Приглашаем посетить сайт

Чехов (chehov-lit.ru)

Кино: Энциклопедический словарь
Статьи на букву "К" (часть 7, "КОВ"-"КОЛ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К" (часть 7, "КОВ"-"КОЛ")

КОВАЛ ОТА

Ко́вал Ота (Koval) (р. 11.4.1931), чехословацкий режиссёр. По окончании электротехнического техникума (1961) учился в ФАМУ в Праге. С 1960 на киностудии «Баррандов» (ассистент режиссёра И. Секвенса, А. Кахлика, З. Бриниха, Я. Иреша и др.). Снял несколько короткометражных лент, в 1970 — детский полнометражный художественный фильм «Люция и чудеса». Поставил фильмы: «Мы трое и пёс из Пятипёса» (по В. Чтвртеку, 1971), «Дружина “Чёрного пера”» (по Р. Грбеку, 1973), «Кошачий принц» (1979, с ГДР), кинопоэму о детстве Ю. Фучика «Юлик» (1980), «Клякса на сказке» (1981), «Небесная лазурь» (1983). Лучший фильм Ковала — «Якуб» (1976, с Я. Вошмиковой). По собственному сценарию снял фильм «Я ничего не хочу слышать» (1978).

КОВАЛЬ-САМБОРСКИЙ ИВАН ИВАНОВИЧ

Кова́ль-Самбо́рский Иван Иванович (16.9.1893—10.1.1962), советский актёр. Заслуженный артист Киргизской ССР (1944). В 1922—23 в Театре имени Мейерхольда. В кино с 1924. Первая большая роль — рабочий Андрей в фильме «Его призыв» (1925). Был одним из популярных актёров советского немого кинематографа. Исполнял героические, а также характерные комедийные роли. Среди его работ: Артур Сторн («Мисс Менд», 1926), Говоруха-Отрок («Сорок первый»), Соколин («Человек из ресторана») и Илья Снегирёв («Девушка с коробкой») — все 1927, Яков («Земля в плену», 1928), Беляев («Лётчики», 1935), наборщик Марк («Трое с одной улицы», 1936), инженер Висковский («Ущелье Аламасов», 1937), Вальтер («Болотные солдаты», 1938), Нехода («Исправленному верить», 1959).

Другие фильмы:

«Последний выстрел», «Настенька Устинова», «Однажды летом», «Пролог», «Гуттаперчевый мальчик».

Литература:

Актеры советского кино, в. 6, Л., 1970.

КОВАРСКИЙ НИКОЛАЙ АРОНОВИЧ

Кова́рский Николай Аронович (17.1.1904—13.10.1974), советский критик, сценарист, литературовед. Окончил Ленинградский институт истории искусств (1924) и Ленинградский университет (1925). Печатается с того же года. С 1949 в кино. Автор сценария фильмов: «Алитет уходит в горы» (1950, с Т. Сёмушкиным, В. Катиновым, М. С. Донским), «Мать» (1956, с Донским) и «Мальва» (1957) — оба по М. Горькому, «Капитанская дочка» (по А. С. Пушкину, 1958), «Сорока-воровка» (по А. И. Герцену, 1959) и др. В 1941—46 преподавал во ВГИКе. Автор многих статей по вопросам киноискусства.

Литература:

Фридрих Эрмлер, М., 1941.

КОВАЧ АНДРАШ

Ко́вач Андраш (Kovacs) (р. 20.6.1925), венгерский режиссёр. Народный артист ВНР (1980). Член ВСРП с 1948. Окончив Высшую школу театра и кино (1950), работал главным редактором киностудии «Хунния». Первая значительная режиссёрская работа фильм-интервью «Трудные люди» (1964) выразил приверженность режиссёра к документализму. Широкий резонанс имел фильм «Холодные дни» (по Т. Черешу, 1966, в советском прокате «Облава в январе», премия ФИПРЕССИ на международном кинофестивале в Карлови-Вари), в котором вскрыты социально-психологические предпосылки фашистских преступлений. В фильме «Стены» (1968, в советском прокате «Дело Ласло Амбруша»), «Эстафета» (1970), «С завязанными глазами» (1974, специальная премия международного кинофестиваля в Сан-Себастьяне, 1975) Ковач выступает против бюрократизма, общественной пассивности, конформизма. Ему присущи документальный образ мышления, строгость изобразительных средств, особое внимание к диалогу. В 1969—81 секретарь, с 1981 председатель Союза работников кино и телевидения ВНР. Государственная премия имени Кошута (1970), премия имени Балажа (1962, 1965).

Другие фильмы:

«Ливень» (1960), «Будапештские крыши» (1961), «Осенняя божья звезда» (1962), «На венгерской равнине» (1973), «Лабиринт» (1976), «Хозяин конного завода» (1978, премия международного кинофестиваля в Локарно, 1979), «Октябрьское воскресенье» (1979, с ФРГ), «Временный рай» (1981, премия Мжф в Москве); документальные — «Два портрета» и «Сегодня или завтра» (1965), «Экстаз с 7 до 10» (1969), «Наследники» (1970), «Встреча с Дьёрдем Лукачем» (1972), «Чьё искусство?» (1975).

Литература:

Трошин А. С., Кинорежиссёр Андраш Ковач, М., 1979;

Kovacs Andras, Bdpst, 1974.

КОВАЧ ЛАСЛО

Ко́вач Ласло (Kovacs) (p.?), американский оператор. По происхождению венгр. В кино с 1968 («Мишени», режиссёр П. Богданович). В лучших фильмах, снятых Ковачем («Беспечный ездок», 1969, режиссёр Д. Хоппер; «Пять лёгких пьес», 1970, режиссёр Б. Рафелсон; «Бумажная луна», 1973, режиссёр П. Богданович), проявилось его искусство в создании кинематографической атмосферы действия. Талант Ковача-стилизатора умело используется в целом ряде «фильмов-ретро»: «Наконец-то любовь» (1975) и «Никельодеон» (1976) — оба режиссёра Богдановича, «Нью-Йорк, Нью-Йорк» (1977, режиссёр М. Скорсезе), «FIST» (1978, режиссёр Н. Джуисон), «Буч и Санденс — юность» (1979, режиссёр Р. Лестер), «Фрэнсис» (1982, режиссёр Г. Клиффорд).

Другие фильмы:

«Алекс в стране чудес» (1970), «Последнее кино» (1971), «Что нового, доктор?» (1972), «Шампунь» (1975), «Роза» и «И спотыкается бегущий» (1979), «Внутренние перемены» (1980).

КОВАЧЕВ НИКОЛА

Кова́чев Никола (р. 1926), болгарский режиссёр. Член БКП с 1947. В 1955 окончил ВИТИС в Софии. Работал в театре. С 1964 в документальном кино (сатирические кинорепортажи «В фокусе»). Первые фильмы — «Искусство и люди», «Поэт и природа», «Любовь», «За высоким напряжением», «Амбиция». Затем снял фильмы «Лодки» (1977), «Зимняя пора» (1978), «Барабан — большая музыка» (1980), «Хорошее место» (1981) и др. Стремлением к социологическому исследованию современного общества отмечены фильмы Ковачева «Временный» (1976), «Эстрада» (1979) и др. Поставил фильм «Носитель», получивший ряд премий международных кинофестивалей.

КОВАЧЕВ ХРИСТО

КОВА`ЧЕВ Христо

(р. 6.5.1929)

болг. оператор, режиссёр. Нар. арт. НРБ (1980). Чл. БКП с 1954. Режиссёр и оператор док. ф. "Огни и люди" (1960, пр. Мкф в Москве, 1961), "Люди и бури" (1963), "От одного до восьми" (1966, пр. Мкф в Венеции), "Нити радуги" (1968, пр. Мкф в Москве, 1969), "Тысячи журавлей" (1968), "Весна моя" (1970), "Учитель Марин" (1974, пр. Мкф в Москве, 1975), "Строители" (1974, пр. Мкф в Лейпциге, 1976), "Агрономы" (1976, пр. Мкф в Лейпциге, 1977), "Пастушье" (1978), "Дамян" (1983, пр. Мкф в Оберхаузене). Снял п/м док. ф. "Человек из народа" (1981).

КОВБОЙСКИЙ ФИЛЬМ

Ковбо́йский фильм, см. Вестерн.

КОВРИГИН ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ

Коври́гин Василий Иванович (31.12.1892—12.11.1958), советский актёр, художник. В 1915 окончил Училище живописи, ваяния и зодчества в Москве. В 1930—34 снялся в фильмах: «Иуда» (монах Онуфрий), «Томми» (Вершинин), «Великий утешитель» (Начальник тюрьмы), «Восстание рыбаков» (Керхус) и др. Оформил фильмы: «Октябрь», «Старое и новое» (с В. Рахальсом). С 1946 художник по костюмам (фильмы «Пржевальский», «Великий воин Албании Скандербег», «Шведская спичка», «Крушение эмирата», «Попрыгунья», «Пролог», «Лавина с гор» и др.).

КОГАЙ ВАЛЕРИЙ ФЁДОРОВИЧ

Кога́й Валерий Фёдорович (29.10.1937—25.9.1979), советский режиссёр. Член КПСС с 1977. В 1970 окончил ВГИК. В кино с 1959. Поставил научно-популярные и документальные фильмы:«Имя им — солдаты» (1970), «Воспоминания о мужестве» (1972), «История одного изобретения» (1973), «Попутного ветра, капитаны» (1974, премия Всесоюзного кинофестиваля, 1975), «Дорогами НТР» (1976, сценарист и режиссёр, Государственная премия РСФСР, 1979), «Путешествие в страну чудаков» (1977, главная премия Всесоюзного кинофестиваля, 1978), «Ты — это я, или я — это ты?» (1978) и др.

КОГАН ПАВЕЛ СИМОНОВИЧ

Ко́ган Павел Симонович (р. 9.6.1931), советский режиссёр. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1980). Член КПСС с 1953. Окончил ЛГУ (1956) и ГИТИС (1964). С 1959 ассистент режиссёра, с 1964 режиссёр ЛСДФ. Творческий почерк Когана характерен стремлением к достоверности, точности психологических характеристик. Среди фильмов: «Гордое смирение» (1964), «Взгляните на лицо» (1966, премия международного кинофестиваля в Лейпциге), «День за днём» (1967), «Военной музыки оркестр» (1968, сценарист и режиссёр с П. М. Мостовым, премия международного кинофестиваля в Лейпциге), «Полёт» (1972), «Луначарский — нарком» (1975), «В краю нечернозёмном» (1976), «Секретный заказ» (1981), «Мама мыла раму» (1982). С Мостовым поставил художественный телефильм «Дом строится» (1978).

КОГАН СОЛОМОН ЯКОВЛЕВИЧ

Ко́ган Соломон Яковлевич (7.9.1913—5.12.1986), советский оператор. Член КПСС с 1959. В кино с 1930. В 1933 окончил курсы при «Мосфильме». Снял документальные фильмы: «На штурм Эльбруса» (1934, с И. И. Беляковым), «Линия Маннергейма» (1939, с другими операторами Государственная премия СССР, 1941) и др. В 1941—45 фронтовой кинооператор. 24.6.1941 снял первый репортаж с фронта, открыв кинолетопись Великой Отечественной войны. Участвовал в съёмках фильмов: «Оборона Одессы» (1941), «День войны» (1942), «Победа на Юге» (1944), «Освобождение Белграда», «Будапештская битва» и «Югославия» (1945). Снимал хронику (с 1945 для «Новостей дня»). Автор-оператор фильмов: «Советские китобои» (1951, Государственная премия СССР, 1952), «Охотники южных морей» (1956) и др.; режиссёр-оператор — «Учитель чемпионов» (1958), «Чемпионат в Будапеште» (1966, с оператор А. П. Саранцевым) и др.; оператор — «Во льдах Белого моря» (1948, с Е. Д. Лозовским), «Мир в этот день» (1970, с другими оператор) и «Память навсегда» (1975).

КОГТЕВ КОНСТАНТИН АЛЕКСАНДРОВИЧ

Ко́гтев Константин Александрович (р. 30.4.1903), советский режиссёр. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1965). С 1927, по окончании ГТК, в кино. Поставил научно-популярные фильмы: «Белое пятно» (1933), «Летающие мишени» (1935), «Модель самолёта» (1936), «Люди, опередившие время» (1948), «Человек становится к пульту» (1959), «Лесная сказка» (1965) и др. Когтев — один из основателей киножурнала «Наука и техника», его постоянный автор и режиссёр. За создание этого киножурнала — Государственная премия СССР (1951).

КОЖАБЕКОВ КЕНЕНБАЙ МОЛДАНОВИЧ

Кожабе́ков Кененбай Молданович (р. 3.2.1928), советский актёр. Народный артист Казахской ССР (1972). В кино с 1948. Среди лучших ролей: Айе («Алитет уходит в горы», 1950), Айдар («Девушка-джигит», 1955), Нартай («Мы из Семиречья», 1959), хан Сарлыбай («Кыз-Жибек», 1971), Манай («Гонцы спешат», 1980), Досмухамед («Последний переход», 1982). Актёру посвящён документальный фильм «Возвращение Кененбая» (1975).

КОЖАМКУЛОВ СЕРАЛЫ

Кожамку́лов Сералы (5.5.1896—31.12.1979), советский актёр. Народный артист Казахской ССР (1936). Герой Социалистического Труда (1976). Член КПСС с 1942. С 1925 в Казхском театре драмы имени Ауэзова. В кино с 1937. Среди ролей: Бекет («Амангельды», 1938), Баймагамбет («Песни Абая», 1946), Карабай («Поэма о любви», 1954), Серке («Наш милый доктор», 1957), Итбай («Безбородый обманщик», 1965). Творчеству Кожамкулов посвящён документальный фильм «Вся его жизнь» (1960). Государственная премия СССР (1952), Государственная премия Казахской ССР (1970).

КОЖЕВНИКОВ АЛЕКСЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

Коже́вников Алексей Александрович (21.1.1933—6.9.1986), советский актёр. Заслуженный артист РСФСР (1980). В 1957 окончил Ленинградский механический институт. Снимался в фильмах: «Первый эшелон» (1956), «Неподдающиеся» (1959), «Люблю тебя, жизнь» (1961), «Королева бензоколонки» (1963), «Держись за облака» (1972, советско-венгерский), «Звезда пленительного счастья» (1975), «Личной безопасности не гарантирую» (1981); в телефильмы — «Незнакомка» (1980), «Наше призвание» (1982) и др. В 1982 исполнил роль Кошкина в фильме «В старых ритмах».

КОЗАК АНДРАШ

Ко́зак Андраш (Kozak) (р. 23.2.1943), венгерский актёр. В 1965 окончил Высшую школу театра и кино. Работал в театре Г. Сольнок. С 1966 в театре «Талия» в Будапеште. Первую роль в кино сыграл в фильме режиссёра А. Ковача «Будапештские крыши» (1961). В 60—70-е гг. Козак — исполнитель главных ролей многих значительных фильмов, в том числе. поставленных режиссёрами М. Янчо («Так я пришёл», 1965, «Без надежды», 1966, «Тишина и крик» и «Светлые ветры», 1969), Ковачем («С завязанными глазами», 1974), И. Сабо («Отец», 1966), И. Гаалем («В стремнине», 1964), Ф. Кошей («10 тысяч дней», 1967, «Матч», 1981). В большинстве из них Козак воплотил образ отважного, цельного, бескорыстного человека. Творческим достижением Козака стала роль М. Залки в фильме «Псевдоним: Лукач» (1977, советско-венгерский). Премия имени Ясаи (1971).

Другие фильмы:

«Вмешивается мумия», «Звёзды и солдаты» (советско-венгерский), «Прошедший день», «Сирокко», «Адская пристань», «Лицо», «Умеренный пояс», «Агнец божий», «Сыновья огня», «Где вы, Дерине?», «Эпидемия».

КОЗАКОВ АБРАМ НАУМОВИЧ

Козако́в Абрам Наумович (р. 1903), советский оператор. Член КПСС с 1930. Работал на Украинской фабрике кинохроники. Участвовал в съёмке фильма «На Дунае» (Государственная премия СССР, 1941). Делал съёмки обороны Киева, боёв на Дону, для фильмов «Сталинград» (Государственная премия СССР, 1943), «Орловская битва», «Сражение за Гомель». После войны на ЦСДФ.

КОЗАКОВ МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ

Козако́в Михаил Михайлович (р. 14.10.1934), советский актёр, режиссёр. Народный артист РСФСР (1980). В 1956 окончил Школу-студию МХАТа. Работал в московских театрах: имени Маяковского, «Современник», МХАТ, в 1972—81 в Театре на Малой Бронной. В кино с 1956. Играет преимущественно острохарактерные роли: Шарль Тибо («Убийство на улице Данте», 1956), поручик Оноли («Восемнадцатый год», 1958), Зурита («Человек-амфибия», 1962), в телефильмах — виконт де Розельба («Соломенная шляпка», 1974), полковник Фрэнсис («Здравствуйте, я ваша тетя!», 1975), Антифол («Комедия ошибок», 1978) и др. Среди работ Козакова — образы русской классики (Сильвио в фильме «Выстрел», 1967) и характеры современной западной литературы (Джек Верден в телефильме «Вся королевская рать», 1970). Лучшие роли Козакова отличают пластическая выразительность, сочетание психологической правды с отчётливым рисунком роли. Исполнил роль Ф. Э. Дзержинского в телефильме «20-е декабря» (1981, Государственная премия РСФСР, 1983). Снимался в фильмах: «Евгения Гранде» (1960), «Балтийское небо» (1961), «Девять дней одного года» (1962) и др. Поставил телефильмы: «Безымянная звезда» (1978, сыграл роль Грига), «Покровские ворота» (1982), «Если верить Лопотухину» (1983). Режиссёрские работы Козакова отличают чувство стиля изображаемой эпохи, вдумчивость и изобретательность в работе с актёрами. Государственная премия СССР (1967) за театральные работы.

Литература:

Тадэ Э., М. Козаков, М., 1977.

КОЗЕЛЬКОВА ЕЛЕНА ГЕОРГИЕВНА

Козелько́ва Елена Георгиевна (р. 25.3.1937), советская актриса. Заслуженный артист РСФСР (1984). С 1964, по окончании студии при московском Театре имени Моссовета, в театре «Современник». В кино с 1966 («Строится мост»). Среди ролей: Женя («Наши знакомые», 1969), Хромова («Обвиняются в убийстве», 1970, Государственная премия СССР, 1971), Ева, Катя и Екатерина Станиславовна («Поезд в далёкий август», 1972), Зина («Сибирь», телефильм) и Майя («Повесть о человеческом сердце») — обе 1976, Мать («Гарантирую жизнь», 1978). Большинству её героинь свойственны внутренняя сила, выдержка и мужество. В 1982 снялась в фильме «Казнить не представляется возможным». За исполнение ролей Терезы в фильме «За твою судьбу» и Кати Середы в фильме «Улица без конца» премия Всесоюзного кинофестиваля (1973).

КОЗИНЦЕВ ГРИГОРИЙ МИХАЙЛОВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОЗЛОВ ЛЕОНИД КОНСТАНТИНОВИЧ

Козло́в Леонид Константинович (р. 23.7.1933), советский киновед. Кандидат искусствоведения (1970). Окончил МГУ (1956). Печатается с 1956. Автор многих работ по теории и истории кино.

Сочинения:

«Броненосец “Потёмкин”», М., 1976 (брошюра);

Изображение и образ, М., 1980.

КОЗЛОВСКИЙ НИКОЛАЙ ФЕОФАНОВИЧ

Козло́вский Николай Феофанович (1887—1.5.1939), советский оператор. В 1908 с А. Д. Дранковым снял первый русский художественный фильм «Понизовая вольница» («Стенька Разин»), до 1917 — около 60 фильмов, в том числе. «Обрыв» и «Преступление и наказание» (1913), «Братья Карамазовы» (1915). После Октябрьской революции работал в советской кинохронике. Снимал В. И. Ленина в 1921 и 1922 на 3-м и 4-м конгрессах Коминтерна. Затем снял свыше 20 художественных фильмов, в том числе. «Чудотворец» (1922), «Господа Скотинины» (1927, с Д. А. Шлюглейтом), «Сумка дипкурьера» (1928).

КОЗЛОВСКИЙ СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

Козло́вский Сергей Васильевич (3.4.1885—19.11.1962), советский художник. Народный художник РСФСР (1944). Член КПСС с 1940. Учился в Одесском художественном училище. С 1903 в украинских театрах. В кино с 1913 (фильм «Драма на охоте»). Как художник (а иногда и как актёр и режиссёр) участвовал в постановке многих фильмов. Среди его работ: «Поликушка», «Аэлита» (с В. А. Симовым и И. М. Рабиновичем), «Папиросница от Моссельпрома» (с В. В. Баллюзеком), «Мать», «Сорок первый», «Поцелуй Мэри Пикфорд», «Конец Санкт-Петербурга», «Дон Диего и Пелагея», «Потомок Чингисхана» (с М. Аронсоном), «Праздник святого Йоргена» (с А. А. Араповым и Баллюзеком). Режиссёр и художник фильмов «Дорога к счастью» (1925), «Случай на мельнице» (1926) и др. Старейший художник советского кино, Козловский стремился к строгой графичности, в совершенстве владел технологическим процессом производства. Его простые и выразительные декорации точно характеризуют эпоху и место действия. В звуковом кино оформил фильмы: «Дезертир», «Окраина», «Марионетки» (с М. З. Левиным), «Последний табор» (с Б. Лесницким), «Остров сокровищ» (с Я. Н. Ривошем), «Принц и нищий» (с Ш. Мирзояном и В. Никитченко), «Лермонтов» (с В. Е. Егоровым, К. Ефимовым и Л. А. Блатовой), «Это было в Донбассе» (с С. Кузнецовым и М. Уманским), «Пятнадцатилетний капитан» (с А. С. Дихтяром), «Море студёное» (с К. К. Урбетисом). С 1924 вёл педагогическую работу, в том числе во ВГИКе.

Другие фильмы:

«Морозко», «Девушка с коробкой», «Человек из ресторана», «Кукла с миллионами» (с А. М. Родченко), «Дом на Трубной», «Два-Бульди-два» (с Баллюзеком), «Новые похождения Швейка»

Сочинения:

Художник-архитектор в кино, М., 1930 (с Н. М. Колиным).

Литература:

Мясников Г. А., Очерки истории русского и советского кинодекорационного искусства, [т. 1—3], М., 1973—79.

КОЗЫРЕВА ЕВГЕНИЯ НИКОЛАЕВНА

Ко́зырева Евгения Николаевна (р. 20.10.1924), советская актриса. Народный артист РСФСР (1966). Член КПСС с 1942. С 1951, по окончании ГИТИСа, в Театре имени Маяковского. В кино с 1956. Среди ролей: Мадлен Тибо («Убийство на улице Данте», 1956), Вера Артемьевна («Обыкновенный человек») и Елена Андреевна («Неповторимая весна») — обе 1957, Ганна Ивановна («Часы остановились в полночь», 1959), Галина («Весенние грозы», 1960), мать Лены («Июльский дождь», 1967), Свенсон («Посол Советского Союза», 1969).

КОЙТНЕР ХЕЛЬМУТ

Ко́йтнер Хельмут (Kautner) (25.3.1908—20.4.1980), немецкий режиссёр, драматург (ФРГ). Работал в мюнхенском кабаре «Четверо глашатаев», а также в театрах Лейпцига и Берлина. Первый фильм — «Китти и международная конференция» (1939) — политическая комедия, запрещённая в фашистской Германии. В 1943 поставил драму «Романс в миноре» (по Г. Мопассану), в 1944 — фильм «Улица Большая свобода, № 7» о жизни большого портового города. В 1947 снял фильм «В те дни», в котором раскрыл трагедию немецкого народа, обманутого фашизмом, в 1953 — фильм «Последний мост» (Австрия — СФРЮ, премия международного кинофестиваля в Карлови-Вари и Федеральная премия, 1954) о Движении Сопротивления в Югославии в годы 2-й мировой войны. В 1955 поставил картину «Генерал дьявола» о немецком авиаторе Э. Удете, покончившем жизнь самоубийством после того, как понял, куда ведёт его страну фашизм; в 1956 — комедию «Капитан из Кёпеника» (по К. Цукмайеру, в советском прокате «Сила мундира», Федеральная премия, 1957) — острую сатиру на прусскую военщину; в 1959 — осовремененную версию «Гамлета» — «Остальное — молчание» и комедию «Седанский гусь» из времён франко-прусской войны. С 1965 работал главным образом на телевидении.

Другие фильмы:

«Чёрный гравий» (1960), «Рыжая» (по А. Андершу, 1962), «Рассказы о малышах» (1964); телефильмы — «Сфабрикованная богиня» (1971), «Прусское замужество» (1974).

КОКАНОВА НЕВЕНА

Кока́нова Невена (р. 12.12.1938), болгарская актриса. Народный артист НРБ (1974). Член БКП с 1971. Творческую деятельность начала в театре. В кино с 1956 (фильм «Две победы»). Среди ролей: Эма («Годы любви», 1957), Бойка («Тихим вечером», 1960), Ани («Будь счастлива, Ани!», 1961), Ирина («Табак», 1962, в советском прокате «Конец “Никотианы”»), Жени («Инспектор и ночь», 1963), Лиза («Похититель персиков», 1964), Неда («Отклонение», 1967). Особенно ей удаются роли героинь, исполненных искренности, порывистых, внутренне значительных. Снялась в фильмах: «Любовь» и «Мальчик уходит» (в советском прокате «Вольная птица») — оба 1972, «Самый лучший человек, которого я знаю» (1973), «Дерево без корней» (1974), «Не уходи» и «Воспоминание о двойняшке» (1976), «Три смертных греха» (1980), «Предупреждение» (1982, НРБ — ГДР — СССР), «Спасение» (1984).

КОКОВА ТАМАРА АКАШЕВНА

Ко́кова Тамара Акашевна (р. 15.3.1934), советская актриса. Заслуженный артист РСФСР (1971). В 1958 окончила ГИТИС. С 1961 в Театре-студии киноактёра. Среди ролей в кино: Марьям («Шарф любимой», 1956), Халима («Двое из одного квартала», 1957), Фатима («Фатима», 1958, премия Всесоюзного кинофестиваля); в фильмах 60—70-х гг. — Зульфия («Хамза»), Зумрад («Зумрад»), жена Джапаридзе («26 бакинских комиссаров»), Софья («Земля отцов»), Розия («Белый рояль»), Норбиби («Третья дочь»).

КОКОЧАШВИЛИ МЕРАБ АРЧИЛОВИЧ

Кокочашви́ли Мераб Арчилович (р. 21.3.1935), советский режиссёр, актёр. Народный артист Грузинской ССР (1983). В 1960 окончил ВГИК. Поставил художественные фильмы: «От двора ко двору» (1960, с О. Д. Абесадзе), «Каникулы» (1963), новеллу «Миха» (по М. Джавахишвили, в фильме «Страницы прошлого», 1965), «Большая зелёная долина» (1968). Снимался в ролях: Паата («Георгий Саакадзе», 1942—43), князь Ишхнели («Не горюй!», 1969), Тимур («Вершина», 1977).

Другие фильмы:

режиссёр — «В добрый путь» (1973), «Вершина» (1977), «Три дня знойного лета» (1982).

КОКТО ЖАН

Кокто́ Жан (Cocteau) (5.7.1889—11.10.1963), французский поэт, драматург, художник, режиссёр. Член Института Франции (1955). Учился в лицее Кондорсе. Для Кокто характерны разнообразие и непостоянство творческих устремлений; чрезвычайно восприимчивый к художественным веяниям времени, он примыкал к различным художественным течениям, сохраняя при этом свою обособленность. В 1930 поставил первый фильм «Кровь поэта», построенный как чередование алогичных поэтических образов. Сценарист фильмов: «Комедия счастья» (1940), «Барон-призрак» (1942, сыграл одну из ролей), «Вечное возвращение» (1943) — экранизации древней кельтской легенды о Тристане и Изольде, перенесённой в современность, «Рюи Блаз» (по В. Гюго, 1947, в советском прокате «Опасное сходство»). Поставил фильм «Красавица и чудовище» (по Лепренс де Бомону, 1946, технический консультант Р. Клеман, премия Деллюка), который отразил авторскую манеру Кокто: причудливое смешение реального с фантастическим, изысканность стиля, склонность к поэтическим аллегориям. Кокто — сценарист и режиссёр фильмов «Двуглавый орёл» (1947) и «Трудные родители» (1948), представлявших экранизации его же театральных пьес. По пьесе Кокто «Трудные дети» (1950) поставил фильм режиссёр Ж. П. Мельвиль. Оригинальным произведением для экрана явился фильм «Орфей» (1949) — сложно зашифрованное иносказание о «судьбе поэта», вольно использующее некоторые мотивы древнегреческого мифа. В фильме «Завещание Орфея» (1960) Кокто продолжал развивать «свою личную мифологию» и сыграл также одну из ролей. В кино Кокто изыскивал разнообразные возможности для выражения своего внутреннего мира, своих фантазий и наваждений. Его творчество способствовало развитию во французском искусстве сложных ассоциативных форм кинематографического языка.

Сочинения:

Du cinématographe, P., 1973;

Entretiens sur le cinématographe, P., 1973.

Литература:

Лепроон П., Современные французские кинорежиссёры, перевод с французского, М., 1960;

Simon К. G., Jean Cocteau oder die Poesie im Film, В., 1958;

Gils on R., Jean Cocteau, P., 1964;

Fraigneau A., Cocteau par lui-même, [P., 1969] (лит.).

В. И. Божович.

КОКШЕНОВ МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ

Кокше́нов Михаил Михайлович (р. 16.9.1936), советский актёр. Заслуженный артист РСФСР (1983). С 1963, по окончании Театрального училища имени Щукина, в московских театрах, с 1974 в Театре-студии киноактёра. В кино с 1964 (Миша — «Председатель»). Среди ролей: Ипатов («Хозяин тайги», 1969), Фёдор Муратов («Даурия», 1972), Устюжанин («Дума о Ковпаке», 1974—78), Никитка («Звезда пленительного счастья», 1975), Прапорщик («Я служу на границе», 1974), Кирюха («Степь», 1977), Курыкин («Александр Маленький», 1982). В 1983 снялся в фильме «Без особого риска».

Другие фильмы:

«Время, вперёд!», «В огне брода нет», «Русское поле», «Не может быть», «Сын председателя», «По улицам комод водили», «Спортлото-82»; телефильм «Инженер Прончатов».

КОЛГАНОВ ГЕОРГИЙ НИКОЛАЕВИЧ

Колга́нов Георгий Николаевич (р. 25.10.1932), советский художник. В 1959 окончил ВГИК. Участвовал в поставил фильмы: «Чудотворная», «Девять дней одного года» (Государственная премия РСФСР, 1966), «Ко мне, Мухтар!», «Июльский дождь», «Дом и хозяин», «Только три ночи», «Бой с тенью», «Повесть о неизвестном актёре», «Колония Ланфиер» и «Соло для слона с оркестром» (оба советско-чехословацкие), «В ночь на новолуние»; телефильмы — «Весенняя фантазия», «31 июня», «Тот самый Мюнхгаузен».

КОЛМЕН РОНАЛД

Ко́лмен Роналд (Colman) (9.2.1891—май 1958), англо-американский актёр. В кино с 1918 (фильм «Царица Савская»). Сыграв в фильме «Белая сестра» (1923), вошёл в число ведущих голливудских актёров. Исполнял роли романтических героев-любовников, чаще всего аристократического происхождения. Лучшие его работы — в фильмах «Красавчик Жест» (1926), «Эрроусмит» (1931), «Повесть о двух городах» (1935), «Потерянный горизонт» (1937), «Если бы я был королём» (1938), «Случайная жатва» (1942). За исполнение роли в фильме «Двойная жизнь» (1947) — актёра, играющего Отелло не только на сцене, но и в жизни, получил премию «Оскар».

Литература:

Colman J. В., Ronald Colman, a very private person, a biography, N.Y., 1975.

КОЛОДЯЖНАЯ ВАЛЕНТИНА СЕРГЕЕВНА

Колодя́жная Валентина Сергеевна (p. 10.6.1911), советский киновед. Кандидат искусствоведения (1963). Окончила Московский институт новых языков (1932) и ГИТИС (1943). Печатается с 1945. Автор многих статей по вопросам киноискусства. С 1948 преподаёт во ВГИКе.

Сочинения:

Народный артист РСФСР Б. Ф. Андреев, М., 1951;

Кино Индии, М., 1959;

Развитие киноискусства Франции. (1929—1939), М., 1960;

Кино Италии. (1940—1960), М., 1961;

Кино США в годы войны. (1941—1945), М., 1961;

Кино Соединенных Штатов Америки. (1945—1960), М., 1963;

Советский приключенческий фильм, М., 1965;

Кино США (1929—1941), М., 1967;

История зарубежного кино, 2 изд., т. 2, 1929—1945, М., 1970 (с И. Трутко); Уильям Уайлер, [М., 1975].

КОЛОСОВ СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ

Ко́лосов Сергей Николаевич (р. 27.12.1921), советский режиссёр, сценарист. Народный артист РСФСР (1977). Член КПСС с 1945. В 1952 окончил ГИТИС. С 1955 на киностудии «Мосфильм», с 1965 художественный руководитель объединения телефильмов этой студии. Дебютировал фильмом «Солдатское сердце» (1959). Режиссёр телефильмов «Укрощение строптивой» (по У. Шекспиру, 1961, сценарист Колосов), «Кубинская новелла» (1962, в прокате — 1963), «Душечка» (по А. П. Чехову, 1966, сценарист Колосов), «Свеаборг» (1972, сценарист Колосов и П. Ринтала, с Финляндией), «Назначение» (по А. М. Володину, 1980). В 1975 Колосов поставил художественный фильм «Помни имя своё» (сценаристы Колосов, Э. Брылль, Я. Красиньский, с ПНР, премия Всесоюзного кинофестиваля, 1975, Государственная премия РСФСР, 1976), в 1982 — фильм «Мать Мария» (сценаристы Колосов и Е. Н. Микулина). Колосов — режиссёр первых в СССР многосерийных телефильмов «Вызываем огонь на себя» (по О. Горчакову и Я. Пшимановскому, 4 серии, 1964, сценарист Колосов, премия Ленинского комсомола, 1968), «Операция “Трест”» (по роману Л. В. Никулина «Мёртвая зыбь», 4 серии, 1968), «Диалог» (1978, 3 серии, сценаристы М. Громов, И. Менджерицкий и Колосов). Телефильмы Колосова основаны на подлинных событиях, в них широко использованы такие специфические выразительные средства телевидения, как комментарий, интервью, репортаж, сочетающиеся с игровыми моментами.

Сочинения:

Помни имя свое, М., 1976 (с Э. Брыллем и Я. Красинским);

Документальность легенды, М., 1977.

КОЛОШИН АНАТОЛИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

Коло́шин Анатолий Александрович (р. 8.2.1917), советский оператор, режиссёр, сценарист. Народный артист РСФСР (1981). Член КПСС с 1948. В кино с 1935. В 1941 окончил ВГИК, был фронтовым оператором. Участвовал (как 2-й оператор) в съёмках художественных фильмов «Третий удар» и «Молодая гвардия» (1948). С 1950 в документальном кино. Был корреспондентом кинохроники в Австрии. Работает преимущественно в области между народной кинопублицистики. Фильмы Колошина отмечены высоким профессиональным мастерством, художественной выразительностью, глубиной политического анализа. Среди фильмов: «Тени над Родиной» (1954), «На улицах Вены» (1957), «Современная Эфиопия» (1958, оператор с Г. К. Земцовым, сценарист, режиссёр), «За рампой Америка» (1961, сценарист с О. Горчаковым, режиссёр, оператор), «Мексика, которую мы любим» (1962, сценарист и режиссёр с Г. И. Кублицким, один из оператор), «Вальс свободы» (1965), «Парижане» (1966), «Мастерская на Темзе» (1967), «Чехословакия, год испытаний» (1969, премия Всесоюзного кинофестиваля, Государственная премия СССР, 1970), «Австрия вчера, сегодня» (1970), «Трудные дороги мира» (1974, Государственная премия СССР, 1976), «ФРГ: урок немецкого» (1978), «Береги этот вечный свет» (1981, сценарист Колошин и А. Г. Ковалёв).

КОЛТУНОВ ГРИГОРИЙ ЯКОВЛЕВИЧ

Колтуно́в Григорий Яковлевич (р. 2.1.1910), советский сценарист. Заслуженный деятель искусств Таджикской ССР (1980). Член КПСС с 1953. Автор сценария художественных, научно-популярных и мультипликационных фильмов. По его сценарию поставлены фильмы «Максимка» (по К. М. Станюковичу, 1953), «Сорок первый» (по Б. А. Лавренёву, 1956, специальная премия международного кинофестиваля в Канне, 1957), «Месть» (по А. П. Чехову, 1960, телефильм, в прокате 1961), «Гадюка» (по А. Н. Толстому, 1966). Написал сценарий фильма «ЧП — Чрезвычайное происшествие» (1959).

Другие сценарии:

«В дальнем плавании» (1946), «Голубые дороги» (1948), «Дети партизана»;1954), «Неотправленное письмо» (1960, с В. Д. Осиновым и В. С. Розовым), «Чёрная чайка» (1962, сценарист и режиссёр), «Сказание о Рустаме» (1971), «Рустам и Сухраб» (1972), (Сказание о Сиявуше» (1977), телефильм «Назначаешься внучкой» (1975).

КОЛУМБИЙСКАЯ КИНЕМАТОГРАФИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОЛЬ ЭМИЛЬ

Ко́ль Эмиль (Cohl), настоящая фамилия Курте (Courtet) (4.1.1875—20.1.1938), французский режиссёр, художник. Создатель первых графических мультфильмов. Был карикатуристом и фотографом. С 1907 сценарист и режиссёр киностудии Гомона. Ставил трюковые фильмы, среди которых особой популярностью пользовалась картина «Погоня за тыквами» (1908). Работал в США, где также положил начало производству рисованных мультипликационных фильмов. После 1-й мировой войны создал во Франции серию фильмов «Приключения никелированных ног» (1918).

Другие фильмы:

«Фантасмагория» и «Драма у петрушек» (1908), «Превращение» и «Бегающая лампа» (1909), «Художник-неоимпрессионист» и «Маленький Фауст» (1910), «Для человека нет ничего невозможного» и «Приключения клочка бумаги» (1911—12), серия «Снукум» (1912—14).

Литература:

Садуль Ж., Всеобщая история кино, перевод с французского, т. 1, М., 1958.

КОЛЬБЕР КЛОДЕТ

Кольбе́р Клодет (Colbert), настоящие имя и фамилия Лили Шошуэн (Chauchoin) (p. 13.9.1905), американская актриса. Одна из популярнейших «кинозвёзд» 30-х гг. Наиболее успешно в эти годы выступала в комедийных ролях в фильмах «Треугольная луна», «Это случилось однажды ночью» (премия «Оскар», 1934), «Восьмая жена Синей Бороды», «Полночь». Снималась также в исторических фильмах («Крестное знамение», «Клеопатра»), вестернах («Барабаны вдоль Могаука») и др. После 2-й мировой войны утратила популярность, играла во второразрядных комедиях, мелодрамах, детективах: «Без оговорок» (1946), «Спи, моя любовь» (1948), «Жена плантатора» (1952, Великобритания), «Леди из Техаса» (1955) и др. После 1961 не снималась.

КОЛЬПИ АНРИ

Кольпи́ Анри (Colpi) (р. 15.7.1921), французский режиссёр. Окончил университет в Монпелье и ИДЕК. Работал монтажёром и ассистентом режиссёра. Монтировал фильмы А. Рене («Хиросима, моя любовь», «В прошлом году в Мариенбаде»), А. Клузо («Тайна Пикассо»), сотрудничал с Ч. Чаплииом в работе над фильмом «Король в Нью-Йорке». Поставил несколько научно-популярных фильмов («Рельсы под пальмами», 1951, «Плотина в Шатло» и «Архитектура и свет», 1953, и др.). Известность получил полнометражный фильм Кольпи «Столь долгое отсутствие» (1961, премия Деллюка, главная премия международного кинофестиваля в Канне). В этом фильме, повествующем о бывшем узнике нацистского концлагеря, потерявшем память, режиссёр стремился исследовать причины разобщённости людей. Поставил франко-румынский фильм «Кодин» (по П. Истрати, 1963, премия международного кинофестиваля в Канне) и «Мона, безымянная звезда» (по М. Себастьяну, 1966). В 1969 снял фильм «Счастлив тот, кто подобно Улиссу...».

Другие фильмы:

«Таинственный остров» (1971, телефильм, с Х. А. Бардемом), «Билитис» (1977, с Д. Хамилтоном).

Сочинения:

Le cinéma et ses hommes, Montpellier, 1947;

Défense et illustration de la musique dans le film, Lyon, 1963.

КОЛЬТАИ ЛАЙОШ

Ко́льтаи Лайош (Koltai) (р. 1946), венгерский оператор. В 1970 окончил Высшую школу театра и кино. Первая работа — фильм «Свободное дыхание» (1973). Сотрудничает с режиссёрами М. Месарош («Удочерение», 1975, в советском прокате «Дом на окраине»; «Почти как дома», 1978), И. Дардаи («Поездка в награду», 1974, «Кинороман — Три сестры», 1977, «Способы борьбы», 1980), П. Табором («Эпидемия», 1975, «Вера Анги», 1978), И. Сабо («Доверие», 1979; «Мефисто», 1981, с ФРГ, в советском прокате «Мефистофель»), П. Готаром («Этот день — подарок», 1980, «Время останавливается», 1982), снял все фильмы режиссёра Д. Маара. Кольтаи — мастер создания атмосферы фильма, с равным успехом снимает и в документальной манере, и в насыщенно-живописной стилистике. Премия имени Балажа (1977).

Другие фильмы:

«Остановись, мгновение!» (1973), «Конец пути», «Машина» и «Неистовство» (1974), «Где вы, Дерине?» и «Красавцы и сумасброды» (1976), «Канитель», «Американская сигарета» и «Чёрт бьёт свою жену» («Грибной дождь») — все 1977, «Хозяин конного завода» (1978), «Я вижу цветные сны» (1981).

Предыдущая страница Следующая страница