Приглашаем посетить сайт

Есенин (esenin-lit.ru)

Кино: Энциклопедический словарь
Статьи на букву "Л" (часть 4, "ЛИН"-"ЛОТ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Л" (часть 4, "ЛИН"-"ЛОТ")

ЛИНДЕР МАКС

Ли́ндер Макс (Linder), настоящие имя и фамилия Габриель Максимилиан Лёвьель (Leuvielle) (16.12.1883—30.10.1925), французский актёр. Учился в консерватории в Бордо. Играл в парижских театрах «Амбигю комик» и «Варьете». С 1905 снимался в фильмах фирмы «Пате» («Первый выход ученика» и др.). В 1910—13 совершил триумфальное турне по Германии, Испании и России, во время которого его выступления на сцене перемежались демонстрацией фильмов. Лучшие фильмы этого периода: «Макс — жертва хинина», «Макс-виртуоз», «Макс-тореадор». С 1912 начал сам ставить фильмы. Искусство Линдера знаменовало переход от элементарного комизма погонь, пинков и падений к поискам комедийной характерности, бытовым и психологическим зарисовкам. Неотъемлемые принадлежности образа, созданного Линдером во многих фильмах, — элегантный костюм, трость, тёмные усики, ослепительная улыбка. Источники комических ситуаций — опьянение, влюбчивость, чрезмерная предприимчивость Макса, его самонадеянность и легкомыслие, жертвой которых он часто становился. Блестяще владея техникой комического, актёр весело подтрунивал над слабостями своего героя. Раннее творчество Линдера оказало влияние на Ч. Чаплина. После Первой мировой войны снимался во Франции, США и Австрии, однако его фильмы уже не пользовались прежним успехом. Тяжело переживая неудачи, Линдер заболел нервным расстройством и покончил жизнь самоубийством. Его последний фильм «Король цирка» (1925, сценарист Линдер, режиссёр Э. Виоле) поставлен в Австрии. В 1964 на экраны Франции вышел фильм «В компании Макса Линдера», в который вошли ленты, снятые Линдером в США в 1921—22 («Будьте моей женой», «Семь лет несчастья» и «Три мушкетёра»).

Среди других фильмов:

«Первые шаги на льду» и «Мысли апаша» (1907), «Завоевание» (1908), «Брак по-американски» и «Побеждённая застенчивость» (1909), «Макс-воздухоплаватель», «Макс ищет невесту», «Макс упускает богатую невесту» и «Макс женится» (1910), «Макс — законодатель мод» и «Макс Линдер против Ника Винтера» (1912), «Дуэль Макса» (1913), «Макс-иллюзионист» (1914), «Макс между двух огней» (1916), «Макс идёт напролом» (1917), «Маленькое кафе» (1919, соавтор сценария Линдер, режиссёр Л. Бернар), «На помощь!» (1923, соавтор сценария Линдер, режиссёр А. Ганс).

Литература:

Юткевич С. И., Макс Линдер. [Жизнь — работа — смерть], 2 изд., М.—Л., 1926;

Комики мирового экрана, [сост. В. С. Головской], М., 1966;

Трауберг Л., Мир наизнанку, М., 1984.

В. И. Божович.

ЛИОЗНОВА ТАТЬЯНА МИХАЙЛОВНА

Лио́знова Татьяна Михайловна (р. 20.7.1924), советский режиссёр. Народная артистка СССР (1984). Член КПСС с 1962. С 1949, по окончании ВГИКа (мастерская С. А. Герасимова и Т. Ф. Макаровой), на киностудии им. Горького. Была режиссёром-практикантом фильма «Молодая гвардия» (1948), ассистентом режиссёра фильма «Таинственная находка» (1954), вторым режиссёром фильма «Земля и люди» (1956). Первый фильм — «Память сердца» (1958) об одном из эпизодов Великой Отечественной войны. Поставила фильмы: «Евдокия» (1961), «Им покоряется небо» (1963), «Рано утром» (1966). В фильме «Три тополя на Плющихе» (1968) исследовался внутренний мир современного человека. Большую популярность завоевал телефильм «Семнадцать мгновений весны» (по Ю. С. Семёнову, 12 серий, 1973, Государственная премия РСФСР, 1976) о подвиге советского разведчика в годы Великой Отечеств, войны. В фильме удачно сочетаются хроникальность и острые психологические моменты, а характер главного героя раскрывается через участие в борьбе с начинающим агонизировать механизмом «третьего рейха», в ходе которой решались судьбы человечества. В 1980 поставила телефильм «Мы, нижеподписавшиеся» (по А. И. Гельману), где неожиданность игровых ситуаций не заслоняла постановки важных общественных проблем, а помогала полнее выявить напряжённость действия. В 1982 Лиознова поставила музыкальный фильм «Карнавал» (сценарий А. Родионовой при участии Лиозновой), где с тёплыми, чуть грустными интонациями рассказывается о девушке из провинции, мечтающей об актёрском успехе. Основные черты творчества Лиозновой — умение воссоздавать психологический климат времени, гибкость и разнообразие художественных приёмов. В 1962 преподавала во ВГИКе (мастерская Герасимова и Макаровой), в 1975—80 руководила с Л. А. Кулиджановым режиссёрско-актёрской мастерской ВГИКа.

ЛИПКОВ АЛЕКСАНДР ИОСИФОВИЧ

Липко́в Александр Иосифович (р. 31.12.1936), советский киновед. Кандидат искусствоведения (1973). В 1959 окончил Московский полиграфический институт, в 1966 — ВГИК. Печатается по вопросам кино с 1963. Автор сценариев мультипликационных, документальных и научно-популярных фильмов.

Сочинения:

Шекспировский экран, М., 1975;

Никита Михалков, М., 1981;

Все краски экрана, Таш., 1983;

Эмиль Лотяну, М., 1983.

ЛИПСКИЙ ОЛДРЖИХ

Ли́пский Олдржих (Lipsky) (4.7.1924—19.10.1986), чехословацкий режиссёр. Народный артист ЧССР (1979). Учился в Пражском университете. Руководил театром сатиры, основал театр пражской эстрады (ныне театр «ABC») и профессиональное ревю на льду. С 1949 на киностудия «Баррандов». Его первые фильмы — «Курица и пономарь» (1951), «Рассказы Гашека» (1952, с Губачеком). В фильме «Представление состоится» (1954, премия международного кинофестиваля в Карлови-Вари) начал разрабатывать одну из главных тем своего творчества, посвященных цирку; поставил фильмы — «Цирк едет!» (1960), «Шесть медведей и клоун Цибулька» (1972), «Цирк в цирке» (1975, с СССР, в советском прокате «Соло для слона с оркестром»). Традиции Я. Гашека ощущаются в фильме «Образцовый кинематограф Ярослава Гашека» (1956), утопической комедии «Человек первого века» (1961). В духе так называемых сумасшедших комедий сделаны фильмы «Хэппи-энд» (1967), научно-фантастическая лента «Я убил Эйнштейна, господа!» (1970). Особое место в творчестве Липского занимают фильмы-пародии «Лимонадный Джо» (по Й. Брдечке, 1964, премия международного кинофестиваля и премия ФИПРЕССИ в Сан-Себастьяне), «Четырёх убийств достаточно, дорогая!» (1971), «Адела ещё не ужинала» (1978). Современности посвящены комедии Липского «Яхим, бросай его в машину!» (1974, в советском прокате «Вычисленное счастье»), «Маречек, подайте мне ручку» (1976). В 1977 поставил фильм «Да здравствуют духи!», в 1981 — «Тайна карпатского замка», в 1983 — «Сердечный привет с земного шара», в 1984 — «Три ветерана».

ЛИПШИЦ ГРИГОРИЙ ИОСИФОВИЧ

Ли́пшиц Григорий Иосифович (28.11.1911—15.3.1979), советский режиссёр. Член КПСС с 1931. В 1936 окончил ВГИК (мастерская С. М. Эйзенштейна). В кино с 1937. В 1947—54 поставил научно-популярные фильмы «Кок-сагыз», «Зелёная улица», «Спортивная Украина», «Урок на всю жизнь», «Наши чемпионы», «Кормовой люпин» и др. Поставил художественные фильмы: кинокомедии — «Путешествие в молодость» (1957), «Катя-Катюша» (1960), «Артист из Кохановки» (1962), «Строгая игра» (1964), «Месяц май» (1966); историко-революционный — «Ласточка» (1958); телефильмы — «Обратной дороги нет» (1970), «Товарищ бригада» (1973), «Быть братом» (1977).

ЛИСАКОВИЧ ВИКТОР ПЕТРОВИЧ

Лисако́вич Виктор Петрович (р. 6.8.1937), советский режиссёр. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1982). Член КПСС с 1966. В 1964 окончил ВГИК. Снял на ЦСДФ фильмы «Осень надежды» (1962), «Его звали Фёдор» (1963, премия международного кинофестиваля в Лейпциге, 1964), «Всего одна жизнь» (1965). Значительным явлением кинодокументалистики стал фильм «Катюша» (1964, премия международного кинофестиваля в Лейпциге, главная премия Всесоюзного кинофестиваля, 1966), в котором документальными средствами был создан психологически убедительный портрет нашей современницы. Лисакович также режиссёр историко-документальных фильмов «Хроника без сенсаций» (1966), «Вспоминая Чкалова» (1967), «Гимнастёрка и фрак» (1968). С 1969 художественный руководитель студии документальных программ телеобъединения «Экран». Работает в жанре политического фильма: «Мир в этот день» (1970), «Час Ирландии» (1971, премия международного кинофестиваля в Лейпциге), «Туманы Британии» (1972, премия международного кинофестиваля в Лейпциге), «Встречи на Рейне» и «Товарищ неприкасаемый» (1973), «И наступил сезон победы» (1975), «Хемингуэй живёт в Гаване» (1977), «Париж. Почему Маяковский?» (1981), «Пламя Ольстера» (1982). Цикл его фильмов «Программа мира в действии» отмечен Государственной премией СССР (1976). Снимает фильмы, посвященные труду советский людей, проблемам экономики, кинопортреты современников: «Завод» (1969), «Расскажи о доме своём» (1975), «Начальник стройки» (1976), «Во Львов не на экскурсию» (1979), «Работать хорошо всегда трудно» (1981). Лисакович обогатил документальную кинолениниану, создав многосерийные фильмы «К Ленину, в Кремль» (1977), «Сила жизни» и «Музыка в семье Ульяновых» (1980), «В. И. Ленин. Страницы жизни» (1983—84). С 1976 секретарь правления СК СССР.

ЛИСАКОВСКИЙ ИГОРЬ НИКОЛАЕВИЧ

Лисако́вский Игорь Николаевич (р. 6.1.1934), советский киновед. Доктор философских наук, искусствоведения (1983). Член КПСС с 1959. В 1956 окончил Одесский университет, в 1972 — Академию общественных наук при ЦК КПСС. В трудах Лисаковского разрабатываются категории эстетики и проблемы киноведения в свете системного подхода. С 1986 секретарь правления СК СССР.

Сочинения:

Творческий метод: свойства и отношения, Киев, 1978;

Реализм как система. Проблема творческого метода в киноискусстве, М., 1982;

Z zagadnień metodologii realizmu socjalistycznego, Warsz., 1982.

ЛИСЕНКО НАТАЛИЯ АНДРИАНОВНА

Лисе́нко Наталия Андриановна (1884 или 1886 — год смерти неизвестен), русская актриса. Жена и партнёрша И. И. Мозжухина. В 1904 окончила студию МХТ. Играла в провинции, московском театре Корша. В кино с 1915. Среди ролей: Катюша Маслова («Катюша Маслова», 1915), Кручинина («Без вины виноватые») и Актриса («Подайте, Христа ради, ей») — обе 1916, купчиха Маковкина («Отец Сергий», 1918). С 1920 жила в Париже, играла в фильмах «Дитя карнавала», «На рейде» и др.

ЛИСИЦИАН ТАМАРА НИКОЛАЕВНА

ЛИСИЦИА`Н Тамара Николаевна

(р. 3.3.1923)

сов. режиссёр, сценарист. Засл. деят. иск-в РСФСР (1985). Чл. КПСС с 1958. В 1959 окончила ВГИК. На к/ст "Мосфильм" в 1960 - 77 и с 1978. Первая работа - ф. "Сомбреро" (1959). Пост. ф.: "СССР глазами итальянцев" (1963), "Чиполлино" (сц. Л., 1973), "Волшебный голос Джельсомино" (сц. Л., 1978), "На Гранатовых островах" (1981), "Тайна виллы "Грета"" (сц. Л., 1984).

ЛИСТОВ ВИКТОР СЕМЁНОВИЧ

Листо́в Виктор Семёнович (р. 23.7.1937), советский киновед. Кандидат исторических наук (1968). В 1961 окончил Московский историко-архивный институт. Печатается по вопросам кино с 1964. Автор многих работ по истории дореволюционного русского и раннего советского кинематографа.

Сочинения:

Кинокадры незабываемых дней, М., 1967;

В кинозале — Ленин, М., 1971 (с А. М. Гаком):

Начало всех начал, М., 1973;

История смотрит в объектив, [М., 1974].

ЛИТВАК АНАТОЛЬ

Литва́к Анатоль (Litvak) (5.5.1902—15.12.1974), американский режиссёр. Родился в Киеве. Изучал философию в Петрограде. Занимался в театральных студиях, в том числе у Е. Б. Вахтангова и В. Э. Мейерхольда. Играл на сцене, поставил несколько спектаклей. С 1925 работал в небольших театрах Парижа. В 1930 в Германии дебютировал в кино (фильм «Долли делает карьеру»). До середины 1930-х гг. снимал во Франции, Германии и Великобритании комедии («Песнь одной ночи»), приключенческий фильм («Кале — Дувр»), мелодрамы («Майерлинг») и др. С 1936 в США. Завоевал в Голливуде репутацию «актёрского» режиссёра. В фильмах Литвака участвовали крупнейшие американские актёры: М. Хопкинс («Женщина, которую я люблю», 1936), Э. Робинсон («Удивительный доктор Клиттерхауз», 1938), Э. Флинн («Сестры», 1938), Б. Дейвис («Всё это и небо в придачу», 1940) и др. В 1939 поставил один из первых в США антифашистских фильмов «Признания нацистского шпиона». Во время Второй мировой войны с Ф. Капрой сделал известную документальную серию «Почему мы сражаемся». В 1948 поставил фильм «Змеиная яма», показавший атмосферу, царящую в психиатрических лечебницах США. В 50—60-х гг. снимал картины в США, Великобритании, Франции. Среди них — мелодрама «Акт любви» (1954, с участием К. Дугласа и Д. Робен), психологическая драма «Глубокое синее море» (1955, с участием В. Ли), фильм «Снова прощай» (по роману Ф. Саган «Любите ли Вы Брамса?», 1961, с участием И. Бергман и А. Перкинса), «Ночь генералов» (по X. Кирсту, 1966, с участием П. О’Тула и О. Шарифа). В 1970 во Франции экранизировал криминальный роман С. Жапризо «Дама в автомобиле, в очках и с ружьём».

В. Ю. Дмитриев.

ЛИТВИНОВ АЛЕКСАНДР АРКАДЬЕВИЧ

Литви́нов Александр Аркадьевич (3.7.1898—6.5.1977), советский режиссёр. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1959). Член КПСС с 1943. Впервые выступил в кино как сценарист фильма «Член парламента» (1922, Франция). Работал помощником и ассистентом режиссёра, снимался в эпизодических ролях, писал сценарии. С 1924 режиссёр. Первые картины — «Горняк-нефтяник на отдыхе и лечении» (1924), «Око за око, газ за газ» (1925). К 30-м гг. основной темой творчества Литвинова стали Сибирь и Дальний Восток. Поставил документальные фильмы «Лесные люди» и «В дебрях Уссурийского края» (1928), затем художественные фильмы «Джоу» (1934), «Хижина старого Лувена» (1935), «Девушка с Камчатки» (1937), документальные фильмы — «Якутия» (1939), «Сибирь Советская» (1940), «Удэге» (1947); «Горный Алтай» (1948), «По дорогам Приморья» (1957).

Другие фильмы:

«На разных берегах» (1926), «Хочу жить» (1934) — оба художественные, «Сибирь в дни войны» (1942), «Новаторы Уралмаша» (1949), «Сокровища наших недр» (1963), «Так будет» и «Иван Ползунов» (1964), «Мускулы века» (1970), «Производство бесшовных труб» (1971).

Сочинения:

По следам Арсеньева. Записки кинорежиссёра, Владивосток, 1959;

В краю огнедышащих гор. Записки кинорежиссёра, «Урал», 1963, № 7—9.

Литература:

Поляновский М., Там, где были дебри, «ИК», 1957, № 10;

его же, Потрясающие контрасты, там же, 1959, № 10.

ЛИТВЯКОВ МИХАИЛ СЕРГЕЕВИЧ

Литвяко́в Михаил Сергеевич (р. 17.5.1938), советский режиссёр. Член КПСС с 1980. В 1965 окончил ВГИК. С 1964 режиссёр ЛСДФ. Среди фильмов: «Трудные ребята» и «До свидания, мама» (1966), «Люди земли Кузнецовой» (1969), «Это беспокойное студенчество» (1973, премия международного кинофестиваля в Лейпциге), «Девятая высота» (1976, с И. П. Калининой, Государственная премия РСФСР, 1977), «Тамара Чистякова» (1977, премия Всесоюзного кинофестиваля, 1978), «Есть такие поводы» (1977), «Крестьянский двор», «Жизнь после жизни» и «Поют самолёты» (с Калининой, премия международного кинофестиваля в Лейпциге, 1980) — все 1979, «Мы не сдаёмся, мы идём» (1982, специальная премия международного кинофестиваля в Лейпциге; премия Всесоюзного кинофестиваля, Государственная премия СССР, 1983).

ЛИТОВСКАЯ КИНОСТУДИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ И ХРОНИКАЛЬНО-ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ ФИЛЬМОВ

Лито́вская киносту́дия худо́жественных и хроника́льно-документа́льных фи́льмов. Организована в 1940 как студия кинохроники на базе Каунасской киностудии акционерного общества. В годы Великой Отечественной войны вся аппаратура была вывезена немецко-фашистскими оккупантами в Германию. После освобождения Литвы советскими войсками, в 1944 киностудия восстановлена. В 1949 переведена в Вильнюс. С 1954 реорганизована в киностудию художественных и хроникально-документальных фильмов. Выпускает (1983) 3 художественных фильма, 1 художественный фильм для телевидения, 1 полнометражный документальный фильм, 17 короткометражных научно-популярных фильмов, 23 заказных фильма, 24 номера киножурнала «Советская Литва».

ЛИТОВСКОЙ ССР КИНЕМАТОГРАФИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛИТТИН МИГЕЛЬ

Литти́н Мигель (Littín) (р. 9.8.1942), чилийский режиссёр. В 1959—62 изучал драматическое искусство в Чилийском университете. В 1963 работал с Й. Ивенсом над фильмами «Поедем в Вальпараисо», «Поезд победы». В 1964 ассистент режиссёра Э. Сото в документальном фильме «У меня была подруга». Снимался в короткометражных фильмах «Неграмотность» и «Ана» (оба режиссёр Сото). В 1965 поставил короткометражный фильм «За чужую землю» о проблемах молодёжи. С 1968 преподавал на отделении аудиовизуальных исследований Чилийского университета. В 1969 снял полнометражный художественный фильм «Шакал из Науэльторо», в котором вскрываются социальные причины совершённого преступления. В 1970 возглавил профсоюз кинодеятелей, активно поддерживавший С. Альенде на выборах. С 1971 президент кинокомпании «Чиле-фильмс». В 1971 поставил полнометражный документальный фильм «Товарищ президент» о жизни президента Альенде, в 1972—1973 — «Земля обетованная» — полнометражный игровой фильм о провозглашении «социалистической республики» в Чили в 1932 (просуществовала лишь 12 дней). После фашистского переворота 1973 живёт в Мексике. Снял фильмы: «События на руднике Марусиа» (1975, Мексика, премия «Оскар», 1976), «Да здравствует президент!» («Превратности метода» по А. Карпентьеру, 1978, Мексика — Франция — Куба) и «Вдова Монтьель» (по Г. Гарсии Маркесу, 1979, Мексика — Куба — Венесуэла — Колумбия), «Альсино и Кондор» (1982, с Никарагуа, Кубой, Мексикой, Коста-Рикой, главная премия международного кинофестиваля в Москве, 1983).

Литература:

Cine Chileno. La tierra prometida, Caracas, 1974.

ЛЛОЙД ГАРОЛЬД

Ллойд Гарольд (Lloyd) (20.4.1893—8.3.1971), американский актёр. Образование получил в школах драматического искусства в Денвере и Сан-Диего. С 1913 снимался в эпизодических ролях в фильмах кинофирмы Эдисона, затем — у М. Сеннетта. В своих первых короткометражных фильмах под руководством режиссёра X. Роуча пытался подражать Ч. Чаплину (серия «Одинокий Люк», 1915—17), но вскоре создал собственную комедийную маску — изящного, воспитанного молодого человека в шляпе-канотье и роговых очках. Зритель симпатизировал герою, что и определило успех новой маски. В 20-е гг. Ллойд занимал место среди лучших американский комиков немого кино. Комедии с его участием воспевали американское общество «процветания» и «равных возможностей». В характере осторожного, даже трусливого героя Ллойда появляются упрямство, напористость и непреодолимый оптимизм. В духе эпохи «просперити» герой Ллойда (обычно наивный провинциал, мелкий клерк, продавец и т. п.), пройдя через множество приключений, насыщенных комедийными ситуациями, завоёвывает сердце любимой девушки и богатство. Среди картин этого периода: «Прирождённый моряк» (1921), «Бабушкин внучек» и «Доктор Джек» (1922), «Наконец в безопасности» (1923), «Женобоязнь» (1924), «Первокурсник» (1925), «Младший брат» (1927). Типичные «комедии положений», картины Ллойда привлекали остроумными гэгами, комическими ситуациями, акробатическими трюками, а также комедийным изображением жизни и быта «среднего американца» в современном большом городе. Своим успехом он был во многом обязан комедийной выдумке и мастерству сценаристов, гэгменов, режиссёров (Роуч, Ф. Ньюмейер, Т. Уайльд). После прихода звука в кино Ллойд дополнил и развил свои гэги с помощью высокого мальчишеского голоса, который подходил к его экранному образу. Но всё же популярность его в 30-е гг. пошла на убыль. Снялся в ряде фильмов, лучший из них — «Безумие кино» (1932). Последний фильм с его участием «Грехи Гарольда Дидлбока, или Безумная среда» (1947, режиссёр П. Стёрджес) — абсурдная комедия, отличная от обычного типа его юмора. В 1952 получил специальную премию «Оскар». Выступал и как продюсер. Кинокомпания «Парамаунт» выпустила на экран монтажный фильм «Мир комедий Гарольда Ллойда» (1962) и «Забавная сторона жизни» (1963).

Литература:

Cahn W., Harold Lloyd’s world of comedy, N.Y., 1964;

Borde R., Harold Lloyd, [Lyon], 1968;

Lacourbe R., Harold Lloyd, P., 1970;

Schickel R., Harold Lloyd, Boston—N. Y., [1974].

ЛЛОЙД ФРЭНК

Ллойд Фрэнк (Lloyd) (2.2.1889—10.8.1960), американский режиссёр, сценарист, продюсер. Родился в Великобритании, с 1910 жил в США. Был актёром, с 1915 режиссёр. Среди более чем 100 поставленных им фильмов наибольшим успехом пользовались экранизации («Повесть о двух городах» по Ч. Диккенсу, 1917; «Отверженные» по В. Гюго, 1918; «Оливер Твист» по Диккенсу, 1922; «Кавалькада» по Н. Коуарду, 1932, премия «Оскар»), костюмно-исторические фильмы («Божественная леди», 1929, о леди Гамильтон, премия «Оскар»; «Если бы я был королём», 1938, о Ф. Вийоне) и приключенческие фильмы («Морской ястреб», 1924; «Мятеж на “Баунти”» по Ч. Нордхоффу и Дж. Холлу, 1935, премия «Оскар»).

Среди других фильмов:

«Под двумя флагами» (1936), «Шанхайская история» (1954), «Последний приказ» (1955).

ЛОАЧ, ЛОУЧ КЕННЕТ

ЛО`АЧ, Лоуч (Loach) Кеннет

ЛОАЧ, Лоуч (Loach) Кеннет (р. 17.6.1936), англ. режиссёр. С 1963 работал на ТВ. Оригинально используя приёмы док. и игрового кино, Л. снял неск. динамичных и увлекательных ф., среди к-рых широкую известность приобрёл ф. "Кэт, приди домой", посвященный жилищному кризису в стране. Ф. вызвал парламентские дебаты, вынудил принять срочные меры по оказанию помощи ряду бездомных. Дебютом в худож. кино стал ф. "Бедная корова" (1967) о странной девочке из лондонского предместья - жертве социальной несправедливости. В 1969 вышел ф. "Кес" (гл. пр. Мкф в Карлови-Вари, 1970), поднимавший проблемы семьи, образования и воспитания подростков. Ф. "Семейная жизнь" (1972, пр. ФИПРЕССИ на Мкф в Зап. Берлине) и т/ф "Дни надежды" (1975) были поев, острым социальным проблемам и наполнены интересом и сочувствием к жизни простых людей Великобритании. Его ф. сняты в простой док. манере, с минимальными затратами средств; режиссёр почти не привлекает проф. актёров. В 1979 пост. ф. "Чёрный Джек", в 1981 - "Взгляды и улыбки".

ЛОБОВА ТАМАРА ГРИГОРЬЕВНА

Ло́бова Тамара Григорьевна (р. 17.11.1911), советский оператор. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1969). Член КПСС с 1940. В 1931 окончила Ленинградский кинофототехникум, в 1952 — ВГИК. В 1934—41 и в 1943—51 на киностудии «Мосфильм». В 1934 сняла детский короткометражный фильм «Самый грязный», в 1935 — детский фильм «Без ошибки». В 1939 участвовала с другими операторами в работе над фильмом «Руслан и Людмила». Вошла в творческий коллектив режиссёра В. И. Пудовкина: с А. Д. Головнёй работала над фильмами «Суворов» (1941), «Боевой киносборник № 6» («Пир в Жирмунке», 1941), «Адмирал Нахимов» (1947), «Жуковский» (1950, Государственная премия СССР, 1951). Снимала фильмы: «Неуловимый Ян» (1943, с Головнёй), «Свадьба» (1944, с Ю. И. Екельчиком), «Стрекоза» (1954), «Сердце не прощает» (1961). С 1946 преподаёт во ВГИКе. Среди учеников В. К. Дербенёв, Ф. Б. Добронравов, М. М. Пилихина.

Литература:

Головня А. Д., Мастерство кинооператора, М., 1965.

ЛОГАН ДЖОШУА

Ло́ган Джошуа (Logan) (р. 5.10.1908), американский режиссёр. Учился в военной академии, окончил Принстонский университет. В конце 20-х гг. стажировался в МХТ в Москве. В 1930 ставил спектакли в Лондоне. По возвращении в США стал одним из ведущих театральных режиссёров. К кино обращался периодически с 1936 как сценарист и ассистент режиссёра, в 1939 был сорежиссёром фильма «Я вновь встретил свою любовь». В 50—60-е гг. был режиссёром известных картин, основанных в большинстве случаев на собственных бродвейских постановках. Среди фильмов Логана: психологические драмы «Пикник», «Автобусная остановка» (оба по У. Инджу, 1956), «Сайонара» (1957), «Фанни» (по М. Паньолю, 1961), мюзиклы «Юг Тихого океана» (1958), «Камелот» (1967), «Покрась свой фургон» (1969), а также комедии «Невероятная история» (1960), «Младший лейтенант Пулвер» (1963).

ЛОГИНОВА ТАМАРА АБРАМОВНА

Ло́гинова Тамара Абрамовна (р. 2.5.1929), советская актриса. Заслуженная артистка РСФСР (1976). С 1954, по окончании ВГИКа, Театре-студии киноактёра. В кино с 1955 (Галя Кушнир — «Тревожная молодость»). Среди ролей: Катя («Дорога», 1955), Настя («Гость с Кубани», 1956), Валя Амосова («Дело “Пёстрых”», 1958), Катя («Испытательный срок», 1960), Мария Ильинична Ульянова («Верность матери», 1967), Маша («Иван Макарович», 1968), Татьяна Васильевна («Тени исчезают в полдень», 1972, телефильм, в прокате 1974), Калмыкова («Надежда», 1973), Клава Кустова («Последний побег», 1981), Аня («Свидание с молодостью», 1982).

Другие фильмы:

«Ветер», «Дикая собака Динго», Бег», «Возвращение к жизни», «Улица без конца», «Засекреченный город», «Слово для защиты».

ЛОЗИ ДЖОЗЕФ

Ло́зи Джозеф, см. Лоузи Дж.

ЛОЙ МИРНА

Лой Мирна (Loy), настоящая фамилия Уильямс (Williams) (p. 2.8.1905, по другим данным, 1902), американская актриса. В кино с 1925. Вошла в число «кинозвёзд», сыграв роль энергичной и остроумной жены сыщика-любителя в детективной комедии «Тонкий человек» (1934). В дальнейшем играла в фильмах этой серии («За тонким человеком», 1936, «Тонкий человек возвращается домой», 1944, и др.). С 1942 снималась редко. Наиболее интересные её роли в послевоенный период — в психологической драме «Лучшие годы нашей жизни» (1946, режиссёр У. Уайлер) и в комедии «Мистер Блендинг строит дом своей мечты» (1948).

Среди других фильмов:

«Бен-Гур», «Янки из Коннектикута», «Эрроусмит», «Лётчик-испытатель», «Рыжий пони», «Великий Зигфельд».

ЛОЙ НАННИ

Лой Нанни (Loy), настоящее имя Джованни (р. 23.10.1925), итальянский режиссёр. В 1948—1950 учился в Экспериментальном киноцентре в Риме. В 1948—50 снял документальные фильмы «Художник перед зеркалом» и «Биография образа», был ассистентом режиссёра Л. Дзампы, затем поставил (с Дж. Пуччини) сатирические комедии «Слово вора» (1955) и «Муж» (1957), в 1958 — комедию «Смелое ограбление тех, кто, как всегда, неизвестны». В 1960 Лой обратился к теме итальянского Сопротивления и поставил фильм о партизанской борьбе «День льва» (в советском прокате «Пароль “Виктория”»). Этот фильм по своей идейной направленности и режиссёрской манере был близок традициям итальянского неореализма. В 1963 поставил фильм «Четыре дня Неаполя», построенный на подлинных событиях восстания неаполитанцев против немецко-фашистских оккупантов. Этот антифашистский фильм имел большой успех в Италии и за рубежом. Преподаёт режиссуру в Экспериментальном киноцентре в Риме.

Другие фильмы:

«Сделано в Италии» (1965), «Отец семейства» (1967), «Солдат Розолино Патерно» (1969), «Задержанный в ожидании суда» (1971), «Приведу в порядок Америку и вернусь» (1973), «Безработный» (1974), новелла в фильме «Дамы и господа, спокойной ночи» (1976), «Кафе-экспресс» (1979), «Орёл или решка» (1982).

Литература:

Капралов Г., «Четыре дня Неаполя», «ИК», 1963, № 11;

Жуков Ю., Из боя в бой, 1946—1970, М., 1970;

Антифашистская тема в кино, сборник, М., 1975;

Арнальдо С., Нанни Лой: Дело коммунистов — дело моей жизни, «За рубежом», 1980, 24—30 октября.

ЛОКТЕВ АЛЕКСЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

Ло́ктев Алексей Васильевич (р. 30.12.1939), советский актёр. Заслуженный артист РСФСР (1972). По окончании ГИТИСа с 1962 в Московском театре драмы им. Пушкина (в 1972—1978 в Малом театре), затем в Ленинградском театре драмы им. Пушкина. Среди ролей в кино: Гена («Прощайте, голуби!», 1961), Димка («Последний хлеб», 1963), Володя Ермаков («Я шагаю по Москве», 1964), Коля Терентьев («Первый снег») и Володя Иванов («Наш дом») — обе 1965, Алексей Денисов («Туннель», 1967, советско-румынский), Алексей Пешков («По Руси», 1968), Игнатьев («Меня ждут на земле», 1977). Снимался в фильмах: «Семья Коцюбинских», «Печки-лавочки», «Победитель» и др. Государственная премия СССР (1972) за театральную работу.

Литература:

Актеры сов. кино, в. 7, М., 1971.

ЛОКШИНА ХЕСЯ АЛЕКСАНДРОВНА

Ло́кшина Хеся Александровна (17.12.1902—31.5.1982), советский режиссёр. В 1929 окончила Высшие театральные мастерские Наркомпроса РСФСР. Была ассистентом режиссёра и актрисой в театре им. Мейерхольда. В кино с 1929 как ассистент режиссёра, с 1936 режиссёр. С Э. П. Гариным поставила фильмы: «Женитьба» (по Н. В. Гоголю, 1937), «Доктор Калюжный» (1939), «Принц и нищий» (по М. Твену, 1943), «Синегория» (по повести Л. А. Кассиля «Дорогие мои мальчишки», 1946), «Обыкновенное чудо» (по Е. А. Шварцу, 1965), «Весёлые расплюевские дни» (по пьесе А. В. Сухово-Кобылина «Смерть Тарелкина», 1968) и др.

ЛОЛЛОБРИДЖИДА ДЖИНА

Лоллобриджи́да Джина (Lollobrigida) (р. 4.7.1927), итальянская актриса. Училась на курсах пения, затем в театральном училище. Работала манекенщицей. С 1946 снималась в эпизодических ролях. С 1947 участвовала в конкурсах красоты, была замечена продюсерами и режиссёрами, снялась в фильмах «Паяцы», «Набат», «Ансельмо некогда» и др. Первая значительная работа — в антифашистском фильме «Опасно: бандиты!» (1951, режиссёр К. Лидзани). В 1951—1952 снималась в фильмах различных жанров у режиссёров А. Блазетти, М. Камерини, М. Сольдати, П. Джерми, а также во Франции у Кристиан-Жака в фильме «Фанфан-Тюльпан» и у Р. Клера в фильме «Ночные красавицы», завоевав симпатии зрителей прежде всего своими внешними данными. Более глубоко дарование Лоллобриджиды раскрылось только в ролях простых итальянских женщин в фильмах «Провинциалка» (1953, режиссёр Сольдати) и «Римлянка» (1954, режиссёр Л. Дзампа), а также в популярных комедиях: «Хлеб, любовь и фантазия» (1953) и «Хлеб, любовь и ревность» (1954) — оба режиссёр Л. Коменчини. Эти фильмы сделали актрису одной из самых ярких «звёзд» западного кино середины 50-х гг. В 60—70-х гг. снималась главным образом за границей, преимущественно в развлекательных фильмах. В 1976 как режиссёр-документалист сняла фильм о Кубе. Занимается художественной фотографией.

Другие фильмы:

«Энрико Карузо», «Неверные», «Большая игра» (Франция), «Самая красивая женщина на свете», «Трапеция» (США), «Собор Парижской богоматери» (Франция), «Имперская Венера», «Красавица Ипполита», «Бурное море», «Прекрасный ноябрь», «Король, дама, валет» (ФРГ).

ЛОНСКОЙ ВАЛЕРИЙ ЯКОВЛЕВИЧ

Лонско́й Валерий Яковлевич (р. 21.3.1941), советский режиссёр. Член КПСС с 1965. В 1970 окончил ВГИК (мастерская Е. Л. Дзигана). С 1971 на киностудии «Мосфильм». Первая работа — короткометражный фильм «Коловерть» в киноальманахе «В лазоревой степи» по рассказам М. Шолохова (с В. Шамшуриным, 1971). Поставил фильмы: «Небо со мной» (1974), «Приезжая» (1977), «Белый ворон» (1981) и «Летаргия» (1983) —сценарист Лонской с В. К. Железниковым, «Полевая гвардия Мозжухина» (1986).

ЛОРЕН СОФИЯ

Лоре́н София (Loren), настоящая фамилия Шиколоне (Scicolone) (p. 20.9.1934), итальянская актриса. С 1949 участвовала в конкурсах красоты в Неаполе и в том же году в Риме начала сниматься в эпизодических ролях (фильмы «Камо грядеши?», «Сердца на море» и др.). Внешние данные актрисы были замечены в фильмах «Торговля белыми рабынями» и «Африка под морями» (1952). Известность Лорен принесло участие в фильме «Золото Неаполя» (1954, режиссёр В. Де Сика). Её успех упрочился после исполнения главной роли в фильме «Женщина с реки» (1955, режиссёр М. Сольдати). Снималась в комедийных фильмах: «Как жаль, что эта каналья», «Знак Венеры», «Прекрасная мельничиха». американский режиссёр С. Крамер снял Лорен в фильме «Гордость и страсть» (1957). В 1957—58 снялась в Голливуде в фильмах «Мальчик на дельфине», «Любовь под вязами», «Чёрная орхидея» (премия международного кинофестиваля в Венеции, 1958), а также в фильме «Ключ» (Великобритания) и др. Участие в фильмах голливудских режиссёров в ролях экзотических красавиц увеличило её популярность за пределами Италии. Возвратившись на родину, Лорен стала сниматься главным образом в фильмах режиссёр Де Сика. Режиссёр сумел раскрыть дарование актрисы. Она создала драматические и комедийные образы в его фильмах «Боккаччо, 70» (1961), «Затворники Альтоны» (1962), «Вчера, сегодня, завтра» (1963). Достижением Лорен стала роль простой итальянский женщины Чезиры в антивоенном и антифашистском фильме «Чочара» (1960, премия международного кинофестиваля в Канне, 1961, премия «Оскар»), а также Филумены в фильме «Брак по-итальянски» (1964, премия международного кинофестиваля в Москве, 1965). Снялась также в советско-итальянском фильме «Подсолнухи» (1969) и в последней ленте режиссёра Де Сика «Поездка» (1974, премия международного кинофестиваля в Сан-Себастьяне). Одна из заметных работ Лорен —главная роль в фильме «Необычный день» (1977, режиссёр Э. Скола). В 1979 снялась в фильме «Сила огня» (в Великобритании). Продолжала выступать во многих фильмах, главным образом иностранных режиссёров («Сид», «Мадам Сан-Жен», «Падение Римской империи», «Арабеска», «Человек из Ламанчи»).

Другие фильмы:

«Аида», «Хлеб, любовь и...», «Жила-была», «Графиня из Гонконга» (Великобритания), «Жена священника», «Белое, красное и...», «Вердикт» (Франция), «Короткая встреча» (Великобритания), «Мост Кассандры» (США).

Сочинения:

Sophia: living and loving. Her own story, L., 1979.

ЛОРЕНЦ ВИКТОР КЛАВСОВИЧ

Ло́ренц Виктор Клавсович (р. 30.7.1927), советский сценарист. В 1961 окончил ВГИК. Написал сценарии фильмов: художественных — «Я всё помню, Ричард!» (1967), «Безумие» (1969), «Ель во ржи» (1972), «Афера Цеплиса» (по П. Розиту, 1972), «Смерть под парусом» (по Ч. Сноу, 1977, телефильм), «Выстрел в лесу» (1984); документальных — «Оборотни» (1963, совместно с др.), «Песня» (1974), «Четыре весны» (1975, телефильм) и др. Снимался в фильмах «Красная скрипка», «Эта опасная дверь на балкон».

ЛОРРЕ ПЕТЕР

Ло́рре Петер (Lorre), настоящие имя и фамилия Ласло Лёвенштайн (Löwenstein) (26.6.1904—23.3.1964), немецкий и американский актёр. По национальности венгр. Выступал в театрах Вены и Берлина. В кино с 1928 (фильм «Пробуждение весны»). Успех пришёл к Лорре с первой значительной ролью в фильме «М» (1931, режиссёр Ф. Ланг). Играл в фильмах: «Сверху вниз» (1934, режиссёр Г. В. Пабст, Франция), «Человек, который слишком много знал» (1934) и «Секретный агент» (1936) — оба режиссёра А. Хичкока (Великобритания), «Преступление и наказание» (1935, режиссёр Дж. Штернберг), «Мальтийский сокол» (1941, режиссёр Дж. Хьюстон), «Касабланка» (1943, режиссёр М. Кёртиц), «Мышьяк и старое кружево» (1944, режиссёр Э. Любич), «Вокруг света в 80 дней» (1956, режиссёр М. Андерсон), «Козёл отпущения» (1964, режиссёр Дж. Льюис) — все США, и др. В 1951 поставил в ФРГ фильм «Потерянный» (исполнил главную роль), который имел антифашистскую направленность.

ЛОСЕВА НИНЕЛЬ ИОНОВНА

Ло́сева Нинель Ионовна (1.7.1924—15.12.1973), советский сценарист. В 1948 окончила ВГИК. Писала сценарии для документальных фильмов, киноочерков («Воздушный парад», 1951, «Дальний Восток. Приморье», 1952, и др.), тексты к киножурналу «Новости дня» (1952—55). С 1957 Лосева — в числе основных сценаристов научного кино. Ей принадлежат сценарии фильмов: «Мы из школы Гнесиных» и «Мастера книжной иллюстрации» (1957), «Искусство Греции и Рима» (1958, с Н. Бришитовым), «Загадки пятого постулата» (1963), «Композитор Арам Хачатурян» (1964), «С. Я. Маршак» (1965), «Время остановить нельзя!» и «Лучи будущего» (1966), «Сквозь время» (1967, о погибших на фронте поэтах), «Михаил Светлов» (1970), «Академик Тамм» (1971) и др.

Сочинения:

Один Тамм. [Сборник сценариев], М., 1977.

ЛОТОН ЧАРЛЗ

Ло́тон Чарлз, см. Лоутон Ч.

Предыдущая страница Следующая страница