат. оперной студии, в 1939-1940 - в Моск. консерватории у Г. И. Литинского (композиция). Автор балета "Шурале" - первого нац. балета, положившего начало развитию тат. нац. балетного иск-ва. Я. принадлежат обработки тат. и башк. нар. песен (12). Ряд писем Я. с фронта был опубликован ("СМ", 1974, No 5). Гос. пр. Тат. АССР им. Г. Тукая (1958).

Сочинения: балет Шурале (Леший, по мотивам тат. нар. сказок и поэмы Г. Тукая, клавир, 1939-41, в инструментовке Ф. Е. Витачека, 1945, Казань; под назв. Али Батыр, в оркестровке В. А. Власова и В. Г. Фере, 1950, Ленинград); 1-я ч. симфонии (1939-40?); камерно-инстр. ансамбли - 3 пьесы для скр. с фп., соната для влч. с фп., струн. квартет; для голоса с фп.- романсы Не пой, красавица, Цыгане (оба - на стихи А. С. Пушкина, 1937), песни (ок. 20), в их числе - Партизанка, Удалая комсомолка, На решающий бой.

Литература: Бахтиярова Ч., Фарид Яруллин, Казань, 1960; Лившиц A., Жизнь за Родину свою, М., 1964; Касаткина Г., Композитор-воин, "МЖ", 1974, No 9.

Ч. Н. Бахтиярова.

Ярустовский Б. М.

Борис Михайлович (2(15) V 1911, Москва - 12 VII 1978, там же) - сов. музыковед, педагог и муз.-обществ. деятель. Доктор искусствоведения (1952). Засл. деят. иск-в РСФСР (1966). Чл. КПСС с 1941. В 1937 окончил историко-теоретич. ф-т Моск. консерватории, в 1941 - там же аспирантуру (рук. В. Э. Ферман). В 1941-46 - в Сов. Армии. В 1946-58 зав. сектором культуры ЦК КПСС. С 1959 работал во Всесоюзном н.-и. ин-те искусствознания (и. о. директора, с 1961 ст. науч. сотрудник). С 1948 преподавал историю рус. музыки и оперную драматургию в Моск. консерватории (с 1956 профессор). Секретарь правления CK СССР (1968-74), вице-президент Исполкома ЮНЕСКО (1969-73), чл. Междунар. муз. совета при ЮНЕСКО (1972-78).

Осн. направление исследоват. работы Я.- проблемы классич. и совр. муз. т-ра, симфонизма. Ему принадлежат работы по вопросам оперной драматургии, ряд книг и статей, посв. сов. и заруб. музыке, творчеству П. И. Чайковского и И. Ф. Стравинского. Неоднократно представлял СССР на междунар. конгрессах, конференциях и симпозиумах. Ответств. ред. "Истории русской советской музыки" (т. 4, ч. 1-2, 1963); ред. изданий "И. Ф. Стравинский. Статьи и материалы" (1973), "Интонация и музыкальный образ. Статьи музыковедов социалистических стран" (1965; также на нем. яз.), "Музыка 20 в. Очерки" (кн. 1-3, 1976-80).

Сочинения: Облик Чайковского..., "СМ", 1938, No 6; П. И. Чайковский. Жизнь и творчество, М., 1940; Оперная драматургия Чайковского, М.-Л., 1947; Заметки об эстетике русской классической оперы, "СМ", 1948, No 2; О драматическом конфликте в советской опере, там же, 1951, No 7; Драматургия русской оперной классики..., М., 1952, 1953; О музыкальном образе, "СМ", 1953, No 7, 8, 9; Десятая симфония Д. Шостаковича, там же, 1954, No 4; Некоторые проблемы советского музыкального театра, М., 1957; "Судьба человека" на сцене Большого театра, там же, 1961, No 19; Прокофьев и театр. Заметки о драматургии, "СМ", 1961, No 4; Симфонии Чайковского, М., 1961; "Петрушка". К 80-летию Игоря Стравинского, "МЖ", 1962, No 12; Игорь Стравинский. Краткий очерк жизни и творчества, М., 1963, 1969; Музыка нового мира, М., 1964; Как жизнь..., в сб.: Интонация и музыкальный образ, М., 1965; Симфонии о войне и мире, М., 1966; Теория в развитии, "СМ", 1966, No 6; "Сказание о граде Китеже..." в Большом театре, "СМ", 1966, No 5; История и современность, там же, 1968, No 3; Очерки по драматургии оперы XX века, кн. 1-2, М., 1971-78; Есть советский интонационный строй!, "СМ", 1973, No 3; Оперный жанр в межвоенные годы, там же, 1976, No 11; Великий опыт интернационального содружества, там же, 1977, No 11; И вновь "Пиковая дама"..., там же, 1977, No 9, и др.

