Приглашаем посетить сайт

Ахматова (ahmatova.niv.ru)

Энциклопедия "Балет" (1981)
Фокин М. М.

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Фокин М. М.

ФÓКИН Михаил Михайлович [23.4(5.5).1880, Петербург, – 22.8.1942, Нью-Йорк], рус. артист, балетмейстер, педагог. В 1898 окончил Петерб. театр. уч-ще по классу Н. Г. Легата (педагоги П. К. Карсавин, Н. И. Волков, A. B. Ширяев, П. А. Гердт). Дебютировал на сцене Мариинского т-ра в па-де-катр в балете "Пахита". Ф. был изящным и элегантным танцовщиком с лёгким высоким прыжком, благородной грациозной манерой исполнения. В классич. репертуаре исполнял роли: Арлекин ("Арлекинада" Дриго), Люсьен ("Пахита"), Базиль; Солор ("Баядерка"), Зигфрид, Жан де Бриен, Дезире и другие. Выступал также в характерных танцах. Позднее часто исполнял партии в собственных постановках: Ренэ де Божанси ("Павильон Армиды"), Юноша ("Шопениана"), Пьеро и Арлекин ("Карнавал"), Амун ("Египетские ночи"), Иван-царевич ("Жар-птица"), Негр ("Исламей" на муз. Балакирева), Эрос ("Эрос" на муз. Чайковского) и др. Как балетмейстер дебютировал спектаклями Петербургского театр. уч-ща: "Ацис и Галатея" Кадлеца (1905), "Сон в летнюю ночь" на муз. Мендельсона (1906), а также поставил в Мариинском т-ре "Евнику" Щербачёва (1907), "Египетские ночи", "Шопениану" (1908). В работе над спектаклями сотрудничал с художниками А. Н. Бенуа, Л. С. Бакстом, Н. К. Рерихом, А. Я. Головиным, М. В. Добужинским, Б. И. Анисфельдом, Н. С. Гончаровой, А. Дереном, С. Ю. Судейкиным, с комп. И. Ф. Стравинским, H. H. Черепниным, Р. Штраусом, Α. Κ. Глазуновым, С. В. Рахманиновым, часто ставил спектакли и на музыку, не предназначающуюся для балета. Незаурядная музыкальность Ф. позволила ему при использовании симфонич. музыки продолжить начатые его предшественниками искания в области танц. симфонизма и обособить бессюжетный балет, построенный по законам музыкально-хореографич. разработки, как самостоят. жанр. Однако ведущим в творчестве Ф. был балет сюжетный, драматически- напряжённый, действенно-насыщенный. Хореограф-реформатор, он стремился каждому спектаклю придать неповторимый облик, искал способы создавать балеты, решённые единым по стилистике хореографич. языком, обращался к танц. фольклору и смежным иск-вам. Классич. танец для Ф. не был универсальной системой, это была одна из красок, равноправная с характерным танцем, а также свободной пластикой и другие. выразит. танц. средствами. Жизнь в его балетах представала вакхическим праздником, в к-рый диссонансом врывались темы одиночества, крушения иллюзий, обречённости необузданных страстей. Балетмейстер в них как бы утверждал, что стремление к мечте, если даже она иллюзорна, достижение её. если даже оно смертоносно, знаменуют кульминацию в жизни человека, миг превосходства его духа.

В 1909–12 и 1914 художеств. руководитель, балетмейстер и танцовщик Русских сезонов и труппы Русский балет Дягилева. В 1901–11 преподавал в Петерб. театр. уч-ще. Его ученики: Е. П. Гердт, Л. В. Лопухова, Е. А. Смирнова, Е. М. Люком, Л. П. Чернышёва, П. Н. Владимиров, Н. П. Ивановский, A. B. Лопухов и другие. В 1918 уехал на гастроли в Швецию. С 1921 жил в США, до 1933 изредка выступал как исполнитель. В 1934–35 работал в парижской Опере, в 1936–39 в труппе "Балле рюс де Монте-Карло". В 1923–42 руководил студией в Нью-Йорке (в числе учеников – Ж. Берлин, П. Бауман, Л. Кёрстайн, X. Тамирис).

Осн. пост.: "Павильон Армиды" (1907, Мариинский т-р; 1909, Русские сезоны, Париж), "Умирающий лебедь" (1907, Мариинский т-р), "Египетские ночи" (1908, там же; на сборную музыку под назв. "Клеопатра", 1909, Русские сезоны, Париж), "Шопениана" (1908, Мариинский т-р; под назв. "Сильфиды", 1909, Русские сезоны, Париж), "Времена года" (1909, Петерб. театр. уч-ще на сцене Мариинского т-pa), "Половецкие пляски" (1909, Русские сезоны, Париж), "Карнавал" (1910, зал Павловой, Петербург, Русские сезоны), "Шехеразада" (1910, Русские сезоны, Париж), "Жар-птица" (1910, там же); "Нарцисс" H. H. Черепнина (1911, Русский балет Дягилева, Монте-Карло), "Видение розы" (1911, там же), "Петрушка" (1911, там же, Париж); "Бабочки" на муз. Шумана (1912, Мариинский т-р; 1914, Русский балет Дягилева), "Исламей" на муз. Балакирева (1912, Мариинский т-р), "Синий бог, или Огненная птица" Ана (1912, Русский балет Дягилева, Париж), "Тамара" на муз. Балакирева (1912, там же), "Дафнис и Хлоя" (1912, там же); "Прелюды" на муз. Листа (1913, Мариинский т-р), "Легенда об Иосифе" Р. Штрауса (1914, Русский балет Дягилева, Париж), "Золотой петушок" на муз. Римского-Корсакова (оперно-балетная версия; 1914, там же), "Мидас" Штейнберга (1914, там же), "Сон" на муз. Глинки (1915, Мариинский т-р), "Стенька Разин" на муз. Глазунова (1915, там же), "Эрос" на муз. Чайковского (1915, там же), "Франческа да Римини" (1915, там же); "Арагонская хота" на муз. Глинки (1916, там же), "Ученик чародея" Дюка (1916, там же), "Испытание любви" на муз. Моцарта (1936, "Балле рюс де Монте-Карло", Монте-Карло), "Дон Жуан" Глюка (1936, "Балле рюс де Монте-Карло", Лондон), "Элементы" на муз. Баха (1937, "Ковент-Гарден", Лондон), "Золушка" на муз. д'Эрланже (1938, там же), "Паганини" на муз. Рахманинова (1939, там же), "Синяя борода" на муз. Оффенбаха (1941, Дворец изящных иск-в, Мехико), "Русский солдат" на муз. Прокофьева (1942, т-р Оперы, Бостон); танцы в операх: "Тангейзер" Вагнера (1910, Мариинский т-р), "Орфей и Эвридика" Глюка (1911, там же), "Юдифь" Серова (1912, там же), "Искатели жемчуга" Бизе (1912, там же), "Руслан и Людмила" Глинки (1917, там же) и др.

Ф. – автор мемуаров и статей о балете.

Соч.: Умирающий лебедь, Л., 1961; Против течения. Воспоминания балетмейстера. Статьи, письма, Л.–М., 1962.

Лит.: Светлов В., Современный балет, СПБ, 1911; Левинcон Α., Старый и новый балет, П., 1917; Иванов И., М. Фокин, П., 1923; Борисоглебский М. (сост.), Материалы по истории русского балета, т. 2, Л., 1939; Стравинский И., Хроника моей жизни, Л., 1963; его же, Диалоги. Воспоминания. Размышления. Комментарии, [пер. с англ.], Л., 1971; "Жар-птица" и "Петрушка" И. Ф. Стравинского. [Сб.],Л., 1963; Красовская В. М., Русский балетный театр начала XX века, [ч.] 1 – Хореографы, Л., 1971; Карсавина Т. П., Театральная улица, [пер. с англ.]. Л., 1971; Beaumont С., Michel Fokine and his ballets, L., 1935; Benois Α., Reminiscences of the Russian ballet, L., 1941; Grigoriev S., The Diaghilev ballet. 1909–1929, L., 1953; Posner S., Petroushka. The story of the ballet, 2 ed., L., 1949; Бенуа Α., Мои воспоминания, т. 1–2 (кн. 1–5), М., 1980.

Г. Н. Добровольская.

Рис. М. Фокина к балету "Египетские ночи"

М. Фокин - Арлекин. Рис. А. Грюненберга

"Шопениана". Балетм. М. Фокин

"Нарцисс". Балетм. М. Фокин

Фокин М. М.

Рис. М. Фокина к балету "Египетские ночи"

Фокин М. М.

М. Фокин - Арлекин. Рис. А. Грюненберга

Фокин М. М.

"Шопениана". Балетм. М. Фокин

Фокин М. М.

"Нарцисс". Балетм. М. Фокин

В начало энциклопедии