Приглашаем посетить сайт

Кулинария (cook-lib.ru)

Энциклопедия "Балет" (1981)
Статьи на букву "С" (часть 3, "СИБ"-"СЛО")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 3, "СИБ"-"СЛО")

Сибли А.

СИ́БЛИ (Sibley) Антуанетт (р. 27.2.1939, Бромли), англ. артистка. Образование получила в Лондоне в школах "Артс эдьюкейшонал" и Королевского балета. В 1956 принята в Королевский балет (с 1960 ведущая солистка). Танец С. отличается музыкальностью, тонким чувством стиля. Выступает в классич. и совр. репертуаре. Первая исполнительница гл. партий в пост. балетмейстеров: Ф. Аштона – "Сон" на муз. Мендельсона (1964), "Монотонности" на муз. Сати (1966), "Джаз-календарь" Беннетта (1968), "Загадочные вариации" Элгара (1968); К. Макмиллана – "Симфония" на муз. Шостаковича (1963), Манон ("Манон" на муз. Массне, 1974) и др.

Лит.: Maynard О., Pas de deux par excellence..., "Dance Magazine", 1970, april.

Н. П. Рославлева.

Сидельников Н. Н.

СИДÉЛЬНИКОВ Николай Николаевич (р. 5.6.1930, Калинин), сов. композитор. В 1957 окончил Моск. консерваторию по классу композиции Е. О. Месснера (с 1958 здесь же преподаёт композицию, с 1971 доцент). Автор произв. для симфонич. оркестра, хора, фп., музыки к драматич. спектаклям и кинофильмам, балета "Степан Разин" (1977, Т-р им. Станиславского и Немировича-Данченко, балетм. A. B. Чичинадзе).

В. В. Ванслов.

Сидоров А. М.

СИ́ДОРОВ Анатолий Макарович (р. 22.12.1942, село Зубово Вологодской обл.), сов. артист. Засл. арт. РСФСР (1973). С 1962, по окончании Ленингр. хореографич. уч-ща (педагог К. В. Шатилова), в Ленингр. Малом т-ре. Первый исполнитель на сцене т-ра партий: Иванушка ("Конёк-Горбунок" Щедрина, 1963, балетм. И. Д. Бельский), Юноша ("Одиннадцатая симфония" на муз. Шостаковича, 1966, балетм. тот же), Джеймс ("Сильфида", 1975, балетм. Э. М. фон Розен по А. Бурнонвилю). Среди др. партий: Зигфрид, Солор; Солист ("Пахита"), д’Артаньян ("Три мушкетёра" Баснера), Армен ("Гаянэ"), Павел ("Круг ада" Пригожина), Иван-царевич ("Жар-птица"), Пастух ("Весна священная"), Флориндо ("Слуга двух господ" Чулаки), Юноша ("Встреча" на муз. Шостаковича). С 1970 преподаёт дуэтный танец в Ленингр. хореографич. уч-ще. Пр. фестиваля балета в Парме (1962).

И. В. Ступников.

Сидоров И. Е.

СИ́ДОРОВ Иван Емельянович [23.3(4.4).1872, Москва, – 4.8.1944, там же], сов. артист. Засл. арт. Республики (1925). По окончании Моск. театр. уч-ща, в 1891–1930 в Большом т-ре (в 1910–17 помощник балетмейстера). Один из крупных мастеров пантомимы. Среди ролей: Эспада ("Дон Кихот"), Хан ("Конёк-Горбунок"), Рамзес ("Дочь фараона" Пуньи), Абдерахман; Ганс ("Жизель"), Мишо ("Тщетная предосторожность"), Фокусник ("Красный мак"). В 1930–34 артист Моск. художеств. балета под рук. В. В. Кригер, где исполнял партии Коппелиуса; сэра Хипса в "Красном маке". Оставил сцену в 1941.

Лит.: Красовская В., Русский балетный театр начала XX века, [ч. 2] – Танцовщики, [Л., 1972], с. 221–23.

В. И. Зарубин.

Сидоров Ю. М.

СИ́ДОРОВ Юрий Михайлович (р. 13.1.1938, Саратов), сов. артист. Нар. арт. Карел. АССР (1970). По окончании Пермского хореографич. уч-ща, в 1958–78 в Петрозаводском муз. т-ре. Среди партий: Леминкяйнен, Андрей и Нестор ("Сампо", "Сильнее любви" и "Кижская легенда" Синисало), Зигфрид, Альберт, Базиль; Гамлет ("Гамлет" на муз. Шостаковича), Юноша ("Спираль" Бартока), Дезире, Конрад, Колен; Чёрт ("Сказка о попе и о работнике его Балде" Чулаки), Ленни ("Тропою грома"). С 1978 педагог Пермского хореографич. уч-ща. Гос. пр. Карел. АССР (1972), пр. им. Ленинского комсомола Карел. АССР (1968).

Сидорова С. И.

СИ́ДОРОВА Светлана Ивановна (р. 7.7.1939, Пермь), сов. артистка. Нар. арт. РСФСР (1970). По окончании Пермского хореографич. уч-ща (педагог Н. Д. Сильванович), в 1958–78 в Петрозаводском муз. т-ре. Среди партий: Мария; Невеста ("Сампо" Синисало), Одетта – Одиллия, Китри; Надежда и Олёна ("Сильнее любви" и "Кижская легенда" Синисало), Офелия ("Гамлет" на муз. Шостаковича), Девушка ("Спираль" Бартока), Аврора; Никия, Лиза; Сари ("Тропою грома"). С 1978 педагог Пермского хореографич. уч-ща. Гос. пр. Карел. АССР (1972), пр. Ленинского комсомола Карелии (1968).

Сизова А. И.

СИЗÓВА Алла Ивановна (р. 22.9.1939, Москва), сов. артистка. Нар. арт. РСФСР (1972). С 1958, по окончании Ленингр. хореографич. уч-ща (педагог H. A. Камкова), в Т-ре им. Кирова. Ученицей выступала на сцене этого т-ра (Повелительница дриад – "Дон Кихот", Маша). В ранних партиях её бравурный танец был проникнут ликующей лучезарной радостью. В зрелом периоде творчества балерина тяготеет к лирико-драматич. партиям, персонажам романтизированным, но скромным, мягким. Первая исполнительница на сов. сцене ролей Девушки ("Ленинградская симфония", 1961, балетм. И. Д. Бельский), Офелии ("Гамлет" на муз. Червинского, 1970, балетм. K. M. Сергеев), Прекрасной Розы ("Зачарованный принц" Бриттена, 1972, балетм. О. М. Виноградов). Среди партий: Жизель, Аврора; Сильфида ("Шопениана"), принцесса Флорина ("Спящая красавица"), Маша, Китри, Мария, Золушка, Джульетта; Жар-птица; Катерина ("Каменный цветок"), сольная партия в "Па-де-сис" из балета "Маркитантка" Пуньи (балетм. П. Лакот по А. Сен-Леону). В концертном репертуаре С.: "Снегурочка" Прокофьева и "Полётный вальс" Шостаковича (балетм. Л. В. Якобсон), "Фестиваль цветов" Хельстеда и другие. Снялась в фильме-балете "Спящая красавица" (1964, Аврора). 1-я пр. Междунар. конкурса артистов балета в Варне и пр. Анны Павловой (1964, Париж).

Лит.: Киселев В., Алла Сизова, в сб.: Ленинградский балет сегодня, вып. 2, Л. – M., 1968, с. 173–87; Ильичева М., Своя интонация, "Т", 1971, № 2, с. 134–35; Лившиц Α., Принцесса Аврора, "Аврора", 1973, №. 3, с. 65–67.

Г. Н. Добровольская.

А. Сизова - Катерина

Сизова А. И.

А. Сизова - Катерина

Силич Л. Н.

СИ́ЛИЧ Любовь Николаевна [р. 15(28).9.1908, Москва], сов. художница. Засл. деят. иск-в РСФСР (1960). Училась во ВХУТЕИНе (1924–30). Работала в моск. драматич. т-рах. Оформила балет "Коппелия" (1949, Большой т-р), создала костюмы к "Спящей красавице" (1952, там же) и др. Много работала для хореографич. ансамбля "Берёзка".

В. В. Ванслов.

"Сильвия"

"СИ́ЛЬВИЯ" ["Сильвия, или Нимфа Дианы" ("Sylvia, ou La Nymphe de Diane")], балет в 3 актах 4 картинах (по пасторали Т. Тассо "Аминта"). Комп. Л. Делиб, сцен. Ж. Барбье и Рейнбах. 14.6.1876, парижская Опера, балетм. Л. Мерант, худ. А. Рюбе, Шере, Ф. Шаперон (декорации) и Э. Лакост (костюмы); Сильвия – Р. Сангалли, Аминта – Л. Мерант. 1899, возобн., там же, балетм. Л. Статс. 1941, парижская Опера, балетм. С. Лифарь, худ. М. Брианшон; Сильвия – Л. Дарсонваль, а также С. Шварц и С. Лорсиа. 1946, возобн., там же, балетм. А. Авелин. 1952, "Сэдлерс-Уэллс балле", Лондон, балетм. Ф. Аштон, худ. Р. и К. Айронсайд; исполнители – М. Фонтейн, М. Сомс, Дж. Харт, Дж. Фаррон, А. Грант и другие. 1972, Венгерский оперный т-р, балетм. Л. Шереги.

В России: 1891, Малый т-р, Петербург, балетм. Д. Саракко; Сильвия – А. Росси. 2.12.1901, Мариинский т-р, балетм. Л. И. Иванов и П. А. Гердт, дирижёр P. E. Дриго; Сильвия – О. И. Преображенская, Аминта – С. Г. Легат, Орион – П. А. Гердт, Повелительница дриад – А. П. Павлова, Диана – Е. А. Кускова, Сильван – М. М. Фокин. 24.4.1916, возобн., там же, балетм. С. К. Андрианов; Сильвия – Т. П. Карсавина. В СССравни 1961, Вильнюс, балетм. В. В. Гривицкас.

На муз. "С." создан балет "Фадетта".

Нимфа Сильвия, раненная стрелой Эроса, полюбила пастуха Аминту. Избавляясь от преследований Чёрного охотника Ориона с помощью богини Дианы, она соединяется с любимым.

Лит.: Сильвия. [Либретто], СПБ. 1901; "ЕИТ". Сезон 1901–1902, П., 1903. с. 175–87; Beaumont С. W., Complete book of ballets, N. Y., 1938, p. 489–496.

Сильфверберг А.

СИ́ЛЬФВЕРБЕРГ (Silfverberg) Сейя Аннели (р. 8.4.1935, Руоколахти), фин. артистка. Училась у Л. Ринтала, в хореографич. уч-ще при Финской нац. опере (педагог И. Салин), совершенствовалась за рубежом. В 1952–1977 – в этом т-ре. Среди партий: Зарема; Мерседес ("Дон Кихот"), Мельничиха ("Треуголка"), фея Карабос, Мехменэ Бану, Одетта – Одиллия, Джульетта, Раймонда; Катарина ("Укрощение строптивой"), а также гл. роли в балетах "Шопениана", "Жоан из Цариссы", "Федра" и другие. С 1977 преподаёт в хореографич. уч-ще при Финской нац. опере.

И. Виенола-Линдфорс.

"Сильфиды"

"СИЛЬФИ́ДЫ", Смотри "Шопениана".

Симачёв А. Р.

СИМАЧЁВ Анатолий Романович (р. 29.9.1933, Москва), сов. артист и педагог. Засл. арт. РСФСР (1976). С 1953, по окончании Моск. хореографич. уч-ща (педагог Н. И. Тарасов), в Большом т-ре. Исполняет характерные партии: Лесничий ("Жизель"), Мастер кукол ("Щелкунчик"), Эспада ("Дон Кихот"), Незнакомец ("Легенда о любви"), Тибальд, Северьян, фея Карабос и другие. С 1968 педагог Моск. хореографич. уч-ща. Участвовал в гастролях за рубежом.

В. И. Зарубин.

Симачёв Н. Р.

СИМАЧЁВ Николай Романович (р. 15.12.1927, Москва), сов. артист и педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1976). По окончании Моск. хореографич. уч-ща (педагог Н. И. Тарасов), в 1946–68 в Большом т-ре. Партии: Лесничий ("Жизель"), Куман ("Половецкие пляски"), танец с саблями ("Гаянэ"), Шайтан ("Шурале"), Смит ("Тропою грома"), Молодой цыган ("Каменный цветок") и др. Совм. с C. K. Власовым восстановил балет "Жар-птица" (1964). В 1949–56 педагог Моск. хореографич. уч-ща, с 1968 балетмейстер-репетитор Большого т-ра.

