Приглашаем посетить сайт

Русская библиотека (biblioteka-rus.ru)

Энциклопедия "Балет" (1981)
Германской Демократической Республики балет

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Германской Демократической Республики балет

ГЕРМÁНСКОЙ ДЕМОКРАТИ́ЧЕСКОЙ РЕСПУ́БЛИКИ БАЛÉТ. ГДР располагает 42 муз. т-рами, в к-рых имеются балетные труппы, что позволяет им наряду с выступлениями в операх и мюзиклах давать собств. балетные программы. Многие хореографы привлекают к участию в них любительские балетные коллективы, к-рые получили широкое распространение с нач. 50-х гг. Ведущая роль среди т-ров республики принадлежит труппам Нем. гос. оперы и "Комише опер" в Берлине, Гор. оперы в Лейпциге и Гос. оперы в Дрездене. Их репертуар, как и репертуар балетных коллективов др. городов (Карл-Маркс-Штадта, Веймара, Ростока, Магдебурга, Шверина, Галле), включает известные классич., сов. и совр. балеты, а также программы, составленные из отдельных номеров.

В послевоенные годы возникла потребность в создании балетных коллективов, способных ставить классич. многоактные балеты, которые из-за господства пластически-экспрессивного танца не ставились в Германии с нач. 20 в. В 1948 Нем. гос. опера в Берлине показала балет "Ромео и Джульетта" (балетм. Т. Гзовская и Д. Шпис). После восстановления разрушенного во время войны театра на Унтер-ден-Линден, богатого своими традициями, балетный коллектив, возглавляемый Л. Грубер и насчитывающий около семидесяти артистов, получил возможность осваивать классич. репертуар. Тесные связи Гос. оперы и Гос. балетного училища в Берлине с Советским Союзом, учёба молодых солистов и педагогов (У. Коллийн, Э. Бишоф, Т. Кремке и другие.) в Ленингр. хореографич. уч-ще, а также приглашения для совм. работы и обмена опытом сов. хореографов и педагогов – всё это позволило успешно перенять оригинальную хореографию и прак-тич. опыт сов. коллег. Важное значение имели также первые большие гастроли мастеров балета СССР в 1954 году в Берлине. Опытом освоения классич. наследия стали постановки балетов "Коппелия", "Лебединое озеро" (балетм. Л. Грубер, совм. с У. Коллийн и Э. Бишофом по Петипа и Иванову), "Жизель" (балетм. Грубер, совм. с Н. Г. Конюс) и "Спящая красавица" (балетм. Грубер). Среди др. пост. Грубер – "Гаянэ" и "Ромео и Джульетта". В ГДР и за рубежом успехом пользовался балет Б. Брехта и К. Вейля "Семь смертных грехов мещанина". В репертуаре Нем. гос. оперы в Берлине спектакли: "Петрушка" (балетм. Г. Кретке), "Весна священная" (балетм. Н. Касаткина и В. Василёв), "Блудный сын", "Щелкунчик" (балетм. Шатилов по В. Вайнонену), "Спартак" (балетм. Л. Шереги), "Сотворение мира" Петрова (балетм. Касаткина и Василёв), "Коппелия" (балетм. Т. Шиллинг), "Треуголка", "Чудесный Мандарин", "Кармен-сюита", "Три беременных женщины" на муз. Россини, вечер балетов Баланчина и другие.

Т. Шиллинг после постановок в Веймаре и другие.здене "Лебединого озера" (1959), "Каменного цветка" и "Спящей красавицы" создал в 1965 при берлинской "Комише опер" балетный коллектив высокой квалификации и чёткого художественного профиля. Вместе с выдающимися солистами X. Бай, Р. Гавликом и всем коллективом Шиллинг добился значит. успехов постановками балетов: "Абраксас" Эгка, "Ундина" Хенце, "Фантастическая симфония" на муз. Берлиоза, "Золушка" и "Ромео и Джульетта"; "Море" на муз. Дебюсси, "Матч" на муз. Маттуса, "Чёрные птицы" Катцера, "Лебединое озеро" и мн. др. Среди балетных коллективов республики видное место принадлежит труппе оперного т-ра в Лейпциге, имеющей в репертуаре ряд интересных и дискуссионных постановок. Нар. т-р в Ростоке под рук. В. Бройер поставил неск. рус. и сов. балетов – "Кавказский пленник", "Эсмеральда", "Медный Всадник", "Семь красавиц", "Жанна д'Арк" Пейко, "Шурале", "Доктор Айболит". Балет театра в Галле показал ряд новых произв. в постановке балетм. X. Хаса. Среди нем. композиторов, работающих в жанре балета, – В. Хоэнзе ("Барабанщица", "После бури", "Синяя борода", "Рыбы" и "Бегство от богов"), В. Брунс ("Право господина", "Барышня-крестьянка", "Новая Одиссея") и K. P. Грисбах ("По одежке встречают" и "Снегурочка").

Гос. танц. ансамбль ГДР, ставящий балеты для детей, выступает в небольших городах и сёлах. Многочисл. самодеят. танц. ансамбли и рабочие балетные группы ставят специально для них созданные произведения, гл. обр. на историч. или совр. тематику. Ежегодно в Рудолынтадте проходят танц. фестивали, а также рабочие фестивали в различных округах ГДР, на которых выступают лучшие любительские коллективы. Раз в два года Союз работников т-ра и Мин-во культуры ГДР проводят конкурсы молодых проф. танцовщиков и хореографов. Ежемесячные журналы "Theater der Zeit", "Musik und Gesellschaft" регулярно публикуют статьи о балете. Союз работников театра проводит конференции по проблемам балета. В Лейпциге при Институте изучения нар. иск-ва имеется архив танца, возгл. К. Петерманом. Молодые кадры балетных артистов готовят школы в Берлине, Дрездене и Лейпциге, где также имеется Театральный институт, в к-ром существует отделение хореографии (рук. В. Гомлих).

"Венецианский мавр" Б. Блахера. "Комише опер". Берлин. Балетм. Т. Шиллинг

"Право господина". Лейпцигский оперный театр. Балетм. В. Ульбрих

"Новая Одиссея". Немецкая гос. опера. Берлин. Балетм. Л. Грубер

"Тиль Уленшпигель" У. Кёддерича. Лейпцигский оперный театр. Балетм. Э. Кёлер-Рихтер

Германской Демократической Республики балет

"Венецианский мавр" Б. Блахера. "Комише опер". Берлин. Балетм. Т. Шиллинг

Германской Демократической Республики балет

"Право господина". Лейпцигский оперный театр. Балетм. В. Ульбрих

Германской Демократической Республики балет

"Новая Одиссея". Немецкая гос. опера. Берлин. Балетм. Л. Грубер

Германской Демократической Республики балет

"Тиль Уленшпигель" У. Кёддерича. Лейпцигский оперный театр. Балетм. Э. Кёлер-Рихтер

В начало энциклопедии