Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "А" (часть 2, "АДЫ"-"АЛЖ")
Адылов Сабир Рахманович (р. 1932), советский архитектор. Народный архитектор СССР (1981). Окончил Среднеазиатский политехнический институт в Ташкенте (1955). Главный архитектор Алмалыка (1955-70), Ташкента (с 1970). Творчество Адылова направлено на решение сложных градостроительных задач Советского Узбекистана. Один из авторов генеральных планов Алмалыка (1955) и Ташкента (1970-79), зданий Дворца дружбы народов имени В. И. Ленина (1977) и Верховного Совета Узбекской ССР (1979), архитектурной части памятника В. И. Ленину (1974), Ю. А. Гагарину (1979) и др. в Ташкенте. Государственная премия СССР (1975). |
Ажбе Антон - Ашбе (Azbe) (1862-1905), словенский живописец и педагог. Учился в Любляне в мастерской Я. Вольфа, в венской (1883) и мюнхенской Академиях художеств. В 1891 основал в Мюнхене частную художественную школу. В своём творчестве, отмеченном поисками цветовой выразительности, эволюционировал от академизма к принципам пленэрной живописи ("Голова крестьянина", около 1890, "В гареме", около 1895, - оба произведения в Национальной галерее, Любляна). У Ажбе учились И. Э. Грабарь, В. В. Кандинский и др. Литература: Н. М. Молева, Школа А. Ашбе. К вопросу о путях развития художественной педагогики на рубеже XIX-XX вв., М., 1958; A. Azbй in njegova sola, Ljubljana, 1962. |
Азам (Asam), братья Космас Дамиан (1686-1739) и Эгид Квирин (1692-1750), немецкие живописцы, скульпторы и архитекторы. Представители барокко. Учились в Риме (1712-14). Работали главным образом в Баварии (отделка церковных интерьеров в Pope, 1717-23, и Фрайзинге, 1723; строительство церкви монахов бенедиктинцев в Вельтенбурге, 1716-21). Творчество Азам, отмеченное религиозной экзальтацией и театральной патетикой, - одно из крайних проявлений драматической динамики барокко.
Алтарь монастырской церкви в Вельтенбурге. 1716 - 1721. |
Азгур Заир Исаакович (р. 1908), советский скульптор. Народный художник СССР (1973), действительный член Академии художеств СССР (1958), Герой Социалистического Труда (1978). Учился в ленинградской Академии художеств (1925-28) у Р. Р. Баха, В. В. Лишева, М. Г. Манизера и в Киевском художественном институте (1928-1929). Внёс значительный вклад в развитие советской белорусской скульптуры. Создал галерею портретов героев Великой Отечественной войны 1941-45 ("М. Ф. Сельницкий", бронза, 1943, ГТГ), деятелей революции ("Ф. Э. Дзержинский", бронза, 1947, ГТГ; Государственная премия СССР, 1948) и культуры; памятник В. И. Ленину в деревне Кашино Московской области (бронза, 1957), Я. Коласу в Минске (1972, архитекторы Ю. М. Градов, Л. М. Левин). Произведениям Азгура присущи укрупнённость и значительность пластической формы, тщательность моделировки. Государственная премия СССР (1946).
Портрет М. Ф. Сельницкого. Гипс. 1943. Русский музей. Ленинград. Сочинения:То, что помнится... Рассказ о времени, об искусстве и о людях, Минск, 1977. Литература: Ф. С. Рогинская, З. И. Азгур, (М., 1961). |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Азербайджанский музей искусств - имени Р. Мустафаева в Баку. Основан в 1936. Собрание произведений азербайджанского изобразительного (в т. ч. М. К. Эривани, М. Навваба, Б. Кенгерли, А. Азимзаде, Т. Салахова) и народного искусства, русского (в т. ч. И. К. Айвазовского, Н. И. Аргунова, К. П. Брюллова, К. А. Коровина, И. И. Левитана) и западноевропейского изобразительного искусства. |
Азимзаде Азим Аслан оглы (1880-1943), советский график. Народный художник Азербайджанской ССР (1927). Специального художественного образования не получил. Острые сатирические рисунки Азимзаде на политические, бытовые и антирелигиозные темы, связанные с революционной борьбой народа, печатались с 1906 в азербайджанском журнале "Молла Насреддин" и "Мазали" ("Юмор"), После 1917 создал многочисленные произведения книжной, журнальной и станковой графики, в т. ч. акварельную серию "Типы старого Баку" (1937, Азербайджанский музей искусств имени Р. Мустафаева, Баку). Литература: М. Наджафов, А. Азимзаде, Баку, 1965. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Айван - эйван, иван, ливан, 1) терраса, навес или галерея с плоским покрытием, на колоннах или столбах в среднеазиатских жилищах, мечетях и др. 2) Сводчатое помещение в виде глубокой ниши или зала, открытое на фасад или во двор здания (приёмные залы во дворцах Парфии и сасанидского Ирана, Айван в мечетях и дворцах средневековой Средней Азии, Ирана, Афганистана и др.).
Айван мечети в кишлаке Хазар-Чалмы Гармского р-на Таджикской ССР |
Айналов Дмитрий Власьевич (1862-1939), советский историк искусства. Член-корреспондент Российской АН (1914). Учился в Одессе в Новороссийском университете у Н. П. Кондакова. С 1903 профессор Петербургского университета. Основные работы: "Эллинистические основы византийского искусства" (1900), где впервые освещены важнейшие стороны процесса формирования византийского искусства, "Византийская живопись XIV столетия" (1917), "История русского монументального искусства" (т. 1-2, 1932-33, на нем. яз.), "Этюды о Леонардо да Винчи" (1939). |
Айтиев Гапар Айтиевич (1912-1984), советский живописец, один из первых советских художников-киргизов. Народный художник СССР (1971), член-корреспондент АХ СССР (1973), Герой Социалистического Труда (1982). Учился в Московском изотехникуме памяти 1905 г. (1935-38) у Н. П. Крымова. Автор поэтичных, полных эпического спокойствия пейзажей "Колхозный двор" (1946, Музей изобразительных искусств Киргизской ССР, Фрунзе), "Полдень на Иссык-Куле" (1954, ГТГ), "После заката" (1974), серии "Галерея портретов современников" ("Балерина Р. Чокоева", 1979), жанровых полотен, монументальных росписей, скульптурных произведений (памятник акыну Токтогулу Сатылганову, 1974, Фрунзе); оформил ряд спектаклей.
"Вечер на юге". 1967. Музей изобразительных искусств Киргизской ССР. Фрунзе. Литература: В. Тарасов, Г. Айтиев. Живопись, М., 1981. |
Ай-Ханум - селение в Северном Афганистане, у впадения р. Кокча в Пяндж. Близ Ай-Ханум раскопками 1965-78 открыт первый известный греко-бактрийский (см. Бактрия) город, предположительно Александрия Оксианская: остатки крепостных стен с башнями, дворцовый комплекс, мавзолей, геройон (усыпальница основателя или выдающегося жителя города), театр, гимнасий, фонтан, храмы, жилые постройки, фрагменты статуй, рельефов, образцы мелкой пластики, следы стенных росписей. В архитектуре Ай-Ханум наряду с чертами эллинистического искусства прослеживаются местная, ближневосточная и индийская традиции; в скульптуре преобладают греческие элементы.
Статуя юноши. Известняк. 3 - 2 в. до н.э. (не окончена). Литература: Fouilles d'Aп Khanoum, (v.) 1-2, P., 1973-83 (Mйmoires de la Dйlйgation Archйologique Franзaise en Afghanistan, t. 21, 26). |
Айша-Биби - мавзолей в Казахской ССР, близ г. Джамбул, в селе Головачёвка. Сооружён в XI-XII вв. Кирпичная, купольно-центрическая постройка с колоннами по углам и богатым декором из резной терракоты (плиты с геометрическими и растительными узорами и надписями). |
Академизм (франц. acadеmisme), направление, сложившееся в художественных академиях XVI-XIX вв. (см. Академии художественные) и основанное на догматическом следовании внешним формам классического искусства. Академизм способствовал систематизации художественного образования, закреплению классических традиций, которые превращались им, однако, в систему "вечных" канонов и предписаний. Считая современную действительность недостойной "высокого" искусства, академизм противопоставлял ей вневременные и вненациональные формы красоты, идеализированные образы, далёкие от реальности сюжеты (из античной мифологии, Библии, древней истории), что подчёркивалось условностью рисунка и колорита, театральностью композиции, жестов и поз. Являясь, как правило, официальным направлением в дворянском и буржуазном классовых обществах, академизм обращал свою идеалистическую эстетику против передового национального реалистического искусства. Под ударами художников-реалистов и буржуазно-индивидуалистической творческой оппозиции академизм распадался и видоизменялся. В XX в. в ряде стран он иногда проявлялся в обновлённых формах неоклассицизма. |
Академии архитектурные - высшие научные учреждения, объединяющие крупнейших мастеров и исследователей архитектуры; будучи научно-творческими центрами, многие Архитектурные академии. являются одновременно высшими учебными заведениями. Первая Архитектурная академия возникла во Франции (Королевская академия архитектуры) в 1671 в связи с усилением государственной регламентации архитектурно-строительных работ. В 1823 была организована Ибернийская академия живописи, скульптуры и архитектуры в Ирландии, в 1908 - Академия архитектуры в Нидерландах. В 1934 основана Академия архитектуры СССР (устав и состав её членов утверждены в 1939); в 1956 преобразована в Академию строительства и архитектуры СССР (существовала до 1964). В 1979 в составе Академии художеств СССР образовано отделение архитектуры и монументального искусства. |
Академии художественные - учреждения (чаще всего государственные), являющиеся научно-творческими центрами пластических искусств, а также высшие (иногда частные) художественные школы. Ранние художественные академии, возникшие в Италии в XVI в., были свободными объединениями художников, изучавших искусство античности, приёмы великих мастеров Возрождения и уделявших большое внимание рисунку как основополагающей форме искусства. Первой академией в собственном смысле слова была основанная в Париже в 1648 Королевская академия живописи и скульптуры, сыгравшая положительную роль в развитии французского искусства, разработавшая на основе эстетической доктрины классицизма точные правила так называемого большого стиля придворного аристократического искусства. По этим правилам обучение велось вплоть до Великой французской революции (1789-94), временно упразднившей академию. По образцу парижской в XVII-XVIII вв. созданы художественные академии при дворах многих европейских государств (в Вене в 1692, Берлине в 1694, Лондоне в 1768). В XIX в. основан ряд академий в провинциальных городах Европы; некоторые частные студии названы академиями (например, академия Жюлиана в Париже). В это время художественные академии становились тормозом в развитии прогрессивного искусства; крупнейшие реалистические движения XIX в. возникли вне их и вопреки им. Ныне художественные академии в Западной Европе играют незначительную роль в определении направления художественной жизни. Академия художеств (АХ) в России была основана в 1757 в Петербурге по проекту И. И. Шувалова как "Академия трёх знатнейших художеств" (живописи, скульптуры, архитектуры). В 1764 была преобразована в императорскую АХ - учебное заведение и правительственное учреждение, регламен- тирующее художественную жизнь, распределяющее заказы и присуждающее звания. В XVIII - начале XIX вв. петербургская АХ сыграла прогрессивную роль в воспитании национальных художественных кадров, стала центром художественной жизни России, способствовала распространению принципов классицизма. К середине XIX в. АХ превратилась в консервативное учреждение, насаждавшее казённое, отвлечённое от жизни искусство, противостоявшее развитию реализма. Развитие демократического художественного движения привело в 1863 к публичному разрыву с АХ группы её выпускников (во главе с И. Н. Крамским), объединившихся в Артель художников. Вместе с тем, благодаря деятельности ряда крупных педагогов-реалистов (П. П. Чистяков) и реформе АХ 1890-х гг., в результате которой к преподаванию в АХ были допущены крупные мастера-передвижники (И. Е. Репин, А. И. Куинджи и др.), АХ сохранила своё значение как школа профессионального мастерства. В 1918 АХ была упразднена декретом СНК и заменена другими учебными заведениями. В 1933 создана Всероссийская АХ (в Ленинграде), являвшаяся высшим учебным заведением (существовала до 1947). В 1947 в качестве научно-творческого центра художественной жизни страны организована Академия художеств СССР. Литература: Сборник материалов для истории императорской Санкт-Петербургской Академии художеств за сто лет ее существования, под ред. П. Н. Петрова, ч. 1-3, СПБ, 1864-66; С. Н. Кондаков (сост.), Юбилейный справочник императорской Академии художеств 1764-1914, ч 1-2, СПБ, (1914); Pevsner N., Academies of art. Past and present, Camb., 1940. |
Академия Художеств СССР (AX СССР), научно-творческий центр художественной жизни СССР; объединяет крупнейших деятелей советского изобразительного искусства и архитектуры и осуществляет научно-методическое руководство подготовкой художественных кадров. АХ СССР призвана содействовать творческому развитию принципов социалистического реализма в практике и теории советской многонациональной художественной культуры. Создана в 1947 по постановлению Совета Министров СССР от 5 августа 1947 на основе реорганизованной Всероссийской АХ (см. Академии художественные). В составе АХ СССР (на 1 января 1985) 59 действительных членов, 92 член-корреспондента, 16 почетных членов (избираются из числа прогрессивных деятелей зарубежного искусства). Высший орган АХ СССР - Общее собрание. В промежутках между сессиями деятельностью АХ руководит Президиум во главе с президентом. Академия имеет отделения: живописи, скульптуры, графики, декоративного искусства, архитектуры и монументального искусства. В системе АХ СССР: Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств, МХИ со средней художественной школой и Музей-мастерская С. Т. Конёнкова - в Москве; ЛИНЖАС со средней художественной школой, Научно-исследовательский музей, Музей-квартира И. И. Бродского - в Ленинграде; Музей-усадьба И. Е. Репина "Пенаты" - в поселке Репине близ Ленинграда; Научная библиотека, Научно-библиографический архив, производ- ственные мастерские и лаборатории - в Ленинграде; творческие мастерские - в Москве, Ленинграде, Киеве, Тбилиси, Баку, Казани, Фрунзе. Президенты АХ СССР: А. М. Герасимов (1947-1957), Б. В. Иогансон (1958-1962), В. А. Серов (1962-1968), Н. В. Томский (1968-1983), Б. С. Угаров (с 1983). Литература: В. Г. Лисовский, Академия художеств. Историко-искусствоведческий очерк, Л., 1982; 225 лет Академии художеств СССР. Каталог выставки, т. 1-2, М., 1983. |
Акант - аканф (греч. аkanthos), декоративная форма, восходящая к рисунку листьев травянистого растения акант; этот мотив, возникший в античном искусстве, лежит в основе орнамента или предопределяет конфигурацию коринфских и композитных капителей, модульонов, акротериев; акантовый орнамент характерен также для декора фризов и карнизов.
Акант. |
Ак-Бешим - городище в Киргизской ССР, в 8 км к югу от г. Токмак. Раскопками открыты остатки города (V-X вв. или XII в.): городское ядро - шахристан с цитаделью и стеной с башнями, окружённый укреплённой стенами территорией со следами застройки. Два буддийских храма из пахсы и сырца с фрагментами росписей, скульптуры и др.: первый храм (конец VII - начало VIII вв.), прямоугольный, вытянутый в плане, имел двор с айванами, главный зал и святилище с обходным коридором; второй храм (VI-VII вв.), почти квадратный в плане, - крестовидное в плане святилище с двойным обходным коридором. Замок (VI-VII вв.), христианский храм (VIII в.).
Фрагмент росписи из 1-го буддийского храма. Конец 7 - начало 8 вв. |
Акварель (франц. aquarelle, от итал. acquerello, от лат. aqua - вода), краски (обычно на растительном клее), разводимые водой, а также живопись этими красками. Живопись непрозрачной акварелью (с примесью белил, см. Гуашь) была известна в Древнем Египте, античном мире, средневековой Европе и Азии. Чистая акварель (без примеси белил) стала широко применяться в начале XV в. Её основные качества - прозрачность красок, сквозь которые просвечивают тон и фактура основы (главным образом бумаги, реже шёлка, слоновой кости), чистота цвета. Акварель совмещает особенности живописи (богатство тона, построение формы и пространства цветом) и графики (активная роль бумаги в построении изображения). Специфические приёмы акварели - размывы и затёки, создающие эффект подвижности и трепетности изображения. В акварель, выполняемую кистью, часто вводится рисунок пером или карандашом. В XV-XVII вв. акварель служила главным образом для раскраски гравюр, чертежей, эскизов картин и фресок (прикладное значение акварели отчасти сохранилось и ныне в архитектурных рисунках и др.). Со второй половины XVIII в. акварель стала широко применяться прежде всего в пейзажной живописи, так как быстрота работы акварелью позволяет фиксировать непосредственные наблюдения, а воздушность её колорита облегчает передачу атмосферных явлений. Появляются профессиональные художники-акварелисты (А. и Дж. Р. Козенс, Т. Гёртин и другие в Великобритании). Их неяркие по цвету пейзажи были исполнены на увлажнённой бумаге, залитой одним общим тоном, которому подчинены все цветовые градации, с рисунком тонким пером, с размывами. В XVIII в. акварель распространяется также во Франции (Ж. О. Фрагонар, Ю. Робер), России (пейзажи Ф. Я. Алексеева, М. М. Иванова). Во второй четверти XIX в. в Италии возникла манера плотной, многослойной живописи акварелью по сухой бумаге; для этой манеры характерны звучные контрасты света и тени, цвета и белого фона бумаги (так работали, в частности, К. П. Брюллов и А. А. Иванов). Своеобразна техника портретной акварели П. Ф. Соколова - с виртуозной моделировкой форм мелкими штрихами и точками и широкими цветовыми заливками. В XIX в. в технике акварели плодотворно работали Э. Делакруа, О. Домье, П. Гаварни во Франции, А. Менцель в Германии, И. Е. Репин, В. И. Суриков, М. А. Врубель в России и др.; продолжался расцвет английской школы акварели (Р. Бонингтон, Дж. С. Котмен, У. Кэллоу, У. Тёрнер и др.). К акварели охотно обращались представители неоимпрессионизма (П. Синьяк и др.). В конце XIX - начале XX вв. акварель всё чаще употребляется в сочетании с белилами, гуашью, темперой, пастелью, углём, бронзовой краской и т. д. (В. А. Серов, художники "Мира искусства"). В XX в. акварель привлекает многих представителей экспрессионизма, А. Матисса и других мастеров. Советской акварели свойственно разнообразие жанров, манер и технических приёмов. Мягкость тональных переходов присуща работам (главным образом монохромной "чёрной акварелью") Кукрыниксов, Н. Н. Купреянова, Н. А. Тырсы, Д. А. Шмаринова, живописная свобода, многообразие тональных нюансов и колористических решений - работам С. В. Герасимова, П. П. Кончаловского, А. В. Фонвизина и др.
А. В. Фонвизин. "Сын". 1940. Собственность семьи автора. Литература: М. В. Фармаковский, Акварель, ее техника, реставрация и консервация, Л., 1950; А. К. Кальнинг, Акварельная живопись, М., 1968; Reynolds G., A concise history of watercolours, L., 1978. |
Акватинта (итал. acquatinta, от acquaforte - офорт и tinto - окрашенный, тонированный), вид гравюры, основанный на протравливании кислотой металлической доски сквозь прилипшую к ней асфальтовую или канифольную пыль. Акватинта создаёт эффект, близкий к тоновому рисунку; может служить и для цветной печати. Акватинту применяют в сочетании со штриховым офортом, обогащая его игрой тональных и фактурных оттенков. Встречаются и примеры "чистой" акватинты без офортных штрихов (отдельные листы графической серии "Капричос" Ф. Гойи). |
Акведук (лат. aquaeductus, от aqua -вода и duco -веду), водовод (канал, труба) для подачи воды к населённым пунктам, оросительным и гидроэнергетическим системам из расположенных выше их источников. Акведуком называется также часть водовода в виде арочного моста над оврагом, рекой, дорогой, в котором стенки и днище лотка или трубы являются несущими пролётными конструкциями. |
Акимов Иван Акимович (1754-1814), русский живописец. Учился в петербургской АХ (1764-73; преподавал с 1779, директор в 1797-1800) у А. П. Лосенка. В 1773-78 пенсионер АХ в Италии. Произведения Акимова - "Великий князь Святослав, целующий мать и детей своих по возвращении с Дуная в Киев" (1773, ГТГ), "Геркулес на распутье" (1801, ГРМ) - типичные примеры классицизма в русской исторической живописи.
Великий князь Святослав, целующий мать и детей своих по возвращении с Дуная в Киев. 1773 |
Аккад - историческая область на севере Южного Двуречья (в основном на территории современного Ирака), названа по одноименному городу (близ современного Абу-Хабба, Ирак) - столице державы Саргона Древнего (Аккадского), объединявшей Шумер и Акад; сыграла важную роль в развитии культуры Древнего Двуречья. Искусство Акада восприняло и развило художественные традиции Шумера. Памятники искусства Акада (XXIV-XXII вв. до н. э.), в отличие от Шумера, характеризуются большей свободой выбора тем (фольклорные, мифические, литературные сюжеты в глиптике) и композиций. Типичны многоплановые рельефы с тенденцией к объёмности, с введением элементов пейзажа, экспрессивной передачей движения (стела царя Нарамсина, посвященная его победе над горным племенем луллубеев, XXIII в. до н. э., Лувр); в круглой скульптуре - появление портретных черт (бронзовая голова правителя, так называемый Саргон Древний, из Ниневии, XXIII в. до н. э., Иракский музей, Багдад). Искусство А. оказало влияние на художественную культуру Двуречья второй половины 3-го - первой половины 2-го тысячелетия до н. э. (позднешумерское искусство; портретные статуи Гудеа, XXII в. до н. э.), в том числе Вавилонии.
Стела царя Нарамсина с изображением победы над луллубеями. Из Суз. Песчаник. 23 в. до н.э. Лувр. Париж. |
Акопян Корюн Арутюнович (р. 1908), советский архитектор. Народный архитектор СССР (1980). Окончил Ереванский политехнический институт (1932). Для творчества Акопяна характерны оригинальная пространственно-композиционная организация сооружений, чёткость функционального решения. Произведения: жилые дома на проспекте Ленина (1949), больница с поликлиникой на ул. Прошяна (1962-63), стадион "Раздан" (1967-72, с соавторами), спортивно-концертный комплекс (первая очередь 1977-83, с соавторами) - все в Ереване. |
Акрополь (греч. akrуpolis, от бkros - верхний и pуlis - город), возвышенная и укреплённая часть древнегреческого города, так называемый верхний город, крепость (убежище на случай войны). На акрополе обычно находились храмы божественных покровителей данного города. Наиболее известен акрополь в Афинах. |
Акротерий (греч. akrуterion), скульптурное украшение (статуя, пальметта и др.), помещаемое над углами фронтона архитектурного сооружения, выстроенного с применением классического ордера (см. Ордера архитектурные).
Акротерий (в виде пальметты). Фрагмент надгробия из Фанагории. Мрамор. 4 в. до н.э. Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Москва. |
Аксессуар (франц. accessoire), второстепенная, вспомогательная деталь главного изображения, обычно дополняющая характеристику центрального образа (например, детали обстановки, костюма в портрете). |
Акт (нем. Akt), изображение обнажённой человеческой фигуры; см. также Ню. |
Акылбеков Сабырбек Мамбетсадыкович (1914-1968), советский живописец, один из первых советских художников-киргизов. Заслуженный деятель искусств Киргизской ССР (1958). Учился в Московском изотехникуме памяти 1905 года (1936-39) у Н. П. Крымова и П. И. Петровичева. Автор лирических эмоциональных пейзажей: "На полях Киргизии" (1954), "Заводская трасса" (1966, оба - в Музее изобразительных искусств Киргизской ССР, Фрунзе), "Стога" (1958, ГТГ).
"Колхозная отара". 1939. Музей изобразительных искусств Киргизской ССР. Фрунзе. |
Ала кийиз - киргизский войлочный ковёр с ввалянным узором, чаще двухцветным (синий с красным, оранжевый с коричневым, белый с коричневым); узор крупный - мягких округлых очертаний, обычно в виде парных спиральных завитков (так называемые рога барана).
Ала кийиз. Мастер С. Адыкеева. Музей изобразительных искусств Киргизской ССР. Фрунзе. |
Алабян Каро Семёнович (1897-1959), советский архитектор. Вице-президент АА СССР (1949-53), основатель ВОПРА, ответственный секретарь СА СССР (1932-50). Учился в московском Вхутемасе-Вхутеине (1923-29). Ранние работы выполнены в духе конструктивизма (жилой дом в Ереване, 1929-30), позже обратился к классическому наследию (Театр Советской Армии в Москве, 1934-40), традиционным приёмам армянского зодчества (павильон Армянской ССР на ВСХВ в Москве, 1939 и 1954). Принимал участие (совместно с Б. М. Иофаном) в создании павильона СССР на Всемирной выставке в Нью-Йорке (1939). Среди градостроительных работ - генеральный план восстановления Волгограда (1945, с Н. X. Поляковым и др.). Литература: Л. Б. Карлик, Каро Алабян, Ер., 1966. |
Алаверди - кафедральный собор в Грузинской ССР, в 20 км к северо-западу от г. Телави. Выдающийся памятник грузинского средневекового зодчества. Построен в первой четверти XI в. Сильно вытянутое ввысь сооружение со скупым декором: в плане - удлинённый крест; в средокрестье - купол на высоком барабане (реконструирован в XV в.). Грандиозное внутренне пространство (высота свыше 42 м). В 1960-х гг. раскрыты росписи XV в.
Алаверди. Собор. 1-я четверть 11 в. Купол реконструирован в 15 в. |
Аланы - ираноязычные полукочевые племена сарматского происхождения (см. Сарматы), обитавшие в I-IV вв. на обширной территории от Южного Приуралья до Дона, Крыма и Северного Кавказа. После нашествия гуннов (конец IV в.) часть аланов осела на Северном Кавказе и образовала крупный племенной союз, существовавший до XIII в. (известен под названием Алания). Восходящая к древнекавказским культурам, искусству скифов и сарматов художественная культура аланов несла также черты античных и восточных влияний. К числу наиболее древних по типу памятников аланов относятся катакомбные могильники на Северском Донце и Северном Кавказе (обычно состоящие из коридора - дромоса и эллипсообразной камеры), склепы типа дольменов и наземные каменные склепы с ложными сводами, четырехугольные в плане жилища (иногда полуземлянки) с опорными столбами и стенами из плетня, обмазанного глиной. Поселения иногда ограждались стенами из сложенных насухо каменных плит с резным геометрическим орнаментом, схематичными изображениями животных и людей. Декоративно-прикладное искусство аланов представлено главным образом ювелирными изделиями из золота и серебра с полудрагоценными, преимущественно красными, камнями и стеклом ("полихромный стиль", IV-V вв.), подвесками и другими изделиями, украшенными скульптурными изображениями птичьих головок, антропоморфными мотивами и фигурками всадников (VII-IX вв.). Одежду и конский убор украшали штампованные бляшки с мягким растительным и геометрическим (преимущественно плетёным) узором. В керамике сохранялись сарматские традиции (сосуды с ручками в виде собаки, кабана, барана и др.). О наивысшем расцвете культуры аланов говорят предметы из Змейского могильника (Северная Осетия) - орнаментированные золотые бляхи, складни-амулеты, ножны сабель с тиснёным узором или выполненным чернью по серебру, конский начельник в форме женской полуфигуры, фрагменты кожаной попоны с вышитыми серебряными нитями фигурами павлинов и плетёным орнаментом и др. (X-XII вв.). После нашествия монголо-татар в 1238-39 часть аланов ушла в горы Центрального Кавказа и в Закавказье (Южная Осетия), где ассимилировалась местным населением. Влияние аланов прослеживается в искусстве многих северокавказских народов, прежде всего их прямых потомков - осетин.
Украшения "полихромного стиля". Северная Осетия. Полудрагоценные камни, стекло. 4 - 5 в. Литература: ИСиНМ, т. 1, М., 1962; В. А. Кузнецов, Алания в X-XIII вв., Орджоникидзе, 1971. |
Албания (Shqipеria), Народная Социалистическая Республика Албания, государство в западной части Балканского полуострова. К 1-му тысячелетию до н. э. на территории Албании относятся каменные укрепления иллирийцев, литые бронзовые украшения. На месте греческих колоний (Аполлония Иллирийская и др.) сохранились памятники античного искусства (с VII в. до н. э.). В средние века в церковном зодчестве Центральной и Южной Албании преобладали сооружения византийского типа, в северной Албании - романского стиля. С распространением ислама (главным образом с XVII в.) появляются дворцы знати (сараи), крытые рынки (безистени), мечети. Живопись средневековой Албании развивалась под влиянием Византии; с XVI в. в неё проникали веяния итальянского Возрождения, усилились реалистические тенденции (стенописи Онуфрия из Неокастра, Давида из Селеницы). С конца XVIII в. главную роль играла иконопись, следовавшая поздневизантийским традициям. В период так называемого национального возрождения (вторая половина XIX в.) появилась светская станковая живопись (портрет, пейзаж). После установления народной власти (1946) сооружаются современные общественные здания, новые жилые кварталы. В живописи и скульптуре со второй половины 40-х гг. укрепилось реалистическое направление, получили развитие графика, карикатура, иллюстрация, плакат. Значительных успехов достигла портретная (С. Дзега) и пейзажная (В. Мио) живопись. Первым албанским скульптором стал О. Паскали. Народное искусство представлено филигранными серебряными украшениями, шерстяными безворсовыми коврами, полихромией резьбой по дереву, декоративными росписями.
Площадь Скандербега в Тиране. 1920 - 1930-е годы. На первом плане - памятник Скандербегу (бронза, скульптор Я. Пачо).
Онуфрий из Неокастра. "Давид". Деталь фрески церкви св. Николая в с. Шельцан. Середина 16 в. Литература: ИСиНМ, т. 1, М., 1962; ВИА, т. 12, кн. 2, М., 1977. |
Алевиз Фрязин - Алевиз Миланец (Aloisio da Milano), архитектор конца XV - начала XVI вв. По происхождению итальянец. В 1503-04 работал в Бахчисарае, где строил дворец хана Менгли-Гирея (сохранился резной каменный портал). Приехал в Москву в 1504 по приглашению Ивана III. Построил в Кремле Московском Архангельский собор (1505-08) - шестистолпный, пятикупольный храм, в обработке которого использованы мотивы зодчества раннего итальянского Возрождения, перестраивал церковь Рождества богородицы на сенях (ранее - Лазаря, 1514; сохранилась частично); по свидетельству летописей, построил 11 церквей в Москве (не сохранились). Перестраивал стены и башни Кремля Московского вдоль р. Неглинная (1495), строил каменные палаты в Кремле (1499-1508; ныне в перестроенном виде составляют три нижних этажа Теремного дворца), ров вдоль стен Кремля со стороны Красной площади, вымощенный по дну и откосам известняком и кирпичом (1508-16; засыпан в XIX в.), плотину (1508) и кирпичный мост (1516) через р. Неглинная (не сохранился).
Архангельский собор в Московском Кремле. 1505 - 1508. (новый). |
Алейжадинью (Aleijadinho, буквально - маленький калека; настоящие имя и фамилия - Антониу Франсиску Лисбоа, Lisboa) (1730 или 1738 - 1814), бразильский скульптор и архитектор. Сын архитектора М. Ф. Лисбоа и рабыни-негритянки. Самоучка. Был изуродован проказой и работал, прикрепляя инструменты к перчаткам. Произведения Алейжадинью, отмеченные реалистической выразительностью и антиколониальной направленностью, являются высшим достижением бразильского барокко: скульптура для порталов и алтарей ряда церквей, серия деревянных полихромных групп "Страсти христовы" (1796-99) и 12 статуй библейских пророков (1800-05) в церкви Бон Жезус ди Матозиньюс в Конгоньясе. Построил несколько церквей - Сан-Франсиску в Ору-Прету (1766-94), Сан-Франсиску в Сан-Жуан-дел-Рей (1774-1804) с криволинейными планами, пластичными деталями, лепными порталами.
"Страждущий Христос". Фрагмент статуи в церкви Сан-Франсиску в Ору-Прету. Дерево. Около 1785. Литература: Kelly С., О propheta Aleijadinho, Rio de J., 1964. |
Александравичюс Пятрас Повилас Повило (р. 1906), советский скульптор. Народный художник Литовской ССР (1956). Учился в Каунасской художественной школе (1928-33) у Зикараса Ю. Преподаёт в Художественном институте Литовской ССР в Вильнюсе (с 1940). Автор портретов деятелей культуры ("Ю. Жемайте", медь, 1950, ГТГ, Государственная премия СССР, 1951; "Режиссёр Ю. Мильтинис", бронза, 1972, Художественный музей Литовской ССР, Вильнюс), отмеченных тонкостью моделировки, точностью психологической характеристики. |
Александрия (араб. Аль-Искандария), город в Египте, крупный порт на побережье Средиземного моря. Основан в 332-331 до н. э. Александром Македонским. Центр школы эллинистического искусства. В IV в. до н. э. - VII в. н. э. столица Египта. Имела регулярный план (греческий архитектор Дейнократ, вторая половина IV в. н. э.). Из эллинистических построек - остатки храма Сераписа, так называемая. колонна Помпея, некрополи и катакомбы (Ком-эш-Шукафа). На острове Фарос находился трехэтажный маяк высотой 120 м (III в. до н. э., архитектор Сострат из Книда). В средние века Александрия - центр художественного ткачества и стеклоделия. Мечети XVII-XIX вв., дворцы XIX-XX вв. Старая часть современного города имеет узкие улочки, новая - широкие озеленённые проспекты, многоэтажные здания. Музеи: Музей греко-римских древностей, Музей изящных искусств. |
Александров - город во Владимирской области РСФСР. Впервые упоминается в грамоте Ивана Калиты (XIV в.). В 1564-72 резиденция Ивана Грозного. Троицкий собор в духе раннего московского зодчества (1513; фрески - XVI в.) с двумя уникальными медными дверями, вывезенными Иваном Грозным из Новгорода и Твери; шатровая Покровская церковь (середина XVI в.; фрески - XVI в.) с трапезной XVII в., Распятская церковь-колокольня (1560-е гг.), трехглавая Успенская церковь (первая четверть XVI в.), Успенский монастырь (с XVII в.), Краеведческий музей (иконы XV-XVII вв., декоративное искусство).
Троицкий собор. 1513. Литература: М. Н. Куницын, Александрова слобода, Ярославль, 1976. |
Александровская колонна - в Ленинграде, памятник архитектуры, композиционный центр Дворцовой площади. Воздвигнута в 1830-34 по проекту А. А. Монферрана в ознаменование победы в Отечественной войне 1812. Монолитный монументальный столп (вес около 500 т) из тёмно-красного гранита увенчан бронзовой фигурой ангела (скульптор Б. И. Орловский). На пьедестале - бронзовые аллегорические рельефы (скульпторы П. В. Синцов, И. Леппе, по эскизам Дж. Б. Скотти). Общая высота Александровской колонны 47,5 м.
Александровская колонна в Ленинграде. 1830 - 1834. Архитектор А. А. Моферран, скульптор Б. И. Орловский Литература: А. Л. Ротач, Александровская колонна, Л., 1966. |
Александро-Невская лавра - в Ленинграде, памятник архитектуры; бывший монастырь. Основан Петром I в 1710 в память Александра Невского; в 1797 преобразован в лавру (крупный мужской православный монастырь). В архитектурный ансамбль лавры входят Благовещенская церковь (1717-22, архитекторы Д. Трезини, Т. Швертфегер), Фёдоровский корпус с церковью (1740-50, архитектор П. Трезини), монументальный Троицкий собор в стиле классицизма (1776-90, архитектор И. Е. Старов) и др. Ныне Александро-Невская лавра - государственный заповедник, где размещён Музей городской скульптуры с некрополем XVIII в. (Лазаревское кладбище с надгробиями работы И. П. Мартоса, М. И. Козловского и др.) и некрополем мастеров искусств (Тихвинское кладбище). В Александро-Невской лавре похоронены М. В. Ломоносов, А. В. Суворов, Н. М. Карамзин, И. А. Крылов, П. И. Чайковский, Ф. М. Достоевский и др.
Вид на Благовещенскую церковь (1717 - 1722, архитекторы Д. Трезини, Т. Швертфегер) с р. Монастырка.
Троицкий собор
Александро-Невская Лавра на закате. На переднем плане - Северо-Западная башня (Ризница)
Благовещенская церковь и Троицкий собор
Александро-Невская лавра
2- й Лаврский мост и северо-западная башня Лавры Литература: Памятники архитектуры Ленинграда, 4 изд., Л., 1975. |
Алексеев Фёдор Яковлевич (между 1753 и 1755 - 1824), русский живописец. Учился в петербургской АХ (1766-73); преподавал там же (1803). В 1773-77 совершенствовался как театральный художник в Венеции, где писал и пейзажи ("Набережная Скьявони в Венеции", 1775, Художественный музей БССР, Минск). По акварельным этюдам с натуры выполнял виды городов (Площадь в г. Николаеве", ГРМ). Алекскеев - первый в русской живописи мастер городского пейзажа. В лиричных, с большой тонкостью исполненных картинах он запечатлел строгий облик Петербурга ("Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости", 1794, ГТГ), живописную красоту Москвы ("Красная площадь с собором Василия Блаженного", 1800-02, Музей Института русской литературы АН СССР, Ленинград), поэзию повседневной городской жизни.
"Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости". 1794. Третьяковская галерея. Москва.
Вид на Михайловский Замок в Петербурге со стороны Фонтанки (Русский музей)
Вид на Михайловский Замок и площадь Коннетабля в Петербурге (Русский музей)
Внутренний вид двора с садом. Лоджия в Вененции; копия картины (Русский музей)
Красная Площадь
Вид от Лубянки на Владимирские ворота
Соборная площадь в Московском Кремле Литература: Фёдоров-А. А. Давыдов, Ф. Я. Алексеев, М., 1955; М. И. Андросова, Ф. Алексеев, Л., 1979; И. М. Жаркова, Ф. Я. Алексеев, Альбом, М., 1981. |
Алекси-Месхишвили Владимир Шалвович (1915-1978), советский архитектор. Заслуженный деятель искусств Грузинской ССР (1961). Окончил Грузинский индустриальный институт в Тбилиси (1939). Преподавал в Грузинском политехническом институте в Тбилиси (с 1955). Для творчества Алекси-Месхишвили характерно стремление к строгой простоте архитектурных форм, выявление художественно-пластических свойств материала. Работы: Дворец спорта в Тбилиси (1961, с соавторами), Дом отдыха Совета Министров Грузинской ССР в Пицунде (1962), Грузинский сельскохозяйственный институт в Тбилиси и станция Тбилисского метрополитена "Площадь Ленина" (обе - 1967). |
Алесси Галеаццо (Alessi) (1500 или 1512 - 1572), итальянский архитектор эпохи Позднего Возрождения. Работал главным образом в Генуе. Создал тип городского дворца с развёрнутой в глубину террасной композицией, обогащённой лестницами и аркадами (палаццо Пароди в Генуе, 1567; дворец Марино в Милане, начат в 1557). Литература: G. Alessi e l'architettura del Cinquecento..., Genova, 1975. |
Алеш Миколаш (Ales) (1852-1913), чешский живописец и график. Продолжатель романтических традиций Й. Манеса. Учился в АХ в Праге (1869-76). Противостоял тенденциям академизма; обращался к героическим темам национальной истории, поэтическим народным образам ("Встреча Йиржи из Подебрад с Матвеем Корвином", 1878, картоны для росписей Национального театра в Праге, 1880-81, иллюстрации к народным песням, с 1886, - всё в Национальной галерее, Прага). Выполнял свои работы в свободной выразительной манере, прибегал к декоративной стилизации.
"Схватка кавалеристов". 1878. Национальная галерея. Прага. Литература: Л. С. Кишкин, М. Алеш и чешская культура, М., 1978. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |