Приглашаем посетить сайт

Орловка (orlovka.niv.ru)

Энциклопедия "Балет" (1981)
Статьи на букву "Р" (часть 3, "РОМ"-"РЯК")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Р" (часть 3, "РОМ"-"РЯК")

Романовский Я. В.

РОМАНÓВСКИЙ Яков Владимирович [5(18).7.1910 – 19.2.1961], сов. артист, балетмейстер и педагог. В 1929 окончил Ленингр. хореографич. уч-ще (ученик В. И. Пономарёва, В. А. Семёнова, М. Ф. Романовой, A. B. Лопухова, Е. П. Снетковой-Вечесловой). В 1940–41 в Ленингр. Малом т-ре. Затем работал как балетмейстер в т-рах Днепропетровска, Харькова, Одессы, Тбилиси, Перми, Свердловска, Куйбышева, Алма-Аты, Горького, Уфы и другие. городов. В числе его пост.: "Кавказский пленник" Асафьева (1939, Свердловск), "Эсмеральда" (1940, Пермь); "Берег счастья" Спадавеккиа (1953, Алма-Ата), "Левша" Б. Александрова (1954, Свердловск), "Бахчисарайский фонтан" (1953, Уфа). В 1947–48 Р. вёл педагогич. работу в Улан-Баторе. В 1951–52 руководил Молд. ансамблем нар. танца.

Соч.: Постановочная работа в танцевальном коллективе, М., 1959.

Г. М. Шлуглейт.

Романтизм

Статья большая, находится на отдельной странице.

"Ромео, Джульетта и тьма"

"РОМÉО, ДЖУЛЬÉТТА И ТЬМА", балет в 2 актах (по мотивам одноим. повести Я. Отченашека). Комп. и сцен. Л. Аустер. 3.5.1970, т-р "Ванемуйне", Тарту, балетм. Ю. Вилимаа, худ. М. Сяре, дирижёр Э. Кыдар; Эстер – Е. Позняк, Павел – Вилимаа.

Л. П. Тормис.

"Ромео и Джульетта" (балет в 3 актах)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Рона В.

PÓHA (Róna) Виктор (р. 17.8.1936, Будапешт), венг. артист и балетмейстер. Нар. арт. ВНР (1976). Учился в школе при Венг. оперном т-ре (1945–50) и в Ин-те балета у Ф. Надаши (1950–54), в 1959 совершенствовался в Ленинграде. С 1950 в Венг. оперном т-ре (с 1957 солист). Один из популярных венг. танцовщиков. В 1955 исполнил партию Принца ("Щелкунчик"). Среди др. партий: Меркуцио; Спартак (балетм. Л. Шереги), Принц ("Деревянный принц", балетм. Д. Харангозо), Колен (балетм. Ф. Аштон). Гастролировал за рубежом. Работает как балетмейстер и танцовщик в оперном т-ре Осло. Принимал участие в фильме о М. Фонтейн (1968). Снимался также в фильмах-балетах: "Деревянный принц" и "Хитрые студенты". Пр. им. Кошута (1965).

Г. Дьенеш.

Росарио Ф. П.

РОСÁРИО (Rosario) Флоренсия Перес Подилья (р. 11.11.1918, Севилья), исп. танцовщица и хореограф. Училась у Реалито. Дебютировала в 1928 в Льеже со своим братом-известным танцовщиком Антонио. С 30-х гт. они выступали совместно и приобрели широкую известность (в нач. 50-х гг. партнёром Р. был Р. Иглесиас, с 1955 вновь работает с Антонио и его труппой). Как хореограф Р. известна постановками "Испанского каприччио" на муз. Римского-Корсакова, "Чары Луны" на муз. Сальведора, "Кафе де Бурро" на исп. нар. музыку и другие.

Лит: Brunelleschi E., Antonio and Spanish dancing, L., 1958.

Г. А. Комаров.

Рославлева Л. А.

РÓСЛАВЛЕВА Любовь Андреевна [25.6(7.7).1874 – 9(22).11.1904, Цюрих], рус. артистка. С 1892, по окончании Моск. театр. уч-ща (педагог X. Мендес), в Большом т-ре (дебютировала в партии Сванильды). Иск-во Р., самобытной рус. танцовщицы, отличалось поэтичностью, безыскусственной задушевностью, сосредоточенной сдержанностью, глубиной. Среди партий: Царь-девица ("Конёк-Горбунок"), Медора, Аврора, Китри, Одетта – Одиллия, Раймонда; Галатея ("Ацис и Галатея" Кадлеца), Бабочка ("Капризы Бабочки" Кроткова) и др. В 1902 Р. гастролировала в Монте-Карло и Варшаве.

Лит.: Красовская В., Русский балетный театр второй половины XIX века, Л.–М., 1963, с. 509–13.

Рославлева Н. П.

РÓСЛАВЛЕВА (Ренэ) Наталия Петровна (22.2.1907, Москва, – 3.1.1977, там же), сов. критик, историк балета, переводчик. Кандидат искусствоведения (1968). Училась в Хореографич. уч-ще им. Луначарского (1930). Окончила филологич. ф-т МГУ (1950). Автор книг, аналитич. и критич. статей по балету в сборниках, периодич. печати, энциклопедиях. Ряд её работ опубликован за рубежом.

Соч.: Слава советского балета, "Нева", 1957, № 1; Контрасты, "Т", 1968, № 10; Старейший хореограф Эстонии, там же, 1971, № 8; Балет "Горда", "МЖ", 1958, № 6; Искусство французского балета, там же, 1958, № 10; Становление национальной хореографии, там же, 1958, № 21–22; Вечер одноактных балетов, там же, 1959, № 2; Американский театр балета, там же, 1960, № 19; Балет свободной Кубы, там же, 1960, № 24; "Читра", там же, 1961, № 12; На спектаклях китайского балета, там же, 1961, № 20; Гастроли американского балета, там же, 1962, № 18; М. Плисецкая, там же, 1963; № 2; Молодой балет Японии, там же, 1966, № 22; Снова в Москве. Гастроли балетной труппы "Гранд-Опера", там же, 1970, № 6; Верное и спорное. Новая постановка "Лебединого озера" в Большом театре СССравни там же, 1970, № 12; "Гамлет" на балетной сцене, там же, 1971, № 12; Наследники Новерра, там же, 1972, № 10; Десять лет спустя. Гастроли труппы "Нью-Йорк сити балет", там же, 1973, № 2; Наталия Бессмертнова, там же, 1973, № 10; Танцевальная труппа Хосе Лимона, там же, 1973, № 13; Ролан Пети и балет города Марселя, там же, 1974, № 18; "Ванемуйне" музыкальный. На балетных спектаклях, там же, 1976, № 1; Английский балет, М., 1959; Театр и школа, "СМ", 1961, № 9; Сила национальных традиций, там же, 1961, № 12; Гости из США, там же, 1964, № 6; Опасные тенденции, там же, 1964, № 11; Разговор хореографов, там же, 1967, № 2; Его жизнь, его дело, в сб.: В. Д. Тихомиров, М., 1971; Семья Петипа в Европе, в сб.: Мариус Петипа, Л., 1971; Марис Лиепа, М., 1978; Stanislavski and ballet, N. Y., 1965; Era of the Russian ballet, N. Y., 1966; Prechistenka 20: the Isadora Duncan school in Moscow, N. Y., 1975.

H. M. Садовская.

Россини Д. А.

РОССИ́НИ (Rossini) Джоаккино Антонио (29.2.1792, Пезаро, – 13.11.1868, Пасси, близ Парижа), итал. композитор. Учился в Болонском муз. лицее (у С. Маттеи). Оперы Р. (св. 40) содержат развёрнутые балетные дивертисменты, напр.: "Осада Коринфа" (балетм. Гардель, 1826), "Моисей" (балетм. тот же, 1827), "Вильгельм Телль" (балетм. Ж. Омер, 1829) – все пост. в парижской Опере. Яркая мелодичность, связь с итальянским нар. песенно-танц. фольклором обусловили необычайную популярность музыки Р., к-рая ещё при жизни композитора использовалась для постановки балетов. Так, музыка Р. была частично включена в балеты "Титаны" Вигано (1819, "Ла Скала", Милан, балетм. он же), "Тщетная предосторожность" Герольда (1828, парижская Опера, балетм. Омер). Темы Р. использованы в балетах "Арлекин-цирюльник" Оффенбаха (1855, т-р "Буфф-Паризьен"), "Волшебная лавка" Респиги (1919, Русский балет Дягилева, Лондон, балетм. Л. Ф. Мясин), "Плутни" Обена (1952, парижская Опера, балетм. С. Лифарь) и др. Музыка балетных сцен из опер Р. аранжирована Б. Бриттеном и введена им в балеты "Музыкальные вечера" и "Музыкальные утренники" (балетм. А. Тюдор и Дж. Кранко). На музыку Р. поставлены также балеты: "Селина" (1948, "Сэдлерс-Уэллс балле", Лондон, балетм. А. Хоуард), "С любовью" (1953, балетм. Л. Кристенсен), "Красавица в боа" (балет-буфф, 1955, "Театр де л'этуаль", Париж, балетм. М. Бежар), "Сюзанна и цирюльник" (1955, Чикаго, балетм. Р. Пейдж), "Россиниана" (1961, Острава, балетм. П. Шмок), "Увертюра" (1962, Печский балет, балетм. И. Экк), "Тарантелла" (1962, "Балле де Пари", балетм. Р. Пти), "Романтическое па-де-де" (1962, Нидерландский нац. балет, балетм. Дж. Картер), "Куклы" (1965, Одесский т-р оперы и балета, балетм. A. B. Чичинадзе), "Конфетти" (1970, "Сити сентер Джофри балле", балетм. Дж. Арпино), "Па-де-труа" из программы "Классицизм – романтизм" (1971) и "Па-де-де" (на муз. Р. и др. композиторов, 1974), оба – балетм. Л. В. Якобсон (труппа "Хореографические миниатюры", Ленинград), "Браво, Фигаро!" на муз. оперы "Севильский цирюльник" (1976, Ленингр. Малый т-р, балетм. Г. Р. Замуэль), "Три беременные" (на муз. оперных увертюр, 1976, "Опернхауз", Карл-Маркс-Штадт, балетм. X. Рудольф; Гос. опера, Берлин, балетм. тот же) и мн. др.

В. А. Кулаков.

Рота Д.

PÓTA (Rota) Джузеппе (1822, Венеция, – 23.5.1865, Турин), итал. артист, балетмейстер. Специального образования не получил. Деятельность хореографа начал в 50-х гг. в Турине. Затем работал в Милане в т-рах "Каноббиана", "Ла Скала", где пост. ок. 30 балетов, в т. ч. "Игрок" и "Сила дружбы, или Два сержанта" Мадальо, "Ошибка, или Форнаретто" и "Цагранелла из Порто-Тичинесе" Джорца; "Любовь Армиды и Ринальдо" Байетти, "Белые и Чёрные" Джорца – все в сезон 1853/54; "Граф Монте-Кристо" (1856), "Клеопатра" (1858–59), "Вампир" (1860), "Графиня Эгмонт" (1861) – все Джорца; "Сильфида в Пекине" Терциани (1859), "Велледа" Даль Арджине (1864), "Маска" Джорца (1864) и др. Хореограф периода упадка романтического балета, Р. развивал специфически итальянскую форму большого пантомимно-танц. спектакля, где преобладали массовые и мимич. эпизоды, уделялось большое внимание сценич. эффектам. Его постановки копировались мн. итал. т-рами, в них выступали ведущие итал. танцовщицы К. Беретта, А. Боскетти, К. Кукки и другие.

Лит.: Spinelli G., Rota, Venezia, 1866; Monaldi G., Le Regine della danza nel secolo XIX, Torino, 1910.

B. M. Паппе.

"Ошибка, или Форнаретто". Балетм. Дж. Рота

Рота Д.

"Ошибка, или Форнаретто". Балетм. Дж. Рота

Роу М.

РÓУ (Rowe) Мэрилин (р. 20.8.1946, Сидней), австрал. артистка. Училась у Ф. Летт, с 1963 в школе при труппе Австралийский балет. С 1964 в этой труппе (с 1966 солистка, а в 1970 ведущая танцовщица). Партии: Китри, Одетта – Одиллия; Повелительница дриад ("Дон Кихот"); Мирта, Лиза (балетм. Ф. Аштон), Жар-птица (балетм. Г. Уэлш); в балетах – "Созвездие близнецов" на муз. Хенце (балетм. Г. Тетли), "Весёлая вдова" на муз. Легара (балетм. Р. Хайнд), "Послеполуденный отдых фавна" (балетм. Дж. Роббинс). Пр. на Междунар. конкурсе артистов балета в Москве (1973).

Е. Я. Суриц.

Рубинштейн И. Л.

РУБИНШТÉЙН Ида Львовна (1885, Петербург, – 20.9.1960, Ванс, деп. Приморские Альпы, Франция), рус. артистка. Училась у М. М. Фокина. Участвовала в Русских сезонах за границей (Париж, 1909): исполняла партии Клеопатры ("Клеопатра" на муз. Аренского), Зобеиды ("Шехеразада") и др. Р. была способной мимисткой, обладала выразительными внешними данными, пластичностью жеста. В 1908 с успехом исполняла в Петербурге, Париже, Лондоне танец Саломеи, пост. для неё Фокиным (на муз. А. К. Глазунова в костюме и декорациях Л. С. Бакста). В 1909–1911 и 1929–35 руководила собств. труппой, в к-рой выступала в ведущих партиях. Для Р. были написаны "Мученичество св. Себастьяна" Дебюсси (1911), "Болеро" Равеля (1928), "Персефона" Стравинского (1934). Р. играла также в драматич. спектаклях и в кино.

Лит.: Светлов В., Современный балет, СПБ, 1911, с. 74, 96; Грабарь И., Моя жизнь, М.–Л., 1937; Фокин М., Против течения. Воспоминания балетмейстера. Статьи, письма, Л.–М., 1962.

Руденко А. М.

РУДÉНКО Александр Максимович [р. 11(23).5.1907, с. Опанасовка Курской обл., – 24.3.1976, Москва], сов. артист и педагог. Засл. арт. РСФСР (1947), засл. деят. иск-в Узб. ССР (1950). По окончании Моск. хореографич. уч-ща (педагог A. M. Meccepep), в 1925–48 в Большом т-ре. Партии: Зигфрид, Голубая птица, Базиль, Жан де Бриен, Колен, Франц; Филипп ("Пламя Парижа"), Тибул ("Три толстяка" Оранского), Мато ("Саламбо" Арендса). В 1931–67 педагог Моск. хореографич. уч-ща, в 1960–75 педагог-репетитор Ансамбля народного танца СССР.

В. И. Зарубин.

Ружицкий Л.

РУЖИ́ЦКИЙ (Różycki) Людомир (6.2.1884, Варшава, – 1.1.1953, Катовице), польский композитор. Автор музыки балетов: "Пан Твардовский" (1921, "Т-р Вельки" Варшава, балетм. П. Зайлих), "Аполлон и девочка" (1937, Польский балет, балетм. Б. Ф. Нижинская). Гос. пр. ПНР.

И. Турска.

Рузгайте А. В.

РУЗГÁЙТЕ Алиодия Винцовна (р. 24.6.1923, Каунас), сов. артистка, балетовед, педагог. Засл. арт. Литов. ССР (1964). Училась у А. Фёдоровой, В. Немчиновой, Б. Келбаускаса. В 1939 окончила балетную студию Каунасского т-ра, в 1949 – филологич. ф-т Каунасского ун-та, в 1953 – театроведч. ф-т ГИТИСа. В 1942–68 в Вильнюсском т-ре. Партии: Ванда ("Невеста" Пакальниса), Зарема, Китри, Лауренсия; Ведьма (фильм-балет "Эгле"), характерные танцы. С 1966 преподаёт на хореографич. отделении Школы иск-в им. Чюрлёниса (Вильнюс) и в Вильнюсской школе культуры. Автор книг "Хореографическое искусство" (1960), "Путь литовского балета" (1964), ряда статей о балете (на литов. яз.).

Л. И. Мютеюнайте.

Рукмини Деви

РУ́КМИНИ ДÉВИ (по мужу – Арендел) (р. 29.2.1904, Бомбей), инд. танцовщица. Образование получила в Академии иск-в (Калакшетра), где в совершенстве овладела инд. танцами стилей бхарат-натья и катхакали. В 1944 окончила муз. отделение Мадрасского ун-та. Р. Д. возродила танцы стиля бхаратнатья, к-рый в нач. 20 в. почти совсем исчез (исполнялся только храмовыми танцовщицами). Р. Д. была первой женщиной из привилегированной касты (брахманской), к-рая в 30-е гг. стала исполнять эти танцы публично. Большое влияние оказала на танцовщицу встреча с А. П. Павловой (в 1926). Р. Д. выступала и как балетмейстер. Пост.: "Кутрала Курвеаджи" (1944) – на основе древне-инд. храмовых танцев; "Сита Сваямварам" (1954) – по мотивам эпоса "Рамаяна", "Гита говинда" (1959) – на сюжеты древнеинд. сказаний о Кришне. Её спектакли пользовались большой популярностью. В пост. возродила почти утраченные традиции классич. инд. танцев. Среди её учеников – Ямини Кришнамутра и Анджали Мерх. Р. Д. была депутатом парламента Республики Индии, Инд. нац. комиссии по сотрудничеству в ЮНЕСКО и другие. Много гастролировала за рубежом (Европа, США и другие.>.).

Рукмини Деви

Рукмини Деви

Рукмини Деви

Румба

РУ́МБА (исп. rumba), бальный танец мекс. происхождения, использующий элементы нар. кубин. танца. Вобрал негр. и исп. ритмы. Муз. размер 4/4. Получил распространение в кон. 1920-х гг. в США и Зап. Европе. Для танца характерен удар на слабую долю такта ("офф-бит") и ритмич. пауза для импровизации ("брейк"), возможны неограниченные комбинации осн. шагов. Р. имеет свои характерные синкопированные ритмы и требует особого стиля исполнения (напр., задержанный перенос тяжести тела в шаге и т. д.). Исполняется под аккомпанемент разл. ударных инструментов.

И. С. Ивлиева.

Румнев А. А.

РУ́МНЕВ Александр Александрович (наст. фам. – Зякин) [24.1(5.2).1899, Москва, – 12.10.1965, там же], сов. танцовщик, хореограф, мим, педагог. Учился танцу у Л. Н. Алексеевой, A. M. Шаломытовой, С. М. Волконского. В 1920–33 актёр моск. Камерного т-ра, где играл в своеобразном пластич. рисунке гл. роли в муз. спектаклях и пантомимах, пост. А. Я. Таировым: Пьеро ("Покрывало Пьеретты", муз. Дохнаньи), Арлекин ("Ящик с игрушками", муз. Дебюсси, и "Принцесса Брамбилла" по Гофману), Мараскин и Мигуэль ("Жирофле-Жирофля", "День и ночь" Лекока), Казаков ("Сирокко" Половинкина), Мэкхит ("Опера нищих" Брехта и Вейля). С 1921 выступал с сольными вечерами танца в собств. постановке, сочетая элементы модернизированного классич. танца с пантомимой, эксцентриадой ("Сатаническая поэма", "Патетический этюд" на муз. Скрябина, "Четыре темперамента" на муз. Хиндемита, трагич. и гротескные миниатюры "Призрак войны", "Марсельеза", "Закат Европы"; "Женевский фокусник", "Пан Великопольский" на муз. Шебалина, эксцентрич. "Кинотанцы" на муз. Дунаевского и другие.). С 1923 начал балетмейстерскую деятельность. По приглашению К. С. Станиславского участвовал в разработке пластич. образа спектаклей "Севильский цирюльник" и "Кармен" в Оперном т-ре им. Станиславского (1933). Ставил танцы в спектаклях моск. т-ров ("Корневильские колокола" Планкета, 1932, Муз. т-р им. Немировича-Данченко; "Интервенция" Славина, 1933, Т-р им. Вахтангова; "Мадемуазель Нитуш" Эрве, 1944, там же; "Западня" по Золя, 1962, там же; "Голос Америки" Лавренёва, 1950, Малый т-р; "Незабываемый 1919-й" Вишневского, 1950, Центр. т-р Сов. Армии). В 1962–64 Р. руководил организованным им Экспериментальным т-ром пантомимы, где пост. "Роман с контрабасом" (по Чехову), сцены из "Короля-оленя" (по Гоцци), ряд тематич. миниатюр. Ставил танцы в спектаклях т-ров Ленинграда, Алма-Аты, Куйбышева, в кинофильмах "Актриса", "Золушка", "Анна на шее". Пр. конкурса пантомимы на Междунар. фестивале молодёжи и студентов в Москве (1957). Вёл педагогич. работу. Среди его учениц – Г. А. Шаховская, Н. Глан, В. Друцкая, З. Тарховская и другие. В 1944–65 преподавал во ВГИКе (зав. кафедрой пантомимы; доцент). Автор книг "О пантомиме" (1964) и "Пантомима и её возможности" (1966).

И. А. Романович.

А. Румнев - Патетический этюд

Румнев А. А.

А. Румнев - Патетический этюд

Румынский балет

Статья большая, находится на отдельной странице.

Румынский государственный театр оперы и балета

Статья большая, находится на отдельной странице.

Румынский театр оперы и балета (Клуж)

РУМЫ́НСКИЙ ТЕÁТР ÓПЕРЫ И БАЛÉТА (Клуж), см. Румынский балет.

Румынский театр оперы и балета (Тимишоара)

РУМЫ́НСКИЙ ТЕÁТР ÓПЕРЫ И БАЛÉТА (Тимишоара), см. Румынский балет.

Румынский театр оперы и балета (Яссы)

РУМЫ́НСКИЙ ТЕÁТР ÓПЕРЫ И БАЛÉТА (Яссы), см. Румынский балет.

Румянцева М. А.

РУМЯ́НЦЕВА Марианна Алиса (р. 15.6.1940, Хельсинки), фин. артистка. Училась в балетной школе К. Карнакоски и школе при Финской нац. опере. Совершенствовалась за рубежом, в т. ч. в СССравни С 1956 в Финской нац. опере. Гл. партии в балетах: "Лебединое озеро", "Дон Кихот", "Раймонда", "Жизель", "Этюды", "Спартак" (Эгина), "Бахчисарайский фонтан" (Зарема), "Щелкунчик", "Пахита" и другие.

Я. Виенола-Линдфорс.

"Руслан и Людмила, или Низвержение Черномора, злого волшебника"

"РУСЛÁН И ЛЮДМИ́ЛА, ИЛИ HИЗBEPЖÉНИЕ ЧЕРНОМÓРА, ЗЛÓГО ВОЛШÉБНИКА", балет в 5 актах (по A. C. Пушкину). Комп. Ф. Е. Шольц, сцен. и балетм. А. П. Глушковский. 16.12.1821, Москва, т-р в доме Пашкова на Моховой, худ. Раслов (декорации), Левизи (костюмы), дирижёр Ф. Е. Шольц; Руслан – А. П. Глушковский, Людмила – Т. Н. Глушковская (Иванова). 2.12.1824, Большой т-р, Петербург, балетм. Ш. Дидло и О. Пуаро (по А. П. Глушковскому); Руслан – Н. О. Гольц, Людмила – А. И. Истомина (позднее В. С. Лопухина, A. A. Шемаева и другие.).

Лит.: Гинзбург С. Л., Русский музыкальный театр. 1700–1835 гг., Л.–М., 1941, с. 252–54; Красовская В., Русский балетный театр от возникновения до середины XIX века, Л.–М., 1958, с. 171–74; Слонимский Ю., Балетные строки Пушкина, Л., 1974, с. 88–102.

Руссель А.

РУССÉЛЬ (Roussel) Альбер (5.4.1869, Туркуэн, – 23.8.1937, Руан), франц. композитор. Композицию изучал у Э. Жигу, затем в "Схола канторум" у В. д'Энди. С 1902 проф. "Схола канторум". Автор мн. симфонич. и камерных произведений. Раннее творчество Р. связано с импрессионизмом, от к-рого он впоследствии отошёл, испытав влияние неоклассицизма. Автор балетов: "Пир паука" (1913, "Театр дез ар", Париж, балетм. Л. Статс), "Вакх и Ариадна" (1931, парижская Опера, балетм. С. Лифарь), "Эней" (балет с хором, 1935, Брюссель, балетм. Л. Качуровский; 1938, парижская Опера, балетм. Лифарь); также опер-балетов: "Падмавати" (1923, парижская Опера, балетм. Статс) и "Рождение лиры" (1925, "Театр Рейнак", Париж, балетм. Б. Ф. Нижинская), возрождавших традиции этого жанра во Франции. На муз. Р. поставлены балеты "Франческа" (1967, балетм. П. Даррелл), "Экспромт" (1976, балетм. Э. Фелд) и др. Один из авторов балета "Веер Жанны".

Лит.: Шнеерсон Г., Французская музыка XX века, 2 изд., М., 1970; Pincherle M., A. Roussel, Gen., [1957].

B. A. Кулаков.

Руссильо Ж.

РУССИЛЬÓ (Russillo) Жозеф (р. 16.7.1941, Нью-Йорк), амер. артист, балетмейстер и педагог. Учился у М. Маттокс и Дж. Койла. С 1968 живёт и работает во Франции. В 1970 создал собств. труппу (совм. с А. Беранже). В 1972 с артистом парижской Оперы Д. Ажезиласом организовал гастрольный Балетный театр Жозефа Руссильо, а в 1973 открыл при нём школу, преподавание в к-рой ведут артисты труппы. Труппа и школа получают гос. субсидию. Как танцовщик школы танца модерн Р. обладает виртуозной техникой, к-рая служит для него средством раскрытия драматич. характеристики образа. Почти во всех своих пост. исполняет ведущие партии. Как хореограф и автор сценариев придаёт большое значение сюжету, тяготея при этом к философским обобщениям ("Реквием. Проклятия и просветления" на муз. Форе, Верди и Шьортино, 1977). Значительное место в его пост. занимают драматизированная пантомима, большие ансамблевые построения ("Грёзы Пьеро", "Атмосферы" на муз. Мари, "Моменты" на муз. Штокхаузена, "Бег" на муз. Рато и другие.). Среди др. пост.: "В честь Самсона Франсуа" на муз. Франка (1971), "Воспоминания для будущего" на муз. Берлиоза и Лежёна (1974), "Вибрации для голоса" на муз. Беллини и Шьортино (1978), "Весна священная" (1979). С 1976 педагог балетной труппы парижской Оперы. Труппа, руководимая Р., гастролировала в СССР (1979).

Лит.: Rossel L., Joseph Russillo, "Les Saisons de la Danse", 1971, jan.; Lidova I., Théâtre National de Chaillot: Ballet-Théâtre Joseph Russillo, "Les Saisons de la Danse", 1978, № 100.

К. Г. Филонова.

Русские сезоны

РУ́ССКИЕ СЕЗÓНЫ за границей, выступления оперы и балета, организованные С. П. Дягилевым. Поддерживались кругами рус. художеств. интеллигенции ("Мир искусства", муз. Беляевский кружок и другие.). P. c. начались в Париже в 1907 историч. концертами с участием H. A. Римского-Корсакова, С. В. Рахманинова, А. К. Глазунова, Ф. И. Шаляпина. В 1908–09 были исполнены оперы "Борис Годунов" Мусоргского, "Псковитянка" Римского- Корсакова, "Князь Игорь" Бородина и другие., в 1909 впервые, наряду с оперными спектаклями, показаны балеты М. М. Фокина (ранее поставленные им в Петербурге): "Павильон Армиды" (худ. А. Н. Бенуа), "Половецкие пляски" (худ. Н. К. Рерих); "Сильфиды" ("Шопениана") на муз. Шопена, "Клеопатра" ("Египетские ночи") Аренского (худ. Л. С. Бакст) и дивертисмент "Пир" на муз. Глинки, Чайковского, Глазунова, Мусоргского. Балетная труппа состояла из артистов петерб. Мариинского и моск. Большого т-ров. Солисты – А. П. Павлова, В. Ф. Нижинский, Т. П. Карсавина, Е. В. Гельцер, С. Ф. Фёдорова, М. М. Мордкин, В. А. Каралли, М. П. Фроман и другие. Балетмейстер – Фокин. С 1910 P. c. проходили без участия оперы. Во 2-м сезоне (Париж, Берлин, Брюссель) были показаны новые пост. Фокина – "Карнавал" (худ. Бакст), "Шехеразада" на муз. Римского-Корсакова (худ. тот же, занавес по эскизам В. А. Серова), "Жар-птица" (худ. А. Я. Головин и Бакст), а также "Жизель" (в ред. М. И. Петипа, худ. Бенуа) и "Ориенталии" (хореографич. миниатюры, включавшие фрагменты из "Клеопатры", "Половецких плясок", номера на муз. Аренского, Глазунова и другие., "Сиамский танец" на муз. Синдинга и "Кобольд" на муз. Грига, пост. Фокиным для Нижинского).

В 1911 Дягилев принял решение о создании постоянной труппы, к-рая окончательно сформировалась к 1913 и получила назв. Русский балет Дягилева.

Русский балет

Статья большая, находится на отдельной странице.

"Русский солдат"

"РУ́ССКИЙ СОЛДÁТ" ("Russian Soldier"), одноактный балет на музыку С. С. Прокофьева (сюита из музыки к кинофильму "Поручик Киже"), сцен. и балетм. М. М. Фокин. 23.1.1942, Бостон, худ. М. В. Добужинский; Солдат – Ю. Лазовский.

Рыженко Н. И.

РЫЖÉНКО Наталья Ивановна (р. 1.3.1938, Москва), сов. артистка, балетмейстер. Засл. арт. РСФСР (1976). По окончании Моск. хореографического уч-ща, в 1956–77 в Большом т-ре.

Среди партий: Маша; Фригия (балетм. И. А. Моисеев), Эгина (балетм. Л. В. Якобсон), Эгина (балетм. Ю. Н. Григорович), Уличная танцовщица ("Дон Кихот"), фея Карабос, фея Сирени; Фрейлина ("Подпоручик Киже", балетм. О. Г. Тарасова и A. A. Лапаури), Придворная танцовщица ("Легенда о любви", балетм. Григорович), Принцесса ("Сказка о солдате и чёрте" Стравинского, балетм. Э. Суве), Табачница ("Кармен-сюита", балетм. Альберто Алонсо), Бетси ("Анна Каренина"). В 1968 совм. с В. В. Смирновым-Головановым дебютировала как балетмейстер и сценарист, поставив телевизионный фильм-балет "Ромео и Джульетта" на муз. Чайковского. Затем ими пост. фильмы-балеты "Трапеция" на муз. Прокофьева, "Озорные частушки" Щедрина (оба – 1970), "Белые ночи" на муз. Шёнберга, "Федра" Локшина, "Московская фантазия" Артёмова (все три – 1972). С М. М. Плисецкой и Смирновым-Головановым пост. балет "Анна Каренина" (1972, Большой т-р; 1973, Новосибирск и другие.), с Смирновым-Головановым – "Слуга двух господ" Чулаки (1969, Нар. т-р балета завода "Серп и молот"), "Озарённость" Пахмутовой (1973, Большой т-р; 1977, Одесса), "Любовь и смерть" на муз. 5-й сонаты Скрябина (посв. памяти К. Я. Голейзовского, 1974), "Шутка" Артёмова (1974), "Мечтатели" (на муз. балетов "Золотой век" и "Болт" Шостаковича, 1975) – все в Т-ре им. Станиславского и Немировича-Данченко. С 1977 – балетмейстер Одесского т-ра, где возобновила балеты "Лебединое озеро" (1978), "Спящая красавица", "Дон Кихот" и "Жизель" (все – 1979), пост. (со Смирновым-Головановым) "Симфонию Революции" на муз. 11-й и 12-й симфоний Шостаковича (1977).

Н. М. Садовская.

Рындин В. Ф.

РЫ́НДИН Вадим Фёдорович [2(15).1.1902, Москва, – 9.4.1974, там же], сов. театр. художник. Нар. художник СССР (1962). Действит. чл. АХ СССР (1964). Чл. КПСС с 1951. Учился в Свободных художественно-технич. мастерских в Воронеже (1918–22) и во Вхутемасе в Москве (1922–24). Был гл. художником Камерного т-ра, Т-ра им. Вахтангова, Моск. т-ра драмы, в 1953–74 – Большого т-ра. Оформил балеты "Паганини" на муз. Рахманинова (1960, балетм. Л. М. Лавровский), "Ночной город" Бартока (на муз. "Чудесного мандарина", 1961, балетм. тот же), "Спартак" (1962, балетм. Л. В. Якобсон), "Икар" С. Слонимского (1971, балетм. В. В. Васильев). Для декораций Р. характерны острое чувство стиля и жанра воплощаемого произведения, взаимосвязь живописного и конструктивного решений, сочетание единой установки, метафорически выражающей смысловое "зерно" спектакля, с повествовательно-"покартинной" характерис- тикой места действия. Гос. пр. СССР (1950).

Соч.: Как создается художественное оформление спектакля, М., 1962; Художник и театр, [М., 1966].

Лит.: Костина Е. М., В. Ф. Рындин, М., 1955; Ванслов В. В., Вадим Рындин, М., 1965; В. Ф. Рындин. [Альбом. Сост. и автор вступ. статьи Н. И. Соколова], М., [1971]; Березкий В. И., Вадим Рындин, М., 1974.

В. В. Ванслов.

Рыхлов Г. Д.

РЫХЛÓВ Геннадий Дмитриевич (р. 30.6.1930, Новосибирск), сов. артист. Засл. арт. РСФСР (1961). Чл. КПСС с 1959. Учился в балетной студии при Новосибирском т-ре (у М. Ф. Моисеева). С 1946 в труппе этого т-ра. Среди партий: Капитан ("Красный мак"), Ротбарт ("Лебединое озеро"), Пётр I ("Медный всадник"), Квазимодо ("Эсмеральда"), Дон Кихот; Тарас ("Тарас Бульба"), Арбенин ("Маскарад"), Северьян; Визирь ("Легенда о любви"), Конрад, Гирей; Командор ("Лауренсия"), Полковник ("Привал кавалерии"), Царь ("Девушка и Смерть" Ковалёва) и др. В 1968 окончил ф-т муз. режиссуры Ленингр. консерватории. Преподаёт в Новосибирском хореографич. уч-ще (с 1960).

Рыхлякова В. Т.

РЫХЛЯКÓВА Варвара Трофимовна (1871–1919), рус. артистка. По окончании Петерб. театр. уч-ща (ученица Х. П. Иогансона и Э. Чеккетти), в 1890–1910 в Мариинском т-ре. Выступала в ансамблях вместе с крупными мастерами петерб. сцены (М. Ф. Кшесинской, О. И. Преображенской, Л. Н. Егоровой). В её репертуаре: вставное pas de deux в 1-м акте "Жизели", pas de quatre в "Сильфиде", вариации в балете "Кот в сапогах" и другие. Участвовала также в спектаклях "Ацис и Галатея", "Жертвы Амура", "Наяда и рыбак", "Спящая красавица", "Царь Кандавл", "Пахита" и другие. Преподавала в Петерб. театр. уч-ще.

A. A. Соколов.

"Рыцарь и девушка"

"РЫ́ЦАРЬ И ДÉВУШКА" ("Le Chevalier et la Damoiselle"), балет в 2 актах (по франц. средневековой легенде). Комп. Ф. Гобер, сцен. и балетм. С. Лифарь. 2.7.1941, парижская Опера, худ. Кассандр; Принцесса-лань – С. Шварц, Рыцарь – Лифарь, придворные – И. Шовире, Р. Жанмер, С. Перетти, П. Губе. Возобн. 8.12.1948, там же; в гл. партиях – Шовире и А. Калюжный (показан в СССР в 1958).

К. Г. Филонова.

Рябинкина Е. Л.

РЯБИ́НКИНА Елена Львовна (р. 21.8.1941, Свердловск), сов. артистка. Засл. арт. РСФСР (1967). Чл. КПСС с 1970. По окончании Моск. хореографич. уч-ща (педагог В. П. Васильева), с 1959 в Большом т-ре. Совершенствовалась под рук. Е. П. Гердт, затем М. Т. Семёновой. Р. обладает широтой, плавностью движений, наделяет своих героинь статностью, величавостью. Среди партий: Раймонда, Царь-девица, фея Сирени, Маша, Одетта – Одиллия, Китри, Зарема; Ванина Ванини ("Ванина Ванини" Каретникова), Эгина; Принцесса ("История солдата"), Кадича ("Асель" Власова). К. Я. Голейзовский пост. для Р. конц. номера, в т. ч.: "Мелодия" на муз. Дворжака, "Мечты" на муз. Скрябина, "Печальная птица" на муз. Равеля, "Вальс" на муз. Штрауса, "Радость" на муз. Рахманинова. Снималась в фильмах "Хрустальный башмачок" и "Цена быстрых секунд". Участвовала в гастролях за рубежом.

Лит.: Бочарникова Э., Красота и поэзия, "Культура и жизнь", 1968, № 9, с. 27.

E. H. Дюкина.

Рябушинская Т.

РЯБУШИ́НСКАЯ Татьяна (р. 23.5.1916, Москва), франц. артистка. По нац. русская. Училась у А. Е. Волинина и М. Ф. Кшесинской в Париже. С 13 лет начала выступать на сцене. Была солисткой трупп "Балле рюс де Монте-Карло" (1932–36), "Балле рюс дю колонель де Базиль" (1936–39), "Балле тиэтр", Балет Елисейских полей (1942–50) и др., затем в труппе Д. Лишина. В 1932 исполнила гл. партию в балете Дж. Баланчина "Конкуренция" Орика, затем ведущие партии в балетах: Л. Ф. Мясина – Ребёнок ("Детские игры" на муз. Бизе), Розина ("Школа танца" на муз. Боккерини), Легкомыслие ("Предзнаменования" на муз. 5-й симфонии Чайковского), Молодая девушка ("Прекрасный Дунай" на муз. И. Штрауса); М. М. Фокина– Шемаханская царица ("Золотой петушок" на муз. Римского-Корсакова), Золушка ("Золушка" на муз. Эрланже), Флорентийская красавица ("Паганини"); Д. Лишина – ("Выпускной бал" на муз. И. Штрауса). В кон. 50-х гг., покинув сцену, поселилась в Калифорнии, вела педагогиx. работу в школе Лишина.

Г. М. Шлуглейт.

Рябцев В. А.

РЯ́БЦЕВ Владимир Александрович [16(28).5.1880, Петербург, – 27.1.1945, Москва], сов. артист, балетмейстер, педагог. Засл. артист Республики (1923), засл. деят. иск-в РСФСР (1934). С 1898, по окончании Моск. театр. уч-ща (ученик В. Д. Тихомирова), в Большом т-ре. Выступал в кордебалете. Затем исполнял характерные сольные партии (Негр – "Фея кукол", Негр – "Корсар", Кот – "Спящая красавица"). Творч. лицо Р. определилось в мимич. партиях: Санчо Панса ("Дон Кихот"), Иванушка ("Конёк-Горбунок"), Марцелина ("Тщетная предосторожность"), Исаак ("Корсар"). В сов. время Р. участвовал в большинстве новых пост. Большого т-ра: Франт ("Футболист", балетм. Л. А. Лащилин и И. А. Моисеев), Пьяный монах ("Комедианты", балетм. А. И. Чекрыгин), Гаспар ("Пламя Парижа", балетм. В. И. Вайнонен), Канцлер ("Три толстяка", балетм. И. А. Моисеев) и др. Пост. балет "Петрушка" (1921), возобн. балет "Карнавал" (1924, на сб. муз., пост. A. A. Горского). В 1908 был балетмейстером т-ра "Летучая мышь", в 1910–17 т-ра Незлобина. В 1920–30 вёл класс мимики и характерного танца в Моск. театр. уч-ще, преподавал в разл. балетных студиях Москвы.

Н. Ю. Чернова.

Ряженова Л. М.

РЯ́ЖЕНОВА Лидия Михайловна (р. 4.3.1924, Москва), сов. артистка. Нар. арт. БССР (1955). В 1947–68, по окончании Моск. хореографич. уч-ща (класс усовершенствования), в Минском т-ре. Партии: Надейка, Маринка ("Князь-озеро" и "Пламенные сердца" Золотарёва), Одетта – Одиллия, Аврора, Никия, Мария; Сари ("Тропою грома"), Фригия. Для исполнительской манеры Р. были характерны благородство стиля классич. танца, чистота линий, лиризм. Участвовала в гастролях за рубежом.

Ю. М. Чурко.

Л. Ряженова - Медора

Ряженова Л. М.

Л. Ряженова - Медора

Рязанов В. Н.

РЯЗÁНОВ Валерий Николаевич [13(26).2.1908, Петербург, – 29.12.1972, Ленинград], сов. артист. Засл. арт. РСФСР (1957). В 1925 окончил Ленингр. хореографич. уч-ще (педагог В. И. Пономарёв), в 1927–32 учился в Ленингр. консерватории. В 1928–63 – в Т-ре им. Кирова. Первый исполнитель партий (в скобках фамилии балетмейстеров): Бухгалтер – "Болт" Шостаковича (Ф. В. Лопухов), Дирижёр – "Утраченные иллюзии" Асафьева (Р. В. Захаров), Парикмахер – "Золушка" (K. M. Сергеев), Сват – "Шурале" (Л. В. Якобсон), Брабанцио – "Отелло" (В. М. Чабукиани). Среди др. партий: Клод Фролло; Раджа ("Баядерка"), Пьеро ("Карнавал"), Тибальд, Король мышей; Каталабют ("Спящая красавица").

И. В. Ступников.

Рякашюс А. В.

РЯКÁШЮС Антанас Винцович (р. 4.7.1928, дер. Павандяне Тельшяйского р-на Литов. ССР), сов. композитор. Засл. деят. иск-в Литов. ССР (1978). В 1959 окончил Литов. консерваторию. Автор симфонич. и камерных сочинений, балетов: "Угасающий крест" (1966, Вильнюсский т-р), "Муха-цокотуха" (1969, не пост.), "Страсти", (1971, Вильнюсский т-р) и оперы-оратории "Баллада света" (1970, Каунасский т-р, 3-я пр. на Всесоюзном конкурсе музыкальных театров), в которую включены хореографические и пантомимные эпизоды и сцены.

В. В. Ландсбергис.

Предыдущая страница Следующая страница