B. И. Зарубин.

Симион Р.

СИМИ́ОН (Simion) Родика (р. 23.1.1942, Брашов), рум. артистка. Училась в Бухарестском хореографич. уч-ще, в 1960 окончила Ленингр. хореографич. уч-ще (педагог Н. В. Балтачеева). До 1963 выступала в Ленингр. т-ре им. Кирова (Маша, Ширин), с 1963 – в Румынской опере (Бухарест). Исполнила гл. партии в "Медном всаднике", "Жизели", "Петрушке", "Весне священной"; "Возвращении из глубины моря" Жоры, "Весне" Трэилеску, а также партии в балетах: "Болеро", "Жар-птица", "Пульчинелла", "Деревянный принц" и другие. Гастролировала за рубежом.

К. Кыржан.

Симон А. Ю.

СИМÓН Антон Юльевич [5.8.1850, Париж, – 19.1(1.2).1916, Москва], рус. композитор, дирижёр, педагог. Учился в Парижской консерватории по классу фп. у А. Ф. Мармонтеля, по композиции у Ж. Л. Дюпрато. С 1871 жил в Москве. Был капельмейстером московского т-ра "Буфф". С 1897 инспектор оркестра моcк. имп. т-ров. Автор опер, соч. для оркестра, камерно-инструм., вокальных и другие. произв., балетов "Звёзды" (1898, балетм. И. Н. Хлюстин), "Оживлённые цветы" (1899), мимодрамы с танцами – "Дочь Гудулы" ("Эсмеральда", 1902, балетм. A. A. Горский) – все пост. в Большом т-ре.

Лит.: Красовская В., Русский балетный театр начала XX века, [ч. 1] – Хореографы, [Л., 1971].

Симонова Н. И.

СИ́МОНОВА Нина Ивановна (р. 9.5.1922, Москва), сов. артистка. Засл. арт. РСФСР (1959). По окончании Моск. хореографич. уч-ща (педагог М. А. Кожухова), в 1940–62 в Большом т-ре. Была одной из самых ярких характерных танцовщиц т-ра. Партии: цыганский танец ("Дон Кихот"), Андалузка и Танцовщица со змеёй ("Золушка"), чардаш ("Коппелия"), лезгинка (опера "Демон"), Персидка (опера "Хованщина"), Цветная девушка ("Тропою грома"), Молодая цыганка ("Каменный цветок") и др. Вела концертную работу (до 1967).

Лит.: Луцкая Е., Талант и характер, "Т", 1963, № 12.

Симор Л.

СИ́МОР, Сеймур (Seymour), Линн [наст. фам. – Спрингбетт (Springbett)] (р. 8.3.1939, Уэйнрайт, Канада), англ. артистка. Училась в Ванкувере у Дж. Джепсон и Н. Светланова, в 1954–56 – в школе "Сэдлерс-Уэллс балле". С 1957 в труппе Королевский балет (с 1959 ведущая солистка). Одновременно периодически выступала в "Ковент-Гардене". В 1960 исполнила партию Девочки ("Приглашение" Зейбера, балетм. К. Макмиллана, в балетах к-рого ярко проявилось её драматич. дарование). В 1966–69 прима-балерина Нем. гор. оперы в Зап. Берлине, исполняла гл. партии в "Спящей красавице" и "Лебедином озере". В 1970–78 одна из гл. солисток Королевского балета. В 1976 выступила в гл. партии в балете "Месяц в деревне" на муз. Шопена, в аранжировке Ланчбери (балетм. Ф. Аштон), с 1978 приглашённая солистка этой же труппы. С 1979 гл. балетмейстер Баварской гос. оперы (Мюнхен).

Лит.: Crisp С., Lynn Seymour, "Les saisons de la danse", 1976, mai.

Н. П. Рославлева.

"Симфонические вариации"

"СИМФОНИ́ЧЕСКИЕ ВАРИÁЦИИ" ("Symphonic variations"), одноактный балет на муз. С. Франка. 24.4.1946, "Сэдлерс-Уэллс балле", "Ковент-Гарден", балетм. Ф. Аштон, худ. С. Федорович; исполнители – М. Фонтейн, П. Мей, М. Ширер, М. Сомс, Г. Дантон, Б. Шоу.

Лит.: Balanchine G., Mason F., Balanchine’s complete stories of the great ballets, N. Y., 1977, p. 620–22.

Н. П. Рославлева.

"Симфонические танцы"

"СИМФОНИ́ЧЕСКИЕ ТÁНЦЫ", одноактный балет на муз. С. В. Рахманинова, сцен. и балетм. Е. А. Тангиева-Бирзниек и Б. Рощин. 26.3.1961, Рижский т-р, худ. А. Лапиньш, дирижёр Р. Глазуп; Девушка – A. A. Приеде, Золотая дама – Я. Ф. Панкрате, Художник – А. Я. Лемберг.

В. А. Майниеце.

Симфонический танец

Статья большая, находится на отдельной странице.

"Симфония Дальнего Запада"

"СИМФÓНИЯ ДÁЛЬНЕГО ЗÁПАДА" ("Western Symphony"), одноактный балет на муз. X. Кея. 7.9.1954, "Нью-Йорк сити балле", балетм. Дж. Баланчин, худ. Дж. Бойт (декорации) и Б. Каринска (костюмы); исполнители – Д. Адамс, X. Блисс, Дж. Рид, Н. Магальянес, П. Уайлд, А. Эглевский, Т. Леклерк, Ж. д’Амбуаз. Показан в СССР в 1962.

Е. Я. Суриц.

"Симфония для одного человека"

"СИМФÓНИЯ ДЛЯ ОДНОГÓ ЧЕЛОВÉКА" ("Symphonie pour un homme seul"), одноактный балет на муз. П. Анри и П. Шеффера. 26.7.1955, "Балле де л’Этуаль", Париж, балетм. М. Бежар, худ. Л. Тушаг; исполнители – Бежар и М. Сеньёре.

Г. М. Шлуглейт.

"Симфония до мажор"

"СИМФÓНИЯ ДО МАЖÓР" ("Symphony in С"), одноактный балет в 4 частях на муз. 1-й симфонии Ж. Бизе. 28.7.1947, парижская Опера (под назв. "Хрустальный дворец"). Балетм. Дж. Баланчин, худ. Л. Финн; исполнители – Л. Дарсонваль, Т. Туманова, М. Барден, М. Лафон, А. Калюжный, Р. Рид, М. Рено, М. Боззони (в 1958 и 1977 показан на гастролях в CCСP). 1948, "Балле сосайети" (позднее "Нью-Йорк сити балле"; в 1962 и в 1972 показан на гастролях в СССР); Нью-Йорк, худ. Б. Каринска (костюмы), Р. Бейтс (свет). 1951, Королевский дат. балет, Копенгаген. 1960, Королевский швед. балет. 1965, Гамбургская опера. 1969, Немецкая гор. опера, Зап. Берлин. 2-я пол. 1970-х гг., Нидерландский Нац. балет, Амстердам и другие.

Лит.: Иофьев М., Профили искусства, М., 1965, с. 196–98; Balanchine G., Mason F., Balanchine’s complete stories of the great ballets, N. Y., 1977, p. 625–27.

Е. Я. Суриц.

"Синатле"

"СИНАТЛÉ" ("Свет"), балет-сказка в 3 актах (по пьесе И. К. Гедеванишвили). Комп. Г. В. Киладзе, сцен. О. Эгадзе и В. М. Чабукиани. 16.3.1947, Т-р. им. Палиашвили, балетм. Чабукиани, дирижёр Киладзе, худ. С. С. Кобуладзе; Автандил – Чабукиани, Давриш – З. М. Кикалейшвили, Добрая фея – В. В. Цигнадзе, Красавица ада – Е. С. Геловани (Гос. пр. СССравни 1948; Киладзе, Чабукиани, Кобуладзе, Кикалейшвили и Цигнадзе). 26.4.1965, 2-я ред., там же, балетм. тот же, дирижёр Д. Л. Марцхулава, худ. О. Кочакидзе, А. Словинский, Ю. Чикваидзе; Автандил – Б. Г. Моновардисашвили, Давриш – Кикалейшвили, Фея – И. Джандиери, мать Давриша – А. Церетели, Е. Геловани.

Лит.: Грузинская музыкальная культура. Сб. ст., М., 1957; Красовская В., Вахтанг Чабукиани, 2 изд., Л. – М., 1960.

E. H. Дюкина.

Синачкова М.

СИ́НАЧКОВА (Synáčková) Марта (р. 29.12.1933, Прага), чехосл. артистка. В 1952 окончила хореографич. отделение Пражской консерватории. Дебютировала в 1952, с 1954 работала в Нац. т-ре (Прага), в т-рах Пльзеня (1957–61), в Брно (1961–64), в 1964–70 в труппе Балет-Прага, затем работала в т-рах Базеля и Санкт-Галлена. Партии: Tao Хоа; Воничка ("Комедиантская сказка" Вацека), Золушка; Дездемона ("Отелло" Гануша), Мария; Ева и Нинетта ("Баллада о моряке" Кршижека), Одетта – Одиллия; Сари ("Тропою грома"), Клариче ("Слуга двух господ" Бургхаузера), Джульетта ("Ромео и Джульетта" на муз. Чайковского). Исполняла гл. роль в "Хиросиме" Буковы.

В. Вашут.

"Синий бог"

"СИ́НИЙ БОГ" ("Le Dieu bleu"), одноактный балет. Комп. Р. Ан, сцен. Ж. Кокто и Ф. Мадразо. 13.5.1912, Русский балет Дягилева, т-р "Шатле", Париж, балетм. М. М. Фокин, худ. Л. С. Бакст; Богиня – Л. Р. Нелидова, Синий бог – В. Ф. Нижинский, Молодая девушка – Т. П. Карсавина, Молодой человек – М. П. Фроман, Баядера – Б. Ф. Нижинская, Почётный гость – М. В. Фёдоров.

Н. С. Годзина.

Синисало Г.

СИ́НИСАЛО Гельмер-Райнер Несторович (р. 14.6.1920, г. Златоуст Челябинской обл.), сов. композитор. Нар. арт. СССР (1978). Учился в Моск. (педагог Н. И. Пейко) и Ленингр. (педагог В. Н. Волошинов) консерваториях. Автор произв. для симф. оркестра, камерно-инструм. и др. сочинений. С. принадлежит муз. первого карельского балета – "Сампо" (по эпосу "Калевала", 1959, Петрозаводский муз.-драматич. т-р). Написал также балеты: "Я помню чудное мгновенье" (по мотивам М. И. Глинки, 1962, Казань, Т-р им. Джалиля и Львовский т-р; 1963, Харьковский т-р), "Сильнее любви" (1966, Петрозаводский т-р), "Кижская легенда" (1973, там же), "Вождь краснокожих" (по рассказу О. Генри; совм. с комп. А. И. Голландом). Гос. пр. Карельской АССР (1974).

Лит.: Лапчинский Г., Путь композитора. Очерк о творчестве Г. Н. Синисало, Петрозаводск, 1960; его же, Музыка советской Карелии, Петрозаводск, 1970; Смирнов И.,...танцует Карелия, Петрозаводск, 1977, с. 87–92.

"Синьорина Джовенту"

"СИНЬОРИ́НА ДЖОВЕНТУ́" ("Signorina Gioventú"), балет-пантомима в 7 картинах с прологом (по мотивам С. Чеха). Комп. и сцен. В. Новак. 8.3.1930, Нац. т-р, Прага, балетм. и режиссёр Я. Гладик, худ. В. Гофман, дирижёр О. Одстрчил; исполнители – З. Забылова, К. Пирник, Э. Фамира. 1937, там же, балетм. Й. Енчик. 1970, там же, балетм. Й. Немечек. В др. городах ЧССР (в скобках фамилии балетмейстеров): Брно (1930, М. Цвейичова; 1937, И. В. Псота; 1959, Й. Нермут), Кошице (1960, С. Ремар).

В. Вашут.

"Синяя борода"

"СИ́НЯЯ БОРОДÁ", балеты по мотивам одноим. сказки Ш. Перро, 1) В 3 актах 7 картинах с апофеозом. Комп. П. П. Шенк, сцен. Л. А. Пашкова. 8.12.1896, Мариинский т-р, Петербург, балетм. М. И. Петипа, худ. П. Б. Ламбин, K. M. Иванов, Г. Левот и В. Т. Перминов; Синяя борода – П. А. Гердт, Изора – П. Леньяни, Анна – О. И. Преображенская (позднее А. П. Павлова), Эбремар – И. Ф. Кшесинский, Раймонд – A. A. Облаков. 1910, возобн. там же, балетм. Н. Г. Легат (по Петипа); Синяя борода – П. А. Гердт, Изора – М. Ф. Кшесинская. 1918, там же, балетм. A. M. Монахов и А. И. Чекрыгин (по Легату); Синяя борода – И. Н. Кусов, Изора – Е. А. Смирнова, Анна – Е. П. Гердт, Эбремар – И. Ф. Кшесинский, Раймонд – А. Н. Обухов. 2) Одноактный в 4 картинах (с 2 прологами и 3 интермедиями) на муз. одноим. оперетты Ж. Оффенбаха в аранжировке А. Дорати, сцен. М. М. Фокин (по А. Мельяку и Л. Галеви). 27.10.1941, "Балле тиэтр", Дворец искусств, Мехико, балетм. Фокин, худ. М. Верте; Синяя борода – А. Долин, Эрмилия – А. Маркова, королева Клементина – Л. Чейз, принц Сапфир – Ж. Скибин, Булотта – И. Баронова. Показан в СССР в 1960.

Единственная дочь короля Бобеша прекрасная Флеретта была изгнана им и провела юность среди пастухов и пастушек. Найденная министром короля Оскаром, она должна сочетаться браком с принцем Сапфиром. В нём Флеретта узнаёт влюблённого в неё бедного пастуха (принц ради неё скрывал своё происхождение). Счастливой развязке чуть не помешал рыцарь Синяя борода, также влюбившийся во Флеретту. Однако ему достаётся в жёны пастушка Булотта, к-рую он, как и пять своих предыдущих жён, пытался отравить с помощью алхимика Попалани. Сапфир женится на Флеретте. 3) Комп. Дж. Якоби. 16.12.1895, т-р "Альгамбра", Лондон, балетм. К. Коппи. 4) На муз. Ш. Лекока. 1898, парижская Опера, балетм. P. O. Монрой. 5) "Рыцарь Синяя борода" ("Ritter Blaubart") на муз. X. Фогта. 1938, Дюссельдорф, балетм. X. Фройнд.

Лит.: "Синяя Борода". [Либретто], СПБ, 1896; "ЕИТ". Сезон 1896–1897, СПБ, 1898, с. 238–58.

"Сиреневый сад"

"СИРÉНЕВЫЙ САД" (франц. "Jardin aux blas"; англ. "Lilac garden"), одноактный балет на муз. "Поэмы" Э. Шоссона, сцен. А. Тюдор и X. Стивенсон. 26.1.1936, "Балле Рамбер", в "Меркьюри тиэтр", Лондон, балетм. Тюдор, худ. Стивенсон; Невеста – М. Ллойд, Жених – Тюдор, Любовник – Хью Лэнг, Женщина из его прошлого – П. ван Праг. 1940, "Американ балле тиэтр". 1951, "Нью-Йорк сити балле". 1954, Нац. балет Канады. 1968, Королевский балет, Лондон (новые декорации Т. Лингвуда, костюмы X. Стивенсона). 1970, Королевский дат. балет.

Каролина вступает в брак по расчёту. Накануне свадьбы, в гостях она встречает того, к-рому принадлежит её сердце, и бывшую возлюбленную Жениха. Охваченная смятением, Каролина уходит с Женихом, так и не простившись с любимым.

Лит.: Beaumont С. W., Complete book of ballets, L., 1951; Kirstein L., "Jardin aux lilas" in Movement and Metaphor, N. Y., 1970.

И. П. Рославлева.

"Сирота Теолинда, или Дух долины"

"СИРОТÁ ТЕОЛИ́НДА, И́ЛИ ДУХ ДОЛИ́НЫ", балет в 3 актах с прологом. Комп. Ч. Пуньи, сцен. и балетм. А. Сен-Леон. 6.12.1862, Большой т-р, Петербург, худ. A. A. Роллер и Г. Г. Вагнер; Теолинда – М. Н. Муравьёва (позднее П. П. Лебедева, Е. О. Вазем).

Лит.: Красовская В., Русский балетный театр второй половины XIX века, Л. – М., 1963, с. 113–15.

Сисери П. Л.

СИСЕРИ́ (Cicéri) Пьер Люк Шарль [17 (по др. данным, 18).8.1782, Сен-Клу, – 22.8.1868, Париж], франц. театральный художник. Обучался декорационной живописи у Ф. Ж. Белланже. Работал в драматических т-рах Парижа. С 1825 возглавлял декорац. мастерскую парижской Оперы. Творчество С. принадлежит к романтич. направлению во франц. декорационном искусстве.

Автор декораций к первым постановкам балетов "Сильфида" и "Жизель". Оформил также балеты (все в парижской Опере): "Флора и Зефир" Венюа (1815, балетм. Ш. Дидло), "Казертские обручённые" Дюгазона (1817, балетм. П. Гардель и Л. Милон), "Прозерпина" Шнейцхоффера (1818, балетм. Гардель), "Деревенский соблазнитель" Шнейцхоффера (1818, балетм. Альбер), "Клари, или Обещание брака" Крейцера (1820, балетм. Милон), "Альфред Великий" Галленберга и Дюгазона (1822, балетм. Ж. Омер), "Золушка" Сора (1823, балетм. Альбер), "Земира и Азор" Шнейцхоффера (1824, балетм. А. Ж. Ж. Деэ), "Марс и Венера, или Сети Вулкана" Шнейцхоффера (1826, балетм. Ж. Б. Блаш), "Астольф и Джоконда" Герольда (1827, балетм. Омер), "Спящая красавица" Герольда (1829, балетм. Омер), "Манон Леско" Ж. Галеви (1830, балетм. тот же), "Натали, или Швейцарская молочница" Гировеца и Карафы ди Колобрано (1832, балетм. Ф. Тальони), "Восстание в серале" Лабара (1833, балетм. тот же), "Буря, или Остров духов" Шнейцхоффера (1834, балетм. Ж. Коралли), "Дева Дуная" (1836, балетм. Тальони) и "Гентская красавица" Адана (1842, балетм. Альбер), "Эвхариса" Дельдевеза (1844, балетм. Ж. Коралли), "Своенравная жена" (1845, балетм. Мазилье), "Бетти" А. Тома (1845, балетм. тот же), "Озай" Жида (1847, балетм. Ж. Коралли).

Лит.: Guest I., Pierre Cicéri in Ballet and Opera, [L.], 1949; его же, The Romantic Ballet in Paris, L., 1966; Decugis N., Reymond S., Le décor de théâtre en France, [P., 1953].

В. М. Паппе.

"Сити сентер Джофри балле"

Статья большая, находится на отдельной странице.

Ситников Г. Б.

СИ́ТНИКОВ Герман Борисович (р. 6.8.1932, г. Асбест Свердловской обл.), сов. артист и педагог. Засл. арт. РСФСР (1972). Чл. КПСС с 1960. В 1951 окончил Моск. хореографич. уч-ще, в 1975 – ГИТИС (отделение педагогов-балетмейстеров). В 1951–73 в Большом т-ре. Партии: Визирь ("Легенда о любви"), Тибальд; Ибн-Салом ("Лейли и Меджнун"), Гирей; Лесничий ("Жизель"), Король мышей ("Щелкунчик"), Молодой цыган ("Каменный цветок"), Куман ("Половецкие пляски"), испанский и венгерский танцы, мазурка, Злой гений ("Лебединое озеро"), Чёрт ("Сказка о Солдате и Чёрте" Стравинского) и др. Пост. в Улан-Баторе балет "Пламя Парижа" (1971, по В. И. Вайнонену). В 1952–55 педагог Моск. хореографич. уч-ща, с 1973 балетмейстер-репетитор Большого Т-ра.

В. И. Зарубин.

Сифниос Д.

СИ́ФНИОС (Sifnios) Душка (15.10.1934, Скопле), югосл. балерина. Училась у Н. Кирсановой, Л. М. Лавровского, A. M. Mecceрера и В. Гзовского. Дебютировала в 1951 в Белграде. Солистка Нац. т-ра в Белграде. Партии: Сванильда, Жизель; Ела ("Чёрт в деревне" Лхотки); в пост. балетм. Д. Парлича – Девушка ("Чудесный мандарин"), Джульетта и другие. Работала также в труппах М. Мишковича, Л. Ф. Мясина, в Балете XX века, где была первой исполнительницей в балетах М. Бежара: "Болеро", "Свадебка"; "Девятая симфония" на муз. Бетховена.

М. Йованович.

"Сказ о каменном цветке"

"СКАЗ О КÁМЕННОМ ЦВЕТКÉ", Смотри "Каменный цветок" Прокофьева.

"Сказка о Гонзе"

"СКÁЗКА О ГÓНЗЕ" ("Pohádka о Honzovi"), балет-пантомима в 5 картинах. Комп. О. Недбал, сцен. Ф. Гейда. 24.1.1902, Нац. т-р, Прага, балетм. А. Вискузи, режиссёр И. Шмаха, худ. Штапфер, дирижёр Недбал. Балет неоднократно ставился в ЧССР.

В. Вашут.

"Сказка о попе и о работнике его Балде"

"СКÁЗКА О ПОПÉ И О РАБÓТНИКЕ ЕГÓ БАЛДÉ", балет в 4 актах (по сказке A. C. Пушкина). Комп. М. И. Чулаки, сцен. Ю. И. Слонимский. 9.1.1940, Ленингр. Малый т-р, балетм. В. А. Варковицкий, ассистенты балетм. В. М. Тулубьев, И. П. Васильев, худ. A. A. Коломойцев, дирижёр П. Э. Фельдт; Поп – A. A. Орлов, Балда – Н. С. Соколов, Поповна – Г. Н. Кириллова, Бесёнок – H. A. Зубковский. 1945, возобн., там же, балетм. Г. И. Исаева, Тулубьев, Соколов. 1962, Рижский т-р, под назв. "Сказка о Балде", балетм. Е. А. Тангиева-Бирзниек. 1971, Моск. хореографич. уч-ще, под назв. "Русская сказка", балетм. A. A. Дементьев. 1977, Петрозаводский т-р, балетм. С. П. Кузнецов и A. C. Кузнецов.

Весёлый бродяга Балда нанялся к Попу служить по хозяйству за три щелчка по попову лбу в год. Страшась дня расплаты, Поп с Попадьей придумывают хитрость – отправить Балду к чертям за оброком. Но Балда сумел перехитрить чертей и самого Старого беса; он вернулся к Попу и отправил его третьим щелчком под облака, а сам пошёл снова бродить по свету.

Лит.: Шереметьевская Н., Молодые балетные театры, в кн.: Советский балетный театр. 1917–1967, М., 1976.

Е. Л. Григорьева.

"Сказка про шута, семерых шутов перешутившего"

"СКÁЗКА ПРО ШУТÁ, СЕМЕРЫ́Х ШУТÓВ ПЕРЕШУТИ́ВШЕГО" ("Le Chout", "Le Bouffon", "Der Narr"), одноактный балет в 6 картинах (по мотивам рус. нар. сказок). Комп. и сцен. С. С. Прокофьев. 17.5.1921, Русский балет Дягилева, Париж, балетм. М. Ф. Ларионов и Т. Славинский, худ. Ларионов, дирижёр Э. Ансерме; Шут – Славинский, Шутиха – Л. Соколова. 1927, Кёльн, балетм. Ф. Х. Ценпфенниг. 1932, "Балле рюс де Монте-Карло", Монте-Карло, балетм. Б. Г. Романов, худ. Л. Зак. 1950, фестиваль "Флорентийский май", балетм. А. Миллош, худ. Р. Гуттузо. 1957, "Комише опер", Берлин, балетм. Г. Штейнвег. В СССравни 27.1.1928, Киевский т-р, под назв. "Блазень", балетм. М. Г. Дысковский, худ. И. Армашевский-Курочка, дирижёр А. Орлов; Шут – А. Бердовский, Шутиха – В. Мерзахина.

Шут с помощью своей жены Шутихи ловко одурачивает семерых шутов – продаёт им чудо-плётку, которой они напрасно пытаются усмирить своих жён. Переодевшись молодухой, Шут "выходит замуж" за богатого купца и оставляет ему вместо "невесты" в спальне козу, за которую потом берёт большой выкуп. Недоразумения заканчиваются общей весёлой пляской.

Е. Я. Суриц.

Скалова О.

СКÁЛОВА (Skalová) Ольга (р. 25.4.1928, Брно), чехосл. артистка. Нар. арт. ЧССР (1968). Ученица И. В. Псоты, в 1957 стажировалась в Московском хореографическом училище. С 1944 в т-ре Брно, с 1952 в Нац. т-ре, Прага. Партии: Одетта – Одиллия; Мирта ("Жизель"), фея Карабос, Зарема, Фригия; Беатриче ("Слуга двух господ" Бургхаузера), Мефистофель ("Доктор Фауст" Шквора), Дездемона ("Отелло" Гануша), Джульетта, Хлоя, Хозяйка Медной горы, Мехменэ Бану; Девушка ("Чудесный мандарин"), Марта ("Последний одуванчик" Вацека), Изабелла ("Дон Жуан" на муз. Р. Штрауса). Исполнила также гл. роли в балетах "Медуза" Эйнема и "Совесть" ("Хиросима" Буковы). Гос. пр. ЧССР (1956). С 1977 рук. т-ра в Брно.

В. Вашут.

Скальковский К. А.

СКАЛЬКÓВСКИЙ Константин Аполлонович [6.(18).4.1843, Петербург, – 6(19).5.1906, там же], рус. театральный и балетный критик. Автор книг и статей о балете. Выступал в периодич. изданиях ("Санкт-Петербургские ведомости", "Новое время"); иногда подписывался псевдонимом "Балетоман".

Соч.: Балет, его история и место в ряду изящных искусств, 2 изд., СПБ, 1886; В театральном мире. Наблюдения, воспоминания и рассуждения, СПБ, 1899; Новые путевые впечатления, СПБ, 1889; За год. Воспоминания. Исторические очерки. Публицистика. Путевые впечатления, СПБ, 1905.

Лит.: Бертенсон В. Б., Из воспоминаний о К. А. Скальковском, СПБ, 1912.

Скибин Ж.

СКИБИ́Н (Skibine) Жорж (наст. имя и отчество – Юрий Борисович) (р. 30.1.1920, Ясная Поляна), франко-амер. артист и балетмейстер. Учился у О. И. Преображенской, Е. П. Эдуардовой, С. Лифаря, А. Е. Волинина, Ю. Н. Седовой и другие. Дебютировал как танцовщик кабаре в Париже. Работал в труппах "Балле де Монте-Карло" (1938), "Орижиналь балле рюс" (1940), "Балле тиэтр" (1941–42), в труппах А. Марковой – А. Долина (1946), "Гран балле дю марки де Куэвас" (1947–56). Исполнял осн. партии в балетах: "Сильфиды", "Синяя борода" на муз. Оффенбаха (балетм. М. М. Фокин), "Тщетная предосторожность"; "Алеко" (на муз. П. И. Чайковского, балетм. Л. Ф. Мясин). Пост. для труппы Куэваса балеты: "Веронская трагедия" на муз. Чайковского (1948), "Аннабель Ли" на муз. Шифмана (1951), "Кавказский пленник" на муз. Хачатуряна (1951), "Идиллия" на муз. Серетта (1954), "Ромео и Джульетта" на муз. Берлиоза (1955). В 1957–62 этуаль парижской Оперы (в 1958–61 гл. балетмейстер труппы). Исполнял гл. партии в балетах: "Жизель", "Жар-птица" (балетм. С. Лифарь) и др. Пост.: "Дафнис и Хлоя" (1959); "Жестокая сказка" на муз. Дельрю (1959), "Пери-Дюка (1966). В 1964–66 художеств. руководитель труппы "Харкнесс балле", с 1969 – балетной труппы в Далласе и школы при ней. В эти годы пост.: "Вакх и Ариадна" Русселя (1964), "Жар-птица" (1967); "Бандар Лог" на муз. Кеклена (1969), "Кармина Бурана" Орфа (1970) и др.

Лит.: Lidova I., Georges Skibine, "Les saisons de la Danse", 1970, mars.

Е. Я. Суриц.

Ж. Скибин и Мардж. Толчиф в балете "Дон Кихот"

Скибин Ж.

Ж. Скибин и Мардж. Толчиф в балете "Дон Кихот"

"Скоттиш балле"

"СКÓТТИШ БАЛЛÉ" ("Scottish ballet"), ведущая труппа Шотландии. Образована в 1969 в Глазго на основе труппы "Уэстерн тиэтр балле". Первоначально называлась "Скоттиш тиэтр балле" (выступала в т-ре Шотландской оперы и в "Кингс тиэтр" в Глазго). В 1970 работала в "Сэдлерс-Уэллс". С 1974 наз. "С. б.". Периодически гастролирует по Великобритании. Гл. балетм. "С. б." – П. Даррелл; ведущей солисткой мн. годы была Э. Макдональд. В репертуаре: "Окно" Лумбю (по пост. А. Бурнонвиля), "Чудовище и красавица" Масгрейва (1969), "Сильфида" Лёвеншелля (1970), "Жизель" (1971); "Сказки Гофмана" на муз. Оффенбаха (1973), "Алая пастораль" Мартена (1975), "Мария, королева шотландская" на муз. Мак-Кейба (1976) и др. Спектакли "С. б." отличает драматич. интерпретация сюжетов (в т. ч. классич. балетов), они отмечены влиянием творч. манеры балетм. Даррелла. В труппе (1978): танцовщицы – Л. Аннинг, В. Батчер, К. дель Кампо и другие.; танцовщики – Г. Барт, У. Боуэн, К. Бёрк и другие. Труппа участвует также в спектаклях оперного т-ра Глазго.

Н. П. Рославлева.

Скрябин А. Н.

СКРЯ́БИН Александр Николаевич [25.12.1871(6.1.1872), Москва, – 14(27).4.1915, там же], рус. композитор и пианист. Учился у Г. Э. Конюса, затем в Моск. консерватории у С. И. Танеева и A. C. Аренского. В нек-рых фп. произв. С. нашли художеств. претворение танц. жанры (мазурка, вальс, полонез). На музыку разл. сочинений С. пост. балеты: "Прометей" (1918, Москва, Большой т-р), "Поэма экстаза" (1956, Нью-Йорк, балетм. А. Соколова, под назв. "Поэма"; 1963, там же, балетм. Р. Вагнер; 1968, под назв. "Экстазы", балетм. Р. Пти, "Ла Скала", Милан; 1970, Штутгарт, балетм. Дж. Кранко), "Скрябиниана" (1962, Москва, Большой т-р, балетм. К. Я. Голейзовский), "Желание" и "Сумерки" (1972, Гамбург, балетм. Дж. Ноймайер), "Третья симфония" (1974, Дюссельдорф, балетм. Э. Вальтер), "Прелюдии и этюды Скрябина" (1978, "Лондон контемпорэри данс тиэтр", балетм. Р. Норт) и др.

В. А. Кулаков.

"Скрябиниана"

"СКРЯБИНИÁНА", танцевальная сюита на муз. А. Н. Скрябина, инструментовка Д. Р. Рогаль-Левицкого, сцен. и балетм. К. Я. Голейзовский. 17.10.1962, Большой т-р, худ. В. К. Клементьев, дирижёр A. M. Жюрайтис. В составе сюиты: "Гирлянда" (исполнители H. A. Валович, М. А. Воднева, М. В. Ермолов, B. C. Лагунов), "Три настроения" (Е. Л. Черкасская, М. А. Тихомирнов), "Трагическая поэма" (Н. В. Филиппова, С. И. Кауфман), "Лирический этюд" (Н. В. Васильева, Г. Б. Ситников), "Мазурка" (Л. И. Богомолова, затем Е. С. Максимова), "Романтический дуэт" (Н. В. Чистова, Б. И. Хохлов), "Вакхический этюд" (И. Л. Возианова, Л. Е. Дементьева, Н. Р. Кривовяз, Т. А. Мокрова), "Дифирамб" (Е. Л. Рябинкина, C. K. Власов и другие.), "Героический этюд" ("Героика"; Г. В. Ледях), "Мечты" (Е. Л. Рябинкина, C. K. Власов).

Г. Д. Андреевская.

Скуратов В.

СКУРÁТОВ (Skouratoff) Владимир (р. 12.2.1925, Париж), франц. артист балета. Учился у О. И. Преображенской, Б. Князева, А. Е. Волинина. Солист трупп "Нуво балле де Монте-Карло" (1946), "Орижиналь балле рюс" (1947), "Гран балле дю марки де Куэвас" (1952–57), "Лондон фестивал балле" (1959–60) и др. Среди партий: Альберт, Зигфрид, Колен. Гл. партии в пост. балетм.: Р. Пти – "Чёрт бы её побрал" Розенталя, "Яйцо всмятку" Тирье, "Ночные девушки" Франсе; С. Лифаря – "Шота Руставели" на муз. Онеггера, Харсани и Черепнина; У. Доллара – "Поединок" де Бенфилда и другие. Работал балетмейстером-репетитором в т-рах Страсбура (1967–69), Бордо (1970) и др.

Лит.: Percival I., He can bring a poor ballet to success, "Dance and dancers", 1959, dec.

Е. Я. Суриц.

Славенска М.

СЛАВÉНСКА (Slavenska) [наст. фам. – Чорак (Corak)] Миа (р. 1916, Славонски-Брод), югосл. артистка, педагог. По нац. хорватка. Училась у Ж. Вайс и М. Фроман в Загребе, затем у Г. Краус и Л. Вейден в Вене и Париже. В 1924 дебютировала в Нац. т-ре в Загребе в балете "Пряничное сердце" Барановича (с 1929 солистка). В 1933–34 танцевала в Русской опере в Париже, в 1937 гастролировала в городах Европы и Африки, в 1938–42 и 1951–52 солистка "Балле рюс де Монте-Карло", в 1944–50 (с перерывами) рук. собств. труппы "Балет Вариант" в США. В 1946–47 преподавала в Голливуде, в 1954–1955 выступала в "Метрополитен-опера" в Нью-Йорке, с 1963 преподаёт в организованной ею балетной школе при ин-те искусств в Лос-Анджелесе. Наибольший успех имела в классич. балетах. Снималась в фильме "Умирающий лебедь" (1937, реж. Ж. Бенуа-Леви).

Х. Неубауэр.

Славская О.

СЛÁВСКАЯ (Sławska) Ольга (наст. фам. – Прорубникова) (р. 2.6.1915, Львов), польская артистка, педагог. В 1932–37 в "Т-ре Вельки" в Варшаве. Совершенствовалась у Е. П. Эдуардовой (1936, Берлин). В 1937–35 ведущая солистка Польского балета. Партии: в пост. Б. Ф. Нижинской – Спортсменка ("Аполлон и девочка" Ружицкого), Невеста ("Песня о земле" Палестера), Невеста ("Свадьба в Ойцуве"), Сванильда и другие. В 1950 педагог Балетной школы в Гданьске, в 1951–1970 организатор и худ. рук. Балетной школы в Познани.

И. Турска.

Славянинов Р. А.

СЛАВЯНИ́НОВ Ростислав Алексеевич [р. 6(19).11.1902, Петербург], сов. артист. Засл. арт. РСФСР (1957). В 1920–60, по окончании Петрогр. хореографич. уч-ща (ученик В. А. Семёнова, Л. С. Леонтьева, В. И. Пономарёва), в Т-ре им. Кирова. Партии: Командир ("Татьяна" Крейна), Председатель колхоза ("Родные поля" Червинского), Капитан ("Пульчинелла"), Флорестан ("Карнавал"), Клод Фролло, Гирей; Ганс ("Жизель"), Тарас ("Тарас Бульба" Соловьёва-Седого), Пётр I и Арап ("Медный всадник") и др. С 1960 методист-хореограф ленингр. Дома нар. творчества.

И. В. Ступников.

"Славянские танцы"

"СЛАВЯ́НСКИЕ ТÁНЦЫ" ("Slovanské tance"), балеты на муз. "Славянских танцев" А. Дворжака. 8.9.1901, Нац. т-р, Прага, балетм. А. Вискузи. 1956, там же, балетм. А. Ланда. 1938, Брно, балетм. И. В. Псота. 1972, балетм. Л. Хинкова. За рубежом: 1941, "Балле тиэтр", Мехико (под назв. "Славоника"), балетм. Псота. 1948, Берлин (под назв. "Пугало"), балетм. А. Петерка.

В. Вашут.

Слободян Н. В.

СЛОБОДЯ́Н Наталия Васильевна (р. 27.2.1923, Киев), сов. артистка. Нар. арт. УССР (1960). В 1941 окончила Киевское хореографич. уч-ще (педагог К. Г. Васина). С 1944 солистка, с 1968 педагог-репетитор Т-ра им. Франко. Партии: Жизель, Сольвейг, Никия, Одетта – Одиллия, Аврора, Раймонда, Китри, Фригия, Сюимбике, Мария, Лауренсия; Дзвинка, Орыся, Мануся ("Платок Довбуша", "Орыся", "Сойкино крыло" Кос-Анатольского), Маруся ("Маруся Богуславка" Свечникова) и др.

Т. А. Швачко.

Предыдущая страница Следующая страница