Приглашаем посетить сайт

Биографии (biografii.niv.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "Я" (часть 1, "ЯБЛ"-"ЯНК")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Я" (часть 1, "ЯБЛ"-"ЯНК")

Яблонский В. М.

Вильгельм Марьянович (8(20) IV 1889, с. Чечельник Винницкой обл. - 14 IV 1977, Киев) - сов. трубач и педагог. Засл. деят. иск-в УССР (1969). Чл. КПСС с 1940. В 1912 окончил Киевское муз. уч-ще по классу трубы у А. Н. Подгорбунского. Исполнит. деятельность начал в 1906, в 1913-18 артист симф. оркестра С. А. Кусевицкого (Москва), в 1919-26 - разл. симф. и оперных оркестров, в 1927- 1932 солист оркестра Укр. радио (Киев), в 1933-54 - Укр. т-ра оперы и балета. С первых лет Сов. власти принимал активное участие в развитии художеств. самодеятельности (в 1920 организовал самодеят. дух. оркестр Новобыковского сахарного завода и до 1925 был его худ. рук.).

Я. - видный представитель сов. исполнит. школы игры на трубе. Его иск-во отличали свобода в применении всех видов штриховой техники, богатство тембров, законченность фразировки, точное ощущение формы и стиля исполняемых произв., прирождённое чувство ансамбля. С 1927 преподавал в Муз.-драм. ин-те им. Н. В. Лысенко, в 1933-75 - в Киевской консерватории (с 1935 профессор), в 1944-70 возглавлял в ней кафедру дух. инструментов; одноврем. преподавал в ряде муз. школ. Я. обучал не только игре на трубе, но также на валторне, тромбоне, гобое. Мн. его ученики стали известными музыкантами, в их числе - Н. В. Бердыев, Н. Э. Полонский (трубачи), А. И. Безуглый, А. К. Козиненко (гобоисты). Я. принадлежат переложения для трубы мн. пьес укр. композиторов, фантазия на темы оперы "Тарас Бульба" Лысенко, транскрипция для медных духовых инструментов квинтета No 3 Л. Бетховена и др.

Н. В. Попова.

Яблочкины

Яблочкины - семья музыкантов. Иван Фёдорович Я. (1762, Петербург -7(19) II 1848, там же)- скрипач, педагог и дирижёр. Сын Фёдора Ивановича Я. (гг. рожд. и смерти неизв.), старшего камер-музыканта Лейб-кампании при дворе Елизаветы Петровны. Игре на скрипке обучался у И. Е. Хандошкина. С 1780 ученик в оркестре Дирекции имп. петерб. т-ров, затем камер-музыкант 2-го придв. оркестра, дирижёр бальной музыки при дворе Екатерины II. Преподавал игру на скрипке в Театр. школе (с 20-х гг. - Петерб. театр. уч-ще). В 1810 вышел в отставку. Был известен как выдающийся скрипач, "первостепенный исполнитель нац. песен во всей их чистоте". Я. принадлежит ряд полонезов, экосезов, мазурок для бального оркестра.

Сыновья Я.: Александр Иванович Я. (1790, Петербург - год смерти неизв.) - скрипач, дирижёр. Игре на скрипке обучался у отца в Театр. школе. С 1807 играл в оркестре Дирекции имп. петерб. т-ров, был капельмейстером балетов; выступал с сольными концертами. В 1827 вышел на пенсию. Иван Иванович Я. (1796, Петербург - 1854, там же) - скрипач. Игре на скрипке обучался у отца в Театр. школе. С 1810 играл в оркестре Дирекции имп. петерб. т-ров, выступал с сольными концертами.

В 1829 вышел на пенсию. Концерты братьев Я. в нач. 1820-х гг. пользовались большим успехом.

Литература: "Отечественные записки", 1820, ч. 1, No 1; Терпев И., (Яблочкин И. Ф.), (Некролог), "Северная пчела", 1848, 10 февр.; его же, (Яблочкин И. И.), (Некролог), там же, 1855, 10 янв.; Ямпольский И., Русское скрипичное искусстьо, М.-Л., 1951, с. 125-26, 273-74.

В. И. Руденко.

Яворская А. П.

Агафья Петровна (гг. рожд. и смерти неизв.) - рус. певица 18 в. (сопрано). Пению обучалась в Петербурге, ученица А. Вакари. В 1773-83 солистка итал. труппы Придв. т-ра в Петербурге. Первая исполнительница партии Зефира в опере "Амур и Психея" Траэтты (1773).

Литература: Финдейзен Н., Очерки по истории музыки в России..., т. 2, М.-Л., 1928-29.

И. М. Лысенко.

Яворский Б. Л.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Яворский Э. Н.

Эдуард Никифорович (р. 8 VI 1928, с. Лисичья Балка Черкасской обл.) - сов. музыковед и либреттист. Чл. КПСС с 1961. В 1953 окончил орк. ф-т Киевской консерватории. С 1958 ред. Киевской телестудии, с 1964 чл. Репертуарно-редакционной коллегии по музыке Мин-ва культуры УССР, с 1966 зам. директора Укр. т-ра оперы и балета, с 1969 гл. редактор журн. "Музика". Автор либретто мн. муз. спектаклей, в т.ч. балетов "Каменный властелин" ("Дон Жуан", 1969, Киев) и "Огненный путь" ("Вогнений шлях", 1980, Львов) Губаренко, муз. комедии "Баллада о мальчуганах" Мяскова (1980, Симферополь) и мьюзикла "Дорога к солнцу" Ковача (1980, Харьков; оба - совм. с А. М. Гориным). В 1950-58 преподавал в Муз. школе в Киеве. Я. принадлежат многочисл. статьи по актуальным вопросам муз. творчества и исполнительства.

Сочинения: В. Губаренко, Кипв, 1972; Зоя Христич, Кипв, 1975; О. Сандлер, Кипв, 1976 (совм. с Н. Н. Михайловым); У свiтлi рампи, вып. 1, Кипв, 1981, и др.

Яголим Б. С.

Борис Савельевич (1(13) X 1888, Москва - 22 XI 1969, там же) - сов. музыковед и библиограф. В 1912 окончил юридич. ф-т Моск. ун-та. Музыке обучался в "Бетховенской студии" Д. С. Шора, затем брал уроки у пианиста С. Е. Фейнберга. Работал в Моск. организации CK РСФСР, в редакции журн. "Музыка и самодеятельность", в б-ке Моск. консерватории. Инициатор создания библиографич. указателей "Советская литература о музыке", "Музыкальных календарей", один из авторов-сост. этих календарей на 1957-62, ред.-составитель "Музыкального календаря школьника. 1963" (совм. с О. О. Очаковской, 1962), нотографич. справочника "Р. М. Глиэр" (1964), автор предисловий к ряду сб-ков оперных либретто; составитель нотографии и библиографии к сб-кам "С. И. Танеев и русская опера" (1946), "С. В. Рахманинов и русская опера" (1947), "Бородин" (1955), "Большой театр СССР. Опера, балет" (1958) и др. Автор многочисл. статей, опубликованных в муз. журналах и во 2-м изд. "Большой советской энциклопедии".

Сочинения: Музыкальное образование и музыкальная жизнь в СССР, Л., 1946; Рахманинов и театр. в сб.: С. В. Рахманинов и русская опера, М., 1947; Музыкальная периодика до 1917 года, в изд.: "Книга. Исследования и материалы", сб. 3, М., 1960; Комета дивной красоты. Жизнь и творчество Е. Кадминой, М., 1970, и др.

Литература: Памяти ушедших, Б. С. Яголим, "СМ", 1970, No 3; (Некролог), "МЖ", 1970, No 3.

Ягудин Ю. Г.

Юлий Григорьевич (Юда Гилевич) (р. 25 XII 1906 (7 I 1907), г. Стародуб Черниговской губ., ныне Брянской обл.) - сов. флейтист и педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1968). Чл. КПСС с 1941. В 1935 окончил Моск. консерваторию по классу флейты у B. Н. Цыбина, в 1938 - аспирантуру у него же. 2-я пр. на Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей в Ленинграде (1935). С 1931 солист симф. оркестра Моск. филармонии, с 1941 - Гос. симф. оркестра СССР, в 1950-63 - оркестра Большого т-ра. В 1935-46 выступал как солист и в ансамбле дух. инструментов, а также с певицами Э. Бандровской-Турской, В. В. Барсовой, Д. Я. Пантофель-Нечецкой, пианистами М. В. Юдиной, А. Б. Дьяковым, Г. Г. Нейгаузом, А. Б. Гольденвейзером, играл с квартетами им. Бетховена и им. Бородина. В репертуаре Я. - произв. И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, В. А. Моцарта, Б. Годара, C. Н. Василенко, С. В. Евсеева, Н. П. Ракова и др.

С 1937 преподаватель игры на флейте в Моск. консерватории (с 1964 профессор). Среди учеников - А. Л. Гофман, А. В. Корнеев. Я. принадлежат редакции и переложения ряда произв. для флейты и фп. (23 сб-ка). Автор ряда методич. пособий (24 этюда, 30 этюдов на флажолеты и др.), а также воспоминаний о В. Н. Цыбине, опубликованных в разл. сб-ках, в т. ч. в кн.: "Воспоминания о Московской консерватории" (1966, с. 375-79).

Л. Б. Римский.

Яжембский А.

Яжембский А. (Jarzebski, Jarzembsky, Carzebski, Harzebsky, Jarzempski и др. варианты написания) Адам (до 1590, Варка, близ Варшавы - 1648, Варшава) - польский скрипач, композитор, поэт и архитектор. Муз. образование получил в Германии и Италии. В 1612-19 служил скрипачом в берлинской капелле курфюрста Бранденбургского Иоганна Зигмунда, выступал в её составе в городах Германии. В 1615-16 совершенствовался в Италии. Ок. 1621 возвратился в Варшаву, служил в корол. капелле, писал музыку, преподавал; среди учеников Я. - его сын Шимон Я. (1630-79), скрипач корол. капеллы (с 1649 преемник отца). Я. получил известность также как конструктор и мастер муз. инструментов и как архитектор (руководил строительством корол. замка в Уяздуве, 1635). Ему принадлежит книга "Столбовая дорога, или Краткое описание Варшавы" ("Gosciniec albo Krуtkie opisanie Warszawy...", 1643) - первый подробный путеводитель по столице Польши, содержащий также сведения о муз. жизни города в 1-й пол. 17 в. За многогранную плодотворную деятельность Я. внесён в список "почётных граждан Варшавы" (1648). Автор первых польск. произв. для камерно-инстр. ансамбля - канцон и концертов, многие из к-рых предвосхищают жанр concerto grosso. В ряде соч. (особенно в жанре фантазии) ощутимо претворение ладово-интонац. особенностей и приёмов исполнительства польск. нар. музыки. Для произв. Я. характерны широкое применение вариационности, имитац. техники, динамич. и метроритмич. контрастов, эффекта эхо; развивал темы путём вычленения отд. интонаций, динамизировал репризу, чем способствовал формированию сонатного Allegro. Наиболее ярко нар. истоки выражены в его 3-гол. концертах "Новый дом" ("Nova casa") и "Хроматика", а также миниатюре "Тамбуретта" для 5 инструментов. В 1627 вышел сб-к, содержащий 5 канцон и 23 концерта Я. для 2-4 инструментов с basso continuо. Ему принадлежат инстр. транскрипции вокальных произв. Дж. Габриели, Т. Мерулы, О. Лассо, Дж. Палестрины.

Литература: Бэлза И., История польской музыкальной культуры, т. 1, М., 1954, с. 126-35; Григорьев В., Истоки польского скрипичного исполнительского искусства, в сб.: Музыкальное исполнительство, вып. 10, М., 1979, с. 231, 233-35; Jachimecki Z., Adam Jarzebski jako kompozytor koncertуw i kanzon, "Mloda Muzyka", 1909, No 20; Сhybinski A., Z dziejуw muzyki polskiej do roku 1800, в сб.: Muzyka Polska, 1927; Duniсz J., Adam Jarzebski i Jego "Canzoni e concerti" (1627), Lwуw, 1938; A. Jarzebski, в сб.: Z dziejуw polskiej kultury muzycznej, t. 1, Kr., 1958, s. 166, 200-04, 271; Tomkiewicz W., (Вступ. ст.), в кн.: Goscieniec albo Krуtkie opisanie Warszawy..., Warsz., 1974, s. 5-55.

В. Ю. Григорьев.

Язычок

Язычок (нем. Zunge; франц. anche; англ. reed; итал. ancia; испан. lengueta) - деталь мн. духовых инструментов, выполняющая звукообразующую функцию. Представляет собой тонкую пластину (призматич. формы), укрепляемую в верхней части ствола дух. инструментов, в "сапожке" язычковых орг. труб, в проёмах ("окнах") голосового устройства гармоники и родственных ей инструментов. Под воздействием струи воздуха, от защипывания или удара Я. приходит в колебат. движение, образующийся звук усиливается резонатором. По способу звукообразования различают Я. проходящие (проскакивающие, свободные) и бьющие. Проходящие Я. укрепляются на т. н. рамке, имеющей прорези; они несколько меньше прорезей и потому свободно проходят (проскакивают) через них (фисгармония, баян, аккордеон, губная гармоника). Изготовляются из стали, латуни, реже из пластмассы. Издаваемый ими звук соответствует собственной частоте колебаний пластинки. Бьющие Я., будучи большего размера, чем прикрываемые ими прорези, в момент колебания ударяют по их краям (трубы регаля, кларнет). Бьющие Я. бывают камышовые или металлические; камышовые - в механизме звукообразования деревянных тростевых (см. Трость) дух. инструментов (кларнет, гобой, фагот и др.); металлические из латуни или бронзы в т. н. язычковых органных трубах имеют форму прямоугольника с расширенным, заострённым, прямым или закруглённым концом. Широкие и тонкие Я.- высокочастотные; узкие и более толстые - низкочастотные. Толщина пластин, издающих звук С, у труб 16' - 0,8 мм, у труб 8' - 0,5 мм, 4' - 0,4 мм, 2' - 0,3 мм, 1' - 0,2 мм (±0,01 мм). Металлич. Я. настраиваются путём изменения размера и толщины, а также с помощью "полозка" для настройки, регулирующего длину рабочей части Я. Собственная частота колебаний бьющих Я. значительно выше извлекаемых с их помощью звуков. В дух. мундштучных инструментах роль Я. выполняют губы исполнителя.

Примитивные формы язычкового инструмента - травинка, береста, зажимаемые руками или губами.

Литература: Sachs С., Zur Frьhgeschichte der durchschlagenden Zungen, "Zeitschrift fьr Instrumentenbau", 1912/13, Bd 33; Schrammek W., Birkenblattblasen, в кн.: Festschrift H. Besseler zum 60. Geburtstag, Lpz., 1961, S. 7-14; Adelung W., Einfьhrung in den Orgelbau, Lpz., 1955, 1972.

С. А. Рыцарев.

Якименко Я. С.

Яков Степанович - см. Стеновой Я. С.

Яккини Д. М.

Яккини Д. М. (Jacchini) Джузеппе Мария (ок. 1663, Болонья - 2 V 1727, там же) - итал. виолончелист и композитор. Композиции обучался у Дж. А. Перти, возглавлявшего капеллу в храме Сан-Петронио, игре на виолончели - У Д. Габриелли, виолончелиста этой капеллы. На формирование композиторского стиля Я. существ. влияние оказал также Дж. Торелли. Известен как один из крупнейших исполнителей-солистов, особенно славился иск-вом аккомпанемента: современники Я. называли его "знаменитым и удивительным мастером сопровождения певцов". В 1688 избран чл. Болонской филармонической академии. С 1689 и до конца жизни был виолончелистом капеллы Сан-Петронио, сменив на этом посту Д. Габриелли.

Автор первых виолончельных сонат и концертов. Среди его соч.: 2 сонаты для виолончели соло (1694), 6 - для скрипки и виолончели соло (1690-96), 2 - для виолончели соло с basso continuo (1697), 10 камерных сонат для 3-4 инструментов с виолончелью obligato (1695), 8 камерных концертов для скрипки и виолончели соло с basso continuo (1697), 10 камерных концертов для 3-4 инструментов с виолончелью obligato (1701), 10 "Развлечений" ("Trattenimйnti") для 3-6 инструментов (нек-рые с 1-2 трубами; 1703). В числе соч., оставшихся в рукописи, - 2 симфонии для 2 труб, смычковых и basso continuo (1695).

Литература: Гинзбург Л., История виолончельного искусства. Виолончельная классика, М.-Л., 1950, с. 80-82; Eitner Q., Sсhmidl D., Martini G. В., Serie cronologica, Bologna, 1777; Wasielewski W., Das Violoncell und seine Geschichte, Lpz., 1889, 1925; Vatielli F., Arte e vita musicale a Bologna, Bologna, 1927; Newman W. S., The sonata in the Baroque Era, Chapel Hill, 1959.

Л. С. Гинзбург.

Якобсон Л. В.

Леонид Вениаминович (2 (15) I 1904, Петербург - 17 X 1975, Москва, похоронен в Ленинграде) - сов. артист балета и балетмейстер. Засл. деят. иск-в РСФСР (1957). В 1926 окончил Ленингр. хореографич. уч-ще у В. И. Пономарёва. В 1926-33 артист балета, в 1942-50 и с 1956 балетмейстер Ленингр. т-ра оперы и балета, в 1933-42 солист балета и балетмейстер Большого т-ра. Балетмейстерскую деятельность начал ещё в ученич. годы (ставил конц. номера); первая крупная работа - пост. 2-го акта балета "Золотой век" Шостаковича (1930, Ленингр. т-р оперы и балета). Значит. постановкой Я. стал балет "Шурале" Яруллина (1950, Ленингр. т-р оперы и балета; Гос. пр. СССР, 1951; 1955, Большой т-р), содержание к-рого он раскрывал гл. обр. средствами классич. танца с использованием мотивов тат. танц. фольклора. В подобном же плане решена его пост. балета "Сольвейг" на музыку Э. Грига (1952, Ленингр. Малый оперный т-р). Новым этапом в творчестве Я. явилась пост. балета "Спартак" (1956, Ленингр. т-р оперы и балета; 1962, Большой т-р). С кон. 50-х гг. наиболее близкой творч. индивидуальности Я. становится хореографич. миниатюра. Его пост. свойственны концентрированность действия, ясность и острота пластич. характеристик. В Ленингр. т-ре оперы и балета Я. осуществил пост. спектакля "Хореографические миниатюры" (1958; наряду с новыми в него вошли и лучшие из его прежних работ), одноактных балетов - "Клоп" Отказова и Фиртича (1962) и "Двенадцать" Тищенко (1964). В 1970-75 одноврем. с работой в т-ре Я. руководил созданным им ансамблем "Хореографич. миниатюры", для к-рого пост.: "Контрасты" на музыку И. Ф. Стравинского, "Экзерсис-ХХ" на музыку И. С. Баха, "Город" на музыку А. Веберна, "Симфония бессмертия" Тищенко, "Блестящий дивертисмент" на музыку М. И. Глинки, "Клоп" на музыку Д. Д. Шостаковича и др. Автор сценариев мн. миниатюр и балетов, в т. ч. "Новелл о любви" на музыку М. Равеля и "Двенадцати" Тищенко.

Литература: Л. Якобсон..., Сб. статей, (Л.-М., 1965); Добровольская Г., Балетмейстер Л. Якобсон, (Л., 1968).

В. М. Паппе.

Яковенко В. Н.

Василий Никифорович (р. 25 X 1930, с. Рубанки Сумской обл., УССР) - сов. певец (тенор). Нар. арт. Казах. ССР (1976). Чл. КПСС с 1962. В 1964 окончил Моск. консерваторию, с 1964 солист Казах. т-ра оперы и балета. Исполняет партии как драматического, так и лирич. плана, среди них - Ленский, Герман, Самозванец, Князь, Хозе, Дон Карлос, Канио; Каварадосси, Пинкертон; Эней ("Дидона и Эней" Пёрселла), Лёнька ("В бурю"), Александр Ульянов ("Братья Ульяновы" Мейтуса), Василий Клочков ("Двадцать восемь" Жубановой). Выступает в концертах. Гастролирует за рубежом. Гос. пр. Казах. ССР (1976).

Яковенко С. Б.

Сергей Борисович (р. 19 VII 1937, Москва) - сов. певец (баритон). В 1962 окончил Муз.-пед. ин-т им. Гнесиных у Г. Г. Адена, в 1965 - там же аспирантуру. Совершенствовался у П. Г. Лисициана. С 1961 солист Всесоюзного радио и Центр. телевидения, с 1972 - Моск. филармонии. В обширном репертуаре певца - вок. циклы Ф. Шуберта ("Зимний путь"), Р. Шумана ("Любовь поэта"), М. П. Мусоргского ("Песни и пляски смерти"). Участвовал в конц. исполнении опер "Орлеанская дева" (Лионель), "Скупой рыцарь" Рахманинова (Барон) и др. Пропагандист творчества сов. композиторов, впервые исполнил мн. монооперы, в т.ч. "Письма Ван Гога" Фрида, вок. циклы, в их числе - "Немецкая тетрадь" No 2 Гаврилина. Многие свои конц. программы трактует как моноспектакли (т. н. Театр одного певца), подчас чередуя пение с чтением стихотворений. Лауреат Междунар. конкурса вокалистов им. Дж. Энеску (1961, Бухарест). В 1963-79 преподаватель Муз.-пед. ин-та им. Гнесиных, с 1979 - Горьковской консерватории. Автор мн. статей по вок.-эстетич. проблемам.

Яковлев В. В.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Яковлев Л. Г.

Леонид Георгиевич (31 III (12 IV) 1858, Херсонская губ. - 2 VI 1919, Петроград) - рус. певец (лирико-драм. баритон). Учился в Николаевском кавалерийском уч-ще в Петербурге, по окончании к-рого служил в армии. Выйдя в отставку, обучался пению у Е. К. Ряднова в Киеве (1885-86), позднее совершенствовался в Италии. В 1886-87 пел в оперной антрепризе И. Е. Питоева в Тбилиси (впервые выступил на сцене в партии Барнабы в опере "Джоконда" Понкьелли), в 1887-1906 солист Мариинского т-ра (Петербург), куда был принят по рекомендации П. И. Чайковского (дебютировал в партии Валентина в опере "Фауст"). Затем руководил разл. провинциальными оперными труппами, в к-рых выступал также как певец и режиссёр. В 1918-19 режиссёр Гос. оперы в Петрограде (ныне - Ленингр. т-р оперы и балета); в 1919 возобновил на сцене Михайловского т-ра пост. оперы "Ромео и Джульетта" Гуно. Постоянно участвовал в благотворительных концертах в пользу студенчества. С 1911 преподавал на музыкальных курсах Г. Я. Заславского в Петербурге.

Голос Я., мягкого, тёплого, бархатистого тембра, был сильным и звучным, ровным во всех регистрах, со свободными полными верхами. Яркий драм. талант, темперамент, увлечённость и одухотворённость исполнения, эффектная внешность, изящество и благородство пластики способствовали созданию целой галереи разнообразных (лирич. и драм.) вок.-сценич. образов (св. 50 партий) и обеспечили артисту широкую популярность. Его высоко ценили А. Г. Рубинштейн, П. И. Чайковский, Э. Ф. Направник. Я. был первым исполнителем партий Елецкого ("Пиковая дама"), Роберта ("Иоланта"), Троекурова, Малатесты ("Дубровский", "Франческа да Римини" Направника), Князя ("Горюша" Рубинштейна), Князя Серебряного ("Князь Серебряный" Казаченко). Среди лучших партий - Евгений Онегин и Демон. Др. партии: Мазепа, Мизгирь; Грязной ("Царская невеста"), Князь Игорь, Олоферн; Пётр ("Вражья сила"), Жермон, Риголетто, Яго; Марсель ("Богема"), Сильвио и Тонио ("Паяцы"), Граф Невер ("Гугеноты"), Эскамильо; Меркуцио ("Ромео и Джульетта" Гуно), Вольфрам, Тельрамунд ("Тангейзер", "Лоэнгрин"), Дон Жуан и др.

Литература: "Бирюч Петроградских государственных театров", 1918, No 5, с. 39-42; Старк Э. (Зигфрид), Петербургская опера и ее мастера, Л.-М., 1940; Гозенпуд A., Русский оперный театр XIX в. 1873-1889, (Л.), 1973.

А. П. Григорьева.

Яковлев М. Л.

Михаил Лукьянович (19(30) IX 1798 - 4(16) I 1868) - рус. композитор и певец (баритон). Сын статского советника. Окончил Царскосельский лицей. Лицейский товарищ А. С. Пушкина, друг В. К. Кюхельбекера. Служил в Москве, с 1824 - в Департаменте юстиции в Петербурге. Большое внимание уделял игре на скрипке. Уже в лицее славился как сочинитель песен и романсов, а также исполнитель комич. песен. Был близок к лит. кружку А. А. Дельвига. Пользовался популярностью в муз. салонах Петербурга. В 1838-39 неоднократно выступал с исполнением своих романсов на вечерах у М. И. Глинки, к-рый издал его романс "Вчера вакхических друзей" (в сб. "Собрание музыкальных пьес"). Я. принадлежат романсы, "рус. песни" на сл. Г. Р. Державина, В. А. Жуковского, Пушкина, Дельвига (рукописный сборник из 18 романсов хранится в Гос. б-ке СССР им. B. И. Ленина). В наследии Я. выделяются лирич. романсы, в т. ч. "Когда, душа, просилась ты" (впоследствии переложен Глинкой для вок. дуэта), "Роза ль ты, розочка", а также "рус. песни" - "Пела, пела пташечка", "Кудри", "Сиротинушка-девушка", к-рые, как и у др. композиторов того времени, представляют промежуточный между песней и романсом жанр. Широко популярен его романс на сл. Пушкина "Зимний вечер".

Литература: Смесь (о песнях М. Л. Яковлева), "Литературная газета", 1831, 21 апр.; Левашева О. Е., Музыка в кружке А. А. Дельвига, в сб.: Вопросы музыкознания. Ежегодник, т. 2, М., 1956.

И. М. Ветлицына.

Якубов М. А.

Манашир Абрамович (р. 4 V 1936, г. Грозный, Чеч.-Ингуш. АССР) - сов. музыковед. Засл. деят. иск-в Даг. АССР (1975). В 1960 окончил Моск. консерваторию по классу теории музыки у Л. А. Мазеля. Участник фольклорных экспедиций в Сибири и Дагестане. В 1965-66 ст. редактор журн. "Советская музыка", в 1967-70 зав. отделом музыки Комитета по Ленинским и Гос. пр. в области лит-ры, иск-ва и архитектуры при Совете Министров СССР. Автор статей и книг, посв. муз. культуре Дагестана, творчеству сов. композиторов, проблемам формы, мелодики в совр. музыке, а также ряда муз. произв. Гос. пр. Даг. АССР (1970).

Сочинения: Творчество композиторов Дагестана, Махачкала, 1961; Сергей Агабабов, М., 1966; Величайший мелодист XX века (о С. С. Прокофьеве), "СМ", 1966, No 4; Форма рондо в произведениях советских композиторов, М., 1967; Полифонические черты мелодики Прокофьева, в сб.: От Люлли до наших дней, М., 1967; Наби Дагиров, Махачкала, 1969; Мурад Кажлаев, Махачкала, 1969; Об эстетике и этике, "СМ", 1969, No 4; Сейфулла Керимов, Махачкала, 1969; Ширвани Чалаев, Махачкала, 1969; Квартет имени Бородина, М., 1971; Болгария - Дагестан, в кн.: Болгария - СССР. Диалог о музыке, М., 1972; Музыкальная культура Дагестанской АССР, в кн.: Социалистическая музыкальная культура, М., 1974; Очерки истории дагестанской советской музыки, т. 1 (1917-1945), Махачкала, 1974; Советские композиторы - детям, М., 1979; Отец дагестанской музыки (о Г. А. Гасанове), Махачкала, 1980.

Литература: Кажлаев М., Манашир Якубов, Махачкала, 1969.

Якутская музыка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Якушенко И. В.

Игорь Васильевич (р. 15 IV 1932, Москва) - сов. композитор. Чл. КПСС с 1969. Окончил Муз.-пед. ин-т им. Гнесиных у А. И. Хачатуряна (1956). Вёл факультативный класс композиции в Центр. муз. школе при Моск. консерватории (1958-62) и Детской муз. школе им. Гнесиных (1963-78). С 1975 выступает как пианист и руководитель джазового инстр. ансамбля. В творчестве Я. значит. место занимают программные орк. произв., связанные с обращением к разл. нац. муз. традициям.

Сочинения: муз. комедия Зайка-почтальон (для детей, 1968); балет Студенты (1960); для орк. - симфония Русские песни (1959), концерт-симфония (с рок-группой, 1981), сюита Романтическое путешествие (1957), Сибирская фантазия (1953, совм. с В. Ф. Светлановым), Сербская фантазия (1960), Балканские зарисовки (1969); для фп. с орк. - концерт (1967); для скр. с орк. - концерт-импровизация (1959); для джаз-оркестра - концерт (1965), партита (1970); вок. цикл Ты слышишь, небо (cл. Л. Дербенёва, 1965); песни; музыка к спектаклям драм. т-ра, кинофильмам, радио- и телепостановкам.

Якшагана

Якшагана - муз.-танц. драма инд. нар. т-ра. Сложилась в 16-17 вв. в Карнатаке (до 1973 Майсур). В Я. входит танец бхут (букв. "дух", "сверхъестественное существо"), исполняемый во время больших праздников. Сюжетом служат эпизоды из "Рамаяны", "Махабхараты" и преданий. Действующие лица подразделяются на 4 группы - боги (дева), люди (манава), демоны (данава) и обезьяны (ванара). Кульминацией спектакля является обычно битва злых и добрых сил, к-рые побеждают. Спектакль включает танец, пение, пантомиму, клоунаду. Он исполняется в сопровождении оркестра, состоящего из струн. инструментов, барабанов и цимбал. Я. распространена и в совр. Индии, особенно в штате Майсур.

Литература: Бабкина М. П., Poтабенко С. И., Народный театр Индии, М., 1964.

Якшич Д.

Якшич Д. (Jакшић) Джура (р. 30 IV 1924, Карловац) - серб. дирижёр, муз.-обществ. деятель и муз. критик. Учился у П. Дедечека и А. Климы (дирижирование) в консерватории (1945-48) и у Й. Хуттера (музыковедение) в ун-те в Праге, у Ф. Зауна (дирижирование, окончил аспирантуру в 1949) в Муз. академии в Загребе. С 1950 работает в Белграде. Дирижировал симф. и камерным оркестрами радио (1950-52) и филармонич. оркестром (1952-65), камерным ансамблем "Pro musica" (с 1967). Директор средней муз. школы "Йосип Славенский" (с 1966), оперного т-ра (с кон. 70-х гг.). Пишет муз.-критич. статьи для югославских, а также заруб. муз. журналов. С 1964 гл. редактор журн. "Pro musica". Я. - президент серб. Об-ва музыкантов-исполнителей.

Ялас А. Ю. В.

Ялас А. Ю. В. (Jalas; наст. фам. - Блумстeдт, Blomstedt) Армас Юсси Вейкко (р. 23 VI 1908, Ювяскюля) - фин. дирижёр и пианист. Учился в консерватории и ун-те в Хельсинки у Э. Мелартина (композиция), в 1933-34 совершенствовался у В. Поля (фп.), П. Монтё и Рене-Батона (дирижирование) в Париже. С 1945 преподавал дирижирование в Музыкальной академии им. Я. Сибелиуса (с 1965 профессор), работал как пианист и концертмейстер. Дирижировал оркестрами Фин. нац. т-ра (1930-45), затем Финской оперы (в 1958- 1973 гл. дирижёр). Гастролировал как пианист и дирижёр (исполнял главным образом произв. Сибелиуса) в странах Европы, а также в США (1950, 1955) и Японии, выступал в СССР. Автор симф. и фп. соч.; ему принадлежат обработки фин. нар. мелодий. Перевёл на фин. яз. ряд оперных либретто, в т.ч. "Катерины Измайловой". Написал книгу о симфониях Сибелиуса (совм. с С. Грей).

Ямада К.

Косаку (Косак) (9 VI 1886, Токио - 29 XII 1965, там же) - япон. композитор и дирижёр. Чл. Япон. академии иск-в (1942). Учился в Имп. муз. академии в Токио (1904-08), затем в Высшей муз. школе в Берлине у К. Вольфа и М. Бруха (композиция, 1908-13). В 1914 организовал Токийский филармонич. оркестр, выступавший под его управлением в Японии и др. странах (исполнял нац., европ. и амер. музыку). Гастролировал как дирижёр в СССР (1930, 1933), странах Зап. Европы (1930, 1937, 1950), неоднократно - в США. Преподавал композицию и муз.-теоретич. предметы в ун-те в Токио. Я. - один из первых япон. композиторов, получивших европ. муз. образование и развивавших в своём творчестве зап.-европ. муз. традиции (наиболее значительно влияние веристов). Автор книг (все изданы на япон. яз.. в Токио) "Современное учение о гармонии" (1918), "Запись современных танцев" (1922), "Границы музыкального вдохновения" (1924), "Как писать песни" (1932), "Музыкальные анекдоты Косаку" (1935), "Учение о гармонии и композиции" (1937), "12 лекций о музыке" (1951). Мн. произв. Я. погибли в 1945 при бомбежке Токио.

Сочинения: оперы (6), в т. ч. Алладина и Паломид (1913), Падшая небесная дева (соч. 1908; 1929, Токио), Айаме (1931, Париж), Чёрный корабль (Рассвет, 1940, Токио), муз. драмы Падший ангел (1912; 1929, Токио), Сянг Фей (1947; 1954, Токио); оратории, 5 кантат, в т. ч. Мария Магдалина (1916), Ода Мейдзи (1925); для орк. - 5 симфоний, в т. ч. Гимн Сёва (1938), 6 симф. поэм (1913, 1913, 1916; 1940 с хором; 1944; 1956, с хором), сюиты, в т. ч. Камикадзе (1944); камерно-инстр. ансамбли; фп. пьесы, ок. 1000 хоров и песен.

Дж. К. Михайлов.

Ямб

Ямб (греч. iimbos) - 2-сложная стопа, в к-рой в антич. муз. стихе 2-й слог по длительности вдвое больше 1-го, а в речевом стихе Нового времени на 2-м слоге находится метрич. ударение (икт). Применение антич. термина к новой акцентной ритмике породило представление об ударности долгого слога в антич. Я., в к-ром метрич. икт, однако, обычно приходился на 1-й, краткий слог, как в ср.-век. 2-м модусе и в распространённом в фольклоре мн. народов ломбардском ритме. В совр. муз. теории Я. чаще понимается в акцентном смысле, как последовательность лёгкого и тяжёлого моментов (

Ямб

независимо от их длительности), а не в квантитативном (

Ямб

). Этот термин применяют к мотивам и группам, оканчивающимся на сильном времени (причём предшествующий затакт может состоять из неск. звуков), и к двутактным фразам, в к-рых 1-й такт лёгкий, а 2-й тяжёлый. В отличие от хорея, акцентному Я. свойственны, с одной стороны, активный характер (устремлённость к концу), с другой - завершённость и ограниченность. Мн. теоретики (особенно X. Риман) преувеличивали значение Я. для муз. формообразования и во фразах иного строения видели сокращения, расширения и т. п. "нормальной" ямбич. фразы или искусственно членили музыку на такие фразы. Однако характерная для Я. тенденция к завершённости элементарных муз. образований противоречит требованиям сквозного развития, и это ограничивает применимость Я., а в случаях ямбич. строения мелодич. голосов эта тенденция б. ч. преодолевается "двойными связями", хореич. строением сопровождающих голосов и т. п.

М. Г. Харлап.

Ямпилов Б. Б.

Баудоржа Базарович (р. 2 (15) IX 1916, с. Булак, ныне Бурят. АССР) - сов. композитор и обществ. деятель. Нар. арт. РСФСР (1975). Чл. КПСС с 1961. Деп. Верх. Совета Бурят. АССР 7-9-го созывов. Пред. Верх. Совета Бурят. АССР 8-9-го созывов. В 1941 окончил Свердловскую консерваторию по классу композиции у М. П. Фролова. В 1943-56 худ. рук. Бурят. филармонии. В 1962-79 пред. правления CK Бурят. АССР. Осн. место в творчестве Я. занимают оперы и симф. произв. Его опера "Прозрение" - важный шаг на пути освоения бурят. музыкой нового для неё оперного жанра. Композитор тяготеет к совр. тематике, важным обществ. проблемам. В операх "Цыремпил Ранжуров" и "Грозные годы" отражены события Oкт. революции 1917 и Гражд. войны, в балете "Патетическая баллада" раскрывается в аллегорич. образах тема Великой Отечеств. войны 1941-45, др. произв. воспевают красоту природы и людей Забайкалья. Соч. Я. присущ ярко выраженный нац. колорит; древнейшая основа бурят. музыки - пентатоника - в творчестве композитора обнаруживает новые выразит. возможности. Я. составил сб-к бурят. нар. песен. Гос. пр. Бурят. АССР (1970). Гос. пр. РСФСР (1972).

Сочинения: оперы - У истока родника (1958, Бурят. т-р оперы и балета), Будамшу (1964, там же), Прозрение (1967, там же), детская опера Чудесный клад (1970, там же), Цыремпил Ранжуров (1974, там же), Грозные годы (1977, там же); балеты - Красавица Ангара (совм. с Л. К. Книппером, 1959, там же; 2-я ред. 1970; Гос. пр. РСФСР, 1972), Патетическая баллада (1966, там же); муз. комедия Проделки дяди Моргона (1957); оратории - Гудящие сосны (на сл. Н. Дамдинова, 1965), Портрет Ильича (на сл. Д. Жалсараева, 1980); кантаты - О Родине (1946), О партии (1948), Ленин-батор (Ленин-богатырь, 1970); для орк. - симф. сюиты Цветущий край (1953), Симфонические танцы (1959), симф. поэмы Эпическая (1955), Первопроходцы (1978), 60 героических лет (1981), увертюры Праздничные мелодии (1973), Праздничная (1979); поэма для скр. и фп. (1954); произв. для фп.; песни, романсы (более 300) и др.

Литература: Куницын О., Бау Ямпилов..., М., 1977.

О. И. Куницын.

Ямпольский А. И.

Абрам Ильич (29 IX (11 X) 1890, Екатеринослав, ныне Днепропетровск - 17 VIII 1956, Москва) - сов. скрипач и педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1937). Доктор искусствоведения (1940). В 1913 окончил Петерб. консерваторию по классам скрипки у С. П. Коргуева и теории композиции у Я. Витола и М. О. Штейнберга. В 1913-20 выступал как солист, ансамблист и дирижёр; параллельно вёл педагогич. деятельность. С 1920 жил в Москве; был помощником концертмейстера оркестра Большого т-ра, одноврем. участвовал в квартете Муз. отдела Наркомпроса совм. с Л. М. Цейтлиным, В. С. Пикельманом и Г. П. Пятигорским; выступал с пианисткой Е. А. Бекман-Щербиной. В 1922-32 концертмейстер Персимфанса. В 1922-1925 преподаватель классов орк. игры, с 1923 - скрипки Моск. консерватории (с 1926 профессор, в 1936-56 зав. кафедрой скрипки). Чл. жюри 1-го Междунар. конкурса им. Изаи (Брюссель, 1937).

Я. - создатель одной из крупнейших сов. скрипичных школ; воспитал плеяду выдающихся скрипачей. Среди учеников - Л. Б. Коган, И. С. Безродный, Е. Г. Гилельс, Э. Д. Грач, В. И. Жук, Ю. Г. Ситковецкий, М. И. Фихтенгольц, З. У. Шахмурзаева. Я. принадлежит ряд обработок для скрипки и редакций произв. И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, Ф. Мендельсона, К. Сен-Санса, Н. Паганини, Г. Э. Конюса и др.

Сочинения: О методе работы с учениками, в кн. : Труды Государственного музыкально-педагогического института им. Гнесиных, вып. 1,М., 1959; Подготовка пальцев и оставление их на струнах, в кн.: Очерки по методике обучения игре на скрипке, М., 1960.

Литература: Коган Л., А. И. Ямпольский, в кн.: Воспоминания о Московской консерватории, М., 1966; Rуденко В., Школа А. И. Ямпольского сегодня, "СМ", 1979, No 5.

И. М. Ветлицына.

Ямпольский И. М.

Израиль Маркович (8 (21) XI 1905, Екатеринослав, ныне Днепропетровск - 20 IX 1976, Москва) - сов. музыковед и скрипач. Кандидат искусствоведения (1940). Сын М. И. Ямпольского. В 1930 окончил Моск. консерваторию по классу скрипки у А. И. Ямпольского (по истории музыки занимался у К. А. Кузнецова). В 1927-29 артист Персимфанса. В 1935-49 (с перерывом) вёл созданный им курс истории и теории смычкового иск-ва в Моск. консерватории (с 1940 доцент). В 1950-59 науч. ред. изд-ва "Советская энциклопедия", с 1973 зам. гл. ред. "Музыкальной энциклопедии".

Осн. направления науч. деятельности Я. - история и теория смычкового иск-ва, вопросы исполнительства, заруб. музыка и её связи с рус. муз. культурой. С 1933 регулярно выступал в периодич. печати со статьями по вопросам исполнит. иск-ва, муз.-критич. обзорами, портретами исполнителей. Написал ряд книг по этим вопросам; нек-рые из них переведены на иностр. яз. Я. внёс значит. вклад в создание и развитие сов. муз. библиографии и лексикографии, был одним из инициаторов выпуска сов. справочной лит-ры о музыке. Автор-составитель (совм. с Б. С. Штейнпрессом) "Энциклопедического музыкального словаря" (1959, доп. 1966), подготовил (совм. с Г. Б. Бернандтом) словарь "Кто писал о музыке" (т. 1-3, 1971-79), справочник "Советские композиторы и музыковеды" (т. 1, 1978). Я. принадлежит важная роль в создании первой сов. "Музыкальной энциклопедии", в работе над к-рой ярко проявились его многогранный талант учёного, муз. эрудиция. Автор мн. статей в 5-м изд. "Grove's dictionary of music and musicians" (1954), а также в "The new Grove dictionary of music and musicians" (1980).

Сочинения: Основы скрипичной аппликатуры, M., 1933, доп. 1977; Русское скрипичное искусство. Очерки и материалы, ч. 1, М.-Л., 1951; Арканджело Корелли..., М., 1953 (совм. с К. А. Кузнецовым); Генрик Венявский, М., 1955; Джордже Энеску, М., 1956; Гос. квартет им. Большого театра Союза ССР (1931-1956), (М., 1957); Музыка Югославии, М., 1958; Никколо Паганини. Жизнь и творчество, М., 1961, доп. 1968; Концерты Моцарта для скрипки с оркестром, М., 1961; Каприччи Н. Паганини, М., 1962; Сонаты и партиты для скрипки соло И. С. Баха, М., 1963; Давид Ойстрах, М., 1964, доп. 1968; Ауэр и современное скрипичное искусство, в кн.: Ауэр Л., Моя школа игры на скрипке. Интерпретация произведений скрипичной классики, М., 1965; Крылов и музыка..., М., 1970; Даниил Шафран, М., 1974; Фриц Крейслер..., М., 1975.

Литература: И. М. Ямпольский. (Некролог), "СМ", 1977, No 3.

И. М. Ветлицына.

Ямпольский М. И.

Марк Ильич (24 I (5 И) 1879, Екатеринослав, ныне Днепропетровск - 18 II 1951, Москва) - сов. виолончелист и педагог. Брат А. И. Ямпольского. В 1913 окончил Петерб. консерваторию по классу виолончели у Э. Ф. Гербека. В 1914-18 был ассистентом Гербека, а также вёл самостоят. педагогич. деятельность. С 1921 жил в Москве, преподавал в Ин-те муз. драмы, Муз. техникуме им. братьев Рубинштейн (ныне Муз. уч-ще при Моск. консерватории, 1922-51), Муз. техникуме им. А. Н. Скрябина (1926-29), Муз. техникуме им. Гнесиных (1928-30). В эти же годы Я. выступал как камерный исполнитель, а также в составе Персимфанса. С 1929 преподавал на рабфаке при Моск. консерватории, с 1930 профессор консерватории. Среди учеников - Л. С. Гинзбург, Б. В. Доброхотов, Я. П. Слободкин, А. П. Стогорский.

Сочинения: Виолончельная техника: гаммы и арпеджио в разнообразных штрихах и ритмах, М., 1936, то же, М.-Л., 1949.

Литература: Гинзбург Л., М. И. Ямпольский, в его кн.: История виолончельного искусства, (кн. 3), М., 1965, с. 465-66.

И. М. Ветлицына.

Ян О.

Ян О. (Jahn) Отто (16 VI 1813, Киль - 9 IX 1869, Гёттинген) - нем. археолог, филолог и музыковед. В 1836 окончил ун-т в Киле. Брал уроки музыки у гор. кантора и органиста Г. К. Апеля. В 1836-39 совершил путешествие с науч. целью по Франции и Италии. Профессор классич. лит-ры и археологии в Грейфсвальде (с 1842) и Лейпциге (с 1847). Из-за участия в революционно-демократич. движении был уволен (1851). С 1855 преподавал в Боннском ун-те (профессор археологии, директор Акад. художеств. музея).

В круг науч. интересов Я. входили антич. культура, изобразит. иск-во, археология. Автор мн. ценных филологич. и археологич. трудов. Осн. заслуга его в области музыковедения - создание капитальной монографии о В. А. Моцарте. В ней впервые в муз. историографии применены методы анализа, критич. рассмотрения и подробного комментирования источников, сложившиеся при участии самого Я. в филологии. Его труд принципиально отличается от работ предшественников, зачастую основанных на сомнительных источниках, своей документальной достоверностью, а также рассмотрением обществ. условий эпохи Моцарта. Я. стал основателем жанра историч. монографии о творчестве композитора, его работа послужила образцом для позднейших историков музыки и биографов. Коренная переработка монографии была осуществлена Г. Абертом, к-рый создал по существу новое глубокое исследование. Я. подготовил также обширные материалы о Й. Гайдне и Л. Бетховене, к-рые были использованы музыковедами К. Ф. Полем и А. Тейером. Был секретарём Баховского об-ва. Ему принадлежат муз. соч.- 32 песни, хор. произв. Осуществил критически пересмотренное издание клавира "Фиделио" Бетховена в редакции 1806 (1853).

Сочинения: W. A. Mozart, Tl 1-4, Lpz., 1856-59, последующие изд., начиная с пятого, переработаны Г. Абертом, 1919-21, Т1 1-2, 1955-56; Gesammelte Aufsдtze ьber Musik, Lpz., 1866.

Литература: Otto Jahn in seinen Brieten..., Lpz., 1913; Кing A. H., Jahn and the future of Mozart biography, в его кн.: Mozart in retrospekt..., L.-N. Y.-Toronto, 1955; Deas St., An early Mozartian, "ML", 1962, v. 43, No 4; Heinz R., Geschichtsbegriff und Wissenschaftscharakter der Musikwissenschaft in der zweiten Hдlfte des 19. Jahrhunderts..., Regensburg, 1968, (Studien zur Musikgeschichte des 19. Jahrhunderts, Bd 11).

Ю. В. Крейнина.

Яначек Л.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Янг П. М.

Янг П. М. (Young) Перси Маршалл (р. 17 V 1912, Нортуич, Чешир) - англ. музыковед, дирижёр и композитор. В 1934 окончил Селуин-колледж в Кембридже, где наряду с общим получил и муз. образование. В 1934-37 преподавал теорию музыки в Стренмиллистичерс-колледже в Белфасте. В 1937-44 советник по вопросам муз. образования в Комитете по культуре в Сток-он-Тренте. В 1944-66 муз. директор Технич. колледжа в Вулверхемптоне, где организовал хор. Позднее вёл науч.-исследоват. деятельность, выступал в концертах. Автор ряда муз. произведений.

Сочинения: Handel, L., 1947, 1979; The oratorios of Handel, L., 1949; Elgar, L., 1955, 1973; The story of song, L., 1955; Instrumental music, L., 1955; In search of music, L., 1956; Concerto, L., 1957; Tragic muse: the life and works of R. Schumann, L., 1957, 1961; Symphony, L., 1957; J. S. Bach, L., 1960; The choral tradition, L., 1962, 1971; Debussy, L., 1968; The Bachs 1500-1850, L., 1970; A concise history of music, N. Y. - L., 1974, и др.

Янет Н. Я.

Николай Яковлевич (26 V (7 VI) 1893, Екатеринослав, ныне Днепропетровск - 4 IV 1978, Ленинград) - сов. артист и режиссёр оперетты. Нар. арт. РСФСР (1959). В 1910-12 учился на Петерб. муз.-драм. курсах Е. П. Рапгофа у А. П. Петровского. С 1912 актёр драм. т-ров. С 1923 актёр т-ров оперетты Москвы (Т-р комич. оперы и оперетты под рук. К. А. Марджанова, 1923), Ленинграда (оперетта Таврич. сада, 1924), Харькова (Т-р муз. комедии, 1926-29). В 1929-75 актёр Ленингр. т-ра муз. комедии (в 1939-49 режиссёр, в 1941-45 худ. рук.). Я. особенно удавались характерные роли в сов. муз. комедиях и опереттах, к-рые в его исполнении отличались глубокой и тщательной разработкой, свежестью, лёгкостью и совершенством внешнего рисунка. Роли: Попандопуло ("Свадьба в Малиновке" Александрова), Бобриков ("Золотая долина" Дунаевского), Сико ("Кето и Котэ" Долидзе), Вундервуд ("Поцелуй Чаниты" Милютина), Монтабор, Менелай ("Дочь тамбурмажора", "Прекрасная Елена" Оффенбаха), Франсуа ("Фиалка Монмартра" Кальмана), Альфред Дулитл ("Моя прекрасная леди" Лоу) и др. Среди режиссёрских работ Я. выделяются пост. оперетт "Роз-Мари" Стотгарта и Фримля (1938), "Сильва" Кальмана (1940), "Дороги к счастью" Дунаевского (1941).

Литература: Ярон Г., О любимом жанре, М., 1960; Янковский М., Советский театр оперетты. Очерк истории, Л.-М., 1962; Владимирская A., Николай Янет, Л.-М., 1965.

В. И. Зарубин.

Янигро А.

Янигро А. (Janigro) Антонио (р. 21 I 1918, Милан) - итал. виолончелист и дирижёр. Игре на фп. начал учиться с детских лет, с 8 лет обучался игре на виолончели у Дж. Берти, затем в Миланской консерватории у Дж. Крепакса, совершенствовался в "Эколь нормаль" в Париже у Д. Алексаньяна. С 1934 ведёт широкую конц. деятельность как солист и ансамблист (с Д. Липатти, К. Цекки, П. Бадура-Шкодой и др.), выступал во мн. странах мира. Я. - один из крупнейших виолончелистов 20 в., его игра привлекает тонким чувством стиля, продуманностью интерпретации. Дирижёрскую деятельность начал с 1947. В 1954-64 дирижёр оркестра Загребского радио. С 1954 одноврем. худ. рук. основанного им камерного ансамбля "Загребские солисты" ("Zagrebacki solisti"). С этим коллективом в качестве дирижёра и виолончелиста выступал до 1968 во мн. странах мира, в т. ч. в СССР (1957). В 1965-67 руководил также Миланским камерным оркестром радио, в 1968-72 - камерным оркестром Саарского радио, с 1972 дирижёр Белградского камерного оркестра. В 1939-54 преподавал игру на виолончели в Муз. академии в Загребе, среди его учеников - многие известные югосл. музыканты. С 1965 профессор Дюссельдорфской консерватории, с 1975 - Высшей муз. школы в Штутгарте, а также Моцартеума (Зальцбург).

Литература: Гинзбург Л., История виолончельного искусства. Зарубежное виолончельное искусство XIX-XX вв., М., 1978, с. 252-55; Gavoty В., Antonio Janigro, Gent, 1962; Bдchi J., Berьhmte Cellisten, Z., 1975, S. 146-48.

Янкелевич А. А.

Арсений Александрович (р. 19 I (1 II) 1905, Смоленск) - сов. валторнист, педагог и композитор. Засл. деят. иск-в РСФСР (1966). В 1928 окончил Моск. консерваторию по классу валторны у P. P. Эккерта. Артист оркестров: с 1921 - Реввоенсовета, с 1923 - Гос. политич. управления, в 1924-28 - МХАТа. Солист оркестров Большого т-ра (1928-29), Моск. филармонии (1928-37), Гос. симф. оркестра СССР (1937-57). 2-я пр. на Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей в Ленинграде (1935).

Я. вёл широкую конц. деятельность. В его репертуаре произв. Г. Ф. Генделя, Л. Бетховена, Р. Штрауса, Н. К. Чемберджи. Первый исполнитель концертино для валторны и малого оркестра Шебалина, концерта для валторны с оркестром Гедике (посв. Я.). Игру Я. отличали виртуозность и вместе с тем напевность звучания. В 1943-45 и с 1948 преподавал игру на валторне в Моск. консерватории (с 1971 профессор), в 1945-1948 - в Ин-те им. Гнесиных. Среди учеников - А. С. Дёмин, Е. К. Крюковцев, А. Л. Кузнецов, Ю. Л. Степанов. Я. принадлежат "Школа игры на валторне" (1970), "Воспоминания о P. P. Эккерте" (в сб.: "Воспоминания о Московской консерватории", 1966). Автор ряда пьес для валторны и фп.

Литература: Tарасов-Ветров A., А. Володин, С. Еремин, А. Янкелевич, "СМ", 1935, No 4; Усов Ю., 75 лет со дня рождения А. А. Янкелевича, в сб.: Ежегодник памятных музыкальных дат и событий. 1980, М., 1979.

Л. Б. Римский.

Предыдущая страница Следующая страница