Приглашаем посетить сайт

Ахматова (ahmatova.niv.ru)

Кино: Энциклопедический словарь
Статьи на букву "С" (часть 4, "СЕР"-"СМИ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 4, "СЕР"-"СМИ")

СЕРИГ, СЕЙРИГ ДЕЛЬФИН

СЕРИ`Г, Сейриг (Seyrig) Дельфин

(р. 10.4.1932)

франц. актриса. Окончила курсы драм. иск-ва П. Бертена, Р. Блена и Т. Балашовой, училась в Актёрской студии в Нью-Йорке. Работает в т-ре. В кино с 1959 ("Сорви мою маргаритку", США). Творч. индивидуальность актрисы сформировалась под влиянием режиссёров, опирающихся на лит. традицию "нового романа": А. Рене - "В прошлом году в Мариенбаде" (1960), "Мюриель, или Время возвращения" (1963, пр. Мкф в Венеции, 1964); М. Дюра - "Музыка" (1967), "Индийская песня" (1975), "Её имя Венеция в пустынной Калькутте" (1976), "Бакстер, Вера Бакстер" (1977). Такого рода эксперимент. ф. выгодно использовали холодноватую аристократичность её манеры, отточенную пластику. Необычный голос и своеобразная "бесплотность" делали её персонажей потусторонними "тенями", намеренно лишёнными психологич. насыщенности. Снималась у реж.: Дж. Лоузи - "Несчастный случай" (1967) и "Кукольный дом" (1973) - оба Великобритания; Ф. Трюффо - "Украденные поцелуи" (1968); Л. Буньюэля - "Млечный путь" (1969) и "Скромное обаяние буржуазии" (1972). В 1983 снялась в ф. "Песчинка". В 1977 отмечена Большой нац. пр. кино.

Ср. др. ф.: "Мистер Фридом", "Ослиная шкура", "Красные губы" и "Жанна Дильман" - оба Бельгия, "Алоиза", "Дорогой Микеле" (Италия), "По дороге" (в сов. прокате "В пути", ВНР - ПНР), "Потерянный путь" (Швейцария), "Дорогая незнакомка".

СЕРОВ ГЕОРГИЙ АНТОНОВИЧ

Серо́в Георгий Антонович (р. 24.12.1928), советский оператор. С 1953, по окончании ВГИКа, на ЦСДФ. Участвовал в создании фильмов: «Остров Сахалин» (1955), «Наши современники» (1961), «Сильнейшие штангисты мира» (1962), «Ритмы Африки» (1966), «Говорят века Африки» (1967), «Трудные дороги мира» (1974, Государственная премия СССР, 1976), «Праздник Сьерра-Леоне» (1975), «Новой Эфиопией, клянусь!» (1977), «На концерте Людмилы Зыкиной» (1978), «Всё лучшее в тебе» (1979) и др.

СЕРОВА ВАЛЕНТИНА ВАСИЛЬЕВНА

Серо́ва Валентина Васильевна (23.12.1917—12.12.1975), советская актриса. Заслуженная артистка РСФСР (1946). Окончила театральный техникум в Москве. Работала в Московском театре им. Ленинского комсомола, Малом театре, Театре им. Моссовета. В 1939 сыграла роль своей современницы — энергичной, задорной Кати Ивановой в фильме «Девушка с характером» (дебют Серовой в кино). Героини Серовой отличались мягкой женственностью, обаянием и вместе с тем решительностью, внутренней силой. Её лучшая роль — Лиза Ермолова в фильме «Жди меня» (1943), в которой актриса глубоко и правдиво раскрыла тему женской верности, прошедшей суровые испытания в дни Великой Отечественной войны. Среди ролей: Надя Кулагина («Весенний поток», 1941), Галя Мурашова («Сердца четырёх», 1945), Мария Николаевна («Бессмертный гарнизон», 1956). Исполнила острохарактерные роли: жена Глинки («Глинка», 1947, Государственная премия СССР), Кира Рейчел («Заговор обречённых», 1950), Забелина («Кремлёвские куранты», 1970), Кукарникова («Дети Ванюшина», 1974).

Литература:

Актёры советского кино, в. 5, М., 1969.

СЕРЫЙ АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ

Се́рый Александр Иванович (р. 27.10.1927), советский режиссёр. С 1959, по окончании Высших режиссёрских курсов, на киностудии «Мосфильм». Дебютировал приключенческим фильмом «Выстрел в тумане» (1964, с А. А. Бобровским). В 1966 поставил на Одесской киностудии приключенческую комедию для детей «Иностранка» (с К. И. Жуком). Поставил комедии: «Джентльмены удачи» (1972), «Ты — мне, я — тебе» (1977, Серый соавтор сценария), «Берегите мужчин» (1983).

СЕТКИНА-НЕСТЕРОВА ИРИНА ФРОЛОВНА

Се́ткина-Не́стерова Ирина Фроловна (р. 17.5.1900), советский режиссёр. Народная артистка РСФСР (1969). Член КПСС с 1930. В кино с 1917. В 1919 сотрудница Всероссийского фотокиноотдела Наркомпроса. С 1931 режиссёр ЦСДФ. Среди фильмов: «Разгром Японии» (1945, с И. Е. Хейфицем и А. Г. Зархи, Государственная премия СССР, 1946), «День победившей страны» (1947, с И. П. Копалиным, Государственная премия СССР, 1948), «1 Мая 1949» (1949, с Л. И. Степановой, Государственная премия СССР, 1950), «Этапы большого пути» (1959, с Копалиным), «Подвиг народа бессмертен» (1966), «По ленинскому плану» (1970).

СЕЧЕНЬИ ФЕРЕНЦ

Се́ченьи Ференц (Szécsényi) (р. 23.3.1922), венгерский оператор. Народный артист ВНР (1976). В кино с 1942. Первый фильм — «Господин учитель Ганнибал» (1956). Сотрудничал с режиссёрами З. Фабри («Сумасшедший апрель», 1957, «Анна Эдеш», 1958, «Хищник», 1960, «Два тайма в аду», 1961), Д. Ревесом («Земля ангелов» и «Заморозки», 1962; «Как дела, молодой человек?», 1963, «Да», 1964, в советском прокате «История одной любви», «Нет», 1965, «Старик», 1975, «Кто меня видел?», 1977), К. Макком («Потерянный рай», 1962, «Предпоследний человек», 1963), П. Зольнаи («Апрельская тревога», 1961, «Как бегут деревья», 1966, «Ты был пророком, дорогой», 1968), А. Ковачем («Холодные дни», 1966, в советском прокате «Облава в январе»; «С завязанными глазами», 1974). Государственная премия им. Кошута (1970), премия им. Балажа (1962, 1967).

Другие фильмы:

«Боганч» и «Железный цветок» (1958), «Разрешите доложить» (1960), «Пойду к министру» (1961), «Вечное движение» (1964), «Сладкое и горькое» (1966), «Сигнал» (1967), «Звёзды Эгера» (1968), «Вербное воскресенье» (1969), «Держись за облака» (1972, с В. А. Гинзбургом, ВНР — СССР), Палко Чином» (1973, в советском прокате «Орлиные перья»), «Общая вина» (1977).

СЁЭТ АНДРЕС АНДРЕАСОВИЧ

Сёэт Андрес Андреасович (р. 4.2.1934), советский режиссёр, оператор. В 1963 окончил ГИК (мастерская Л. В. Косматова). В 1964—72 и с 1980 на киностудии «Таллинфильм» (в 1972—80 на студии «Эстонский телефильм»). Режиссёр и оператор документальных фильмов: «Рухну» (1964), «511 фотографий с Марса» (1965), «Белая земля Эндерби» (1969), «Дирижёры» (1975), «Иванов день» и «Сон» (1978), «Таллин-80» (1980), «Репортёр» (1981).

СИГАЕВ АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ

Сига́ев Александр Иванович (26.5.1893—28.6.1971), советский оператор. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1959). Член КПСС с 1940. В кино с 1924. Снял фильмы: «Золотой клюв» (1929) и «Города и годы» (1930) — оба с С. В. Беляевым, «Дубровский» (1936), «Волочаевские дни» (1938), «Оборона Царицына» (1942, с А. И. Дудко и С. В. Ивановым, Государственная премия СССР), «Родные поля» (1945), «Небесный тихоход» (1946) и др. Лучшей работой Сигаева стал фильм «Чапаев» (1934, с А. Ксенофонтовым). Чёткая операторская концепция обусловила стилистическую однородность всего изображаемого материала — от лирического пейзажа до плакатно-выразительных батальных кадров. В 1948—63 работал на студии «Леннаучфильм».

Другие фильмы:

«Разгром» (1931), «Юность поэта» (1937, с Дудко), «Танкисты» (1939, с М. Ш. Магидом), «Алмазы» (1947).

СИГАЛ ДЖОРДЖ

Си́гал Джордж (Segal) (р. 13.2.1934), американский актёр. Окончил Колумбийский университет. С середины 50-х гг. на сцене и на телевидении. В кино с 1961 (фильм «Молодые врачи»). Темпераментная манера исполнения, привлекательность большинства его персонажей сделали актёра своеобразным воплощением образа «среднего американца». Среди фильмов: «Самый длинный день» (1962), «Приглашение стрелку» (1964), «Корабль глупцов» (1965), «Кто боится Вирджинии Вульф?» (1966), «Меморандум Квиллера» (1967, Великобритания), «Так с дамами не обращаются» (1968), «Влюблённый Блум» (1973), «Калифорнийский покер» (1974), «Забавные приключения Дика и Джейн» (1977), «Последняя супружеская пара в Америке» (1979), «Под копирку» (1981).

СИГЕЛ ДОН

Си́гел Дон (Siegel), настоящее имя Доналд (р. 26.10.1912), американский режиссёр. Окончил Кембриджский университет, учился в лондонской Академии драматического искусства. С 1933 Голливуде (монтажёр). Поставил несколько документальных короткометражных фильмов (в том числе «Звезда в ночи», премия Оскар», и «Гитлер жив?», 1945). В 1946 дебютировал в игровом кино фильмом «Приговор». В основном снимал приключенческие, криминальные, фантастические фильмы: «Бунт в тюремном блоке № 11» (1954), «Вторжение похитителей тел» (1956), «Нельсон-младенчик» (1957), «Опознание» (1958), Убийцы» (по Э. Хемингуэю, 1964), «Мадиган» (1968), «Грязный Гарри» (1972), Стрелок» (1976), «Телефон» (1977), Бегство из Алькатраса» (1979), «Дурной глаз» (1982).

СИДНИ СИЛВИЯ

Си́дни Силвия (Sidney), настоящие имя и фамилия Софья Косов (Kosow) (р. 8.8.1910, по другим данным, 1908), американская актриса. Училась в школе театра Гилд. С 1926 на сцене. В кино с 1929 (фильм «Разными глазами»). Пользовалась большим успехом в 30-е гг., в период экономического кризиса, исполняя роли внешне хрупких, но стойких героинь, не сдающихся перед жизненными невзгодами («Уличная сцена» и Американская трагедия», 1931; «Дженни Герхардт», 1933; «Саботаж», Великобритания, и «Ярость», 1936; «Тупик» и «Живёшь только раз», 1937). С 40-х гг. работала главным образом в театре, но продолжала сниматься и в кино: «Джейн Эйр» (1944), «Кровь на солнце» (1945), «Отверженные» (1952), «Летние пожелания, зимние мечты» (1973), «Я не сулил тебе одни лишь розы» (1977), «Хамметт» (1982).

СИЛЛАРТ ЮРИ АЛЕКСАНДРОВИЧ

СИ`ЛЛАРТ Юри Александрович

(р. 29.5.1943)

сов. оператор. Засл. деят. иск-в Эст. ССР (1980). В 1970 окончил ВГИК (мастерская А. В. Гальперина). Для лучших работ С. характерны экспрессивная драматургия цвета, умелое использование технич. приёмов: ф. "Время жить, время любить" (1977), "Цену смерти спроси у мёртвых" (1978) и "Лесные фиалки" (1980) - оба отмечены пр. Вкф. Снял также ф. "Огонь в ночи" (1973), "Бриллианты для диктатуры пролетариата" (1976), "Отель "У погибшего альпиниста"" (1979), "Искатель приключений" (1983).

СИММ ПЕЭТЕР ЛЕМБИТОВИЧ

Симм Пеэтер Лембитович (р. 24.2.1953), советский режиссёр. В 1976 окончил ВГИК (мастерская А. Б. Столпера). Дипломная работа — фильм «Леший» (1977). Поставил новеллу «Татуировка» (в фильме «Гадание на ромашке», 1978), документальные фильмы «Сирена» (1979), «Путь бумажного змея» (1981), художественный фильм «Арабелла — дочь пирата» (1983). Значительная работа Симма — фильм «Что посеешь...» (1981, премия Всесоюзного кинофестиваля, 1982) — социальная драма о трудных послевоенных годах в Эстонии, о поиске молодым героем своего места в жизни.

СИМОН МИШЕЛЬ

Симо́н Мишель (Simon), настоящее имя Франсуа (9.4.1895—30.5.1975), французский актёр. Сменил много профессий, выступал в мюзик-холле. С 1922 в театре (труппа Питоева) и кино. Снялся в фильмах: «Покойный Матиас Паскаль» (1925), «Страсти Жанны д’Арк» (1927, роль одного из судей), «Лодырь» (1928) и др. Симон стал одним из ведущих актёров французского кино 30-х гг. Играл в фильмах режиссёра Ж. Ренуара «Сука» (1931) и «Будю, спасённый из воды» (1932). Яркой выразительностью и психологической глубиной отличались работы Симона в фильмах «Аталанта» (1934, режиссёр Ж. Виго), «Забавная драма» (1937) и «Набережная туманов» (1938) — оба режиссёра М. Карне. В них он показал себя актёром «поэтического реализма», играя персонажей внешне достоверных, но вместе с тем странных, выпадающих из житейской нормы, ведущих двойную жизнь. В фильме «Конец дня» (1939) Симон создал трогательный и человечный образ старого актёра-неудачника. Наиболее значительные послевоенные работы Симона — в фильмах «Красота дьявола» (1950, премия международного кинофестиваля в Венеции), где он исполнил роль Мефистофеля, принимающего облик старого Фауста, «Господин Такси» (1952, Старый шофёр), «Аустерлиц» (1960, Ветеран наполеоновских войн), «Дьявол и десять заповедей» (1962, Жером), «Старик и ребёнок» (1967, Старик, премия международного кинофестиваля в Западном Берлине), «Ох уж этот дед!» (1968, Жерико), «Бланш» (1972, Хозяин замка). Последняя роль — в фильме «Красный ибис» (1975).

Литература:

Buache F., Michel Simon. Un acteur et ses personnages, Fribourg, 1962.

СИМОНОВ КОНСТАНТИН (КИРИЛЛ) МИХАЙЛОВИЧ

СИ`МОНОВ Константин (Кирилл) Михайлович

(28.11.1915 - 28.8.1979)

сов. поэт, прозаик, драматург, сценарист, обществ. деятель. Герой Соц. Труда (1974). Чл. КПСС с 1942. Канд. в чл. ЦК КПСС в 1952 - 56, чл. ЦРК КПСС в 1956-61 и с 1976. В 1938 окончил Лит. ин-т им. Горького. Печатался с 1934. В кино с 1942. Для творчества С. характерны точное ощущение современности, тяготение к героич. сюжетам, сильным и мужественным характерам, напряжённая эмоциональность, соединяющаяся с почти док. очерковостью. Фильмы, пост. по сц. С., и экранизации его произв. проникнуты высокой гражданственностью, остропублицистичны, поднимают важные социально-идеологич. проблемы. В ф. "Парень из нашего города" (1942, сц. С, по его одноим. пьесе, реж. А. Б. Столпер) создан типичный образ молодого человека 30 - 40-х гг., сильного духом, самоотверженно преданного Родине. В ф. "Во имя Родины" (по его пьесе "Русские люди", 1943), "Дни и ночи" (1945, сц. С), "Бессмертный гарнизон" (1956, сц. С), посв. событиям Великой Отечеств, войны, ярко отразился всенар. патриотич. подъём в дни фаш. нашествия, душевная красота сов. людей. О верности в любви и дружбе, пронесённой сквозь суровые испытания войны, рассказывается в ф. "Жди меня" (1943, сц. С). По произв. С. реж. Столпер пост. ф. "Живые и мёртвые" (1964, Гос. пр. РСФСР, 1966) и "Возмездие" (по роману "Солдатами не рождаются", 1969), реж. А. Г. Герман - ф. "Двадцать дней без войны" (1977, сц. С). Совм. с Ш. Спааком и Э. Триоле С. написал сц. сов.-франц. ф. "Нормандия - Неман" (1960) о боевом братстве сов. и франц. лётчиков в дни 2-й мировой войны. С. принадлежит также сц. ф. "Случай с Полыниным" (1971, с А. Н. Сахаровым). По его пьесе пост. ф. "Русский вопрос" (1948, сц. и реж. М. И. Ромм). Автор сц. и текстов док. ф. в т. ч. "Если дорог тебе твой дом" (1967, сц. С., Е. З. Воробьёв, B.C. Ордынский), кинопоэмы "Гренада, Гренада, Гренада моя" (1968, пр. Вкф), созданной им с Р. Л. Карменом и посв. героич. дням исп. событий 1936 - 38, ф. "Чужого горя не бывает" (1973), "Шёл солдат" (1975), т/ф "Солдатские мемуары"(1976). В 1954 - 59 и с 1967 секр. правления СП СССР. Деп. ВС СССР 2-го и 3-го созывов. Лен. пр. (1974), Гос. пр. СССР (1942, 1943, 1946, 1947, 1949, 1950).

Литература: Собр. соч., т. 1 - 9 -, М., 1979 - 83 - Нормандия - Неман", "ИК", 1958, № 7; "Чужого горя не бывает", там же, 1973, № 2. Вишневская И., К. Симонов. Очерк творчества, М., 1966; Лазарев Л. И., Военная проза К. Симонова, М., 1974.

Н. А. Глаголева.

СИМОНОВ НИКОЛАЙ КОНСТАНТИНОВИЧ

СИ`МОНОВ Николай Константинович

(4.12.1901 - 20.4.1973)

сов. актёр. Нар. арт. СССР (1950). Герой Соц. Труда (1971). В 1919 - 22 учился в Академии художеств в Петрограде. С 1924 в Ленингр. академич. т-ре драмы. Первые роли в кино - Долгов ("Красные партизаны", 1924), Иванов ("Вздувайте горны"), Борисов ("Девятое января"), Агеев ("Тяжёлые годы") - все 1925. Затем сыграл Сергея ("Катерина Измайлова", 1927), Кастуся Калиновского ("Кастусь Калиновский", 1928), Артёма ("Каин и Артём", 1929), Жихарева ("Чапаев", 1934). Иск-во С. отличали масштабность, героико-романтич. одухотворённость, бурная эмоциональность. Его крупнейшая работа в кино - Пётр I ("Пётр I", 1937, 1939, Гос. пр. СССР, 1941). С. создал образ неутомимого труженика, полководца, гос. деятеля, человека страстного, жизнерадостного, наделённого кипучей энергией. Среди др. значит. ролей: Сергей Петрович Иванов ("Возвращение", 1940), генерал-лейтенант Чуйков ("Сталинградская битва", 1949, Гос. пр. СССР, 1950), Монтанелли ("Овод", 1955). Снимался в ф.: "Капитанская дочка" (1928, Григорий Орлов), "Горячие денёчки" (1935, Белоконь), "Остров Безымянный" (1946, майор Малеев), "Человек-амфибия" (1962, Сальватор), "Рыцарь мечты" (1969, Отец мальчика и Боцман), "Последнее дело комиссара Берлаха" (1972, т/ф, Берлах, в прокате 1974) и др. Гос. пр. СССР (1947). Гос. пр. РСФСР (1973) за театр. работу.

Литература: Крымов А., Нар. арт. СССР Н. К. Симонов, М., 1950; Актеры сов. кино, в. 4, Л., 1968; Цимбал С, Н.Симонов, Л., 1973.

СИМОНОВА ЕВГЕНИЯ ПАВЛОВНА

СИ`МОНОВА Евгения Павловна

(р. 1.6.1955)

сов. актриса. Засл. арт. РСФСР (1983). С 1976, по окончании Театр, уч-ща им. Щукина, в Моск. т-ре им. Маяковского. В кино с 1974 (Маша - "В бой идут одни "старики""). Лирико-драм. дарование актрисы раскрылось в ролях Кати ("Афоня", 1975), Таси ("Пропавшая экспедиция", 1975, "Золотая речка", 1977), Принцессы ("Обыкновенное чудо", т/ф) и Дины ("Школьный вальс") - обе 1978, Анны Сниткиной ("Двадцать шесть дней из жизни Достоевского", 1981). В 1983 снялась в ф. "Долгая дорога к себе" (Анна). Пр. Ленинского комсомола (1980), Гос. пр. СССР (1984) за театр. работы.

Среди др. ф.: "Баламут", "День свадьбы придётся уточнить", "Рассказ неизвестного человека"; т/ф - "Вылет задерживается", "Под крышами Монмартра", "Рафферти".

СИМУРА ТАКАСИ

Симу́ра Такаси, настоящее имя Сугуру Симадзаки (12.3.1905—11.2.1982), японский актёр. Работал в театре. В кино дебютировал в 1941 в фильмах «дзидайгэки» («Сугата Сансиро», 1943, и др.). Лучшие работы — в фильмах режиссёра Акиры Куросавы, у которого он впервые выступил в современной роли директора завода в фильме «Самые красивые» (1944), затем в фильмах «Пьяный ангел» (1948, Врач), «Бездомный пёс» (1949, полицейский Сато), «Расёмон» (1950, Дровосек), «Идиот» (1951, Оно), «Семь самураев» (1954, Камбэй); тонким психологизмом отличалась роль чиновника Ватанабэ в фильме «Жить» (1952). Снимался и в других фильмах Куросавы — «Замок паутины» (1957), «Чем хуже человек, тем лучше он спит» (1960), «Цубаки Сандзюро» (1962), «Тень воина» (1980), а также в серии фантастических фильмов режиссёра И. Хондо.

СИНАТРА ФРЭНК

СИНА`ТРА (Sinatra) Фрэнк

(р. 12.12.1915)

амер. актёр, певец. Популярность приобрёл гл. обр. как эстрадный певец (оставил исполнительскую деятельность в 1971). В кино с 1941 (ф. "Ночи Лас-Вегаса"). Сыграл в антирасистском к/м ф. "Дом, в котором я живу" (1945, пр. "Оскар"). Снялся во многих муз. ф. реж. Б. Беркли, С. Донена. Как драм, актёр проявил себя в антивоен. ф. "Отныне и во веки веков" (1953, реж. Ф. Циннеман, пр. "Оскар"), психологич. драмах "Человек с золотой рукой" (1955), "Детектив" (1968), "Первый смертный грех" (1980). В 1964 пост. ф. "Только храбрец". В 1971 получил спец. пр. "Оскар".

Среди др. ф.: "Поднять якоря!", "Увольнение в город", "Вокруг света за 80 дней", "Высшее общество", "Парни и девчонки", "Нежная ловушка", "Гордость и страсть", "Дыра в голове", "Канкан", "Протруби в свой рог", "Четверо за Техас", "Голый бегун", "Список Адриана Мессенджера".

СИНДО КАНЭТО

СИНДО Канэто

(р. 22.4.1912)

япон. сценарист, режиссёр, продюсер. С 1934 работал в кино художником, с 1936 - сценаристом. Сценарий ф. "Бал в доме Андзё" (1947) принёс первый успех С. и положил начало многолетнему его сотрудничеству с режиссёром этого фильма Кодзабуро Ёсимура. В 1950 они основали независимую компанию "Киндай эйга кёкай". Реж. дебют - ф. "Повесть о любимой жене" (1951). Впервые в истории мирового кино С. обратился к теме трагич. последствий атомной бомбардировки: "Дети атомной бомбы" ("Дети Хиросимы", 1952, пр. Мира Мкф в Карлови-Вари, 1954), "Счастливый дракон № 5" (1959, в сов. прокате "Трагедия Счастливого дракона"). В ф. 1-й пол. 50-х гг. рассказывал о жизни нищих, проституток и др. деклассир. элементов ("Канава", 1954, "Волки", 1955). Всеобщее признание С. принёс ф. "Голый остров" (1960, гл. пр. Мкф в Москве, 1961, и др. пр.). Пластич. Завершённость кадров, композиция, ритм, музыка и шумы природы, заменяющие речь, связь с живописной и поэтической традициями, нац. философией определили значение этого гуманистич. произведения. В ф. 60-х гг. режиссёр анализировал чувственную сферу жизни ("Чёртова баба", 1964, "Инстинкт", 1966, "Источник секса", 1967), его интересовали также старинные легенды ("Чёрные кошки в бамбуковых зарослях", 1968). В кон. 60-х гг. в фильмах С. отчётливо зазвучала социальная тематика ("Сильная женщина, слабый мужчина", 1968; "Подёнка", 1969; "Обнажённые девятнадцатилетние", 1970, в сов. прокате "Сегодня жить, умереть завтра", гл. пр. Мкф в Москве, 1971). С.- автор док. ф. "Жизнь одного кинорежиссёра... Кэндзи Мидзогути" (1975). По сценариям С. пост. ок. 200 фильмов. С.- автор трудов по теории и практике кинодраматургии. С 1972 ген. секр. Гильдии сценаристов Японии.

Др. ф.: "Миниатюра" и "Жизнь женщины" (1953), "Актриса" (1956), "Человек" (1962), "Мать" (1963), "Щупальца" (1970), "Металлический обруч" (1972), "Сердце" (1973), "Наш путь" (1974), "Одинокое путешествие Тикудзана" (1977), "Художник Хокусай" (1981), "Горизонт" (1984).

Литература: Туровская М., "Голый остров", "ИК", 1961, № 11.

«СИНЕМА-ВЕРИТЕ»

'СИНЕМА`-ВЕРИТЕ`'

"СИНЕМА-ВЕРИТЕ" (франц. "cinema-verite", букв.- "кино-правда"), принятый на Западе термин, обозначающий метод съёмок док. и худож.-док. ф., основанный на развёрнутых интервью и наблюдении за реальными или искусственно провоцируемыми ситуациями. Термин "С.-в." был введён в обиход на рубеже 50 - 60-х гг. группой франц. документалистов во главе с реж. Ж. Рушем и социологом Э. Мореном по аналогии с "кино-правдой" Д. Вертова. Распространение "С.-в.", как и "прямого кино", было связано с появлением лёгкой и бесшумной съёмочной и звукозаписывающей аппаратуры, высокочувствит. плёнки. Рассматривая кино как инструмент социально-психологич. анализа, представители "С.-в." опирались на активное соучастие своих героев и на импровизац. эффекты ("Я - негр", 1958, и "Человеческая пирамида", 1959, оба реж. Руша; "Хроника одного лета", 1961, реж. Руш, Морен). Как самостоят. течение "С.-в." существовало всего неск. лет, но его методы оказали влияние на кинематографистов разных стран, найдя применение в весьма разноплановых произв.- от кинорепортажей, большая часть к-рых сопровождалась традиц. дикторским текстом ("Прекрасный май", 1962, реж. К. Маркер), до биографич. ф. и лент, построенных на сочетании архивных материалов с полученными позднее интервью ("Скорбь и сострадание", 1970, реж. М. Офюльс). Черты, близкие к "С.-в.", явственно ощущались в фильмах "свободного кино", в ряде док. лент, созданных в Канаде ("Чтобы мир продолжался", 1963, реж. П. Перро, М. Бро; "Вы находитесь на земле индейцев", 1969, реж. Дж. Стоуни), Японии ("Мина-мата", 1971, реж. Н. Цутимото) и др. странах, а также в игровых картинах "нью-йоркской школы" и "новом волны".

Правда кино и "киноправда", М., 1967.

СИНЬКО РОСТИСЛАВ АЛЕКСАНДРОВИЧ

СИНЬКО` Ростислав Александрович

(р. 21.8.1933)

сов. режиссёр. Засл. работник культуры УССР (1983).Чл.КПСС с 1971. В 1955 окончил Киевский ин-т театр. иск-ва. Работал в Киевском ТЮЗе. С 1965 на студии "Укртелефильм". Пост. док. ф. и ф.-концерты: "Поёт Муслим Магомаев" (1963), "Соловей из села Маршинци" (1965), "Добрый день, зелёные Карпаты" и "Симфония" (т/ф) - оба 1966, "Фестиваль народных талантов" (1967), "Корабли идут" (1968), "Слышу вас, ждите" (1969), "Как цвет весенний" и "Автопортрет" (1972), "Сбереги и огонь" (1977), "Слово о Киеве" (1982). Рабочему классу посв. фильмы С. "Мастера" (1971), "Творцы" (1973). Пост. худож. т/ф "Такие симпатичные волки" (1975), "Костя Барабаш из 10 "Б"" (1976), "Страх" (1980).

СИНЬОРЕ СИМОНА

Синьоре́ Симона (Signoret), настоящая фамилия Каминкер (Kaminker) (25.3.1921—30.9.1985), французская актриса. Занималась на драматических курсах С. Сикар. С 1941 в кино. Первая заметная роль — служанка бара в фильме «Демоны зари» (1946, режиссёр И. Аллегре). Затем снялась в фильмах «Макадам» (1946), «Деде из Антверпена» (1948). Известность принесло Синьоре исполнение главных ролей в фильмах «Золотая каска» (1952, режиссёр Ж. Беккер), «Тереза Ракен» (1953, режиссёр М. Карне), «Салемские колдуньи» (1956, премия международного кинофестиваля в Карлови-Вари, 1957). Мастерство Синьоре проявилось и в роли Элис («Место наверху», 1958, Великобритания, в советском прокате «Путь в высшее общество», премия международного кинофестиваля в Канне, премия «Оскар», премии Британской и Французской академий). Среди значительных работ актрисы — роли в фильмах «Тень и свет» (1951), «Смерть в этом саду» (1956), «День и час» (1963), «Корабль глупцов» (1965, США), «Чайка» (1968, США), «Кот» (1971, премия международного кинофестиваля в Западном Берлине), «Вся жизнь впереди» (1977, премия «Сезар»). В 1982 снялась в фильме «Ги де Мопассан». В выступлениях Синьоре в печати (с середины 70-х гг.) отразился её переход на реакционные антикоммунистические позиции.

Другие фильмы:

«Убийцы в спальных вагонах», «Армия теней», «Дорогая незнакомка», «Северная звезда».

СИОДМАК РОБЕРТ

Си́одмак Роберт (Siodmak) (8.8.1900—10.3.1973), немецкий и американский режиссёр. Учился в Марбургском университете. Был актёром в различных театрах Германии, в кино работал монтажёром, затем сценаристом. В 1929 поставил документальный фильм «Люди в воскресенье». Известность Сиодмаку принёс фильм «Прощание» (1930). С 1934 работал во Франции, с 1939 — в США, где ставил «чёрные» фильмы: «Леди-призрак» (1944), «Винтовая лестница» (1945), «Убийцы» (1946) и др. В 1954 поставил новую версию фильма французского режиссёра Ж. Фейдера «Большая игра», в 1955 экранизировал пьесу Г. Гауптмана «Крысы» (Западный Берлин). Поставил также ряд фильмов во Франции, Западном Берлине, СРР, Великобритании, среди которых: «Дело Нины Б.» (1961), «Битва за Рим» (1968, ФРГ — Западный Берлин — СРР).

Другие фильмы:

«Ночью, когда пришёл дьявол» (1957, премия международного кинофестиваля в Карлови-Вари, 1958), «Мой школьный друг» (1960, в советском прокате «Сумасшедший поневоле»).

СИРАНОВ КАБЫШ

Сира́нов Кабыш (11.2.1914—19.11.1978), советский критик. Кандидат искусствоведения (1964). Член КПСС с 1959. В 1943 окончил ВГИК. Соавтор сценариев художественных фильмов «Белая роза» (1942), «Под звуки домбр» (1944), «Дорога жизни» (1960).

Сочинения:

Казахское киноискусство, А.-А., 1958;

Киноискусство Советского Казахстана, А.-А., 1966;

Шакен Айманов — актёр и режиссёр кино, А.-А., 1970;

Кино туралы ен, гiме, Алматы, 1973.

СИРЕНКО АРКАДИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

Сире́нко Аркадий Васильевич (р. 27.10.1946), советский режиссёр. В 1975 окончил ВГИК (мастерская М. И. Ромма и Л. А. Кулиджанова). Работает на киностудии «Мосфильм». Поставил фильмы: «Ветераны» (по Б. Васильеву, 1978) и «Родник» (по роману «Усвятские шлемоносцы» Е. Носова, 1982) — за оба премия Ленинского комсомола (1983), «Дважды рождённый» (1984), «Первый парень» (1986).

СИРИЙСКАЯ КИНЕМАТОГРАФИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

«СИСТЕМА КИНОЗВЁЗД»

«систе́ма кинозвёзд», см. «Кинозвезда».

СИФЕЖ

СИФЕЖ, см. Международный центр кино для детей и юношества.

СИХАРУЛИДЗЕ ЛЕРИ КАРЛОВИЧ

Сихарули́дзе Лери Карлович (р. 22.9.1934), советский режиссёр. Заслуженный деятель искусств Грузинской ССР (1980). В 1967 окончил ВГИК (мастерская М. И. Ромма). Первые работы — короткометражный художественный фильм «Время по солнцу» (1967), а также документальный фильм «Надзаладеви» (1967) о рабочих-революционерах, погибших в борьбе и ссылках. Постановщик телефильмов, в том числе документального фильма «Футбол без мяча» (с Г. И. Канделаки), музыкальных фильмов «Мотивы старого Тбилиси», «Танцы гор Грузии» (все 1969). Особым чувством формы, синтезом документальных и художественных средств осмысления материала отличается художественный фильм «Бесконечность» (1973, танцы поставил Д. Ушверидзе). Ряд фильмов Сихарулидзе отмечен премиями Всесоюзного кинофестиваля. Среди других работ: документальные фильмы «Перед великим испытанием» и «Станкостроители» (1975), «Звезда Пиросмани» (1976), музыкальный фильм «Картины старого Тбилиси» (1971) и кинокомедия «Инди-Минди» («Песни для внучат», 1977). В 1981 поставил телефильм о поэте Ираклии Абашидзе (с М. Гванцеладзе).

СКОБЦЕВА ИРИНА КОНСТАНТИНОВНА

Ско́бцева Ирина Константиновна, по мужу Бондарчук (р. 22.8.1927), советская актриса. Народная артистка РСФСР (1974). В 1952 окончила МГУ, в 1955 — Школу-студию МХАТа. С 1956 в Театре-студии киноактёра. Исполнила роль Дездемоны в фильме режиссёра С. И. Юткевича «Отелло» (1956). Среди ролей: Кира («Обыкновенный человек») и Шурочка («Поединок») — обе 1957, Аннушка («Аннушка», 1959), Сузи Хаггер («Суд сумасшедших», 1962), Элен Курагина («Война и мир», 1966—1967), маркитантка Мария («Ватерлоо», 1970, Италия), Эвелин Ивенс («Молчание доктора Ивенса», 1974), Лиза Анисимова («Любовь земная», 1975), Марина Дмитриевна Курчатова («Выбор цели») и Кира Викторовна («Концерт для двух скрипок») — обе 1976, Кира («Мой папа — идеалист», 1981), Мейдж («Время и семья Конвей», 1984). Искусство актрисы отмечено пластической выразительностью, графической точностью рисунка роли. С 1970 педагог ВГИКа (ведёт мастерскую вместе с С. Ф. Бондарчуком).

Другие фильмы:

«Серёжа», «Сотрудник ЧК», «Тридцать три», «Зигзаг удачи», «Тайник у Красных камней» (телефильм), «Такие высокие горы», «Они сражались за Родину», «Степь», «Отец Сергий», «Молодость с нами», «Бархатный сезон» (СССР — Швейцария).

Литература:

Актёры советского кино, в. 3, М., 1967;

Бауман Е., И. Скобцева, М., 1976 (буклет).

СКОЛА ЭТТОРЕ

Ско́ла Этторе (Scola) (р. 10.5.1931), итальянский сценарист и режиссёр. Член ИКП. В кино как сценарист с 1954. В 1964 дебютировал как режиссёр фильма «Если позволите, поговорим о женщинах...», и с этого времени плодотворно работает в жанре «комедии по-итальянски». Продолжая традиции неореалистической комедии (в частности, лент В. Де Сика), Скола высмеивал буржуазные нравы. Известность Сколе принесли фильмы «Разрешите представиться, Рокко Папалео» (1971) и «Самый прекрасный вечер в моей жизни» (1973) о трагикомической судьбе типичного итальянца в эмиграции. Картина «Тревико — Турин» была посвящена теме становления социального и политического сознания молодого рабочего. В антифашистской ленте «Мы так любили друг друга» (1975, главная премия международного кинофестиваля в Москве) органичное соединение грустного и смешного является отражением авторского восприятия недавнего прошлого и современной действительности. В фильме «Отвратительные, грязные, злые» (1976, премия международного кинофестиваля в Канне) режиссёр дал жестокий групповой портрет обитателей социального «дна». Новый успех принёс Сколе фильм «Необычный день» (1977, специальная премия международного кинофестиваля в Канне), в котором помпезности фашистской риторики противопоставлена простая и человечная история двух немолодых людей. В фильме «Терраса» (1979, премия международного кинофестиваля в Канне, 1980) Скола с горечью рассказал о драме целого поколения итальянской творческой интеллигенции, вскормленной свободолюбивыми, но так и не сбывшимися идеалами Сопротивления. В 1982 Скола снял фильм-притчу «Новый мир» («Ночь Варенны»), действие которого разворачивается во времена Великой французской революции. В 1983 поставил во Франции фильм «Бал» (специальная премия международного кинофестиваля в Западном Берлине, 1984).

Другие фильмы:

«Конъюнктура» (1965), новелла «Жертва» (в фильме «Нервная дрожь», 1965), «Архидьявол» (1966), «Смогут ли наши герои отыскать друга, таинственно пропавшего в Африке» (1968), «Комиссар Пепе» (1969), «Драма ревности» (1970), новеллы в фильме «Дамы и господа, спокойной ночи» (1976), «Любовная страсть» (1981).

СКОРОБОГАТОВ КОНСТАНТИН ВАСИЛЬЕВИЧ

Скоробога́тов Константин Васильевич (6.3.1887—28.7.1969), советский актёр. Народный артист СССР (1953). На сцене с 1905. С 1936 в Ленинградском театре драмы им. Пушкина. Первая роль в кино — Пугачёв («Пугачёв», 1937). Затем сыграл питерского рабочего Ивана Егорыча («Разгром Юденича», 1941), адмирала Макарова («Александр Попов», 1949, Государственная премия СССР, 1950). Его крупнейшая работа в кино — роль врача и учёного Пирогова («Пирогов», 1947, Государственная премия СССР 1948). В 1958 снялся в фильме «Киевлянка» (старый рабочий «Арсенала» Матвей Степанович). Государственная премия СССР (1941, 1949, 1951) за театральные работы.

Другие фильмы:

«Огненные годы», «Небесный тихоход», «Герои Шипки» (СССР — НРБ).

СКОРСЕЗЕ МАРТИН

Скорсе́зе Мартин (Scorsese) (р. 17.11.1942), американский режиссёр. По происхождению итальянец. Окончил кинофакультет Нью-Йоркского университета, затем там же преподавал киноискусство. Дебютировал фильмом «Кто стучится в мою дверь?» (1965—69, выпуск 1976), в котором определились многие характерные черты лучших работ Скорсезе — точная обрисовка среды действия, автобиографичность, преимущественное внимание к психологии персонажей, а не к событийной стороне, и т. д. Детство, проведённое в итальянских кварталах Нью-Йорка, позволило Скорсезе хорошо изучить быт и нравы тех людей, кто, отчаявшись, счёл гангстеризм единственным средством пробиться в жизни. Известность Скорсезе принесла поэтическая драма о молодёжи этих кварталов «Злые улицы» (1973). Нарастание отчуждённости у людей этой субкультуры, их попытки решить свои проблемы с помощью насилия, приводящего к разрушению личности, показаны в таких фильмах, как «Таксист» (1976, главная премия международного кинофестиваля в Канне), «Бешеный бык» (1980). В творчестве Скорсезе есть и фильмы, не выходящие за рамки голливудских канонов, — гангстерский фильм «Берта из товарного вагона» (1972), мьюзикл-ретро «Нью-Йорк, Нью-Йорк» (1977). В 1974 поставил фильм «Алиса здесь больше не живёт» и короткометражный фильм «Итало-американец», в 1978 — короткометражный фильм «Американский парень. Профиль Стивена Принса», фильм «Последний вальс», в 1982 — комедию «Король комедии». Английский режиссёр П. Хейден сделал о Скорсезе документальный фильм «Кино — это моя жизнь» (1978).

Литература:

Комов Ю., В двух измерениях, в его книге: Голливуд без маски, М., 1982;

Jacobs D., Hollywood renaissance, N.Y.—L., 1977;

Pye M., Myles L., The movie brats, L.—Boston, 1979;

Kelly M. P., Martin Scorsese the first decade, Pleasantville, 1980;

Kolker R. Ph., A cinema of loneliness, N.Y.—Oxf., 1980.

СКОТТ ДЖОРДЖ

Скотт Джордж (Scott) (р. 18.10.1927), американский актёр, режиссёр. Учился в Миссурийском университете. С 1952 выступал на сцене и на телевидении как актёр и режиссёр. В кино с 1958 (фильм «Дерево повешенных»). Специализировался на ролях мужественных, грубоватых, прошедших через многие испытания людей. Обладает также сатирическим дарованием. Снялся в фильмах: «Анатомия убийства» (1959), «Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил бомбу» (1963), «Библия» (1965, Италия), «Петулия» (1967), «Паттон» (1970, премия «Оскар»), «Джейн Эйр» (1970, Великобритания), «Новые центурионы» (1972), «Оклахома как она есть» и «День дельфина» (1973), «Гинденбург» (1975), «Острова в океане» (1977), «Кино, кино» (1979), «Формула» (1980), «Отбой» (1981), «Испускающая огонь» (1984). Поставил социально-критические фильмы «Ярость» (1972) и «Дикарь на свободе» (1974) и сыграл в них главные роли.

СКУЙБИН ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ

Ску́йбин Владимир Николаевич (3.6.1929—15.11.1963), советский режиссёр. Учился в Театральном училище им. Щепкина. В 1955 окончил ВГИК (мастерская Г. В. Александрова). Первая работа — экранизация повести А. П. Гайдара «На графских развалинах» (1958). Фильм «Жестокость» (по П. Ф. Нилину, 1959) на материале эпохи Гражданской войны поднимал вопрос о подлинном и ложно понимаемом общественном долге, утверждал высокие законы морали нового мира. Фильм «Чудотворная» (по В. Ф. Тендрякову, 1960) стал протестом против равнодушного отношения к распространению религиозного дурмана. Глубоко раскрыт сложный процесс мыслей и чувств человека в фильме «Суд» (по Тендрякову, 1962, с А. И. Манасаровой). Общая тема творчества Скуйбина — бережное отношение к человеку, нетерпимость к равнодушию, лжи, жестокости. Основные приметы режиссёрского стиля Скуйбина — тонкое проникновение в человеческую психологию, пристальный интерес к внутренней жизни героев, художественная законченность образов, внешняя простота. Скуйбин создал всего 4 фильма.

После первой работы его постигла тяжёлая болезнь. Над последующими картинами он работал, преодолевая недуг. Жизни и творчеству Скуйбина посвящён документальный фильм «Всего одна жизнь».

Сочинения:

Н. Крючков, в сборнике: Актёры советского кино, М., 1964;

О съёмках «Чудотворной», «Граждане Кале». Этим дорожу! Глубинное постижение жизни, в сборнике: Жизнь и фильмы В. Скуйбина, [М., 1966].

Литература:

Муратов Л., