Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "Я" (часть 2, "ЯНК"-"ЯШУ")
Янкелевич В. (Jankelevitch) Владимир (р. 31 VIII 1903, Бурж, департамент Шер) - франц. философ и муз. писатель. В 1925 окончил Школу вост. языков в Париже (отделение рус. языка). В 1927-33 преподавал философию во Франц. ин-те в Праге, в 1933-39 и 1945-52 - в ун-те Лилля (с 1939 профессор). В 1939-1945 профессор ун-та в Тулузе, с 1952 - Парижского ун-та (курсы морали и философии). В годы 2-й мировой войны 1939-45 был участником Движения Сопротивления. Специалист в области философии, истории, знаток лит-ры, классич. и совр. музыки, Я. в монографич. работах рисует яркие портреты музыкантов и в то же время полно воссоздаёт эпоху, в к-рую они творили, глубоко анализирует муз. произв. Его работы содержат интересные наблюдения над развитием направлений, стилей, жанров. Труды Я. - значит. вклад в историю музыки 20 в. Сочинения: G. Faurй, ses mйlodies, son esthйtique, P., 1938, 1951; Ravel, P., 1939, 1965; Debussy et le mystиre, Neuchвtel, 1949; La rhapsodie, verve et improvisation musicale, P., 1955; Le nocturne. Faurй. Chopin et la nuit. Satie et le matin, P., 1957; La musique et l'ineffable, P., 1961. Литература: Vax L., L'esthйtique nйgative de V. Jankйlйwitch, "Revue philosophique", 1964, No 3. |
Юрий Исаевич (22 II (7 III) 1909, Базель, Швейцария - 12 IX 1973, Москва) - сов. скрипач и педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1966). Кандидат искусствоведения (1956). Обучался игре на скрипке с 9 лет в Омске у А. А. Берлина, выступал там же с сольными концертами. С 1923 учился в Ленингр. консерватории по классу скрипки у И. Р. Налбандяна. В 1932 окончил Моск. консерваторию по классу скрипки у А. И. Ямпольского, в 1937 - у него же аспирантуру. С 1939 участник струн. квартета Моск. консерватории (альт). С 1934 преподавал игру на скрипке в Центр. муз. школе, Муз. уч-ще при Моск. консерватории и в консерватории (с 1961 профессор). Я. - один из видных сов. педагогов. Среди его учеников - И. В. Бочкова, В. Т. Спиваков, В. В. Третьяков, H. E. Школьникова, Т. Т. Гринденко. Автор статей по теории и методике исполнит. иск-ва. Провёл ряд семинаров по скр. исполнит. мастерству в СССР (в Киеве - 1967, 1969, 1970; в Одессе - 1969), а также за рубежом (ГДР, ПНР, Франция, Япония). Ему принадлежат транскрипции для скрипки произв. др. авторов, в их числе ария Генделя, 3 фрагмента из балета "Ромео и Джульетта" Прокофьева. Литературные сочинения: Смены позиций в связи с задачами художественного исполнения на скрипке..., М., 1955 (автореферат дисс.), то же, в кн.: Очерки по методике обучения игре на скрипке. Сб. статей, М., 1960; О первоначальной постановке скрипача, в сб.: Вопросы скрипичного исполнительства и педагогики. Сб. статей, М., 1968; На музыкальных семинарах в Японии и ГДР, в сб.: Мастерство музыканта-исполнителя, вып. 1, М., 1972, и др. Литература: Гайдамович Т., В расцвете сил, "СМ", 1966, No 12; её же, Замечательный педагог, "МЖ", 1967, No 2; Живов Л., Мастер скрипичной педагогики, там же, 1969, No 12; Чугаева Е., Памяти учителя, "Сов. музыкант", 1973, 2 окт. З. М. Гольдберг. |
Тамара Фёдоровна (р. 24 VI (7 VII) 1912, ст. Жмеринка, Херсонской обл.) - сов. певица (меццо-сопрано). Нар. арт. РСФСР (1977). Чл. КПСС с 1954. В 1939 окончила Моск. консерваторию по классу пения у К. Н. Дорлиак. С 1938 солистка Муз. т-ра им. Вл. И. Немировича-Данченко (с 1941 - Муз. т-р им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко). Мн. партии готовила под рук. Немировича-Данченко. Я., певице яркого самобытного дарования, в равной степени удаются драм., харбктерные и комич. роли; была 1-й исполнительницей партий во мн. операх сов. композиторов, в т. ч. Косовой ("В бурю", 1939), Ефросиньи ("Семья Тараса"; Гос. пр. СССР, 1952), Дуэньи ("Обручение в монастыре", 1959), Синьоры ("Улица дель Корно" Молчанова, 1960), Мокеихи ("Виринея" Слонимского, 1967), Матери ("Три жизни" Тактакишвили, 1972). Среди др. партий - Любаша ("Царская невеста"), Няня, Ольга ("Евгений Онегин"), Перикола ("Перикола" Оффенбаха), Ланж ("Дочь мадам Анго" Лекока). Ведёт большую конц.-исполнит. деятельность, пропагандирует творчество сов. композиторов. В 1939 на 1-м Всесоюзном конкурсе вокалистов получила спец. премию за лучшее исполнение произв. сов. авторов. С 1954 преподаёт в ГИТИСе (с 1977 доцент). Автор ряда статей в периодич. печати, в т. ч. "К. Н. Дорлиак" (в сб. "Воспоминания о Московской консерватории", М., 1966), "Четвёрка дружная ребят" (в кн.: "Дм. Кабалевский", М., 1974), "Продолжение традиции" ("СМ", 1977, No 7), "Владимир Канделаки" ("МЖ", 1978, No 9), "Надежда Кемарская" (там же, 1979, No 23). Литература: Поляновский Г., Удивительная, непохожая, "Театр. жизнь", 1961, No 12; Грошева Е., Тамара Янко, "СМ", 1967, No 10; Завадская Н., Тамара Янко, Сергей Ценин. (Беседы с мастерами). "МЖ", 1973, No 13. В. И. Зарубин. |
Тамара Георгиева (р. 5 IV 1907, Пловдив) - болг. пианистка и педагог. Нар. арт. НРБ (1979). Получила начальное муз. образование в семье, богатой муз. традициями (её бабушка Елена Я. - известная исполнительница нар. песен, отец Георги Я. - собиратель нар. песен, сестра Елена Янкова-Колтоновская - пианистка, первая учительница Я.). Училась в Гос. муз. академии в Софии у Г. Визнера и А. Стоянова (фп.). Совершенствовалась в Вене у Ю. Д. Исерлиса. С 1925 концертирует в Болгарии и др. странах (в СССР выступала в 1962). С 1932 преподаёт в Гос. муз. академии в Софии (с 1939 профессор). В обширном репертуаре Я. - соч. В. А. Моцарта, Л. Бетховена, Р. Шумана, Ф. Шопена. Я. - первая исполнительница в Болгарии произв. А. Н. Скрябина, С. В. Рахманинова, Н. К. Метнера, а также С. С. Прокофьева, О. В. Тактакишвили и др. сов. композиторов. Автор методич. работ по фп. исполнительству. Димитровская пр. (1952). А. Абаджиев. |
Янковский М. О. (наст. фам. - Xисин) Моисей Осипович (27 X (8 XI) 1898, Варшава - 9 VI 1972, Ленинград) - сов. музыковед, критик, драматург и педагог. Доктор искусствоведения (1968). В 1924 окончил Моск. ун-т. С 1927 сотрудник редакций ленингр. и моск. газет и журналов. В 1931-33 худ. рук. Ленингр. т-ра муз. комедии, в 1940-41 - Ленингр. т-ра эстрады. В 1944-1949 преподаватель Ленингр. Театр. ин-та. В 1930-37, 1943-49, 1953-72 ст. науч. сотрудник и профессор Ленингр. ин-та т-ра, музыки и кинематографии. Учёный широкого науч. кругозора, выдающийся знаток рус. муз. т-ра 19-20 вв., Я. посвятил свои исследования творчеству В. В. Стасова, Н. А. Римского-Корсакова, А. К. Глазунова, Ф. И. Шаляпина, H. H. Фигнера, И. В. Ершова, Н. И. Забелы-Врубель, опубликовал мн. документы их жизни и деятельности. Автор первых в СССР трудов об оперетте, а также либретто муз. комедий "Золотая долина" и "Попутный ветер" Дунаевского, "Сирень-черёмуха" Желобинского, рус. текстов оперетт "Парижская жизнь", "Герцогиня Герольштейнская" Оффенбаха, "Чёрное домино" Обера, "Фиалка Монмартра" Кальмана и др. Сочинения: Оперетта. Возникновение и развитие жанра на Западе и в СССР, Л.-М., 1937; И. О. Дунаевский, Л.-М., 1940; Шаляпин и русская оперная культура, Л.-М., 1947; Римский-Корсаков и революция 1905 года, М.-Л., 1950; Ф.И.Шаляпин, М.-Л., 1951, 1955; Н. И. Забела-Врубель, М., 1953; Стасов и Римский-Корсаков, в сб.: Римский-Корсаков. Исследования. Материалу. Письма, т. 1, М., 1953 (Музыкальное наследство); письма В. В. Стасова к родным (совм. с Ю. Келдышем), в кн.: Стасов В. В., Письма к родным, т. 1, ч. 2, М., 1954, т. 2, М., 1958, т. 3, ч. 1, М., 1962; Былинные истоки оперы "Садко" Н. А. Римского-Корсакова, Уч. записки НИИ театра, музыки и кинематографии, т. 2, Л., 1958; Вехи жизненного пути, в сб.: Глазунов. Исследования. Материалы..., т. 1, Л., 1959 (Муз. наследие); Ленинградский гос. театр муз. комедии, в сб.: Музыкальная жизнь Ленинграда, Л., 1961; О традициях и о новом в воплощении современной темы, в кн.: Музыкальный театр и современность. Вопросы развития советской оперетты, М., 1962; Советский театр оперетты. Очерк истории, Л.-М., 1962; И. Ершов и русская оперная культура, в кн.: И. В. Ершов..., Л.-М., 1966; H. H. Фигнер, в кн.: H. H. Фигнер. Воспоминания. Письма. Материалы, Л., 1968; Дунаевский и его письма, в кн.: Дунаевский И., Избранные письма, Л., 1971; Шаляпин (Жизнь в искусстве), (Л., 1972); Опереточный Театр. в кн.: Русская художественная культура конца XIX - начала XX вв. (1908-1917), кн. 3, М., 1977; Искусство оперетты, М., 1982, и др. С. Д. Дрейден. |
Яновка Б. (Janovka) Tомаш Бальтазар (крещён 6 I 1669, Кутна-Гора, Чехия - похоронен 13 VI 1741, Прага) - чеш. муз. теоретик и органист. Служил церк. органистом в Праге (с 1691), одноврем. изучал философию, получил степень магистра свободных иск-в Пражского ун-та. Вошёл в историю музыки как лексикограф, опубликовавший книгу (на лат. яз.) "Ключ к сокровищнице великого искусства музыки" ("Clavis ad thesaurum magnae artis musicae", 1701, Prague, 1715; сохранилось нecк. экземпляров). Это первый муз. справочник, изданный после лат. муз.-терминологич. словаря И. Тинкториса (был опубликован в 1475 в Неаполе). Книга Я. содержит 165 муз. терминов, расположенных в алфавитном порядке; нек-рые важнейшие понятия (такт, тон, гамма, муз.. фигура и др.) подробно разъясняются, в др. случаях Я. ограничивается краткой дефиницией. Литература: Dlabасz G. В., Kьnstlerlexikon fьr Bцhmen, Prag, 1815; Burda A., Ceskэ prнnos moderni hudebnн teorнi. Tomбs Baltazar Janovka, Praha, 1946 (diss.); его же, M. Vogt а Т. В. Janovka, "Hudebnн veda", 1965, r. 2, No 4; Sehnal J., Janovkas "Clavis" und die Musik in Prag um das Jahr 1700, в сб.: "Sbornik praci filosofickй fakulty Brnenskй universiteta", 1971, t. 20, No 6. JI. И. Ройзман. |
Борис Карлович (19 (31) XII 1875, Москва - 19 I 1933, Харьков) - сов. композитор и педагог. Окончил Киевский ун-т. Музыке обучался сначала у отца, затем у Е. А. Рыба. Был дирижёром, педагогом, муз. критиком в Киеве (до 1910), Москве, Петрограде, Харькове, где жил с 1918 (наиболее интенсивный период его творч. и обществ. деятельности). Сочинения: оперы - 10, в т. ч. Два Пьерро, или Коломбина (1907), Сестра Беатриса (1907, Киев), 1812 год (1912, Тбилиси), Ведьма (по А. П. Чехову, 1916, Оперный т-р Зимина, дирижёр Я.), Вибух (Взрыв; 1927, Харьков), Дума черноморская (1928, Киев); балеты - Аравийская ночь (1916, Студия Оперного т-ра Зимина), Ференджi (1930, Харьков); муз. комедия Трунар (Гробовщик; по А. С. Пушкину, 1923); для орк. - Восточная сюита (1896), поэмы Вий (1899) и Фавн и пастушка (1902), Andante (1899); Интермеццо на укр. нар. темы (1928) и Заздравная (1931) для струн. квартета; для фп. - сюита (1924), Бублики (18 детских пьес, изд. в 1926); Ария 18 столетия для влч. и фп. (1908); хоры; музыка к спектаклям драм. т-ра. |
Арвид Кришевич (р. 10 (23) X 1914, Лиепая) - сов. дирижёр. Нар. арт. СССР (1976). В 1944 окончил Латв. консерваторию по классу скрипки у Р. Микельсона. С 1931 скрипач оркестра Лиепайской оперы и филармонии. В 1940 дебютировал как дирижёр в Лиепайской опере, где под его упр. была исполнена оперетта Ф. Раймонда "Голубая маска". В 1944-1952 дирижёр Латв. т-ра оперы и балета. Среди наиболее значит. работ этого периода: оперы "Тоска" (1945), "Пиковая дама", "Риголетто" (обе - 1946), "Отелло" (1951), балеты "Дон Кихот" (1945), "Лайма" А. Ленина (1947), "Спящая красавица" (1948). Принимал участие в пост. балета "Сакта свободы" А. Скулте (1950; Гос. пр. СССР, 1951). 2-я пр. на Всесоюзном смотре-конкурсе дирижёров (1946). В 1947-52 дирижёр симф. оркестра Латв. радио. В 1952 переехал в Ленинград, где в течение года был ассистентом Е. А. Мравинского. Позднее 2-й дирижёр акад. симф. оркестра Ленингр. филармонии. Под упр. Я. впервые прозвучали мн. произв. ленингр. композиторов - симфония No 3 и концерт для скрипки с оркестром Б. А. Арапова, соната для фп. и струн. оркестра В. Н. Салманова (посв. Я.), цикл "Песни вольницы" С. М. Слонимского для сопрано и баритона с оркестром, "Поэма памяти погибших в годы блокады Ленинграда" и "Драматическая поэма" Петрова для органа, струнных, 4 труб, 2 фп. и ударных, оратория "Ленинградская поэма" Г. Г. Белова и др. Исполнение Я. характеризуют эмоциональная теплота, темпераментность, артистичность. Дирижёру свойственны глубокое проникновение в авторский замысел, убедительное раскрытие муз. драматургии. Неоднократно выезжал на гастроли в страны Европы, в Австралию и Японию. Почётный дирижёр Токийского симф. оркестра (1958). В 1965-75 руководил Междунар. курсами дирижёрского мастерства в Веймаре. С 1972 ведёт класс оперно-симф. дирижирования в Ленингр. консерватории. Литература: Вайнкоп Ю., Рассказ об оркестре, "СМ", 1963, No 11; Muske V., Dirigents A. Jansons, в сб.: Latviesu muzika, 5, Riga, 1966. В. Ю. Мушке. |
Олег Григорьевич (р. 18 VI 1939, Москва) - сов. органист и композитор. В 1964 окончил Моск. консерваторию по классам фп. у Г. Г. Нейгауза, органа у Л. И. Ройзмана, композиции у Ю. А. Шапорина. Стажировался в Венской академии музыки и Летней академии для органистов в Харлеме (Нидерланды, 1966). В 1963-71 солист Минской филармонии; организатор и руководитель Минского камерного оркестра. С 1971 солист Моск. филармонии. Дипломант Мeждунар. конкурса органистов им. И. С. Баха (Лейпциг, 1964). Автор 3 опер, балета, ряда симф. и вок.-симф. произв., концертов для разл. инструментов с оркестром (в т.ч. 3 для органа), музыки к спектаклям драм. т-ра и кинофильмам. |
Николай Андреевич (17 (29) XII 1859, с. Корница Константиновского у. Седлецкой губ., ныне Польша - 5 XII 1921, Москва) - рус. этнограф, исследователь рус, белорус, польск. и укр. нар. музыки. Окончил историко-филологич. ф-т Моск. ун-та (1884). С 1885 постоянно участвовал в муз.-этнографич. экспедициях (Белоруссия, Литва, Украина, Рязанская обл.). Чл. Об-ва драм. писателей и композиторов (1887), Этнографич. об-ва (1887), Моск. археологического (1888), Об-ва истории и древностей российских (1888), Любителей рус. словесности (1896). В 1889 основал журн. "Этнографическое обозрение" (до 1916 редактор, последние 2 номера отпечатаны в 1918). В 1897-1920 хранитель этнографич. коллекции В. А. Дашкова в Москве, реорганизовал её. В 1901 организовал муз.-этнографич. комиссию при Этнографич. отделе Об-ва любителей естествознания, антропологии и этнографии при Моск. ун-те (до 1920 бессменный председатель). Редактор школьных сб-ков рус. и белорус. нар. песен, сб. "Песни донских казаков, записанные А. М. Листопадовым" (1911). Один из основателей Нар. консерватории в Москве (1906). Автор музыки и рус. текста (сл. Я. Купалы) Гос. гимна БССР (1919). Преподаватель Моск. ун-та (1919-21), профессор Белорус. ун-та в Минске (1921). Действит. чл. ГИМНа (1921). Собирал и обрабатывал укр., белорус, польские и рус. нар. песни. Литературные сочинения: Малорусская свадьба в Корницком приходе Константиновского уезда Седлецкой губернии, М., 1885; Заметка о старых рукописных песенниках, добытых из Волынской губернии, "Киевская старина", 1888, No 1; По Минской губернии, в сб.: Труды этнографического отдела Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии, т. 9, вып. 1, 1889; Польские ученые музыканты и этнографы. Оскар Кольберг, "Этнографическое обозрение", М., 1889, No 2; Вступительная записка об изучении народной песни и музыки и о деятельности Московской музыкально-этнографической комиссии, в сб.: Труды музыкально-этнографической комиссии, т. 1, М., 1906; Князь Одоевский и его значение в истории русской церковной и народной музыки, там же; Несколько замечаний об источниках изучения первобытной музыки, там же; О мнимо-народных белорусских песнях исторического и мифологического содержания, в кн.: Сборник Харьковского историко-филологического общества, т. 18, Харьков, 1908; О музыке былин в связи с историей их изучения, в кн.: Русская устная словесность, т. 2. Былины, М., 1919, и др. Литература: Шаров Н. В., Николай Андреевич Янчук, в сб.: Труды Белорусского государственного университета в Минске, 1922, No 2-3; Сумцов М., Мiкола Андрiевич Янчук, "Наука на Украине", 1922, No 3. М. P. Леонова. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Саттар Ярашевич (р. 24 VIII 1915, Вабкент, ныне Бухарской обл.) - сов. певец (драм. тенор). Нар. арт. Узб. ССР (1959). В 1952 окончил Узб. студию при Моск. консерватории, в 1972 - Ташкентскую консерваторию. Работал в разл. муз.-драм. т-рах Бухары и Ташкента. С 1952 солист Узб. т-ра оперы и балета. Партии: Тахир ("Тахир и Зухра" Бровцына и Джалилова), Меджнун, Кадыр ("Лейли и Меджнун", "Гюльсара" Садыкова и Глиэра), Мони, Бутаджон, Джура, Фукат ("Дилором", "Великий канал", "Буран", "Сердце поэта" Ашрафи), Чубанали ("Проделки Майсары" Юдакова), Омон ("Зайнаб и Омон" Раджаби, Садыкова, Закирова и Зейдмана), Юлчи, Чарыбай ("Свет из мрака", "Перед зарёй" Хамраева), Нияз ("Песня Хорезма" Юсупова), Муканна ("Муканна" Раджаби и Мушеля) и др. Снимался в кино. С 1967 доцент Ташкентского театр.-художеств. ин-та. |
Уно Йоханнесович (р. 20 VI 1926, Таллин) - сов. хор. дирижёр. Нар. арт. Эст. ССР (1976). В 1952 окончил Таллинскую консерваторию у Г. Г. Эрнесакса. В 1956-75 гл. дирижёр хора мальчиков Таллинского дворца культуры им. Я. Томна, с 1957 одноврем. дирижёр Гос. акад. муж. хора Эст. ССР. С 1963 гл. хормейстер Эст. т-ра оперы и балета. Принимал участие в пост.: "Евгений Онегин", "Алеко", "Дон Жуан"; "Трубадур" и "Атилла" Верди, "Турок в Италии" Россини, "Кармен"; "Кровавая свадьба" Соколаи, "Летучая мышь" Штрауса, "Катерина Измайлова"; "Кола Брюньон" Кабалевского, "Девичий переполох" Милютина, "Огни мщения" Каппа, "Берег бурь" Эрнесакса, "Сирано де Бержерак" и "Железный дом" Тамберга, "Барбара фон Тизенхузен" Тубина. С 1952 ведёт педагогич. деятельность. В 1960-63 и с 1970 преподаватель Таллинской консерватории (с 1979 доцент). |
Пётр Глебович (15 (27) VIII 1875, дер. Сельцо Московской губ.- 18 XII 1945, Москва) - рус. поэт, исполнитель-импровизатор, знаток и собиратель рус. нар. песен. Род. в крестьянской семье. Рус. нар. песни слушал в детстве в исполнении своей матери. Занимался под рук. известного певца, балагура, затейника и плясуна П. Я. Порошина. В 1884-87 учился в земской школе, в 1887-92 обучался столярному делу в Москве. После Окт. революции 1917 принимал активное участие в культурной жизни деревни. Был селькором, писал статьи для газ. "Беднота", "Крестьянская газета", журн. "Сам себе агроном" и брошюры на сельскохозяйственные темы. В 1919 Я. организовал самодеят. крест. хор (в 1925-49 проф. моск. коллектив). В 1921 хор Я. впервые выступил в Москве на собрании этнографич. секции ГИМНа. Я. составлял программы для концертов хора ("Русские народные песни на слова Кольцова и Пушкина" и др.), сопровождал их пояснениями. В 1930 хор Я. занял первое место на Всесоюзной олимпиаде. Талантливый руководитель хора, Я. выработал своеобразный моск. исполнит. стиль. Публиковал статьи о хоре, рус. нар. песне в муз. журналах. В течение неск. десятков лет занимался собирательской деятельностью; тексты и мелодии песен запоминал на память и распевал в хоре. Многие из них позднее записала А. В. Руднева, к-рая после смерти Я. до 1949 руководила хором. Ею составлен и опубликован сб. "Русские народные песни Подмосковья, собранные народным певцом-умельцем П. Г. Ярковым с 1890 по 1930" (М.-Л., 1951, 1964). Литература: Руднева A., Петр Глебович Ярков - певец и руководитель народного хора. (Из воспоминаний о совместной работе), в кн.: Вопросы музыкально-исполнительского искусства, сб. 2, М., 1958; Сидельников В., П. Г. Ярков - народный поэт-импровизатор, в его кн.: Писатель и народ. Очерки, М., 1962; Нахимовский М. И., Петр Глебович Ярков, М., 1973. Е. С. Булгакова. |
Ярнах Ф. (Jarnach) Филипп (р. 26 VII 1892, Нуази-ле-Сек, близ Парижа) - нем. композитор (ФРГ). Учился в Париже с 1907 у Э. Рислера (фп.) и А. Лавиньяка (муз.-теоретич. предметы), с 1915 - в Цюрихе у Бузони (фп.). В 1918-21 преподавал композицию в Цюрихской консерватории. В 20-е гг. сотрудничал как муз. критик в газ. "Berliner Bцrsen-Courier". В 1927-49 профессор композиции Высшей муз. школы Кёльна, среди его учеников - X. Деген, В. Малер. С 1949 директор Высшей муз. школы Гамбурга, в 1959-70 там же профессор композиции. Чл. Академии иск-в Зап. Берлина (с 1955), Свободной академии иск-в Гамбурга. Как композитор Я. сложился под влиянием нем. романтизма, творчества франц. композиторов нач. 20 в. (К. Дебюсси, М. Равель) и неоклассицистских идей Ф. Бузони (с к-рым тесно общался). Соч. Я. отличают своеобразие мелодики, богатство гармонии. В его произв. сохраняется ясная тональная основа, им присущи стройность, уравновешенность. Завершил оперу "Доктор Фауст" Бузони (1924). Сочинения: для орк. - Sinfonie brevis (б. г.), Игра утренних звучаний (Morgenklangspiel, 1925), Прелюдия для большого орк. (1930), Музыка с Моцартом (Musik mit Mozart, 1935), Памяти одинокого (Zum Gedдchtnis der Einsamen, 1952; ранее - для струн. квартета); Концертино для 2 скр., влч. и струн. орк. (1935); камерно-инстр. ансамбли - 3 рапсодии для скр. и фп. (1927), струн. квартет (1924), струн. квинтет (1920); для фп. - 2 сонаты, пьесы; 2 сонаты для скр. соло; конц. пьеса для органа; песни. Литературные сочинения: Die heutige Situation der Musik und die Musikerziehung, в сб. : Musik als Lebenshilfe, Hamb., 1958; Das Beispiel Busonis, в сб.: J. Mьller-Marein und H. Reinhardt. Das musikalische Selbstportrдt von Komponisten, Dirigenten, Instrumen-talisten, Sдngerinnen und Sдngern unserer Zeit, (Hamb., 1963). Литература: KluЯmann E. G., Der Kьnstler Ph. Jarnach und das Gesetz, в кн.: Ph. Jarnach zum 60. Geburtstage, Hamb., 1952; Wohlfahrt E., Ph. Jarnach, в сб.: "Das Einhorn" (Jahrbuch der Freien Akademie der Kьnste), Hamb., 1957, Jahrg. 6; Lutzen L., Ph. Jarnach, "Rheinische Musiker", Kцln, 1969. Ю. В. Крейнина. |
Ярнефельт Э. А. (Jarnefelt) Эдвард Армас (14 VIII 1869, Випури, ныне Выборг -23 VI 1958, Стокгольм)- швед. композитор и дирижёр. По национальности финн. Учился в Хельсинки (1887-90) на юридич. ф-те ун-та и одноврем. в Муз. ин-те у М. Вегелиуса (композиция) и Ф. Бузони (фп.), совершенствовался по композиции под рук. А. Беккера в Берлине (1890-93) и Ж. Массне в Париже (1893-94). Работал концертмейстером в оперных т-рах Вроцлава, Магдебурга и Дюссельдорфа (1896-97), дирижировал симф. оркестром на концертах в Выборге (1898-1903), в оперном т-ре в Хельсинки (1904-06) и Корол. опере в Стокгольме, где был капельмейстером (1907), придв. капельмейстером (в 1911-32). Руководил Муз. ин-том (1906-07) и Нац. оперой (1932- 1936), был гл. дирижёром её оркестра (1934-44) и Гор. симф. оркестра (1942-43) в Хельсинки, где также преподавал в ун-те (с 1940 профессор). Дирижёрская деятельность Я. содействовала расцвету хельсинкского и стокгольмского оперных т-ров, в к-рых он поставил почти все оперы Р. Вагнера. Много гастролировал как симф. дирижёр; исполнял произв. В. А. Моцарта, Л. Бетховена, а также А. Онеггера, Г. Малера, А. Шёнберга и др. совр. ему зап.-европ. композиторов; пропагандировал за рубежом музыку Я. Сибелиуса, В. Петерсона-Бергера и др. сканд. композиторов. Соч. Я. (наиболее известны хоры и романсы) написаны в стиле сканд. нац. школы, в его симфонической музыке преобладают малые формы. Сочинения: для хора и орк. - 12 кантат, в т. ч. цикл Лик родины (Fosterlandets anlete; 1922-40), Песнь Вуоксе (Laulu Vookselle); для opк. - симф. поэма Корсхольм (Korsholm, 1894), симф. фантазия Звуки родины (Heimatklang, 1895), орк. сюита Форсферден (из музыки к кинофильму "Песня об огненно-красном цветке" - "Sеngen om den eldrцda blomman", 1919), программная орк. пьеса Происхождение финна (Suomen synty), фантазии, серенады; 20 муж. хоров a cappella; пьесы для фп., ок. 50 романсов, музыка к спектаклям драм. т-ра и кинофильмам, в т. ч. к пьесе Аристофана "Птицы" (1928). Литература: Наараnеn Т., Suomen sдveltaide, Hels., 1940; Vдino P., Armas Jдrnefelt, в его кн.: Suomen sдveltдjнд, Hels., 1945; Helasvuo V., Sibelius and the music of Finland. (Hels.), (1952), 1961; Bergman A., Finlдndska musiker i Sverige, "Musikrevy", 1973, No 2. M. А. Сальберг-Вачнадзе. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Борис Львович (р. 11 III 1922, Полтава) - сов. композитор. Нар. арт. УССР (1977). В 1942 окончил военно-дирижёрский ф-т Моск. консерватории, в 1949 - Харьковскую консерваторию у Д. Л. Клебанова (ранее занимался у С. С. Богатырёва и М. Д. Тица). С 1949 руководитель хор. капелл и дух. оркестров, консультант и методист Харьковского обл. Дома нар. творчества. Автор оперы "Лейтенант Шмидт" (1970, Харьков), балетов "Времена года" (1959, Харьков) и "Поэма о Марине" (1967, Киев), муз. комедий, оратории "Малая земля" (1980), 4 кантат (1948-82), 4 симфоний (1950-80) и др. произв. для симф. оркестра, концертов для разл. инструментов с оркестром, камерно-инстр. ансамблей, соч. для дух. оркестра, хоров, песен, музыки к спектаклям драм. т-ра и кинофильмам (ок. 50). Я. принадлежат редакции и инструментовка опер "Судьба человека" (1962), "Тихий Дон" ("Григорий Мелехов", 1972) И. И. Дзержинского и "Богдан Хмельницкий" К. Ф. Данькевича (для новой драматургия, редакции А. Е. Корнейчука, 1966), поставленных в Укр. т-ре оперы и балета. |
Григорий Маркович (13(25) II 1893, Петербург - 31 XII 1963, Москва) - сов. артист оперетты, режиссёр и либреттист. Нар. арт. РСФСР (1940). Сын либреттиста и переводчика М. Г. Ярона и оперной певицы Э. Я. Мелодист. В 1912 окончил драм. школу Петерб. лит.-художеств. об-ва, где занимался под рук. В. П. Далматова, после чего был принят в труппу Петерб. Малого (Суворинского) т-ра. В 1911 впервые выступил в оперетте. В 1915-26 актёр т-ров Петрограда, Киева, Одессы, Харькова, Москвы. В 1927 один из организаторов Моск. т-ра оперетты, с того же года его актёр и режиссёр, в 1927-39, 1942-45 зав. художеств. частью. Выдающийся артист оперетты, Я. обладал неиссякаемой творч. фантазией. Был мастером буффонады, эксцентрики, гротеска, виртуозно владел танц.-акробатич. техникой. В своих лучших ролях стремился к яркой и острой жизненной характеристике. Среди ролей: Гробовщик ("Женихи" Дунаевского), Граф Кутайсов ("Холопка" Стрельникова), Попандопуло ("Свадьба в Малиновке" Б. А. Александрова), Герман ("Роз-Мари" Стотхарта и Фримля), Пенижек, Пеликан, Воляпюк ("Марица", "Принцесса цирка", "Сильва" Кальмана). Работы Я.-режиссёра отличались отточенной сценич. формой спектакля, эффектной, красочной театральной зрелищностью. Среди пост.: "Принцесса цирка" Кальмана (1927), "Свадьба в Малиновке" Б. А. Александрова (1937, первая пост. в СССР), "На берегу Амура" Блантера (1939), "Сильва" (1941), "Марица" (1943), "Фиалка Монмартра" (1954) Кальмана, "Граф Люксембург" Легара (1960). Автор и ведущий лекций-концертов на Радио о творчестве Ж. Оффенбаха, И. Кальмана, И. Штрауса (сына), Ф. Легара, И. О. Дунаевского (в 1950-60-е гг.). Написал кн. "О любимом жанре" (1960, 1963). Литература: Шершеневич В., Ярон, М.,-Л., 1927; Новикова К., Воспоминания о Яроне, "Театр", 1964, No 6; eё же, Актер, режиссер, человек, "СМ", 1965, No 12. В. И. Зарубин. |
Яроциньский С. (Jarocinski) Стефан (16 VIII 1912, Велёнтки, Варшавское воеводство - 8 V 1980, Варшава) - польский муз. критик и музыковед. Изучал музыковедение у Я. Пуликовского в ун-те в Варшаве (1938-39). Брал уроки композиции у М. Списака и Н. Буланже и изучал социологию в Сорбонне в Париже (1945-47). В 1947-52 муз. рук. Т-ра Польского радио в Варшаве. В 1952-58 ред. муз. отдела журн. "Przeglad kulturalny", с 1950 науч. сотрудник Ин-та иск-в Польск. АН, с 1968 рук. муз. сектора этого ин-та. Блестящий публицист, Я. - автор мн. работ о польск. композиторах, по истории польск. муз. критики (издал антологию) и музыковедения, по муз. эстетике и социологии, о совр. франц. музыке и её направлениях, о К. Дебюсси (переведена на неск. языков, в т. ч. русский), Б. Бриттене, А. Берге, Б. Бартоке, А. Веберне, С. С. Прокофьеве, а также монографии о В. А. Моцарте. Участник муз. конгрессов и конференций в ПНР и др. странах. Работы Я. переведены на др. языки. Посетил СССР впервые в 1957. Литературные сочинения: Tendencje wspуlczesnej muzyki polskiej, "RMz", 1946, No 15-16; Na drogach wspуlczesnej muzyki polskiej, "Kuznica", 1948, No 34-35; Antoni Sygietynski jako krytyk muzyczny, "Materialy do studiуw i dyskusji", 1951, No 7-8; Maurycy Mochnacki jako krytyk muzyczny, "Studia muzykologiczne", t. 3, 1954, s. 389-520 (рус. пер. - в сб.: Русско-польские музыкальные связи. Статьи и материалы, под ред. И. Бэлзы, М., 1963, с. 151-81); Wolfgang Amadeusz Mozart, Kr., 1954, 1972; Antologia polskiej krytyki muzyczej XIX i XX wieku, Kr., 1955; Z zagadnien krytyki muzyczej 10-lecia Polski Ludowej, "Muzyka", 1956, No 1; Glуwne tendencje estetyczne w muzyce XX w., там же, 1956, No 3; Bibliografia drukуw dotyczacych muzyki wspуlczesnej wydanych na zachodzie, "Muzyka", 1956, No 3; Z pogladуw estetycznych Szymanowskiego w swietle jego publicystyki, там же, 1957, No 4; Orfeusz na rozdrozu. Sylwetki muzykуw XX-go wieku, Warsz., 1958, Kr., 1974; Polskie czasopismiennictwo muzyczne w XIX i XX w. (do 1939 r.), "Muzyka", 1959, No 2; Quelques aspects de l'univers sonore de Debussy, в сб.: Debussy et l'йvolution de la musique au XX siиcle, йd. par E. Weber, P., 1965; Debussy a impresjonizm i symbolizm, Kr., 1966 (рус. пер. под загл.: Дебюсси, импрессионизм и символизм, со вступ. ст. И. Ф. Бэлзы - Книга о Клоде Французском, М., 1978); Witold Lutoslawski, Materyaly do monografii, Kr., 1967; Debussy. Kronika zycia, dziela, epoki, Kr., 1972. З. Лисса. |
Адольф Адольфович (1863, Владимирская губ. - 29 XII 1910 (11 I 1911), Москва) - рус. пианист и педагог. В юности готовился стать лютеранским пастором, но к 20 годам, решив посвятить себя музыке, поступил в Моск. консерваторию, к-рую окончил в 1888 по классу фп. у П. А. Пабста (на первых курсах занимался у Н. Д. Кашкина). Как исполнитель Я. был известен в основном в Москве, где несколько раз выступал в квартетных собраниях РМО, гл. обр. в качестве ансамблиста, и в концертах Кружка любителей русской музыки. В одном из общедоступных историч. концертов С. Н. Василенко Я. исполнил с оркестром концерт для фп. Грига. Был одним из поклонников и пропагандистов творчества С. В. Рахманинова (композитор посв. Я. романс "Речная лилия" (ор. 8, No 1) и "Бурлацкую песню"). С 1898 до конца жизни преподавал спец. фп. в Моск. консерватории. Был талантливым и опытным педагогом, среди учеников - И. А. Добровейн, Б. В. Померанцев. В 1919-27 в Москве существовала Муз. школа имени Я., где преподавали гл. обр. его ученики. Известны "Вальс" и "Колыбельная" Я. для фп. в 4 руки, а также его обработка для 2 фп. фп. парафразы Пабста на темы из оперы "Евгений Онегин". |
Лаврентий Артемьевич (10 (23) VIII 1909, Харьков - 24 XI 1975, Ленинград) - сов. певец (бас). Нар. арт. РСФСР (1956). В 1937-41 учился в Харьковской консерватории по классу пения у П. В. Голубева. В 1938-41 солист Харьковского т-ра оперы и балета, в 1942-46 - Ансамбля песни и пляски Сов. Армии, в 1946-68 - Ленингр. т-ра оперы и балета. Певцу в равной степени удавались героич. и характерные партии, среди к-рых - Сусанин, Фарлаф, Руслан, Борис Годунов, Иван Хованский, Кончак, Галицкий; Мефистофель ("Фауст"), Лепорелло; Тарас ("Семья Тараса" Кабалевского; Гос. цр. СССР, 1951), Бестужев ("Декабристы" Шапорина), Ткаченко.("Семён Котко" Прокофьева). Выступал в концертах. |
Мирсаид Загидуллович (р. 12 VII 1938, дер. Малые Суни, ныне Мамадышского р-на) - сов. композитор. Засл. деят. иск-в Тат. АССР (1970). В 1963 окончил Казанскую консерваторию у А. С. Лемана, в 1966 - аспирантуру, с этого года преподаёт там же. Автор первой тат. оратории - "Человек". Лауреат пр. Ленинского комсомола Тат. АССР (1972). Сочинения: для солистов, хора и орк. - оратория Человек (cл. Р. М. Хариса, 1970), кантата Нефтяники (cл. Хариса, 1981), вок.-симф. поэма Соловей и Родник (по одноим; поэме М. Джалиля, 1964); Детская сюита для симф. орк. (1969). концерт для скр. с орк. (1963); песни; обр. тат. нар. песен; музыка к спектаклям драм. т-ра (15). |
Фарид Загидуллович (19 XII 1913 (1 I 1914), Казань - 1943) - сов. композитор. Род. в семье нар. музыканта З. Яруллина. Игре на фп. обучался у отца. С 1930 занимался в Казанском муз. техникуме у Р. Л. Полякова (виолончель), у М. А. Пятницкой (фп.), в 1933-34 - на рабфаке при Моск. консерватории у Б. С. Шехтера (композиция), в 1934-39 - в Тат. оперной студии, в 1939-1940 - в Моск. консерватории у Г. И. Литинского (композиция). Автор балета "Шурале" - первого нац. балета, положившего начало развитию тат. нац. балетного иск-ва. Я. принадлежат обработки тат. и башк. нар. песен (12). Ряд писем Я. с фронта был опубликован ("СМ", 1974, No 5). Гос. пр. Тат. АССР им. Г. Тукая (1958). Сочинения: балет Шурале (Леший, по мотивам тат. нар. сказок и поэмы Г. Тукая, клавир, 1939-41, в инструментовке Ф. Е. Витачека, 1945, Казань; под назв. Али Батыр, в оркестровке В. А. Власова и В. Г. Фере, 1950, Ленинград); 1-я ч. симфонии (1939-40?); камерно-инстр. ансамбли - 3 пьесы для скр. с фп., соната для влч. с фп., струн. квартет; для голоса с фп.- романсы Не пой, красавица, Цыгане (оба - на стихи А. С. Пушкина, 1937), песни (ок. 20), в их числе - Партизанка, Удалая комсомолка, На решающий бой. Литература: Бахтиярова Ч., Фарид Яруллин, Казань, 1960; Лившиц A., Жизнь за Родину свою, М., 1964; Касаткина Г., Композитор-воин, "МЖ", 1974, No 9. Ч. Н. Бахтиярова. |
Борис Михайлович (2(15) V 1911, Москва - 12 VII 1978, там же) - сов. музыковед, педагог и муз.-обществ. деятель. Доктор искусствоведения (1952). Засл. деят. иск-в РСФСР (1966). Чл. КПСС с 1941. В 1937 окончил историко-теоретич. ф-т Моск. консерватории, в 1941 - там же аспирантуру (рук. В. Э. Ферман). В 1941-46 - в Сов. Армии. В 1946-58 зав. сектором культуры ЦК КПСС. С 1959 работал во Всесоюзном н.-и. ин-те искусствознания (и. о. директора, с 1961 ст. науч. сотрудник). С 1948 преподавал историю рус. музыки и оперную драматургию в Моск. консерватории (с 1956 профессор). Секретарь правления CK СССР (1968-74), вице-президент Исполкома ЮНЕСКО (1969-73), чл. Междунар. муз. совета при ЮНЕСКО (1972-78). Осн. направление исследоват. работы Я.- проблемы классич. и совр. муз. т-ра, симфонизма. Ему принадлежат работы по вопросам оперной драматургии, ряд книг и статей, посв. сов. и заруб. музыке, творчеству П. И. Чайковского и И. Ф. Стравинского. Неоднократно представлял СССР на междунар. конгрессах, конференциях и симпозиумах. Ответств. ред. "Истории русской советской музыки" (т. 4, ч. 1-2, 1963); ред. изданий "И. Ф. Стравинский. Статьи и материалы" (1973), "Интонация и музыкальный образ. Статьи музыковедов социалистических стран" (1965; также на нем. яз.), "Музыка 20 в. Очерки" (кн. 1-3, 1976-80). Сочинения: Облик Чайковского..., "СМ", 1938, No 6; П. И. Чайковский. Жизнь и творчество, М., 1940; Оперная драматургия Чайковского, М.-Л., 1947; Заметки об эстетике русской классической оперы, "СМ", 1948, No 2; О драматическом конфликте в советской опере, там же, 1951, No 7; Драматургия русской оперной классики..., М., 1952, 1953; О музыкальном образе, "СМ", 1953, No 7, 8, 9; Десятая симфония Д. Шостаковича, там же, 1954, No 4; Некоторые проблемы советского музыкального театра, М., 1957; "Судьба человека" на сцене Большого театра, там же, 1961, No 19; Прокофьев и театр. Заметки о драматургии, "СМ", 1961, No 4; Симфонии Чайковского, М., 1961; "Петрушка". К 80-летию Игоря Стравинского, "МЖ", 1962, No 12; Игорь Стравинский. Краткий очерк жизни и творчества, М., 1963, 1969; Музыка нового мира, М., 1964; Как жизнь..., в сб.: Интонация и музыкальный образ, М., 1965; Симфонии о войне и мире, М., 1966; Теория в развитии, "СМ", 1966, No 6; "Сказание о граде Китеже..." в Большом театре, "СМ", 1966, No 5; История и современность, там же, 1968, No 3; Очерки по драматургии оперы XX века, кн. 1-2, М., 1971-78; Есть советский интонационный строй!, "СМ", 1973, No 3; Оперный жанр в межвоенные годы, там же, 1976, No 11; Великий опыт интернационального содружества, там же, 1977, No 11; И вновь "Пиковая дама"..., там же, 1977, No 9, и др. Литература:Богданов-Березовский В., Ученый, критик, музыкальный деятель, "СМ", 1971, No 9. З. М. Гольдберг. |
Иосиф Самуилович (Самойлович) (р. 17(29) III 1893, Одесса) - рус. органист, пианист, хор. дирижёр и музыковед. Учился в Моск. консерватории у Б. Л. Сабанеева (орган), А. Ф. Гедике (фп.) и Н. С. Морозова (муз.-теоретич. предметы). В 1917 окончил консерваторию, в 1918-20 руководил в ней классом органа и преподавал спец. фп. Был дружен с Н. К. Метнером и С. В. Рахманиновым. В 1919-20 органист в Большом и Художеств. т-рах в Москве, затем выехал за рубеж. В 1921 органист-солист, муз. руководитель и дирижёр хора "Шанхайские певцы" при Кит. хор. об-ве. С 1921 живёт в США. В 1917-30 гастролировал как органист в Москве, Шанхае, городах США. Руководил хором при пост. "Свадебки" Стравинского в "Метрополитен-опера" (1929). В 1930-37 преподавал в Нью-Йоркском и Колумбийском ун-тах и Джульярдской муз. школе. Муз.-критич. статьи Я. печатались в амер. журн. "The Musical Quarterly", "Musical America", "Modern Music", а также в журн. "Die Musik" (Штутгарт) и "La Revue musicale" (Париж). Занимал ряд муз.-обществ. должностей - вице-президент Амер. б-ки музыковедения (с 1931), пред. музыковедч. комиссии Амер. отделения Палестинской муз. ассоциации (1933-40), пред. расширенной Нью-Йоркской секции Амер. музыковедч. об-ва (1935-37) и др. С 1938 был органистом Всеамер. радио- и телевизионной компании в Нью-Йорке. Литературные сочинения: Мое общение с Рахманиновым, в сб.: Памяти С. В. Рахманинова, Нью-Йорк, 1946, с. 150-75 (сокращ. вариант в кн.: Воспоминания о Рахманинове, сост., ред. примеч. и пред. З. Апетян, т. 2, М., 1957, 1967, доп. 1974); Carrying classicism into the futurist camp, Nicolas Medtner comes to win new worlds, "Musical America", 1924, v. 3, No 11; A theory of evolving tonality, N. Y., 1932; Mediaeval quartal harmony, N. Y., 1938. Литература: Meтнeр H., Письма, сост. и ред. З. А. Апетян, М., 1973; его же, Воспоминания, статьи, материалы, сост.-ред., автор вступ. ст., комментариев, указателей З. А. Апетян, М., 1981. Л. И. Ройзман. |
Ястребцов В. В. (Ястребцев) Василий Васильевич (18 (30) VIII 1866, Могилёв - 25 IX 1934, Ленинград) - сов. муз. писатель. В 1890-91 занимался в Петерб. консерватории у И. Ю. Иогансена, затем брал уроки у Н. А. Соколова. Был деятельным участником Петерб. об-ва муз. собраний, к-рое содействовало постановке опер Н. А. Римского-Корсакова и М. П. Мусоргского и пропагандировало их. После революции заведовал музеями М. И. Глинки и А. Г. Рубинштейна в Петрогр. консерватории. Пропагандист, биограф и исследователь творчества Римского-Корсакова. Занимался также вопросами гармонии и инструментовки. Автор ряда муз. произведений. Сочинения: Несколько слов о 2-й и 3-й редакциях "Псковитянки" и народных темах, взятых Римским-Корсаковым в эту оперу, "РМГ", 1895, No 5-6; Николай Андреевич Римский-Корсаков. Очерк его жизни и деятельности. Полный список сочинений, М., 1908; Мои воспоминания о Николае Андреевиче Римском-Корсакове, вып. 1-2, П., 1917; Николай Андреевич Римский-Корсаков. Воспоминания, т. 1-2, Л., 1959-60, и др. |
Ирма Петровна (15 (27) IX 1897, Минск - 17 IV 1975, Москва) - сов. певица (меццо-сопрано) и педагог. Нар. арт. РСФСР (1957). Засл. арт. БССР (1923). Чл. КПСС с 1954. В 1915-17 училась в Петрогр. консерватории по классу пения у К. Н. Дорлиак. Конц.-исполнит. деятельность начала в Пензе (1917, Камерный т-р миниатюр). В 1925-63 солистка Моск. филармонии. Я. сочетала исполнит. деятельность с записью и изучением муз. фольклора разных народов, была блестящим знатоком и неутомимым пропагандистом нар. песни. Подготовила к изданию сб. "Революционные песни народов" (изд. 1931). Я. первой в СССР исполняла песни народов мира на нац. яз. (на 60 языках). Впервые ввела в практику лекции-концерты, посв. нар. песне. Исполняла также песни сов. композиторов (В. П. Соловьёва-Седого, В. А. Белого, Д. Б. Кабалевского и др.). С 1950 занималась педагогич. деятельностью. В последние годы жизни - педагог Всероссийской творческой мастерской эстр. иск-ва. Гастролировала в Китае, Корее, Японии (1926-28), Германии (1927-28), Польше (1929-30). Автор кн. "Человек идёт за песней" (1968). Литература: Бугославский С., Ирма Яунзем, исполнительница песен народностей, М.-Л., 1927; его же, Ирма Яунзем, М., 1929 (совм. с др. авторами). |
Илларион Максимович (3(16) I 1902, с. Лобаски Лукьяновского у., ныне Ичалковского р-на Морд. АССР - 31 V 1961, Саранск) - сов. певец (бас). Нар. арт. Морд. АССР (1945). Засл. арт. РСФСР (1960). В 1935 окончил Моск. консерваторию у Н. И. Сперанского, затем занимался в студии Большого т-ра. С 1937 солист Оперного т-ра в Саранске. Создал 24 сценич. образа, среди лучших - Пимен, Варлаам ("Борис Годунов"), Гремин, Зарецкий ("Евгений Онегин"), Андрей Дубровский ("Дубровский"), Пумраз ("Несмеяна и Ламзурь" Кирюкова). Организовал морд. хор. Участник фронтовых бригад (1941-45). В 1949-1958 солист Моск., с 1958 - Морд. филармоний. Записал много нар. песен (морд., тат., русских). Его пение отличалось задушевностью. Автор ряда песен. Литература: Яушев Илларион Максимович, в кн.: Искусство Мордовии, Саранск, 1973. |
Яхимецкий З. (Jachimecki) Здзислав (7 VII 1882, Львов - 27 X 1953, Краков) - польск. музыковед, композитор, педагог и дирижёр. Чл. Польск. АН. Учился у Х. Ярецкого и С. Невядомского (композиция) в консерватории во Львове, у Г. Адлера (музыковедение) в ун-те в Вене, где совершенствовался в композиции у X. Греденера и А. Шёнберга (1902-06). Работал в Кракове; преподавал муз.-теоретич. предметы и композицию в консерватории (1906-11) и ун-те (с 1911, в 1917-53 профессор). Одноврем. дирижировал симф. концертами (1908-24). С 1918 читал курсы лекций (гл. обр. о Ф. Шопене) в ун-тах Италии, Германии, Австрии, Венгрии. В качестве дирижёра, лектора (в т. ч. Польского радио), редактора и публициста пропагандировал редко исполнявшиеся произв. польских композиторов разл. эпох и стилей. Один из ведущих польск. музыковедов 20 в., Я. занимался изучением совр. польск. и заруб. музыки, а также творчества старинных польских композиторов - Миколая из Кракова, Миколая из Радома, Б. Пенкеля, М. Гомулки, М. Зеленьского и др., отд. произв. к-рых подготовил к изданию. Я. принадлежат переводы на польск. яз. либретто неск. опер Р. Вагнера, В. А. Моцарта и др., а также текстов песен Ф. Шуберта, Ф. Листа, X. Вольфа, Р. Штрауса, К. Дебюсси и др. Автор гл. обр. хор. сочинений и песен на слова польск. поэтов. Среди др. произв.- симф. фантазия (1913). Литературные сочинения: Mozart w 150 rocznice urodzin, Kr., 1906; H. Wolf, Kr., 1908; J. Haydn..., Kr., 1910; R. Wagner. Zycie i twуrczosc, (Lwуw), 1911, Kr., 1973; Historja muzyki polskiej (w zarysie), Warsz., (1920); S.Moniuszko, Warsz.- N. Y., (1921); F. Chopin. Rys zycia i twуrczosci, Kr., 1927, 1959; K. Szymanowski, rys dotychczasowej twуrczosci, Kr., 1927; Muzyka polska w rozwoju historycznym od czasуw najdawniejszych do doby obecnej, t. 1, cz. 1-2, Kr., 1948-51 (часть 2-я - совм. с С. Каминьским); Muzykologia i pismiennictwo muzyczne w Polsce, Kr., 1948; Kronika zycia S. Moniuszki, Kr., 1951; Wladyslaw Zelenski, zycie i twуrczosc..., (Kr., 1952); Antoni Radziwill i Jego muzyka do "Fausta", (Kr., 1957); Wplywy wloskie w muzyce polskiej, Kr., 1973, и др. О. В. Левтонова. |
Рустем Мухамет-Хазеевич (р. 16 VIII 1921, Казань) - сов. композитор и пианист. Засл. деят. иск-в РСФСР (1970). В 1942-45 участник Ансамбля песни и пляски Войск противовоздушной обороны Моск. фронта. В 1950 окончил Моск. консерваторию по классу композиции у Ю. А. Шапорина и фп. у В. М. Эпштейна. В 1950-52 преподавал в Казанской консерватории. В своих соч. Я. своеобразно преломляет на национальной основе классич. традиции. Его музыку отличают поэтичность, гражданская направленность, связь с нар.-песенным иск-вом. Концерт Я. для фп. с оркестром (1951) положил начало развитию конц. жанра в тат. музыке. Осн. область творчества Я. - вок. и инстр. камерная музыка. Я. принадлежат обработки тат. нар. песен. Известен как пианист-исполнитель своих произв., аккомпаниатор и участник камерных ансамблей. Гос. пр. Тат. АССР им. Г. Тукая (1959). Сочинения: кантата Урал (сл. К. Даяна, 1949); камерно-инстр. ансамбли - соната (1948) и поэма (1954) для скр. с фп., элегия для влч. с фп; для фп. - соната, сюита (1941-48) и др. пьесы; для голоса с фп. - ок. 300 песен и романсов, в т. ч. Забыть тебя не в силах я (сл. М. Нугмана, 1949), В душе весна (сл. Г. Насретдинова), драм. монолог Поэт (сл. Г. Тукая, оба - 1951), Волны (сл. М. Джалиля), вок. цикл в Моабитском застенке (на стихи Джалиля, 1955-56), Не улетай, соловей (сл. Г. Зайнашевой, 1968), Осенняя мелодия (сл. М. Галиева, 1976), Белый парус (сл. М. Нугмана, 1978), вок. цикл Солнечный дождь (сл. Р. Хариса, 1980). Литература: (Шуйская Н.), Рустем Яхин, М., 1958; Виноградов Ю., Рустем Яхин - композитор и пианист, в кн.: Композиторы Российской Федерации, М., 1981, вып. 1. Ч. Н. Бахтиярова. |
Николай Петрович (15 (26) I 1764, Псков - 4 (16) VI 1840, с. Туховик Выбутской вол. Псковского у.) - рус. композитор. Игре на фп. обучался, вероятно, под руководством отца - музыканта-любителя. С 1779 жил в Петербурге, служил в Преображенском, с 1781 - в Измайловском полках. Получил известность в кругу передовых представителей лит. и художеств. интеллигенции как пианист и композитор. Его близкими друзьями были поэты Н. А. Львов, Г. Р. Державин, В. В. Капнист. На формирование творч. облика Я. оказали влияние эстетич. взгляды Львова. В 1784 вышел в отставку; поступив в Коллегию иностр. дел, служил при рус. посольствах в Стокгольме и Париже. В 1789 вернулся в Петербург, работал в почтовом ведомстве. С 1793 советник губернатора и директор уч-ща, в 1803-07 пред. гражд. палаты, с 1814 совестный судья в Пскове. Свои 2 оперы - "Сильф, или Мечта молодой женщины" (комич. опера с песнями и разговорными диалогами на текст Н. А. Львова) и "Король и пастух" ("Le roi et le pвtre"; либр. на франц. яз.) Я. создал, по-видимому, в нач. 1790-х гг. Они были поставлены любителями на домашней сцене. Современники рассматривали "Сильф..." как яркий образец рус. комич. оперы. Ф. П. Львов писал, что опера "...исполнена красот национальных". Литература: Розанов А. С, Композитор Николай Петрович Яхонтов, в кн.: Музыкальное наследство. Сборники по истории музыкальной культуры СССР, т. 1, М., 1962, с. 11-64. А. С. Розанов. |
Яшвили - семья сов. скрипачей. Луарсаб Сейтович Я. (р. 1 (14) IV 1907, Тбилиси) - скрипач, альтист и педагог. Засл. деят. иск-в Груз. ССР (1961). Игре на скрипке обучался у А. Н. Карашвили. В 1915 поступил в груз. гимназию, где пел в ученич. хоре под рук. З. П. Палиашвили. В 1930 окончил финансово-экономич. ф-т Тбилисского ун-та и Тбилисскую консерваторию по классу скрипки у В. Р. Вильшау, в 1935 - аспирантуру при Ленингр. консерватории по классу альта (рук. А. Г. Сосин). С 1935 преподаватель по классам скрипки и альта Тбилисской консерватории (с 1947 профессор). В 1928-44 участник Гос. квартета Грузии (альт). В 1967-71 преподавал в Каирской консерватории. Среди учеников - его дочери М. Л., И. Л., Н. Л. Яшвили; альтисты А. Г. Бегалишвили, Я. Леус; композиторы Р. И. Лагидзе, И. А. Геджадзе, Ш. И. Шилакадзе. Иринэ Луарсабовна Я. (р. 5 XI 1942, Тбилиси), дочь Л. С. Яшвили. Засл. арт. Груз. ССР (1970). В 1964 окончила Тбилисскую консерваторию по классу скрипки у Л. С. Яшвили, с этого же года преподаватель Тбилисской консерватории. В 1959-1964 солистка-концертмейстер оркестра Оперной студии при Тбилисской консерватории, в 1966-73 солистка камерного оркестра Груз. филармонии. Ведёт концертную деятельность. 1-я пр. на Закавказском конкурсе музыкантов-исполнителей (Баку, 1961). Гастролировала за рубежом (Нидерланды, ГДР). Маринэ Луарсабовна Я. (p. 2 X 1932, Тбилиси), дочь Л. С. Яшвили. Нар. арт. Груз. ССР (1967). Занималась у отца. В 1955 окончила Моск. консерваторию по классу скрипки у К. Г. Мостраса, в 1958 - под его рук. аспирантуру. В 1958-66 преподаватель по классу скрипки Моск., с 1966 - Тбилисской консерваторий (с 1977 профессор). В 1975-79 преподавала в академии иск-в Нового Сада (Югославия). С 1957 солистка Моск. филармонии. В 1966-72 худ. рук. камерного оркестра при Тбилисской филармонии. Лауреат Междунар. конкурсов скрипачей им. Я. Кубелика (Прага, 1949, 4-я и 5-я пр.), им. Г. Венявского (Познань, 1952, 3-я пр.), им. бельгийской королевы Елизаветы (Брюссель, 1955, 7-я пр.). Гос. пр. Груз. ССР им. З. П. Палиашвили (1974). Гастролировала за рубежом (Чехословакия, Румыния, Болгария, Венгрия, ГДР, Франция, Дания, Исландия, Югославия, Мексика и др.). Нана Луарсабовна Я. (р. 14 X 1949, Тбилиси), дочь Л. С. Яшвили. Засл. арт. Груз. ССР (1976). Занималась у отца. В 1970 окончила Моск. консерваторию по классу скрипки у Л. Б. Когана, в 1975 - под его рук. аспирантуру. Лауреат 2-го Закавказского конкурса музыкантов-исполнителей (Тбилиси, 1965, 2-я пр.), Междунар. конкурсов им. Ж. Тибо (Париж, 1967, 1-я пр. и спец. приз за лучшее исполнение рапсодии М. Равеля "Цыганка") и в Монреале (1972). В 1971-73 играла в Гос. трио Грузии. Гастролировала за рубежом (ГДР, Венгрия, Нидерланды, Канада, Франция, Швейцария и др.). Литература: Волков A., M. Яшвили, "СМ", 1962, No 2; Чалаева И., Сестры Яшвили, там же, 1967, No 12. Э. П. Месхишвили. |
Иван Петрович (р. 29 VII (11 VIII) 1907, дер. Чучелово, ныне Веселово Калининской обл.) - сов. певец (бас). Нар. арт. РСФСР (1957). Чл. КПСС с 1949. В 1938 окончил Ленингр. консерваторию по классу пения у С. И. Мирович. С 1934 пел в Оперной студии Ленингр. консерватории, в 1938-59 солист Ленингр. т-ра оперы и балета. Голос Я. - ровный во всех регистрах, манера исполнения - сдержанная и выразительная. Партии: Сусанин, Руслан, Борис Годунов, Досифей, Мельник; Грозный ("Псковитянка"), Мефистофель; Емельян Пугачёв ("Емельян Пугачёв" Коваля), Бестужев и Пестель ("Декабристы" Шапорина), Тарас ("Семья Тараса" Кабалевского; Гос. пр. СССР, 1951) и др. До 1965 выступал как конц. певец. С 1965 преподаёт пение в Муз. уч-ще при Ленингр. консерватории. |