Приглашаем посетить сайт

Чехов (chehov-lit.ru)

Энциклопедия "Балет" (1981)
Чеккетти Э.

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Чеккетти Э.

ЧЕККÉТТИ (Cecchetti) Энрико (21.6.1850, Рим, – 12.11.1928, Милан), итал. артист, балетмейстер, педагог. Сын танцовщика и балетмейстера Чезаре Ч. Обучался во флорентийской Академии танца, сначала у Баратти, затем у Дж. Лепри (ученика К. Блазиса). Дебютировал в 1868 в балете "Никколо де’Лапи", поставленном отцом (т-р "Пальяно", Флоренция). Выступал в городах Италии, в 1870 впервые в "Ла Скала". Гастролировал в Дании, Норвегии, Голландии, Германии, Австрии, России (впервые в 1874). С 1885 ведущий танцовщик "Ла Скала", где исполнял гл. партии в балетах "Эксцельсиор" и "Любовь" Маренко (балетм. Л. Манцотти). В 1887 гастролировал с собственной труппой в петербургском летнем т-ре "Аркадия", где были показаны балеты Ч.: "Сила любви", "Мечта художника" (по Ж. Перро), сокращённые версии балетов "Эксцельсиор" и "Сиэба" (пост. Манцотти). Как танцовщик с большим успехом выступил в балете "Гарлемский тюльпан" Шеля (балетм. Л. И. Иванов и М. И. Петипа). В этом же году стал первым танцовщиком, с 1890 – балетмейстером и с 1892 – репетитором Мариинского т-ра. Ч. был танцовщиком- виртуозом, первым исполнителем партий: Голубая птица ("Спящая красавица", 1890), Бог ветра Вайю ("Талисман" Дриго, 1889). В 1892–1902 преподавал в Петерб. театр. уч-ще (с 1893 – педагог мимики, с 1896 – классич. танца). Был постановщиком (совм. с Петипа и Ивановым) танцев 1-го и 3-го действий балета "Золушка" Шеля (1893, Мариинский т-р). Из-за конфликта с дирекцией императорских т-ров уехал в Варшаву, где с 1902 руководил школой при варшавской Опере. В 1906 вернулся в Петербург, где открыл школу. В 1911–21 гл. педагог-репетитор Русского балета Дягилева, исполнял также мимич. роли: фея Карабос ("Спящая красавица"), Фокусник ("Петрушка"), Кащей ("Жар-птица"), Евнух ("Шехеразада") и др. Ч. был учителем А. П. Павловой, сопровождал её в турне по США (1913). В 1918 основал школу в Лондоне, в 1923 возвратился в Италию, открыл в 1925 школу в Милане. Последние выступления Ч. состоялись в 1922 в Лондоне (Русский балет Дягилева), в 1926 в Милане. Ч. был выдающимся педагогом классич. танца. Его деятельность сыграла значит. роль в воспитании нескольких поколений артистов балета в России и другие. европ. стран. В числе его учеников в разное время были: В. А. Трефилова, Павлова, О. И. Преображенская, Л. Н. Егорова, М. Ф. Кшесинская, Т. П. Карсавина, В. Ф. Нижинскнй, М. М. Фокин, Л. В. Лопухова, А. Я. Ваганова, Ю. Н. Седова, Б. Г. Романов, A. A. Горский, А. Р. Больм, М. М. Мордкин, С. Лифарь, Н. де Валуа, А. Д. Данилова, А. Маркова и другие. Пребывание в среде деятелей рус. балетного т-ра оказало значит. влияние на исполнительское иск-во Ч., а также на педагогич. метод, выработанный им специально для рус. учеников и отличавшийся чёткой систематизацией. Ч. добивался максимального развития техники (учитывая индивидуальные данные учеников), овладения особенностями виртуозной техники итал. школы и усвоения чистоты стиля классич. танца. Метод Ч. был изучен и зафиксирован С. Бомонтом, к-рый написал в 1922 совм. с С. Идзиковским "Учебник теории и практики классического театрального танца по методу Ч.". В том же году в Лондоне было организовано Об-во Ч. (в дальнейшем Британское об-во учителей танца).

Лит.: Плещеев Α., Наш балет, 2 изд., СПБ, 1899; Красовская В., Русский балетный театр второй половины XIX века, Л. – М., 1963; ее же, Русский балетный театр начала XX века, [ч.] 1–2, [Л., 1971–72]; Beaumont С., Idzikowski S., A manual of the theory and practice of classical theatrical dancing (méthode Cecchetti), L., 1922; Beaumont C., Enrico Cecchetti. A memoir, L., 1929; его же, Cecchetti’s legacy to the dance, в кн.: Ballet annual, v. 2, L., 1948; Craske M., Beaumont C., The theory and practice of allegro in classical ballet (Cecchetti method), L., 1930.

B. M. Паппе.

Э. Чеккетти. Рис. Р. Швабе

Чеккетти Э.

Э. Чеккетти. Рис. Р. Швабе

В начало энциклопедии