Литература:Богданов-Березовский В., Ученый, критик, музыкальный деятель, "СМ", 1971, No 9.

З. М. Гольдберг.

Яссер И. С.

Иосиф Самуилович (Самойлович) (р. 17(29) III 1893, Одесса) - рус. органист, пианист, хор. дирижёр и музыковед. Учился в Моск. консерватории у Б. Л. Сабанеева (орган), А. Ф. Гедике (фп.) и Н. С. Морозова (муз.-теоретич. предметы). В 1917 окончил консерваторию, в 1918-20 руководил в ней классом органа и преподавал спец. фп. Был дружен с Н. К. Метнером и С. В. Рахманиновым. В 1919-20 органист в Большом и Художеств. т-рах в Москве, затем выехал за рубеж. В 1921 органист-солист, муз. руководитель и дирижёр хора "Шанхайские певцы" при Кит. хор. об-ве. С 1921 живёт в США. В 1917-30 гастролировал как органист в Москве, Шанхае, городах США. Руководил хором при пост. "Свадебки" Стравинского в "Метрополитен-опера" (1929). В 1930-37 преподавал в Нью-Йоркском и Колумбийском ун-тах и Джульярдской муз. школе. Муз.-критич. статьи Я. печатались в амер. журн. "The Musical Quarterly", "Musical America", "Modern Music", а также в журн. "Die Musik" (Штутгарт) и "La Revue musicale" (Париж). Занимал ряд муз.-обществ. должностей - вице-президент Амер. б-ки музыковедения (с 1931), пред. музыковедч. комиссии Амер. отделения Палестинской муз. ассоциации (1933-40), пред. расширенной Нью-Йоркской секции Амер. музыковедч. об-ва (1935-37) и др. С 1938 был органистом Всеамер. радио- и телевизионной компании в Нью-Йорке.

Литературные сочинения: Мое общение с Рахманиновым, в сб.: Памяти С. В. Рахманинова, Нью-Йорк, 1946, с. 150-75 (сокращ. вариант в кн.: Воспоминания о Рахманинове, сост., ред. примеч. и пред. З. Апетян, т. 2, М., 1957, 1967, доп. 1974); Carrying classicism into the futurist camp, Nicolas Medtner comes to win new worlds, "Musical America", 1924, v. 3, No 11; A theory of evolving tonality, N. Y., 1932; Mediaeval quartal harmony, N. Y., 1938.

Литература: Meтнeр H., Письма, сост. и ред. З. А. Апетян, М., 1973; его же, Воспоминания, статьи, материалы, сост.-ред., автор вступ. ст., комментариев, указателей З. А. Апетян, М., 1981.

Л. И. Ройзман.

Ястребцов В. В.

Ястребцов В. В. (Ястребцев) Василий Васильевич (18 (30) VIII 1866, Могилёв - 25 IX 1934, Ленинград) - сов. муз. писатель. В 1890-91 занимался в Петерб. консерватории у И. Ю. Иогансена, затем брал уроки у Н. А. Соколова. Был деятельным участником Петерб. об-ва муз. собраний, к-рое содействовало постановке опер Н. А. Римского-Корсакова и М. П. Мусоргского и пропагандировало их. После революции заведовал музеями М. И. Глинки и А. Г. Рубинштейна в Петрогр. консерватории. Пропагандист, биограф и исследователь творчества Римского-Корсакова. Занимался также вопросами гармонии и инструментовки. Автор ряда муз. произведений.

Сочинения: Несколько слов о 2-й и 3-й редакциях "Псковитянки" и народных темах, взятых Римским-Корсаковым в эту оперу, "РМГ", 1895, No 5-6; Николай Андреевич Римский-Корсаков. Очерк его жизни и деятельности. Полный список сочинений, М., 1908; Мои воспоминания о Николае Андреевиче Римском-Корсакове, вып. 1-2, П., 1917; Николай Андреевич Римский-Корсаков. Воспоминания, т. 1-2, Л., 1959-60, и др.

Яунзем И. П.

