Приглашаем посетить сайт

Социология (sociology.niv.ru)

Популярная художественная энциклопедия
Статьи на букву "А" (часть 2, "АДЫ"-"АЛЖ")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 2, "АДЫ"-"АЛЖ")

Адылов Сабир Рахманович

Адылов Сабир Рахманович (р. 1932), советский архитектор. Народный архитектор СССР (1981). Окончил Среднеазиатский политехнический институт в Ташкенте (1955). Главный архитектор Алмалыка (1955-70), Ташкента (с 1970). Творчество Адылова направлено на решение сложных градостроительных задач Советского Узбекистана. Один из авторов генеральных планов Алмалыка (1955) и Ташкента (1970-79), зданий Дворца дружбы народов имени В. И. Ленина (1977) и Верховного Совета Узбекской ССР (1979), архитектурной части памятника В. И. Ленину (1974), Ю. А. Гагарину (1979) и др. в Ташкенте. Государственная премия СССР (1975).

Ажбе Антон

Ажбе Антон - Ашбе (Azbe) (1862-1905), словенский живописец и педагог. Учился в Любляне в мастерской Я. Вольфа, в венской (1883) и мюнхенской Академиях художеств. В 1891 основал в Мюнхене частную художественную школу. В своём творчестве, отмеченном поисками цветовой выразительности, эволюционировал от академизма к принципам пленэрной живописи ("Голова крестьянина", около 1890, "В гареме", около 1895, - оба произведения в Национальной галерее, Любляна). У Ажбе учились И. Э. Грабарь, В. В. Кандинский и др.

Литература: Н. М. Молева, Школа А. Ашбе. К вопросу о путях развития художественной педагогики на рубеже XIX-XX вв., М., 1958; A. Azbй in njegova sola, Ljubljana, 1962.

Азам

Азам (Asam), братья Космас Дамиан (1686-1739) и Эгид Квирин (1692-1750), немецкие живописцы, скульпторы и архитекторы. Представители барокко. Учились в Риме (1712-14). Работали главным образом в Баварии (отделка церковных интерьеров в Pope, 1717-23, и Фрайзинге, 1723; строительство церкви монахов бенедиктинцев в Вельтенбурге, 1716-21). Творчество Азам, отмеченное религиозной экзальтацией и театральной патетикой, - одно из крайних проявлений драматической динамики барокко.

Алтарь монастырской церкви в Вельтенбурге. 1716 - 1721.

Алтарь монастырской церкви в Вельтенбурге. 1716 - 1721.

Азгур Заир Исаакович

Азгур Заир Исаакович (р. 1908), советский скульптор. Народный художник СССР (1973), действительный член Академии художеств СССР (1958), Герой Социалистического Труда (1978). Учился в ленинградской Академии художеств (1925-28) у Р. Р. Баха, В. В. Лишева, М. Г. Манизера и в Киевском художественном институте (1928-1929). Внёс значительный вклад в развитие советской белорусской скульптуры. Создал галерею портретов героев Великой Отечественной войны 1941-45 ("М. Ф. Сельницкий", бронза, 1943, ГТГ), деятелей революции ("Ф. Э. Дзержинский", бронза, 1947, ГТГ; Государственная премия СССР, 1948) и культуры; памятник В. И. Ленину в деревне Кашино Московской области (бронза, 1957), Я. Коласу в Минске (1972, архитекторы Ю. М. Градов, Л. М. Левин). Произведениям Азгура присущи укрупнённость и значительность пластической формы, тщательность моделировки. Государственная премия СССР (1946).

Портрет М. Ф. Сельницкого. Гипс. 1943. Русский музей. Ленинград.

Портрет М. Ф. Сельницкого. Гипс. 1943. Русский музей. Ленинград.

Сочинения:То, что помнится... Рассказ о времени, об искусстве и о людях, Минск, 1977.

Литература: Ф. С. Рогинская, З. И. Азгур, (М., 1961).

Азербайджанская Советская Социалистическая республика

Статья большая, находится на отдельной странице.

Азербайджанский музей искусств

Азербайджанский музей искусств - имени Р. Мустафаева в Баку. Основан в 1936. Собрание произведений азербайджанского изобразительного (в т. ч. М. К. Эривани, М. Навваба, Б. Кенгерли, А. Азимзаде, Т. Салахова) и народного искусства, русского (в т. ч. И. К. Айвазовского, Н. И. Аргунова, К. П. Брюллова, К. А. Коровина, И. И. Левитана) и западноевропейского изобразительного искусства.

Азимзаде Азим Аслан оглы

Азимзаде Азим Аслан оглы (1880-1943), советский график. Народный художник Азербайджанской ССР (1927). Специального художественного образования не получил. Острые сатирические рисунки Азимзаде на политические, бытовые и антирелигиозные темы, связанные с революционной борьбой народа, печатались с 1906 в азербайджанском журнале "Молла Насреддин" и "Мазали" ("Юмор"), После 1917 создал многочисленные произведения книжной, журнальной и станковой графики, в т. ч. акварельную серию "Типы старого Баку" (1937, Азербайджанский музей искусств имени Р. Мустафаева, Баку).

Литература: М. Наджафов, А. Азимзаде, Баку, 1965.

Айвазовский Иван Константинович

Статья большая, находится на отдельной странице.

Айван

Айван - эйван, иван, ливан, 1) терраса, навес или галерея с плоским покрытием, на колоннах или столбах в среднеазиатских жилищах, мечетях и др.

2) Сводчатое помещение в виде глубокой ниши или зала, открытое на фасад или во двор здания (приёмные залы во дворцах Парфии и сасанидского Ирана, Айван в мечетях и дворцах средневековой Средней Азии, Ирана, Афганистана и др.).

Айван мечети в кишлаке Хазар-Чалмы Гармского р-на Таджикской ССР

Айван мечети в кишлаке Хазар-Чалмы Гармского р-на Таджикской ССР

Айналов Дмитрий Власьевич

Айналов Дмитрий Власьевич (1862-1939), советский историк искусства. Член-корреспондент Российской АН (1914). Учился в Одессе в Новороссийском университете у Н. П. Кондакова. С 1903 профессор Петербургского университета. Основные работы: "Эллинистические основы византийского искусства" (1900), где впервые освещены важнейшие стороны процесса формирования византийского искусства, "Византийская живопись XIV столетия" (1917), "История русского монументального искусства" (т. 1-2, 1932-33, на нем. яз.), "Этюды о Леонардо да Винчи" (1939).

Айтиев Гапар Айтиевич

Айтиев Гапар Айтиевич (1912-1984), советский живописец, один из первых советских художников-киргизов. Народный художник СССР (1971), член-корреспондент АХ СССР (1973), Герой Социалистического Труда (1982). Учился в Московском изотехникуме памяти 1905 г. (1935-38) у Н. П. Крымова. Автор поэтичных, полных эпического спокойствия пейзажей "Колхозный двор" (1946, Музей изобразительных искусств Киргизской ССР, Фрунзе), "Полдень на Иссык-Куле" (1954, ГТГ), "После заката" (1974), серии "Галерея портретов современников" ("Балерина Р. Чокоева", 1979), жанровых полотен, монументальных росписей, скульптурных произведений (памятник акыну Токтогулу Сатылганову, 1974, Фрунзе); оформил ряд спектаклей.

Айтиев Гапар Айтиевич Вечер на юге. 1967. Музей изобразительных искусств Киргизской ССР. Фрунзе.

"Вечер на юге". 1967. Музей изобразительных искусств Киргизской ССР. Фрунзе.

Литература: В. Тарасов, Г. Айтиев. Живопись, М., 1981.

Ай-Ханум

Ай-Ханум - селение в Северном Афганистане, у впадения р. Кокча в Пяндж. Близ Ай-Ханум раскопками 1965-78 открыт первый известный греко-бактрийский (см. Бактрия) город, предположительно Александрия Оксианская: остатки крепостных стен с башнями, дворцовый комплекс, мавзолей, геройон (усыпальница основателя или выдающегося жителя города), театр, гимнасий, фонтан, храмы, жилые постройки, фрагменты статуй, рельефов, образцы мелкой пластики, следы стенных росписей.

В архитектуре Ай-Ханум наряду с чертами эллинистического искусства прослеживаются местная, ближневосточная и индийская традиции; в скульптуре преобладают греческие элементы.

Статуя юноши. Известняк. 3 - 2 в. до н.э. (не окончена).

Статуя юноши. Известняк. 3 - 2 в. до н.э. (не окончена).

Литература: Fouilles d'Aп Khanoum, (v.) 1-2, P., 1973-83 (Mйmoires de la Dйlйgation Archйologique Franзaise en Afghanistan, t. 21, 26).

Айша-Биби

Айша-Биби - мавзолей в Казахской ССР, близ г. Джамбул, в селе Головачёвка. Сооружён в XI-XII вв. Кирпичная, купольно-центрическая постройка с колоннами по углам и богатым декором из резной терракоты (плиты с геометрическими и растительными узорами и надписями).

Академизм

Академизм (франц. acadеmisme), направление, сложившееся в художественных академиях XVI-XIX вв. (см. Академии художественные) и основанное на догматическом следовании внешним формам классического искусства. Академизм способствовал систематизации художественного образования, закреплению классических традиций, которые превращались им, однако, в систему "вечных" канонов и предписаний. Считая современную действительность недостойной "высокого" искусства, академизм противопоставлял ей вневременные и вненациональные формы красоты, идеализированные образы, далёкие от реальности сюжеты (из античной мифологии, Библии, древней истории), что подчёркивалось условностью рисунка и колорита, театральностью композиции, жестов и поз. Являясь, как правило, официальным направлением в дворянском и буржуазном классовых обществах, академизм обращал свою идеалистическую эстетику против передового национального реалистического искусства. Под ударами художников-реалистов и буржуазно-индивидуалистической творческой оппозиции академизм распадался и видоизменялся. В XX в. в ряде стран он иногда проявлялся в обновлённых формах неоклассицизма.

Академии архитектурные

Академии архитектурные - высшие научные учреждения, объединяющие крупнейших мастеров и исследователей архитектуры; будучи научно-творческими центрами, многие Архитектурные академии. являются одновременно высшими учебными заведениями.

Первая Архитектурная академия возникла во Франции (Королевская академия архитектуры) в 1671 в связи с усилением государственной регламентации архитектурно-строительных работ. В 1823 была организована Ибернийская академия живописи, скульптуры и архитектуры в Ирландии, в 1908 - Академия архитектуры в Нидерландах. В 1934 основана Академия архитектуры СССР (устав и состав её членов утверждены в 1939); в 1956 преобразована в Академию строительства и архитектуры СССР (существовала до 1964). В 1979 в составе Академии художеств СССР образовано отделение архитектуры и монументального искусства.

Академии художественные

Академии художественные - учреждения (чаще всего государственные), являющиеся научно-творческими центрами пластических искусств, а также высшие (иногда частные) художественные школы. Ранние художественные академии, возникшие в Италии в XVI в., были свободными объединениями художников, изучавших искусство античности, приёмы великих мастеров Возрождения и уделявших большое внимание рисунку как основополагающей форме искусства. Первой академией в собственном смысле слова была основанная в Париже в 1648 Королевская академия живописи и скульптуры, сыгравшая положительную роль в развитии французского искусства, разработавшая на основе эстетической доктрины классицизма точные правила так называемого большого стиля придворного аристократического искусства. По этим правилам обучение велось вплоть до Великой французской революции (1789-94), временно упразднившей академию. По образцу парижской в XVII-XVIII вв. созданы художественные академии при дворах многих европейских государств (в Вене в 1692, Берлине в 1694, Лондоне в 1768). В XIX в. основан ряд академий в провинциальных городах Европы; некоторые частные студии названы академиями (например, академия Жюлиана в Париже). В это время художественные академии становились тормозом в развитии прогрессивного искусства; крупнейшие реалистические движения XIX в. возникли вне их и вопреки им. Ныне художественные академии в Западной Европе играют незначительную роль в определении направления художественной жизни.

Академия художеств (АХ) в России была основана в 1757 в Петербурге по проекту И. И. Шувалова как "Академия трёх знатнейших художеств" (живописи, скульптуры, архитектуры). В 1764 была преобразована в императорскую АХ - учебное заведение и правительственное учреждение, регламен- тирующее художественную жизнь, распределяющее заказы и присуждающее звания. В XVIII - начале XIX вв. петербургская АХ сыграла прогрессивную роль в воспитании национальных художественных кадров, стала центром художественной жизни России, способствовала распространению принципов классицизма. К середине XIX в. АХ превратилась в консервативное учреждение, насаждавшее казённое, отвлечённое от жизни искусство, противостоявшее развитию реализма. Развитие демократического художественного движения привело в 1863 к публичному разрыву с АХ группы её выпускников (во главе с И. Н. Крамским), объединившихся в Артель художников. Вместе с тем, благодаря деятельности ряда крупных педагогов-реалистов (П. П. Чистяков) и реформе АХ 1890-х гг., в результате которой к преподаванию в АХ были допущены крупные мастера-передвижники (И. Е. Репин, А. И. Куинджи и др.), АХ сохранила своё значение как школа профессионального мастерства. В 1918 АХ была упразднена декретом СНК и заменена другими учебными заведениями. В 1933 создана Всероссийская АХ (в Ленинграде), являвшаяся высшим учебным заведением (существовала до 1947). В 1947 в качестве научно-творческого центра художественной жизни страны организована Академия художеств СССР.

Литература: Сборник материалов для истории императорской Санкт-Петербургской Академии художеств за сто лет ее существования, под ред. П. Н. Петрова, ч. 1-3, СПБ, 1864-66; С. Н. Кондаков (сост.), Юбилейный справочник императорской Академии художеств 1764-1914, ч 1-2, СПБ, (1914); Pevsner N., Academies of art. Past and present, Camb., 1940.

Академия Художеств СССР

Академия Художеств СССР (AX СССР), научно-творческий центр художественной жизни СССР; объединяет крупнейших деятелей советского изобразительного искусства и архитектуры и осуществляет научно-методическое руководство подготовкой художественных кадров. АХ СССР призвана содействовать творческому развитию принципов социалистического реализма в практике и теории советской многонациональной художественной культуры. Создана в 1947 по постановлению Совета Министров СССР от 5 августа 1947 на основе реорганизованной Всероссийской АХ (см. Академии художественные). В составе АХ СССР (на 1 января 1985) 59 действительных членов, 92 член-корреспондента, 16 почетных членов (избираются из числа прогрессивных деятелей зарубежного искусства). Высший орган АХ СССР - Общее собрание. В промежутках между сессиями деятельностью АХ руководит Президиум во главе с президентом. Академия имеет отделения: живописи, скульптуры, графики, декоративного искусства, архитектуры и монументального искусства. В системе АХ СССР: Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств, МХИ со средней художественной школой и Музей-мастерская С. Т. Конёнкова - в Москве; ЛИНЖАС со средней художественной школой, Научно-исследовательский музей, Музей-квартира И. И. Бродского - в Ленинграде; Музей-усадьба И. Е. Репина "Пенаты" - в поселке Репине близ Ленинграда; Научная библиотека, Научно-библиографический архив, производ- ственные мастерские и лаборатории - в Ленинграде; творческие мастерские - в Москве, Ленинграде, Киеве, Тбилиси, Баку, Казани, Фрунзе. Президенты АХ СССР: А. М. Герасимов (1947-1957), Б. В. Иогансон (1958-1962), В. А. Серов (1962-1968), Н. В. Томский (1968-1983), Б. С. Угаров (с 1983).

Литература: В. Г. Лисовский, Академия художеств. Историко-искусствоведческий очерк, Л., 1982; 225 лет Академии художеств СССР. Каталог выставки, т. 1-2, М., 1983.

Акант

Акант - аканф (греч. аkanthos), декоративная форма, восходящая к рисунку листьев травянистого растения акант; этот мотив, возникший в античном искусстве, лежит в основе орнамента или предопределяет конфигурацию коринфских и композитных капителей, модульонов, акротериев; акантовый орнамент характерен также для декора фризов и карнизов.

Акант.

Акант.

Ак-Бешим

Ак-Бешим - городище в Киргизской ССР, в 8 км к югу от г. Токмак. Раскопками открыты остатки города (V-X вв. или XII в.): городское ядро - шахристан с цитаделью и стеной с башнями, окружённый укреплённой стенами территорией со следами застройки. Два буддийских храма из пахсы и сырца с фрагментами росписей, скульптуры и др.: первый храм (конец VII - начало VIII вв.), прямоугольный, вытянутый в плане, имел двор с айванами, главный зал и святилище с обходным коридором; второй храм (VI-VII вв.), почти квадратный в плане, - крестовидное в плане святилище с двойным обходным коридором. Замок (VI-VII вв.), христианский храм (VIII в.).

Фрагмент росписи из 1-го буддийского храма. Конец 7 - начало 8 вв.

Фрагмент росписи из 1-го буддийского храма. Конец 7 - начало 8 вв.

Акварель

Акварель (франц. aquarelle, от итал. acquerello, от лат. aqua - вода), краски (обычно на растительном клее), разводимые водой, а также живопись этими красками. Живопись непрозрачной акварелью (с примесью белил, см. Гуашь) была известна в Древнем Египте, античном мире, средневековой Европе и Азии. Чистая акварель (без примеси белил) стала широко применяться в начале XV в. Её основные качества - прозрачность красок, сквозь которые просвечивают тон и фактура основы (главным образом бумаги, реже шёлка, слоновой кости), чистота цвета. Акварель совмещает особенности живописи (богатство тона, построение формы и пространства цветом) и графики (активная роль бумаги в построении изображения). Специфические приёмы акварели - размывы и затёки, создающие эффект подвижности и трепетности изображения. В акварель, выполняемую кистью, часто вводится рисунок пером или карандашом.

В XV-XVII вв. акварель служила главным образом для раскраски гравюр, чертежей, эскизов картин и фресок (прикладное значение акварели отчасти сохранилось и ныне в архитектурных рисунках и др.). Со второй половины XVIII в. акварель стала широко применяться прежде всего в пейзажной живописи, так как быстрота работы акварелью позволяет фиксировать непосредственные наблюдения, а воздушность её колорита облегчает передачу атмосферных явлений. Появляются профессиональные художники-акварелисты (А. и Дж. Р. Козенс, Т. Гёртин и другие в Великобритании). Их неяркие по цвету пейзажи были исполнены на увлажнённой бумаге, залитой одним общим тоном, которому подчинены все цветовые градации, с рисунком тонким пером, с размывами. В XVIII в. акварель распространяется также во Франции (Ж. О. Фрагонар, Ю. Робер), России (пейзажи Ф. Я. Алексеева, М. М. Иванова). Во второй четверти XIX в. в Италии возникла манера плотной, многослойной живописи акварелью по сухой бумаге; для этой манеры характерны звучные контрасты света и тени, цвета и белого фона бумаги (так работали, в частности, К. П. Брюллов и А. А. Иванов). Своеобразна техника портретной акварели П. Ф. Соколова - с виртуозной моделировкой форм мелкими штрихами и точками и широкими цветовыми заливками. В XIX в. в технике акварели плодотворно работали Э. Делакруа, О. Домье, П. Гаварни во Франции, А. Менцель в Германии, И. Е. Репин, В. И. Суриков, М. А. Врубель в России и др.; продолжался расцвет английской школы акварели (Р. Бонингтон, Дж. С. Котмен, У. Кэллоу, У. Тёрнер и др.). К акварели охотно обращались представители неоимпрессионизма (П. Синьяк и др.). В конце XIX - начале XX вв. акварель всё чаще употребляется в сочетании с белилами, гуашью, темперой, пастелью, углём, бронзовой краской и т. д. (В. А. Серов, художники "Мира искусства"). В XX в. акварель привлекает многих представителей экспрессионизма, А. Матисса и других мастеров.         

Советской акварели свойственно разнообразие жанров, манер и технических приёмов. Мягкость тональных переходов присуща работам (главным образом монохромной "чёрной акварелью") Кукрыниксов, Н. Н. Купреянова, Н. А. Тырсы, Д. А. Шмаринова, живописная свобода, многообразие тональных нюансов и колористических решений - работам С. В. Герасимова, П. П. Кончаловского, А. В. Фонвизина и др.

А. В. Фонвизин. Сын. 1940. Собственность семьи автора.

А. В. Фонвизин. "Сын". 1940. Собственность семьи автора.

Литература: М. В. Фармаковский, Акварель, ее техника, реставрация и консервация, Л., 1950; А. К. Кальнинг, Акварельная живопись, М., 1968; Reynolds G., A concise history of watercolours, L., 1978.

Акватинта

Акватинта (итал. acquatinta, от acquaforte - офорт и tinto - окрашенный, тонированный), вид гравюры, основанный на протравливании кислотой металлической доски сквозь прилипшую к ней асфальтовую или канифольную пыль. Акватинта создаёт эффект, близкий к тоновому рисунку; может служить и для цветной печати. Акватинту применяют в сочетании со штриховым офортом, обогащая его игрой тональных и фактурных оттенков. Встречаются и примеры "чистой" акватинты без офортных штрихов (отдельные листы графической серии "Капричос" Ф. Гойи).

Акведук

Акведук (лат. aquaeductus, от aqua -вода и duco -веду), водовод (канал, труба) для подачи воды к населённым пунктам, оросительным и гидроэнергетическим системам из расположенных выше их источников. Акведуком называется также часть водовода в виде арочного моста над оврагом, рекой, дорогой, в котором стенки и днище лотка или трубы являются несущими пролётными конструкциями.

Акимов Иван Акимович

Акимов Иван Акимович (1754-1814), русский живописец. Учился в петербургской АХ (1764-73; преподавал с 1779, директор в 1797-1800) у А. П. Лосенка. В 1773-78 пенсионер АХ в Италии. Произведения Акимова - "Великий князь Святослав, целующий мать и детей своих по возвращении с Дуная в Киев" (1773, ГТГ), "Геркулес на распутье" (1801, ГРМ) - типичные примеры классицизма в русской исторической живописи.

Великий князь Святослав, целующий мать и детей своих по возвращении с Дуная в Киев. 1773

Великий князь Святослав, целующий мать и детей своих по возвращении с Дуная в Киев. 1773

Аккад

Аккад - историческая область на севере Южного Двуречья (в основном на территории современного Ирака), названа по одноименному городу (близ современного Абу-Хабба, Ирак) - столице державы Саргона Древнего (Аккадского), объединявшей Шумер и Акад; сыграла важную роль в развитии культуры Древнего Двуречья. Искусство Акада восприняло и развило художественные традиции Шумера. Памятники искусства Акада (XXIV-XXII вв. до н. э.), в отличие от Шумера, характеризуются большей свободой выбора тем (фольклорные, мифические, литературные сюжеты в глиптике) и композиций. Типичны многоплановые рельефы с тенденцией к объёмности, с введением элементов пейзажа, экспрессивной передачей движения (стела царя Нарамсина, посвященная его победе над горным племенем луллубеев, XXIII в. до н. э., Лувр); в круглой скульптуре - появление портретных черт (бронзовая голова правителя, так называемый Саргон Древний, из Ниневии, XXIII в. до н. э., Иракский музей, Багдад). Искусство А. оказало влияние на художественную культуру Двуречья второй половины 3-го - первой половины 2-го тысячелетия до н. э. (позднешумерское искусство; портретные статуи Гудеа, XXII в. до н. э.), в том числе Вавилонии.

Стела царя Нарамсина с изображением победы над луллубеями. Из Суз. Песчаник. 23 в. до н.э. Лувр. Париж.

Стела царя Нарамсина с изображением победы над луллубеями. Из Суз. Песчаник. 23 в. до н.э. Лувр. Париж.

Акопян Корюн Арутюнович

Акопян Корюн Арутюнович (р. 1908), советский архитектор. Народный архитектор СССР (1980). Окончил Ереванский политехнический институт (1932). Для творчества Акопяна характерны оригинальная пространственно-композиционная организация сооружений, чёткость функционального решения. Произведения: жилые дома на проспекте Ленина (1949), больница с поликлиникой на ул. Прошяна (1962-63), стадион "Раздан" (1967-72, с соавторами), спортивно-концертный комплекс (первая очередь 1977-83, с соавторами) - все в Ереване.

Акрополь

Акрополь (греч. akrуpolis, от бkros - верхний и pуlis - город), возвышенная и укреплённая часть древнегреческого города, так называемый верхний город, крепость (убежище на случай войны). На акрополе обычно находились храмы божественных покровителей данного города. Наиболее известен акрополь в Афинах.

Акротерий

Акротерий (греч. akrуterion), скульптурное украшение (статуя, пальметта и др.), помещаемое над углами фронтона архитектурного сооружения, выстроенного с применением классического ордера (см. Ордера архитектурные).

Акротерий (в виде пальметты). Фрагмент надгробия из Фанагории. Мрамор. 4 в. до н.э. Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Москва.

Акротерий (в виде пальметты). Фрагмент надгробия из Фанагории. Мрамор. 4 в. до н.э. Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Москва.

Аксессуар

Аксессуар (франц. accessoire), второстепенная, вспомогательная деталь главного изображения, обычно дополняющая характеристику центрального образа (например, детали обстановки, костюма в портрете).

Акт

Акт (нем. Akt), изображение обнажённой человеческой фигуры; см. также Ню.

Акылбеков Сабырбек Мамбетсадыкович

Акылбеков Сабырбек Мамбетсадыкович (1914-1968), советский живописец, один из первых советских художников-киргизов. Заслуженный деятель искусств Киргизской ССР (1958). Учился в Московском изотехникуме памяти 1905 года (1936-39) у Н. П. Крымова и П. И. Петровичева. Автор лирических эмоциональных пейзажей: "На полях Киргизии" (1954), "Заводская трасса" (1966, оба - в Музее изобразительных искусств Киргизской ССР, Фрунзе), "Стога" (1958, ГТГ).

Акылбеков Сабырбек Мамбетсадыкович Колхозная отара. 1939. Музей изобразительных искусств Киргизской ССР. Фрунзе.

"Колхозная отара". 1939. Музей изобразительных искусств Киргизской ССР. Фрунзе.

Ала кийиз

Ала кийиз - киргизский войлочный ковёр с ввалянным узором, чаще двухцветным (синий с красным, оранжевый с коричневым, белый с коричневым); узор крупный - мягких округлых очертаний, обычно в виде парных спиральных завитков (так называемые рога барана).

Ала кийиз. Мастер С. Адыкеева. Музей изобразительных искусств Киргизской ССР. Фрунзе.

Ала кийиз. Мастер С. Адыкеева. Музей изобразительных искусств Киргизской ССР. Фрунзе.

Алабян Каро Семёнович

Алабян Каро Семёнович (1897-1959), советский архитектор. Вице-президент АА СССР (1949-53), основатель ВОПРА, ответственный секретарь СА СССР (1932-50). Учился в московском Вхутемасе-Вхутеине (1923-29). Ранние работы выполнены в духе конструктивизма (жилой дом в Ереване, 1929-30), позже обратился к классическому наследию (Театр Советской Армии в Москве, 1934-40), традиционным приёмам армянского зодчества (павильон Армянской ССР на ВСХВ в Москве, 1939 и 1954). Принимал участие (совместно с Б. М. Иофаном) в создании павильона СССР на Всемирной выставке в Нью-Йорке (1939). Среди градостроительных работ - генеральный план восстановления Волгограда (1945, с Н. X. Поляковым и др.).

Литература: Л. Б. Карлик, Каро Алабян, Ер., 1966.

Алаверди

Алаверди - кафедральный собор в Грузинской ССР, в 20 км к северо-западу от г. Телави. Выдающийся памятник грузинского средневекового зодчества. Построен в первой четверти XI в. Сильно вытянутое ввысь сооружение со скупым декором: в плане - удлинённый крест; в средокрестье - купол на высоком барабане (реконструирован в XV в.). Грандиозное внутренне пространство (высота свыше 42 м). В 1960-х гг. раскрыты росписи XV в.

Алаверди. Собор. 1-я четверть 11 в. Купол реконструирован в 15 в.

Алаверди. Собор. 1-я четверть 11 в. Купол реконструирован в 15 в.

Аланы

Аланы - ираноязычные полукочевые племена сарматского происхождения (см. Сарматы), обитавшие в I-IV вв. на обширной территории от Южного Приуралья до Дона, Крыма и Северного Кавказа. После нашествия гуннов (конец IV в.) часть аланов осела на Северном Кавказе и образовала крупный племенной союз, существовавший до XIII в. (известен под названием Алания). Восходящая к древнекавказским культурам, искусству скифов и сарматов художественная культура аланов несла также черты античных и восточных влияний. К числу наиболее древних по типу памятников аланов относятся катакомбные могильники на Северском Донце и Северном Кавказе (обычно состоящие из коридора - дромоса и эллипсообразной камеры), склепы типа дольменов и наземные каменные склепы с ложными сводами, четырехугольные в плане жилища (иногда полуземлянки) с опорными столбами и стенами из плетня, обмазанного глиной. Поселения иногда ограждались стенами из сложенных насухо каменных плит с резным геометрическим орнаментом, схематичными изображениями животных и людей. Декоративно-прикладное искусство аланов представлено главным образом ювелирными изделиями из золота и серебра с полудрагоценными, преимущественно красными, камнями и стеклом ("полихромный стиль", IV-V вв.), подвесками и другими изделиями, украшенными скульптурными изображениями птичьих головок, антропоморфными мотивами и фигурками всадников (VII-IX вв.). Одежду и конский убор украшали штампованные бляшки с мягким растительным и геометрическим (преимущественно плетёным) узором. В керамике сохранялись сарматские традиции (сосуды с ручками в виде собаки, кабана, барана и др.). О наивысшем расцвете культуры аланов говорят предметы из Змейского могильника (Северная Осетия) - орнаментированные золотые бляхи, складни-амулеты, ножны сабель с тиснёным узором или выполненным чернью по серебру, конский начельник в форме женской полуфигуры, фрагменты кожаной попоны с вышитыми серебряными нитями фигурами павлинов и плетёным орнаментом и др. (X-XII вв.).

После нашествия монголо-татар в 1238-39 часть аланов ушла в горы Центрального Кавказа и в Закавказье (Южная Осетия), где ассимилировалась местным населением. Влияние аланов прослеживается в искусстве многих северокавказских народов, прежде всего их прямых потомков - осетин.

Украшения полихромного стиля. Северная Осетия. Полудрагоценные камни, стекло. 4 - 5 в.

Украшения "полихромного стиля". Северная Осетия. Полудрагоценные камни, стекло. 4 - 5 в.

Литература: ИСиНМ, т. 1, М., 1962; В. А. Кузнецов, Алания в X-XIII вв., Орджоникидзе, 1971.

Албания

Албания (Shqipеria), Народная Социалистическая Республика Албания, государство в западной части Балканского полуострова. К 1-му тысячелетию до н. э. на территории Албании относятся каменные укрепления иллирийцев, литые бронзовые украшения. На месте греческих колоний (Аполлония Иллирийская и др.) сохранились памятники античного искусства (с VII в. до н. э.). В средние века в церковном зодчестве Центральной и Южной Албании преобладали сооружения византийского типа, в северной Албании - романского стиля. С распространением ислама (главным образом с XVII в.) появляются дворцы знати (сараи), крытые рынки (безистени), мечети. Живопись средневековой Албании развивалась под влиянием Византии; с XVI в. в неё проникали веяния итальянского Возрождения, усилились реалистические тенденции (стенописи Онуфрия из Неокастра, Давида из Селеницы). С конца XVIII в. главную роль играла иконопись, следовавшая поздневизантийским традициям. В период так называемого национального возрождения (вторая половина XIX в.) появилась светская станковая живопись (портрет, пейзаж).

После установления народной власти (1946) сооружаются современные общественные здания, новые жилые кварталы. В живописи и скульптуре со второй половины 40-х гг. укрепилось реалистическое направление, получили развитие графика, карикатура, иллюстрация, плакат. Значительных успехов достигла портретная (С. Дзега) и пейзажная (В. Мио) живопись. Первым албанским скульптором стал О. Паскали. Народное искусство представлено филигранными серебряными украшениями, шерстяными безворсовыми коврами, полихромией резьбой по дереву, декоративными росписями.

Площадь Скандербега в Тиране. 1920 - 1930-е годы. На первом плане - памятник Скандербегу (бронза, скульптор Я. Пачо).

Площадь Скандербега в Тиране. 1920 - 1930-е годы. На первом плане - памятник Скандербегу (бронза, скульптор Я. Пачо).

Онуфрий из Неокастра. Давид. Деталь фрески церкви св. Николая в с. Шельцан. Середина 16 в.

Онуфрий из Неокастра. "Давид". Деталь фрески церкви св. Николая в с. Шельцан. Середина 16 в.

Литература: ИСиНМ, т. 1, М., 1962; ВИА, т. 12, кн. 2, М., 1977.

Алевиз Фрязин

Алевиз Фрязин - Алевиз Миланец (Aloisio da Milano), архитектор конца XV - начала XVI вв. По происхождению итальянец. В 1503-04 работал в Бахчисарае, где строил дворец хана Менгли-Гирея (сохранился резной каменный портал). Приехал в Москву в 1504 по приглашению Ивана III. Построил в Кремле Московском Архангельский собор (1505-08) - шестистолпный, пятикупольный храм, в обработке которого использованы мотивы зодчества раннего итальянского Возрождения, перестраивал церковь Рождества богородицы на сенях (ранее - Лазаря, 1514; сохранилась частично); по свидетельству летописей, построил 11 церквей в Москве (не сохранились).

Перестраивал стены и башни Кремля Московского вдоль р. Неглинная (1495), строил каменные палаты в Кремле (1499-1508; ныне в перестроенном виде составляют три нижних этажа Теремного дворца), ров вдоль стен Кремля со стороны Красной площади, вымощенный по дну и откосам известняком и кирпичом (1508-16; засыпан в XIX в.), плотину (1508) и кирпичный мост (1516) через р. Неглинная (не сохранился).

Алевиз Фрязин,

Архангельский собор в Московском Кремле. 1505 - 1508. (новый).

Архангельский собор в Московском Кремле. 1505 - 1508. (новый).

Алейжадинью

Алейжадинью (Aleijadinho, буквально - маленький калека; настоящие имя и фамилия - Антониу Франсиску Лисбоа, Lisboa) (1730 или 1738 - 1814), бразильский скульптор и архитектор. Сын архитектора М. Ф. Лисбоа и рабыни-негритянки. Самоучка. Был изуродован проказой и работал, прикрепляя инструменты к перчаткам. Произведения Алейжадинью, отмеченные реалистической выразительностью и антиколониальной направленностью, являются высшим достижением бразильского барокко: скульптура для порталов и алтарей ряда церквей, серия деревянных полихромных групп "Страсти христовы" (1796-99) и 12 статуй библейских пророков (1800-05) в церкви Бон Жезус ди Матозиньюс в Конгоньясе. Построил несколько церквей - Сан-Франсиску в Ору-Прету (1766-94), Сан-Франсиску в Сан-Жуан-дел-Рей (1774-1804) с криволинейными планами, пластичными деталями, лепными порталами.

Алейжадинью Страждущий Христос. Фрагмент статуи в церкви Сан-Франсиску в Ору-Прету. Дерево. Около 1785.

"Страждущий Христос". Фрагмент статуи в церкви Сан-Франсиску в Ору-Прету. Дерево. Около 1785.

Литература: Kelly С., О propheta Aleijadinho, Rio de J., 1964.

Александравичюс Пятрас Повилас Повило

Александравичюс Пятрас Повилас Повило (р. 1906), советский скульптор. Народный художник Литовской ССР (1956). Учился в Каунасской художественной школе (1928-33) у Зикараса Ю. Преподаёт в Художественном институте Литовской ССР в Вильнюсе (с 1940). Автор портретов деятелей культуры ("Ю. Жемайте", медь, 1950, ГТГ, Государственная премия СССР, 1951; "Режиссёр Ю. Мильтинис", бронза, 1972, Художественный музей Литовской ССР, Вильнюс), отмеченных тонкостью моделировки, точностью психологической характеристики.

Александрия

Александрия (араб. Аль-Искандария), город в Египте, крупный порт на побережье Средиземного моря. Основан в 332-331 до н. э. Александром Македонским. Центр школы эллинистического искусства. В IV в. до н. э. - VII в. н. э. столица Египта. Имела регулярный план (греческий архитектор Дейнократ, вторая половина IV в. н. э.). Из эллинистических построек - остатки храма Сераписа, так называемая. колонна Помпея, некрополи и катакомбы (Ком-эш-Шукафа). На острове Фарос находился трехэтажный маяк высотой 120 м (III в. до н. э., архитектор Сострат из Книда). В средние века Александрия - центр художественного ткачества и стеклоделия. Мечети XVII-XIX вв., дворцы XIX-XX вв. Старая часть современного города имеет узкие улочки, новая - широкие озеленённые проспекты, многоэтажные здания. Музеи: Музей греко-римских древностей, Музей изящных искусств.

Александров

Александров - город во Владимирской области РСФСР. Впервые упоминается в грамоте Ивана Калиты (XIV в.). В 1564-72 резиденция Ивана Грозного. Троицкий собор в духе раннего московского зодчества (1513; фрески - XVI в.) с двумя уникальными медными дверями, вывезенными Иваном Грозным из Новгорода и Твери; шатровая Покровская церковь (середина XVI в.; фрески - XVI в.) с трапезной XVII в., Распятская церковь-колокольня (1560-е гг.), трехглавая Успенская церковь (первая четверть XVI в.), Успенский монастырь (с XVII в.), Краеведческий музей (иконы XV-XVII вв., декоративное искусство).

Троицкий собор. 1513.

Троицкий собор. 1513.

Литература: М. Н. Куницын, Александрова слобода, Ярославль, 1976.

Александровская колонна

Александровская колонна - в Ленинграде, памятник архитектуры, композиционный центр Дворцовой площади. Воздвигнута в 1830-34 по проекту А. А. Монферрана в ознаменование победы в Отечественной войне 1812. Монолитный монументальный столп (вес около 500 т) из тёмно-красного гранита увенчан бронзовой фигурой ангела (скульптор Б. И. Орловский). На пьедестале - бронзовые аллегорические рельефы (скульпторы П. В. Синцов, И. Леппе, по эскизам Дж. Б. Скотти). Общая высота Александровской колонны 47,5 м.

Александровская колонна,

Александровская колонна в Ленинграде. 1830 - 1834. Архитектор А. А. Моферран, скульптор Б. И. Орловский

Александровская колонна в Ленинграде. 1830 - 1834. Архитектор А. А. Моферран, скульптор Б. И. Орловский

Литература: А. Л. Ротач, Александровская колонна, Л., 1966.

Александро-Невская лавра

Александро-Невская лавра - в Ленинграде, памятник архитектуры; бывший монастырь. Основан Петром I в 1710 в память Александра Невского; в 1797 преобразован в лавру (крупный мужской православный монастырь). В архитектурный ансамбль лавры входят Благовещенская церковь (1717-22, архитекторы Д. Трезини, Т. Швертфегер), Фёдоровский корпус с церковью (1740-50, архитектор П. Трезини), монументальный Троицкий собор в стиле классицизма (1776-90, архитектор И. Е. Старов) и др. Ныне Александро-Невская лавра - государственный заповедник, где размещён Музей городской скульптуры с некрополем XVIII в. (Лазаревское кладбище с надгробиями работы И. П. Мартоса, М. И. Козловского и др.) и некрополем мастеров искусств (Тихвинское кладбище). В Александро-Невской лавре похоронены М. В. Ломоносов, А. В. Суворов, Н. М. Карамзин, И. А. Крылов, П. И. Чайковский, Ф. М. Достоевский и др.

Вид на Благовещенскую церковь (1717 - 1722, архитекторы Д. Трезини, Т. Швертфегер) с р. Монастырка.

Вид на Благовещенскую церковь (1717 - 1722, архитекторы Д. Трезини, Т. Швертфегер) с р. Монастырка.

Троицкий собор

Троицкий собор

Александро-Невская Лавра на закате. На переднем плане - Северо-Западная башня (Ризница)

Александро-Невская Лавра на закате. На переднем плане - Северо-Западная башня (Ризница)

Благовещенская церковь и Троицкий собор

Благовещенская церковь и Троицкий собор

Александро-Невская лавра

Александро-Невская лавра

2- й Лаврский мост и северо-западная башня Лавры

2- й Лаврский мост и северо-западная башня Лавры

Литература: Памятники архитектуры Ленинграда, 4 изд., Л., 1975.

Алексеев Фёдор Яковлевич

Алексеев Фёдор Яковлевич (между 1753 и 1755 - 1824), русский живописец. Учился в петербургской АХ (1766-73); преподавал там же (1803). В 1773-77 совершенствовался как театральный художник в Венеции, где писал и пейзажи ("Набережная Скьявони в Венеции", 1775, Художественный музей БССР, Минск). По акварельным этюдам с натуры выполнял виды городов (Площадь в г. Николаеве", ГРМ). Алекскеев - первый в русской живописи мастер городского пейзажа. В лиричных, с большой тонкостью исполненных картинах он запечатлел строгий облик Петербурга ("Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости", 1794, ГТГ), живописную красоту Москвы ("Красная площадь с собором Василия Блаженного", 1800-02, Музей Института русской литературы АН СССР, Ленинград), поэзию повседневной городской жизни.

Алексеев Фёдор Яковлевич Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости. 1794. Третьяковская галерея. Москва.

"Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости". 1794. Третьяковская галерея. Москва.

Вид на Михайловский Замок в Петербурге со стороны Фонтанки (Русский музей)

Вид на Михайловский Замок в Петербурге со стороны Фонтанки (Русский музей)

Вид на Михайловский Замок и площадь Коннетабля в Петербурге (Русский музей)

Вид на Михайловский Замок и площадь Коннетабля в Петербурге (Русский музей)

Внутренний вид двора с садом. Лоджия в Вененции; копия картины (Русский музей)

Внутренний вид двора с садом. Лоджия в Вененции; копия картины (Русский музей)

Красная Площадь

Красная Площадь

Вид от Лубянки на Владимирские ворота

Вид от Лубянки на Владимирские ворота

Соборная площадь в Московском Кремле

Соборная площадь в Московском Кремле

Литература: Фёдоров-А. А. Давыдов, Ф. Я. Алексеев, М., 1955; М. И. Андросова, Ф. Алексеев, Л., 1979; И. М. Жаркова, Ф. Я. Алексеев, Альбом, М., 1981.

Алекси-Месхишвили Владимир Шалвович

Алекси-Месхишвили Владимир Шалвович (1915-1978), советский архитектор. Заслуженный деятель искусств Грузинской ССР (1961). Окончил Грузинский индустриальный институт в Тбилиси (1939). Преподавал в Грузинском политехническом институте в Тбилиси (с 1955). Для творчества Алекси-Месхишвили характерно стремление к строгой простоте архитектурных форм, выявление художественно-пластических свойств материала. Работы: Дворец спорта в Тбилиси (1961, с соавторами), Дом отдыха Совета Министров Грузинской ССР в Пицунде (1962), Грузинский сельскохозяйственный институт в Тбилиси и станция Тбилисского метрополитена "Площадь Ленина" (обе - 1967).

Алесси Галеаццо

Алесси Галеаццо (Alessi) (1500 или 1512 - 1572), итальянский архитектор эпохи Позднего Возрождения. Работал главным образом в Генуе. Создал тип городского дворца с развёрнутой в глубину террасной композицией, обогащённой лестницами и аркадами (палаццо Пароди в Генуе, 1567; дворец Марино в Милане, начат в 1557).

Литература: G. Alessi e l'architettura del Cinquecento..., Genova, 1975.

Алеш Миколаш

Алеш Миколаш (Ales) (1852-1913), чешский живописец и график. Продолжатель романтических традиций Й. Манеса. Учился в АХ в Праге (1869-76). Противостоял тенденциям академизма; обращался к героическим темам национальной истории, поэтическим народным образам ("Встреча Йиржи из Подебрад с Матвеем Корвином", 1878, картоны для росписей Национального театра в Праге, 1880-81, иллюстрации к народным песням, с 1886, - всё в Национальной галерее, Прага). Выполнял свои работы в свободной выразительной манере, прибегал к декоративной стилизации.

Алеш Миколаш Схватка кавалеристов. 1878. Национальная галерея. Прага.

"Схватка кавалеристов". 1878. Национальная галерея. Прага.

Литература: Л. С. Кишкин, М. Алеш и чешская культура, М., 1978.

Алжир

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница