Приглашаем посетить сайт

Пушкин (pushkin-lit.ru)

Кино: Энциклопедический словарь
Статьи на букву "Л" (часть 2, "ЛЕБ"-"ЛЕЙ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Л" (часть 2, "ЛЕБ"-"ЛЕЙ")

ЛЕБАНИДЗЕ ХРИСТЕСИЕ ИВАНОВИЧ

Лебани́дзе Христесие Иванович (28.8.1910—21.12.1985), советский художник. Народный художник Грузинской ССР (1980). В 1936 окончил АХ в Тбилиси. В кино с 1936. Участвовал в постановке фильмов: «Потерянный рай» (с Д. Какабадзе), «Белый караван» (с Д. Г. Такаишвили), новеллы «Микела» (в фильме «Страницы прошлого»), «Мой друг Нодар», «Похищение луны», «Побег на рассвете», «Синема», «Несколько интервью по личным вопросам» (Государственная премия СССР, 1980), «Трубач на карьере», «Распахните окна» и др.

ЛЕБЕДЕВ АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ

ЛЕ`БЕДЕВ Александр Иванович

(р. 26. 12.1930)

сов. актёр. В 1953 окончил ГИТИС. Выступал в дет. т-рах. В кино с 1955. Среди ролей: Хлебников ("Поединок",1957), Василий Марасанов ("Мишка, Серёга и я", 1962), Назаров ("Отец солдата", 1965), Семён ("Любовь земная", 1975), Хлыстиков ("Вкус хлеба", 1979), Анатолий ("Мать Мария", 1982).

Др. ф.: "Павел Корчагин", "Судьба человека", "Ждите писем", "Пропало лето", "Война и мир", "Рождённая революцией" (т/Ф).

ЛЕБЕДЕВ АЛЕКСЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ

ЛЕ`БЕДЕВ Алексей Алексеевич

(р. 25.3.1905)

сов. оператор, режиссёр. Чл. КПСС с 1944. В 1929 окончил ГТК. В кино с 1925. В годы Великой Отечеств. войны фронтовой оператор. Участвовал в съёмках ф.: "Киров" (1939), "Весна Литвы" (1941), "Разгром немецких войск под Москвой" (Гос. пр. СССР, 1942) и "День войны" (1942), "Будапешт", "Освобождённая Чехословакия" (Гос. пр. СССР, 1946), "Берлинская конференция" и "Парад Победы" (все 1945). Был организатором группы подводных съёмок на ЦСДФ и режиссёром ф. "На дне голубой бухты" (1959), "Рассказы моря" (1960), "На дне океана" (1963), "Подводные старты" (1965) и др.

Др. ф.: "Так начинается утро" (1961), "На краю земли" (1963), "Летописцы нашего времени" (1964), "Полвека в дозоре" (1968).

ЛЕБЕДЕВ ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ

ЛЕ`БЕДЕВ Владимир Николаевич

(1882 - 1951)

сов. режиссёр, биолог. Один из основоположников рус. и сов. науч. кино. Разработал методы микросъёмки. Пост. ф.: "Инфузория" (1912), "Одноклеточные организмы" (1932), "Грибы" (1935), "Водоросли" (1937), "Опыты по физиологии сердца" (1939), "Живая клетка" (1945, с Л. А. Печориной), "Культура тканей" (1949) и др. За участие в пост. ф. "В глубинах моря" (1939) - Гос. пр. СССР (1941).

ЛЕБЕДЕВ ЕВГЕНИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ

Ле́бедев Евгений Алексеевич (р. 15.1.1917), советский актёр. Народный артист СССР (1968). В 1940 окончил Московское городское театральное училище. Работал в Тбилисском ТЮЗе, Ленинградском театре им. Ленинского комсомола. С 1956 в Ленинградском БДТ. В кино с 1952. В творчестве Лебедева острая, подчас гротесковая характерность, точность социальных оценок сочетаются с внутренней оправданностью, эмоциональной приподнятостью, тщательной разработкой речевой окраски образа. Среди лучших ролей: Агафон Дубцов («Поднятая целина», 1960—61), Супругов («Поезд милосердия», 1965), Агатов («Иду на грозу») и Отец («Последний месяц осени») — обе 1966, Полковник («В огне брода нет», 1968), Бронька Пупков («Странные люди»), П. Е. Чехов («Сюжет для небольшого рассказа») — обе 1970, Королёв («Блокада» 1975, 1978, Государственная премия РСФСР, 1980), генерал Пин («Кентавры», 1979), Савинков («Синдикат-2», 1981, телефильм). Снимался в экранизациях литературной классики: «Таланты и поклонники», «Достигаев и другие», «Каменный гость», «Преступление и наказание» (Мармеладов). В 1984 снялся в фильме «Я готов принять вызов». Государственная премия СССР (1950, 1968) за театральные работы.

Среди других фильмов:

«Неоконченная повесть», «Два капитана», «Свадьба в Малиновке», «Исполнение желаний», «Театр неизвестного актёра»; телефильм «Первые радости».

Литература:

Рабинянц Н., Е. Лебедев, Л., 1969;

Актеры советского кино, в. 8, Л., 1972.

ЛЕБЕДЕВ НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ

ЛЕ`БЕДЕВ Николай Алексеевич

(24.10.1897 - 24.6.1978)

сов. киновед. Засл. деят. иск-в РСФСР (1969). Д-р иск-ведения (1963). Проф. ВГИКа (1940). Чл. КПСС с 1918. С 1921 выступал как кинокритик. Организатор и редактор ж. "Пролеткино" (1923), в 1923 - 24 (с В. А. Ерофеевым) - газ. "Кино". Один из создателей и активных деятелей Ассоциации революц. кинематографии (АРК, см. Ассоциация Работников Революционной Кинематографии). В 1930 - 33 учился в Ин-те красной профессуры литры и иск-ва. Л.- инициатор киноведч. образования ВГИКа. В 1931 - 78 преподавал и заведовал кафедрами во ВГИКе, в 1934 - 36 и 1955 - 56 был его директором. В 1937 - 39 директор ГИТИСа. Под рук. Л. была создана уч. программа "История кино СССР". С сер. 20-х гг. занимался историей, социологией и теорией кино. Большое значение имел составленный Л. сб. "Партия о кино" (1938, 2 изд., 1939). Заметным событием стал "Очерк истории кино СССР, т. 1 - Немое кино" (1947) - первый марксистский труд, освещающий историю сов. мно-гонац. кинематографии 20-х гг. Л. активно участвовал в создании "Очерков истории советского кино" (т. 1 - 2, 1956 - 59) и "Краткой истории советского кино" (1969).

По Германской кинематографии, М., 1924; К вопросу о специфике кино, М., 1935; Щукин - актер кино, М., 1944; Внимание: кинематограф! М., 1974; КПД кинематографа, М., 1978.

ЛЕБЕДЕВ НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ

Ле́бедев Николай Иванович (р. 9.8.1897), советский режиссёр. Народный артист РСФСР (1969). Член КПСС с 1945. В 1925 окончил Институт экранного искусства в Ленинграде. С 1923 в кино как актёр, с 1927 ассистент режиссёра, с 1929 режиссёр. Первый фильм — «Настоящие охотники» (1930, с Н. Угрюмовым). Лебедев работал над фильмами для детей: «Товарный № 717» (1932), «Федька» (1937), «Детство маршала» (1938, в новой редакции «А крепость была неприступная», 1966), «Наездник из Кабарды» (1940) и др.

На киностудии «Ленфильм» поставил фильмы о воспитании молодого поколения: «Счастливого плавания» (1949, Государственная премия СССР, 1950), «Навстречу жизни» (по повести И. Д. Василенко «Звёздочка», 1952), «Честь товарища» (по повести Б. В. Изюмского «Алые погоны», 1953), «Андрейка» (1958), «Мандат» (1964), «Зимнее утро» (1967, главная премия международного кинофестиваля в Москве, 1969), «Невероятный Иегудиил Хламида» (1970), «Найди меня, Лёня!» (1972), «В то далёкое лето» (1975), «В моей смерти прошу винить Клаву К.» (1980, с Э. Ясаном, премия Всесоюзного кинофестиваля, Государственная премия РСФСР им. Н. К. Крупской, 1981) и др. Многие фильмы Лебедева насыщены романтикой приключений, их сюжеты занимательны, отличаются знанием детской психологии.

ЛЕБЕШЕВ ПАВЕЛ ТИМОФЕЕВИЧ

ЛЕ`БЕШЕВ Павел Тимофеевич

(р. 15.2.1940)

сов. оператор. Засл. деят. иск-в РСФСР (1980). С 1957 на к/ст "Мосфильм". В 1972 окончил ВГИК (мастерская А. Д. Головни). Осн. достижения оператора связаны с работой на цв. плёнке. В ф. "Свой среди чужих, чужой среди своих" (1974) съёмками с рук. сильными светотеневыми контрастами, цветовыми акцентами в монохромном изображении Л. создал экспрессию, органичную для жанра психологич. детектива. Чувство рус. природы, умение передать сложный внутр. мир героев характерны для работ Л.: "Раба любви" (1976), "Неоконченная пьеса для механического пианино" (1977), "Пять вечеров" (1979), "Несколько дней из жизни И. И. Обломова" (1980). В то же время ф. "Кентавры" (1979, пр. Вкф, 1979) снят сдержанно, в манере политич. репортажа, с присущими этому жанру плакатной лаконичностью и острой публицистичностью.

Др. ф.: "Белорусский вокзал" (1971), "Спасатель" (1980), "Родня" и "Наследница по прямой" (1982), "Избранные" (1983, с Колумбией).

Литература: Голдовская М., П. Лебешев, М., 1983.

ЛЕБЕШЕВ ТИМОФЕЙ ПАВЛОВИЧ

ЛЕ`БЕШЕВ Тимофей Павлович

(20.2.1905 - 1.8.1981)

сов. оператор. Засл. деят. иск-в РСФСР (1965) и Бурят. АССР (1976). Окончив ГТК в 1931, работал на к/ст"Мостехфильм", "Мосфильм". Снял ф.: "Девушка с характером" (1939), "Застава в горах" (1953), "Школа мужества" (1954), "Крушение эмирата" (1955), "Первые радости" (1956), "Необыкновенное лето" (1957), "Случай на шахте восемь" (1958), "Жестокость" (1959), "Мичман Панин" (1960), "Девчата" (1962), "Яблоко раздора" (1963), "Тишина" (1964), "Хоккеисты" (1965), "Щит и меч" (4 сер., 1968), "О друзьях-товарищах" (1970, т/ф), "Седьмое небо" (1972), "Человеке штатском" (1973), "Три солнца" (1977), "Взрослый сын" (1979, с В. П. Абрамовым).

ЛЕВАДА (КОСЯК-ЛЕВАДА) АЛЕКСАНДР СТЕПАНОВИЧ

ЛЕВА`ДА (Косяк-Левада) Александр Степанович

(р. 26.11.1909)

сов. писатель, сценарист. Чл. КПСС с 1943. Печатается с 1928. В центре кинодраматургии Л.- размышления о современнике, морально-филос. проблемы, реводюц. традиции и история укр. народа. Написал сц. ф.: "Правда" (по А. Е. Корнейчуку, 1957), "Конец Чирвы-Козыря" (по пьесе И. К. Микитенко "Диктатура", 1959), "Семья Коцюбинских" (1970, Гос. пр. УССР, 1971).

Среди др. сц.: "Украинская рапсодия" (1960), "Эскадра уходит на запад" (1966, с М. Л. Билинским), "Берег надежды" (1967), т/ф "Фауст и смерть" (но пьесе Л., 1966).

ЛЕВАНДОВСКИЙ ВЯЧЕСЛАВ ВЯЧЕСЛАВОВИЧ

Левандо́вский Вячеслав Вячеславович (1897—1962), советский режиссёр, художник. Один из зачинателей советской мультипликации. Учился в киевской АХ. С 1920 работал в театрах, издательствах как художник. С 1925 на Киевской, затем Одесской кинофабрике ВУФКУ. Используя технику плоских марионеток и аппликаций (сам изготавливал марионетки, конструировал станки для их съёмки), начал создавать мультфильмы. В 1927 сделал свой первый фильм «Сказка о соломенном бычке», в 1928 — «Сказку о белке-хозяюшке и мышке-злодейке». В 1932 работал над первым звуковым мультфильмом «Тук-Тук и его приятель Жук» (завершён в 1935 его учениками Г. Горбачом и С. Гусецким). С 1933 на киностудии «Мосфильм» (производственное объединение под руководством А. Л. Птушко). Поставил здесь первый объёмный мультфильм «Лиса и виноград» (1937), мультфильм «Серебряный дождь» (1938), конструировал куклы для фильма «Золотой ключик» (1939). С режиссёром Г. Елизаровым создал объёмный мультфильм «В кукольной стране» (1941), участвовал как художник-мультипликатор в постановке фильма «Небесное создание» (1956).

ЛЕВИН ВАСИЛИЙ НИКОЛАЕВИЧ

Ле́вин Василий Николаевич (р. 21.2.1923), советский режиссёр. Член КПСС с 1954. В 1950 окончил ВГИК. Работал на «Мосфильме». С 1955 на Одесской киностудии. Поставил фильмы: «Повесть о первой любви» (1957), «Сильнее урагана» (1961, сценаристы Левин, В. Фёдоров), «Дочь Стратиона» (1965, сценаристы Левин, В. Земляк), «Петля Ориона» (1981), а также ряд телефильмов — «Последнее дело комиссара Берлаха» (1972, в прокате 1974), «Здравствуйте, доктор!» (1973), «Капитан Немо» (1975, сценаристы Левин, Э. Ф. Смирнов) и «Долгий путь в лабиринте» (1981) — оба многосерийные.

ЛЕВИН ЕФИМ САМУИЛОВИЧ

Ле́вин Ефим Самуилович (р. 17.11.1935), советский киновед. Кандидат искусствоведения (1971). В 1964 окончил ВГИК. Печатается с 1959. Автор многих статей по вопросам кино. В 1969—77 преподавал в Киевском институте театрального искусства. С 1978 заведующий отделом журнала «Искусство кино».

Сочинения:

О художественном единстве фильма, М., 1977.

ЛЕВИТАН АРКАДИЙ ЮЛИАНОВИЧ

Левита́н Аркадий Юлианович (р. 22.9.1911), советский оператор, режиссёр. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1979). Член КПСС с 1959. В кино с 1929. С 1936 на ЦСДФ. В годы Великой Отечественной войны фронтовой оператор. Съёмки Левитана вошли в документальные фильмы «Кавказ» (1943), «Берлин» (1945) и др. Участвовал в съёмках фильмов: «День нового мира» (1940), «Его звали Фёдор» (1963), «Катюша» (1964), «Анна Голубкина» (1964, режиссёр-оператор), «Гимнастёрка и фрак» (1968), «Личная ответственность» (1972), «Спорт прекрасный и удивительный» (1977, сценарист и режиссёр Левитан), «О Сибири с любовью» (1980, стереоскопический, сценарист, режиссёр и оператор Левитан), «На земле, в море и на небе» (1981, круговая панорама, сценарист и режиссёр), «Город на заре» (1982, режиссёр). Левитан — автор работ, посвященных операторскому искусству, технике цветной съёмки.

ЛЕВИТИН ВЕНИАМИН ФАУСТОВИЧ

Леви́тин Вениамин Фаустович (р. 8.8.1905), советский оператор. Член КПСС с 1929. В 1930 окончил Ленинградский кинофототехникум. В 1940—45 фронтовой оператор. Снял фильмы: «Тяжёлая нагрузка» (1930), «Частный случай» (1934), «Тайга золотая» (1937, с А. М. Погореловым), «Мужество» (1939), «Счастливого плавания» (1949, Государственная премия СССР, 1950), «Навстречу жизни» (1952), «Весна в Москве» (1953, с С. В. Ивановым), «Честь товарища» (1953), «Кортик» (1954), «Дорога правды» (1956), «Балтийская слава» (1958), «Наш корреспондент» (1959), «713-й просит посадку» (1962), «Знакомьтесь, Балуев!» (1963. с Д. Д. Месхиевым) и др.

ЛЕВИТИН ЮРИЙ АБРАМОВИЧ

Леви́тин Юрий Абрамович (р. 28.12.1912), советский композитор. Народный артист РСФСР (1980). Член КПСС с 1947. Окончил Ленинградскую консерваторию (1942, педагог Д. Д. Шостакович). В кино с 1948 (мультфильм «Цветик-Семицветик»). Работает в различных жанрах художественного кино, в мультипликационном и научно-популярном кино. Музыка Левитина к эпическим фильмам отличается широким симфоническим развитием: «Тихий Дон», «Кочубей» (премия Всесоюзного кинофестиваля, 1959), «Освобождение», «Солдаты свободы», «Вкус хлеба». Написал музыку к фильмам: «Арена смелых», «Сын», «Операция “Трест”» (телефильм), «Угрюм-река» (телефильм), «Случай с Полыниным», «Человек на своём месте» и многим другим. Государственная премия СССР (1952).

ЛЕВИЦКИЙ АЛЕКСАНДР АНДРЕЕВИЧ

Леви́цкий Александр Андреевич (23.11.1885—4.7.1965), советский оператор. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1946). Один из основоположников отечественной школы операторского искусства. Занимался художественной фотографией. В кино с 1910. Снял многие лучшие дореволюционные фильмы, главным образом экранизации классики и исторические: «1812 год» (1912, с А. А. Рылло, Л. П. Форестье), «Анна Каренина», «Дворянское гнездо» и «Крейцерова соната» (все 1914), «Война и мир», «Отцы и дети» и «Портрет Дориана Грея» (все 1915) и др. Уже в этих фильмах Левицкий показал себя оригинальным художником, тонко чувствующим стиль литературной основы фильма, и творчески использовал в художественном кино реалистические традиции русского изобразительного искусства. После Октябрьской революции снимал хронику Гражданской войны, агитфильмы. Левицкому принадлежат уникальные кадры съёмок В. И. Ленина. Творчество Левицкого имело большое значение в развитии советского документального кино. Отказавшись от протокольной бесстрастности старой кинохроники, оператор раскрывал смысл фиксируемых событий изобразительной композицией и световой характеристикой кадра. Левицкий снимал первые советские художественные фильмы. Его работа над фильмами режиссёра Л. В. Кулешова «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков» (1924) и «Луч смерти» (1925) положила начало поискам изобразительных деталей, новому решению композиции массовых сцен в советском кино. Снял также фильмы «Мать» (1920), «Крест и маузер» (1925), «Седьмой спутник» (1928) и др. В годы Великой Отечественной войны работал на киностудии «Воентехфильм», снимал фильмы оборонной тематики. Левицкий был отмечен Государственной премией СССР (1949) за документальные съёмки В. И. Ленина, включённые в фильм «Владимир Ильич Ленин» (1949). С 1924 преподавал в ГТК (с 1938 — ВГИК; с 1939 профессор). Среди учеников — Е. Н. Андриканис, Б. И. Волчек, А. Д. Головня, Л. В. Косматов, В. В. Монахов и др.

Сочинения:

Рассказы о кинематографе, М., 1964.

ЛЕВИЦКИЙ НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ

Леви́цкий Николай Алексеевич (27.12.1911—15.8.1982), советский режиссёр, сценарист. Народный артист СССР (1982). Член КПСС с 1944. В 1936 окончил ГИК (мастерская С. М. Эйзенштейна). С 1957 в научно-популярном и документальном кино. Среди работ: фильмы «Русский камень» (1960), «Ленин в Смольном» (1962), «Великий обличитель» (1971, сценаристы Левицкий, Л. С. Горин, премия Всесоюзного кинофестиваля, 1972, Ломоносовская премия, 1973), «Крылом к крылу» (1972, сценарист Левицкий, главная премия Всесоюзного кинофестиваля, 1973), «Служу моему отечеству» (1975, сценарий Левицкого и Т. А. Непомнящего), по собственному сценарию снял фильмы — «Репин рисует Толстого» (1978), «Евгений Баратынский» (1979), «Фёдор Достоевский» (1980) и др. За фильмы «Вблизи России», «Александр Ульянов» (премия Всесоюзного кинофестиваля, 1964) — оба 1963, «Кровавое воскресенье» (1964, премия Всесоюзного кинофестиваля, 1966, Ломоносовская премия, 1965), «Во главе государства Советов» (1967) — Государственная премия РСФСР (1968).

Литература:

Згуриди А., Пространство фильма, «ИК», 1983, № 3.

ЛЕВЧУК ТИМОФЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

Левчу́к Тимофей Васильевич (р. 19.1.1912), советский режиссёр. Народный артист СССР (1972). Член КПСС с 1942. Кандидат в члены ЦК КП Украины (с 1973). Окончил Киевский киноинститут (1934). Работает на Киевской киностудии им. Довженко. Дебютировал научно-популярным фильмом «Заря над Карпатами» (1949). Затем снял документальные фильмы «Киев» (1950) и «Н. В. Гоголь» (1951), фильм-концерт «Поёт Украина» (1954, с В. И. Лапокнышем), экранизировал пьесы А. Е. Корнейчука «В степях Украины» (1952) и «Калиновая Роща» (1953), создал первый украинский широкоформатный фильм «Закон Антарктиды» (1963). Торжеству дружбы украинского и русского народов посвящены фильмы «Пламя гнева» и «Иван Франко» (1956). В эпопее «Киевлянка» (2 серии, 1958—59) и «Наследники» (1960, 3-я серия «Киевлянки») Левчук на примере героической судьбы арсенальцев трёх поколений прослеживает путь народа к социализму. История подготовки и победы Октябрьской революции в центре фильма «Семья Коцюбинских» (1971, Государственная премия УССР). О героической борьбе с фашизмом, народных мстителях рассказывается в фильмах «Два года над пропастью» (1967), «Дума о Ковпаке» (трилогия — «Набат», 1974, «Буран», 1976, «Карпаты, Карпаты...», 1978, — премия Всесоюзного кинофестиваля, 1977, Золотая медаль им. Довженко, 1979), «От Буга до Вислы» (1981). Основная тема творчества Левчука — активное утверждение советского образа жизни, гуманизма, интернационализма. Левчуку свойственно стремление к масштабным темам, эпическим формам повествования. В 1983 поставил фильм о войне «Если враг не сдаётся...». Среди других работ — фильмы «Космический сплав» (1964), «Длинная дорога в короткий день» (1972) о современном человеке-созидателе, его богатом духовном мире, а также фильм «Ошибка Оноре де Бальзака» (1969), в котором раскрывается тема — Бальзак и Украина. С 1960 преподаёт в Киевском театральном институте (с 1976 профессор). С 1957 председатель Оргбюро, с 1963 первый секретарь правления СРК Украины (с 1967 — СК Украины), с 1965 секретарь правления СК СССР.

Сочинения:

В об’ективi США i Канада, К., 1966;

С любовью к зрителю, М., 1974;

Зарубiжнi зустрiчi, К., 1976;

Кинорежиссура, К., 1981 (с В. Ильяшенко).

Литература:

Земляк В., Подвиг, «ИК», 1977, № 5;

Авксентьева В. В., Зельдович Г. Б., Дума про народний подвиг, К., 1978;

Авксентьева В. В., Режиссёр в кiно, К., 1979;

Про Т. Левчука. [Збiрник], К., 1982.

Е. С. Глущенко.

ЛЁВШИНА ИННА СЕРГЕЕВНА

Лёвшина Инна Сергеевна (р. 25.3.1932), советский литературовед, кинокритик, социолог. Кандидат педагогических наук (1975). Окончила МГУ (1954). Печатается с 1957. Автор многих статей, посвященных эстетическим и социологическим проблемам киноискусства, а также воспитания средствами кино.

Сочинения:

Н. Мордюкова, [М., 1967];

Р. Быков, М., 1973;

Любите ли вы кино?, М., 1978.

ЛЕГОВЕЦ ЙИРЖИ

Ле́говец Йиржи (Lehovec) (р. 3.1.1909), чехословацкий режиссёр, сценарист. Заслуженный артист ЧССР (1967). Один из основателей чешской школы кинодокументалистики. Увлекался фотографией, выставлял свои работы на международных выставках. В 1935 снял несколько сюжетов для спектакля «Май» (по К. Г. Махе) в Театре Э. Ф. Буриана. Как оператор участвовал в съёмках короткометражных фильмов. Режиссёрский дебют — короткометражный фильм о Праге «Каменная слава» (1938). Поставил фильмы: «Ритм» (1941), в котором стремился наглядно передать музыку и эмоции, вызываемые ею, «Людвиг Куба» (1951) и «Мир красок Отакара Неедлого» (1954, Государственная премия ЧССР, 1955) о чешских художниках, «История старой реки» (1957), «Прага, мать городов» (1958). Поставил художественный фильм «Признание» (1951) и фильм об открытии пенициллина в Чехословакии — «Микоин РН = 510». Ведёт педагогическую работу, с 1946 заведующий кафедрой режиссуры ФАМУ.

ЛЕГОШИН ВЛАДИМИР ГРИГОРЬЕВИЧ

Лего́шин Владимир Григорьевич (1904—21.12.1954), советский режиссёр. В 1924 окончил драматический техникум в Баку. В Москве занимался в киномастерской Л. В. Кулешова и мастерской С. И. Юткевича, был актёром Опытно-героического театра под руководством Б. А Фердинандова. Работал как художник, актёр и режиссёр театра «Синяя блуза». Был ассистентом режиссёра Юткевича в фильме «Кружева» (1928). Режиссёрский дебют — «Песня о счастье» (1934, с М. С. Донским). В 1937 создал один из лучших советских фильмов для детей — «Белеет парус одинокий» (по В. П. Катаеву). В 1950 с А. М. Файнциммером поставил фильм «У них есть Родина» (по пьесе С. В. Михалкова «Я хочу домой», Государственная премия СССР, 1951).

Другие фильмы:

«Шёл солдат с фронта» (по повести Катаева «Я сын трудового народа», 1939), «Поединок» (1945).

Сочинения:

Искусство дубляжа, «ИК», 1953, № 7.

ЛЕГРАН МИШЕЛЬ

Легра́н Мишель (Legrand) (р. 24.2.1932), французский композитор, пианист, актёр. Учился в Парижской консерватории (у Н. Буланже). Автор музыки к фильмам режиссёра: Ж. Л. Годара — «Женщина есть женщина», «Жить своей жизнью», «Отдельная банда»; Ж. Деми — «Лола», «Шербурские зонтики», «Девушки из Рошфора», «Ослиная шкура»; А. Варда — «Клео от 5 до 7»; Дж. Лоузи — «Ева», «Посредник», «Дороги на юг».

Другие фильмы

«Семь смертных грехов», «Прекрасный май» (документальный фильм), «Жизнь в замке», «Дело Томаса Крауна» (в США, премия «Оскар», 1969), «Бассейн», «Лето 42» (в США, премия «Оскар», 1972), «Супруги второго года революции» (в советском прокате «Повторный брак»), «Одни и другие» (с Ф. Леем), «Атлантик-сити».

ЛЕДЕНЁВ РОМАН СЕМЁНОВИЧ

Леденёв Роман Семёнович (р. 4.12.1930), советский композитор. В 1955 окончил Московскую консерваторию, в 1958 — там же аспирантуру. В кино с 1960. Музыка Леденёва отличается лиризмом, поэтической выразительностью. Наиболее значительные работы в фильмах: «Зной», «Мы, русский народ», «Крылья», «Дядюшкин сон», «Матерь человеческая», «Странная женщина», «Поэма о крыльях», «Раннее, раннее утро» (телефильм, с А. Леденёвым) и др. Работает также в научно-популярном и документальном кино.

ЛЕДОГОРОВ ИГОРЬ ВАДИМОВИЧ

Ледого́ров Игорь Вадимович (р. 9.5.1932), советский актёр. В 1964 окончил Ташкентский театральный институт. Заслуженный артист РСФСР (1979). С 1972 актёр ЦТСА. В 1968 сыграл главную роль в фильме «Николай Бауман», создав яркий и психологически достоверный образ революционера. В числе лучших работ: Дмитрий Овцын («Баллада о Беринге и его друзьях», 1971), генерал Капитонов («Товарищ генерал», 1974, Серебряная медаль им. Довженко), Клипов («Небо со мной») и Георгий Седов («Георгий Седов») — оба 1975. Создал интересные характеры в телефильме «Руины стреляют» (1972, телефильм, Государственная премия БССР, 1974), фильме «Фронт за линией фронта» (1978, Государственная премия РСФСР). В 1983 снялся в фильме «Казачья застава».

Среди других фильмов:

«Наши знакомые», «Горячий снег», «Жизнь и смерть Фердинанда Люса», «Портрет с дождём», «Через тернии к звёздам»; телефильмы — «Карл Маркс. Молодые годы», «Мир вашему дому».

ЛЕДУ ФЕРНАН

Леду́ Фернан (Ledoux) (р. 24.1.1897), французский актёр. Окончил Парижскую консерваторию. С 1921 в театре «Комеди Франсез». В кино с 1918 (фильм «Орфографическая ошибка», режиссёр Ж. Фейдер). Искусство Леду отличается сочетанием острой характерности и бытового правдоподобия. Лучшие роли в фильмах режиссёров: Ж. Ренуара — «Человек-зверь» (1938); Ж. Беккера — «Гупи — Красные руки» (1943); Ж. Гремийона — «Буксиры» (1941), «Белые лапки» (1948); М. Карне — «Вечерние посетители» (1942); Ж. П. ле Шануа — «Папа, мама, служанка и я» (1954). Снялся также в фильмах «Ослиная шкура» (1970, режиссёр Ж. Деми), «Китайцы в Париже» (1974, режиссёр Ж. Янн), «Алиса, или Последний побег» (1977, режиссёр К. Шаброль), «Тысяча миллиардов долларов» (1982, режиссёр А. Верней). В 1958—67 преподавал в Парижской консерватории.

Другие фильмы:

«Карнавал истин», «Вилла “Судьба”», «Высота 3200», «Человек из Лондона», «Вечный конфликт», «Волки охотятся ночью», «Люди в белом», «Папа, мама, моя жена и я», «Приключения Тиля Уленшпигеля», «Меч и весы».

ЛЕЖДЕЙ ЭЛЬЗА ИВАНОВНА

Лежде́й Эльза Ивановна (р. 19.2.1933), советская актриса. Заслуженная артистка РСФСР (1974). В 1955 окончила Театральное училище им. Щепкина. В кино с 1955 (Варвара Лопатина — «Море студёное»). Среди ролей: Рита Устинович («Павел Корчагин», 1957), Мари («Ветер», 1959), Жена инвалида («Баллада о солдате», 1959), Жанна Лябурб («Эскадра уходит на запад», 1966), капитан Осипенко («Слушайте, на той стороне!», 1972, с МНР), Лизи («День на размышление», 1980). В 1983 снялась в фильме «Смерть на взлёте».

Другие фильмы:

«Первый эшелон», «Чрезвычайное поручение», «Каждый день доктора Калинниковой», «Подранки»; телефильмы — «Жизнь сначала», «За всё в ответе», «Атланты и кариатиды», телесериал «Следствие ведут знатоки».

Литература:

Шайкевич А., Э. Леждей, М., 1966;

Актеры советского кино, в. 5, М., 1969.

ЛЕИНЬ, ЛЕЙНЬШ АРМИИ ВИЛИСОВИЧ

ЛЕ`ИНЬ, Лейньш Армии Вилисович

(р. 18.8.1938)

сов. сценарист, журналист. Чл. КПСС с 1966. Учился в Латв. консерватории, во ВГИКе и на Высших сценарных курсах (1962 - 64). В кино с 1961. Автор сц. док. ф. "Начало" (1961), "Стройка" (1962) и "Рабочий" (1963) - все реж. У. Брауна. По сц. Л. пост. п/м док. т/ф "Весенний репортаж" (1965), "Советская Латвия" (1975), док. ф. "Кул-дыгские фрески" (1966), "Валмиерские девушки" (1970), "Закрома" (1973), "Лиепайские мужчины" (1976). Автор статей по вопросам киноиск-ва.

ЛЕЙ, ЛЕ ФРАНСИС

ЛЕЙ, Ле (Lai) Франсис

(р. 26.4.1932)

франц. композитор, пианист. Систематич. муз. образования не получил, в 1960 - 63 работал аккомпаниатором Э. Пиаф, в 1965 - М. Матьё. Автор музыки почти ко всем ф. реж. К. Лелуша: "Мужчина и женщина", "Жить, чтобы жить", "Человек, который мне нравится", "Хулиган", "Приключение это приключение", "Брак", "Другой мужчина, другой шанс", "Робер и Робер", "Поборемся", "Одни и другие" (с М. Леграном). Среди др. работ: "Мне не забыть его имени" и "Игры" (реж. М. Уиннер, в Великобритании), "Майерлинг" (реж. Т. Янг), "Частный урок" и "Мальчик-с-пальчик" (реж. М. Буарон), "История любви" (в США, реж. А. Хиллер, пр. "Оскар"), "Нефтедобытчицы" (реж. Кристиан-Жак), "Бег зайца по полям" (реж. Р. Клеман), "Потерянная душа" (реж. Д. Ризи).

ЛЕЙБОВ ЯКОВ СОЛОМОНОВИЧ

Ле́йбов Яков Соломонович (1902-1944), советский оператор. Окончил Ленинградский фотокинотехникум (1929). Работал на разных киностудиях. В 1944 на 4-м Украинском фронте. Снял репортажи «Русские дети в Закарпатской Руси», «Освобождение Ужгорода». Погиб в 1944.

ЛЕЙДА ДЖЕЙ

Ле́йда Джей (Leyda) (р. 12.2.1910), американский киновед, литературовед. С 1930 ассистент режиссёра и фотограф. Снял фильм «Утро Бронкса» (1932). В 1933—35 учился у С. М. Эйзенштейна во ВГИКе, был его ассистентом-практикантом в фильме «Бежин луг». С 1936 в Отделе кино Музея современного искусства в Нью-Йорке. Работал во Французской синематеке в Париже (1957—58), государственных киноархивах КНР (1959—64) и ГДР (1964—69). Лейда внёс серьёзный вклад в пропаганду достижений советского кино, в частности творчества Эйзенштейна. Перевёл (на английский язык) его важнейшие теоретические статьи, составил из них книги «Чувство кино» (1942), «Форма кино» (1949), «Статьи о кино» (1968); при его участии и под его редакцией вышли (англ.) переводы книги В. Нижнего «На уроках режиссуры С. Эйзенштейна» (1962) и сборник сценариев «Броненосец “Потёмкин”», «Октябрь», «Александр Невский» (1974). Разобрав и научно систематизировав в 1950—52 рабочий материал неоконченной эпопеи «Да здравствует Мексика!», Лейда смонтировал из дублей и вариантов многих её кадров 2 учебных фильма, познакомивших мировую общественность с подлинным замыслом и методом режиссёрской работы Эйзенштейна над этой картиной.

Сочинения:

Robert Flaherty, В., 1964 (с W. Klaue);

Литература:

Films beget films. A study of the compilation film, L., 1964;

Dianyng (Electric Shadows). An account of films and the film audience in China, Camb. (Mass.)—L., 1972.

ЛЕЙМАНИС АЛЕКСАНДР ОТТОВИЧ

Ле́йманис Александр Оттович (р. 17.10.1913), советский режиссёр. Народный артист Латвийской ССР (1973). Член КПСС с 1947. С 1939, по окончании ГИТИСа, в театрах Иркутска, Семипалатинска, Латвии. В кино с 1956. Первый значительный фильм — «Армия “Трясогузки”» (1964). Поставил фильмы «“Тобаго” меняет курс» (1965), «Армия “Трясогузки” снова в бою» (1968), «Олег и Айна» (1974, телефильм), а также комедийные музыкальные фильмы «Слуги дьявола» (1970), «Слуги дьявола на чёртовой мельнице» (1972), «В клешнях чёрного рака» (1975). В 1979 поставил фильм «Открытая страна» о старшеклассниках, их каникулах в трудовом лагере.

ЛЕЙМАНИС ЛЕОНИД ЯНОВИЧ

Ле́йманис Леонид Янович (16.4.1910—6.7.1974), советский режиссёр, актёр, сценарист. Народный артист Латвийской ССР (1965). С начала 30-х гг. актёр Рабочего театра в Риге, затем актёр и режиссёр других театров Латвии. В 1940—41 и в первые послевоенные годы — директор Художественного театра им. Райниса в Риге. С 1947 режиссёр Рижской киностудии. Участвовал в постановке фильмов «Возвращение с победой» (1948) и «Райнис» (1949). В 1955 с П. Армандом поставил фильм «Весенние заморозки» (по новеллам Р. Блаумана). Проблемам воспитания молодёжи посвящен фильм «Наурис» (1958, сценарист и режиссёр Лейманис). Автор сценария (с З. Скуинем) и режиссёр фильма о современной жизни «Меч и роза» (1960). Поставил фильмы «Капитан Нуль» (1965) о жизни латвийских рыбаков, «Эдгар и Кристина» (по Р. Блауману, 1966), «У богатой госпожи» (по А. Упиту, 1969, сценарий Лейманиса).

ЛЕЙПЦИГСКИЙ КИНОФЕСТИВАЛЬ

Ле́йпцигский кинофестиваль, см. Международные кинофестивали.

Предыдущая страница Следующая страница