Приглашаем посетить сайт

Кулинария (cook-lib.ru)

Энциклопедия "Балет" (1981)
Статьи на букву "Н"

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Н"

"На берегу моря"

"НА БЕРЕГУ́ МÓРЯ", балет в 3 актах 5 картинах. Комп. Ю. Юзелюнас, сцен. В. В. Гривицкас. 10.5.1953, Вильнюсский т-р, балетм. Гривицкас и A. M. Meccepep, худ. И. Суркявичюс, дирижёр Р. Генюшас; 1975, там же, балетм. те же, худ. И. Янкус, дирижёр X. Поташинкас. В др. городах СССР (в скобках фамилии балетмейстеров): Рига (1954, Гривицкас), Львов (1956, Гривицкас, А. Шульгина и Н. И. Трегубов), Таллин (1958, Гривицкас).

Л. И. Мотеюнайте.

"На постое"

"НА ПОСТÓЕ" ("Na kwaterze"), одноактный балет. Комп. С. Монюшко, сцен. И. Менье. 6.10.1868, "Т-р Вельки", Варшава, балетм. И. Менье, худ. С. Папе; Юзеф – Р. Пухальский, Екатерина – М. Дилевская, Юлиан – Л. Куне, Кароль – В. Пшедпелский. 1931, там же, балетм. П. Зайлих. В др. городах Польши (в скобках фамилии балетмейстеров): Познань (1925, под назв. "Осенние манёвры", балетм. М. Статкевич), Вроцлав (1952, балетм. З. Патковский), Бытом (1953, балетм. М. Копиньский), Лодзь (1970, балетм. Я. Яжинувна-Собчак).

И. Турска.

"На рынке"

"НА РЫ́НКЕ" ("La Piaţa"), одноактный балет. Комп. М. Жора, сцен. Е. Гафенку. 17.3.1932, Румынская опера, Бухарест, балетм. А. Романовский, реж. В. И. Попа, худ. И. В. Анестин, дирижёр А. Александреску; Кива – Е. Пенеску, Вахмистр – Ф. Никулеску, Невеста – М. Пэун, Пьяница – Дж. Опришан. 1958, там же, балетм. и реж. Т. Урсяну. В др. городах СРР (в скобках фамилии балетмейстеров): Клуж (1959, О. Дановский), Тимишоара (1960, Г. Штефан), Яссы (1962, О. Дановский), Констанца (1962, П. Бодеуц), Галац (1971, Т. Кекаис).

Раннее утро. Рынок провинциального города полон кипучей жизни. Бравый унтер-офицер, пришедший сюда с невестой, влюбляется в цветочницу-цыганку Киву. Взяв у торговца с лотка платок, Кива танцует. Торговец поднимает тревогу, зовёт полицейских. В суматохе унтер-офицер убегает, унося на руках цыганку. Невеста падает в обморок. Рынок пустеет.

К. Кыржан.

Навицките Л. К.

НАВИ́ЦКИТЕ Лили Казимировна (р. 5.11.1933, Клайпеда), сов. артистка, педагог. Засл. педагог Литов. ССР (1978). В 1952–58 артистка балета Вильнюсского т-ра. В 1963 окончила балетмейстерское отделение ГИТИСа (педагоги М. Т. Семёнова, Н. И. Тарасов). Педагог и руководитель хореографич. отделения Школы иск-в им. Чюрлёниса (Вильнюс).

Л. И. Мотеюнайте.

Надаши Ф.

НÁДАШИ (Nadasi) Ференц (16.10.1893, Будапешт, – 20.2.1966, там же), венг. артист, балетмейстер и педагог. Засл. арт. ВНР (1955). Учился в Будапеште у Я. Хольцера и X. Спинци, затем выступал в т-ре "Февароши Орфеум", в гастрольной труппе Хольцера. Работал в Петербурге (изучал спектакли Мариинского т-ра). Совершенствовался у Э. Чеккетти. В 1912 вернулся в Будапешт, танцевал в варьете "Хрустальный дворец"; с 1913 солист Венг. оперного т-ра, где в этом же году выступил в балете "Карлик-гренадёр" на муз. Сикла (балетм. Н. Гуэрра). Гастролировал в странах Европы, затем в 1936 возвратился на родину. С 1937 балетмейстер и педагог Венг. оперного т-ра. Среди пост.: "Сильвия" (1942), "Видение розы" (1948), танцы в операх. Имел (с 1937) школу, где в педагогич. работе сочетал стиль итал. школы классич. танца с нац. особенностями венгерского танца. В результате выработал самобытный педагогич. метод, к-рый совершенствовал на протяжении тридцати лет. Изучал методику сов. педагогов, знакомясь гл. обр. с системой преподавания А. Я. Вагановой. Среди учеников – Ж. Кун, Г. Лакатош, В. Фюлёп, Ф. Хаваш, А. Орос, В. Рона, В. Сумрак, Ж. Меньхарт. В 1950–61 директор Венг. оперного т-ра, в 1950–53 педагог Ин-та балета, с 1955 председатель Венг. союза артистов балета. В 1963 ушёл на пенсию. Пр. им. Кошута (1958).

А. Геленчер.

Надеждина Н. С.

НАДÉЖДИНА Надежда Сергеевна [21.5(3.6).1908, Вильнюс, – 11.10.1979, Москва], сов. артистка и балетмейстер. Нар. арт. СССР (1966). Герой Социалистич. Труда (1978). По окончании 2-й Гос. балетной школы в Петрограде (ученица Н. Г. Легата, А. Я. Вагановой, A. A. Гордовой и другие.), в 1925–34 артистка Большого т-ра. Испрлняла сольные партии и танцы в балетах "Лебединое озеро" (испанский, венгерский, мазурка), "Конёк-Горбунок" (славянский, украинский), "Дон Кихот" (фанданго), "Красный мак" (Малайка, бостон), "Баядерка" (танец с лилиями), "Раймонда" (панадерос) и др. С 1931 одновременно выступала на эстраде. В 1941 начала балетмейстерскую работу (в ансамблях Сибирского воен. округа и Карельского фронта). С 1943 балетмейстер, в 1946–48 худ. рук. балетного отделения Мосэстрады и одновременно (1945–48) – Русского нар. хора Калининской филармонии. Н. – организатор (1948), художеств. руководитель и постановщик всех программ Академич. хореографического ансамбля "Берёзка". Создала новый стиль в хореографии, основанный на синтезе танцевального фольклора и школы классич. танца. Автор книги "Русские танцы" (1951), мн. статей. Гос. пр. СССР (1950). Золотая медаль Мира им. Жолио-Кюри (1959).

Лит.: Чижова А. Э., Танцует "Березка", М., 1967; её же, Березка. [Альбом], M., 1972.

А. Э. Чижова.

"Накануне"

"НАКАНУ́НЕ", балет в 3 актах 9 картинах (по роману И. С. Тургенева). Комп. И. И. Шварц, сцен. A. A. Белинский. 16.11.1960, Ленингр. Малый т-р, балетм. К. Ф. Боярский, худ. Т. Г. Бруни, дирижёр Ю. Б. Богданов; Елена – Л. Н. Сафронова, Инсаров – B. C. Зимин, Берсенев – Ю. П. Литвиненко, затем H. H. Боярчиков, Шубин – Ю. В. Малахов, Зоя – Г. В. Покрышкина.

Е. Л. Григорьева.

Нариманбеков Т. Ф.

НАРИМАНБÉКОВ Тогрул Фарманович (р. 7.8.1930, Баку), сов. живописец, театр. художник. Нар. худ. Азерб. ССР (1967). Окончил Литовский художеств. ин-т (1955). Работает преим. в области станковой и монументальной живописи. Оформил балеты в Т-ре им. Ахундова: "Тени Кобустана" Ф. Караева (1969), "Семь красавиц" (1978) – оба балетм. Р. Ахундова и М. Мамедов; "Сказание о Насими" (1973), "Покорители Каспия" (1975) и "Тысяча и одна ночь" Амирова – все балетм. Н. Назирова. Гос. пр. Азерб. ССР (1974). Пр. им. Ленинского комсомола Азерб. ССР (1968). Гос. пр. СССР (1980).

В. В. Ванслов.

Народный танец

Статья большая, находится на отдельной странице.

"Нарцисс"

"НАРЦИ́СС" ("Нарцисс и Эхо"), одноактный балет (по "Метаморфозам" Овидия). Комп. H. H. Черепнин, сцен. Л. С. Бакст. 26.4.1911, Казино, Монте-Карло, балетм. М. М. Фокин, худ. Бакст, дирижёр Черепнин; Нарцисс – В. Ф. Нижинский, нимфа Эхо – Т. П. Карсавина, Вакханка – Б. Ф. Нижинская. На сов. сцене: 28.5.1918, т-р сада "Аквариум", Москва, силами артистов Большого т-ра, балетм. Л. Л. Новиков, худ. И. С. Федотов; Нарцисс – Л. Новиков, нимфа Эхо – Е. М. Адамович.

Лит.: Левинсон Α., Старый и новый балет, П., [1917], с. 39–41; Красовская В., Русский балетный театр начала XX века, [ч.] 1 – Хореографы, Л., 1971, с. 364–67.

Нарыков А. Ф.

НАРЫ́КОВ Адгам Фазулжанович (29.9.1928, Новотроицк Башк. АССР, – 8.10.1968, Казань), сов. артист и балетмейстер. Засл. арт. РСФСР (1957). С 1941, по окончании Ленингр. хореографич. уч-ща (ученик А. И. Пушкина), в Уфимском т-ре (в 1941–45 на фронте). В 1947–65 в Т-ре им. Мусы Джалиля. Партии: Гирей, Дезире и фея Карабос, Зигфрид, Шурале и Батыр; Командор ("Лауренсия"), Феб, Северьян; Ленни ("Тропою грома"). Пост. танцы в операх, опереттах, оперу "Акпатыр" Сапаева (1963, Музыкально-драматич. т-р, Йошкар-Ола). В 1965–68 гл. балетмейстер Ансамбля тат. песни и танца.

Соч.: А. Гацулина. Казань, 1957.

Насретдинова З. А.

НАСРЕТДИ́НОВА Зайтуна Агзамовна (р. 14.8.1923, Уфа), сов. артистка. Нар. арт. СССР (1955). Чл. КПСС с 1952. С 1941, по окончании Ленингр. хореографич. уч-ща (педагоги H. A. Камкова, A. B. Ширяев, Е. В. Ширипина), в Уфимском т-ре. Партии: Зайтунгуль ("Журавлиная песня" Степанова; снималась также в одноим. фильме-балете, исполняя партию Вожака журавлей, 1960), Зарифа ("Горная быль" Ключарёва), Зюгра ("Зюгра" Жиганова); Сванильда, Одетта – Одилдия, Царь-девица, Раймонда, Китри, Жизель, Эсмеральда, Зарема, Tao Хоа, Лауренсия; Франциска ("Голубой Дунай" на муз. И. Штрауса). С высоким мастерством исполняла лирич. и драматич. партии. Выступала во мн. городах СССравни а также за рубежом.

Лит.: Хайруллин Р., Зайтуна Насретдинова, в его кн.: Мастера балетного искусства Башкирии. Уфа, 1963.

Г. А. Щербакова.

З. Насретдинова - Зайтунгуль, Х. Сафиуллин - Юмагул

З. Насретдинова - Одиллия, Ф. Юсупов - Ротбарт

Насретдинова З. А.

З. Насретдинова - Зайтунгуль, Х. Сафиуллин - Юмагул

Насретдинова З. А.

З. Насретдинова - Одиллия, Ф. Юсупов - Ротбарт

"Настасия"

"НАСТАСИ́Я" ("Nastasia"), балет в 9 картинах (по трагикомедии Дж. М. Земфиреску "Барышня Настасия"). Комп. К. Трэилеску, сцен. и балетм. О. Дановский. 30.12.1965, Румынская опера, Бухарест, худ. О. Тутовяну, дирижёр М. Бредичан; Настасия – В. Масини, Вулпашин – П. Чортя, Параскева – И. Илиеску, Пакосте – Б. Петров, Лука – Ш. Бэничэ, Никулина – К. Хамел. 1966, Констанца, балетм. Дановский.

К. Кыржан.

"Натали, или Швейцарская молочница""НАТАЛИ́, ИЛИ ШВЕЙЦÁРСКАЯ МОЛÓЧНИЦА" ("Das Schweizer Milchmädchen", "Nathalie ou La Laitière Suisse"), балет в 2 актах. Комп. А. Гировец, сцен. и балетм. Ф. Тальони. 1821, "Кернтнертортеатр", Вена; исполнители неизв. 1830, Берлин, комп. и балетм. те же; исполнительница гл. партии – Ф. Эльслер. 1831, "Кернтнертортеатр", Вена, возобн., комп. и балетм. те же; исполнительница гл. партии та же. 7.11.1832, комп. Гировец и М. Э. Карафа ди Колобрано, Королевская академия музыки, Париж, новая ред., балетм. тот же, худ. П. Сисери (декорации) и Э. Лами (костюмы); Натали – М. Тальони, Освальд – Ж. Мазилье, Вальтер – Деплас, Беттенберг – Л. Мерант, Шарлотта – Эли, Генриетта – П. Леду, Карл – Симон. 1833, "Кингс тиэтр", Лондон, балетм. Ф. Тальони; исполнительница гл. партии – М. Тальони. В России: 1832, Большой т-р, Петербург, балетм. Титюс (по Ф. Тальони); в гл. партии Л. Пейсар. 1849, там же, под назв. "Лида, швейцарская молочница", бенефис М. И. Петипа. В СССравни 27–30.6.1980, ансамбль Московский классический балет, Москва, сцен. и балетм. П. Лакот (по Ф. Тальони), декорации и костюмы его же (по Сисери и Лами), дирижёр В. А. Эдельман; Натали – Е. С. Максимова, Г. В. Скуратова, Освальд – С. В. Исаев, И. А. Терентьев, Зюг – С. А. Белорыбкин, Генриетта – С. Шахоткина, Карл – В. Шеховцов, Вальтер – В. Волошин, Беттенберг – В. Храпов, Шарлотта – Е. Гильфанова, па-де-де – Скуратова, Ф. Гильфанов, Н. М. Осипян и Терентьев, па-де-труа – М. Г. Перкун, В. П. Тимашова и A. B. Горбацевич.

Знатный юноша Освальд, полюбив крестьянскую девушку Натали, с помощью приближённых похищает её во время сельского праздника. Незадачливый парень Зюг, безответно влюблённый в Натали, находит оброненную ею цепочку и, обнаружив исчезновение девушки, сзывает друзей на поиски. Очнувшись в замке, Натали поначалу принимает неподвижно стоящего Освальда за статую. Юноша признаётся Натали в своей любви. Жители селения радостно празднуют свадьбу Натали и Освальда. Зюг остаётся один.

Лит.: Beaumont С. W., Complete book of ballets, L., 1951.

B. A. Кулаков.

Натурализм

НАТУРАЛИ́ЗМ (франц. naturalisme, от лат. naturalis – природный, естественный), 1) сведение иск-ва к изображению внешней стороны действительности без проникновения в её сущность. В балете выражается в поверхностном следовании действия за сюжетной стороной событий без глубокого проникновения в характеры и другие.матич. конфликты, а также в преобладании внешнего правдоподобия в хореографич. лексике. Н. имеет своим следствием обеднение танц. языка, отказ от развитых (в частности, ансамблевых) танц. форм, господство пантомимы над танцем (вообще изображения над выражением), построение спектакля по принципу чередования пантомимы и дивертисмента (при недостатке действенного танца), стремление к сюжетно-бытовому оправданию любого танца (бытовые танцы по ходу действия вместо выражения действия в танце) и др. Тенденции Н. были свойственны отдельным сов. спектаклям 1930–50-х гг. ("Утраченные иллюзии" Асафьева, балетм. Р. В. Захаров, "Сказ о Каменном цветке" Прокофьева, балетм. Л. М. Лавровский, "Родные поля" Червинского, балетм. А. Л. Андреев).

2) Конкретно-историч. направление в лит-ре последней четв. 19 – нач. 20 вв., провозгласившее основой своей творч. программы принцип документальной описательности, подменявшее социальную сущность человека биологической. В балете того времени Н. не имел проявления, однако черты его в этом смысле свойственны тем произв. упадочной бурж. хореографии 20 в., где человек изображается как низменное существо, культивируются биологич. инстинкты и другие.

Лит.: Карп П., О балете, М., 1967; Красовская В., Статьи о балете, Л., 1967; Слонимский Ю., В честь танца, М., 1968; Ванслов В., Балеты Григоровича и проблемы хореографии, 2 изд., М., 1971; его же, Статьи о балете, Л., 1980.

В. В. Ванслов.

Наумкин В. И.

НАУ́МКИН Вячеслав Иосифович [р. 5(18).9.1911, Тула], сов. артист, балетмейстер, педагог. Засл. арт. РСФСР (1962). По окончании Моск. хореографич. уч-ща, с 1930 в Большом т-ре. С 1936 в Свердловском т-ре. Среди партий: Зигфрид, Дезире, Колен, Альберт; Феб и Клод Фролло ("Эсмеральда"), Армэн ("Гаянэ"), Вакх ("Вальпургиева ночь"), Элиава ("Суламифь" Асафьева), Вацлав, Гирей, Данила; Конрад, Сеид-паша ("Корсар"). Пост. балеты: "Шопениана", "Лебединое озеро" (оба – 1948), "Раймонда" и "Фадетта" (оба – 1949), "Красный мак" (1950), "Дон Кихот" (1952) и др., танцы в операх "Фауст" ("Вальпургиева ночь"), "Князь Игорь" ("Половецкие пляски"), "Иван Сусанин", "Руслан и Людмила" и другие. Вёл педагогич. работу (в 1936–73 в Свердловском т-ре, с 1959 в балетной школе).

"Наутеос"

"НАУТÉОС" ("Nautéos"), балет в 3 актах. Комп. Ж. Лелё, сцен. Р. Дюмениль. 1947, "Нуво балле де Монте-Карло", Монте-Карло, балетм. С. Лифарь; исполнители – И. Шовире и Ю. Алгаров. 12.7.1954, парижская Опера, балетм. тот же, худ. И. Брейе; Лейкотея – И. Шовире, Пизандр – М. Боццони, Тритоны – Р. Бари и Р. Франкетти (показан в СССР в 1958).

К. Г. Филонова.

Неглия X.

НÉГЛИЯ (Neglia) Xoce (1929, Буэнос-Айрес, – 10.10.1971), аргент. артист. Учился в школе т-ра "Колон" у М. Боровского и М. Руановой. В 1947 дебютировал в этом т-ре в балете А. Миллоша "Падмавати", с 1956 первый танцовщик. С успехом выступил в пост. Л. Ф. Мясина в партии Родриго Ашера ("Ашер" Гарсии Морильо, 1955). Исполнял ведущие партии в балетах "Лебединое озеро", "Сильфиды", "Петрушка", а также в пост. балетмейстеров: Л. Ф. Мясина – "Треуголка", "Испанское каприччио"; "Красное и Чёрное" на муз. Шостаковича; Т. Гзовской – "Гамлет" и "Венецианский мавр" Блахера; М. Боровского – "На ферме" Хинастеры, "Цветок Йрупе" Гайто, в балетах аргент. балетм. А. Андраде – "Мекано" Касторо и другие. В 1968 на Междунар. фестивале в Париже удостоен звания лучшего танцовщика. Погиб в авиац. катастрофе.

Е. Я. Суриц.

Недбал О.

НÉДБАЛ (Nedbal) Оскар (26.3.1874, Табор, – 24.12.1930, Загреб, Югославия), чехосл. композитор и дирижёр. В 1892 окончил Пражскую консерваторию (ученик Ф. Блахи, А. Бенневица и А. Дворжака). Известный альтист, в 1891–1906 входил в состав "Чешского квартета". Выступал и как дирижёр с оркестром Чешской филармонии в Вене и Лондоне. Гастролировал во мн. странах Европы и в СССР (1929). В 1923–30 директор и гл. дирижёр Нац. т-ра в Братиславе. Его творчество способствовало становлению муз. т-ра в Чехословакии. Н. – один из создателей нац. балета-пантомимы: "Сказка о Гонзе" (1902), "Из сказки в сказку" (1908), "Принцесса Гиацинта" (1911, Нац. т-р, Прага), "Чёртова бабушка" (1912) и "Андерсен" (1914, Вена).

Лит.: Šulc M., Oskar Nedbal, Praha, 1959.

В. Вашут.

Некрасов В. Н.

НЕКРÁСОВ Валерий Николаевич (р. 22.10.1940, Керчь), сов. артист. Засл. арт. УССР (1969). С 1960, по окончании Киевского хореографич. уч-ща, в Т-ре им. Шевченко. Партии: Альберт, Ромео, Зигфрид, Ферхад и другие.

А. Л. Каминский.

Нелидова Л. Р.

НЕЛИ́ДОВА (наст. фам. – Барто) Лидия Ричардовна (1863–1929), рус. артистка и педагог. С 1884, по окончании Моск. театр. уч-ща, в Большом т-ре. В 1896–97 в Мариинском т-ре. Среди партий: Низия ("Царь Кандавл"), Лиза. Известный педагог, Н. в 1908 создала балетную школу (Москва), существовавшую до нач. 20-х гг. Автор статей по теории танца.

Соч.: Письма о балете. Письмо первое – Идеалы хореографии и истинные пути балета, М., 1894; Искусство движений и балетная гимнастика. Краткая теория, история и механика хореографии, М., 1908.

Лит.: Борисоглебский М. (сост.), Материалы по истории русского балета, т. 2, Л., 1939, с. 300; Красовская В., Русский балетный театр второй половины XIX века, Л.–М., 1963, с. 502–506.

Немецкая государственная опера

Статья большая, находится на отдельной странице.

Немецкий балет

Статья большая, находится на отдельной странице.

Немечек Й.

HÉMEЧEK (Němeček) Йиржи (р. 12.4.1924, Ржичани, под Прагой), чехосл. артист, балетмейстер, педагог. Засл. арт. ЧССР (1963). Ученик Е. Никольской и И. Псоты. Дебютировал в 1939 в пражском Нац. т-ре. В 1945–51 солист т-ров Опавы и Брно, в 1951–57 руководитель балетной труппы в Пльзене. В 1957–71 и с 1978 руководитель балетной труппы Нац. т-ра в Праге, в 1974–77 – т-ра в Брно. Партии: Франц, Меркуцио; Дон Жуан ("Дон Жуан" Глюка), Коррехидор ("Треуголка"), Принц ("Щелкунчик"), Охотник ("Викторка" Востршака). Пост.: "Викторка" (1951), "Ромео и Джульетта" (1952), "Творения Прометея" (1954); "Яношик" Кашлика (1954), "Охридская легенда" Христича (1957) – все в Пльзеньском т-ре; "Слуга двух господ" Бургхаузера (1958), "Отелло" Гануша (1959) – все в Пльзеньском т-ре; "Каменный цветок" (1960), "Ромео и Джульетта" (1962); "Рапсодия в стиле блюз" на муз. Дж. Гершвина (1963), "Лебединое озеро" (1963); "Совесть" Буковы (1964), "Коппелия" (1965); "Метеор" Вацека (1968), "Чудесный мандарин" (1970) – все в пражском Нац. т-ре; "Фантазия Пиноккио" (1973, Амстердам); "Спартак" (1975), "Пламя" Одстрчила (1975), "Материнское поле" (1977) – все в т-ре в Брно. Ставил балетные номера в операх, опереттах, драмах, в кино и на телевидении. Занимается педагогич. деятельностью, с 1960 проф. хореографии кафедры танца Академии сценич. иск-в (Прага).

В. Вашут.

"Отелло". Балетм. Й. Немечек

Hемечек Й.

"Отелло". Балетм. Й. Немечек

Немирович-Данченко В. И.

НЕМИРÓВИЧ-ДÁНЧЕНКО Владимир Иванович [11(23).12.1858, Озургеты, Грузия, – 25.4.1943, Москва], сов. режиссёр и театральный деятель. Нар. арт. СССР (1936). Совм. с К. С. Станиславским был основателем и руководителем Моск. художественного т-ра (МХТ), реформатором сценич. иск-ва. Внёс большой вклад в иск-во т-ра постановкой выдающихся произв. рус. классич. и сов. драматургии. Важное значение имела деятельность Н.-Д. в области муз. т-ра. В 1919 он организовал при МХТ Муз. студию, преобразованную в 1926 в Муз. т-р имени Н.-Д. Стремился к воспитанию синтетич. певца-актёра, в равной мере владеющего иск-вом вокала и театр. действия, а в оперетте также и танцевальной пластикой. В опереттах "Дочь Анго" Лекока (1920), "Перикола" (1922) и "Прекрасная Елена" (1937) Оффенбаха, "Корневильские колокола" Планкета (1932) ставил целью подчинить танцы и "подтанцовки" стилистике постановки и органически включить их в действие. Боролся со штампами и рутиной на муз. сцене, в т. ч. и в области танц. форм. Танцы в муз. спектаклях Н.-Д. ставили В. П. Бурмейстер, В. Лопухов, H. A. Глан и другие. В 1920 Н.-Д. участвовал в постановке "Лебединого озера" в Большом т-ре, помогая балетмейстеру A. A. Горскому добиваться оправданности и логич. последовательности хореографич. действия. В 1939 в Муз. т-р имени Н.-Д. влился балетный коллектив Московского художественного балета под рук. В. В. Кригер (осн. в 1929). Н.-Д. утверждал единую природу актёрского творчества и перевоплощения в образ во всех видах и жанрах муз. т-ра с учётом специфики каждого из них. Сценич. принципы Н.-Д. легли в основу деятельности балетмейстера В. П. Бурмейстера (Муз. т-р им. Станиславского и Немировича-Данченко). Гос. пр. СССР (1942, 1943).

Соч.: Из прошлого, М., 1938.

Лит.: Марков П. Α., Режиссура Вл. И. Немировича-Данченко в музыкальном театре. М., 1960.

В. В. Ванслов.

Немчинова В. Н.

НЕМЧИ́НОВА Вера Николаевна (р. 26.8.1899, Москва), рус. артистка и педагог. Жена танцовщика А. Н. Обухова. Окончила частную балетную школу Л. Р. Нелидовой в Москве. С 1915 жила за границей. В 1916–26 работала в труппе Русский балет Дягилева, танцевала в балете "Сильфиды", исполняла гл. партии в пост. балетмейстеров: Л. Ф. Мясина – "Волшебная лавка" на муз. Россини, "Чимарозиана" на муз. Чимарозы; "Матросы" Орика; Б. Ф. Нижинской – "Лани" Пуленка, "Искушение пастушка" на муз. Монтеклера, и др. С 1927 вместе с организованной ею, А. Долиным и А. Н. Обуховым труппой "Немчинова-Долин-балле" гастролировала в Великобритании; затем в США с труппой М. М. Мордкина. В1931–35 выступала в труппе оперного т-ра в Каунасе, позднее в "Балле рюс де Монте-Карло" (Невеста – "Испытание любви", балетм. М. М. Фокин. 1936, и др.). Затем снова гастролировала в США, а также в Австралии. Среди других партий: Аврора, Одетта – Одиллия, Жизель. С 1947 преподавала в Школе балетного иск-ва в Нью-Йорке, с 1962 руководит собственной школой классич. балета там же.

Г. М. Шлуглейт.

Нерина Н.

НÉРИНА (Nerina) Надя [псевд.; наст. имя и фам. – Надин Джадд (Judd)] (р. 21.10.1927, Кейптаун), англ. артистка. Учиться начала в Юж. Африке у Э. Киган и другие. педагогов. В 1945 переехала в Лондон, занималась у М. Рамбер и Э. Брунеллески, затем в школе "Сэдлерс-Уэллс". С 1946 в труппе "Сэдлерс-Уэллс балле" (с 1957 – Королевский балет), в 1951–66 ведущая солистка. Танец Н. был технически виртуозен. Она исполняла партии в классич. и совр. балетах; наиболее значит. – Лиза ("Тщетная предосторожность" Герольда, 1960; пост. Ф. Аштоном с учётом её индивидуальности). Выступала в ведущих партиях бессюжетных балетов Аштона – "В честь королевы" Арнолда, "Подарок в день рождения" на муз. Глазунова, "Вариации на темы Пёрселла"; одна из интересных работ – партия Электры ("Электра" Арнолда, балетм. Р. Хелпмен, 1963). В 1966 оставила сцену.

Н. была одной из первых англ. балерин, гастролировавших в СССР (1960 и 1961).

Лит.: Swinson С., Nadia Nerina, L., 1957; Ballerina, (ed.) С. Crisp, L., 1975.

Н. П. Рославлева.

Н. Нерина и Ф. Четфилд. "Балле эмпериаль" на муз. П. Чайковского

Нерина Н.

Н. Нерина и Ф. Четфилд. "Балле эмпериаль" на муз. П. Чайковского

Нермут Й.

НÉРМУТ (Nermut) Йиржи (р. 8.3.1923, Пардубице), чехосл. артист и балетмейстер. Засл. арт. ЧССР (1968). Ученик И. Псоты. С 1942 работает (с перерывами) в т-ре Брно (в 1955–61 художеств. руководитель балетной труппы). В 1968–71 балетм. в Клагенфурте, в 1971–72 работал во Франции. Партии: Зигфрид, Франц; Принц ("Золушка"),"Ромео, Ma Личен; Филипп ("Пламя Парижа"), Мандарин ("Чудесный мандарин"), Вацлав; Принц ("Принц пагод" Бриттена), Яго ("Отелло" Гануша) и др. Пост.: "Золушка" (1953), "Ромео и Джульетта" (1954), "Пламя Парижа" (1956); "Дон Кихот" Доубравы (1957), "Принц пагод" (1959); "Метеор" Вацека (1967) – все в т-ре Брно; "Славянские танцы" на муз. Дворжака (1969), "Выпускной бал" на муз. И. Штрауса (1970) – оба в Клагенфурте, и др.

В. Вашут.

"Нестинарка"

"НЕСТИНÁРКА", балет в 9 картинах с эпилогом. Комп. М. Големинов. 4.1.1942, труппа Софийской нар. оперы, в помещении Т-ра им. Вазова, балетм. М. Димова, реж. X. Цанков, худ. Нева и Николай Тузсузовы, дирижёр А. Найдёнов. 1956, Софийская нар. опера, балетм. Н. Кираджиева. За рубежом: Франкфурт (1942). Вроцлав (1957).

Неубауэр Х.

НЕУБÁУЭР (Neubauer) Хенрик (р. 17.4.1929, Голник), югосл. артист, балетмейстер и педагог. В 1953 окончил гос. балетную школу в Любляне (педагог Л. Визьяковой), в 1959–60 учился в аспирантуре при ГИТИСе (Москва), совершенствовался в США (1964–1965). Дебютировал в 1946 в Словенском нац. т-ре (Любляна). Первая балетм. Работа – танцы в опере "Сорочинская ярмарка" Мусоргского (1955). Партии в балетах: "Охридская легенда" Христича, "Легенда об одной средневековой любви" Лхотки, "Амазонки" Семен-Кочанова, "Половецкие пляски", "Ромео и Джульетта", "Тиль Уленшпигель". Ставил балеты в т-рах Любляны, Марибора, Нови-Сада и другие. Среди пост.: "Петя и волк" на муз. Прокофьева (1960), "Венецианский мавр" Блахера (1961 и 1973), "Жар-птица" (1962); "Комната" Орика (1964, 1968), "Каменный цветок" (1964), "Спящая красавица" (1964 и 1970); "Ромео и Джульетта" на муз. Чайковского (1967), "Ромео и Джульетта" (1968 и 1972), "Спартак" (1972) и ряд словенских балетов. С 1958 преподаёт в балетной школе Любляны, почётный доктор Академии танца в Париже (1971).

Нидерландский балет

Статья большая, находится на отдельной странице.

Нидерландский балет "Скапино"

НИДЕРЛÁНДСКИЙ БАЛÉТ "СКАПИ́НО" (Scapino Ballet), труппа, осн. в Амстердаме в 1945 танцовщицей и хореографом X. Снук. Коллектив ставит преим. балеты для детской аудитории на сюжеты нар. сказок и песен. Представления даются в Амстердаме и другие. городах страны. Большинство балетов пост. Снук. Среди др. балетмейстеров – X. ван Манен, Ч. Чарни, А. Хоуард, А. Наварро, Э. Хэмптон. Коллектив имеет гастрольную группу для выступлений в небольших населённых пунктах. С 1970 коллектив возглавили А. Верстеген и аргент. балетм. Наварро, поставивший балеты: "Коппелия" (1972); "Хальве-симфония" на муз. Чайковского (1974), "Щелкунчик" (1975).

В репертуаре труппы балеты М. Бежара – "Ах, скажу ли Вам, матушка!" на муз. Моцарта; ван Манена – "Выбор" на муз. Дебюсси; Чарни – "Бранденбургский концерт № 3" на муз. Баха, "Кончерто гроссо" на муз. Генделя, "Солнечный день" на амер. нар. муз. и др. Среди пост. конца 70-х гг. (в скобках фамилии балетмейстеров): "Интермеццо" на сборную муз. (1976, К. Госхалк), "Пульчинелла" (Ф. Доде); "Спящие красавицы" на муз. Сати (Э. Хэмптон), "Маскарад" на муз. Хачатуряна (X. Тюрлингс), все – 1977. Ведущая солистка – M. Сигел, солисты – К. Серрано, Р. Волмер. Труппа гастролирует за рубежом.

В. М. Паппе.

Нидерландский танцевальный театр

НИДЕРЛÁНДСКИЙ ТАНЦЕВÁЛЬНЫЙ ТЕÁТР (Nederlands Dans Theater), нидерл. труппа. Организована в 1959 в Гааге группой артистов во главе с Б. Харкарви, вышедших из состава Нидерландского балета. С 1960 Харкарви возглавлял труппу совм. с X. ван Маненом, с 1969 – ван Манен, Г. Тетли, Я. Флиер, К. Бирни (порознь и совместно), с 1976 – Й. Килиан и X. Книлль. Труппа ставит целью, обращаясь к амер. танцу модерн, разрушить границы между этим направлением и классич. балетом. Её артисты освоили обе танц. школы. В репертуаре произв. хореографов, экспериментирующих в области сочетания танца модерн и классического: ван Манена – "Вальсы благородные и сентиментальные" Равеля, "Септет-экстра" на муз. Сен-Санса, "Большая фуга" на муз. Бетховена, "Три пьесы" на муз. Бачевич; Килиана – "Посетители" на муз. Мартена, "Затонувший собор" на муз. Дебюсси; Тетли – "Арена" на муз. Суботника; постановки Дж. Мюллера, Л. Фалько, Флиера, Ч. Чарни и другие. Среди пост. 70-х гг. (в скобках фамилии балетмейстеров): "Горный поток" на муз. Лютославского (К. Фрей), "Концерт Соль мажор" на муз. Равеля (Ж. Леметр), "Просветлённая ночь" на муз. Шёнберга и "Торс" на муз. Такумицу (оба – Килиан), все – 1975; "Квинтесс" на муз. Рабери (П. Куинс), "Облачность" на муз. Дебюсси (Э. Хэмптон), "Миниатюры" на муз. Стравинского (Н. Кристе), "Пролог и адажио" на муз. Бреденхорста (Д. Аскер), "Элегия" на муз. Шостаковича (Килиан), "В пути" на муз. Веберна (Г. Бонер), "Безумные песни" на муз. Бедфорда (Дж. Тейлор).

В труппе (1980): солистки – Р. Андерсон, К. Денизо, А. ван Бовен, Ш. Кэррол, К. Фицджералд, И. Жордан, С. Купферберг, М. Льюис, М. Кнобен, С. Макки, Ж. Солан, К. Тимс, Е. Валструм; солисты – П. Дэди, Н. Кристе, Г. Эдди, К. Йенсен, П. Лоренс, Ж. Леметр, Л. Мэтьюс, Р. Маккаллоу, Э. Ньютон, М. Сандерс, Дж. Тибс. Труппа много гастролирует за рубежом.

Е. Я. Суриц.

"Впечатления". Нидерландский танцевальный театр. Балетм. И. Сандерс

Нидерландский танцевальный театр

"Впечатления". Нидерландский танцевальный театр. Балетм. И. Сандерс

Ниеминен А. К.

НИ́ЕМИНЕН (Nieminen) Арья Кюллики (р. 25.12.1943, Хельсинки), фин. артистка. Училась в школе Т. Расмуссен и в хореографич. уч-ще при Финской Нац. опере (у И. Салин, Э. Сюльвестерсон, М. Столберг, сов. педагога В. В. Лопухиной). С 1961 в Финской Нац. опере. Гл. партии в балетах: "Лебединое озеро", "Золушка", "Тиль Уленшпигель"; "Песси и иллюзия" Соннинена, "Ромео и Джульетта", "Спящая красавица", "Бахчисарайский фонтан" (Мария), "Жизель" и другие.

И. Виенола-Линдфорс.

Нижинская Б. Ф.

НИЖИ́НСКАЯ Бронислава Фоминична [27.12.1890 (8.1.1891), Минск, – 22.2.1972, Лос-Анджелес], рус. танцовщица, балетмейстер, педагог. Сестра В. Ф. Нижинского. Окончила Петерб. балетное уч-ще в 1908 и была принята в труппу Мариинского т-ра, к-рую покинула в 1911 из протеста, когда уволили её брата – В. Ф. Нижинского. В 1910–13 выступала в спектаклях Русских сезонов за границей; создала роли в балетах М. М. Фокина – Бабочка ("Карнавал"), Уличная танцовщица ("Петрушка"). В 1914 Н. танцевала в лондонской антрепризе брата, в 1915–21 выступала и преподавала в Киеве. Затем – танцовщица, режиссёр и балетмейстер труппы Русский балет Дягилева. Среди пост.: "Байка про Лису..." (1922) и "Свадебка" (1923) Стравинского, "Лани" Пуленка, "Докучные" Орика и "Голубой экспресс" Мийо (все – 1924). Работала балетмейстером в парижской Опере, в т-ре "Колон" Буэнос-Айреса, в труппе Иды Рубинштейн и мн. других т-рах мира, включая собственную труппу (1932–35). Н. ставила преим. одноактные балеты на музыку Баха, Бетховена, Листа, Мусоргского, Чайковского, Глазунова, Шопена, Равеля и другие.

В. М. Красовская.

"Нижинский, клоун Божий"

"НИЖИ́НСКИЙ, КЛÓУН БÓЖИЙ" ("Nijinsky, clown de Dieu"), синтетический спектакль-балет в 2 частях на муз. 6-й симфонии П. И. Чайковского и П. Анри. Сцен. и балетм. М. Бежар. 8.10.1971, Балет XX века, Дворец спорта "Форе насьональ", Брюссель, худ. Р. Бернар (декорации и свет), Ж. Рустан (костюмы); Нижинский – X. Донн, Жена Нижинского – С. Фаррелл. Партии В. Ф. Нижинского в балетах его репертуара: "Видение розы" – П. Бортолуцци, Золотой раб (из балета "Шехеразада") – Д. Ломмель, "Послеполуденный отдых фавна" – И. Ланнер, "Петрушка" – М. ван Хуке. Текст из дневников Нижинского читал Л. Терзиев.

К. Г. Филонова.

Никитина В. А.

НИКИ́ТИНА Варвара Александровна (Ивановна) (1857–1920), рус. артистка. Училась в Петерб. театр. уч-ще. В 1873–93 в труппе Мариинского т-ра. Первая исполнительница партий в пост. балетмейстеров: М. И. Петипа – "Коппелия" (1884, Сванильда), "Капризы бабочки" (1889, Бабочка), "Ненюфар" (1890), "Спящая красавица" (1890, принцесса Флорина); Л. И. Иванова – "Очарованный лес" (1887, Илька), "Шалость Амура" Фридмана и Пуньи (1890). Среди её лучших партий – Наяда ("Наяда и рыбак" Пуньи), Элла ("Талисман" Дриго), Сильфида ("Сильфида"). Одна из выдающихся представительниц рус. школы классич. танца 80–90-х гг., Н. сочетала в своём иск-ве виртуозную технику с одухотворённостью и изяществом.

Лит.: Красовская В., Русский балетный театр второй половины XIX века, Л.–М., 1963.

Николаева А. В.

НИКОЛÁЕВА Александра Васильевна [р. 22.10 (4.11).1906, Петербург], сов. артистка, педагог. Нар. арт. БССР (1945). Чл. КПСС с 1947. В 1925 окончила Школу рус. балета под рук. А. Л. Волынского (Ленинград), в 1929 – Ленингр. хореографич. уч-ще (педагог М. Ф. Романова). В 1934–60 одна из ведущих танцовщиц Минского т-ра. Первая исполнительница партий в нац. балетах: Зоська ("Соловей" Крошнера), Надейка ("Князь-озеро" Золотарёва; Гос. пр. СССравни 1950). Среди др. партий: Tao Хоа, Сванильда, Одетта – Одиллия, Лиза, Зарема, Китри, Царь-девица, Аврора; Гитана ("Испанское каприччио" на муз. Римского-Корсакова). Танцевала в операх "Кармен" Бизе, "Иван Сусанин" Глинки, "Фауст" Гуно и другие. Исполнит. иск-во Н. характеризовалось большой эмоциональностью, высоким мастерством. В 1949–61 педагог и художеств. руководитель, с 1961 педагог Белорус. хореографич. уч-ща.

Лит.: Мiхайлаў М., А. В. Нiкалаева, в кн.: Мастацтва совецкай Беларусi Мiнск, 1955; Модэль М., Выдатная балерына, в кн.: Майстры беларускай сцэны, Мiнск, 1960.

Ю. М. Чурко.

Николаева О. Н.

НИКОЛÁЕВА Ольга Николаевна [4(16).6.1839 – 3(15).9.1881], рус. артистка. С 1859, по окончании Моск. театр. уч-ща, в труппе Большого т-ра. Ученицей исполнила партию Лизы, проявив талант танцовщицы-актрисы, затем партии Медоры; Катарины ("Катарина, дочь разбойника"), Пери ("Пери" Бургмюллера) и др. Наиболее полно дарование Н. раскрылось в драматич. ролях: Эсмеральда; Сатанилла ("Сатанилла" Ребера и Бенуа), Жизель. С успехом выступала в дивертисментах и пантомимных партиях (Фенелла в одноим. опере Обера, и др.), к-рые исполняла с большим поэтич. проник- новением. Ставила в балетах танцы, особенно удачно рус. пляску. Участвовала в возобновлении романтич. балетов ("Эсмеральда", "Катарина").

Лит.: Блазис К., Танцы вообще, балетные знаменитости и национальные танцы, М., 1864; Государственный ордена Ленина академический Большой театр Союза ССР. [Сб. статей], М., 1947; Красовская В., Русский балетный театр второй половины XIX века, Л.–М., 1963.

"Никотина"

"НИКОТИ́НА" ("Nikotina"), балет-пантомима в 7 картинах (по мотивам С. Чеха). Комп. и сцен. В. Новак. 8.3.1930, Национальный т-р, Прага; балетм. и режиссёр Я. Гладик, худ. И. Чапек, дирижёр О. Острчил; исполнители – Гладик, Г. Штепанкова, С. Ягрова, К. Косек. 1937, там же, балетм. Е. Никольская. В др. городах Чехословакии (в скобках фамилии балетмейстеров): Брно (1931, М. Цвейичова; 1959, Й. Нермут), Оломоуц (1931, И. Псота; 1950, Й. Сокол), Братислава (1931, Э. Фухсова), Йиглава (1950, Ф. Кнопп), Кошице (1960, С. Ремар), Опава (1960, Г. Махова), Пльзень (1970, Г. Воборник).

В. Вашут.

"Нина, или Сумасшедшая от любви"

"НИ́НА, И́ЛИ СУМАСШÉДШАЯ ОТ ЛЮБВИ́" ("Nina, ou la Folle par Amour"), балет-пантомима в 2 актах. Комп. Л. Персюи (по опере Н. Далейрака), сцен. и балетм. Л. Ж. Милон. 23.11.1813, Академия музыки, Париж; Нина – Э. Биготтини, отец – Милон, Жерней – Ф. Д. Альбер, Губернатор – Мерант, Бленваль – Эли, Жорж – Гуайон, Жоржет – Марелье, Элиза – Шевиньи (балет неоднократно возобновлялся вплоть до 1837). 1820, Берлин, балетм. Огюэ (по Милону). 1821, "Кингс тиэтр", Лондон; в гл. партии – Л. Нобле. В России: 6.1.1828, Большой т-р, Петербург, балетм. Ш. Дидло (по Милону); в гл. партии – А. И. Истомина. 17.2.1831, Большой т-р, Москва, балетм. Ж. Ришар; в гл. партии – Д. С. Ришар (Лопухина).

В. М. Паппе.

Нирши Э.

НИ́РШИ (Nirschy) Эмилия (26.5.1889, Будапешт, – 6.10.1976, Грасс, Франция), венг. артистка. В 1906, по окончании школы Венг. оперного т-ра, дебютировала в этом т-ре в балете "Танцевальное попурри" на муз., аранжированную Сиклой (балетм. Н. Гуэрра). Выступала с Ф. Надаши в балетах "Видение розы"; "Последняя мечта". Исполнила также партии в балетах: "Карлик-гренадер" на муз. Сиклы (балетм. Н. Гуэрра), "Коппелия"; "Венский вальс" на муз. И. Штрауса (балетм. Ф. Кампилли), "Фея кукол" (балетм. И. Хасрайтер); "День рождения инфанты" на муз. Равеля (балетм. О. Зёбиш). В 1920 ушла из т-ра и открыла собств. школу.

А. Геленчер.

Нисневич А. Г.

НИСНÉВИЧ Анатолий Геннадиевич (р. 5.6.1937, г. Ломоносов Ленинградской обл.), сов. артист, педагог. Засл. деят. иск-в Башк. АССР (1978). По окончании Ленингр. хореографич. уч-ща (педагог Ф. И Балабина), в 1956–76 в Т-ре им. Кирова. Танцевал в балетах, пост. Р. В. Захаровым, И. Д. Бельским, В. М. Чабукиани, Ф. В. Лопуховым, Л. В. Якобсоном и другие. Партии: Зигфрид, Альберт, Вацлав, Ромео, Евгений; Юноша ("Шопениана"), Юноша ("Ленинградская симфония"), Кассио ("Отелло"), Андрий ("Тарас Бульба" Соловьёва-Седого), Гармодий ("Спартак") и др. Участвовал в концертах Камерного балета под рук. Г. Д. Алексидзе (миниатюра "Нарцисс" на муз. Бриттена). С 1963 преподаватель Ленингр. хореографич. уч-ща, с 1978 одновременно педагог-репетитор Ленингр. Малого т-ра.

И. В. Ступников.

Нифонтова Л.

НИ́ФОНТОВА (Nifontova) Люция (р. 30.8.1913, Хельсинки), фин. артистка. Училась у X. Лиман, в Хельсинкском хореографич. уч-ще, с 1927 – в хореографич. уч-ще при Финской Нац. опере (педагог Г. Ге) и у рус. педагогов (Л. Н. Егоровой, М. Ф. Кшесинской, Н. Г. Легата и О. И. Преображенской). В 1928–35 в Финской Нац. опере, в 1935–38 – в "Балле рюс де Монте-Карло", в 1938–45 выступала в отдельных спектаклях Финской оперы, гастролировала по стране. Лучшие партии в балетах: "Шопениана", "Видение розы", "Коппелия", "Лебединое озеро", "Спящая красавица"; "Замок счастья" Ханникайнена, "Голубая жемчужина" Мелартина (оба – балетм. А. Сакселин), "Павильон Армиды" и другие.

И. Виенола-Линдфорс.

Ниязи Н. З.

НИЯЗИ́ (наст. фам. – Таги-заде- Гаджибеков) Ниязи Зульфугарович [р. 7(20).8.1912, Тбилиси), сов. композитор и дирижёр, обществ. деятель. Нар. арт. СССР (1959). Чл. КПСС с 1942. В 1926–31 учился в Моск. муз. уч-ще им. Гнесиных и в Ленингр. центральном техникуме. Окончил Ереванскую консерваторию. В 1937–48 дирижёр, в 1951–52 и 1958–60 гл. дирижёр, в 1961–64 директор и художеств. руководитель Т-ра им. Ахундова. С 1948 (с перерывами) художеств. руководитель и гл. дирижёр Азерб. симфонич. оркестра им. У. Гаджибекова. Автор опер, симфонич., вокально-инструм. сочинений, музыки к драматич. спектаклям и кино, а также балета "Читра" (по муз. драме Р. Тагора, 1960, Куйбышевский т-р, балетм. Н. В. Данилова, муз. руководитель и дирижёр Ниязи; 1972, новая ред., Т-р им. Ахундова, балетм. тот же), музыка к-рого ярко симфонична, эмоциональна, отмечена ритмич. богатством, в ней творчески претворены интонации инд. народной мелодики.

Депутат Верх. Совета Азерб. ССР 4-го и 9-го созывов. Гос. пр. СССР (1951, 1952), Гос. пр. Азерб. ССР им. Гаджибекова (1967).

Лит.: Чернова Н., Впервые в Европе, "Т", 1961, № 9; Керимов С., Художник удивительного таланта, [Баку, 1972].

К. А. Касимов.

Новаро Л.

HOBÁPO (Novaro) Лючана (р. 3.3.1923, Генуя), итал. артистка и балетмейстер. Училась в школе "Ла Скала" (1933–41). Дебютировала там же в "Половецких плясках"; в 40–50-х гг. ведущая солистка этого т-ра. Выступала во мн. т-рах Италии и другие. стран Европы и Лат. Америки. Н. – одна из талантливых итал. танцовщиц послевоенного поколения, обладающая экспрессивной манерой танца, исполнительница гл. обр. характерных партий в балетах: "Болеро", "Треуголка" (оба – балетм. А. Миллош), "Дафнис и Хлоя" (балетм. М. М. Фокин), "Весна священная" (балетм. Л. Ф. Мясин), "Поцелуй феи" (балетм. Дж. Баланчин), "Любовь-волшебница" (балетм. Антонио) и др. Работает и как хореограф. Пост.: "Настоящие звёзды" Далла Веккия (1955, "Пиккола Скала", Милан), "Себастьян" Менотти (1956, "Ла Скала"), "Лазурный бродяга" Казеллы (1957, "Пиккола Скала"), "Репетиция" Виоцци (1958, "Ла Скала"), "Игра в карты" (1959, там же), "Испания" на муз. Шабрие (1959, "Театро Массимо", Катания), "Красный плащ" Ноно (1972, "Ла Скала"). Работает также на телевидении.

В. М. Паппе.

Новаторство

НОВÁТОРСТВО, обновление иск-ва под влиянием современности. Н. касается как содержания (идей, тем), так и формы иск-ва (языка, композиционных приёмов и другие.>.). Подлинное Н. существует только как развитие традиций, в единстве с ними. Бессодержательные эксперименты формализма нередко выдаются его представителями за Н. Однако формальное трюкачество не является Н. Оторванное от традиций, отвергающее их, Н. становится ложным, мнимым и на деле не обновляет, а разрушает иск-во. В сов. балете Н. обусловлено принципами социалистического реализма, рождёнными новой эпохой в развитии человечества.

Лит.: Карп П., О балете, М., 1967; Ванслов В., Балеты Григоровича и проблемы хореографии, 2 изд., М., 1971; его же, Статьи о балете, Л., 1980.

В. В. Ванслов.

"Новая Одиссея"

"НÓВАЯ ОДИССÉЯ" ("Neue Odyssee"), балет в 5 картинах. Комп. В. Брунс, сцен. А. Буркат. 16.11.1957, Гос. Опера, Берлин (ГДР), балетм. Л. Грубер, худ. X. Пфейфенбергер; Солдат – X. Форер, его жена – И. Хуртиг. В др. городах ГДР: Лейпциг (балетм. Э. Кёлер-Рихтер; исполнители – Дж. Тейс и У. Кайн, Карл-Маркс-Штадт Магдебург Нордхаузен. За рубежом: Усти-над-Лабой, ЧССР (1960, балетм. П. Шмок), София, Гавана (балетм. Кёлер-Рихтер), Познань (1959, балетм. М. Штегер-Кюне по Грубер; исполнители – В. Милон и Б. Карчмаревич).

Новер Ж. Ж.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Новиков Н. Н.

НÓВИКОВ Николай Николаевич (р. 17.5.1925, Киев), сов. артист, балетмейстер, педагог. Засл. арт. УССР (1962). С 1942 выступал в военных ансамблях. По окончании балетной студии при Т-ре им. Шевченко (педагоги Н. В. Верикундова, К. В. Тихомиров, С. Н. Сергеев), с 1948 в труппе этого т-ра, с 1972 – балетмейстер-репетитор. Партии: Ротбарт, фея Карабос, Голубая птица, Нурали; Трубадур ("Раймонда"), Меркуцио, Тибальд, Северьян; Мензер ("Семь красавиц"), Кот ("Кот в сапогах" Гомоляки, ба-летм. P. A. Клявин); Перелесник ("Лесная песня", балетм. В. И. Вронский), Михаил ("Чёрное золото", балетм. П. П. Вирский), Командор ("Каменный властелин" Губаренко, балетм. А. Ф. Шикеро), Павел I ("Подпоручик Киже" Прокофьева, балетм. A. A. Лапаури и О. Г. Тарасова), Петя ("Юность" Чулаки), танец с лентой и Акробат ("Красный мак"), оба – балетм. K. M. Сергеев, и др. Возобновил на сцене т-ра спектакли "Каменный цветок" (1973) и "Доктор Айболит" (1974), пост. танцы в операх "Мамаи" и "Тарас Бульба". Преподаёт в Киевском театр. ин-те (с 1967, сценич. движение).

Лит.: Станишевский Ю., Украïнський радянський балет, Киïв, 1963.

Новицкая А. С.

НОВИ́ЦКАЯ Анастасия Семёновна [1790 – 22.3(3.4).1822]. рус. артистка. В 1809 окончила Петерб. театр. школу. Ученица Ш. Дидло. Дебютировала в 1806 в партии Гимены ("Зефир и Флора"). Была одарённой танцовщицей и пантомимной актрисой. Современники отмечали благородство и прелесть её иск-ва. Среди партий: Сандрильона и Галатея ("Сандрильона", "Ацис и Галатея" Кавоса), Евхариса ("Евтимий и Евхариса" Жома), Арианна ("Тезей и Арианна, или Поражение Минотавра" Антонолини) и др. Преподавала танцы в Смольном и Екатерининском ин-тах.

Лит.: Слонимский Ю., Дидло, Л.–М., 1958, с. 93; Красовская В., Русский балетный театр от возникновения до середины XIX века, Л.–М., 1958.

Новицкий В. Я.

НОВИ́ЦКИЙ Виктор Яковлевич (р. 12.11.1942, Одесса), сов. артист. Засл. арт. УССР (1975). Окончил Одесскую хореографич. школу (1961). С 1960 в Одесском т-ре. Партии: Зигфрид, Ромео, Базиль, Альберт, Спартак, Дезире и другие.

И. Г. Кузнецова.

Новосибирский театр оперы и балета

Статья большая, находится на отдельной странице.

Новосибирское хореографическое училище

НОВОСИБИ́РСКОЕ ХОРЕОГРАФИ́ЧЕСКОЕ УЧИ́ЛИЩЕ, создано В 1957. Имеет отделение классич. танца. Срок обучения – 8 лет. Готовит балетные кадры для муз. т-ров РСФСравни Первый директор уч-ща – Э. И. Шумилова, в 1964–76 – Н. Я. Ольховский. Художеств. руководителями были: Н. М. Уланова, A. B. Никифорова, Т. А. Зимина, с 1977 – Л. И. Крупенина. Педагоги: С. Г. Иванов, Н. И. Фуралева, A. A. Хмелёв, В. К. Волков, H. A. Притула, Э. М. Воронина, И. В. Фирсова. Среди выпускников: Л. В. Гершунова, A. B. Бердышев, А. П. Балабанов, Н. И. Христофорова, К. А. Иванова, Г. С. Баишев, A. A. Попов, И. И. Диденко, A. B. Горбацевич, Л. Я. Кондрашова, В. Н. Рябов. Учащиеся Н. х. у. участвуют в спектаклях Новосибирского т-ра оперы и балета, выступают на его сцене с традиц. отчётными концертами.

Ноймайер Д.

НÓЙМАЙЕР, Ньюмейер (Neumeier) Джон (р. 24.2.1942, Милуоки, США), амер. артист и балетмейстер. Учился у Ш. Рейли, Б. Стоуна, В. Камрин, В. Волковой и в школе англ. Королевского балета. Танцевал в труппе С. Ширер и в Штутгартском балете. В 1969–73 гл. балетмейстер т-ра во Франкфурте, с 1973 руководит балетной труппой Гамбургской гос. оперы. Работал также в труппах: "Харкнесс балле", "Американ балле тиэтр", Королевский датский балет и другие. Среди его пост.: "Раздельные путешествия" на муз. Барбера (1968), "Границы" на муз. Блисса (1969), "Бранденбург-3" на муз. Баха и Карлоса (1970), "Ария да капо" на муз. Пуленка (1970), "Рондо" на сб. муз. (1970), "Ромео и Джульетта" (1971), "Щелкунчик" (1971); "Сумерки" на муз. Скрябина, "Поцелуй феи", "Жар-птица", "Дафнис и Хлоя"; "Дон Жуан" Глюка, "Весна священная" (все – 1972), "Мейербер – Шуман" (1974), "Третья симфония Малера" (1975), "Песни Рюккерта" на муз. Малера, "Вариации на тему "Петрушки"" на муз. Стравинского, "Лебединое озеро", "Гамлет: подразумеваемое" на муз. Копленда (все – 1976), "Сон в летнюю ночь" на муз. Мендельсона и Лигети, "Ариэль" на муз. Моцарта, "Четвёртая симфония Малера" (все – 1977), "Спящая красавица" и "Элегия" на муз. Чайковского (оба – 1978).

Г. М. Шлуглейт.

Ноо

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница