Приглашаем посетить сайт

Естествознание (es.niv.ru)

Популярная художественная энциклопедия
Статьи на букву "А" (часть 3, "АЛЖ"-"АНК")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 3, "АЛЖ"-"АНК")

Алжир (столица)

Алжир (столица) (араб. Эль-Джазаир), столица Алжира, порт на Средиземном море. Основан в X в. на месте римского порта Икозиум. Расположен амфитеатром на берегу залива. Много садов и парков. Старый город (с 1978 архитектурный музей-заповедник) с касбой (крепостью) турецкого времени, Большая мечеть (1096) с минаретом (1323), мечеть-усыпальница Сиди Абдаррахман (1611), мечеть Джами аль-Джедид (или Рыбаков; 1660); дворцы Дар Азиза (1551) и Мустафа-паши (1799-1800); вилла Бардо (ныне Музей первобытной истории и этнографии; XVIII в.). В новом городе (в XIX в. развивался к югу от средневекового) - Дом правительства (1930, архитекторы Ж. Гьошен, братья О. и Г. Перре). Дворец Наций (1965, архитектор Мустафа Муса). В 70-х гг. Алжир разросся на запад, север и восток. Национальный музей изящных искусств.

Алимов Мирзорахмат

Алимов Мирзорахмат - Олимов (1890/1891 - 1971), советский мастер орнаментной росписи по дереву и росписи "кундаль" (многоцветная, на рельефной основе, с позолотой и серебром). Народный художник Таджикской ССР (1959). До 1917 расписывал мечети и жилые дома. В советское время создал ряд орнаментально-тематических панно, в том числе "25 лет Таджикистана" (1954) и с портретом В. И. Ленина (1970, оба - в Республиканском объединённом историко- краеведческом и изобразительных искусств музее им. Бехзада, Душанбе); росписи в Библиотеке Таджикской ССР им. Фирдоуси (1952-54) и в чайхане "Рохат" (1958-59) в Душанбе.

Алимпий

Алимпий - правильнее Алипий (ум. 1114), древнерусский живописец и ювелир, монах Киево-Печерского монастыря. В источниках упоминаются ряд икон Алимпия (не сохранились) и его участие в выполнении мозаик Успенского собора (после 1083; см. Киево-Печерская лавра).

Алкамен

Алкамен (Alkamenes), древнегреческий скульптор второй половины V в. до н. э. Работал в Афинах. Согласно Плинию, ученик Фидия, от которого унаследовал принцип единой, пластически взаимосвязанной трактовки человеческого тела и одежды (сохранившаяся в копиях "Афродита в садах", Лувр). Поскольку отдельным произведениям Алкамена свойственна известная архаичность стиля (группа "Прокна и Итис", мрамор, Музей Акрополя, Афины), ряд учёных считает их автором так называемого Алкамена Старшего (работал, вероятно, во второй четверти V в. до н. э.).

Литература: Capuis L., Alkamenes. Fonti storiche e archeologiche, Firenze, 1968.

Алкснис Адам Эдуард

Алкснис Адам Эдуард - Альксне (1864-1897), латышский рисовальщик и живописец. Учился в петербургской АХ (1883-92). Идейный руководитель прогрессивного кружка "Rukis" ("Труженик"). В своих произведениях обращался к истории и быту латышского народа ("Сеятель" и "Пахарь", акварели, 1896, рисунки на темы истории Латвии - все в Художественном музее Латвийской ССР, Рига).

Алла прима

Алла прима (итал. alla prima), техника масляной живописи быстрыми смелыми мазками, позволяющая выполнять картину (или её фрагмент) за один сеанс, до высыхания красок.

Аллегория

Аллегория (от греч. allegoria - иносказание), в искусстве воплощение явления, а также умозрительной идеи в наглядном образе (например, фигура с голубем в руке - аллегория Мира; женщина с повязкой на глазах и весами в руке - аллегория Правосудия). По определению И. В. Гёте, аллегория "претворяет явление в понятие, понятие - в образ, в такой, однако, форме, что образ остается вполне адекватным имеющему четкие пределы понятию, которое он выражает целиком". По своей функции часто сближается с эмблемой. Наиболее распространённый вид аллегории - персонификация, то есть фигура, снабжённая одним или несколькими атрибутами, поясняющими её смысл. Аллегории, изображения, подчас требующие сложной расшифровки, характерны для искусства поздней античности, средневековья, Возрождения, а также XVII в., когда аллегории принимают преимущественно максимально приближённые к действительности жанровые черты (например, служанка, ищущая блох, как аллегория кающейся души, и т. д.). Аллегории, встречающиеся в реалистическом искусстве XIX-XX вв., нередко имеют острый социально-политический смысл (например, аллегорическая фигура Революции или Свободы в картине Э. Делакруа "Свобода на баррикадах", 1830, Лувр). В XX в. аллегории распространены в монументальной скульптуре и живописи, а также в плакате и политической карикатуре.

Доменикино. Девушка с единорогом. Фреска в палаццо Фарнезе в Риме. 1602 - 1608. Фрагмент.

Доменикино. "Девушка с единорогом". Фреска в палаццо Фарнезе в Риме. 1602 - 1608. Фрагмент.

Литература: А. Ф. Лосев, Проблема символа и реалистическое искусство, М., 1976.

Алма-Ата

Статья большая, находится на отдельной странице.

Алпатов Михаил Владимирович

Алпатов Михаил Владимирович (р. 1902), советский историк искусства. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1958), действительный член АХ СССР (1954), доктор искусствоведения (1941). Учился в Московском университете (1919-21). Преподавал (с 1925) в московском Вхутемасе-Вхутеине, в Московском институте философии, литературы и истории, в Московском университете; с 1943 профессор МХИ. Основные труды Алпатова, посвященные проблемам истории русского и зарубежного искусства, отличаются образностью изложения, яркостью художественного анализа, широтой историко-культурных аналогий. Государственная премия СССР (1974).

Сочинения: Итальянское искусство эпохи Данте и Джотто, М.-Л.. 1939; Всеобщая история искусств, т. 1-3, М.-Л., 1948-55; А. А. Иванов. Жизнь и творчество, (т.) 1-2, М., 1956; Этюды по истории западноевропейского искусства, (2 изд., М., 1963); Этюды по истории русского искусства, т. 1-2, М., 1967; Андрей Рублев. (Альбом, М., 1972); Художественные проблемы итальянского Возрождения, М., 1976; Фрески церкви Успения на Волотовом поле, М., 1977; Этюды по всеобщей истории искусств, М., 1979.

Алтарь

Алтарь (лат. altaria, от altus - высокий), жертвенник, а также важнейшая часть христианского храма. Первоначально - место для жертвоприношений на открытом воздухе. В Древней Греции и Риме - отдельные сооружения, украшенные мрамором и рельефами. В христианских храмах алтарем назывался стол ("престол"), на котором совершалось священное таинство, в католических - также декоративные стенки, украшенные живописью и скульптурой. С VIII в. появились переносные алтари-складни с живописью на створках. В обиходе алтарем называют также всю восточную часть храма, отделённую алтарной преградой, а в православных храмах (с XIV-XV вв.) - иконостасом.

Алупка

Алупка - город в Крымской области УССР, в 17 км к юго-западу от Ялты. Впервые упоминается в 960. Дворец графа М. С. Воронцова (ныне Алупкинский дворец-музей; 1826-46, псевдоготика) с мавританским порталом-пештаком; окружён нижним и верхним пейзажными парками (площадь около 40 га; 1829-48) с павильонами и "хаосом" (естественные нагромождения диабазовых глыб). В советское время в Алупке построены пансионаты, дома отдыха, санатории.

Воронцовский дворец (ныне Алупкинский дворец-музей). 1826 - 1846. Архитектор Э. Блор.

Воронцовский дворец (ныне Алупкинский дворец-музей). 1826 - 1846. Архитектор Э. Блор.

Литература: А. П. Пальчикова, Алупка. Путеводитель, 5 изд., Симферополь, 1979.

Алфёров Николай Семёнович

Алфёров Николай Семёнович (1917-1982), советский архитектор. Народный архитектор СССР (1978), член-корреспондент АХ СССР (1979). Окончил Харьковский институт инженеров коммунального строительства (1940). Преподавал в Свердловском архитектурном институте (1946-82, ректор в 1972-82). Работы: реконструкция Музея Я. М. Свердлова (1948), жилые дома по ул. Малышева и ул. Свердлова (оба - 1955, с использованием элементов ордерной архитектуры), ансамбль историко-революционного сквера (1974) - все в Свердловске.

Сочинения: Зодчие старого Урала, (Свердловск, 1960).

Аль фреско

Аль фреско - а фреско (итал. fresco - по свежему, по сырому), техника настенной живописи; см. Фреска.

Альберти Леон Баттиста

Альберти Леон Баттиста (Alberti) (1404-1472), итальянский учёный, архитектор, писатель и музыкант эпохи Раннего Возрождения. Получил гуманистическое образование в Падуе и Болонье. Жил и работал в Риме и Флоренции. В теоретических трактатах ("О статуе", 1435, "О живописи", 1435-36, - оба на итальянском языке; "О зодчестве", опубликован в 1485, на латинском языке) обобщил опыт современного ему искусства, обогатив его достижениями гуманистической науки. В этическом трактате "О семье" разработал идеал гармонически развитой личности. В архитектурном творчестве тяготел к смелым, экспериментальным решениям, новаторски используя античное художественное наследие. Создал новый тип городского дворца, включив в руст стены три яруса ордерных пилястр (палаццо Ручеллаи во Флоренции, 1446-51, построен Б. Росселлино по планам Альберти). В культурном зодчестве применил волюты для соединения разновеликих частей фасада здания (церковь Санта-Мария Новелла во Флоренции, 1456-70); стремясь к величию и простоте, использовал в оформлении фасадов мотивы римских триумфальных арок и аркад (церкви Сан-Франческо в Римини, 1447-68, и Сант-Андреа, 1472-94, в Мантуе), что явилось важным шагом в освоении античного наследия мастерами Раннего Возрождения.

Б. Росселлино. Палаццо Ручеллаи во Флоренции. 1446 - 1451.

Б. Росселлино. Палаццо Ручеллаи во Флоренции. 1446 - 1451.

Литература: Л. Б. Альберти, М., 1977; Borsi F., L. В. Alberti, 2 ed., Mil., 1980.

Альбертина

Альбертина (Albertina) в Вене, одно из крупнейших в мире графических собраний (свыше 35 тысяч рисунков, миниатюры, свыше 1 миллиона произведений печатной графики). Основана в 1776 как коллекция герцога Альберта; в 1920 объединена с собрание гравюрного кабинета Венского университета. Содержит многие шедевры: рисунки Рафаэля, А. Дюрера, П. П. Рубенса, Рембрандта и др.

Альгамбра

Альгамбра (от араб. аль-хамра - красная), дворец-замок в Испании, близ Гранады, над ущельем р. Дарро. Построен в середине XIII - конце XIV вв. для правителей Гранадского эмирата. Яркий образец мавританской архитектуры (см. Мавританское искусство). Залы с пышной орнаментной отделкой (Абенсеррахов, Послов, Двух сестёр, Суда) группируются, как и другие помещения Альгамбры, вокруг Дворика миртов и Дворика львов. В ансамбль Альгамбры входит и недостроенный дворец Карла V с круглым двором посередине (начат в 1526, архитектор П. Мачука) - памятник испанского ренессансного зодчества.

Альгамбра. Середина 13 - конец 14 вв. Дворик львов.

Альгамбра. Середина 13 - конец 14 вв. Дворик львов.

Литература: Grabar О., Die Alhambra, Kцln, 1981.

Альтдорфер Альбрехт

Альтдорфер Альбрехт (Altdorfer) (около 1480 - 1538), немецкий живописец и график эпохи Возрождения. Глава дунайской школы. Религиозные (алтарь св. Флориана, около 1518, монастырь в Санкт-Флориане, Верхняя Австрия), мифические, исторические и светские сюжеты изображал как жизненно-непосредственные, насыщенные бытовыми деталями жанровые сцены. Главная тема Альтдорфера - поэтические картины природы. Одним из первых в западноевропейском искусстве писал чистые пейзажи ("Вид в Дунайской долине", около 1520-25, Старая пинакотека, Мюнхен). Произведениям Альтдорфера свойственны динамичный лёгкий рисунок, тщательная, нередко почти миниатюрная манера письма мелкими подвижными мазками, светлый, насыщенный, то приглушённый, то звучный колорит.

Альтдорфер Альбрехт Битва св. Георгия с драконом. 1510. Старая пинакотека. Мюнхен.

"Битва св. Георгия с драконом". 1510. Старая пинакотека. Мюнхен.

Битва Александра Македонского с Дарием. 1529. Старая пинакотека. Мюнхен

Битва Александра Македонского с Дарием. 1529. Старая пинакотека. Мюнхен

Пейзаж с замком Вёрт. 1510-е гг. Старая пинакотека. Мюнхен

Пейзаж с замком Вёрт. 1510-е гг. Старая пинакотека. Мюнхен

Сусанна в купальне. 1526. Старая пинакотека. Мюнхен

Сусанна в купальне. 1526. Старая пинакотека. Мюнхен

Литература: И. Л. Вельчинская, А. Альтдорфер, М., 1977; Kirchbaum J., A. Altdorfer, KЦln. 1978.

Альтман Натан Исаевич

Альтман Натан Исаевич (1889-1970), советский живописец и график. Заслуженный художник РСФСР (1968). Учился в Одесском художественном училище (1902-07) и в Париже (1910-11). Произведения раннего периода, созданные под влиянием кубизма, графически отточены, эффектны по композиции (портрет А. А. Ахматовой, 1914, ГРМ). Участвовал в оформлении революционных праздников в Петрограде (1918) и Москве (1921-28). Тонкой наблюдательностью отмечены выполненные с натуры карандашные зарисовки (ЦМЛ, издано в 1921) и скульптурный портрет В. И. Ленина (бронза, 1920, Ленинградский филиал ЦМЛ). В 1928-35 жил во Франции. Альтман известен также как иллюстратор (иллюстрации к "Петербургским повестям" Н. В. Гоголя, издано в 1937), театральный художник ("Мистерия-Буфф" В. В. Маяковского, Московский цирк, 1921; "Гамлет" У. Шекспира, Ленинградский театр драмы им. А. С. Пушкина, 1954).

Литература: А. Эфрос, Портрет Н. Альтмана, М., 1922; М. Эткинд, Н. Альтман, (М., 1971); Н. Альтман. Каталог выставки произведений. (Автор текста А. Каменский, М., 1978).

Аман Теодор

Аман Теодор (Aman) (1831-1891), румынский живописец и график. Один из основателей и директор Школы изящных искусств в Бухаресте (1864). Эволюционировал от академического романтизма к реализму. Автор динамичных исторических композиций на героические национальные темы ("Изгнание турок при Кэлугэрени", 1872), идиллических сцен крестьянских празднеств ("Хора единства в Крайове", 1857), выразительных парадных портретов ("Тудор Владимиреску", 1874-76; все произведения - в Музее искусств СРР, Бухарест), а также пейзажей, офортов.

Аман Теодор Тудор Владимиреску. 1874 - 1876. Музей искусств СРР. Бухарест.

"Тудор Владимиреску". 1874 - 1876. Музей искусств СРР. Бухарест.

Амашукели Элгуджа Давидович

Амашукели Элгуджа Давидович (р. 1928), советский скульптор-монументалист. Народный художник Грузинской ССР (1979). Председатель правления СХ Грузинской ССР (с 1982). Учился в тбилисской АХ (1950-55) у Н. П. Канделаки. Автор аллегорической статуи "Мать-Грузия" (дерево, 1958; заменена алюминиевой, 1963) и памятника Вахтангу Горгасалу (бронза, открыт в 1967) в Тбилиси, монумента Победы в Гори (бронза, гранит), мемориала Славы героям-морякам в Поти (железобетон, оба - 1979, совместно с архитектором В. В. Давитая), отличающихся лапидарностью объёмов и патетической напряжённостью образов; создаёт также настенные горельефы, станковые скульптуры, декоративные медали, книжные иллюстрации, живописные полотна. Государственная премия СССР (1982).

Монумент победы в г. Гори. Архитектор В. В. Давитая. Бронза, гранит. 1979.

Монумент победы в г. Гори. Архитектор В. В. Давитая. Бронза, гранит. 1979.

Сочинения: Шестое чувство, М., 1981.

Литература: Н. В. Воронов, Э. Амашукели, М., 1972.

Амвросий

Амвросий (около 1430 - около 1494), русский резчик и ювелир. Работал в Троице-Сергиевой лавре. Миниатюрные резные фигурки его иконы-складня (1456, Загорский историко-художественный музей-заповедник) и изделия мастеров круга Амвросия отражают влияние Рублёва Андрея.

Аменхотеп

Аменхотеп - Младший, древнеегипетский архитектор XV в. до н. э., "начальник всех работ фараона". Построил храм бога Амона-Ра в Луксоре (совместно с архитекторами Гори и Сути), храмы в Солебе и Седеинге, центральную колоннаду гипостиля храма Амона-Ра и перестроил храм богини Мут (обе постройки - в Карнаке).

Храм бога Амона-Ра в Луксоре

Храм бога Амона-Ра в Луксоре

Амиранашвили Шалва Ясонович

Амиранашвили Шалва Ясонович (1899-1975), советский историк искусства. Член-корреспондент АН СССР (1943), академик АН Грузинской ССР (1955). Учился в Тбилисском университете (1918-22); преподавал там же (с 1925, профессор с 1936). С 1939 директор Музея искусств Грузинской ССР в Тбилиси. Автор фундаментальных исследований по истории грузинского и иранского искусства. Основные работы: "Бека Опизари" (1939, расширенное издание 1956), "Иранская живопись XVIII-XIX веков" (1941), "История грузинского искусства" (1961, 1963), "Грузинская миниатюра" (1966).

Амман

Амман - столица Иордании. Во 2-1-м тысячелетии до н. э. древний г. Раббат-Аммон, в III в. до н. э. - IV-VI вв. н. э. Филадельфия. На холме цитадели (место древнего города) сохранились несколько гробниц и фрагмент стены (возможно, IX или VIII вв. до н. э.), руины арабской цитадели. Руины римского театра, храма Геркулеса (II в.), одеона (театр для певцов), нимфея. Дворцы Басман и Рагдан (конец XIX в.). Мечеть аль-Хусейн (1924, на месте мечети времени Аббасидов). Мавзолей короля Абдаллаха (1952). Музеи: Иорданский археологический музей, Музей ислама.

Римский театр. 2 в.

Римский театр. 2 в.

Ампир

Ампир (от франц. empire - империя), стиль в архитектуре и искусстве трёх первых десятилетий XIX в., завершающий эволюцию классицизма. Ориентируясь на образцы античного искусства, ампир преимущественно опирался на художественное наследие архаичной Греции и императорского Рима, черпая из него мотивы для воплощения величеств, мощи: монументальные массивные портики (главным образом дорического и тосканского ордеров), военная эмблематика в архитектурных деталях и декоре (ликторские связки, воинские доспехи, лавровые венки, орлы и т. п.). Ампир впитал в себя также отдельные древнеегипетские архитектурные и пластические мотивы (большие нерасчленённые плоскости стен и пилонов, массивные геометрические объёмы, египетский орнамент, стилизованные сфинксы и т. п.). Ампир первоначально сложился во Франции на рубеже XVIII-XIX вв. в недрах классицизма, в котором поиски изящной простоты форм и декора постепенно сменились стремлением к предельной лапидарности и монументальной выразительности. Наиболее ярким проявлением этой тенденции был проникнутый гражданским пафосом суровый аскетизм проектов К. Н. Леду и ряда архитекторов эпохи Великой французской революции 1789-1794. Выдвинутые ими новые градостроительные и художественные идеи стали основой развития ампира, получая в различных странах истолкование, продиктованное местными особенностями общественной и политической жизни. В период империи Наполеона I целям прославления успехов государства служила мемориальная архитектура (триумфальные арки, памятные колонны), иногда повторявшая древнеримские образцы (арка на площади Каррузель в Париже, 1806, архитекторы Ш. Персье и П. Ф. Л. Фонтен, - повторение арки Септимия Севера в Риме). В отделке нарочито парадных интерьеров дворцов (Мальмезон, Фонтенбло, Богарне и др.), перестроенных Персье и Фонтеном, мотивы египетских рельефов, этрусских ваз, помпеянских росписей, греческого и римского декора созвучны ампирной мебели Ф. О. Жакоба, стилизованной в духе обстановки богатого древнеримского дома.

Ампир получил распространение в европейских странах; в России он стал выразителем идей независимости и величия русского государства и проявился в градостроительных ансамблях (Театральная улица, ныне улица Росси, архитектор К. И. Росси; стрелка Васильевского острова с Биржей, архитектор Ж. Тома де Томон), общественных зданиях (Адмиралтейство, архитектор А. Д. Захаров; Горный институт, архитектор А. Н. Воронихин; все - в Петербурге), монументальной скульптуре (памятник Минину и Пожарскому в Москве, 1804-18, скульптор И. П. Мартос) и декоративно-прикладном искусстве.

Ф. О. Жакоб. Шкафчик для драгоценностей императрицы Марии Луизы. Национальный музей. Фонтенбло.

Ф. О. Жакоб. Шкафчик для драгоценностей императрицы Марии Луизы. Национальный музей. Фонтенбло.

К. И. Росси. Александринский театр в Петербурге (ныне Ленинградский театр драмы имени А. с. Пушкина). 1828 - 1832.

К. И. Росси. Александринский театр в Петербурге (ныне Ленинградский театр драмы имени А. с. Пушкина). 1828 - 1832.

Литература: А. И. Некрасов, Русский ампир, М., 1935; Bourgeois E., Le style Empire, ses origines et ses caractиres, P., 1930; Isermeyer Ch.-A., Empire, Mьnch., 1977.

Амстердам

Амстердам (Amsterdam), столица Нидерландов, порт на Северном море; крупный торговый, промышленный и культурный центр. Возник как рыбачий посёлок (упоминается с 1275) при впадении р. Амстел в бухту залива Зёйдер-Зе. Историческое ядро Амстердама - район плотины на р. Амстел (площадь Дам с ратушей, ныне королевский дворец, 1648-55, архитектор Я. ван Кампен). Своеобразие планировки старых частей города составляет система полукольцевых и радиальных каналов (прорыты в 1610-62). В старом городе вдоль озеленённых набережных - дома и склады с узкими фасадами и высокими фронтонами, госпитали, здания гильдий и торговых компаний XVI-XVIII вв.; городские ворота и башни XV-XVII вв.; церкви - готические (Ауде керк и Ньиве керк, XV-XVI вв.) и с чертами классицизма (Зёйдеркерк и Вестеркерк - обе первая треть XVII в., архитектор X. де Кейсер). С 1860-х гг. на месте старых городских стен разбиты парки, за их чертой выросли новые кварталы с общественными постройками в духе неоготики. В 1910-1920-х гг. архитекторы М. де Клерк и П. Л. Крамер застроили новые жилые кварталы в южной части Амстердама в духе национально-романтической архитектуры. С начала XX в. Амстердам застраивается по планам (1902-07, архитектор Х. П. Берлаге; 1935, архитектор К. ван Эстерен; 1966, архитектор Й. X. ван ден Брук и другие), с 30-х гг. - современными, в том числе высотными, зданиями (архитектор В. М. Дюдок и др.). Музеи: Государственный музей, Городской музей, Дом Рембрандта.

Королевский дворец. 1648 - 1655. Архитектор Я. ван Кампен.

Королевский дворец. 1648 - 1655. Архитектор Я. ван Кампен.

Амфипростиль

Амфипростиль (греч. amphiprуstylos, от amphi - с обеих сторон и prуstylos - имеющий колонны с передней стороны), тип древнегреческого прямоугольного в плане храма, имеющего колонные портики на торцовых фасадах; продольные стены амфипростиля сооружались из гладких каменных блоков и не имели декора.

Храм Нике Аптерос (Бескрылой Победы) на Акрополе в Афинах. 449 - 420 до н.э. Архитектор Калликрат.

Храм Нике Аптерос (Бескрылой Победы) на Акрополе в Афинах. 449 - 420 до н.э. Архитектор Калликрат.

Амфитеатр

Амфитеатр (от греч. amphitheatron),

1) древнеримское монументальное здание для зрелищ (боёв гладиаторов, травли диких зверей, театрализованных представлений), амфитеатры представляли собой грандиозные, эллипсовидные в плане сооружения без крыши, с ареной посередине, окружённые повышающимися уступами местами для зрителей (как бы соединение двух подковообразных греческих театров). Места для зрителей поддерживались сложной системой столбов и арок, между которыми были расположены сводчатые галереи, служившие фойе, и лестницы. Крупнейший амфитеатр - Колизей в Риме.         

2) Места для зрителей в закрытых помещениях, расположенные дугообразными незамкнутыми ярусами (в театрах, кинотеатрах, аудиториях) или вокруг круглой арены (в цирке).

Амфитеатр в Эпидавре. 350 - 330 до н.э. Архитектор Поликлет Младший.

Амфитеатр в Эпидавре. 350 - 330 до н.э. Архитектор Поликлет Младший.

Амфора

Амфора (лат. amphora, от греч. amphoreus), античный сосуд из глины, реже из металла, с расширенной верхней и суженной нижней частью тулова, с узким горлом и двумя ручками. Амфоры служили для хранения и транспортировки вина, масла. Нередко украшались росписями (см. Вазопись). Сосуды типа амфор изготовлялись и в средние века (в частности, в Киевской Руси X-XII вв., см. Корчага).

Амьен

Амьен (Amiens), город на севере Франции, главный город исторической области Пикардия, на р. Сомма. Сильно разрушен в 1916 и в 1939-44 во время Первой и Второй мировых войн. При восстановлении (1944-54, план архитектора П. Дюфо) сохранён средневековый облик исторического центра. Руины позднеантичных стен, древнеримского амфитеатра и терм. Средневековая застройка района Сен-Лё (XIV в.) с церковью Сен-Лё (XVI в.). Один из крупнейших в Европе готических соборов Нотр-Дам (1220-88, план архитектора Робера из Люзарша при участии Тома и Рено из Кормона; готическая скульптура порталов - XIII-XIV вв., в тои числе знаменитые статуи "Благого господа" и "Золотой богоматери"; в интерьере - скульптура XIII-XVII вв., витражи - XIII-XIV вв.). Ренессансные отели (XV-XVI вв.). Ратуша (XVII в.), часовая башня (XV-XVIII вв.). Музей Пикардии.

Собор Нотр-Дам. Западный фасад. 13 - 15 вв.

Собор Нотр-Дам. Западный фасад. 13 - 15 вв.

Литература: Calonne A. de, Histoire de la ville d'Amiens, v. 1-3, Marseille, 1976.

Ангилейко Фёдор

Ангилейко Фёдор - белорусский гравёр по дереву. Работал в 1700-03 при типографии М. Я. Вощанки в Могилёве (гравюры к книгам "Ирмолай сиречь Осмогласник Иоанна Дамаскина", 1700, и "Часослов", 1703).

Ангкор

Ангкор - грандиозный комплекс храмов, дворцов, водохранилищ и каналов в Кампучии, близ г. Сием-Реап. Сооружён в IX-XIII вв. (ныне исторический заповедник). Включает руины древних столиц Камбоджи - Яшодхарапуры (основана в конце IX в.) и Ангкор-Тхома (конец XII в. - 1432; квадратная в плане, площадь свыше 9 км2, центральный храм Байон), каменные цоколи деревянных дворцов, "храмы-горы" в виде ступенчатых пирамид, в том числе крупнейший Ангкор-Ват (около 1113-50; площадь 1300 м на 1500 м, с богатым скульптурным оформлением), отличающийся геометрической строгостью плана, величественной гармонией композиции: "храм-гору" окружают галереи с колоннадами, павильонами ворот и угловыми башнями.

Храм Ангкор-Ват. Около 1113 - 1150. Общий вид.

Храм Ангкор-Ват. Около 1113 - 1150. Общий вид.

Литература: А. Маршаль, Ангкор, пер. с франц., (М., 1963).

Ангоб

Ангоб (франц. engobe), покрытие из белой или цветной глины, наносимое на керамическое изделие для устранения дефектов поверхности и придания ей какого-либо цвета. Ангоб обычно наносится (так называемое ангобирование) пульверизацией или полировкой свежеотформованных высушенных или обожжённых изделий с последующим обжигом. Ангоб может быть покрыт слоем прозрачной глазури, росписью и т. д.

Ангола

Ангола (Angola), Народная Республика Ангола, государство в Западной Африке. На территории Анголы сохранились древние наскальные изображения животных, главным образом геометризированного характера. В средневековых государственных образованиях (Лунда, Конго) существовала развитая культура, уничтоженная португальскими завоевателями. Подорванное колонизацией развитие Анголы возродилось после освобождения страны от португальской зависимости и провозглашения народной республики (1975). Селения Анголы имеют круговую планировку: в центре - помещение для собраний, вокруг него - жилые дома, позади которых - хозяйственные постройки. Жилые дома прямоугольной (реже круглой) формы на каркасе из кольев оплетены ветвями или обмазаны глиной; крыши двускатные или шатровые, с травяной или соломенной кровлей. Двери и стены часто украшаются резными фигурами, выжженным или рисованным геометрическим орнаментом. С приходом европейцев в Анголе появились города, застраивавшиеся по типу провинциальных португальских городов каменными зданиями в формах барокко и раннего классицизма. С начала XX в. возводятся здания в духе современной европейской архитектуры с применением новых конструкций и материалов. В Анголе развита художественная резьба: стилизованные, схематичные статуэтки людей и животных, обладающие, согласно народным верованиям, магической силой, ритуальные маски. Резными изображениями (иногда сложные декоративные композиции) покрываются деревянная мебель, домашняя утварь. Плетённые из травы, веток, соломы корзины, циновки, мешки украшаются чётким геометрическим орнаментом чёрного, жёлтого, красно-коричневого цвета. С середины 70-х гг. развиваются строительство, изобразительное (особенно политическая графика) и декоративно-прикладное искусство.

Маска народа киоко. Дерево.

Маска народа киоко. Дерево.

Литература: ИСиНМ, т. 1, М., 1962.

Анджелико

Анджелико (Angelico; собственно Фра Джованни да Фьезоле, Fra Giovanni da Fiesole; прозвище - Беато Анджелико) (около 1400 - 1455), итальянский живописец эпохи Раннего Возрождения. Представитель флорентийской школы. Как художник сложился под воздействием позднеготической живописи, в дальнейшем использовал реалистические достижения Мазаччо. Наивное и глубоко религиозное искусство Анджелико проникнуто светлым лиризмом и мягкой поэтичностью ("Коронование Марии", около 1434-35, Лувр; фрески бывшего монастыря Сан-Марко во Флоренции, 1438-45, а также капеллы Николая V в Ватикане, 1445-48).

Анджелико Благовещение. Фреска монастыря Сан-Марко во Флоренции. 1438 - 1445.

"Благовещение". Фреска монастыря Сан-Марко во Флоренции. 1438 - 1445.

Литература: Beato Angelico. A cura di G. Urbani, Mil.-Verona, 1957; Baldini U., Beato Angelico, Bergamo, 1964; Frosali S., L'Angelico, (Firenze, 1965).

Андо Хиросигэ

Андо Хиросигэ (1787, по другим сведениям 1797 - 1858), японский график. Представитель направления укиё-э, мастер цветной ксилографии. В пейзажах (серия "53 станции Токайдо", 1833-34), произведениях в жанре "цветы-птицы" воплотил камерные образы японской природы, проникнутые тонким лирическим чувством; виртуозно используя техники тиснение и раскат, передавал зыбкие, преходящие состояния природы, атмосферные эффекты снега, тумана.

Станция Камбара . Цветная ксилография. 1833. Из серии 53 станции Токайдо.

Станция Камбара". Цветная ксилография. 1833. Из серии "53 станции Токайдо".

Литература: Б. Г. Воронова (сост.), Японская гравюра. (Альбом), М., 1963; Robinson В. W., Hiroschige, Verviers, 1963.

Андокид

Андокид (Andokides), древнегреческий гончар второй половины VI в. до н. э. Работал в Афинах. Выполненные им вазы расписаны разными вазописцами, в том числе "вазописцем Андокидом", с именем которого связывают переход от чернофигурной к краснофигурной технике вазописи. Среди сохранившихся ваз - чернофигурные (амфора "Геракл и Цербер", ГМИИ), краснофигурные (амфора "Купающиеся женщины", Лувр), а также исполненные в обеих техниках.

Андокид Пирующий Геракл. Роспись амфоры. Краснофигурная сторона. 2-я половина 6 в. до н.э. Государственные античные собрания. Мюнхен.

"Пирующий Геракл". Роспись амфоры. Краснофигурная сторона. 2-я половина 6 в. до н.э. Государственные античные собрания. Мюнхен.

Андреев Виктор Семёнович

Андреев Виктор Семёнович (р. 1905), советский архитектор. Народный архитектор СССР (1978). Окончил архитектурный факультет Харьковского художественного института (1930). В 1943-57 преподавал в МАРХИ. Работы (совместно с другими авторами): административное здание на улице Горького в Москве (1949; Государственная премия СССР, 1951), выставочные павильоны СССР в Вене (1952) и Пекине (1953-54), посольства ЧССР (1952-54) и КНР (1956-59), гостиница "Космос" (1979), Дом политпросвещения (1981) - в Москве. С 1962 руководит планировкой и застройкой московских жилых районов - Медведково, Свиблово и др.

Андреев Николай Андреевич

Андреев Николай Андреевич (1873-1932), советский скульптор и график. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1931). Учился в московском Строгановском училище (1885-91) и в МУЖВЗ (1892-1901) у С. М. Волнухина. В ранних работах испытал сначала влияние искусства передвижников ("Жница с ребёнком", гипс, 1899, ГТГ и Киевский музей русского искусства), а затем импрессионизма (портрет Л. Н. Толстого, бронза, 1905, ГТГ). В памятнике Н. В. Гоголю в Москве (бронза, гранит, 1904-09) Андреев создал глубоко индивидуальный, проникнутый трагизмом образ писателя. В первые годы Советской власти Андреев участвовал в осуществлении ленинского плана монументальной пропаганды (памятник А. И. Герцену и Н. П. Огарёву в Москве -оба цемент с гранитной крошкой, 1918-22); автор памятника А. Н. Островскому в Москве (бронза, гранит, открыт в 1929). Главным вкладом Андреева в историю советского искусства стала серия скульптурных (около 100) и графических (около 200) портретов В. И. Ленина - "Лениниана" (1919-32, ЦМЛ, ГТГ), воссоздающая живой и многогранный, полный глубокой человечности образ вождя. Серии, возникшей на основе многочисленных этюдов с натуры, присущи точность реалистических наблюдений, ясность и лаконизм изобразительных средств. Главное произведение серии - исполненная героической целеустремлённости статуя "Ленин-вождь" (гипс, 1931-32, ЦМЛ; закончена В. А. Андреевым). С 1913 Андреев работал как театральный художник; в 20-х гг. создал галерею графических портретов партийных и государственных деятелей, писателей, артистов и др. Творчество Андреева сыграло важную роль в становлении искусства социалистического реализма.

Литература: А. В. Бакушинский, Н. А. Андреев, М., 1939; Л. П. Трифонова, Скульптор Андреев и его "Лениниана", М., 1969; Н. Н. Дубовицкая, Н. Андреев, М., (1970).

Андреевич-Кун Джордже

Андреевич-Кун Джордже (Андреевић-Кун, Andrejevic-Kun) (1904-1964), сербский живописец и график. Глава социально-критического направления в сербском искусстве 30-х гг. Один из создателей объединения "Жизнь" (1934). Учился в Белграде (1920-25) у П. Добровича, в Венеции, Риме и Париже. В 1937 участвовал в гражданской войне 1936-39 в Испании, в 1941-45-в национально-освободительной борьбе против немецко-фашистских захватчиков в Югославии. Автор правдивых станковых композиций ("Мать", 1937, Музей современного искусства, Белград; "Колонна", 1946, Союзное исполнительное вече, Белград), драматически выразительных графических циклов на темы жизни рабочих ("Кровавое золото", ксилография, 1934), антифашистской борьбы ("За свободу", ксилография, 1937) и партизанских будней ("Партизаны", картина, 1941-45).

Андреевич-Кун Джордже Мать. 1937. Музей современного искусства. Белград

"Мать". 1937. Музей современного искусства. Белград

Андрееску Йон

Андрееску Йон (Andreescu) (1850-1882), румынский живописец. Представитель демократического реализма. Учился в Школе изящных искусств в Бухаресте (1869-72) у Т. Амана и в академии Жюлиана в Париже (1879-81). В конце 70-х гг. работал во Франции совместно с живописцами барбизонской школы. Национальные пейзажи, поэтические образы крестьян ("В лесу Бузэу", 1874, "Крестьянка в зелёном платке", 1880, - оба в Музее искусств СРР, Бухарест) отличаются лиризмом, эмоциональной выразительностью мягкой гаммы, богатой тонкими цветовыми переходами.

Андрееску Йон Буковый лес. 1880. Частное собрание. Бухарест.

"Буковый лес". 1880. Частное собрание. Бухарест.

Андроников монастырь

Андроников монастырь - Андроников Спаса Нерукотворного мужской монастырь, в Москве, на р. Яуза. Основан в 1360. Был форпостом на юго-восточных подступах к Москве. Назван по имени первого игумена - Андроника. В 1420-27 был построен выдающийся памятник раннемосковского зодчества - белокаменный четырехстолпный Спасский собор; в интерьере - фрагменты фресок, выполненных под руководством Даниила Чёрного и Рублёва Андрея. одностолпная трапезная (1504) с церковью Михаила Архангела (1694), стены и башни (XVII в.). С 1947 объявлен музеем-заповедником древнерусского искусства им. Андрея Рублёва (в 1960 открыт после реставрации, проведённой под руководством архитектора Л. А. Давида).

Андроников монастырь. В центре - Спасский собор (1420 - 1427, реставрация архитектора Л. А. Давида), слева - церковь Михаила Архангела (1694).

Андроников монастырь. В центре - Спасский собор (1420 - 1427, реставрация архитектора Л. А. Давида), слева - церковь Михаила Архангела (1694).

Андронов Николай Иванович

Андронов Николай Иванович (р. 1929), советский живописец. Заслуженный художник РСФСР (1978). Учился в ИЖСА (1948-52) и МХИ (1952-54). Преподавал в Московском текстильном институте (1956-58). В конце 50-х - начале 60-х гг. выступил с лаконически-монументальными по образному решению, напряжёнными по цвету произведениями, воплощавшими суровую героику трудовых будней ("Плотогоны", 1961, ГТГ). В творчестве Андронова 60-70-х гг. выделяются драматические пейзажи ("Ночь в Солигаличе"), серия остроаналитических автопортретов. Работает также в области монументального искусства (мозаика "Человек и печать" в новом здании газеты "Известия" в Москве, 1977, совместно с А. В. Васнецовым; Государственная премия СССР, 1979).

Ани

Ани - древний армянский город на р. Арпачай (ныне в Турции). Экономический, политический и культурный центр Малой Армении. Известен с V в. В X-XI вв. столица Анийского царства. Сохранились руины дворца, гостиниц, храмов (в том числе величественный кафедральный собор (989-1001) и церковь Григория (Гагикашен; 1001-10), построенные зодчим Трдатом, городских кварталов.

Кафедральный собор. 989 - 1001. Зодчий Трдат.

Кафедральный собор. 989 - 1001. Зодчий Трдат.

Аникушин Михаил Константинович

Аникушин Михаил Константинович (р. 1917), советский скульптор. Народный художник СССР (1963), действительный член АХ СССР (1962), Герой Социалистического Труда (1977). Учился в ЛИНЖАСе (1937-41 и 1945-47) у В. А. Синайского и А. Т. Матвеева; преподаёт там же (с 1947). Автор многочисленных станковых и монументальных портретов ("А. П. Чехов", бронза, 1964, ГТГ; памятник В. М. Бехтереву, 1960, и В. И. Ленину, 1970, - оба бронза, в Ленинграде). В памятнике А. С. Пушкину в Ленинграде (бронза, открыт в 1957; Ленинская премия, 1958) с помощью живописной лепки формы придал образу поэта романтическую приподнятость. Драматичностью и одновременно жизнеутверждающим пафосом отмечены скульптуры Аникушина для мемориала "Героическим защитникам Ленинграда" (совместно с архитекторами В. А. Каменским и С. Б. Сперанским, открыт в 1975).

Памятник А. С. Пушкину в Ленинграде. Бронза. Открыт в 1957.

Памятник А. С. Пушкину в Ленинграде. Бронза. Открыт в 1957.

Литература: А. И. Замошкин, М. К. Аникушин, Л., 1979.

Анималистический жанр

Анималистический жанр (от лат. animal - животное), вид изобразительного искусства, в котором главным мотивом является изображение животных. Об острой наблюдательности древних охотников свидетельствуют рисунки зверей и птиц в первобытном искусстве. Ярко жизненны стилизованные фигуры животных в искусстве Древнего Востока, памятниках "звериного стиля" в Европе и Азии (в том числе у скифов, саков, сарматов и др.), в искусстве Африки, Океании, древней Америки, в народном искусстве многих стран. Изображения животных встречаются в античной скульптуре, вазописи, мозаиках. В средние века в Европе были распространены аллегорические и фольклорные, гротесковые и сказочные образы птиц и зверей. В эпоху Возрождения художники начали рисовать животных с натуры (Пизанелло, А. Дюрер), но собственно анималистический жанр и первые художники-анималисты появились в Китае в периоды Тан (Хань Хуан, VIII в.) и Сун (Му-ци, XIII в.), а в Европе - в XVII в. в Голландии (П. Поттер, А. Кёйп) и Фландрии (Ф. Снейдерс, Я. Фейт), в XVIII в. во Франции (Ж. Б. Удон, России (И. Ф. Гроот) и др. В XIX - начале XX вв. наряду с романтическим восхищением силой и ловкостью зверя (А. Л. Бари во Франции) возрастает стремление к точному изучению животных (Дж. Одюбон в США, К. Труайон во Франции, скульпторы П. К. Клодт, Е. А. Лансере в России, А. Гауль в Германии, К. Томсен в Дании), часто в естественной обстановке их жизни (Б. Лильефорс в Швеции, А. С. Степанов в России) или к их яркой пластической характеристике (Ф. Помпон во Франции). Творчество ведущих советских анималистов (живопись, скульптура, эстамп, иллюстрации к научным и детским книгам и т. д.) отмечено тонким знанием животного мира (воспринятого в тесной связи с жизнью природы и человека), сочетанием познавательных задач с остротой характеристики и декоративной выразительностью образов (В. А. Ватагин, И. С. Ефимов, Е. И. Чарушин, И. Г. Фрих-Хар, Д. В. Горлов, Рачёв Е. М., Г. Е. Никольский, В. И. Курдов, А. М. Лаптев, Б. Я. Воробьёв, А. Старкопф, А. В. Марц и другие).

Изображение бизона в пещере Фон-де-Гом (Франция). Палеолит.

Изображение бизона в пещере Фон-де-Гом (Франция). Палеолит.

В. А. Ватагин. Медведь. Дерево. 1956.

В. А. Ватагин. "Медведь". Дерево. 1956.

Литература: В. А. Ватагин, Изображение животного, М., 1967; Анималисты России. Скульптура. Живопись. Декоративно-прикладное искусство. Каталог Республиканской художественной выставки. Сост. Г. К. Пилипенко, М., 1980; Dember S., S. A. and J. Н., Drawing and painting the world of animals, v. 1-2, Indianapolis, 1977.

Анкара

Анкара (Ankara; ранее называлась Ангорa), столица Турции. Расположена на Анатолийском плоскогорье. Основана в VII в. до н. э. В Старом городе с узкими извилистыми улицами - храм Августа и Ромы (основан во II в. до н. э.), термы (конец II в. или начало III в.), колонна Юлиана (IV в.), стены цитадели (восходят к эпохе Августа, неоднократно реставрированы), мечети Алааддина (1178), Арсланхане (1210, перестроена в 1330), крытый рынок (бедестан) Махмуд-аши (между 1464-71). В Новом городе (развивается с 1920) - правильная планировка, многоэтажные здания, коттеджи, обилие зелени: комплекс министерств и нового меджлиса (начат в конце 20-х гг., К. Хольцмейстер), мавзолей Кемаля Ататюрка (1944-53, архитекторы Э. Онат, О. Арда, скульпторы З. Мюридоглу и др.). Памятник Кемалю Ататюрку (бронза, 1970-71, скульптор X. Гезер).

Мавзолей Кемаля Ататюрка. 1944 - 1953. Архитекторы Э. Онат, О. Арда.

Мавзолей Кемаля Ататюрка. 1944 - 1953. Архитекторы Э. Онат, О. Арда.

Предыдущая страница Следующая страница