Ирма Петровна (15 (27) IX 1897, Минск - 17 IV 1975, Москва) - сов. певица (меццо-сопрано) и педагог. Нар. арт. РСФСР (1957). Засл. арт. БССР (1923). Чл. КПСС с 1954. В 1915-17 училась в Петрогр. консерватории по классу пения у К. Н. Дорлиак. Конц.-исполнит. деятельность начала в Пензе (1917, Камерный т-р миниатюр). В 1925-63 солистка Моск. филармонии. Я. сочетала исполнит. деятельность с записью и изучением муз. фольклора разных народов, была блестящим знатоком и неутомимым пропагандистом нар. песни. Подготовила к изданию сб. "Революционные песни народов" (изд. 1931). Я. первой в СССР исполняла песни народов мира на нац. яз. (на 60 языках). Впервые ввела в практику лекции-концерты, посв. нар. песне. Исполняла также песни сов. композиторов (В. П. Соловьёва-Седого, В. А. Белого, Д. Б. Кабалевского и др.). С 1950 занималась педагогич. деятельностью. В последние годы жизни - педагог Всероссийской творческой мастерской эстр. иск-ва. Гастролировала в Китае, Корее, Японии (1926-28), Германии (1927-28), Польше (1929-30). Автор кн. "Человек идёт за песней" (1968).

Литература: Бугославский С., Ирма Яунзем, исполнительница песен народностей, М.-Л., 1927; его же, Ирма Яунзем, М., 1929 (совм. с др. авторами).

Яушев И. М.

Илларион Максимович (3(16) I 1902, с. Лобаски Лукьяновского у., ныне Ичалковского р-на Морд. АССР - 31 V 1961, Саранск) - сов. певец (бас). Нар. арт. Морд. АССР (1945). Засл. арт. РСФСР (1960). В 1935 окончил Моск. консерваторию у Н. И. Сперанского, затем занимался в студии Большого т-ра. С 1937 солист Оперного т-ра в Саранске. Создал 24 сценич. образа, среди лучших - Пимен, Варлаам ("Борис Годунов"), Гремин, Зарецкий ("Евгений Онегин"), Андрей Дубровский ("Дубровский"), Пумраз ("Несмеяна и Ламзурь" Кирюкова). Организовал морд. хор. Участник фронтовых бригад (1941-45). В 1949-1958 солист Моск., с 1958 - Морд. филармоний. Записал много нар. песен (морд., тат., русских). Его пение отличалось задушевностью. Автор ряда песен.

Литература: Яушев Илларион Максимович, в кн.: Искусство Мордовии, Саранск, 1973.

Яхимецкий З.

Яхимецкий З. (Jachimecki) Здзислав (7 VII 1882, Львов - 27 X 1953, Краков) - польск. музыковед, композитор, педагог и дирижёр. Чл. Польск. АН. Учился у Х. Ярецкого и С. Невядомского (композиция) в консерватории во Львове, у Г. Адлера (музыковедение) в ун-те в Вене, где совершенствовался в композиции у X. Греденера и А. Шёнберга (1902-06). Работал в Кракове; преподавал муз.-теоретич. предметы и композицию в консерватории (1906-11) и ун-те (с 1911, в 1917-53 профессор). Одноврем. дирижировал симф. концертами (1908-24). С 1918 читал курсы лекций (гл. обр. о Ф. Шопене) в ун-тах Италии, Германии, Австрии, Венгрии. В качестве дирижёра, лектора (в т. ч. Польского радио), редактора и публициста пропагандировал редко исполнявшиеся произв. польских композиторов разл. эпох и стилей. Один из ведущих польск. музыковедов 20 в., Я. занимался изучением совр. польск. и заруб. музыки, а также творчества старинных польских композиторов - Миколая из Кракова, Миколая из Радома, Б. Пенкеля, М. Гомулки, М. Зеленьского и др., отд. произв. к-рых подготовил к изданию. Я. принадлежат переводы на польск. яз. либретто неск. опер Р. Вагнера, В. А. Моцарта и др., а также текстов песен Ф. Шуберта, Ф. Листа, X. Вольфа, Р. Штрауса, К. Дебюсси и др. Автор гл. обр. хор. сочинений и песен на слова польск. поэтов. Среди др. произв.- симф. фантазия (1913).

Литературные сочинения: Mozart w 150 rocznice urodzin, Kr., 1906; H. Wolf, Kr., 1908; J. Haydn..., Kr., 1910; R. Wagner. Zycie i twуrczosc, (Lwуw), 1911, Kr., 1973; Historja muzyki polskiej (w zarysie), Warsz., (1920); S.Moniuszko, Warsz.- N. Y., (1921); F. Chopin. Rys zycia i twуrczosci, Kr., 1927, 1959; K. Szymanowski, rys dotychczasowej twуrczosci, Kr., 1927; Muzyka polska w rozwoju historycznym od czasуw najdawniejszych do doby obecnej, t. 1, cz. 1-2, Kr., 1948-51 (часть 2-я - совм. с С. Каминьским); Muzykologia i pismiennictwo muzyczne w Polsce, Kr., 1948; Kronika zycia S. Moniuszki, Kr., 1951; Wladyslaw Zelenski, zycie i twуrczosc..., (Kr., 1952); Antoni Radziwill i Jego muzyka do "Fausta", (Kr., 1957); Wplywy wloskie w muzyce polskiej, Kr., 1973, и др.

О. В. Левтонова.

Яхин Р. М.

Рустем Мухамет-Хазеевич (р. 16 VIII 1921, Казань) - сов. композитор и пианист. Засл. деят. иск-в РСФСР (1970). В 1942-45 участник Ансамбля песни и пляски Войск противовоздушной обороны Моск. фронта. В 1950 окончил Моск. консерваторию по классу композиции у Ю. А. Шапорина и фп. у В. М. Эпштейна. В 1950-52 преподавал в Казанской консерватории. В своих соч. Я. своеобразно преломляет на национальной основе классич. традиции. Его музыку отличают поэтичность, гражданская направленность, связь с нар.-песенным иск-вом. Концерт Я. для фп. с оркестром (1951) положил начало развитию конц. жанра в тат. музыке. Осн. область творчества Я. - вок. и инстр. камерная музыка. Я. принадлежат обработки тат. нар. песен. Известен как пианист-исполнитель своих произв., аккомпаниатор и участник камерных ансамблей. Гос. пр. Тат. АССР им. Г. Тукая (1959).

Сочинения: кантата Урал (сл. К. Даяна, 1949); камерно-инстр. ансамбли - соната (1948) и поэма (1954) для скр. с фп., элегия для влч. с фп; для фп. - соната, сюита (1941-48) и др. пьесы; для голоса с фп. - ок. 300 песен и романсов, в т. ч. Забыть тебя не в силах я (сл. М. Нугмана, 1949), В душе весна (сл. Г. Насретдинова), драм. монолог Поэт (сл. Г. Тукая, оба - 1951), Волны (сл. М. Джалиля), вок. цикл в Моабитском застенке (на стихи Джалиля, 1955-56), Не улетай, соловей (сл. Г. Зайнашевой, 1968), Осенняя мелодия (сл. М. Галиева, 1976), Белый парус (сл. М. Нугмана, 1978), вок. цикл Солнечный дождь (сл. Р. Хариса, 1980).

Литература: (Шуйская Н.), Рустем Яхин, М., 1958; Виноградов Ю., Рустем Яхин - композитор и пианист, в кн.: Композиторы Российской Федерации, М., 1981, вып. 1.

Ч. Н. Бахтиярова.

Яхонтов Н. П.

Николай Петрович (15 (26) I 1764, Псков - 4 (16) VI 1840, с. Туховик Выбутской вол. Псковского у.) - рус. композитор. Игре на фп. обучался, вероятно, под руководством отца - музыканта-любителя. С 1779 жил в Петербурге, служил в Преображенском, с 1781 - в Измайловском полках. Получил известность в кругу передовых представителей лит. и художеств. интеллигенции как пианист и композитор. Его близкими друзьями были поэты Н. А. Львов, Г. Р. Державин, В. В. Капнист. На формирование творч. облика Я. оказали влияние эстетич. взгляды Львова. В 1784 вышел в отставку; поступив в Коллегию иностр. дел, служил при рус. посольствах в Стокгольме и Париже. В 1789 вернулся в Петербург, работал в почтовом ведомстве. С 1793 советник губернатора и директор уч-ща, в 1803-07 пред. гражд. палаты, с 1814 совестный судья в Пскове. Свои 2 оперы - "Сильф, или Мечта молодой женщины" (комич. опера с песнями и разговорными диалогами на текст Н. А. Львова) и "Король и пастух" ("Le roi et le pвtre"; либр. на франц. яз.) Я. создал, по-видимому, в нач. 1790-х гг. Они были поставлены любителями на домашней сцене. Современники рассматривали "Сильф..." как яркий образец рус. комич. оперы. Ф. П. Львов писал, что опера "...исполнена красот национальных".

Литература: Розанов А. С, Композитор Николай Петрович Яхонтов, в кн.: Музыкальное наследство. Сборники по истории музыкальной культуры СССР, т. 1, М., 1962, с. 11-64.

А. С. Розанов.

Яшвили

Яшвили - семья сов. скрипачей. Луарсаб Сейтович Я. (р. 1 (14) IV 1907, Тбилиси) - скрипач, альтист и педагог. Засл. деят. иск-в Груз. ССР (1961). Игре на скрипке обучался у А. Н. Карашвили. В 1915 поступил в груз. гимназию, где пел в ученич. хоре под рук. З. П. Палиашвили. В 1930 окончил финансово-экономич. ф-т Тбилисского ун-та и Тбилисскую консерваторию по классу скрипки у В. Р. Вильшау, в 1935 - аспирантуру при Ленингр. консерватории по классу альта (рук. А. Г. Сосин). С 1935 преподаватель по классам скрипки и альта Тбилисской консерватории (с 1947 профессор). В 1928-44 участник Гос. квартета Грузии (альт). В 1967-71 преподавал в Каирской консерватории. Среди учеников - его дочери М. Л., И. Л., Н. Л. Яшвили; альтисты А. Г. Бегалишвили, Я. Леус; композиторы Р. И. Лагидзе, И. А. Геджадзе, Ш. И. Шилакадзе.

Иринэ Луарсабовна Я. (р. 5 XI 1942, Тбилиси), дочь Л. С. Яшвили. Засл. арт. Груз. ССР (1970). В 1964 окончила Тбилисскую консерваторию по классу скрипки у Л. С. Яшвили, с этого же года преподаватель Тбилисской консерватории. В 1959-1964 солистка-концертмейстер оркестра Оперной студии при Тбилисской консерватории, в 1966-73 солистка камерного оркестра Груз. филармонии. Ведёт концертную деятельность. 1-я пр. на Закавказском конкурсе музыкантов-исполнителей (Баку, 1961). Гастролировала за рубежом (Нидерланды, ГДР).

Маринэ Луарсабовна Я. (p. 2 X 1932, Тбилиси), дочь Л. С. Яшвили. Нар. арт. Груз. ССР (1967). Занималась у отца. В 1955 окончила Моск. консерваторию по классу скрипки у К. Г. Мостраса, в 1958 - под его рук. аспирантуру. В 1958-66 преподаватель по классу скрипки Моск., с 1966 - Тбилисской консерваторий (с 1977 профессор). В 1975-79 преподавала в академии иск-в Нового Сада (Югославия). С 1957 солистка Моск. филармонии. В 1966-72 худ. рук. камерного оркестра при Тбилисской филармонии. Лауреат Междунар. конкурсов скрипачей им. Я. Кубелика (Прага, 1949, 4-я и 5-я пр.), им. Г. Венявского (Познань, 1952, 3-я пр.), им. бельгийской королевы Елизаветы (Брюссель, 1955, 7-я пр.). Гос. пр. Груз. ССР им. З. П. Палиашвили (1974). Гастролировала за рубежом (Чехословакия, Румыния, Болгария, Венгрия, ГДР, Франция, Дания, Исландия, Югославия, Мексика и др.).

Нана Луарсабовна Я. (р. 14 X 1949, Тбилиси), дочь Л. С. Яшвили. Засл. арт. Груз. ССР (1976). Занималась у отца. В 1970 окончила Моск. консерваторию по классу скрипки у Л. Б. Когана, в 1975 - под его рук. аспирантуру. Лауреат 2-го Закавказского конкурса музыкантов-исполнителей (Тбилиси, 1965, 2-я пр.), Междунар. конкурсов им. Ж. Тибо (Париж, 1967, 1-я пр. и спец. приз за лучшее исполнение рапсодии М. Равеля "Цыганка") и в Монреале (1972). В 1971-73 играла в Гос. трио Грузии. Гастролировала за рубежом (ГДР, Венгрия, Нидерланды, Канада, Франция, Швейцария и др.).

Литература: Волков A., M. Яшвили, "СМ", 1962, No 2; Чалаева И., Сестры Яшвили, там же, 1967, No 12.

Э. П. Месхишвили.

Яшугин И. П.

Иван Петрович (р. 29 VII (11 VIII) 1907, дер. Чучелово, ныне Веселово Калининской обл.) - сов. певец (бас). Нар. арт. РСФСР (1957). Чл. КПСС с 1949. В 1938 окончил Ленингр. консерваторию по классу пения у С. И. Мирович. С 1934 пел в Оперной студии Ленингр. консерватории, в 1938-59 солист Ленингр. т-ра оперы и балета. Голос Я. - ровный во всех регистрах, манера исполнения - сдержанная и выразительная. Партии: Сусанин, Руслан, Борис Годунов, Досифей, Мельник; Грозный ("Псковитянка"), Мефистофель; Емельян Пугачёв ("Емельян Пугачёв" Коваля), Бестужев и Пестель ("Декабристы" Шапорина), Тарас ("Семья Тараса" Кабалевского; Гос. пр. СССР, 1951) и др. До 1965 выступал как конц. певец. С 1965 преподаёт пение в Муз. уч-ще при Ленингр. консерватории.

Предыдущая страница