Приглашаем посетить сайт

Есенин (esenin-lit.ru)

Энциклопедия "Балет" (1981)
Статьи на букву "Ш" (часть 1, "ШАБ"-"ШЛЫ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ш" (часть 1, "ШАБ"-"ШЛЫ")

Шабрие А.

ШАБРИÉ (Chabrier) Алексис Эмманюэль (18.1.1841, Амбер, – 13.9.1894, Париж), франц. композитор. Ученик А. Гиньяра. Автор опер, фп. и симф. сочинений. На муз. Ш. поставлены балеты: "Испания" (1911, парижская Опера, балетм. Л. Статс и Р. Маури; 1961, "Балле де Пари", балетм. Р. Пти), "Котильон" (на муз. Шабрие и В. Риети, 1932, "Балле рюс де Монте-Карло", балетм. Дж. Баланчин), "Бар в "Фоли бержер"" (1934, "Балле Рамбер", Лондон, балетм. Н. де Валуа), "Фантастическое бурре" (1949, "Нью-Йорк сити балле", балетм. Баланчин), "Балабиль" (1950, "Сэдлерс-Уэллс балле", Лондон, балетм. Пти), "Шабриана" (1957, балетм. Р. Джофри), "Сельский бал" (1958, Штутгарт, балетм. Н. Берёзов), "Фантастический свет" (1963, балетм. У. Гор), "Шутовское шествие" (1970, балетм. Э. Фелд),

"Шабриеск"

(1972, балетм. Дж. Арпино) и др.

В. А. Кулаков.

Шагал М. З.

ШАГÁЛ (Chagall) Марк Захарович (р. 7.7.1887, Лиозно, близ Витебска), франц. художник и график. Учился у Ю. М. Пэна в Витебске (1906), затем в Петербурге в школе Общества поощрения художников (1907–09), брал уроки у Л. С. Бакста и М. В. Добужинского. С 1928 живёт за границей (с 1948 во Франции). Участник выставок "Мир искусства", "Бубновый валет" и другие. К балетному т-ру обратился впервые в 1942 ("Алеко" на муз. Фортепьянного трио П. И. Чайковского, "Американ балле тиэтр", балетм. Л. Ф. Мясин). Оформил также спектакли "Жар-птица" (1945, "Метрополитен-опера", Нью-Йорк, балетм. А. Больм по М. М. Фокину; 1949, "Нью-Йорк сити балле", балетм. Дж. Баланчин) и "Дафнис и Хлоя" (1958, спектакль парижской Оперы на брюссельской Всемирной выставке, балетм. С. Лифарь; 1959, парижская Опера, балетм. Ж. Скибин, показан во время гастролей этой труппы в СССР в сезоне 1969/70). В театрально-декорационное искусство Ш. перенёс приёмы и образный строй своих станковых работ. Особенное внимание уделяет разработке сценич. костюма, понимаемого как красочно-декоративное "пятно" в общей динамич. системе балетного спектакля.

Лит.: "Dance index", Ν. Υ., 1945, nov.; Lassaigne J., M. Chagall, dessins et aquarelles pour le ballet, [P.], 1970.

В. А. Кулаков.

Эскиз костюма к балету "Жар-птица". Худ. М. Шагал

Эскиз декорации к балету "Алеко". Худ. М. Шагал

Шагал М. З.

Эскиз костюма к балету "Жар-птица". Худ. М. Шагал

Шагал М. З.

Эскиз декорации к балету "Алеко". Худ. М. Шагал

"Шакунтала"

"ШАКУ́НТАЛА", балет в 3 актах (по мотивам одноим. драмы Калидасы). Комп. С. А. Баласанян, сцен. Б. Зданевич. 28.12.1963, Рижский т-р, балетм. Е. А. Тангиева-Бирзниек, консультанты Мая Рао и Шива Шанкар; Шакунтала – В. Э. Вилцинь, Души-анта – Г. А. Ритенбергс. 1979, Муз. т-р им. Станиславского и Немировича-Данченко, балетм. A. B. Чичинадзе, консультант Мая Рао.

Молодой царь Душианта встречает на охоте юную Шакунталу, приёмную дочь отшельника Канвы. Их любовь разрушена проклятьем злого мудреца Дурвасы: Шакунтала теряет перстень, подаренный Душиантой, и тот забывает её. Только когда рыбаки находят перстень и приносят его во дворец, память возвращается к царю. Ничто больше не может помешать счастью молодых супругов.

В. А. Майниеце.

Шанне М.

ШÁННЕ (Schanne) Маргрете (р. 21.9.1921, Копенгаген), дат. артистка. С 1930 училась в школе Королевского дат. балета у X. Ландера, в 1940–66 в труппе (с 1943 солистка). Выступала также в труппах: Балет Елисейских полей (1946), "Гран балле дю марки де Куэвас" (1955), в римской Опере (1961) и др. Танцевала во мн. балетах Бурнонвиля. Была лучшей исполнительницей партии Сильфиды среди дат. танцовщиц её поколения (прыжок Ш. в "Сильфиде" запечатлён на датской почтовой марке); в этой партии в 1966 выступила в последний раз. Др. партии: Жизель; Девушка ("Видение розы", балетм. М. М. Фокин), Сомнамбула ("Ночная тень" на муз. Беллини, в обработке Риети, балетм. Дж. Баланчин), Дама с камелиями ("Дама с камелиями" Бьерре, балетм. К. Ралов), Пьеретта ("Миллионы Арлекина" Дриго, балетм. Брено), "Па-де-катр" (по Ж. Перро), "Шопениана", гл. партия в "Симфонии до мажор" (балетм. Баланчин) и др.

С

1966 работает как педагог-репетитор.

Е. Я. Суриц.

Шара

ШАРÁ, см. Жиенкулова Ш.

Шарпантье Е. А.

ШАРПАНТЬÉ Елизавета Александровна (1881–1950), рус. артистка. Дочь балерины Л. Н. Гейтен и оперного певца А. Л. Шарпантье. С 1896, по окончании Моск. театр. уч-ща, в Большом т-ре (ученицей с 1892 выступала на его сцене). В 1902 Ш. уволилась из т-ра и вскоре уехала за границу. В 1911–12 участвовала в гастролях труппы А. П. Павловой по Великобритании. Партии: Ксения ("Волшебные грёзы" Померанцева), Мария ("Привал кавалерии" Армсгеймера), фея Канареек и принцесса Флорина ("Спящая красавица"), Джанина и Лизетта ("Наяда и рыбак" и "Парижский рынок" Пуньи), Гюльнара ("Корсар") и др.

Лит.: Красовская В., Русский балетный театр второй половины XIX века, Л. – М., 1963.

Г. М. Шлуглейт.

Шарра Ж.

ШАРРÁ (Charrat) Жанин (р. 24.7.1924, Гренобль), франц. артистка и балетмейстер. Училась у Ж. Ронсе, Л. Егоровой, А. Волинина. Дебютировала в фильме-балете "Умирающий лебедь" (1937, реж. Ж. Бенуа-Леви). Выступала и ставила балеты во мн. франц. труппах (парижская Опера, Балет Елисейских полей, "Нуво балле де Монте-Карло"), в Италии, Швейцарии, Германии, Австрии. В 50–60-х гг. создала несколько собств. трупп (Балет Жанин Шарра, позднее Балет Франции и другие.>.). Пост.: "Игра в карты" (1945); "Концерт № 3" на муз. Прокофьева (1947), "Битва амазонок" (1951) и "Связи" (1957) Семёнова; "Водоросли" на муз. Веретти (1956), "Дитя и волшебство" Равеля (1964), "Жар-птица" (1969); "Казанова в Лондоне" Эгка (1969) и др. В 1970 организовала школу в Париже.

Лит.: Humbert M., Janine Charrat, Antigone de la danse, P., 1970; Lidova I., Janine Charrat, "Les saisons de la danse", 1970, août.

B. A. Майниеце.

Шатилов К. В.

ШАТИ́ЛОВ Константин Васильевич (р. 5.11.1924, Ленинград), сов. артист, балетмейстер, педагог. Засл. арт. РСФСР (1954), засл. деят. иск-в Чуваш. АССР (1966). С 1947, по окончании Ленингр. хореографич. уч-ща (педагоги A. A. Писарев, А. И. Пушкин, Б. В. Шавров), в Т-ре им. Кирова. Первый исполнитель партий на сцене т-ра: Шприх ("Маскарад", 1960, балетм. Б. А. Фенстер), Баян ("Клоп", 1962, балетм. Л. В. Якобсон). Среди др. работ: Евгений, Вацлав, Дезире, Зигфрид, Меркуцио; Яго ("Отелло"), Актёр ("Пламя Парижа"), Ли Шанфу; миниатюры "Слепая", "Вечная весна" ("Хореографические миниатюры"), Панталоне ("Карнавал"), Гамаш ("Дон Кихот"). В 1970–73 Ш. – гл. балетмейстер Новосибирского т-ра и педагог Новосибирского хореографич. уч-ща. В 1957–66, 1969–70 и с 1973 педагог Ленингр. хореографич. уч-ща. В 1966–69 руководил балетной школой г. Каира (Египет). Пост. "Щелкунчик" (1972, Гос. опера, Берлин).

И. В. Ступников.

Шведский балет

Статья большая, находится на отдельной странице.

Шведский королевский балет

ШВÉДСКИЙ КОРОЛÉВСКИЙ БАЛÉТ (Kungliga Svenska Baletten), ведущая балетная труппа Швеции. Существует при Шведской королевской опере в Стокгольме (здание построено в 1898). Основана в 1773, с сер. 19 в. наз. Королевский балет. Пережив, подобно балетным труппам др. стран Европы, периоды расцвета и упадка в 19 в., Ш. к. б. в 20 в. формировался под влиянием разл. направлений танца модерн и выступлений рус. артистов балета в Швеции. Новый этап в истории труппы наступил в 50–60-х гг. 20 в., когда труппу возглавлял амер. балетмейстер А. Тюдор, к-рый пост. здесь неск. своих балетов и "Жизель". К этому времени относится и становление нац. репертуара, связанное с именами швед. балетмейстеров Б. Кульберг, И. Крамера и Б. Окессон. Приглашались и хореографы из др. стран, в т. ч. Дж. Баланчин, Л. Ф. Мясин, К. Макмиллан, Ю. Н. Григорович, Ф. Аштон и другие. В репертуаре труппы балеты классич. наследия – "Тщетная предосторожность" Герольда (балетм. Аштон), "Жизель" (балетм. Э. Брун по Ж. Коралли и Ж. Перро), "Спящая красавица" (балетм. У. Гадд и Б. Хольмгрен по М. Петипа), "Лебединое озеро" (балетм. Н. Г. Конюс) и др.; балеты Кульберг – "Фрёкен Юлия", "Адам и Ева" Русенберга; Крамера – "Блудный сын" Альвена; Баланчина – "Блестящее аллегро", "Симфония до мажор"; X. Лимона – "Павана мавра" на муз. Пёрселла; Г. Тетли – "Обними тигра и уйди в горы" Суботника; Макмиллана – "Ромео и Джульетта". Среди пост. 70-х гг. (в скобках фамилии балетмейстеров): "Онегин" на муз. Чайковского в аранж. Штольце (М. Хайде по Кранко), "Страсть к танцам" на муз. Мегюля (М. Скипинг и Крамер), "Рапорт" Петерсона (Кульберг), "Юноша и смерть" на муз. Баха (Р. Пти), все – 1976; "Безделушки" (Хольмгрен), "Синяя кожа" на швед. нар. муз. (Й. Килиан), "Полярное море" Нюстрёма (Лервик), "Зал ожидания" Гриппе (О. Арайс), "Дуэль" Бентсона (Ф. Флиндт), "Сестры" Мартена (Макмиллан), все – 1977; "Салон" на муз. Готшалка и "Супер-бой" на муз. Р. Штрауса и Шостаковича (оба – У. Бёрк), "Экстравагантность" на муз. Шостаковича (Дж. Лесли-Спинкс), "Тореадор" (Флиндт по А. Бурнонвилю), все – 1978; "Укрощение строптивой" на муз. Д. Скарлатти в аранжировке Штольце (1979, Хайде по Кранко).

С 1976 коллектив возглавляет Крамер. В качестве педагога с труппой работает О. В. Лепешинская. Руководитель балетной школы И. Свальберг. В труппе (1979): солистки – А. Альханко, И. Броссе, Ч. Лидстрём, Б. Шёльд, А. Стрювер, В. Юнг; солисты – Й. Графф, П. А. Сегерстрём, Н. О. Хегбум, Н. Эк.

В. М. Паппе.

Швейцарский балат

Статья большая, находится на отдельной странице.

Швецова В. Н.

ШВЕЦÓВА Вера Николаевна (р. 2.10.1929, Череповец), сов. артистка, педагог. Засл. арт. Латв. ССР (1958). Чл. КПСС с 1959. В 1948 окончила Ленингр. хореографич. уч-ще (педагог А. Я. Ваганова). Работала в Ленингр. Малом т-ре (1948–50), Т-ре им. Спендиарова (1951–53). В 1953–73 солистка балета Рижского т-ра. Партии: Медора ("Корсар"), Сванильда, Китри, Жизель; Скайдрите ("Стабурадзе" Калниня), Эгина; Аннель ("У голубого Дуная" на муз. И. Штрауса) и др. Участвовала в гастролях за рубежом. С 1961 педагог Рижского хореографич. уч-ща, в 1963–65 преподавала в хореографич. уч-ще в Берлине.

Э. Т. Силинь.

Шекспир У.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Шелест А. Я.

ШÉЛЕСТ Алла Яковлевна (р. 26.2.1919, Смоленск), сов. артистка. Нар. арт. РСФСР (1957). По окончании Ленингр. хореографич. уч-ща (педагог Е. П. Гердт), в 1937–63 в Т-ре им. Кирова. Ш. – балерина драматич. и трагедийного дарования; ей были близки также и роли героич. плана. Значит. удачами стали партии Лауренсии, Заремы, Гаянэ; Злюки ("Золушка", 1946, балетм. K. M. Сергеев; Гос. пр. СССравни 1947), Клеопатры ("Египетские ночи"), Хозяйки Медной горы и Мехменэ Бану; Сюимбике ("Шурале", 1950, балетм. Л. В. Якобсон; Гос. пр. СССравни 1951). Крупнейшая работа Ш. – партия Эгины (1956, балетм. Якобсон). Участвовала в спектакле "Хореографические миниатюры" ("Вечный идол", "Слепая" и "Поцелуй", 1959, балетм. тот же). Совершенством техники, музыкальностью, пластичностью отличалось исполнение ею классич. партий: Одетта – Одиллия, Аврора и фея Сирени; Жизель и Мирта ("Жизель"), Раймонда, Никия; Уличная танцовщица ("Дон Кихот"), Царь-девица ("Конёк-Горбунок") и др. С 1967–76 гл. балетмейстер Куйбышевского т-ра; совм. с Р. Ю. Вагабовым пост. "Лебединое озеро" (1971), "Семь красавиц" (1972). В 1975 пост. "Шопениана" (Тарту). Преподавала в Ленингр. хореографич. уч-ще, на балетмейстерском отд. Ленингр. консерватории.

Лит.: Красовская В., Алла Шелест, "Т и Ж", 1941, № 3; Луцкая Е., Новая роль А. Шелест – Клеопатра, "СМ", 1963, №4; Львов-Анохин Б., Алла Шелест, М., 1964.

A. A. Соколов.

А. Шелест - Эгина. Худ. В. Орешников

Шелест А. Я.

А. Шелест - Эгина. Худ. В. Орешников

Шелиговский Т.

ШЕЛИГÓВСКИЙ (Szeligowski) Тадеуш (13.9.1896, Львов, – 10.1.1963, Познань), польский композитор. Автор музыки балетов: "Павлин и девочка" (1949, Опера во Вроцлаве, балетм. З. Патковский), "Мазепа" (1958, Опера в Варшаве, балетм. С. Мищик; по мотивам драмы Ю. Словацкого).

И. Турска.

Шелков В. И.

ШЕЛКÓВ Валентин Иванович [р. 10(23).9.1906, Одесса], сов. артист, педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1967). По окончании Ленингр. хореографич. уч-ща (педагог А. И. Пушкин), в 1933–34 в Ленингр. Малом т-ре, в 1934–51 в Свердловском т-ре (одновременно педагог Свердловского хореографич. уч-ща). В 1951–76 педагог и директор Ленингр. Хореографич. уч-ща.

И. В. Ступников.

Шёльд Б.

ШЁЛЬД (Sköld) Берит (р. 15.1.1939, Стокгольм), швед. артистка. Училась в школе Королевского швед. балета, с 1956 в этой труппе. Исполняла гл. партии в балете "Причуды Купидона и балетмейстера" Лолле (балетм. В. Галеотти), в классич. репертуаре и в балетах Дж. Баланчина – "Четыре темперамента" Хиндемита и "Симфония до мажор" (оба – 1960); Дж. Роббинса – "Свадебка" (1969); А. Тюдора – "Ромео и Джульетта" Дилиуса (1962); X. Лимона – "В начале было время" Делло Джойо (1970); Г. Тетли – "Обними тигра и уйди в горы" Суботника (1971) и др.

Шёнберг А.

ШЁНБЕРГ (Schönberg, Schoenberg) Арнольд (13.9.1874, Вена, – 13.7.1951, Лос-Анджелес), австр. композитор. Композиции обучался самостоятельно, брал уроки у А. Цемлинского. Жил в Берлине, Вене, после 1933 в США, занимался педагогич. деятельностью (среди учеников Ш. – А. Берг, А. Веберн и другие.). Примыкал к позднеромантич. направлению в европ. музыке, позднее один из самых значит. представителей муз. экспрессионизма, создатель додекафонного метода композиции.

Ш. не писал балетной музыки (за исключением "Танцев вокруг Золотого тельца" во 2-м акте оперы "Моисей и Аарон", соч. в 1932, пост. в 1957, Цюрих, балетм. Й. Бергер), однако мн. совр. хореографы обращаются к его творчеству в попытках найти новые средства выразительности танца. Среди балетов на муз. Ш.: "Лунный Пьеро" (на муз. одноим. мелодрамы, 1926, Чикаго, балетм. Д. Р. Больм; 1955, "Джофри балле", Нью-Йорк, балетм. Р. Джофри; 1962, Нью-Йорк, балетм. Г. Тетли), "Огненный столп" (на муз. оркестровой версии струнного секстета "Просветлённая ночь", 1942, "Балле тиэтр", Нью-Йорк, балетм. А. Тюдор), "Изгнанники" (на муз. Камерной симфонии № 2, 1950, балетм. X. Лимон), "Пеллеас и Мелизанда" (на муз. одноим. симфонич. поэмы, 1952, Висбаден, балетм. П. ван Дийк; 1969, Королевский балет, Лондон, балетм. Пти), "Opus 34" (на муз. "Сопроводительной музыки к сеансу кинематографа", 1954), "Просветлённая ночь" (1958, Париж, балетм. П. ван Дийк; 1976, парижская Опера, балетм. Р. Пти), "Брамс – Шёнберг квартет" (на муз. фп. квартета Брамса в переработке Ш. для оркестра, 1966), "Нью-Йорк сити балле", балетм. Дж. Баланчин), "Культ ночи" (на муз. Пяти пьес для оркестра, соч. 16, 1974, балетм. Дж. Батлер), "Венская сюита" (на муз. Ш., Веберна и Берга, 1961, Балет XX века, Брюссель, балетм. М. Бежар), "Серенада" (1964, Мюнстер, балетм. Г. Фуртвенглер), "Посвящение 91" (1964, Зап. Берлин, балетм. Б. Макдональд), "Поэма" (1965, Гамбург, балетм. ван Дийк), "Жертва" (1967, Париж, балетм. П. Лакот), "Брат мой, сёстры мои" (на муз. Ш. и Веберна, 1978, Штутгартский балет, балетм. К. Макмиллан) и мн. др.

Лит.: Кремлев Ю., Очерки творчества и эстетики новой венской школы, Л., 1970; Stuckenschmidt H., Arnold Schönberg, Ζ. – Freiburg – В., [1951].

В. А. Кулаков.

Шереги Л.

ШÉРЕГИ (Seregi) Ласло (р. 12.12.1929, Будапешт), венг. артист и балетмейстер. Засл. арт. ВНР (1972). Выступал в самодеятельности, затем танцовщик Ансамбля Нар. Армии, где учился у И. Сабо и М. Надаши. С 1957 в Венг. оперном т-ре исполнял характерные партии, с 1967 – балетмейстер. В 60-х гг. создал фильм-балет на джазовую музыку, затем ставил танцы в операх ("Фауст" Гуно, "Тангейзер" Вагнера), в 1968 пост. балет "Спартак"; в 1970 – новые версии "Деревянного принца" и "Чудесного мандарина". Среди др. пост.: комедийный балет "Сильвия" (1972), "Кедр" Хидаша (1975). Ставил за рубежом: "Спартак" (1973, Нем. гос. опера, Берлин), "Деревянный принц" (1974, Зап. Берлин), "Сильвия" (1975, Цирюх; 1976, Вена) и др. Создал концертные номера, хореографич. миниатюры и одноактные балеты.

Г. Дьенеш.

Шереметьевская Н. Е.

ШЕРЕМÉТЬЕВСКАЯ Наталия Евгеньевна [р. 10(23).2.1917, Петроград], сов. балетовед. Чл. КПСС с 1949. Кандидат искусствоведения (1972). Окончила Ленингр. хореографич. уч-ще (1935) и театроведч. ф-т ГИТИСа (1959). В 1935–44 артистка Ленингр. Малого т-ра, в 1945–49 – Ансамбля нар. танца СССравни С 1958 выступает в периодич. печати. В 1964–77 науч. сотрудник Ин-та истории иск-в (Москва). Автор книг, статей.

Соч.: Чайки в полете, "Т", 1959, № 11; Первое знакомство [о чехословацком балете], там же, 1961, № 5; Продолжение знакомства, там же, 1962, № 9; Балетная весна Чехословакии, там же, 1964, № 6; Николай Фореггер – постановщик танцев, там же, 1972, № 5; Четвертая Ленинградская, там же, 1977, № 2; Открытие танца (Государственный ансамбль народного театра СССР), М., 1964; Молодые балетные театры, в сб.: Советский балетный театр. 1917–1967, М., 1976; Танец на эстраде, в кн.: Русская советская эстрада, [т. 1], М., 1976; [т. 2], М., 1977; Мастера эстрады – самодеятельности, вып. 3, М., 1977 (вступ. ст.).

Шерман И. Э.

ШÉРМАН Исай Эзрович [29.5(11.6).1908, Киев, – 13.6.1972, Ленинград], сов. дирижёр, педагог. Засл. арт. РСФСР (1940). В 1931 окончил Ленингр. консерваторию (ученик H. A. Малько, A. B. Гаука). В 1930–37 и 1945–49 дирижёр Ленингр. Малого т-ра, в 1937–45 – Т-ра им. Кирова, в 1957–67 гл. дирижёр Т-ра им. Джалиля (Казань), Горьковского т-ра, Петрозаводского муз.-драматич. т-ра. Участвовал в пост. мн. балетных спектаклей, в т. ч. "Арлекинада" и "Коппелия" (1933, 1934, Ленингр. Малый т-р, оба – балетм. Ф. В. Лопухов), "Лауренсия" (1939, Т-р им. Кирова, балетм. В. М. Чабукиани), "Ромео и Джульетта" (1940, там же, балетм. Л. М. Лавровский). Преподавал в Ленингр., Казанской, Горьковской консерваториях.

И. В. Ступников.

"Шехеразада"

"ШЕХЕРАЗÁДА", балеты по мотивам арабских сказок "1001 ночь" на музыку одноим. симф. сюиты H. A. Римского-Корсакова. 1) Одноактный балет, сцен. и балетм. М. М. Фокин. 4.6.1910, Русские сезоны, парижская Опера, худ. Л. С. Бакст, дирижёр H. H. Черепнин; Зобеида – И. Л. Рубинштейн, Негр, раб Зобеиды, – В. Ф. Нижинский, Шахриар – А. Д. Булгаков. 2) Балет в 4 картинах, сцен. и балетм. Л. А. Жуков. 16.12.1923, Большой т-р, Москва, худ. М. М. Сапегин, дирижёр Н. С. Голованов; Шехеразада – М. Р. Рейзен, Шах – А. Д. Булгаков, Князь – Жуков. 3) Балет в 4 картинах, сцен. Н. Д. Волков. 31.12.1944, Т-р им. Станиславского и Немировича-Данченко, балетм. – В. П. Бурмейстер, худ. Б. И. Волков, дирижёр С. А. Самосуд; Синдбад – A. A. Клейн, Гюльнара – М. С. Сорокина, Визирь – А. Р. Томский, Военачальник – A. C. Тольский. 1959, возобн., там же. 4) Балет в 4 актах с прологом и эпилогом, сцен. А. Г. Хандомирова. 17.6.1950, Ленингр. Малый т-р, балетм. H. A. Анисимова, худ. С. Б. Вирсаладзе, дирижёр Э. П. Грикуров; Шехеразада – Т. Н. Успенская, Шахриар – В. А. Поплавский, Фетна – Н. Р. Мириманова, Фариз – Н. Л. Морозов. 1969, возобн., там же. В разл. вариантах балет пост. в др. городах СССР (в скобках фамилии балетмейстеров): Тбилиси (сезон 1923–24, М. Г. Дысковский), Харьков (1925, A. A. Романовский), Ташкент (1925, М. Ф. Моисеев; 1960, Г. Б. Измайлова), Ереван (1947, В. П. Бурмейстер), Душанбе (1948, А. И. Проценко), Таллин (1953, Т. Е. Рамонова), Казань (1955, Н. Д. Юлтыева), Чкалов (1955, А. Д. Гулеско), Вильнюс (1959, Б. Ю. Келбаускас), Воронеж (1961, Рамонова), Донецк (1962, К. А. Муллер) и др. За рубежом: Варна (1948, А. Манолов; 1951, Н. С. Холфин), Варшава (1958, Л. Вуйциковский), Бухарест (1962, В. Марку) и др.

Скучающего султана Шахриара развлекают одалиски и его любимая жена Зобеида. По совету своего младшего брата Шахземана, убеждённого в женской неверности, Шахриар уезжает на охоту. В гареме начинается оргия, в разгар которой неожиданно возвращается султан. Он велит казнить своих наложниц, евнухов и чёрных рабов; Зобеида убивает себя.

Лит.: Светлов В., Современный балет, СПБ, 1911, с. 110–16; Левинсон Α., Старый и новый балет. П., [1918], с. 23–27; Фокин М., Против течения, Л. – М., 1962, с. 235–50; Красовская В., Русский балетный театр начала XX века, [ч.] 1 – Хореографы, Л., 1971, с. 343–48; Johnson Α. Ε., The Russian ballet, L., 1913, p. 85–103; Beaumont C. W., Michel Fokine and his ballets, L., 1945, p. 52–68.

Шехов Н. К.

ШÉХОВ Николай Кириллович (р. 13.11.1927, дер. Козлово-озеро Вяземского р-на Смоленской обл.), сов. артист. Нар. арт. БССР (1964). В 1948 окончил Белорус. хореографич. уч-ще. В 1944–66 в Минском т-ре. Партии: Василь ("Князь-озеро" Золотарёва), Андрей, отец Анежки ("Подставная невеста", "Свет и тени" Г. Вагнера); Солор, Феб, Конрад и другие.

Ю. М. Чурко.

Шиканян Д. А.

ШИКАНЯ́Н (псевд. – Дмитриев) Дмитрий Азарьевич [р. 11(24).11.1901, Баку], сов. артист, дирижёр. Засл. деят. иск-в Арм. ССР (1950). В 1917–22 учился в балетных студиях М. И. Перини и М. М. Мордкина в Тбилиси. В 1922 окончил Тбилисскую консерваторию по классу скрипки, в 1938 – там же дирижёрское отделение композиторского ф-та. В 1921–29 и 1931–36 солист балета Т-ра им. Палиашвили, в 1930–31 – Саратовского т-ра. Исполнял партии Франца, Иванушки и другие. В 1936–1941 дирижёр Т-ра им. Палиашвили, в 1941–1957 – Т-ра им. Спендиарова, в 1968–69 – Кабардино-Балк. муз. т-ра (Нальчик). При участии Ш. осуществлены пост. балетов: "Коппелия" (1938, Тбилиси; 1946, Ереван), "Бахчисарайский фонтан" (1939, Тбилиси; 1942, Ереван), "Сердце гор" (1941); "Счастье" Хачатуряна (1939), "Раймонда" (1941), "Лебединое озеро" (1940), "Конёк-Горбунок" (1941), "Гаянэ" (1947), "Доктор Айболит" (1949), "Медный всадник" (1949), "Красный мак" (1951); "Хандут" Спендиарова (1951), "Дон Кихот" (1954), "Болеро" (1969); "Барышня и хулиган" Шостаковича (1969) и др.

Шикеро А. Ф.

ШИКÉРО (Шекера) Анатолий Фёдорович (р. 17.5.1935, Владивосток), сов. артист, балетмейстер. Засл. деят. иск-в УССР (1974). В 1956–59, по окончании Пермского хореографич. уч-ща (педагоги E. H. Гейденрейх и Ю. И. Плахт), в Пермском т-ре. Партии: Данила, Солор; Печорин ("Бэла" Мошкова). В 1964 окончил балетмейстерское отделение ГИТИСа (педагог Р. В. Захаров). В 1964–66 балетмейстер Т-ра им. Франко, где пост. балеты: "Тропою грома" (1963, дипломная работа); "Лилея" Данькевича (1964), "Золушка" (1965), "Спартак" (1966); "Ведьма" Кирейко, Предрассветные огни" Дычко (оба – 1967) и др. В 1966–74 балетмейстер, в 1974–77 гл. балетмейстер Т-ра им. Шевченко. Пост.: "Легенда о любви" (1967); "Болеро" и "Дафнис и Хлоя" Равеля (оба – 1968), "Каменный властелин" Губаренко (1969), "Ромео и Джульетта" (1971), "Щелкунчик" (1973), "Раймонда" (1974). Пр. Всесоюзного конкурса балетмейстеров (1969).

Т. А. Швачко.

Шилганова В.

ШИ́ЛГАНОВА (Šilhanová) Власта (р. 31.8.1931, Йичин), чехосл. артистка. Засл. арт. ЧССР (1975). В 1950 окончила хореографич. отд. Пражской консерватории и вступила в труппу Армейского ансамбля им. В. Неедлы. С 1951 солистка Нац. т-ра (Прага). Партии: Агнесса ("Крысолов" Боржковца), Доротка ("Шванда-Волынщик" Вачкаржа), Одетта; Дездемона ("Отелло" Гануша), Катерина ("Каменный цветок"), Снегурочка ("Снегурочка" Востршака), Царевна ("Жар-птица"), Девушка ("Чудесный мандарин"), Девушка ("Метеор" Вацека).

В. Вашут.

Шиллинг Т.

ШИ́ЛЛИНГ (Schilling) Том (р. 23.1.1928, Эсперштедт), нем. артист и балетмейстер (ГДР). Окончил балетную школу т-ра в Дессау, учился у Д. Хойер, М. Вигман и О. Ильиной. Работал в т-рах Дрездена, Лейпцига и Веймара. В 1956–64 руководитель балетной труппы и балетмейстер Дрезденской государственной оперы. С 1965 руководитель балетной труппы "Комише опер". Осуществил ряд постановок в труппах "Гран балле классик де Франс", Балет Валлонии, Норвежский нац. балет, в Венской гос. опере. Танец для Ш. является средством создания театрально-драматич. произведения и раскрытия характеров. В своей практике он использует выразительные возможности классич. танца и совр. танц. формы, неизменно подчиняя их смысловому содержанию действия. Творч. принципы Ш. в значит. степени сложились под влиянием театр. эстетики художеств. руководителя "Комише опер", реж. В. Фельзенштейна и советского балетного театра. Пост.: "Гаянэ" (1953), "Пламя Парижа" (1954), "Бахчисарайский фонтан" (1955) – все в Веймарском т-ре; "Белоснежка" Грисбаха (1956), "Абраксас" Эгка (1957), "Лебединое озеро" (1959), "Каменный цветок" (1960); "Семь смертных грехов мещанина" Вейля (1962), "Спящая красавица" (1963); "Американец в Париже" на муз. Гершвина (1964) – все в Дрезденской гос. опере. В "Комише опер" пост.: "Фантастическая симфония" на муз. Берлиоза (1967), "Импульсы" Кёддерича (1967), "Золушка" (1968); "Венецианский мавр" Блахера (1969), "Ундина" Хенце, "Матч" Маттуса (оба – 1970), "Матросы на берегу" Бернстайна (1971), "Ромео и Джульетта" (1972); "Чёрные птицы" Катцера (1975; 1978, Т-р им. Станиславского и Немировича-Данченко, Москва), "Лебединое озеро" (1978).

"Море" на муз. К. Дебюсси. Балетм. Т. Шиллинг

Шиллинг Т.

"Море" на муз. К. Дебюсси. Балетм. Т. Шиллинг

Шимановский К.

ШИМАНÓВСКИЙ (Szymanowski) Кароль (6.10.1882, пос. Тимошовка, на Украине, – 29.3.1937, Лозанна), польский композитор. Автор музыки балетов: "Харнаси" (1935, Нац. т-р в Праге, балетм. Е. Никольская), балета-пантомимы "Мандрагора" (1920, Польский т-р в Варшаве, балетм. К. Лобойко). На симф. произв. Ш. пост. много балетов.

И. Турска.

Шиманьский С.

ШИМÁНЬСКИЙ (Szymański) Станислав (р. 17.6.1930, Краков), польский артист балета. Чл. ПОРП с 1962. В 1949–50 танцовщик т-ра оперетты в Варшаве; в 1950–51 солист Оперы в Познани, в 1951–57 – танц. труппы Дома Войска Польского; с 1957 – Оперы в Варшаве (с 1965 – "Театр Вельки"). Партии: в пост. В. Груцы – первый солист ("Ad hominem!" Вишневского), Арлекин ("Мандрагора" Шимановского), Неизвестный ("Маскарад" на муз. Хачатуряна), Петрушка, Ротбарт; Корехидор ("Треуголка"); Ф. Адре – Орфей, Дьявол ("Пан Твардовский"). Пр. В. Ф. Нижинского (Париж, 1967).

И. Турска.

Ширалиева Т. Х.

ШИРАЛИ́ЕВА Тамилла Худадатовна (р. 8.12.1946, Баку), сов. артистка. Нар. арт. Азерб. ССР (1978). С 1964, по окончании Бакинского хореографич. уч-ща (педагог Г. Алмасзаде), в Т-ре им. Ахундова. В 1968–69 совершенствовалась в Моск. хореографич. уч-ще (педагог С. Н. Головкина). Партии: Мехменэ Бану; Гюльянак ("Девичья башня"), Китри; Айша ("Семь красавиц"), Чернушка ("Чернушка" Аббасова) и др. Участвовала в гастролях за рубежом. Гос. пр. СССР (1980).

К. А. Касимов.

Ширер М.

ШИ́РЕР (Shearer) Мойра [наст. фам. – Кинг (King)] (р. 17.1.1926, Данфермлин), англ. артистка. Хореографич. образование получила в Родезии (1932–36) и в Лондоне (1936–40) у Ф. Фэрбэрн и Н. Николаевой-Легат, в 1940 и 1942 в школе "Сэдлерс-Уэллс балле". В 1941 в труппе "Интернэшонал балле". В 1942 дебютировала в труппе "Сэдлерс-Уэллс балле" в па-де-де балета "Орфей и Эвридика" на муз. Глюка (балетм. Н. де Валуа). В 1944–54 солистка этой труппы. Первая исполнительница гл. партий в балетах: Ф. Аштона – "Поиск" Уолтона (1943), "Симфонические вариации" на муз. Франка (1946), "Дон Жуан" на муз. Р. Штрауса (1948), Золушка (1948); де Валуа – "Променад" на муз. Гайдна (1943); Р. Хелпмена – "Чудо в Горбалсе" (1944). Танцевала также партии классич. репертуара: Одетта – Одиллия, Аврора, Сванильда и другие. Снималась в фильмах-балетах: Р. Пти – "Раз, два, три, четыре"; Л. Ф. Мясина – "Красные башмачки" и другие. Выступала в драматич. т-ре. В кон. 1950-х гг. оставила сцену.

Лит.: Crowle P., Moira Shearer, L., 1949.

И. П. Рославлева.

М. Ширер - Золушка

Ширер М.

М. Ширер - Золушка

Ширипина Е. В.

ШИРИ́ПИНА Елена Васильевна [р. 26.10(8.11).1910, Петроград], сов. артистка, педагог. Засл. арт. РСФСР (1957). По окончании Ленингр. хореографич. уч-ща (педагог А. Я. Ваганова), в 1926–45 в Т-ре им. Кирова. В 1944–68 репетитор и педагог класса усовершенствования в этом т-ре. С 1931 педагог Ленингр. хореографич. уч-ща. Среди её учениц М. А. Сабирова, Л. П. Морковина, С. Д. Адырхаева, Т. Г. Терехова.

И. В. Ступников.

Широков В. Г.

ШИРÓКОВ Виктор Георгиевич [р. 11(24).11.1914, Саратов], сов. дирижёр. Засл. деят. иск-в РСФСР (1957). В 1945 окончил Саратовскую консерваторию. С 1938 концертмейстер и дирижёр-стажёр, с 1947 дирижёр Саратовского т-ра. В 1962–78 в Т-ре им. Кирова. Под муз. руководством Ш. пост. новые балеты: "Далёкая планета" Майзеля (1963, балетм. K. M. Сергеев), "В порт вошла "Россия"" Соловьёва-Седого (1964, балетм. Р. В. Захаров), "Страна чудес" Шварца (1967, балетм. Л. В. Якобсон), возобн. ряд спектаклей. Участвовал в гастролях за рубежом.

И. В. Ступников.

Ширяев А. В.

ШИРЯ́ЕВ Александр Викторович [29.8(10.9).1867, Петербург, – 25.4.1941, Ленинград], сов. артист, педагог, балетмейстер. Засл. арт. Республики (1921). В 1877–81 исполнял роли детей в спектаклях Александрийского т-ра. С 1885, по окончании балетного отделения Петерб. театр. уч-ща (педагоги Л. И. Иванов, М. И. Петипа, П. А. Гердт, П. К. Карсавин), в труппе Мариинского т-ра. Выдвинулся как характерный танцовщик в комедийных и гротесковых партиях. На премьере "Щелкунчика" (1892) исполнил партию Шута, проявив виртуозную акробатич. технику. Такой же характер имело исполнение партии Шута в балете "Млада" Минкуса. Актёрское дарование Ш. проявилось в ролях "злодеев" и комедийных: фея Карабос, Абдерахман; Марселина ("Тщетная предосторожность"), Коппелиус ("Коппелия"), Кассандр ("Арлекинада") и др. С 1896 Ш. фактически был помощником балетмейстера, в 1901, после смерти Л. И. Иванова, занял его место. Пост. балет "На перепутье" Армсгеймера (1904). В 1902 возглавил гастроли труппы рус. танцовщиков в Монте-Карло, затем неоднократно выступал как балетмейстер за рубежом. Гл. заслуга Ш. в истории рус. балета – создание класса характерного танца. В 1905 Ш. был уволен из т-ра, что вызвало протест балетной труппы Мариинского т-ра. Вернулся в т-р только после Окт. революции. С 1918 вёл класс характерного танца в Ленингр. хореографич. уч-ще (имя Ш. присвоено учебному т-ру этого уч-ща). Написал совм. с A. B. Лопуховым и А. И. Бочаровым книгу "Основы характерного танца" (1939).

Лит.: Борисоглебский М. (сост.), Материалы по истории русского балета, т. 1, Л., 1938, с. 309–10; Красовская В., Русский балетный театр второй половины XIX века, Л. – М., 1963, с. 437–41.

В. М. Красовская.

Шкода Й.

ШКÓДА (Škoda) Йозеф (р. 19.7.1921, Прага), чехосл. артист и балетмейстер. Ученик Ф. Бублы, Е. Никольской, Й. Енчика и И. Псоты. Работал в Нац. т-ре, Прага (1938–1940), в т-рах Брно (1940–42), Кёнигсберга и Познани (1942–45). Руководил балетными труппами в Пльзене (1948–51), Либереце (1953–59), Оломоуце (1960–76). Партии: Чёрт ("Чёрт в деревне" Лхотки), Коппелиус, Меркуцио, Паганини; Фриборт ("Философская история" Востршака) и др. Пост.: "Виндзорские проказницы" Оранского (1965), "Эуфрозина" Фишера (1966), "Шурале" (1961); "Пигмент" Гайслера (1962), "Жажда" Коларжа (1963), "Золотая утка" Маклякевича (1966), "Возлюбленная семи разбойников" Вацека (1967), "Паук-крестовик" Амброса (1970) и др.

В. Вашут.

Шлезингерова Й.

ШЛÉЗИНГЕРОВА (Šlezingerová) Йиржина (р. 12.4.1925, Брно), чехосл. артистка. Засл. арт. ЧССР (1969). Ученица И. Псоты. Работала в т-рах Брно (1939–61, с перерывами), Опавы (1945–47). В 1962–76 в т-ре Оломоуца. Партии: Коппелия, Золушка; Мейбл ("Тропою грома"), Аврора, Сюимбике; Смеральдина ("Слуга двух господ" Бургхаузера), Мери ("Пигмент" Гайслера), Катерина ("Каменный цветок"), Мария, Маша; Мефистофель ("Доктор Фауст" Шквора), гл. роль ("Золотая утка" Маклякевича) и др.

В. Вашут.

Шлыкова-Гранатова Т. В.

ШЛЫ́КОВА-ГРАНÁТОВА Татьяна Васильевна, см. Гранатова-Шлыкова Т. В.

Предыдущая страница Следующая страница