Приглашаем посетить сайт

Орловка (orlovka.niv.ru)

Кино: Энциклопедический словарь
Статьи на букву "К" (часть 8, "КОЛ"-"КОР")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К" (часть 8, "КОЛ"-"КОР")

КОЛЬХАЗЕ ВОЛЬФГАНГ

Ко́льхазе Вольфганг (Kohlhaase) (р. 13.3.1931), немецкий сценарист (ГДР). Член Академии искусств ГДР. Работал редактором. Первый фильм по сценарию Кольхазе — «Нарушители спокойствия» (1953, с Г. Кубишем). В сценариях фильмов «Берлинский романс» (1956, в советском прокате «Берлинский роман») и «Берлин, угол Шёнхаузер» (1957) Кольхазе затронул проблемы современной молодёжи. По его сценарию режиссёр К. Вольф поставил фильмы «Мне было девятнадцать» (1968), «Голый на стадионе» (1973), «Мама, я жив» (1976), «Соло Санни» (1979). Национальная премия ГДР (1954, 1968, 1977).

Среди других сценариев:

«Тревога в цирке» (1954, с Г. Кубишем), «Операция “Гляйвиц”» (1961, с Г. Рюккером), «Остановка в пути» (по Г. Канту, 1983).

КОЛЬЦОВ ВИТАЛИЙ МИХАЙЛОВИЧ

КОЛЬЦО`В Виталий Михайлович

(р. 16.1.1940)

сов. режиссёр. Засл. деят. иск-в Абх. АССР (1983). Чл. КПСС с 1981. В 1967 окончил ВГИК. С 1966 на к/ст "Мосфильм". Пост. ф.: "На два часа раньше" (1967, т/ф), новеллу "Червоточина" в киноальманахе по рассказам М. Шолохова "В лазоревой степи" (1971), "Близкая даль" (1979), "Надежда и опора" (1982), "Нам не дано предугадать" (1984).

КОЛЬЦОВ МИХАИЛ ЕФИМОВИЧ

Кольцо́в Михаил Ефимович, настоящая фамилия Фридлянд (12.6.1898—4.4.1942), советский писатель, журналист, общественный деятель. Член-корреспондент АН СССР (1938). Член КПСС с 1918. В 1917—18 инструктор-организатор съёмок в отделе хроники Скобелевского просветительского комитета в Петрограде. В 1918 заведующий отделом хроники Московского кинокомитета, редактор первого советского киножурнала «Кинонеделя». Основатель и редактор журналов «Огонёк», «Крокодил» и др. В 20—30-х гг. регулярно выступал по вопросам кино в газете «Правда».

КОМАРОВ СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

Комаро́в Сергей Васильевич (р. 20.5.1905), советский киновед. Доктор искусствоведения (1961). В 1931 окончил Московский университет. Автор работ по вопросам теории и истории зарубежного кино. С 1932 преподаёт во ВГИКе (с 1963 профессор). Главная премия Международной выставки в Париже (1937) за организацию первой научной фильмотеки.

Сочинения:

Чехословацкое кино, М., 1961;

История зарубежного кино, 2 изд., тт. 1, 3, М., 1965—81;

Киноискусство Чехословацкой Социалистической Республики (1945—1970), М., 1974.

КОМАРОВ СЕРГЕЙ ПЕТРОВИЧ

Комаро́в Сергей Петрович (1891—1957), советский актёр, режиссёр. Заслуженный артист РСФСР (1935). В кино с 1921. Комаров — один из ведущих актёров экспериментальной мастерской Л. В. Кулешова. Созданные им роли отличались чёткостью и остротой внешнего рисунка: Одноглазый («Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков», 1924), авантюрист Чиче («Мисс Менд») и Ганс («По закону») — оба 1926, иезуит Бржезинский («Саламандра», 1928), Бульди-отец («Два-Бульди-два», 1930), Грешин («Окраина», 1933). Снимался также в фильмах: «Космический рейс», «Минин и Пожарский», «Тайна двух океанов» и др. Поставил фильмы: «Поцелуй Мэри Пикфорд» (1927, с участием И. В. Ильинского, М. Пикфорд и Д. Фэрбенкса), «Кукла с миллионами» (1928). Преподавал во ВГИКе.

КОМБИНИРОВАННЫЕ СЪЁМКИ

Комбини́рованные съёмки, методы, способы и приёмы киносъёмки, позволяющие получать на экране изображения, отличные от реально существовавших при съёмке и недостижимые при обычных её способах. При помощи комбинированных съёмок можно объединить в одном кадре изображения, снятые в разное время и в разном масштабе (например, сочетание реальной декорации с макетом или рисунком, актёрской сцены, снятой в павильоне, с натурным фоном), изменить временной масштаб действия в части кадра или целом кадре (замедленная или ускоренная съёмка). Выбор тех или иных способов комбинированных съёмок обусловлен их возможностью создавать художественно выразительные изображения, быть наиболее простыми для выполнения и экономичными для производства. Пионером комбинированных съёмок как области творчества принято считать Ж. Мельеса, который уже в первые годы существования кино создал увлекательные и красочные фильмы-сказки и феерии. Оригинальные методы комбинированных съёмок разрабатывались А. Л. Птушко в фильмах «Каменный цветок», «Садко» и др. Сложные эффекты, изображения, достигнутые благодаря комбинированным съёмкам, сыграли важную роль в создании фильмов научно-фантастической тематики («2001: Космическая одиссея», «Солярис» и др.). Значительно более широкие возможности комбинированных съёмок открываются благодаря развитию электронной аппаратуры телевидения. Область комбинированных съёмок требует особой профессиональной специализации кинооператоров и художников, разрабатывающих техническое и творческое решение сценарного кадра или эпизода фильма.

КОМЕНЧИНИ ЛУИДЖИ

Коменчи́ни Луиджи (Comencini) (р. 8.6.1916), итальянский режиссёр, критик. По образованию архитектор. Участник создания итальянского фильмофонда («Cineteca italiana») и периодических «Выставок кино» в Милане. В 1938 входил в группу антифашистски настроенной творческой интеллигенции «Корренте» («Течение»). Первые картины Коменчини — документальный фильм «Дети в городе» (1946), художественный фильм «Красть запрещено» (1948). Комедия Коменчини «Хлеб, любовь и фантазия» (1953) носила лишь внешние приметы неореализма, но была лишена подлинной глубины мысли. В 1954 Коменчини поставил её продолжение — «Хлеб, любовь и ревность». Эти два фильма вызвали бесчисленные подражания. Однако сам Коменчини отошёл от жанра «фольклорно-любовных» комедий и в 1957 поставил близкий традиции неореализма фильм «Окно, выходившее в Луна-парк» и в 1960 — антифашистский и антивоенный фильм «Все по домам» (специальная премия международного кинофестиваля в Москве, 1961). В 1963 Коменчини поставил фильм «Невеста Бубе» (по К. Кассоле). В конце 60-х гг. Коменчини работал на телевидении. В сатирической комедии «Игра в карты по-научному» (1972) и в фильме «Пробка» (1979) режиссёр затронул острые социальные вопросы жизни современной Италии. В 1982 поставил фильм «В поисках Иисуса».

Другие фильмы:

«Опущенные жалюзи» (1950), «Чемодан снов» (1953), «Красавица Рима» (1955), «Мужья в городе» (1957), «Верхом на тигре» (1961), новелла «Старайтесь, братья» (в фильме «Три ночи любви», 1964), новелла «По законам евгеники» (в фильме «Куколки») и фильмах «Лгунья» (1965), «Непонятый» (1967), «Итальянская секретная служба» (1968), «Мы ничего о ней не знаем» и «Детство, призвание и первые опыты Джакомо Казановы, венецианца» (1969), «Приключения Пиноккио» (1971, телефильм и киновариант, Золотой приз международного кинофестиваля в Москве, 1973), «Преступление по имя любви» (1973), «Боже, как низко я пала!» (1974), «Воскресная женщина» (1975), новелла в фильмах «Дамы и господа, спокойной ночи!» (197б), «Кот» (1978), «Вернись, Эудженио» (1980).

«КОМИЧЕСКАЯ»

«коми́ческая», название короткометражных комедийных лент периода немого кино, построенных на эксцентрических трюках, часто заимствованных из цирковых и мюзик-холльных представлений. В создании «комической» участвовали крупнейшие мастера комедии М. Сеннетт, Ч. Чаплин, М. Линдер, Г. Ллойд, Б. Китон и др. См. Кинокомедия.

КОНВЕЙ, КОНУЭЙ, ДЖЭК

КО`НВЕЙ, Конуэй (Conway), Джэк

(17.7.1887 - 11.10.1952)

амер. режиссёр. С 1907 участвовал в любительских спектаклях. С 1909 в Голливуде в качестве актёра, с 1913 - режиссёр (ф. "Старое кресло"). Снимал ф. самых разных жанров. В годы немого кино пост. ф. "Заключённые" (1915), "Опилки" (1922), "Понимающее сердце" (1927) и др. Известность получил после ф. "Да здравствует Вилья!" (1934). Исполнение актёром У. Бири гл. роли, высокий уровень режиссуры сделали картину одним из видных историко-биографич. фильмов. Последовавшие за этой работой ленты К. были значительно слабее и не выделялись на фоне массовой продукции Голливуда. Успехом пользовались: "Повесть о двух городах" (по Ч. Диккенсу, 1935), сентиментальная мелодрама "Город бума" (1940), "Семя дракона" (1944) об освободит, борьбе кит. народа против япон. агрессоров, "Маклеры" (1947) - сатира на амер. рекламу.

Среди др. ф.: "Арсен Люпен" (1932), "Ад внизу" (1933), "Оклеветанная леди" (1936), "Пусть звенит свобода" (1939), "Перекрёстки" (1942), "Великий Гэтсби" (1949).

КОНГОЛЕЗСКАЯ КИНЕМАТОГРАФИЯ

Конголе́зская кинематография. В начале 70-х гг. в Народной Республике Конго появились первые документальные фильмы, в основном хроникальные репортажи, посвященные актуальным проблемам жизни Конго. В 1974 был создан полнометражный художественный фильм «Свадебный выкуп» (режиссёр С. Камиба) - экранизация романа конголезского писателя Ж. Малонги «Легенда Мпфуму Ма Мазоно». В 1977 в Конго было организовано Национальное управление кинематографии с целью развития отечественной киноиндустрии, создания государственного кинопроката, пропаганды африканского киноискусства. В 1979 Национальное управление кинематографии выпустило художественный фильм «Часовня» (режиссёр Ж. М. Чиссуку, специальная премия Панафриканского кинофестиваля, 1981) о борьбе крестьян против колонизаторов и реакционного духовенства, в 1982 - фильм «Борцы» (режиссёр Ж. М. Чиссуку), посвященный современности.

также: Указатель фильмов по странам. Конго (Народная Республика Конго)

КОНДАХЧАН АРАМАЗД ИОСИФОВИЧ

Кондахча́н Арамазд Иосифович (1908—4.1.1973), советский режиссёр. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1972). Член КПСС с 1939. В 1932 окончил ГИК. В кино с 1931. Поставил: военно-учебные фильмы «Воздушный десант» (1943), «Истребители» (1945) и другие; фильмы, посвященные спорту, — «Вольная борьба» (1952, сценарист и режиссёр с Д. С. Полонским), «Прыжки в воду» (1961), «Поговорим о плавании» (1964), «Бокс» (1964), «Мяч перелетает океан» (1965), «Большая регата маленьких лодок» (1969, с Полонским), «Расти здоровым, малыш» (1972). Ряд фильмов Кондахчана отмечен премией Международного кинофестиваля спортивных фильмов.

КОНДОВ ИВАН

Ко́ндов Иван (р. 18.7.1925), болгарский актёр. Народный артист НРБ (1969). Первая крупная работа — роль Доктора в фильме «На маленьком острове» (1958). Сыграл ряд ролей, отмеченных тонкой психологической обрисовкой, в фильмах «Партизаны», «Любовь», «Игрек-17», «Свадьбы Иоанна Асена», «Магистраль», «Дополнение к закону о защите государства» (в советском прокате «Взрыв в Софийском соборе»), «Солнечный удар» и др. Работает в театре. Димитровская премия (1964).

КОНКИН ВЛАДИМИР АЛЕКСЕЕВИЧ

Ко́нкин Владимир Алексеевич (р. 19.8.1951), советский актёр. Заслуженный артист УССР (1974). В 1972 окончил Саратовское театральное училище. Дебютировал ролью Павла Корчагина в телефильме режиссёра Н. П. Мащенко «Как закалялась сталь» (1973, премия Ленинского комсомола, в прокате — 1975), создав образ, отмеченный психологической глубиной, чувством современности. Среди ролей: брат Сергея («Романс о влюблённых», 1974), Борис Извольский («Марина», 1975), Слонов («Побег из дворца», 1976), Суслин («Аты-баты, шли солдаты», 1977); в телефильмах — Шарапов («Место встречи изменить нельзя») и Оленин («Кавказская повесть») — обе 1979, Робинсон («Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна», 1981). Снимался в телефильмах «Талант», «Переходим к любви», «Путь к Софии». Премия Ленинского комсомола Коми АССР (1979).

КОННЕРИ ШОН

Ко́ннери Шон (Connery), настоящее имя Томас (р. 25.8.1930), английский актёр. Играл в театре. В кино с 1956 (фильм «Обратной дороги нет»). Снимался в серии реакционных фильмов о Джеймсе Бонде. Коннери как драматический актёр проявил себя в фильмах «Холм» (1965), «Магнитные ленты Андерсона» (1971, США) и «Убийство в Восточном экспрессе» (1974) — все режиссёра С. Люмета, «Красная палатка» (1970, режиссёр М. К. Калатозов, советско-итальянский), «Зардос» (1973, режиссёр Дж. Бурмен), «Человек, который хотел быть королём» (1975, режиссёр Дж. Хьюстон), «Робин и Мэриан» (1976, режиссёр Р. Лестер, в советском прокате «Возвращение Робина Гуда»), «На один мост дальше» (1977, режиссёр Р. Аттенборо), «Метеор» (1978), «Пять дней летом» (1982, режиссёр Ф. Циннеман) и др.

КОНОВАЛОВ ВЛАДИМИР ФЁДОРОВИЧ

Конова́лов Владимир Фёдорович (р. 3.10.1935), советский режиссёр. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1984). Член КПСС с 1971. В 1958 окончил Уральский университет, в 1966 — ВГИК (мастерская Р. Л. Кармена). С 1963 на ЦСДФ. Поставил документальные фильмы: «Земля ждёт» (1963, с В. Н. Раменским), «Я из Ефремова» (1965), «Я буду жить долго» (1968, сценарист Коновалов), «Эта тяжёлая штанга» (1969, сценарист Коновалов) и мн. др. За цикл фильмов «Человек на земле», «Войди в дом крестьянина», «Заботы наши земные» (сценарист Коновалов) — Государственная премия РСФСР (1985). В 1976—80 преподавал на Высших курсах сценаристов и режиссёров.

Сочинения:

Моя любовь — спортивный фильм, М., 1980.

КОНОНОВ МИХАИЛ ИВАНОВИЧ

Ко́нонов Михаил Иванович (р. 25.4.1940), советский актёр. По окончании Театрального училища имени Щепкина, в 1963—68 в Малом театре. Среди лучших ролей в кино: Алексей Бычков — он же Глазков («Начальник Чукотки», 1967), Алёша Семёнов («В огне брода нет», 1968), Павлик («Начало», 1970), Фома («Андрей Рублёв», 1971), Митька Ярмолюк («Здравствуй и прощай», 1973), Аким («Таёжная повесть», 1980), Василий («Василий и Василиса», 1981). Актёру свойственно сочетание мягких комических красок с драматической глубиной. В 1983 снялся в фильме «Вокзал для двоих».

Другие фильмы:

«Наш общий друг», «Первый троллейбус», «До свидания, мальчики!», «На войне как на войне», «Держись за облака» (советско-венгерский), «Финист — Ясный Сокол», «Двадцать дней без войны», «Сибириада»; телефильмы — «Теперь пусть уходит», «Большая перемена».

Литература:

Актеры советского кино, в. 8, Л., 1972.

КОНОПЛЁВ БОРИС НИКОЛАЕВИЧ

Коноплёв Борис Николаевич (11.8.1909—13.10.1982), советский киноинженер, изобретатель. Заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1965). Член КПСС с 1945. В кино с 1930. Главный инженер, заместитель генерального директора киностудии «Мосфильм» (1947—82), главный редактор журнала «Киномеханик» (1951—57). Преподавал во ВГИКе в 1937—41 и 1963—82 (с 1970 профессор). Автор 10 изобретений в области кинотехники, учебников для киновузов, многих статей по кинотехнике. Вице-президент УНИАТЕК (1957—82). Государственная премия СССР (1950).

Сочинения:

Технология производства художественных фильмов, М., 1950;

Технология производства кинофильмов, М., 1953, 2 изд., М., 1956;

Производство кинофильмов, М., 1962.

КОНСОВСКИЙ АЛЕКСЕЙ АНАТОЛЬЕВИЧ

Консо́вский Алексей Анатольевич (р. 28.1.1912), советский актёр. Народный артист РСФСР (1976). В 1933 окончил техникум при Театре имени Мейерхольда, работал в этом театре, затем в студии Хмелёва и др. С 1943 в Театре имени Моссовета. Первая роль в кино — Кузьма в фильме «Последняя ночь» 1937, режиссёр Ю. Я. Райзман) выявила характерную черту творчества Консовского — стремление к лирико-романтической трактовке образа. Среди ролей: Франц («Болотные солдаты», 1938), Рихард («Семья Оппенгейм», 1939), Принц («Золушка», 1947). Консовский владеет и искусством характерного портрета (Петька — «Член правительства», Муряга — «Машенька»). Снимался в фильме: Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» (роль Н. В. Гоголя), «Лермонтов» (заглавная роль), «Синегория», «Отцы и дети», «Обыкновенное чудо» и др. Выразительный голос, тонкое ощущение слова, отношение к нему как к важнейшему средству обрисовки образа сделали Консовского интересным исполнителем закадрового текста в ряде фильмов («от автора» — «Воскресение», документальные фильмы 60—70-х гг. — «Гибель Пушкина», «Сергей Есенин», «Разговор с товарищем Лениным», «Товарищи потомки» и др.), мастером дубляжа. Участвовал в дублировании фильмов, снятых на киностудии многих республик СССР (озвучил главные роли в фильмах «Райнис», «Алишер Навои», «Махтумкули» и др.), ряда зарубежных фильмов, в том числе «Человек-невидимка» (1-й советский дубляж), «Похитители велосипедов», «Рим, 11 часов», «Свидетель обвинения». В документальном фильме «Ленин. Последние страницы» Консовский сумел передать глубину и динамику ленинской мысли (Государственная премия РСФСР, 1966).

Литература:

Ширяев Ю., А. Консовский, М., 1970 (буклет);

Актеры советского кино, в. 10, М., 1974.

КОНСТАНТИНОВ КОНСТАНТИН ТИМОФЕЕВИЧ

Константи́нов Константин Тимофеевич (р. 7.7.1915), советский актёр. Народный артист Молдавской ССР (1953). Член КПСС с 1949. С 1937 в Молдавском музыкально-драматическом театре имени Пушкина. Первая роль в кино — музыкант Гицэ в фильме «Ляна» (1955). Роли, исполненные Константиновым, отличаются самобытностью народного характера: Тулбурел («Десять зим за одно лето», 1970), Каприян («Долгота дня», 1976), Бурич («Крепость», 1979), Маноле («Июньский рубеж», 1982) и др.

КОНЦ ГАБОР

Ко́нц Габор (Koncz) (р. 8.7.1938), венгерский актёр. Заслуженный артист ВНР (1982). По окончании Высшей школы театра и кино (1963) работал в театрах Мишкольца, Кечкемета, Будапешта. В кино с 1961 (фильм «Будапештские крыши»). Исполнитель комедийных и сатирических ролей. В фильмах режиссёра З. Фабри «Венгры» (1978) и «Встреча Балинта Фабиана с богом» (1980), в дилогии режиссёра М. Янчо «Венгерская рапсодия» и «Allegro barbaro» (1979) интересно воплотил народные характеры. Премия имени Ясаи (1968).

Другие фильмы:

«Жерминаль» (ВНР — Франция), «Переулок», «Холодные дни» (в советском прокате «Облава в январе»), «Три ночи любви», «Витязь Дюла зимой и летом» (в советском прокате «Герой голубого экрана»), «Дунайский лоцман» (в советском прокате «Загадочное похищение»), «Эпидемия», «Крепость», «Матч», «Помощник».

КОНЮХОВА ТАТЬЯНА ГЕОРГИЕВНА

Ко́нюхова Татьяна Георгиевна (р. 12.11.1931), советская актриса. Заслуженный артист РСФСР (1964). Член КПСС с 1967. В 1955 окончила ВГИК (педагог В. В. Ванин). Первая роль в кино — Ганна («Майская ночь, или Утопленница», 1952). Конюхова — преимущественно драматическая актриса. Среди ролей: Галя («Судьба Марины», 1954), Катя («Доброе утро», 1955), Анфиса («Вольница»), и Соня («Разные судьбы») — обе 1956, Лиза Мешкова («Первые радости», 1956, «Необыкновенное лето», 1957), Берёзка («Карьера Димы Горина») и Анна Горелова («Время летних отпусков») — обе 1961, Анна Ульянова («Казнены на рассвете», 1965), Зинаида Павловна («Таинственный монах», 1968), Лиз Стюарт («Хроника ночи», 1973), Миусова («Только вдвоём», 1977), Варя Никитенко («Портрет жены художника», 1982).

Литература:

Актеры советского кино, в. 5, М., 1969.

КОНЯЕВ ВИТАЛИЙ АНАТОЛЬЕВИЧ

Коня́ев Виталий Анатольевич (р. 11.5.1937), советский актёр. Заслуженный артист РСФСР (1974). Член КПСС с 1963. С 1958, по окончании Театрального училища имени Щепкина, в Малом театре. В кино с 1958 (Громов — «Стучись в любую дверь»). Среди ролей: Кольцов («Песня о Кольцове», 1959), Пётр («Чистое небо», 1961), Сергей Вохминцев («Тишина», 1964), Степан («Про чудеса человеческие», 1968), Алексей («Счастливый человек», 1970), Балодис («Город под липами», 1971). В 1981 снялся в фильме «Товарищ Иннокентий». С 1972 педагог Театрального училища имени Щепкина.

Литература:

Третьяк Е., В. Коняев, [М., 1968] (буклет).

КОПАЛИН ВЛАДИМИР ИЛЬИЧ

Копа́лин Владимир Ильич (р. 1.4.1932), советский режиссёр, оператор. Член КПСС с 1962. С 1955, по окончании ВГИКа, на ЦСДФ. В 1969—73 собственный корреспондент Центрального ТВ по странам Африки и Ближнего Востока. Первая работа — документальный фильм «Город дворцов» (1955, сценаристы Копалин и Ю. С. Гантман). Оператор фильмов: «У Падунских порогов» и «Весенний ветер над Веной» (1957), «Асуан — надежда Египта» (1961), «Русское чудо» (1962), «Лёд и золото» (1969), «Большой день Европы» (1975) и др. Сценарист, режиссёр и оператор фильмов: «Выше только небо» (1964), «Знойное лето Судана» (1967), «Ближний Восток: тревожное время» (1973), «Палестинцы: право на жизнь» (1979, премия Всесоюзного кинофестиваля и премия международного кинофестиваля в Москве).

КОПАЛИН ИЛЬЯ ПЕТРОВИЧ

Копа́лин Илья Петрович (2.8.1900—12.6.1976), советский режиссёр. Народный артист СССР (1968). Член КПСС с 1940. В документальном кино с 20-х гг. Входил в группу «киноков». В качестве «киноразведчика», «помощника инженера» участвовал в работе над фильмами «Шагай, Совет!» и «Шестая часть мира» (1926) и др. В 1927 с М. А. Кауфманом снял фильм «Москва». Масштаб и пафос социалистического строительства передан в фильме «За урожай» (1929), «Один из многих» (1931) и др. В. И. Ленину посвящены фильмы «Памяти вождя» (1927), «Ленин» (1938, с И. Ф. Сеткиной) и др. Принципы образной публицистики развивал в фильме «Слава героям Хасана» (1939), «На Дунае» (1940, с И. М. Посельским, Государственная премия СССР, 1941), «Навстречу солнцу» (1940) и др. В годы Великой Отечественной войны руководил фронтовыми группами. Фильм «Разгром немецких войск под Москвой» (1942, с Л. В. Варламовым, Государственная премия СССР; премия «Оскар», 1943) стал вехой в истории советского документального кино. Многие фильмы Копалина посвящены событиям международной жизни: «Абиссиния» (1936), «Освобождённая Чехословакия» (1946, Государственная премия СССР) и др. Послевоенная жизнь страны отражена в фильме «День победившей страны» (1947, с Сеткиной, Государственная премия СССР, 1948), «Обновление земли» (1950, Государственная премия СССР, 1951) и др. Фильм «Первый рейс к звёздам» (1961, с Д. А. Боголеповым и Г. М. Косенко) посвящен подвигу первых космонавтов. В историко-документальных фильмах «Незабываемые годы» (1957) и «Страницы бессмертия» (1965) режиссёр обобщённо-образно трактовал материалы кинолетописи. Руководил мастерской режиссёров-документалистов во ВГИКе (с 1964 профессор). Государственная премия СССР (1949).

Другие фильмы:

«Праздник миллионов» (1927), «Обновлённый труд» (1930), «В Брянском полесье» (1931), «Сражение за Витебск» (1944), «Варшавские встречи» (1955), «Набат мира» (1962).

Сочинения:

[Рассказ автора о своей режиссёрской работе], в сборнике: Как я стал режиссёром, М., 1946;

Советская документальная кинематография, М., 1950;

Рассказ о творческом пути, [М., 1966].

Литература:

И. Копалин, [М.], 1966;

Иванов Б., Свой метр и ритм, «Искусство кино», 1970, № 9.

КОПЕЛЯН ЕФИМ ЗАХАРОВИЧ

Копеля́н Ефим Захарович (12.4.1912—6.3.1975), советский актёр. Народный артист СССР (1973). С 1935, по окончании студии при Ленинградском БДТ, в труппе этого театра. В кино с 1932. Снялся более чем в 70 фильмах. Мастер небольших ролей: Рулевой («Танкер “Дербент”», 1941), поп Гапон («Пролог», 1956), Серго Орджоникидзе («Кочубей», 1958), Налбандов («Время, вперёд!», 1966), Бурнаш («Неуловимые мстители», 1967), Григоренко-отец («Старая крепость», 1973, телефильм), Бадалян («Исполняющий обязанности», 1974), Бурцев («Повесть о человеческом сердце») и Бейбутов («Ярослав Домбровский») — обе 1976, и др. Среди его лучших ролей — Савва Морозов в фильме «Николай Бауман» (1968, премия Всесоюзного кинофестиваля), Свидригайлов («Преступление и наказание», 1970). Читал текст от автора в фильмах «Семь нот в тишине» (1967), «Встречи с Горьким» (1969), «Память» (1971), в телефильме «Семнадцать мгновений весны» (1973) и др.

Другие фильмы:

«Двадцать шесть бакинских комиссаров», «Крах», «Чайка», «Даурия», «Последний день зимы»; телефильмы — «Крах инженера Гарина», «Соломенная шляпка», «Вечный зов».

Литература:

Актеры советского кино, в. 6, Л., 1970;

Тимченко М. Б., Е. Копелян, Л., 1982.

КОППОЛА ФРЭНСИС ФОРД

Ко́ппола Фрэнсис Форд (Coppola) (р. 7.4.1939), американский режиссёр, продюсер, сценарист. По происхождению итальянец. Окончил Калифорнийский университет. В 1962 стал ассистентом режиссёра Р. У. Кормена, а в 1963 поставил фильм «Безумие 13», после чего вернулся к ассистентуре. В 1966 на волне молодёжного бунта снял комедию «Ты теперь большой мальчик». Её относит, успех и поддержка актёра Ф. Астера помогли Коппола получить право на крупную постановку — экранизацию мьюзикла «Радуга Файниана» (1968). В 1969 он снял по собственному сценарию психологическую драму «Люди дождя» (премия международного кинофестиваля в Сан-Себастьяне) о поисках контактов между людьми, жизнь которых по разным причинам сложилась неудачно. Сенсацией стал следующий фильм Коппола — «Крёстный отец» (по М. Пьюзо, 1972, премия «Оскар») — история клана нью-йоркской мафии, трактованная по модели семейной саги. Точная реконструкция быта послевоенной Америки, причудливое сочетание патриархальности нравов с кровавым противоборством гангстерских банд, яркое исполнение центральных ролей — главы клана (актёр М. Брандо) и его сына и наследника (актёр А. Пачино) — сделали эту картину значительным явлением киноискусства. В 1974 Коппола поставил фильм «Разговор» (главная премия международного кинофестиваля в Канне), где Дж. Хэкмен сыграл специалиста по подслушиванию конфиденциальных разговоров. Актуальность звучания картины была обострена скандальным «уотергейтским» делом. Затем Коппола вновь вернулся к теме мафии, поставив фильм «Крёстный отец, II» (1974, премия «Оскар»). Картина сопоставляла жизнь старшего основателя клана в юношеские годы, для которого преступная деятельность была единственным способом выжить в иммигрантских трущобах, со зрелостью его сына, ведущего своё «дело» по законам большого бизнеса, неотличимым от законов преступного мира. Царящие в этом мире и пронизывающие всё общество коррупция, предательство, насилие в конечном итоге разрушают изнутри некогда единую семью. В 1976—1979 Коппола работал над фильмом «Апокалипсис сегодня» (главная премия и премия ФИПРЕССИ на международном кинофестивале в Канне, 1979) об американской агрессии во Вьетнаме. Разоблачительный пафос, особенно ощутимый во впечатляющих эпизодах насилия, чинимого армией США, был несколько ослаблен псевдофилософской концовкой. Коппола был сценаристом большинства своих картин, а также фильмов «Паттон» (1970, с Э. Нортом, премия «Оскар» за лучший сценарий), «Великий Гэтсби» (по Ф. С. Фицджеральду, 1974) и др. Учёт идейно-художественной конъюнктуры и незаурядное коммерческое чутьё позволили Копполе добиться относительной финансовой независимости и помочь ряду молодых кинематографистов (членов так называемого клана Коппола) сделать первые шаги в кино. В 1982 поставил фильм «От всего сердца», в 1983 — «Аутсайдеры».

Литература:

Gelmis J., The film director as superstar, Garden City, 1970;

Jacobs D., Hollywood Renaissance, N.Y.—L., 1977;

Kolker R. P., A cinema of loneliness: Penn, Kubrick, Coppola, Scorsese, Altman, N.Y.—Oxf., 1980.

К. Э. Разлогов.

КОРАБОВ НИКОЛА

Ко́рабов Никола (р. 7.12.1928), болгарский режиссёр. Заслуженный артист НРБ (1974). В 1952 окончил ВГИК. Дебютировал фильмом о современности — «Димитровградды» (1956, с Д. Мундровым). Позднее раскрылся как мастер экранизаций на историческом материале, отмеченных эпическим размахом: «Табак» (по Д. Димову, 1962, в советском прокате «Конец “Никотианы”»), «Иван Кондарев» (по Е. Станеву, 1973, в советском прокате «Встревоженная тишина»), «Юлия Вревская» (1978, с СССР). Среди других фильмов: «Разрешение на брак» («Вула», 1965, премия международного кинофестиваля в Москве), «Гневная поездка» (1971), документальный полнометражный фильм о певце Н. Гяурове «Живу я жизнью не одной» (1980). В 1983 поставил фильм «Рок».

КОРАЛЛИ ВЕРА АЛЕКСЕЕВНА

Кора́лли Вера Алексеевна, см. Каралли В. А.

КОРДА АЛЕКСАНДР (ШАНДОР)

Ко́рда Александр (Шандор) (Korda) (16.9.1893—23.1.1956), английский продюсер, режиссёр, сценарист. По национальности венгр. Окончил Королевский университет в Будапеште. Работал как журналист. В кино с 1915. В Австро-Венгрии поставил несколько фильмов, в том числе экранизации венгерской классики. С 1920 в Австрии, Германии, в 1927—29 в США. Наиболее значительный фильм этого периода — «Частная жизнь Елены Троянской» (1927). В 1929 уехал во Францию, а затем в Великобританию, где в 1931—32 поставил серию коммерческих картин («Услуги для дам», «Подготовка к свадьбе» и др.). В 1932 со сценаристом Л. Биро основал фирму «Лондон-филмс», на студиях которой как режиссёр и продюсер поставил около 40 фильмов. Проявив себя талантливым организатором, Корда сумел привлечь к работе в фирме группу одарённых актёров, художников, операторов. В 1933 поставил фильм «Частная жизнь Генриха VIII», имевший большой коммерческий успех благодаря постановочному размаху и мастерству исполнителей главных ролей. Это же характерно и для фильмов «Рембрандт» (1936) и «Леди Гамильтон» (1941). Последняя режиссёрская работа — фильм «Идеальный муж» по О. Уайльду (1947, США). Выступая за создание английской кинопромышленности, борясь с засильем голливудских вкусов, Корда в своей деятельности тем не менее пользовался коммерческими стандартами. Как продюсер Корда выпускал фильмы разных жанров — колониальные драмы, сказки-утопии, шпионские мелодрамы.

Литература:

Авенариус Г., Английская кинематография и ее мастер А. Корда, «Искусство кино», 1956, № 7.

КОРЕЙСКАЯ КИНЕМАТОГРАФИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОРЕНЕВ АЛЕКСЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

Ко́ренев Алексей Александрович (р. 2.5.1927), советский режиссёр. Заслуженный деятель искусств Дагестанской АССР (1971). В 1951 окончил ВГИК. Член КПСС с 1958. Работал на киностудии «Мосфильм». На Одесской киностудии поставил фильм «Черноморочка» (1960), на «Мосфильме» экранизировал повесть А. Абу-Бакара «Адам и Хева» (1970). Поставил многосерийный телефильм «Большая перемена» (1973). В 1981 снял фильм «Честный, умный, неженатый». Для работ Коренева характерны сочные комедийные краски, слаженность актёрского ансамбля. Среди фильмов: «Урок литературы» (1968); телефильмы — «Три дня в Москве» (1975), «По семейным обстоятельствам» (1977), «Ключ» (1979).

КОРКОШКО СВЕТЛАНА ИВАНОВНА

Корко́шко Светлана Ивановна (р. 12.9.1943), советская актриса. Заслуженный артист РСФСР (1977). По окончании Харьковского театрального института в 1964—67 в Киевском театре имени Франко. С 1967 во МХАТе. Среди ролей в кино: Оксана («Гибель эскадры», 1966), княгиня Екатерина Михайловна («Софья Перовская», 1968), Екатерина Ивановна («Братья Карамазовы», 1969), Зинаида Ризберг («Почтовый роман», 1970), Марика («Офицер запаса»), Константинова («Укрощение огня») — обе 1972, Вика («Странная женщина», 1978). В 1984 снялась в фильме «Пароль „Отель Регина”».

Литература:

Актеры советского кино, в. 8, Л., 1972.

КОРМЕН РОДЖЕР УИЛЬЯМ

Ко́рмен Роджер Уильям (Corman) (р. 5.4.1926), американский режиссёр, сценарист, продюсер. Учился в университетах США и Великобритании. Работал курьером в кинофирме «XX-й век — Фокс», литературным агентом, журналистом. В 1953 основал собственную кинофирму и в 1954 дебютировал фильмом «Пять ружей на запад». Снимал картины в традиционных для кино США жанрах вестерна, фантастики, «фильмов ужасов», гангстерской драмы. Часть фильмов поставил в Великобритании. Получил известность серией вольных интерпретаций произведений американского писателя Э. По: «Падение дома Эшеров», «Колодец и маятник» и «Преждевременное погребение» (1961), «Ворон» (1962), «Маска Красной смерти» и «Гробница Лигейи» (1964) и др., в которых, используя различные средства кинематографической выразительности, воспроизвёл на экране давящую атмосферу ужаса и неразгаданной тайны. В 1966 сделал фильм «Дикие ангелы», начавший в кино США волну картин о молодых людях, разъезжающих по стране на мотоциклах и терроризирующих население.

Среди других фильмов:

«Человек с глазами, испускающими рентгеновские лучи» (1963), «Бойня в день святого Валентина» (1967), «Кровавая мама» (1970). Как продюсер Кормен помог дебютировать молодым режиссёрам США 60—70-х гг. П. Богдановичу, Ф. Ф. Копполе, М. Скорсезе и др.

Литература:

Roger Corman, [Camb., 197 —] (фильмография).

КОРНЕЙЧУК АЛЕКСАНДР ЕВДОКИМОВИЧ

Корнейчу́к Александр Евдокимович (5.5.1905—14.5.1972), советский писатель, драматург, общественный деятель. Академик АН ССР (1943) и АН УССР (1939). Герой Социалистического Труда (1967). Член КПСС с 1940. Член ЦК КПСС с 1952, член ЦК КП Украины с 1949. В 1929 окончил литературный факультет Киевского института народного образования. Литературная деятельность с 1925. В кино с 1929. В 1929—1934 редактор Киевской, затем Одесской кинофабрик. По его сценариям Поставлены фильмы: «Чёрные дни» (1930, с В. Фальским и Н. Т. Долиной), «Приятного аппетита» (1933, с Х. М. Шмайном), «Последний порт» (по его пьесе «Гибель эскадры», 1935, с А. В. Кордюмом). Корнейчуку принадлежали сценарии фильмов «Богдан Хмельницкий» (1941) и «300 лет тому...» (1956), отразивших важнейшие этапы истории украинского народа. По своим пьесам написал сценарии фильмов «Калиновая Роща» (1953), «Гибель эскадры» (1966), «А теперь суди...» (по пьесе «Страница дневника», 1967). По пьесам Корнейчука поставлены фильмы:«Партизаны в степях Украины» и «Фронт» 1943), «Правда» (1957). В 1938—41, 1946—53 председатель СП Украины. Депутат ВС ССР 1—8-го созывов. Председатель ВС УССР 1959—72). Международная Ленинская премия (1960). Государственная премия СССР (1941, 1942, 1943, 1949, 1951) за пьесы.

КОРНИЕНКО ИВАН СЕРГЕЕВИЧ

Корние́нко Иван Сергеевич (27.11.1910—13.11.1975), советский киновед, сценарист. Заслуженный работник культуры УССР (1968). Доктор искусствоведения (1966). Член КПСС 1940. В 1931 окончил Одесский музыкально-театральный институт, учился в Киевском институте имени Горького. С 1932 выступал со статьями о вопросам театра и кино. В 1966—75 ректор Киевского театрального института, в котором организовал кинофакультет и преподавал (профессор). Оказал большое влияние на формирование творческих кадров кино республики. Написал сценарии научно-популярных, фильмов Украинское народное искусство» (1954), Золотые руки» (1960), «Гнат Юра» 1961), «Слово об Игоре Савченко» 1965).

Сочинения:

Арсенал, Хар., 1934;

Украiнське радянське кiномистецтво, 1917—1929, т. 1, К., 1959;

Угор Андрiйович Савченко, К., 1963 (c М. М. Бережний);

Kino i роки, К., 1964;

На орбiтах кшомистецтва, К., 1965;

Пiвстолiття украiнського радянського кiно, К., 970;

Мистецтво кiно, К., 1974;

Кино Советской Украины, М., 1975;

Олександр Довженко, С., 1978;

Чарiвний промiнь, К., 1981.

КОРНИЛЬЕВ ВАДИМ НИКОЛАЕВИЧ

Корни́льев Вадим Николаевич (р. 20.8.1923), советский оператор. Член КПСС с 1948. В 1964 окончил ВГИК. С 1945 работает на киностудии имени Горького. Снял фильмы: «Взорванный ад» (1967), новеллу «Лёлька» (в фильме «Пробуждение», 1968), «Переходный возраст» (1969), «День и вся жизнь» (1970), «Истоки» (1974), «Пропавшая экспедиция» (1975), «Золотая речка» (1977), «Исчезновение» (1978), «Похищение “Савойи”» (1979, с А. М. Кирилловым), «Ночное происшествие» 1981), «Возвращение резидента» (1982).

КОРНЛЬЕВ ВАДИМ НИКОЛАЕВИЧ

КОРН`ЛЬЕВ Вадим Николаевич

(р. 20.8.1923)

сов. оператор. Чл. КПСС с 1948. В 1964 окончил ВГИК. С 1945 работает на к/ст им. Горького. Снял ф.: "Взорванный ад" (1967), нозеллу "Лёлька" (в ф. "Пробуждение", 1968), "Переходный возраст" (1969), "День и вся жизнь" (1970), "Истоки" (1974), "Пропавшая экспедиция" (1975), "Золотая речка" (1977), "Исчезновение" (1978), "Похищение "Савойи"" (1979, с А. М. Кирилловым), "Ночное происшествие" (1981), "Возвращение резидента" (1982).

КОРОЛЬКОВ ГЕННАДИЙ АНАТОЛЬЕВИЧ

Королько́в Геннадий Анатольевич (р. 3.7.1941), советский актёр. Заслуженный артист РСФСР (1980). Член КПСС с 1967. В 1964 окончил Школу-студию МХАТа. В кино с 1964 (фильм «Человек, который сомневается»). Снимался преимущественно в ролях молодых современников (главная роль в фильме «Три дня Виктора Чернышёва», 1968). Герои Королькова — характеры цельные, обладающие повышенным чувством долга: Грибов («Ночная смена», 1971), Ямцов («Чёрный принц», 1973), Муравьёв («Потому что люблю», 1975), Климов («Трактир на Пятницкой», 1978), Малышев («Коней на переправе не меняют», 1981). В 1983 снялся в фильме «Колокол священной кузни».

Среди других фильмов:

«Севастополь», «Маленький сержант», «Схватка в пурге», «Алёша», «Кольцо из Амстердама», «В последнюю очередь», «Наследница по прямой», «Послезавтра в полночь»; телефильмы — «Человек в проходном дворе», «Тени исчезают в полдень».

КОРОТКОМЕТРАЖНЫЙ ФИЛЬМ

Короткометра́жный фи́льм, кинофильм, не превышающий размерами 4—5 частей (то есть 40—50 мин. экранного времени). В первые годы существования кинематографа все фильмы были короткометражными и лишь впоследствии, с развитием кинотехники, стали ставиться многочастевые (полнометражные) фильмы, разрастающиеся порой до нескольких серий. Однако короткометражный фильм продолжает развиваться как самостоятельная форма киноискусства. Среди видов короткометражного фильма: документальные (хроника, киноочерк и т. п.), научно-популярные (в том числе учебные фильмы и фильмы-лекции), мультипликационные и художественные. Жанровый и тематический диапазон короткометражного фильма широк — от кинофельетона, поэтической киносказки и киноновеллы до кинорекламы и киноплаката. В короткометражном фильме нередко используются элементы трагикомедии; в некоторых случаях форма короткометражного фильма оказывается одной из весьма ёмких и популярных, например в грузинской кинематографии. Короткометражный фильм обычно выбирают киноинституты и киношколы для студенческих учебных работ. Размер короткометражного фильма определяет и некоторые особенности его драматургии. Короткометражный фильм предполагает предельную чёткость замысла, ясность и лаконизм. В СССР существуют и специальный кинотеатр для демонстрации короткометражного фильма. Практикуется выпуск специальных кинопрограмм, состоящих из трёх-четырёх короткометражных фильмов в Оберхаузене и Мангейме (ФРГ), Лейпциге (ГДР), Кракове (ПНР), Эдинбурге (Великобритания) и других городах регулярно проводятся международные кинофестивали короткометражного фильма. Кроме того, в рамках различных международных кинофестивалей общего типа (в том числе и Московского международного кинофестиваля) проводятся конкурсы короткометражного фильма.

Литература:

Юткевич С., Новая школа французского короткометражного фильма, в сборнике: Французское киноискусство, М., 1960;

Габрилович Е., о киноновелле [вступительная статья], в сборнике: Киноновеллы, М., 1961.

КОРТАСАР ОКТАВИО

Корта́сар Октавио (Cortazar) (р. 19.1.1935), кубинский режиссёр. В кино с 1959. Выпускал сюжеты для «Народной энциклопедии». В 1963—67 изучал режиссуру в ФАМУ (Прага). Поставил документальный фильм: «В первый раз» (1967, премия международного кинофестиваля в Лейпциге, 1968) о первой демонстрации фильма кинопередвижкой в отдалённом селении, «О персонаже, которого одни называют святым Лазарем, а другие Бабалу» (1968), «К югу от маньядеро» (1969), «О первом бое» (1971), «Анджела Дэвис» (1972), «С кубинскими женщинами» (1974), «Только народ в революции» (1978). В 1977 поставил художественный фильм «Учитель» (премия международного кинофестиваля в Западном Берлине, 1978), в 1981 — «Пограничники».

КОРТНЕР ФРИЦ

Ко́ртнер Фриц (Kortner) (12.5.1892—22.7.1970), немецкий актёр, режиссёр, сценарист (ФРГ). Учился в венской Академии музыки и театрального искусства. С 1910 в театрах Австро-Венгрии и Германии. В кино с 1915 (фильм «Полицейский № 111»). Снимался в фильме экспрессионистского направления. Преувеличенная мимика и аффектация характеризуют исполнение Кортнером ролей обманутого мужа («Тени», 1923), убийцы («Руки Орлака», 1924) и др. Некоторые образы актёр создал в традициях психологического реализма: доктор Шён («Ящик Пандоры», 1929), Муж («Затерянный мыс», 1930). Наиболее значительные работы — Дмитрий Карамазов («Братья Карамазовы», 1921) и Дантон («Дантон», 1931). В 1933 эмигрировал в Великобританию, а затем в США. С 1949 работал в ФРГ в театре и кино. Снимался также в австрийских, английских и американских фильмах. Актёр и соавтор сценария фильма «Странная смерть Адольфа Гитлера» (1943, США), сценарист фильма «Зов» (1949). Поставил фильмы по собственному сценарию: «Храбрый грешник» (1931), «Такую девушку не забывают» (1932), «Город полон тайн» (1954), «Сараево» («За трон и любовь», 1955, Австрия), «Миссия Лисистраты» (1961, телефильм). Работал на телевидении.

КОРЧАГИН МСТИСЛАВ ВАСИЛЬЕВИЧ

Корча́гин Мстислав Васильевич (25.6.1922—1953), советский режиссёр. В 1952 окончил ВГИК (мастерская С. И. Юткевича и М. И. Ромма). Картина Корчагина «Школа мужества» (по повести А. П. Гайдара «Школа», 1954, с В. П. Басовым) была отмечена премия международного кинофестиваля в Карлови-Вари (1954).

Предыдущая страница Следующая страница