Приглашаем посетить сайт

Есенин (esenin-lit.ru)

Энциклопедия "Балет" (1981)
Статьи на букву "П" (часть 1, "ПАВ"-"ПАХ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 1, "ПАВ"-"ПАХ")

Павана

ПАВÁНА (исп. и итал. pavana, от лат. pavo – павлин), торжеств. медленный танец, распространённый в 16 в. в Европе (очевидно, итал. или исп. происхождения). П. исполнялась строго по рангам, под аккомпанемент тамбуринов, деревянных инструментов, флейты и пения танцующих. Муз. размер 2/4, темп медленный. Шаги простые и двойные: простой – скользящий вперёд или в сторону с переносом тяжести корпуса на работающую ногу и с выводом ноги в 4-ю воздушную позицию вперёд, с поворотом корпуса в сторону вынесенной ноги; двойной состоит из двойного первонач. скольжения и выноса свободной ноги в 4-ю воздушную позицию. Кавалеры танцевали П. при шпаге и в пелеринах, дамы – в парадных платьях с тяжёлыми длинными тренами, с к-рыми нужно было искусно обращаться, не поднимая их с пола. Движения трена делали ходы П. красивыми и придавали торжественность шествию. В 16 в. П. исполнялась перед гальярдой и в сочетании с ней составляла двухчастную танц. сюиту. Использована комп. М. Равелем, А. Бергом в балетах "Иов", "Золушка", "Павана мавра" и другие.

И. С. Ивлиева.

"Павана мавра"

"ПАВÁНА МÁВРА" ("The Moor’s Pavane"), одноактный балет (по мотивам трагедии У. Шекспира "Отелло") на муз. Г. Пёрселла в аранжировке С. Садова. 17.8.1949, Танцевальная труппа Хосе Лимона, на фестивале амер. балета в Коннектикутском колледже, Нью-Лондон, балетм. X. Лимон, худ. П. Лоренс (костюмы); Мавр – Лимон, Жена мавра – Б. Джонс, Друг – Л. Ховинг, Жена друга – П. Конер. Пост. также труппами: Королевский датский балет (1971), "Сити сентер Джофри балле", Нью-Йорк (1973). Показан в СССР труппами Лимона и Королевского дат. балета (1973) и "Сити сентер Джофри балле" (1974).

Е. Я. Суриц.

Павелцова В.

ПÁВЕЛЦОВА (Pavelcová) Власта (р. 14.8.1931, Острава), чехосл. артистка. Засл. арт. ЧССР (1973). Ученица Э. Габздила. В 1947–1976 в Остравском т-ре. Партии: Одетта – Одиллия, Аврора, Коппелия; Девушка ("Чудесный мандарин"), Дездемона ("Отелло" Гануша), Зарема; Викторка ("Викторка" Востршака), Маричка ("Маричка Магдонова" Бажанта), Фатима ("Колодец любви" Коштяла), Биляна ("Охридская легенда") и др.

В. Вашут.

"Павильон Армиды"

"ПАВИЛЬÓН АРМИ́ДЫ", одноактный балет-пантомима в 3 картинах (по новелле "Омфала" Готье). Комп. H. H. Черепнин, сцен. А. Н. Бенуа. 15.4.1907, 2-я картина – "Оживлённый гобелен", выпускной спектакль Петерб. театр. уч-ща на сцене Мариинского т-ра, балетм. М. М. Фокин. Полностью – 25.11.1907, Мариинский т-р, балетм. Фокин, худ. А. Н. Бенуа, дирижёр P. E. Дриго; Мадлен и Армида – А. П. Павлова (позднее Т. П. Карсавина, О. И. Преображенская, Л. Н. Егорова и другие.), Виконт де Божанси и Ринальдо – П. А. Гердт (позднее Фокин), Маркиз и царь Гидрао – H. A. Солянников, Раб Армиды – В. Ф. Нижинский. 19.5.1909, Русские сезоны за границей, т-р "Шатле", Париж, балетм. Фокин, худ. А. Н. Бенуа, дирижёр H. H. Черепнин; Мадлен и Армида – В. А. Каралли, Виконт де Божанси – М. М. Мордкин, Раб Армиды–В. Ф. Нижинский. На сов. сцене: 6.5.1923, Петрогр. т-р оперы и балета, балетм. Ф. В. Лопухов и А. И. Чекрыгин (по Фокину), худ. А. Н. Бенуа, дирижёр В. А. Дранишников; Мадлен и Армида – Е. П. Гердт, Виконт де Божанси и Ринальдо – М. А. Дудко, Маркиз и царь Гидрао – H. A. Солянников.

Виконт Рене де Божанси, застигнутый грозой по пути к своей невесте, находит ночной приют в "Павильоне Армиды", принадлежащем старому Маркизу. В полночь оживают фигуры старинного гобелена; Рене подпадает под чары волшебницы Армиды. Пробудившись, он забывает о своей невесте. В руках у него шарф, подаренный Армидой.

Лит.: Павильон Армиды, [Либретто], СПБ, 1907; "ЕИТ". Сезон 1907–1908 гг., СПБ, 1909, с. 100–102; Энтелис Л. (сост.), 100 балетных либретто, 2 изд., Л., 1971, с. 269–70; Фокин М., Против течения. Воспоминания балетмейстера, Л.–М., 1962, с. 179–94; Красовская В., Русский балетный театр начала XX века, [ч.] 1 – Хореографы, Л., 1971, с. 193–220.

Павленко А. Н.

ПАВЛÉНКО Алексей Николаевич (р. 31.3.1950, г. Петровск-Забайкальск), сов. артист. Засл. арт. РСФСР (1979). С 1967, по окончании Бурят. хореографич. уч-ща (педагог Б. Н. Васильев), в Бурят. т-ре (партнёр Л. П. Сахьяновой). Партии: Альберт, Ротбарт, Зигфрид, Солор, Дроссельмейер, Красс, Клод Фролло; Юноша ("Шопениана"), Антоний ("Антоний и Клеопатра" Лазарева), Атос ("Три мушкетёра" Баснера), Енисей ("Красавица Ангара" Книппера и Ямпилова), Гэсэр ("Сын земли" Батуева), Давид ("Гаянэ"), Хозе ("Кармен-сюита"), Антонио ("Испанские миниатюры" на исп. нар. музыку). Ведёт концертную деятельность. С 1967 преподаёт в Бурят. хореографич. уч-ще.

В. В. Киселёв.

Павлов С. А.

ПÁВЛОВ Сергей Александрович [р. 28.9 (11.10).1915, Москва], сов. артист, балетмейстер и педагог. Чл. КПСС с 1944. В 1935 окончил Ленингр. хореографич. уч-ще (ученик В. И. Пономарёва и A. B. Лопухова). Выступал в т-рах Киева, Харькова, в 1937–1941 – в Моск. художеств. балете под рук. В. В. Кригер, Т-ре им. Станиславского и Немировича-Данченко. С 1945 в Минском, в 1949–54 Новосибирском т-рах. Партии: Вацлав; Вакула ("Ночь перед Рождеством"), Паоло ("Франческа да Римини"), Зигфрид, Евгений, Базиль; Феб, Клод Фролло ("Эсмеральда"), фея Карабос и Дезире и другие. В 1949 в Новосибирском т-ре начал балетмейстерскую деятельность. В 1959–62 и 1966–68 худ. рук. балета этого т-ра. В 1954–59 гл. балетмейстер Одесского т-ра. Пост. (все с З. А. Васильевой): танцы в операх "Хованщина", "Аида", "Иван Сусанин", "Руслан и Людмила", "Князь Игорь" и другие., балеты – "Лебединое озеро" (1954), "Шопениана" (1957), "Жизель" (1957), а также "Берег счастья" (1954), "Фадетта" (1956), "Медный всадник" (1956), "Красный мак" (1957) – все в Одессе. С 1936 ведёт педагогич. работу. Преподавал в хореографич. уч-щах Харькова, Москвы, Минска, был педагогом балетных трупп Новосибирского, Одесского и другие. т-ров. В 1963–66 худ. рук. и педагог балетной школы в Каире. С 1970 педагог Новосибирского хореографич. уч-ща.

Павлова А. П.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Павлова Н. В.

ПÁВЛОВА Надежда Васильевна (р. 15.5.1956, Чебоксары), сов. артистка. Засл. арт. РСФСР (1977), нар. арт. Чуваш. АССР (1980). В 1974 окончила Пермское хореографич. уч-ще (педагог Л. П. Сахарова). Ученицей выступала на сцене Пермского т-ра, затем в его труппе. Исполнила партии Сванильды, Жизели; Джульетты (1972, балетм. H. H. Боярчиков). С 1975 в Большом т-ре. П. – лирич. балерина больших технич. возможностей. Её танец отличается одухот- ворённостью, "полётностью", естественностью грации, гибкими свободными линиями. Партии: Аврора, Джульетта, Маша, Китри, Фригия; Эола ("Икар" Слонимского), Геро ("Любовью за любовь"), Валентина ("Ангара"), Солистка ("Эти чарующие звуки"), Джульетта (1979, балетм. Ю. Н. Григорович). В концертном репертуаре П.: "Сонет" Мартынова (балетм. Боярчиков); "Девочка и эхо" на муз. Баха, "Маленькая балерина" на муз. Ракова, "Озорница" Иванова – все пост. М. М. Газиевым, "Голубые дали" Балая (балетм. Г. Майоров) и др. Снялась в загл. роли в сов.-амер. фильме "Синяя птица". 1-я пр. Всесоюзного конкурса молодых балетмейстеров и артистов балета в Москве (1972), Гран при Междунар. конкурса артистов балета в Москве (1973), пр. им. Ленинского комсомола (1975).

Лит.: Рославлева Н., Надежда Павлова, "МЖ", 1972, № 8.

В. В. Киселёв.

Павлова Н. М.

ПÁВЛОВА Нина Михайловна (р. 9.8.1947, Ростов-на-Дону), сов. артистка. Нар. арт. БССР (1980). С 1966, по окончании Белорус. хореографич. уч-ща (педагог И. Н. Савельев). в Минском т-ре. Партии: Одетта – Одиллия, Аврора, Жизель, Китри, Зарема, Эгина, Кармен; Ева ("Сотворение мира" Петрова).

Ю. М. Чурко.

Павлович Е. Н.

ПАВЛÓВИЧ Евгений Николаевич (р. 28.3.1940, Минск), сов. артист, засл. арт. БССР (1970). По окончании Белорус. хореографич. уч-ща, в 1959–79 в Минском т-ре. Партии: Зигфрид, Дезире, Альберт, Вацлав, Спартак; Юноша ("Шопениана"), Принц ("Золушка") и др.

Ю. М. Чурко.

Пагава Э.

ПАГАВÁ (Pagava) Этери (р. 1931, Париж), франц. артистка. Училась у Л. Н. Егоровой. Выступала с 1945 в труппе Балет Елисейских полей в пост. Р. Пти – "Бродячие комедианты" Coгe, "Любовные похождения Юпитера" Ибера. С 1947 в труппе "Гран балле де Монте-Карло" (впоследствии "Гран балле дю марки де Куэвас"). Лучшие партии в балетах Дж. Баланчина – "Сомнамбула" (на муз. Беллини в аранжировке Риети) и Ж. Скибина – "Веронская трагедия" на муз. Чайковского. Затем работала в труппах Ж. Шарра и другие. франц., нидерл. и итал. коллективах, где танцевала и ставила балеты. В нач. 1970-х гг. имела свою труппу. Среди пост.: "Блёстки" на муз. Шеффера (1969), "Ночь" на муз. Вивальди (1970), "Слово" на муз. Пендерецкого (1972).

Е. Я. Суриц.

"Паганини"

"ПАГАНИ́НИ", одноактный балет в 3 картинах на муз. С. В. Рахманинова ("Рапсодия на тему Паганини" для фп. с орк.), сцен. Рахманинов и М. М. Фокин. 30.6.1939, "Ори-жиналь балле рюс", т-р "Ковент-Гарден", Лондон; балетм. Фокин, худ. С. Ю. Судейкин, дирижёр А. Дорати; Паганини – Д. Ростов, Флорентийская красавица – Т. М. Рябушинская, Божественный гений – И. М. Баронова, Ложь – А. Григорьева, Сплетня – Ю. Лазовский и Альберто Алонсо. В СССравни 7.4.1960, сцен. и балетм. Л. М. Лавровский, Большой т-р, Москва, дирижёр Е. Ф. Светланов, худ. В. Ф. Рындин; Паганини – Я. Д. Сех, Муза – М. В. Кондратьева. 1978, возобн., там же.

Лит.: Фокин М., Против течения. Воспоминания балетмейстера. Л.–М., 1962, с. 530–39, 607–10; Рахманинов С., Паганини, (Постановка 1960 г.], М., 1966; Beaumont С. W., Supplement to the complete book of ballets. L., 1945, p. 37–42.

"Па-де-катр"

"ПА-ДЕ-КАТР" ("Pas de quatre"), одноактный балет-дивертисмент. Комп. Ч. Пуньи, балетм. Ж. Перро. 12.7.1845, т-р "Хэр маджестис", Лондон; исполнительницы – М. Тальони, К. Гризи, Ф. Черрито, Л. Гран (в 1847 – К. Розати). 1846, возобн. Тальони (как вставной номер в балете "Своенравная жена" Адана), "Ла Скала"; исполнительницы – Тальони, С. Фуоко, К. Галетти (позднее – Розати), К. Венте. 1936, "Маркова – Долин балле", Манчестер, оркестровка Л. Лейтона, возобн. К. Лестера; исполнительницы – М. Лейк, Д. Гулд, К. Крофтон, П. Хаймен. Пост. труппами: "Балле тиэтр" (1946, исполнительницы – Алисия Алонсо, Н. Кей, Б. Фоллис, Л. Чейз); Королевский балет, Лондон (1946), "Бостон балле", парижская Опера, Королевский датский балет, Нидерл. нац. балет, Королевский виннипегский балет, Большой канадский балет, Нац. балет Вашингтона. 1941, "Балле тиэтр", Нью-Йорк, возобн. А. Долина; исполнительницы – Н. Голнер, Н. Строганова, Алонсо, К. Сергава. Пост. труппами: "Балле рюс де Монте-Карло", Нью-Йорк (1948, исполнительницы – М. Славенская, А. Маркова, Н. Красовская, А. Данилова), "Американ балле тиэтр" (1946, исполнительницы – Маркова, Кей, Фоллис, Л. Чейз), Оперный т-р, Бонн (1957, балетм. Долин и М. Люипар), "Лондон фестивал балле" (1961, исполнительницы – Маркова, Н. Рябушинская, П. Хинтон, Н. Россана), "Сити сентер", Нью-Йорк (1972, исполнительницы – К. Фраччи, Э. д’Антуоно, В. Верди, П. Мак-Брайд), Венг. оперный т-р, Будапешт (1974). 1966, под назв. "Гран па де катр", Нац. балет Кубы, возобн. Алисии Алонсо (по Долину и Лестеру); исполнительницы – М. Пла, А. Бош, Л. Араухо, М. Мартинес (показан в СССР в 1964, 1972 и 1979). Пост. также труппой "Пенсильвания балле", Филадельфия (1971). В СССравни 1966, Т-р им. Кирова, возобн. по Долину; исполнительницы – Г. Т. Комлева, Н. Д. Большакова, Н. С Груздева, А. И. Сизова. 1978, там же, возобн., исполнительницы – И. А. Колпакова, Сизова, В. М. Ганибалова, О. Д. Искандерова.

Лит.: Guest I., The Pas de quatre, [L., 1968].

B. A. Кулаков.

Пайпер Д.

ПÁЙПЕР (Piper) Джон (р. 13.12.1903, Лондон), англ. театральный художник. Окончил королевский Колледж иск-в. Оформил балеты: "Поиск" Уолтона (1943, "Нью тиэтр", Лондон), "Иов" (1948, "Сэдлерс-Уэллс балле", "Ковент-Гарден"); для труппы "Сэдлерс-Уэллс тиэтр балле" – "Море меняется" на муз. Сибелиуса (1949), "Арлекин в апреле" Арнелла (1951), "Песнь" Дохнаньи (1953), "Принц Пагод" (1957) и др.

Лит.: John Piper, [Harmondswonth], 1944.

Н. П. Рославлева.

Пакальнис Ю.

ПАКÁЛЬНИС Юозас (4.8.1912, дер. Вясялькишкяй, ныне Пакруойского р-на Литов. ССР, – 28.1.1948, Вильнюс), сов. композитор, дирижёр, флейтист. С 1930, по окончании Клайпедского муз. уч-ща, работал (до 1938) флейтистом и концертмейстером в Каунасском т-ре. В 1938–39 учился в Лейпцигской консерватории. С 1937 дирижёр Каунасского т-ра. При его участии пост. балеты: "Конёк-Горбунок" (1937), "Бахчисарайский фонтан" (1938); "Тайна пирамиды" Черепнина (1938), "Красный мак" (1940) и др. Автор симфонич. и камерных соч., а также балета "Невеста" (1943, Каунасский т-р; 1947, там же, балетм. тот же; 1952, Вильнюс, новая ред.; 1976, сокращённая ред., Каунасский т-р). С 1933 преподавал в Каунасской консерватории.

Лит.: Juodpusys V., Juozas Pakalnis, Vilnius, 1972.

В. В. Ландсбергис.

"Пакеретта"

"ПАКЕРÉТТА", балет в 3 актах 5 картинах. Комп. Ф. Бенуа, сцен. Т. Готье. 15.1.1851, парижская Опера, балетм. А. Сен-Леон, худ. Э. Деплешен, Ш. Камбон, Ж. Тьерри (декорации), П. Лормье и Маршаль (костюмы); Пакеретта – Ф. Черрито, Франсуа – Сен-Леон. В России: 28.1.1860, Большой т-р, Петербург (с добавлением муз. Ч. Пуньи, в 4 актах), балетм. Сен-Леон; Пакеретта – К. Розати (позднее М. Н. Муравьёва, П. П. Лебедева). 1882, возобн., Мариинский т-р (с муз. Бенуа, Пуньи и Л. Минкуса), балетм. М. И. Петипа (по Сен-Леону), худ. М. И. Бочаров, Г. Г. Вагнер, В. Егоров, А. Р. Лупанов (декорации) и А. Шарлемань (костюмы); Пакеретта – Е. П. Соколова. 27.12.1884, Большой т-р, Москва, балетм. А. Н. Богданов (по Сен-Леону), худ. К. Ф. Вальц, дирижёр С. Я. Рябов; Пакеретта – А. Х. Иогансон.

Лит.: Красовская В., Русский балетный театр второй половины XIX века. Л.–М., 1963. с. 68–69.

Паллаи А.

ПÁЛЛАИ (Pallay) Анна (24.5.1890, Будапешт, – 4.4.1970, там же), венг. артистка и педагог. Училась при Венг. оперном т-ре, танцевала в кордебалете т-ра. Как солистка дебютировала в 1907 в балете Н. Гуэрры "Попурри из венгерских танцев" на муз. Листа. Одна из лучших учениц Гуэрры, П. принадлежала к самым виртуозным и музыкальным танцовщицам своего поколения. Наиболее значит. партии исполнила в балетах "Сильвия" Делиба и "Гренадер-карлик" Сиклы (оба – балетм. Гуэрра), "Фея кукол" (балетм. Хасрайтер), "Деревянный принц" (балетм. О. Зёбиш). В 1919 ушла из т-ра. В 1920-х гг. гастролировала по городам Европы и США. Ставила танцы, в т. ч. и стилизованные венг. на муз. Брамса и Листа. Вернувшись на родину, открыла частную школу. В 1930–39 преподавала в Муз. академии сценич. движение, ритмику и пластику.

Паллерини А.

ПАЛЛЕРИ́НИ (Pallerini) Антония (25.6.1790, Пезаро, – 11.1.1870, Милан), итал. артистка. Родилась в театральной семье. Дебютировала в "Ла Скала" в балетах Г. Джои. Учителем П. считают С. Вигано, в балетах к-рого она создала ведущие партии разнообразного репертуара (от Боне – "Прометей" до Дидоны и Жанны д’Арк в одноим. балетах). Сильной стороной таланта П. была выразительность мимики и пантомимной пластики в неск. натуралистич. духе итал. балетной мелодрамы 1-й пол. 19 в.

Лит.: Ritorni С. Commentarii della vita e delle opere coredrammatiche di Salvatore Vigano, Mil., 1938; Guest I., The romantic ballet in England. L., 1954.

B. M. Красовская.

Палукка Г.

ПАЛУ́ККА (Palucca) Грет (р. 8.1.1902, Мюнхен), нем. артистка и педагог (ГДР). Училась у Г. Крёллера и М. Вигман. Начала выступать в 1924, работала во мн. странах. Представи- тельница нем. экспрессивно-пластич. танца, П. вносила в своё исполнение глубоко гуманистич. содержание. С помощью выработанных ею оригинальных технич. приёмов и своеобразной лексики П. создала мн. композиций, передавая в танце широкую гамму человеческих чувств и настроений. Пост. ок. 200 сольных номеров. В 1925 организовала школу в Дрездене с филиалами в Штутгарте, Берлине (в 1939 все были закрыты фаш. властями) и за рубежом. С 1945 выступала с сольными концертами, в этом же году вновь открыла школу; в 1949 школа стала Гос. уч-щем художеств. танца (в уч-ще преподавали и сов. педагоги). При уч-ще ежегодно проводятся междунар. летние

курсы.

Проф. (1962). Нац. пр. ГДР (1950).

Лит.: Palucca, В., 1972.

Э. Реблинг.

Г. Палукка

Палукка Г.

Г. Палукка

"Пан Каневский"

"ПАН КАНÉВСКИЙ", балет в 3 актах 7 картинах (по мотивам укр. песни "Дума о Бондаривне"), Комп. М. И. Вериковский, сцен. Ю. Ткаченко (ред. Вериковского). 19.4.1931, Украинская гос. опера, Харьков, балетм. В. К. Литвиненко, худ. И. Курочка-Армашевский, дирижёр Вериковский; Любина Бондаривна – B. C. Дуленко, Ярош – В. К. Литвиненко, пан Каневский –М. Мономахов, участвовали также Г. Лерхе, К. Васина, Р. Захаров, О. Берг, А. Ярыгина, К. Муллер, В. Горохов и другие. 1931, Украинский т-р оперы и балета, Киев, балетм. и худ. те же, дирижёр М. Радзиевский; Любина Бондаривна – А. Гаврилова, Софья – К. Васина, Ярош – В. Литвиненко, пан Каневский – К. Манкутевич, пан Тридурский – М. Дельсон. 1932, Днепропетровский театр, балетмейстер П. Йоркин.

Лит.: Загайкевич М. П., Украïнська балетна музика, Киïв, 1969, с. 80–88; Станiшевський Ю., Украïнський радянський музичний театр, Киïв, 1970.

В. М. Пасютинская.

"Пан Твардовский"

"ПАН ТВАРДÓВСКИЙ" ("Pan Twardowski"), балеты на сюжет польских легенд 16 в. и повести И. Кражевского, 1) Комп. А. Зонненфельд. 7.7.1874, "Т-р Вельки", Варшава, балетм. В. Калори; исполнители – Я. Попель, X. Холевицкая, С. Гиллерт, Л. Жадцы. 1892, Варшава, балетм. И. Мёнье. В 1895 в этой постановке выступали Ф. и М. Кшесинские и Н. Легат. 2) Балет-пантомима в 9 картинах. Композитор Л. Ружицкий, сцен. С. Ружицкая. 9.5.1921, "Т-р Вельки", Варшава, балетм. П. Зайлих, худ. В. Драбик, дирижёр Э. Млынарский; Пан Твардовский – З. Тохарский, Дьявол – Зайлих, Королева подземелий – Г. Шмольцувна, Вакханка – И. Шиманьская, Пленник – З. Домбровский. Возобн., там же, 1933, 1938 (балетм. Зайлих), 1951, 1957, 1965 (балетм. С. Мищик), 1959 (балетм. Ф. Парнель, художник С. Яроцкий), 1973 (балетм. В. Груца). В др. городах Польши (в скобках фамилии балетмейстеров): Познань (1929, М. Статкевич), Вроцлав (1953, З. Патковский; 1962, Мищик), Гданьск (1954, Я. Яжинувна-Собчак), Быдгощ (1966, Р. Собесяк), Лодзь (1967, В. Борковский). За рубежом: Копенгаген (1924, Г. Улендорф и Зайлих), Прага (1925, Р. Ремиславский), Моравска-Острава (1928, Б. Рельский), Загреб (1925, М. Фроман), Брно (1929, Я. Хладик), Братислава (1933, В. Полачек), Оломоуц (1949, Рельский). В СССравни 17.11.1958, Т-р им. Франко, сцен. С. Млавская, балетм. Н. И. Трегубов, худ. A. B. Сальман, дирижёр Я. А. Вощак.

Лит.: По театрам мира, "Т", 1957, № 8; Деревенко Г., Балет "Пан Твардовский", "СМ", 1959, № 8.

В. В. Киселёв.

Панкрате Я. Д.

ПÁНКРАТЕ Янина Дмитриевна (р. 24.1.1924, Рига), сов. артистка, балетмейстер и педагог. Засл. арт. Латв. ССР (1954). В 1941 окончила балетную школу Рижского т-ра (педагоги О. Леманис и Е. Тангиева-Бирзниек). В 1944–65 в Рижском т-ре. Партии: Китри, фея Сирени; Лайма ("Лайма" Лепиня), Мария, Лауренсия, Tao Хоа, Джульетта, Эгина; Лена ("Юность" Чулаки), Лелде ("Сакта свободы", Гос. пр. СССравни 1951), Варвара ("Доктор Айболит"), Касте ("На берегу моря" Юзелюнаса), Сводная сестра ("Золушка"), Килина ("Лесная песня" Скорульского), Даугава ("Стабурадзе" Калниня), Поповна ("Сказка о Попе и о работнике его Балде" Чулаки), Испанка ("Болеро"), Франциска ("У голубого Дуная" на муз. И. Штрауса), Золотая дама ("Симфонические танцы" на муз. Рахманинова). Участвовала в гастролях за рубежом. В 1955–70 преподавала в Рижском хореографич. уч-ще, с 1965 балетм. Рижского т-ра, с 1975 – педагог Гос. консерватории Латв. ССР.

Э. Т. Силинь.

Пантомима

Статья большая, находится на отдельной странице.

Папко Ю. В.

ПАПКÓ Юрий Викторович (р. 25.2.1940, Москва), сов. артист и балетмейстер. Засл. арт. РСФСР (1976). Чл. КПСС с 1964. В 1958 окончил Моск. хореографич. уч-ще (педагог М. М. Габович), в 1973 – балетмейстерское отделение ГИТИСа. С 1958 в Большом т-ре. Танцовщик преим. характерного амплуа, П. обладает ярким темпераментом, актёрским дарованием. Его лучшие партии: Ротбарт; Молодой цыган ("Каменный цветок", балетм. Ю. Н. Григорович), Визирь и Незнакомец ("Легенда о любви", балетм. тот же), Куман ("Половецкие пляски", балетм. К. Я. Голейзовский). В репертуаре П.: венгерский танец ("Лебединое озеро", "Раймонда"), мазурка ("Золушка", "Бахчисарайский фонтан"), фламенко ("Лауренсия"); партии – Меркуцио; Ларри ("Тропою грома"), лесничий Ганс ("Жизель"), Каталабют ("Спящая красавица", балетм. Ю. Н. Григорович, 1-й исполнитель) и др. С 1964 ведёт балетмейстерскую работу. Пост. (совм. с Ю. Г. Скотт) балеты "Сотворение Евы" Власова (1968, Моск. т-р оперетты; 1970, Киргизский т-р), "Алые паруса" Юровского (1975, Куйбышевский т-р),?"В долине легенд" Мусаева (1977, Т-р им. Навои, Ташкент), концертные номера ("Зов Анджелы" на муз. Леденёва, 2-я пр. Всесоюзного конкурса балетмейстеров, 1972), танцы в операх ("Мазепа", "Фауст", "Русалка", "Снегурочка" – Большой т-р), опереттах, драм. спектаклях, кинофильмах.

Паплиньский Э.

ПАПЛИ́НЬСКИЙ (Papliński) Эугениуш (18.9.1908, Варшава, – 31.5.1958, там же), польский артист, балетмейстер. В 1926–34 солист "Т-ра Вельки" в Варшаве, затем выступал на эстраде и в оперетте в Варшаве и Львове (1935–39). Руководил труппой Оперы в Познани (1949–50). В 1950 организовал танц. труппу при ансамбле нар. песни и танца "Мазовше" (руководил до 1954). В 1954 создал Польский ансамбль танца (руководил до 1961). Партии: в пост. П. Зайлиха – Дьявол ("Пан Твардовский"), Петрушка; Шах ("Шехеразада"), волшебник Фурбо ("Пульчинелла") и др. Пост. и возобн.: "Павлин и девочка" Шелиговского (1950, 1957), "Карнавал" (1950); "Свадьба в Ойцуве" (1955, 1969), "Харнаси" (1957, 1969); "Вершины гор" Малявского (1962), "Лизетта – худо сбережённая дочь" ("Тщетная предосторожность", 1973). С 1962 ставил танцы для "Мазовше", а также в муз. т-рах ПНР и за рубежом. Гос. пр. ПНР.

И. Турска.

"Папоротник, или Ночь на Ивана Купала"

"ПÁПОРОТНИК, И́ЛИ НОЧЬ НА ИВÁНА КУПÁЛА", балет в 3 актах 5 картинах. Комп. Ю. Г. Гербер, сцен. С. П. Соколов и К. С. Шидловский. 27.12.1867, Большой т-р, балетм. Соколов, худ. П. А. Исаков, Ф.-Х. Шеньян, И. Е. Куканов, Ф. К. Вальц (машины), дирижёр П. Н. Лузин; Гений папоротника – А. И. Собещанская, Степан – С. П. Соколов, Надя – A. B. Егорова, русская пляска – О. Н. Николаева и A. M. Кондратьев, Царица русалок – П. М. Карпакова. 1893, Большой т-р, 2-й акт возобн. К. А. Щербаковым (по Соколову); Гений папоротника – М. Н. Горохова, Степан – Н. Ф. Манохин, Царица русалок – E. H. Калмыкова.

В. Я. Суриц.

"Парад"

"ПАРÁД" ("Parade"), одноактный балет. Комп. Э. Сати, сцен. Ж. Кокто. 18.5.1917, Русский балет Дягилева, т-р "Шатле", Париж, балетм. Л. Ф. Мясин, худ. П. Пикассо, дирижёр Э. Ансерме; Китайский фокусник – Мясин, Акробаты – Л. В. Лопухова и Н. Зверев, Маленькая американка – Г. Шабельская, Менеджер в вечернем костюме – Л. Вуйциковский, Менеджер из Нью-Йорка – М. Статкевич, Менеджер верхом – М. Уманский. Возобн. труппами: Балет XX века, Брюссель (1964), "Сити сентер Джофри балле", Нью-Йорк (1973; показан в СССР в 1974), "Лондон фестивал балле" (1974). Др. пост. (в скобках фамилии балетмейстеров): Дармштадт (1929, К. Экштайн), Кёльн (1929, Л. Гальперн).

Бродячие артисты дают представление на городской площади. Однако ни зазывания менеджеров, ни трюки китайского фокусника, ни выступления акробатов не привлекают внимания публики; актёрами постепенно овладевают глубокое уныние и усталость.

Парадиз Л.

ПАРАДИ́З (Paradis) Леопольд [г. рожд. неизв., Вена, – ум. 1782(?)], австр. артист, педагог и балетмейстер. Приехал в Россию в 1759 с труппой Ф. Хильфердинга, был принят в петерб. балетную труппу первым танцовщиком. Выступал в балетах Хильфердинга и в своих пост.: "Балет с ?зайцем?", "Говорящая картина ?Рыбаки?", "Голландский балет", "Турецкий балет" (1759), "Балет с волынкой" (1765), дивертисмент в опере "Олимпиада" Траэтты (1769) и мн. др. С 1778 преподавал танцы в моск. Воспитательном доме, где обучал по собств. системе с чётким разделением учащихся по амплуа. Среди учеников П. – артисты И. Никитин, Г. И. Иванов (Райков), В. М. Михайлов (Балашов), И. Л. Лаврентьев (Еропкин), A. M. Матвеева (Собакина) и др. На сцене моск. Петровского т-ра пост. пантомимный балет "Волшебная лавка" Старцера (частично и автор музыки, 1780); много балетных миниатюр пост. на сцене т-ра моск. Воспитательного дома.

Лит.: Штелин Я., Музыка и балет в России XVIII века, пер. с нем., Л., 1935; Глушковский Α., Воспоминания балетмейстера, Л.–М., 1940; Красовская В. М., Русский балетный театр от возникновения до середины XIX века, Л.–М., 1958.

В. А. Кулаков.

"Парень Билли"

"ПÁРЕНЬ БИ́ЛЛИ" ("Billy the Kid"), одноактный балет. Комп. А. Копленд. Сцен. Л. Кёрстайн. 16.10.1938, "Балле караван", Оперный т-р, Чикаго. Балетм. Ю. Лоринг, худ. Дж. Френч; Парень Билли – Лоринг, Пэт Гэррет – Л. Кристенсен, Alias – Т. Болендер, Мать и возлюбленная – Мари-Жанн. 1941, "Балле тиэтр", Чикаго (в 1966 показан на гастролях в СССР). 1942, "Данс плейерс", Нью-Йорк.

Е. Я. Суриц.

Парес X.

ПÁРЕС (Pares) Xoce (р. 11.12.1928, Пуэрто-Рико), пуэрториканский артист, балетмейстер и педагог. Учился у М. Агульо, М. Краск, А. Тюдора, Ф. Алонсо. В 1951–56 в труппе Балет Алисии Алонсо, в 1956–59 руководил собственной труппой в Пуэрто-Рико. В 1959–70 в Нац. балете Кубы работал как танцовщик, хореограф, педагог-репетитор. С 1970 в труппе Балет XX века и в школе при ней в качестве педагога классич. танца. Среди пост.: "Концерт в белом и чёрном" на муз. Гайдна (1952; показан в СССР в 1960), "Делириум" на муз. Франка (1953), "Коралловый конь" Мартина (1960, показан в СССР в том же году), "Вальпургиева ночь" (1961); "Флейтист из Гамельна" на муз. Делиба (1963), "Бах х 11 = 4 х А" на муз. Баха (1970).

Н. В. Шашкова.

Парижская Опера

Статья большая, находится на отдельной странице.

"Парижский рынок"

"ПАРИ́ЖСКИЙ РЫ́НОК", одноактный балет. Комп. Ч. Пуньи, сцен, и балетм. М. И. Петипа. 23.4.1859, Большой т-р, Петербург; Лизетта – М. С. Петипа, Симон – Петипа, маркиз Мегреле – Т. А. Стуколкин, Жоржетта – A. A. Рюхина. 1895, возобн., Мариинский т-р; Лизетта – М. К. Андерсон, Симон – С. С. Литавкин, маркиз Мегреле – Э. Чеккетти, Жоржета – Е. А. Кускова. 3.1.1868, Большой т-р, Москва, балетм. Петипа, худ. П. А. Исаков, дирижёр П. Н. Лузин; Лизетта – П. М. Карпакова. За рубежом: 29.5.1861, под назв. "Рынок невинных" ("Le marché des innocents"), парижская Опера, балетм. M. и Л. Петипа, худ. Ш. А. Камбон, Ж. Тьерри (декорации) и А. Альбер (костюмы); Лизетта – М. С. Петипа, Симон – Л. Мерант.

Лит.: "Парижский рынок". [Либретто], М., 1869; "ЕИТ". Сезон 1894–95 гг., СПБ, 1896, с. 204–205.

"Парижское веселье"

"ПАРИ́ЖСКОЕ ВЕСÉЛЬЕ" ("Gaîté parisienne"), одноактные балеты на муз. Ж. Оффенбаха (в обр. М. Розенталя), 1) Сцен. Э. де Бомон. 5.4.1938, "Балле рюс де Монте-Карло" (Р. Блюма), Монте-Карло, балетм. Л. Ф. Мясин, худ. де Бомон; Продавщица перчаток – Н. Тараканова (затем А. Д. Данилова), Цветочница – Э. Деларова, Львица – Ж. Лоре, Перуанец – Мясин, Барон – Ф. Франклин, Офицер – И. Юшкевич. Пост. также: Королевский шведский балет, Стокгольм (1956), "Американ балле тиэтр" (1970), "Лондон фестивал балле" (1973). Экранизирован в 1941. 2) 1978, Балет XX века, Брюссель, балетм. М. Бежар; исполнители – X. Донн, Р. Пулворде, Б. Пи, В. Ульяте, М. ван Хуке.

К. Г. Филонова.

Парк М.

ПАРК (Park) Мерл (р. 6.10.1937, Солсбери, Родезия), англ. артистка. Училась у Б. Лэм и в балетной школе "Элмхерст". С 1954 в труппе "Сэдлерс-Уэллс балле", с 1959 – одна из ведущих танцовщиц Королевского балета. Выступает в партиях классич. и совр. репертуара. Первая исполнительница в балетах: "Бранденбургский концерт" на муз. Баха (1966, балетм. Дж. Кранко), "Игра тени" на муз. Кеклена (1967, балетм. А. Тюдор), "Джаз-календарь" Беннетта (1968, балетм. Ф. Аштон) и др. Среди др. партий – Аврора, Жизель, Лиза; Клара ("Щелкунчик") и др.

Н. П. Рославлева.

Парлич Д.

ПÁРЛИЧ (Parlić) Димитрие (р. 23.10.1919, Салоники, Греция), югосл. артист и балетмейстер. Учился в Белградской академии драматич. иск-ва классич. танцу (с 1937) у Е. Поляковой и Н. Бошкович. С 1938 в Нац. т-ре Белграда. Партии: Франц, Ромео; Марко ("Охридская легенда") и др. В 1940-х гг. работал в т-рах Берлина, Вены, Загреба, с 1946 – в Белграде, где пост. ок. 30 балетов, среди к-рых: "Коппелия" (1948), "Ромео и Джульетта" (1948), "Орфей" (1952); "Пряничное сердце" Барановича (1955), "Чудесный мандарин" (1957); "Королева островов" Тирье (1956), "Охридская легенда" (1960); "Шестая симфония" на муз. Чайковского (1965), "Жоан из Цариссы" Эгка (1967), "Голем" Франсиса (1970), "Анна Каренина" (1972) и др. Осуществил мн. постановок за рубежом.

М. Йованович.

"Пряничное сердце". Национальный театр в Белграде. Балетм. Д. Парлич

Парлич Д.

"Пряничное сердце". Национальный театр в Белграде. Балетм. Д. Парлич

Парнел Р.

ПÁРНЕЛ (Parnel) Рут (р. 12.2.1923, Бечкерек, ныне Зренянин), югосл. артистка и педагог. Училась у М. Йовановича и Н. Кирсановой. С 1941 в Нац. т-ре в Белграде. Партии: Жемчуг ("Охридская легенда"), Сванильда; Рыбка ("Золотая рыбка" Логара), Джульетта и мн. др.

М. Йованович.

Парнель Ф.

ПÁРНЕЛЬ (Parnell) Феликс (наст. фам. – Гжибек) (р. 13.12.1898, Варшава), польский артист, балетмейстер. В 1917–21 солист оперного т-ра в Одессе. В Варшаве работал балетмейстером в т-ре "Новости" (1925–27), "Т-ре Вельки" (1927–29), эстрадных т-рах "Весёлый вечер", "Морское око" и другие. Организатор и руководитель труппы Польский балет Парнеля (1935–39 и 1945–47); ставил спектакли в варшавских т-рах "Театр Народовы" (1948–49) и "Сирена" (1952–54), руководил труппой Оперы в Познани (1954–56), Лодзи (1957–65). Исполнял почти все гл. характерные партии в собств. пост. в своей труппе, а также Пульчинеллу и пана Твардовского. Среди пост. и возобн.: "2-я рапсодия Листа" (1928), "Байка" на муз. Монюшки (1928), "Пряничное сердце" Барановича (1929), "Пан Твардовский" (1955, 1959), "Послеполуденный отдых фавна" (1957), "Жизель" (1959); "Свитезянка" Моравского (1960), "Комедианты" на муз. Малявского (1960), "Бахчисарайский фонтан" (1961), "Коппелия" (1962) и др. В творческой практике П. часто обращался к польскому танцевальному фольклору, к-рый ставил в духе стилизованного гротеска.

И. Турска.

Парсегов В. В.

ПАРСÉГОВ Валерий Владимирович (р. 23.3.1936, Киев), сов. артист. Засл. арт. УССР (1965). В 1955 окончил Киевское хореографич. уч-ще (педагог К. В. Тихомиров). В 1956 дебютировал в Т-ре им. Шевченко в партии Принца ("Щелкунчик"). Среди партий: Зигфрид, Базиль; Принц ("Золушка"), Дезире и Голубая птица, Ромео, Вацлав; Паоло ("Франческа да Римини"), Мензер ("Семь красавиц"), Парис ("Лилея" Данькевича), Лукаш и Перелесник ("Лесная песня" Скорульского); первый исполнитель партии Ивана ("Тени забытых предков" Кирейко, балетм. Т. Е. Рамонова). С 1965 преподаёт в Киевском хореографич. уч-ще. Пр. В. Ф. Нижинского (Париж, 1964).

Партаи Л.

ПÁРТАИ (Pártay) Лилла (р. 25.9.1941, Будапешт), венг. артистка. Училась в Ин-те балета у Ф. Надаши (1956–61). С 1961 в Венг. оперном т-ре (с 1971 солистка). Среди партий: Одетта – Одиллия; Девушка ("Чудесный мандарин"), Жизель, Аврора, Зарема, гл. партия в "Шехеразаде", Избранница ("Весна священная") и гл. партия в "Быть может это Смерть?" (последние две в пост. М. Бежара). Пр. им. Ф. Листа (1972).

А. Геленчер.

"Партизанские дни"

"ПАРТИЗÁНСКИЕ ДНИ", балет в 4 актах 6 картинах. Комп. Б. В. Асафьев, сцен. В. И. Вайнонен и В. В. Дмитриев. 10.5.1937, Т-р им. Кирова, балетм. Вайнонен, худ. Дмитриев, дирижёр Е. А. Дубовский; Настя – H. A. Анисимова, В. Г. Каминская, Керим – В. М. Чабукиани (затем С. Г. Корень).

Растревожена казачья станица Гражданской войной. Во время свадьбы Настя оставляет жениха Андрея (сына белогвардейского офицера) и уходит из станицы с друзьями Керимом и Григорием к партизанам в горный аул. Партизанский отряд Григория освобождает от белых один из кавказских городков. По пути в штаб Красной Армии Керим и Настя попадают в плен к казакам, предводительствуемым Андреем. Их ожидает казнь в станице. Неожиданно туда врывается отряд Григория, а вслед за ним подходят регулярные части Красной Армии. Восставшие жители станицы и партизаны приветствуют их.

Лит.: Армашевская К., Вайнонен Н., Балетмейстер Вайнонен. М., 1971.

Н. Ю. Чернова.

Партийность

ПАРТИ́ЙНОСТЬ в искусстве, идейная направленность художеств. творчества, выражающая интересы определённых классов, социальных групп и проявляющаяся как в образном строе самого иск-ва, так и в общественных позициях и взглядах художников. В П. обнаруживается зависимость иск-ва от обществ. борьбы, раскрывается его идейность.

В прошлые эпохи художники, в т. ч. деятели хореографии, далеко не всегда отчётливо сознавали классовый характер и социальный смысл своего творчества. Их взгляды проявлялись чаще в нечётко оформленных симпатиях и антипатиях, в приверженности к духовным ценностям, к-рые были так или иначе связаны с определёнными классовыми устремлениями. В сов. иск-ве повысилось значение мировоззрения в творчестве, возросла роль обществ. идеала, сознательной целеустремлённости художеств. деятельности.

Создавая спектакль, балетмейстер и исполнители не могут уйти от выявления социальных позиций и устремлений изображаемых героев, от выражения своего отношения к ним и трактовки существа их характеров и взаимоотношений с позиций определённого общественно-эстетич. идеала. Творя по велению своего сердца, художники, в т. ч. деятели хореографии, вместе с тем бесчисленными нитями связаны с интересами и духовными ценностями тех или иных классов, а в социалистич. обществе – всего народа, и ориентируются на эти ценности и интересы. В этом проявляется П. их творчества.

П. не противоречит свободе творчества, а является её выражением. В статье "Партийная организация и партийная литература" (1905) В. И. Ленин показал, что "жить в обществе и быть свободным от общества нельзя" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 12, с. 104). Балет, как и любое другое иск-во, всегда выражал характер того общества, в к-ром он создавался. Подлинно художеств. произведения, несмотря на отпечаток классовости, воплощали правдивое и нар. содержание, имеющее общечеловеческое значение. Поэтому они и живут в веках.

В совр. бурж. иск-ве его П., определяемая интересами господств. класса, лицемерно маскируется. В социалистич. обществе принцип П. социалистического реализма означает прямую и открытую связь художеств. творчества с жизнью народа, с идеологией Коммунистич. партии. П. не ограничивает художника, а предоставляет ему полную творч. свободу в выборе художеств. средств, приёмов и форм для наилучшего воплощения жизненного содержания. Ленин подчёркивал, что П. предполагает обеспечение "... большого простора личной инициативе, индивидуальным склонностям, простора мысли и фантазии, форме и содержанию" (там же, с. 101). П. – условие глубокого проникновения иск-ва в сущность социальных процессов, яркого и убедительного отображения новых человеческих характеров и отношений, идейно-нравственных проблем социалистич. общества.

Лит.: Ленин В. И., Партийная организация и партийная литература, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 12.

В. В. Ванслов.

Пастор В.

ПÁСТОР (Pásztor) Вера (р. 18.2.1924, Будапешт), венг. артистка и балетмейстер. Училась в школе при Венг. оперном т-ре у Р. Брады, затем у Ф. Надаши. С 1939 в труппе этого т-ра (с 1948 солистка). Наиболее значит. партии: Девушка ("Видение розы", балетм. Ф. Надаши), Девушка ("Концерт на площади" на муз. И. Штрауса, балетм. Д. Харангозо), Маша; Принцесса ("Деревянный принц"), Мария; Илона ("Песня Бихари" Кенешшеи), Балерина ("Петрушка") – все балетм. Вашхедьи. В 1956 вместе с мужем Вашхедьи открыла школу в Цюрихе. Выступает в цюрихском Оперном т-ре, в труппах "Балле де Франс", Нидерландский нац. балет и другие. Ставила балеты в разл. труппах (часто совм. с Вашхедьи), в нек-рых из них исполняла гл. партии.

А. Геленчер.

Пастораль

ПАСТОРÁЛЬ (от лат. pastoralis – пастушеский), театральное представление, написанное на идиллический сюжет. П. получила распространение в придворных т-рах эпохи Возрождения в Италии в 16 в. ("Аминта" Т. Тассо, 1533; "Верный пастух" Дж. Б. Гварини, 1591), культивировалась как придворно- аристократич. представление во Франции 17–18 вв. ("Помона" Камбера, 1671, "Празднества Амура и Бахуса" Люлли, 1672). Участниками П. были не только артисты, но и придворные, король. В П. обычно изображалась сельская жизнь галантных пастухов и пастушек, наделённых аристократич. манерами и чувствами, воспевалась счастливая любовь. Как правило, П. состояла из музыки и пения, нередко представляя собой маленькую оперу или балет, а иногда и соединение того и другие.гого (см. Опера-балет). П. редко исполнялась самостоятельно, обычно была составной частью более широкого праздничного представления и включалась в него как интермедия. В П. балетного характера использовались танцы и пантомима. Среди наиболее известных композиторов, сочинявших пасторали, – Ж. Б. Люлли, Н. Дезод, А. Детуш. Позднее П. стали называть любое сценич. произведение на тему сельской идиллии (балет "Сильвия", 1876). В опере П. И. Чайковского "Пиковая дама" (1890) интермедия "Искренность пастушки" представляет собой стилизацию П. 18 в. и включает вокальные и танц. эпизоды.

В. В. Ванслов.

Паулли Х. С.

ПÁУЛЛИ (Paulli) Хольгер Симон (22.2.1810, Копенгаген, – 23.12.1891, там же), датский композитор и дирижёр. С 1842 дирижировал балетным, а с 1861 – оперным репертуаром Королевского датского т-ра в Копенгагене. Автор музыки мн. балетов Бурнонвиля: "Неаполь, или Рыбак и его невеста" (совм. с Н. В. Гаде, Э. Хельстедом, Х. К. Лумбю, 1842), "Белльман", "Белая роза", "Старые воспоминания", "Консерватория" (совм. с Лумбю, 1849), "Ярмарка в Брюгге" (1852), "Свадебный поезд в Хардангере" (1853), "Хрустальный дворец", "Абдалла" (1855), "В Карпатах", "Праздник цветов в Дженцано" (совм. с Хельстедом, 1858).

Е. Я. Суриц.

"Пахита"

"ПАХИ́ТА" ("Paquita"), балет в 2 актах 3 картинах. Комп. Э. М. Дельдевез, сцен. П. Фуше и Ж. Мазилье. 1.4.1846, парижская Опера, балетм. Мазилье, худ. Р. Филастр, Ш. Камбон, П. Дьетерль, Т. Ж. Сешан и Э. Деплешен; Пахита – К. Гризи, Люсьен – Л. Петипа. В России: 26.9.1847, в 3 актах (в инструментовке К. Н. Лядова), Большой т-р, Петербург, балетм. М. И. Петипа и П. Ф. Малавернь (Фредерик), худ. Г. Г. Вагнер и Журдель; Пахита – Е. И. Андреянова (позднее К. Гризи, Р. Гиро, А. И. Прихунова), Люсьен – Петипа. 23.11.1848, Большой т-р, Москва (добавлен галоп на муз. К. Н. Лядова), балетм. М. И. Петипа, худ. И. Браун, Ф. Ф. Серков, Ф. И. Шеньян, дирижёр Д. П. Карасёв; Пахита – Е. И. Андреянова (позднее Ирка Матиас, Е. А. Санковская, П. П. Лебедева), Люсьен – Петипа. 5.10.1866, возобн., там же, в 2 актах, балетм. П. Ф. Малавернь (Фредерик), дирижёр П. Н. Лузин; Пахита – А. Горохова. 27.12.1881, Мариинский т-р, Петербург (добавлены танцы на муз. Л. Ф. Минкуса – детская мазурка, па-де-труа, гран па), балетм. Петипа, худ. Г. Вагнер, Ф. Е. Егоров, А. Р. Лупанов (декорации), Шарлемань (костюмы); Пахита – Е. О. Вазем (позднее М. Н. Горшенкова, В. Цукки, П. Поллини, М. Ф. Кшесинская, К. Замбелли, О. И. Преображенская, А. П. Павлова, Ю. Н. Седова, Т. П. Карсавина, Е. А. Смирнова, O. A. Спесивцева), Люсьен – П. А. Гердт. 29.1.1889, Большой т-р, Москва (перенос петерб. пост.), балетм. А. Н. Богданов, декорации сборные, дирижёр С. Я. Рябов; Пахита – М. Н. Горшенкова, Люсьен – Н. Ф. Манохин. На советской сцене под назв. "Пахита" возобн. "Гран па" из 3-го действия (на муз. Л. Ф. Минкуса, пост. М. И. Петипа, 1881): 1957, Ленингр. Малый т-р, балетм. К. Ф. Боярский. 1975, там же, новая ред., балетм. H. A. Долгушин. 1978, Т-р им. Кирова, балетм. П. А. Гусев, Л. М. Тюнтина, Г. П. Конищев. 1972, Т-р им. Станиславского и Немировича-Данченко, балетм. П. А. Гусев. В др. городах СССравни Вильнюс (1972, Э. Букайтис, 1978, В. Браздилис), Пермь (1972, Л. Б. Климова), Горький (1976, В. Чернуха), Чебоксары (1976, М. Сайдалиева), Воронеж (1978, А. Кунаева), Ташкент (1978, Ю. Плахт).

Лит.: Пахита. [Либретто], СПБ, 1881; "ЕИТ". Сезон 1892–1893 гг., с. 222–25; Плещеев Α., Наш балет, 2 изд., СПБ, 1899; Красовская В., Русский балетный театр от возникновения до середины XIX века, Л.–М., 1958, с. 249.

Пахмутова А. Н.

ПÁХМУТОВА Александра Николаевна (р. 9.11.1929, Бекетовка, близ Волгограда), сов. композитор. Нар. арт. РСФСР (1977). В 1953 окончила Моск. консерваторию (класс композиции В. Я. Шебалина), в 1956 – там же аспирантуру. Получила широкую известность как автор песен (написанных совм. с поэтом H. H. Добронравовым). Создала ряд фп., вокальных и симф. произв. На основе Концерта для оркестра написала балет "Озарённость" (1973, Большой т-р, балетм. Н. И. Рыженко и В. В. Смирнов-Голованов). Секретарь Союза композиторов СССР (с 1968). Гос. пр. СССР (1975), Пр. Ленинского комсомола (1966).

В. В. Ванслов.

Предыдущая страница Следующая страница