Приглашаем посетить сайт
Чеккетти Э.
ЧЕККÉТТИ (Cecchetti) Энрико (21.6.1850, Рим, 12.11.1928, Милан), итал. артист, балетмейстер, педагог. Сын танцовщика и балетмейстера Чезаре Ч. Обучался во флорентийской Академии танца, сначала у Баратти, затем у Дж. Лепри (ученика К. Блазиса). Дебютировал в 1868 в балете "Никколо де’Лапи", поставленном отцом (т-р "Пальяно", Флоренция). Выступал в городах Италии, в 1870 впервые в "Ла Скала". Гастролировал в Дании, Норвегии, Голландии, Германии, Австрии, России (впервые в 1874). С 1885 ведущий танцовщик "Ла Скала", где исполнял гл. партии в балетах "Эксцельсиор" и "Любовь" Маренко (балетм. Л. Манцотти). В 1887 гастролировал с собственной труппой в петербургском летнем т-ре "Аркадия", где были показаны балеты Ч.: "Сила любви", "Мечта художника" (по Ж. Перро), сокращённые версии балетов "Эксцельсиор" и "Сиэба" (пост. Манцотти). Как танцовщик с большим успехом выступил в балете "Гарлемский тюльпан" Шеля (балетм. Л. И. Иванов и М. И. Петипа). В этом же году стал первым танцовщиком, с 1890 балетмейстером и с 1892 репетитором Мариинского т-ра. Ч. был танцовщиком- виртуозом, первым исполнителем партий: Голубая птица ("Спящая красавица", 1890), Бог ветра Вайю ("Талисман" Дриго, 1889). В 18921902 преподавал в Петерб. театр. уч-ще (с 1893 педагог мимики, с 1896 классич. танца). Был постановщиком (совм. с Петипа и Ивановым) танцев 1-го и 3-го действий балета "Золушка" Шеля (1893, Мариинский т-р). Из-за конфликта с дирекцией императорских т-ров уехал в Варшаву, где с 1902 руководил школой при варшавской Опере. В 1906 вернулся в Петербург, где открыл школу. В 191121 гл. педагог-репетитор Русского балета Дягилева, исполнял также мимич. роли: фея Карабос ("Спящая красавица"), Фокусник ("Петрушка"), Кащей ("Жар-птица"), Евнух ("Шехеразада") и др. Ч. был учителем А. П. Павловой, сопровождал её в турне по США (1913). В 1918 основал школу в Лондоне, в 1923 возвратился в Италию, открыл в 1925 школу в Милане. Последние выступления Ч. состоялись в 1922 в Лондоне (Русский балет Дягилева), в 1926 в Милане. Ч. был выдающимся педагогом классич. танца. Его деятельность сыграла значит. роль в воспитании нескольких поколений артистов балета в России и другие. европ. стран. В числе его учеников в разное время были: В. А. Трефилова, Павлова, О. И. Преображенская, Л. Н. Егорова, М. Ф. Кшесинская, Т. П. Карсавина, В. Ф. Нижинскнй, М. М. Фокин, Л. В. Лопухова, А. Я. Ваганова, Ю. Н. Седова, Б. Г. Романов, A. A. Горский, А. Р. Больм, М. М. Мордкин, С. Лифарь, Н. де Валуа, А. Д. Данилова, А. Маркова и другие. Пребывание в среде деятелей рус. балетного т-ра оказало значит. влияние на исполнительское иск-во Ч., а также на педагогич. метод, выработанный им специально для рус. учеников и отличавшийся чёткой систематизацией. Ч. добивался максимального развития техники (учитывая индивидуальные данные учеников), овладения особенностями виртуозной техники итал. школы и усвоения чистоты стиля классич. танца. Метод Ч. был изучен и зафиксирован С. Бомонтом, к-рый написал в 1922 совм. с С. Идзиковским "Учебник теории и практики классического театрального танца по методу Ч.". В том же году в Лондоне было организовано Об-во Ч. (в дальнейшем Британское об-во учителей танца).
Лит.: Плещеев Α., Наш балет, 2 изд., СПБ, 1899; Красовская В., Русский балетный театр второй половины XIX века, Л. М., 1963; ее же, Русский балетный театр начала XX века, [ч.] 12, [Л., 197172]; Beaumont С., Idzikowski S., A manual of the theory and practice of classical theatrical dancing (méthode Cecchetti), L., 1922; Beaumont C., Enrico Cecchetti. A memoir, L., 1929; его же, Cecchetti’s legacy to the dance, в кн.: Ballet annual, v. 2, L., 1948; Craske M., Beaumont C., The theory and practice of allegro in classical ballet (Cecchetti method), L., 1930.
B. M. Паппе.
Э. Чеккетти. Рис. Р. Швабе
Э. Чеккетти. Рис. Р. Швабе