Приглашаем посетить сайт

Лермонтов (lermontov-lit.ru)

Кино: Энциклопедический словарь
Статьи на букву "К" (часть 6, "КИС"-"КОБ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К" (часть 6, "КИС"-"КОБ")

КИСЕЛЁВ ВАСИЛИЙ НИКОЛАЕВИЧ

Киселёв Василий Николаевич (р. 14.8.1919), советский оператор. Народный артист РСФСР (1979). Член КПСС с 1942. В годы Великой Отечественной войны фотокорреспондент фронтовых газет. С 1948, по окончании ВГИКа, на ЦСДФ. Участвовал в съёмках фильмов: «Мир победит войну» (1949), «Освобождённый Китай» (1950, Государственная премия СССР, 1951), «Утро Индии» (1957), «Пылающий остров» (1961), «Живые в бронзе» (1966, автор-оператор), «Время жить» и «Юность мира» (1968), «Хоккей-70» и «Глазами друга» (премия международного кинофестиваля в Лейпциге, с ПНР) — оба 1970, «Вдали от Родины» (1973), «Всегда вместе» (1975), «Тихие американцы» (1977), «Этот “свободный” мир» (1979), «Марш мира» (1981) и др.

КИСЕЛЁВ ПЁТР ДМИТРИЕВИЧ

Киселёв Пётр Дмитриевич (р. 27.6.1918), советский художник. Заслуженный художник РСФСР (1969). Окончил Московское художественно-педагогическое училище имени памяти 1905 года (1939) и ВГИК (1943). Участвовал в постановке фильмов: «Суд чести» (с М. А. Богдановым), «Секретная миссия» (с А. Л. Фрейдиным), «Большой концерт» (с И. А. Шпинелем и Е. И. Сергановым), «Весёлые звёзды», «Борис Годунов», «Пролог», «К Чёрному морю» (с Сергановым), «Рассказы о Ленине» (с А. С. Бергером), «Русский лес», «Звонят, откройте дверь», «Железный поток», «Далеко на Западе», «Океан», «Родины солдат», «Приезжая», «Белый ворон», «Не хочу быть взрослым» и др.

КИСЕЛЁВ СЕМЁН ГРИГОРЬЕВИЧ

Киселёв Семён Григорьевич (р. 13.6.1927), советский режиссёр. Член КПСС с 1953. В 1963 окончил ВГИК. Поставил на ЛСДФ фильмы «Внуки Железной» (1964), «15 секунд» (1966); на ЦСДФ — «Разговор после фильма» (1968), «Отец великана» (1970), «Сладкий берёзовый сок» (1974), «Забота о будущем» (1979), «Битва на море» (в эпопее «Великая Отечественная...», 1979, Ленинская премия, 1980), «Москва ждёт Олимпиаду-80» (1980) и др. Ряд фильмов отмечен премиями международных кинофестивалей.

КИСЕЛЁВ СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ

Киселёв Сергей Иванович (р. 17.1.1912), советский оператор, режиссёр. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1969). В 1939 окончил ВГИК. В годы Великой Отечественной войны фронтовой оператор. С 1945 на ЦСДФ. Снял фильмы: «Разгром Японии» (1945), «Владимир Ильич Ленин» (1948). «Обновление земли» (1949, Государственная премия СССР, 1951), «Мы живём в Минске» (1958), «Русское чудо» (1962), «Солдаты мира» и «Заветная стезя» (1972), «Репортаж с Суэцкого залива» (1975). Принимал участие в работе над фильмом «О спорт, ты — мир!» (1980) и др. Автор-оператор и режиссёр фильмов «По Сирии» (1954), «От Москвы до Диксона» (1956), «Сокровища села Вани» (1962) и др. С 1962 снимает сюжеты для киножурнала «Фитиль» (Государственная премия СССР, 1978, за работы последних лет).

КИСЕЛЁВ ФЁДОР ИВАНОВИЧ

Киселёв Фёдор Иванович (29.12.1905—23.10.1972), советский режиссёр, сценарист. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1968). Член КПСС с 1942. В 1926 окончил киношколу Б. А. Чайковского. В кино с 1923 (актёр, монтажёр). С 1932 режиссёр документального кино. В годы Великой Отечественной войны руководитель фронтовой киногруппы. Среди фильмов: «Чай Али Чавадзе» (1935), «Клавдия Сахарова» (1938), «Урал куёт победу» (1943, с В. Н. Войковым), «Кенигсберг» (1945), «Москва — столица СССР» (1947, Государственная премия СССР, 1948), «Советская Латвия» (1950, Государственная премия СССР, 1951), «Волго-Дон» (1952), «Большой концерт» (1960) и др.

КИСИМОВ КОНСТАНТИН

Киси́мов Константин (16.4.1897—16.8.1965), болгарский актёр. Народный артист НРБ (1949). Герой Социалистического Труда (1965). Член БКП с 1950. Окончил драматическую школу при Народном театре в Софии. С 1928 в Народном театре и в кино. Искусство Кисимова отмечено мастерством перевоплощения, пластической выразительностью. Лучшие роли — в фильмах «После пожара над Россией» (1930), «Могилы без крестов» (1931), «Калин Орёл» (1950, в советском прокате «Побег из неволи», Димитровская премия), «Под игом» (1952), «Герои Шипки» (1955, с СССР), «Клятва гайдука» (1958), «Лукавый Пётр» (1960).

КИСЛЫХ ВАДИМ ИВАНОВИЧ

Кислы́х Вадим Иванович (р. 23.3.1937), советский художник. В 1964 окончил ВГИК. Работает на киностудии «Мосфильм». Участвовал в постановке фильмов: «Время счастливых находок», «Сердце России», «Антрацит», «Право на прыжок», «Возврата нет», «Трактир на Пятницкой», «А у нас была тишина» (с И. Шляпниковой); «По следу властелина», «Рассказ неизвестного человека», «Не было печали», «Выигрыш одинокого коммерсанта», «Михаило Ломоносов» (телефильм) и др.

КИТАЙСКАЯ КИНЕМАТОГРАФИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КИТОН БЕСТЕР

Ки́тон Бестер (Keaton), настоящее имя Джозеф Фрэнсис (4.10.1896, по другим данным, 1895—1.2.1966), американский актёр. С трёх лет участвовал с родителями в эстрадном номере «Трое Китон». В 1917 по приглашению известного комика Р. Арбэкля (Фатти) дебютировал в кино («Мальчик из мясной лавки»). Снимался в короткометражных кинокомедиях с участием Фатти и О. Сент-Джона. Китон был сценаристом и режиссёром некоторых своих картин. Огромный успех фильмов с его участием, как правило, основан на комическом несоответствии неподвижной, бесстрастной маски человека, «который никогда не смеётся», стремительно изменяющимся комическим и драматическим ситуациям. Отличный спортсмен, прошедший школу акробатики, Китон непринуждённо исполнял самые невероятные трюки, вносил в лихорадочный ритм комедии смысл и содержание, показывая одиночество и незащищённость своего героя во враждебном ему мире. Картины Китона проникнуты горькой и тонкой иронией. Его фильм «Три эпохи» (1923) — пародия на фильм «Нетерпимость» Д. У. Гриффита; в фильме «Наше гостеприимство» (1923) Китон высмеивал мелодрамы, воспевающие «доброе старое время»; в «Шерлоке младшем» (1924) — детективные фильмы и штампы массовой продукции; в фильме «Генерал» (1926) — псевдоисторические «боевики» о войне между Севером и Югом США. Интеллектуальный юмор, смешные, неожиданные ассоциации, умение найти комизм в простых, казалось бы несмешных ситуациях, свежесть приёмов выдвинули Китона в ряды наиболее значительных актёров и режиссёров кинокомедии 20-х гг. С появлением звука в кино начался длительный кризис в творчестве Китона, не сумевшего добиться новых успехов. В 30-е — первой половине 40-х гг. Китон снялся в ряде картин в США, Франции, однако эти фильмы были значительно слабее его работ 20-х гг. Из-за тяжёлой болезни Китон был вынужден отказаться от работы в качестве актёра и появился снова на экране лишь в начале 50-х гг. — эпизодические роли в фильмах «Сансет Бульвар» (1950, режиссёр Б. Уайлдер), «Огни рампы» (1952, режиссёр Ч. Чаплин), «Вокруг света в 80 дней» (1956). Картина «История Бестера Китона» (1957), постановку которой он консультировал, помогла ему вновь вернуться к активной творческой деятельности. В 60-х гг. Китон снялся в фильме «Это безумный, безумный, безумный, безумный мир» (1963, режиссёр С. Крамер), «Вечеринка в пижаме» (1964), «Путевой обходчик» (1965), в короткометражной ленте «Фильм» (1965, единственный исполнитель), в роли Эррония в комедии Р. Лестера «Смешное происшествие на пути к форуму» (1966). В 1959 получил специальную премию «Оскар».

Сочинения:

My wonderful world of slapstick, L., 1967 (с C. Samuels).

Литература:

[Гехт С.], Бестер Китон, 2 изд., М., 1926;

Калужинский З., Бастер Китон, в сборнике: Комики мирового экрана, М., 1966;

Blesh R., Keaton, L., 1967;

Robinson D., Buster Keaton, 2 ed., L., 1970;

Denis M., Buster Keaton, 1895—1966, [P., 1971];

Coursodon J. P., Buster Keaton, P., 1973;

Wead G., Lellis G., The film career of Buster Keaton, Boston, 1977;

Dardis Т., Keaton. The man who wouldn’t lie down, N.Y., 1979.

КИТОН ДИАНА

КИ`ТОН (Keaton) Диана (наст. фам. Холл, Hall)

(p. 5.1.1946)

амер. актриса. Училась в драм, школе в Нью-Йорке. На сцене с 1968. В кино с 1970. Сыграла драм, роль Кэй - невесты, а потом жены Майкла в фильмах Ф. Ф. Копполы "Крёстный отец" (1972) и "Крёстный отец, II" (1974). Приобрела популярность преим. в фильмах В. Аллена 2-й пол. 70-х гг.: "Энни Холл" (пр. "Оскар", 1977), "Интерьеры", "Манхэттен", в к-рых играла роли совр. молодой американки, стремящейся к интеллектуальной свободе и самостоятельности, но при этом не лишённой сентиментальности. В 1981 снялась в ф. "Красные" (реж. У. Битти).

Др. ф.: "Гарри и Уолтер следуют в Нью-Йорк", "В поисках мистера Гудбара", "Заснувший", "Любовь и смерть", "Сияние", "Пойти на обман".

КИТЧ

Ки́тч, кич (нем. Kitsch — дешёвка, безвкусица), принцип формирования эстетического объекта в сфере «массовой культуры», в том числе в кино. Слово «китч», распространившееся вначале в культурном обиходе Германии в XIX в., стало впоследствии интернациональным термином, означающим целенаправленную обработку эстетического материала сообразно потребностям массового вкуса и массовой моды. Китч — это утрированная имитация форм, связанных в массовом сознании с престижными ценностями культуры, и прежде всего фабрикация примитивной, чувственно-приятной внешней красивости, исходящей из образцов, которые узаконены в области высокого искусства или на уровне эстетического потребления привилегированных слоев буржуазного общества. Китч, как принцип может воплощаться и в грубых, педалированных формах (во многих великосветских и экзотических киномелодрамах), и в формах умеренных, смягчённых.

Литература:

Карцева Е., Кич, или Торжество пошлости, М., 1977.

КИЧИН ВАЛЕРИЙ СЕМЁНОВИЧ

Ки́чин Валерий Семёнович (р. 31.12.1938), советский кинокритик. Член КПСС с 1976. В 1961 окончил Уральский университет. Печатается с 1960. Автор работ по проблемам киноискусства СССР и других социалистических стран.

Сочинения:

А. Миронов, М., 1980 (буклет);

После дебюта, М., 1981.

КИШШ МАНЬИ

КИШШ (Kiss) Маньи

(12.3.1911 - 12.3.1971)

венг. актриса. Нар. арт. ВНР (1964). Играла на сценах мн. венг. т-ров. Впервые снялась в ф. "Кафе "Москва"" (1936). Исполняла (до 1945) преим. второплановые комич. роли, часто выступая партнёршей К. Латабара. Позднее создала драм. образы в ф. реж. Ф. Бана ("Боевое крещение", 1952), К. Макка ("39-я бригада", 1959), 3. Фабри ("Буря", 1952, "Карусель", 1955, "Господин учитель Ганибал", 1956). Лучшая работа К.- роль старой крестьянки тётушки Лины в ф. "Как бегут деревья" (1966, реж. П. Зольнаи). К. сыграла в кино ок. 100 ролей. Гос. пр. им. Кошута (1957), пр. им. Ясаи (1954).

Среди др. ф.: "Вики", "Да или нет?", "Кивер и шляпа", "Ярмарка невест", "Учительница", "Мати Лудаш" (в сов. прокате "Случай на ярмарке"), "Выше голову" (в сов. прокате "Судьба клоуна"), "Приключение в Герольштейне", "Легенда городской окраины", "Железный цветок", "Вчера", "Три звезды", "За супружество - тройка", "Диалог", "Лебединая песня", "Жажда", "Янош Хари", "Фиговый листок", "История моей глупости", "Остров среди суши" (в сов. прокате "Дама из Константинополя"), "Самозванцы" (в сов. прокате "Короли, регенты и шуты"), "Лицо".

Литература: Актеры заруб. кино, в. 11, М., 1977.

КЛАДИЕНКО ЮРИЙ ДАНИЛОВИЧ

Кладие́нко Юрий Данилович (р. 21.1.1935), советский художник. Заслуженный художник РСФСР (1980). В 1961 окончил ВГИК. Участвовал в постановке фильмов: «Маленькие истории о детях, которые...» (с Р. Мурадяном), «По тонкому льду», «Анна Каренина» (с А. Борисовым), «Чайковский» (с Борисовым), «Кремлёвские куранты», «Укрощение огня» (1972), «Через Гоби и Хинган» (с О. Мягмар, Национальная премия МНР, 1982), «Рецепт её молодости», «И жизнь, и слезы, и любовь» (премия Всесоюзного кинофестиваля, 1985).

Среди других фильмов:

«Мы, русский народ», «Жизнь на грешной земле», «Москва — любовь моя», «Пришла и говорю», «Зонтик для новобрачных».

КЛАДО НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ

Кла́до Николай Николаевич (р. 17.1.1909), советский драматург, сценарист, критик. Учился в Ленинградском фотокинотехникуме (1926—27), Институте истории искусств в Ленинграде (1927—29), аспирантуре ВГИКа (1935—36). Печатается с 1924. С того же года в кино. Был ассистентом, режиссёром, редактором на различных студиях страны, в аппарате Госкино СССР. По его сценариям поставлены немые художественные фильмы, в том числе. «Подъём» (1931, с Н. Ганиевым). Сценарист и режиссёр фильмов «Американка из Багдада» (1931), «Оазис в песках» (1932), «Колодец смерти» (1934, с С. Петровым, Д. Жиряковым, Ганиевым). Кладо принадлежат сценарии фильмов: художественных — «Честь семьи» (1957, с Г. Мухтаровым), «Токтогул» (1959, с Г. Токтогуловой); мультфильмы — «Волшебный ковёр» (1948, с Г. Э. Гребнером, Л. К. Атамановым), «Наргис» (по повести Ш. Рашидова «Кашмирская песня», 1966, с В. С. Витковичем); документальные — «Я из Ефремова» (1965), «А девушки всё едут» (1966), «Подруги из Тольятти» (1969), «Авторитет» (1978); телефильмы — «Эдуард Тиссэ» (1971), «Город без бабушек» (1979) и др. Автор статей в периодической печати (в том числе в «Искусство кино» — «Актёр и сценарист», 1938, «За что отвечает искусство», 1962), сборниках (в том числе «Актёры советского кино» — «Э. Быстрицкая», 1964; «В. Телегина», 1969; «Из истории “Ленфильма”», 1973, 1975) и отдельных изданиях. Автор вступительного очерка и составитель Собрания сочинений братьев Васильевых в 3 тт. (1981—82), альбома-очерка «Братья Васильевы» (1979).

Сочинения:

И. Ильинский, [М.], 1939;

П. Алейников, М., 1967;

О. Жаков, М., 1973.

КЛАРК ШЁРЛИ

Кла́рк Шёрли (Clarke) (р. 2.10.1925), американский режиссёр. Училась в балетной студии, выступала в труппах М. Грэхем и А. Соколовой. Поставила ряд балетных спектаклей, была председателем Национальной балетной ассоциации США. В 50-х гг. сняла несколько короткометражных фильмов («Танец под солнцем», «В парижском парке», «Мгновение влюблённости», «Бой быков», «Небоскрёб» и др.), большинство которых было посвящено балету. В конце 50-х гг. примкнула к «нью-йоркской школе» независимых кинематографистов, утверждавшей идею воспроизведения на экране несрепетированной реальности. В фильме «Связной» (1960), экранизации спектакля авангардистского театра из жизни наркоманов, добилась подлинности в воспроизведении среды, позволившей придать вымышленному сюжету характер заснятого документа. В 1963 поставила фильм «Холодный мир» — драматический рассказ о молодёжи нью-йоркского Гарлема, ощущающей бесперспективность своего существования в рамках негритянского гетто. В 1967 сделала в манере «синема-верите» фильм «Портрет Язона», герой которого долго исповедуется перед неподвижной камерой. В 1969 снялась в фильме французского режиссёра А. Варды «Львиная любовь» (США).

КЛЕБАНОВ ИГОРЬ СЕМЁНОВИЧ

Клеба́нов Игорь Семёнович (р. 27.9.1946), советский оператор. Член КПСС с 1975. В 1967 окончил ВГИК. С 1968 на киностудии имени Горького. Снял фильмы: «Юнга Северного флота» (1974, с Д. В. Суренским), «Шторм на суше» (1976), «Риск — благородное дело» (1978), «Кузнечик» (1979), «Петровка, 38» и «Огарёва, 6» (1980), «Руки вверх!» (1981), короткометражный фильм «Тайфун, фас!» (1977).

КЛЕЙМАН НАУМ ИХИЛЬЕВИЧ

Кле́йман Наум Ихильевич (р. 1.12.1937), советский киновед. В 1961 окончил ВГИК. Печатается с 1962. Научный консультант по реконструкции фильмов С. М. Эйзенштейна «Бежин луг» (режиссёры С. И. Юткевич и Клейман), «Старое и новое» («Генеральная линия»), «Октябрь», «Броненосец “Потёмкин”». Один из составителей и авторов комментариев книги «Избранные произведения Эйзенштейна» в 6 томах (1964—71). Автор статей по вопросам кино. Хранитель Научно-мемориального кабинета Эйзенштейна при СК СССР.

КЛЕЙТОН ДЖЭК

Кле́йтон Джэк (Clayton) (р. 1921), английский режиссёр. В кино с 1935. Был ассистентом режиссёра, продюсером. Первый фильм — «Пальто на заказ» (по повести Н. В. Гоголя «Шинель», 1955). Известность получил его второй фильм «Место наверху» (по Дж. Брейну, 1958, в советском прокате «Путь в высшее общество»). История социального восхождения молодого честолюбца из провинции, добившегося руки богатой наследницы, прозвучала в фильме как обвинение сословно-классовой структуры английского общества. Необычными для английского кино того времени были место действия (промышленный север), неприглаженный язык, свобода в показе проблем пола на экране. Остальные фильмы Клейтона — «Невинные» (по повести Г. Джеймса «Поворот винта», 1961), «Пожиратель тыкв» (1964), «Дом нашей матери» (1967), отмеченные вкусом и мастерством, не получили такого же резонанса. Фильм «Великий Гэтсби» (по Ф. С. Фицджеральду, 1974, США), доводящий до апогея стиль «ретро» (тщательнейшее воспроизведение реалий 20—30-х гг.), оказался неудачным из-за схематичности сценария. В 1976 поставил фильм «Убийство в Фолл-Грик» (по Д. Уэсту), в 1982 — фильм «Чувствую, Зло грядёт» по Р. Брэдбери).

КЛЕМАН РЕНЕ

Клема́н Рене (Clement) (р. 18.3.1913), (французский режиссёр. Изучал архитектуру в Школе изящных искусств в Париже. В 1931 снял как любитель серию экспериментальных фильмов. Первые профессиональные работы в кино — мультипликации. Был оператором-документалистом, снимал рекламные ленты. В годы 2-й мировой войны был связан с движением Сопротивления французских железнодорожников. Его фильм «Битва на рельсах» (1945, главная премия международного кинофестиваля в Канне, 946), выдержанный в тоне документального повествования, — одно из значительных произведений о героической борьбе народа Франции с гитлеровскими захватчиками. Фильм «Проклятые» (1947) — художественное раскрытие морального разложения фашистских моряков-подводников. Фильм «По ту сторону решётки» (1948, в советском прокате «У стен Малапаги», премия международного кинофестиваля в Канне, 1949, и премия «Оскар», 1951), повествующий об обречённости героя, преследуемого прошлым, в косвенной форме отразил настроения тревоги и разочарования, охватившие после войны некоторую часть французов. Картина «Запрещённые игры» (1952, главная премия международного кинофестиваля в Венеции и премия «Оскар») ярко выразила антивоенную тему: события 2-й мировой войны показаны через восприятие девочки-сироты, нашедшей прибежище у крестьян, жизнь и нравы которых изображены с острой наблюдательностью. Фильм «Господин Рипуа» (1954, специальная премия международного кинофестиваля в Канне) — исследование психологии современного Дон Жуана. В фильме «Жервеза» (по роману Э. Золя «Западня», 1956, премия ФИПРЕССИ на международном кинофестивале в Венеции) режиссёр убедительно передал жестокость социальной среды, губящей героиню. «Плотина на Тихом океане» (по М. Дюра, 1958, Италия — США) — зрелищный приключенческий фильм, который Клеман попытался насытить размышлениями над реальными жизненными проблемами. В ленте «На ярком солнце» (1960) режиссёр показал современного молодого авантюриста, готового на любое преступление. В фильмах «День и час» (1963) и «Горит ли Париж?» (1966, с США) Клеман вновь обратился к теме войны и Сопротивления. В 60—70-е гг. всё большее место в творчестве Клемана начали занимать чисто развлекательные фильмы, в основном детективы: «Хищники» (1964), «Пассажир дождя» (1970), «Дом под деревьями» (1971), «Бег зайца по полям» (1972), «Приходящая няня» (1975) и др. Клеман — один из организаторов группы «Центр молодых», которая в 1943 была преобразована в ИДЕК. В 1952 на международном кинофестивале в Канне Клеману была присуждена «Большая независимая премия» за вклад в киноискусство.

Другие фильмы:

«Красавица и чудовище» (технический консультант, режиссёр Ж. Кокто). «Благонадёжный папаша» (техническая постановка, режиссёр Ноэль-Ноэль) — оба 1946, «Стеклянный замок» (1950), «Как хорошо жить» (1961. Италия).

Литература:

Лепроон П., Современные французские кинорежиссёры, пер. с франц., М., 1960;

Турицын В., Рене Клеман. М.. 1978.

В. И. Божович.

КЛЕПИКОВ ЮРИЙ НИКОЛАЕВИЧ

Кле́пиков Юрий Николаевич (р. 24.8.1935), советский сценарист. В 1960 окончил МГУ, в 1964 — Высшие сценарные курсы. Написал сценарии фильмов: «Седьмой спутник» (по Б. А. Лавренёву, 1968, с Э. Б. Дубровским), «Даурия» (по К. Ф. Седых, 1972, с В. И. Трегубовичем), «Восхождение» (по повести В. В. Быкова «Сотников», 1977, с Л. Е. Шепитько). Морально-нравственным вопросам посвящены сценарии Клепиков на современную тему: «Мама вышла замуж» (1970), «О любви» (1971), «Не болит голова у дятла» (1975). Автор сценария фильмов «Летняя поездка к морю» (1980), «Сергей Иванович уходит на пенсию» (1981), «Пацаны» (1983).

Сочинения:

Не болит голова у дятла, в альманахе: Киносценарии, М., 1974;

Летняя поездка к морю, в альманахе: Киносценарии, М., 1978;

Пацаны, «Нева», 1980, № 12.

КЛЕР РЕНЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КЛЕРИНГ ХАНС

Кле́ринг Ханс (Klering) (р. 8.11.1906), немецкий актёр (ГДР). Был участником самодеятельных театральных коллективов организации «Международная помощь рабочим» и агитпропгрупп компартии. В 1931—45 жил в СССР, работал в Театре рабочей молодёжи в Москве, затем в театре на немецком языке (руководитель Э. Пискатор и Г. Вангенхайм). В кино с 1933 (немецкий солдат Мюллер 3-й в фильме «Окраина», режиссёр Б. В. Барнет). Снимался в советском фильме: «Королевские матросы» (1934), «Год девятнадцатый» (1938), «Щорс» (1939), «Богдан Хмельницкий» (1941) и др. В 1943 сыграл роль жестокого и трусливого немецкого коменданта Вернера в фильме «Радуга» (режиссёр М. С. Донской). В 1945 вернулся в Германию. Был одним из организаторов и руководителей киностудии ДЕФА. Снялся главным образом в эпизодических характерных ролях во многих фильмах: «Пестроклетчатые», «Эрнст Тельман — сын своего класса», «Карола Ламберти — циркачка», «Дворцы и хижины», «Сейлемские колдуньи», «Тайник на Эльбе», «Хроника одного убийства», «Жена Лота», «Антон-волшебник», «Брат палача», «Мельница Левина», «Долгий путь в школу» и др.

КЛИГМАН МАРИЯ МАРКОВНА

Кли́гман Мария Марковна (р. 8.7.1908), советский режиссёр. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1969). В 1929 окончила Ленинградский техникум сценических искусств. В научном кино с 1930. Среди фильмов: «Покорённый полюс» (1940), «Рождение радио» (1941), «Русские кружевницы» (1947), «Художник Федотов» (1950), «Записные книжки Чехова» (1954), «Мир открывается в капиллярах» (1965, Ломоносовская премия, 1966), «В глубины живого» (1966, Государственная премия РСФСР и Ломоносовская премия, 1967), «Ритмы революции» (1968), «Страница сто» (1969, с Г. А. Бруссе), «Над раскрытым томом Ленина» (1975), «Сюрпризы зрячих молекул» (1977), «Пароль во Вселенную» (1978), «Художник Кибрик» (1979), «Рядом с реставратором» (1981), «Художник Александр Иванов» (1982).

КЛИМЕНКО ЮРИЙ ВИКТОРОВИЧ

Климе́нко Юрий Викторович (р. 24.3.1944), советский оператор. В 1976 окончил ВГИК. Среди лучших фильмов: «Человек уходит за птицами» (1976, премия Всесоюзного кинофестиваля), «Триптих» (1980), «Познавая белый свет» (1979), «Слезы капали» (1983). В 1983 снял первый советско-афганский фильм «Жаркое лето в Кабуле».

Другие фильмы

«Про Витю, про Машу и морскую пехоту» (1974), «Контрабанда» (1975, с Г. В. Карюком), «Цветы для Оли» (1977, с Ю. П. Малиновским), «Дюма на Кавказе» (1980), «Телохранитель» (1980, с Л. И. Калашниковым и В. Сёминым), «Брелок с секретом» (1981, с Л. С. Крайненковым).

КЛИМОВ АРКАДИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

Кли́мов Аркадий Александрович (19.7.1914—12.10.1970), советский оператор. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1959). Член КПСС с 1944. С 1937, окончив ВГИК, работал в научно-популярном кино. В годы Великой Отечественной войны с группой операторов снял фильмы «Лётчики-гвардейцы» (1942), «Ладога» и «Ленинград в борьбе» (1944), «К вопросу о перемирии с Финляндией» (1944) и «Разгром Японии» (1945) — за оба Государственная премия СССР (1946). Среди его работ: «Адмиралтейство» (1949), «Государственный Эрмитаж» (1955), «Художник И. Е. Репин» (1957, премия международного кинофестиваля в Оберхаузене, 1958), «Театр зовёт» (1960), «Александр Ульянов» (1963), «Луна» (1965), «Марс» (1968), «Пушкиным воспетый» (1969).

КЛИМОВ ВЛАДИМИР МИХАЙЛОВИЧ

Кли́мов Владимир Михайлович (р. 4.10.1949), советский оператор. Член КПСС с 1984. С 1972, по окончании ВГИКа, на киностудии «Мосфильм». Снял фильмы: «На край света» (1975, с К. Супоницким), «Отклонение — ноль» (1976), «Взлёт» (1979), «Двадцать шесть дней из жизни Достоевского» (1980, премия международного кинофестиваля в Западном Берлине, 1981), «Душа» (1981), «Сказки...сказки... сказки старого Арбата» (1982), «Аукцион» и «Ты мой восторг, моё мученье» (1983), «Багратион» (1985), «Начни сначала» (1986).

КЛИМОВ МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ

Кли́мов Михаил Михайлович (20.11.1880—9.7.1942), советский актёр. Народный артист СССР (1937). С 1909 в московском Малом театре. Первая роль в кино — банкир Орнано («Процесс о трёх миллионах», 1926). Исполнил ряд острохарактерных ролей: Метрдотель («Человек из ресторана», 1927), Волков («Хромой барин», 1929), Наместник храма («Праздник святого Иоргена», 1930), министр Ля («Марионетки», 1934), Кнуров («Бесприданница», 1937).

Другие фильмы:

«Рваные башмаки», «Остров сокровищ», «Георгий Саакадзе».

КЛИМОВ ЭЛЕМ ГЕРМАНОВИЧ

Кли́мов Элем Германович (р. 9.7.1933), советский режиссёр. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1976). Член КПСС с 1962. В 1964 окончил ВГИК (мастерская Е. Л. Дзигана). Первая работа — короткометражный комедийный фильм «Жених» (1963). С 1964 на киностудии «Мосфильм». В том же году поставил фильм «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён» — сатирическую комедию о бюрократической показухе в пионерском лагере. Тяга Климова к гротеску порой проявлялась в создании маскарада персонажей, в приёмах публицистического, почти плакатного характера. В 1965 поставил фильм «Похождения зубного врача». В своих фильмах Климов использует цитаты из классики и приёмы коллажа, пародийно имитируя различные художественные жанры. Так, лента «Спорт, спорт, спорт» (1971, премии ряда фестивалей спортивных фильмов) соединяла хроникальный и игровой материал, реальные спортивные состязания с развёрнутыми новеллами в духе пантомимы и балета. С М. М. Хуциевым участвовал в завершении после смерти М. И. Ромма его фильма «И всё-таки я верю...» (1976). В фильме «Агония» (1981, премия ФИПРЕССИ на международном кинофестивале в Венеции, 1982) Климов показал картину заката русского самодержавия перед Октябрьской революцией. После трагической гибели своей жены Л. Е. Шепитько Климов сделал о ней короткометражный фильм «Лариса» (1980) и поставил начатый ею фильм «Прощание» (по повести В. Г. Распутина «Прощание с Матёрой», 1983).

КЛИМОВ ЮРИЙ МИХАЙЛОВИЧ

КЛИ`МОВ Юрий Михайлович

(р. 1.6.1936)

сов. оператор-режиссёр. В 1969 окончил Ленингр. ин-т культуры им. Крупской, в 1976 - Высш. курсы сценаристов и режиссёров. С 1957 на к/ст "Леннаучфильм". Работал ассист. оператора, оп., режиссёром. Пост. науч.-популяр. ф.: "На острове Врангеля" (1974), "Командоры" (1977), "Остров Медный" (1977), "Уссурийская тайга" (1979), "Музей живой природы" (1980), "В объективе животные. Осьминог" (1982), "В объективе животные. Змеи" (1985). Ряд ф. К. отмечен пр. Мкф.

КЛИФТ МОНТГОМЕРИ

Кли́фт Монтгомери (Clift) (17.10.1920—23.7.1966), американский актёр. С 1935 выступал в театре. С 1948 в кино (фильм «Поиски»). Играл в фильмах: «Красная река» (1948), «Наследница» (1949), «Место под солнцем» (1951), «Вокзал Термини» (Италия) и «Отныне и вовеки веков» (1953), «Молодые львы» (1958), «Внезапно прошлым летом» (1959). Герои Клифта — обычно неуравновешенные, одинокие люди, находящиеся в разладе с обществом и обречённые на трагическую гибель. Участие в фильмах «Неприкаянные» (1960), «Нюрнбергский процесс» (1961, роль Петерсена), «Фрейд, тайная страсть» (1962, заглавная роль) утвердило репутацию Клифта как актёра, раскрывающего сложный внутренний мир душевно изломанного человека. Последний фильм — «Шпион» (1966, Франция).

КЛОС ЭЛЬМАР

Кло́с Эльмар (Klos) (р. 26.1.1910), чехословацкий режиссёр, сценарист. Народный артист ЧССР (1968). В 1932 снялся в фильме В. Ванчуры «Перед экзаменами на аттестат зрелости». Организовал киноотдел при заводах Бати в Злине (ныне Готвальдов); сценарист и режиссёр более чем 60 документальных фильмов. Был одним из постановщиков политически острого приключенческого фильма «Похищение» (1953, Государственная премия ЧССР). Поставил сатирическую музыкальную комедию «Музыка с Марса» (1955), психологическую драму «Там, на конечной остановке» (1957).

Среди фильмов:

«Смерть зовётся Энгельхен» (1963, премия международного кинофестиваля в Москве; Государственная премия ЧССР, 1964, и другие премии) об эпизодах партизанской борьбы в конце 2-й мировой войны, «Обвиняемый» (по Л. Гашковой, 1964, главная премия международного кинофестиваля в Карлови-Вари) о политической и нравственной ответственности человека социалистического общества, «Магазин на площади» (по Л. Гросману, 1965, премия «Оскар»; Государственная премия ЧССР, 1966, и другие премии) о трагедии жертв фашизма.

КЛУГЕ АЛЕКСАНДЕР

Клу́ге Александер (Kluge) (р. 14.2.1932), немецкий режиссёр (ФРГ). Изучал историю, право, музыку. Работал адвокатом. На фирме ЦСК был ассистентом Ф. Ланга. С 1960 снимал документальные фильмы. Клуге — один из инициаторов «Оберхаузенского манифеста» (1962), ставшего прогрессивной платформой так называемого молодого немецкого кино. В 1963 основал собственную фирму «Каирос». Дебютировал в художественном кино фильмом «Прощание с прошлым» (по своему роману, 1966, специальная премия международного кинофестиваля в Венеции), в котором глубокий анализ происходящих в ФРГ социально-политических процессов сочетался с вниманием к судьбе обездоленного буржуазным обществом человека. Сходную тему Клуге развивал в фильме «Артисты под куполом цирка: беспомощны» (1967, главная премия международного кинофестиваля в Венеции, 1968). Поставил фантастический фильм «Большая кутерьма» (1970), действие которого происходит в 2034 году в космосе, охваченном междоусобными войнами. Антивоенный характер носил фильм «Вилли Тоблер и гибель Шестого флота» (по своему роману, 1971). Большой успех имела лента «Сильный Фердинанд» (по своей повести, 1975, премия ФИПРЕССИ на международного кинофестиваля в Канне, 1976), в которой режиссёр резко обличал неофашистские тенденции в ФРГ. В 1978 принял участие в постановке фильма «Германия осенью» о политическом положении в стране. В 1979 в фильме «Патриотка» Клуге обратился к проблемам школьного образования в ФРГ. В 1980 поставил с А. фон Эшвеге новеллу в документальном фильме «Кандидат» о милитаристе и реваншисте, баварском политическом деятеле Ф. И. Штраусе. В 1983 участвовал в постановке фильма «Война и мир» и поставил фильм «Власть чувств». С 1962 руководитель кинофакультета при Высшей школе в Ульме. Юбилейная премия на международном кинофестивале в Венеции (1982) за вклад в киноискусство.

КЛУЗО АНРИ ЖОРЖ

Клузо́ Анри Жорж (Clouzot) (20.11.1907—12.1.1977), французский режиссёр. Получил юридическое образование, был журналистом. В кино с 1931 (сценарист, ассистент режиссёра, режиссёр франкоязычных вариантов немецких фильмов). Первый фильм — детектив «Убийца живёт в номере 21» (1942). Удушливой атмосферой и болезненным психологизмом отличался его фильм «Ворон» (1943), в котором была показана неприглядная жизнь маленького французского городка, где поток анонимных писем вызывает нечто вроде массового психоза. После освобождения Франции этот фильм послужил основанием для обвинения Клузо в антифранцузской пропаганде и для его устранения от работы на два года. В 1947 Клузо вернулся к режиссуре, сняв детективный фильм «Набережная ювелиров» (премия международного кинофестиваля в Венеции). В фильме «Манон» (по роману аббата Прево «Манон Леско», 1948, главная премия международного кинофестиваля в Венеции) Клузо перенёс действие в современность, а характерам действующих лиц придал оттенок патологизма. Большим успехом пользовался фильм «Плата за страх» (1952, главная премия международного кинофестиваля в Канне, 1953) — драматический рассказ о том, как четверо шофёров, ежесекундно рискуя жизнью, перевозят нитроглицерин по плохим дорогам. Фильм завершался гибелью героев. Здесь, как и в фильме «Дьявольские души» (1954, премия Деллюка), Клузо прибегал к нагнетанию пугающих и жестоких подробностей. Фильм «Истина» (1960, премия французского кино) показывал аморальность и опустошённость определённой части французской молодёжи, равнодушие представителей старшего поколения. Особое место в творчестве Клузо занимает картина «Тайна Пикассо» (1956, специальная премия международного кинофестиваля в Канне), раскрывающая процесс творчества художника. Клузо — мастер создания тревожной атмосферы, напряжённой полицейско-уголовной интриги, мучительных психологических ситуаций; его фильмы изображают человека игрушкой жестокого случая и слепых страстей.

Другие фильмы:

новелла «Возвращение Жана» (в фильме «Возвращение к жизни», 1949), «Микетта и её мать» (1950), «Шпионы» (1957), «Пленница» (1968).

Литература:

Лепроон П., Современные французские режиссёры, перевод с французского, М., 1960;

Pilard Ph., Henri-Georges Clouzot, P., 1969.

В. И. Божович.

КЛУШАНЦЕВ ПАВЕЛ ВЛАДИМИРОВИЧ

Клуша́нцев Павел Владимирович (р. 25.2.1910), советский режиссёр, сценарист, оператор. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1970). Окончил Ленинградский фотокинотехникум. В кино с 1931. Снял оборонный игровой фильм «Неустрашимые» (1937) и др. С 1945 в научно-популярном кино. Клушанцев — мастер комбинированных съёмок. Поставил фильмы: короткометражный — «Метеориты» (1947, сценарист Клушанцев); полнометражные — «Вселенная» (1951, сценарист Клушанцев и А. Н. Сазонов, режиссёр Клушанцев и Н. Лещенко, премия международного кинофестиваля в Карлови-Вари, 1952), «Тайна вещества» (1955, премия международного кинофестиваля там же, 1956), «Дорога к звёздам» (1957, премия Всесоюзного кинофестиваля, 1958), «Луна» (1965) и «Марс» (1968) — оба по собственному сценарию, научно-фантастический фильм «Планета бурь» (1962, сценарист Клушанцев и А. Казанцев) и др. Пишет научно-популярные книги для детей.

КМИТ ЛЕОНИД (АЛЕКСЕЙ) АЛЕКСАНДРОВИЧ

Кми́т Леонид (Алексей) Александрович (9.3.1908—11.3.1982), советский актёр. Заслуженный артист РСФСР (1935). В 1931 окончил Институт сценических искусств в Ленинграде. В кино с 1929. Наиболее значительная работа Кмита — Петька в фильме «Чапаев» (1934). Кмит наделил молодого ординарца Чапаева обаянием, мягким юмором. Снимался в фильмах: «Однажды летом» (1936), «Балтийцы» (1938), «Всадники» (1939), «Любимая девушка» (1940), «Морской ястреб» (1942), «Далеко от Москвы» (1950), «В мирные дни» и «Тарас Шевченко» (1951), «Чужая родня» (1956), «Балтийская слава» (1958), «Мичман Панин» (1960), «Поднятая целина» (1961), «Ко мне, Мухтар!» (1965), «Хозяин тайги» (1969), «Рудобельская республика» (1972), «Всего одна ночь» (1977) и др.

КНОРРЕ ФЁДОР ФЁДОРОВИЧ

КНОРРЕ Фёдор Фёдорович

(р. 15.4.1903)

сов. писатель, сценарист. Печатается с 1926. Написал сц. ф. "Истребители" и "Случай на полустанке" (1939); сц. ф., посв. борьбе сов. народа с фаш. захватчиками в годы Великой Отечеств. войны,- "Однажды ночью" (1945), "Сыновья" (1946), "Марите" (1947), "Рита" (1958); сц. ф. "Романтики" (1941, с Т. Сёмушкиным), "Робинзон Крузо" (по Д. Дефо, 1947, с С. А. Ермолинским и А. Н. Андриевским), "После шторма" (1956), "Ночной звонок" (1969, т/ф); по собственному произведению - "Родная кровь" и "Домик в дюнах" (1964), "Солёный пёс" (1974), "Весенняя путёвка" (1979) и др.

КНЯЖИНСКИЙ АЛЕКСАНДР ЛЕОНИДОВИЧ

Княжи́нский Александр Леонидович (р. 24.1.1936), советский оператор. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1980). В 1960 окончил ВГИК (мастерская Б. И. Волчека). Работал в научно-популярном кино. Затем снял с М. В. Ардабьевским художественные фильмы «Письма к живым» (1965) и «Город мастеров» (1966). Среди лучших работ: «Я родом из детства» (1966), «Ты и я» (1972), «Осень» (1975), «Подранки» (1977), «Сталкер» (1980).

Другие фильмы:

«Похищение» (1969, телефильм), «Города и годы» (1974), «Повторная свадьба» (1976), «Враги» и «Право первой подписи» (1978), «Из жизни отдыхающих» (1981), «Кольцо из Амстердама» (1982), «Если верить Лопотухину» (1983, телефильм).

КОБАХИДЗЕ МИХАИЛ ГЕРМАНОВИЧ

Кобахи́дзе Михаил Германович (р. 5.4.1939), советский режиссёр, сценарист. В 1965 окончил ВГИК. Успех Кобахидзе принёс дипломный фильм «Свадьба» (1965, главная премия и премия ФИПРЕССИ на международном кинофестивале в Оберхаузене, 1966, и другие премии). В 1967 поставил короткометражный фильм «Зонтик» (главная премия и премия ФИПРЕССИ на международном кинофестивале в Кракове), в 1969 — короткометражный фильм «Музыканты». Во всех этих фильмах текст отсутствует и главное значение придаётся пластике и музыке. Кобахидзе — автор сценария и музыкального оформления своих фильмов. Написал также сценарии мультфильмов «Любознательный» (1972), «В пещере» и «Трубка» (1975), «На море» (1976), «Последняя капля» (1977), «Тайна» (1980).

КОБАЯСИ МАСАКИ

Кобая́си Масаки (р. 14.2.1916), японский режиссёр. После окончания университета Васэда с 1941 в кино. С 1946 ассистент режиссёр Кэйскэ Киносита. Дебютировал фильмом «Юность сына» (1952). Фильм «Искренность» (1953) поставлен им по сценарию Кэйскэ Киносита. В независимой компании «Синъэй-про» поставил фильм «За толстой стеной» (1953, выпуск на экран 1956) об ответственности за военные преступления. Общественно значимые темы продолжают интересовать режиссёра и в последующих лентах: «Покупаю вас» (1956) о коррупции в спорте, «Чёрная река» (1957) о растлевающем влиянии американской военщины с баз, разместившихся в Японии. В 1959—61 снял экранизировал антивоенную историческую эпопею Дзюмпэй Гомикава «Условия человеческого существования» (6 серий, сокращённая версия — 3 серии, премия международного кинофестиваля в Венеции, 1960), а также новеллы Лафкадио Херна «Повесть о привидениях» («Квайдан», 1964, специальная премия международного кинофестиваля в Канне, 1965). Резкому осуждению самурайской морали посвящены фильмы «Харакири» (1962, специальная премия международного кинофестиваля в Канне, 1963), «Восставший» (1967, премия международного кинофестиваля в Венеции и др.). Кобаяси выбирает сюжеты с острыми драматургическими конфликтами, находя для них яркие режиссёрские решения. Антивоенную тему продолжил фильм «Японская молодёжь» (1968, в советском прокате «Гимн усталому человеку»). В 1971 экранизировал роман Сюгоро Ямамото «Поставим жизнь на карту», в 1975 переработал для кино поставленный им по Ясуси Иноуэ 6-серийный телефильм «Окаменелость», в 1978 поставил фильм «Пламенеющая осень» (по Хироюки Токи).

Другие фильмы:

Третья любовь» и «Где-то в широком небе» (1954), «Прекрасные дни» (1955), «Источник» (1956), «Наследство» (1962).

КОБЕЛЯ БОГУМИЛ

Кобе́ля Богумил (Kobiela) (31.5.1931—10.7.1969), польский актёр. В 1953 окончил Высшую театральную школу в Кракове, работал в театре. Был организатором (с З. Цибульским) и актёром студенческого театра «Бим-Бом» (Гданьск). В кино с 1953 (фильм «Три повести»). Наиболее значительные работы — сатирические роли в фильме «Пепел и алмаз» (1958) и «Косоглазое счастье» (1960, в советском прокате «Шесть превращений Яна Пищика»).

Другие фильмы:

«Три старта», «Eroica», «Скандал из-за Баси», «Инспекция пана Анатоля», «Солнце и тень» (НРБ), «Почтённые грехи», «Рукопись, найденная в Сарагосе», «Ад и рай», «Марыся и Наполеон», «Кукла», «Брачное пособие», «Всё на продажу», «Человек с ордером на квартиру», «Новый».

Литература:

Актеры зарубежного кино, в. 8, Л., 1973.

КОБЕРИДЗЕ ОТАР ЛЕОНТЬЕВИЧ

Кобери́дзе Отар Леонтьевич (р. 17.12.1924), советский актёр, режиссёр. Народный артист Грузинской ССР (1967), Народный артист Абхазской АССР (1981). Член КПСС с 1966. В 1948 окончил Театральный институт имени Руставели. Работал в Сухумском драматическом театре, в Театре имени Марджанишвили. В кино с 1941. Первая значительная работа в кино — Баши-Ачук («Баши-Ачук» по А. Церетели, 1956) — определила его как исполнителя преимущественно романтических и героических ролей. Коберидзе сыграл около 50 ролей, среди которых Отар («Я скажу правду») и Дато («Чужие дети») — обе 1958, Махмуд («Мамлюк», 1959), Гурам («Прерванная песня», 1960, советско-чехословацкий), Гурам («Дети моря», 1965), Киазо («Даиси», 1971), Сехниев («Берега», телефильм, 1979), Дюндар («Певец революции», 1982, из многосерийного телефильма «Огненные дороги»). Поставил фильмы: «Мечте навстречу» (1963, с М. Карюковым, Коберидзе в роли Баталова), «Проходная пешка» (1970, телефильм), «Ждите связного» (1980, Коберидзе в роли командира).

Другие фильмы:

актёр — «Ловцы губок», «Царская невеста», «Западня» (телефильм), «Они шли на Восток» (советско-итальянский), «Волшебная лампа Аладина», «Миссия в Кабуле», «След Сокола» (ГДР), «Сказание о Рустаме», «Рустам и Сухраб», «Сказание о Сиявуше», «Путь к Софии» (телефильм, советско-болгарский), «Жизнь прекрасна» (советско-итальянский).

Предыдущая страница Следующая страница