Приглашаем посетить сайт

Право (law.niv.ru)

Популярная художественная энциклопедия
Статьи на букву "А" (часть 5, "АРУ"-"АЯК")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 5, "АРУ"-"АЯК")

Аруч

Аруч - архитектурный ансамбль армянской княжеской резиденции VII в. на территории с. Талиш.

Архаика

Архаика (от греч. archaikуs - старинный, древний), ранний этап в развитии какого-либо явления. В искусствознании термин архаика применяется к раннему периоду развития искусства Греции Древней (VII-VI вв. до н. э.). В эпоху архаики, бывшей временем становления греческих полисов и интенсивного сложения древнегреческой культуры, формируются основные градостроительные принципы, виды храмов, жилых и общественных зданий. Получает развитие ордерная система (см. Ордера архитектурные; в том числе дорического и ионического ордера). Появляются новые типы монументальной скульптуры - статуи юношей-атлетов (курос) и девушек (кора). В вазописи чернофигурный стиль, переживавший расцвет в первых двух третях VI в. до н. э., уступает место краснофигурному стилю. Сохраняя монументальность и целостность, свойственные памятникам древнейших художественных цивилизаций, греческое искусство эпохи архаики постепенно обретает самобытность и яркие гуманистические черты.

Архангельское

Архангельское - усадебный ансамбль в 20 км к западу от Москвы. В 1703-1810 Архангельское принадлежало князьям Голицыным, в 1810-1917 - князьям Юсуповым. Ныне музей. Гармоничный комплекс построен в стиле классицизма, органически связан с окружающим пейзажем: дворец (проект 1780-х гг.), обращённый парковым фасадом к старице р. Москва; регулярный парк XVIII в. с террасами, многочисленными бюстами, статуями и парковыми сооружениями, среди которых - Малый дворец "Каприз" (1819), памятник Екатерине II; театр (1817-18; декорации П. Г. Гонзаго). С 1813 в строительстве Архангельского участвовали архитекторы И. Я. Жуков, О. И. Бове, В. Я. Стрижаков, С. П. Мельников, Е. Д. Тюрин и др. Во дворце сохранились декоративная отделка, мебель, керамика и другие изделия, выполненные при участии крепостных мастеров, произведения живописи (А. ван Дейк, Дж. Б. Тьеполо, Ф. Буше, П. Ротари и др.) и скульптуры (Э. М. Фальконе, И. П. Витали и др.). В ансамбле усадьбы - церковь Михаила Архангела (1646) с въездными "Святыми воротами" (1825-26, архитектор Тюрин). В 1934-37 выстроены два санаторных корпуса. В 1955 проведены реставрационные работы.

Дворец. 1780-е годы. Садовый фасад.

Дворец. 1780-е годы. Садовый фасад.

Литература: В. В. Познанский, Архангельское, М., 1966; Кусково. Останкино. Архангельское, 2 изд., М., 1981.

Архивольт

Архивольт (италь. archivolto, от лат. arcus volutus - обрамляющая дуга), архит. деталь, составляющая обрамление арочного проёма. А. выделяет дугу арки из плоскости стены, становясь иногда осн. мотивом её обработки. Широко применялся в рус. арх-ре (соборы во Владимире, Манеж в Москве, ул. Росси в Ленинграде).

Архипов Абрам Ефимович

Архипов Абрам Ефимович (1862-1930), советский живописец. Народный художник Республики (1927). Учился в МУЖВЗ (1877-83 и 1886-88) у В. Г. Перова и В. Д. Поленова и в петербургской АХ (1884-86). Передвижник (с 1891), член Союза русских художников (с 1904), АХРР (с 1924). Преподавал в МУЖВЗ (1894-1918), ГСХМ (1918-20) и Вхутемасе (1922-24) в Москве. Начав с создания жанровых сцен ("Посещение больной", середина 80-х гг., ГТГ), в 90-х гг. Архипов обратился к лирическому, наполненному светом и воздухом пейзажу ("По реке Оке", 1890, ГТГ; "Лёд прошёл", 1895, Рязанский художественный музей), органически сочетал так называемый пейзаж настроения с эмоциональным состоянием изображаемых людей ("Обратный", 1896, ГТГ). Социально-обличительные тенденции искусства Архипова наиб, ярко проявились в картине "Прачки" (90-е гг., ГРМ; 1901, ГТГ). С 1910-х гг. работал также над портретами (главным образом крестьянок), в которых, применяя широкий густой мазок, контрастное сопоставление тонов в сочетании с праздничной яркостью цвета, создал жизнеутверждающие образы людей, полных здоровья и радости.

Архипов Абрам Ефимович Прачки. 1901. Третьяковская галерея. Москва.

"Прачки". 1901. Третьяковская галерея. Москва.

«На Волге»

«На Волге»

«Северный пейзаж»

«Северный пейзаж»

Лёд прошёл. 1895

Лёд прошёл. 1895

По реке Оке.

По реке Оке.

Литература: И. Н. Баршева, А. Е. Архипов, Л., 1974; И. Ненарокомова, Солнечные полотна А. Архипова, М., 1982.

Архитектоника

Архитектоника (от греч. architektonike - строительное искусство), тектоника, художественное выражение структурных закономерностей, присущих конструкции здания, а также композиции круглой скульптуры и объёмных произведений декоративного искусства. Архитектоника выявляется во взаимосвязи и взаиморасположении несущих и несомых частей, в ритмичном строе форм, делающем наглядными статические усилия конструкции; отчасти она проявляется и в пропорциях, цветовом строе произведения и т. п. В более широком смысле архитектоника - композиционное строение любого произведения искусства, обусловливающее соотношение его главных и второстепенных элементов.

Архитектура

Статья большая, находится на отдельной странице.

Архитектура СССР

Архитектура СССР - иллюстрированный журнал, орган Государственного комитета по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР и СА СССР. Издавался в Москве в 1933-41 ежемесячно, в 1942-47 непериодично, с 1948 по 1951 не издавался, с 1951 издается ежемесячно. Освещает вопросы современного градостроительства и архитектуры, истории и теории архитектуры и строительства. Тираж (1985) более 26 тысяч экземпляров.

Архитектурные журналы

Архитектурные журналы - В России первый архитектурный журнал "Архитектурный вестник" выходил в 1859 в Петербурге. В 1872-1917 издавался "Зодчий" - ежемесячный журнал Петербургского общества архитекторов с приложением "Неделя строителя" (1882-91). После Октябрьской революции 1917 значительно выросла архитектурная периодика: в СССР выпускалось свыше двадцати архитектурных журналов, в том числе "Современная архитектура" (орган ОСА; 1926-30). С 1933 в Москве выходит журнал "Архитектура СССР". Издаются ежемесячные архитектурные журналы, освещающие вопросы архитектуры и строительства отдельных союзных республик, городов и областей.

Первые зарубежные архитектурные журналы появились в Великобритании - лондонские еженедельники "Architect and Building News" (1869-1917, с 1971 выходит под названием "Architect") и "Architect's Journal" (с 1895) - и в США - "Architectural Forum" (с 1892, ежемесячно, Нью-Йорк). Среди крупнейших архитектурных журналов, в которых широко освещается практика мировой архитектуры, - "Journal of the Royal Institute of British Architects" (c 1893, ежемесячно, Лондон), "Baumeister" (c 1902, ежемесячно, Мюнхен), "Werk" (с 1914, ежемесячно, Цюрих, Швейцария), "L'architecture d'aujourd'hui" (c 1930, 6 раз в год, Париж), ежемесячники "Acropole" (с 1938, Сан-Паулу, Бразилия), "L'architecture franзaise" (с 1940, Париж). В европейских социалистических странах издаются ежемесячные архитектурные журналы, касающиеся основных вопросов градостроительства, жилищного и промышленного строительства, - "Architektura CSR" (с 1946, Прага), "Architektura" (с 1947, Варшава), "Deutsche Architektur" (c 1952, Берлин, с 1974 с No 6 под названием "Architektur der DDR").

Архитектурные обломы

Архитектурные обломы - см. Обломы архитектурные.

Архитектурные ордера

Архитектурные ордера - см. Ордера архитектурные.

Архитектурный фонд

Архитектурный фонд - СА СССР, общественная организация. Создана на основе постановления СНК СССР от 5 октября 1934; устав утверждён в 1935. Оказывает материальную помощь, осуществляет культурно-бытовое и медицинское обслуживание архитекторов и их семей. Членами Архитектурного фонда являются члены СА СССР.

Архитрав

Архитрав (от греч. archi - главный и лат. trabs - балка), в архитектурных ордерах - балка, нижняя из трех горизонтальных частей антаблемента, обычно лежащая на капителях колонн. В дорическом и тосканском ордерах архитрав - широкая гладкая балка; в ионическом и коринфском состоит из трех небольших горизонтальных уступов - фасций. Илл. см. при статье Антаблемент.

Асарис Гунар Константинович

Асарис Гунар Константинович (р. 1934), советский архитектор. Заслуженный архитектор Латвийской ССР (1978), член-корреспондент АХ СССР (1983). Окончил Рижский политехнический институт (1959). Проектировал жилые дома в Риге и Юрмале (1959-69), мемориальный ансамбль памяти жертв фашистского террора (1963-67, с соавторами; Ленинская премия, 1970) и памятник замученным военнопленным (1967-70, с соавтором) в Саласпилсе.

Асламазян Мариам Аршаковна

Асламазян Мариам Аршаковна (р. 1907), советский живописец. Народный художник Армянской ССР (1965). Училась в Ереванском художественно-промышленном техникуме (1926-28) у С. А. Аракеляна и С. М. Агаджаняна, в московском Вхутеине (1928-30) у К. Н. Истомина и др., в ленинградском Институте пролетарских изобразительных искусств (1930-32) у К. С. Петрова-Водкина, А. И. Савинова. Представитель армянской школы декоративного натюрморта ("Армянский натюрморт", 1955, ГТГ; "Горная симфония Армении", 1976, собственность художника); автор пейзажей, портретов, тематических картин, декоративных изделий из керамики; оформитель театральных спектаклей и цирковых представлений.

Литература: А. Сарабьянов, М. Асламазян, (М.), 1979.

Аснова

АСНОВА - Ассоциация новых архитекторов, объединение архитекторов, художников. Основана в 1923 преподавателями Вхутемаса, выдвинувшими идею создания архитектуры на базе синтеза пластических искусств (включение в архитектуру революционной эмблематики и лозунгов, выполненных средствами скульптуры, живописи и декоративного искусства). В 1930 АСНОВА вошла в Московское отделение Всесоюзного архитектурного научного общества.

Асплунд Эрик Гуннар

Асплунд Эрик Гуннар (Asplund) (1885-1940), шведский архитектор. Учился в Королевском технологическом институте и в АХ в Стокгольме (до 1909). В 1913-14 изучал архитектуру в Италии и Греции. Представитель неоклассицизма (Городская библиотека в Стокгольме, 1924-27), затем функционализма (Бактериологический институт в Стокгольме, 1933-37), Асплунд сочетал классическую уравновешенность композиционного решения зданий и ансамблей с применением современных конструкций и строительных материалов.

Ассизи

Ассизи (Assisi), город в Италии, в исторической области Умбрия. Основан этрусками. Сохранил облик средневекового укрепленного города с ансамблями площадей, расположенных на разных уровнях. Храм Минервы (I в. до н. э., перестроен в XVI-XVII вв.), собор Сан-Руфино (с 1140; крипта - IX в.; интерьер - 1571, архитектор Г. Алесси); комплекс Сан-Франческо (с 1228), включающий монастырь, Верхнюю и Нижнюю церкви (с фресками Чимабуэ, С. Мартини и П. Лоренцетти) и кампанилу: крепостные стены (XII-XIII вв.) с фортами. Городская Коммунальная пинакотека.

Комплекс Сан-Франческо. Начат в 1228.

Комплекс Сан-Франческо. Начат в 1228.

Литература: Scarpellini P., Assisi, Novara. 1973; Guida illustrata di Assisi, 5 ed., Assisi, 1976.

Ассирия

Статья большая, находится на отдельной странице.

Ассоциация новых архитекторов

Ассоциация новых архитекторов - см. АСНОВА.

Астрагал

Астрагал (от греч. astragalos, букв. - шейный позвонок), гладкий или обработанный в виде бус валик, служащий сочленением ствола колонны с капителью или базой.

Асунсьон

Асунсьон (Asunciуn), столица Парагвая. Расположена на левом берегу р. Парагвай. Основана в 1537. Сооружения колониального периода уничтожены в 1840-65. В эти же годы, в период короткого экономического подъёма страны, Асунсьон получил шахматную планировку и новый, более парадный облик; были построены классицистический Дворец правительства, собор (1842-50), Национальный пантеон (начат а 1854) - все архитектор Асунсьона Равицца; церковь Сантисима Тринидад (1854), вокзал (1854-61). Музеи: Музей изящных искусств и древностей; Музей естественной истории и этнографии.

Атенский сион

Атенский сион - храм в Грузинской ССР, в ущелье р. Тана, в 12 км к югу от Гори. Выдающийся памятник древнегрузинского зодчества. Построен в первой половине VII в. Четырехапсидное крестово-купольное сооружение (зодчий Тодос) по плану и архитектурным формам повторяет храм Джвари. На фасаде - рельефы, в интерьере - уникальная роспись (1080), включающая портреты исторических лиц.

Фрагмент росписи. 1080.

Фрагмент росписи. 1080.

Атлант

Атлант (от имени персонажа древнегреческой мифологии - титана Атланта, державшего на своих плечах небесный свод), мужская статуя, поддерживающая перекрытие здания, портика, балкон и т. д. и обычно приставленная к стене или столбам. Атланты известны с античной эпохи, но получили распространение в европейской архитектуре XVII - начала XX вв. В русской архитектуре применены в Екатерининском дворце в г. Пушкин и в портике здания Нового Эрмитажа в Ленинграде (1844-49, скульптор А. И. Теребенёв).

Атлант ратуши в Тулоне. Камень. 1656 - 1657. Скульптор П. Пюже.

Атлант ратуши в Тулоне. Камень. 1656 - 1657. Скульптор П. Пюже.

Атрибут

Атрибут (от лат. attribuo - придаю, наделяю) в изобразительном искусстве, постоянный вещественный признак персонажа, служащий для его опознавания и указывающий на его аллегории, или символическое значение (например, в античном искусстве атрибут Геракла - палица; в европейском средневековом искусстве обязательный атрибут святого - нимб, и т. п.).

Атрибуция

Атрибуция (от лат. attributio - приписывание), установление принадлежности анонимного художественного произведения определенному автору, местной или национальной художественной школе, а также определение времени его создания. В прошлом атрибуция базировалась только на эмпирических знаниях и интуиции специалистов-знатоков (см. Знаточество). С конца XIX в. атрибуция опирается также на научный стилистический анализ, результаты химических и физических исследований (макро- и микросъёмка, рентгенография, применение инфракрасного и ультрафиолетового излучений и пр.).

Литература: М. Фридлендер, Знаток искусства, (пер. с нем.), под ред. Б. Виппера, М., 1923; И. Линник, Голландская живопись XVII века и проблемы атрибуции картин, Л., 1980.

Атрий

Атрий (лат. atrium), закрытый внутренний двор в средней части древнеиталийского и древнеримского жилища, куда выходили остальные помещения. В центре атрия был бассейн (имплювий), над которым оставлялось отверстие (комплювий) для стока дождевой воды.

Атрий дома Менандра в Помпеях (2 - 1 вв. до н.э.)

Атрий дома Менандра в Помпеях (2 - 1 вв. до н.э.)

Аттик

Аттик (от греч. attikуs - аттический), стенка, возведённая над венчающим архитектурное сооружение карнизом. Часто украшается рельефами или надписями. Обычно завершает арку триумфальную.

Аугсбург

Аугсбург (Augsburg), город в ФРГ, в земле Бавария. Возник на месте поселения кельтов и римского военного лагеря I в. до н. э. Средневековый город сформировался вокруг замка епископа и ряда монастырей. Романский собор (XI-XV вв.); в центре города - ренессансные и раннебарочные здания; капелла (1509-17) и дом банкиров Фуггеров (1512-15), поселение ремесленников "Фуггерай" (1516-23), ратуша (1615-20, архитектор Э. Холль). Позднеренессансные фонтаны. Музеи: Галерея немецкого барокко, Музей Максимилиана, Государственная галерея.

Литература: Breuer T., Die Stadt Augsburg, Mьnch., 1958.

Ауд Якобус Йоханнес Питер

Ауд Якобус Йоханнес Питер (Oud) (1890-1963), голландский архитектор. Учился в Высшей технической школе в Делфте, в Высшей технической школе в Мюнхене у Т. Фишера. Лидер голландского функционализма и группы "Стиль". Автор проектов комплексной планировки и застройки рабочих жилых районов в Роттердаме (Ауд Матенессе, 1922-30; Кифхук, 1925-29) и Хук-ван-Холланде (1924-27); вытянутые по горизонтали двухэтажные блоки домов, в том числе с двухъярусными квартирами, отличаются рациональностью планировки, аскетизмом геометрически ясных, повторяющихся единообразных форм. Среди построек Ауда: дома в поселке Вайсенхоф (Штутгарт, 1927-28), здание фирмы "Шелл-Недерланд" в Гааге (1938-42), детский санаторий близ Арнема (1952-60).

Литература: Wekart К., J. J. P. Oud, Amst., 1966.

Афганистан

Статья большая, находится на отдельной странице.

Афины

Афины (Athenai), столица Греции. Расположена на полуострове Аттика, близ Эгейского моря, в живописной холмистой долине. По преданию, основана в XVI-XIII вв. до н. э. В Древней Греции - город-государство, крупный экономический, политический и культурный центр. В IV - начале XIII вв. в составе Византии, в 1458-1821 под властью турок, с 1834 столица Греции. Сочетание великих памятников античности (главным образом на скалистом Акрополе, возвышающемся над городом) с памятниками византийского зодчества (вкрапленными в новую застройку) и крупными районами новостроек придаёт Афинам неповторимое своеобразие. Стихийная планировка античного города сложилась к VII в. до н. э. Историческое ядро Афин - скала Акрополя (культурный центр города), площадь Агора у её подножия (к северо-западу от Акрополя), холмы Ареопаг и Пникс (к западу от Акрополя). Архитектурный ансамбль Акрополя (см. также Греция), представляющий собой одно из высших достижений античного зодчества, гармоничный по масштабам построек, гибкий по пространственной организации и органически связанный с естественным окружением, создан в основном в эпоху Перикла (444/443-429 до н. э.) под общим руководством Фидия: парадный вход Пропилеи (437-432 до н. э., архитектор Мнесикл), храм Нике Аптерос на выступе крепостной стены (449-420 до н. э., архитектор Калликрат), главный храм Афин - Парфенон (447-438 до н. э., архитектор Калликрат; скульптурное убранство - 432 до н. э., мастера круга Фидия), Эрехтейон (421-406 до н. э.). Так называемые длинные стены (около 455-445) соединяли Афины с портом Пиреем и Фалерской гаванью. С юга к Акрополю примыкают театр Диониса (VI в. - 326 до н. э.), Одеон Перикла (V в. до н. э.) и др. Вблизи Дипилона - главных ворот античных Афин - Дипилонский некрополь с надгробиями V-IV вв. до н. э. Среди других памятников древнегреческого и римского зодчества - Гефестейон (вторая половина V в. до н. э.), стадион (330 до н. э. - около 138 н. э.; на его фундаментах с 1896 - новый стадион), храм Зевса Олимпийского (175-132 до н. э.), хорегический памятник Лисикрата (около 335 до н. э.), арка Адриана (120-130-е гг. н. э.), "Башня ветров" (середина I в. до н. э.). Церкви византийской эпохи - Малая Митрополия, церковь св. Фёдоров (обе - XI в.) и др. Регулярная планировка города XIX в. - главных площадей (Синтагма и Омония) и улиц (Панепистимиу, Стадиу и др.) - осуществлена по плану 1832 (архитекторы С. Клеантис, Э. Шауберт, Л. фон Кленце): постройки в стиле неоклассицизма - Старый королевский дворец (ныне парламент; 1834-38), Национальная библиотека (1832), университет (1837), Академия наук (1859), Национальный музей (1860-74) и др. В жилой застройке до начала XX в. преобладали одно-, трехэтажные односемейные дома (архитекторы С. Клеантис, Л. Кавтадзоглу и др.). Современный город строится по регулярному плану во всех направлениях от центральных улиц. Ведётся реконструкция улиц и площадей. Среди построек XX в.: театр "Олимпия" (1951, архитектор Р. П. Цолакис), Хилтонотель (1959-63, архитектор П. Василиадис и др.). Музеи: Национальный археологический музей, Музей Акрополя, Музей Агоры, Византийский музей, Национальная галерея живописи, Музей керамики.

Литература: К. М. Колобова, Древний город Афины и его памятники, Л., 1961; Н. А. Сидорова, Афины, 2 изд., М., 1984; Nicol G., Athens, L, 1978; Musiolek P., Schindler W., Klassisches Athen, Lpz., 1980.

Общий вид акрополя.

Общий вид акрополя.

Афон

Афон (Аthos), Айон-Орос, монастырский комплекс в Греции, на полуострове Халкидики. Сложился в основном в X-XI вв. на месте древнегреческой колонии. Включает 20 живописно расположенных в скалах укрепленных монастырей. В центре Афон (Карие) - монастырь Протатон (основан в X в.) с базиликой (фрески М. Панселина, XIV в.). Монастыри с характерными для Афона купольными триконховыми церквами с большим притвором, иногда украшенными фресками и мозаиками (неоднократно обновлялись и перестраивались): Лавра (962-963), Мони-Ивирон (980), Филотеос (XII в.), Айос-Павлос (XI-XIV вв.). Сербский монастырь Хиландар и русский монастырь св. Пантелеймона (оба - XII в.), болгарский монастырь Зографа (XI-XIII вв.) и др. В Афоне - богатое собрание византийских рукописей, икон, предметов декоративно-прикладного искусства.

Монастырь Симонос Петра. С 14 в.

Монастырь Симонос Петра. С 14 в.

Литература: Huber P., Athos. Leben, Glaube, Kunst, (Z., 1969); Chreston P., Athos. History, monuments, life, Thessaloniki, 1970.

Аффанди Кусума

Аффанди Кусума (Affandi) (p. 1910), индонезийский живописец и график. Самоучка. Произведения 40-50-х гг. отличаются романтической эмоциональностью, любовью к простым труженикам ("Слепой отец с мальчиком"). В 60-х гг. испытал влияние модернистских течений.

Ахвледиани Елена Дмитриевна

Ахвледиани Елена Дмитриевна (1901-1975), советский живописец и график, театральный художник. Народный художник Грузинской ССР (1960). Училась в тбилисской АХ (1922) у Г. И. Габашвили, в Италии и Париже (1922-27). Мастер пейзажа: многочисленные виды Тбилиси (в том числе серия "Старый и новый Тбилиси", 1961-67) и др. Выполнила иллюстрации к произведениям Э. Ниношвили, И. Чавчавадзе, Г. Лонгфелло (1930-е гг.), Важа Пшавела (1951). Оформила ряд кинофильмов и свыше 60 спектаклей.

Ахен

Ахен (Aachen), город в ФРГ, в земле Северная Рейн-Вестфалия. Основан в конце I в. н. э. как римское поселение. Остатки средневековых стен с воротами, "пфальца" (резиденции) Карла Великого (VIII-IX вв.), собор (IX-XIX вв.; ядро собора - знаменитая, послужившая образцом для подобных сооружений эпохи Каролингов Дворцовая капелла Карла Великого с восьмигранной центральной частью, окружённой более низким шестнадцатигранником, - 786-798, освящена в 805, архитектор Одо из Меца; готический хор - 1355-1414), ратуша (XIV в., перестроена в конце XIX -начале XX вв.). Музей Сюрмондта.

Дворцовая капелла Карла Великого. 786 - 798. Освящена в 805. Архитектор Одо из Меца.

Дворцовая капелла Карла Великого. 786 - 798. Освящена в 805. Архитектор Одо из Меца.

Ахмаров Чингиз Габдурахманович

Ахмаров Чингиз Габдурахманович (р. 1912), советский живописец-монументалист. Народный художник Узбекской ССР (1964). Учился в МХИ (1935-42) у И. Э. Грабаря. Преподаватель МВХПУ (1954-56), Ташкентского театрально-художественного института (1962-72), Ташкентского политехнического института (с 1968). Творчески использует традиции средневековой среднеазиатской живописи в создании тонких по цвету и рисунку настенных росписей: в фойе Большого театра оперы и балета имени А. Навои (1944-47; Государственная премия СССР, 1948), в Институте востоковедения имени А. Бируни (1968-70) в Ташкенте. Автор ряда станковых работ ("Тамара Ханум", 1978, ХФ Узбекской ССР).

Ахмедов Абдулла Рамазанович

Ахмедов Абдулла Рамазанович (р. 1929), советский архитектор. Народный архитектор СССР (1984), член-корреспондент АХ СССР (1979). Учился в Азербайджанском политехническом институте в Баку (1948-53) у В. С. Саркисова и М. А. Усейнова. В Туркмении с 1953. Главный архитектор Ашхабада (с 1965). В творчестве Ахмедова наиболее ярко проявились основные тенденции современной архитектуры Туркмении: стремление к простоте объёмно-пространственных композиций, к синтезу архитектуры и монументально- декоративного искусства, к органической связи архитектурных форм с окружающим ландшафтом. Основные работы: гостиница "Ашхабад" (1967), ансамбль площади Карла Маркса, в том числе здание Библиотеки Туркменской ССР им. Карла Маркса (1969-74; Государственная премия СССР, 1976), - все в Ашхабаде, с соавторами.

Ахмедов Рахим Ахмедович

Ахмедов Рахим Ахмедович (р. 1924), советский живописец. Народный художник СССР (1981), член-корреспондент АХ СССР (1975). Председатель правления СХ Узбекской ССР (1965-85). Учился в Ташкентском художественном училище (1937-41) у А. Н. Волкова и др. и в ИЖСА (1947-53) у В. М. Орешникова. Преподаёт в Ташкентском театрально-художественном институте (с 1953). Автор национальных по колориту жанровых композиций ("Утро. Материнство", 1962, Музей искусств Узбекской ССР, Ташкент), пейзажей, портретов ("У. Тансыкбаев", 1974).

Литература: М. В. Мюнц, Р. Ахмедов, М., 1976; Выставка произведений... Р. Ахмедова. Каталог выставки произведений, М., 1983.

Ахпат

Ахпат - средневековый монастырский комплекс в Армянской ССР, в одноименном селе Алавердского района. Возведён в X-XIII вв. Грандиозный комплекс, обнесённый крепостной стеной, включает: главную церковь Ншана (967-991) со скульптурными изображениями ктиторов (лиц, на средства которых построен храм) на фасадах и росписями в интерьере (XIII-XIV вв.), церковь Григория (1005, перестроена в 1211) и Аствацацин (XII-XIII вв.), гавит (перестроен в 1209), гавит Амазаспа (1257), трапезная (XIII в.), книгохранилище (третья четверть XIII в.), колокольня (1245), хачкары и др.

Общий вид монастыря с востока. 10 - 13 вв.

Общий вид монастыря с востока. 10 - 13 вв.

Ахремчик Иван Осипович

Ахремчик Иван Осипович (1903-1971), советский живописец. Народный художник БССР (1949). Председатель правления СХ БССР (1944-48). Учился в московском Вхутемасе-Вхутеине (1922-30) у А. В. Шевченко. Преподавал в Белорусском политехническом институте (1953-63), Белорусском театрально-художественном институте (с 1963) и других учебных заведениях. Автор эмоционально насыщенных, строгих по колориту портретов ("Г. П. Глебов", 1944), тематических картин ("Защитники Брестской крепости", 1957-58), пейзажей ("Ранним утром", 1963; все названные произведения - в Художественном музее БССР, Минск), монументальных росписей (плафон "Дружба народов" в Белорусском театре юного зрителя в Минске, 1954-55).

Литература: Е. В. Аладова, И. О. Ахремчик, М., 1960.

Ахрр

АХРР - Ассоциация художников революционной России (с 1928 - Ассоциация художников революции, АХР), массовое художественное объединение, сыгравшее важную роль в консолидации советских художников и распространении искусства в массах. Основана в 1922. Опираясь на традиции передвижников, члены АХРР стремились к созданию понятных народу художественных произведений, правдиво отражающих революционные события и советскую действительность; ими были выдвинуты лозунги "художественного документализма" и "героического реализма". В творчестве художников АХРР наряду с развитием реалистических традиций и героико-романтическими устремлениями иногда проявлялись натуралистические и бытописательские тенденции. Ведущую роль в объединении играли Ф. С. Богородский, И. И. Бродский, А. М. Герасимов, М. Б. Греков, Б. В. Иогансон, Н. А. Касаткин, Е. А. Кацман, С. В. Малютин, Г. Г. Рижский, Е. М. Чепцов, П. М. Шухмин, Б. Н. Яковлев и др. АХРР имела около 40 филиалов в РСФСР и других республиках, издавала журнал "Искусство в массы" (1929-30), организовала 72 выставки в Москве и других городах. Существовала до 1932.

Ахтамар

Ахтамар - остров на озере Ван (ныне на территории Турции), резиденция армянских царей Арцрунидов (X-XI вв.). Уникальный памятник армянского средневекового зодчества - крестово-купольная церковь Св. креста (915-921, зодчий Мануэл), украшенная фресками и богатейшей резьбой по камню (рельефы на светские и библейские сюжеты, звериный и растительный орнамент), руины порта (X в.).

Церковь Св. креста. 915 - 921. Зодчий Мануэл. Общий вид с запада.

Церковь Св. креста. 915 - 921. Зодчий Мануэл. Общий вид с запада.

Литература: О. Халпахчьян X., Архитектурные памятники Ахтамара, в сб.: Архитектурное наследство, в. 18, М., 1969.

Ацтеки

Ацтеки (самоназвание - астека), наиболее крупная индейская народность Мексики, жившая с XII в. в долине Мехико. В XIV в. основано поселение Теночтитлан (современный г. Мехико). В начале XVI в. ацтеки завоёваны испанцами. Имели богатую культуру, основанную на традициях предшествовавших жителей Мексики - тольтеков, сапотеков и миштеков. Были развиты медицина, астрономия, иероглифическое письмо, многие виды искусства. Столица ацтеков - Теночтитлан, выстроенная на острове среди озера Тескоко, имела регулярный план и была прорезана каналами, стены которых были выложены изразцами и мозаикой (с материком сообщалась дамбами). Среди сохранившихся построек ацтеков - четырехгранные каменные пирамиды, строго геометрические по форме храмы со стенами, расширявшимися книзу (с остатками рельефов и росписей). В скульптуре ацтеков, наряду с устрашающе грандиозными и тяжеловесными статуями богов из базальта и андезита (статуя богини земли и плодородия Коатликуэ), монументальными алтарями ("Солнечный камень"), встречаются полные жестокой и суровой правдивости головы воинов (голова "Воина-орла", "Голова мёртвого"), выразительные фигурки животных. Сохранились остатки стенных росписей - статичные, плоскостные изображения божеств и торжественных процессий воинов. Из художественных ремёсел были распространены мастерски выполненные украшения из перьев, полихромная керамика, мозаика из камня и раковин, вазы из обсидиана, ювелирные изделия.

Пирамида в Тенаюке. 14 - начало 16 вв.

Пирамида в Тенаюке. 14 - начало 16 вв.

Литература: ИСиНМ, т. 1, М., 1962; Covarrubias M., Indian art of Mexico and Central America, N. Y., 1957.

Ашуров Абдулло

Ашуров Абдулло (1904-1977), советский художник, один из первых живописцев-таджиков. Учился в Народной художественной школе в Ташкенте (1921-24). В Душанбе с 1925. Автор эпических тематических картин и портретов: "Замена фронтовиков" (1944), "Гиссарские овцы" (1947), "А. Джами" (1964) - все в Музее им. Бехзада, Душанбе.

Ашхабад

Ашхабад (до 1919 - Асхабад, до 1927 - Полторацк), столица Туркменской ССР Основан в 1881 как русское военное укрепление на месте села Асхабад; имел прямоугольную и радиальную сеть улиц преимущественно с одноэтажной сырцовой застройкой. В советское время застраивался по генеральному плану (1935-37). Был разрушен землетрясением в 1948; сохранились здание текстильной фабрики (1925-27), памятник В. И. Ленину (1927). Отстроен заново по генеральным планам 1949 и 1959 (оба - "Ленгипрогор", откорректирован в конце 60-х гг. - "Туркменгоспроект", "Ленгипрогор") с сохранением и развитием традиционной планировки. Архитектурный облик Ащхабада определяют взаимопересекающиеся главные магистрали - проспекты Ленина и Свободы со зданиями университета (1961), гостиницы "Ашхабад" (1967); ансамбль зданий АН Туркменской ССР (1952-54, архитектор Л. К. Ратинов и др.), центральная площадь Карла Маркса (архитекторы А. Р. Ахмедов, Ф. Р. Алиев и др.), со зданиями управления "Каракумстроя" (1967), Библиотеки Туркменской ССР им. Карла Маркса (1969-74) и мемориальным комплексом памяти борцов революции (1970-е гг.). Музей изобразительных искусств Туркменской ССР.

В 6 км к востоку от Ащхабада - поселок Аннау (Анау), близ которого археологический комплекс Анау: остатки поселений 5-1-го тысячелетий до н. э. и средневековые городища с руинами мечети (1456).

Библиотека Туркменской ССР имени Карла Маркса. 1969 - 1974. Архитекторы А. Р. Ахмедов, Б. А. Шпак, В. А. Алексеев.

Библиотека Туркменской ССР имени Карла Маркса. 1969 - 1974. Архитекторы А. Р. Ахмедов, Б. А. Шпак, В. А. Алексеев.

Памятник воинам-туркменистанцам, погибшим во время Великой Отечественной войны 1941 - 1945. Центральная часть - обелиск. Камень, медь. 1970. Архитекторы Ф. И. Багиров, А. Курбанлиев, скульптор Д. Джумадурды.

Памятник воинам-туркменистанцам, погибшим во время Великой Отечественной войны 1941 - 1945. Центральная часть - обелиск. Камень, медь. 1970. Архитекторы Ф. И. Багиров, А. Курбанлиев, скульптор Д. Джумадурды.

Литература: А. Б. Батыров, Ашхабаду - 100 лет, Аш., 1981.

Ашшур

Ашшур - Ассур, древний священный город в Ассирии (ныне городище Кальат-Шаргат в Ираке), место захоронения ассирийских царей. В конце 3-го - начале 2-го тысячелетия до н. э. город-государство. В середине 2-го тысячелетия - IX в. до н. э. столица Ассирии. Разрушен в 614 до н. э., возродился в парфянский период. Ассирийский Ашшур включал "Внутренний город" (остатки дворцов, храмов, культовой ступенчатой башни - зиккурата) и "Новый город", укреплённые двумя линиями оборонительных стен с бастионами и воротами; храмы Иштар (первая половина 3-го тысячелетия до н. э.), Ашшура, Ану-Адада. Остатки парфянских зданий (многие на руинах ассирийских) - дворца, "Парфянского акрополя" с храмами, цитадели (на зиккурате), "периптера Ашшура".

Литература: Andrae W., Das wiedererstandene Assur, 2 Aufl., Mьnch., 1977.

Аюттхая

Аюттхая - Аютия (официальное название - Пра-Накхон-Си-Аюттхая), город в Таиланде. Основан в 1350 как столица государства Аютия. Среди руин города XIV-XVIII вв. - фундаменты дворцов, остатки храмовых комплексов (ватов) с увенчанными высокими шпилями колоколовидными ступами (прачеди) и богато украшенными башнеобразными святилищами (пра-пранг) - ват Пра Срисанпет с одним из самых больших в Таиланде бронзовых изваяний сидящего Будды, ват Лочья Сута с каменной статуей спящего Будды, ват Раджапуран с фрагментами росписи и др. Национальный музей Чао Сам Пья.

Аяк-кап

Аяк-кап - войлочная или ковровая сумка для утвари у народов, ведших кочевой образ жизни (казахи, киргизы и др.). Украшения на сумке - аппликации из красного или чёрного бархата и многокрасочные вышивки с национальным орнаментом.

Предыдущая страница Следующая страница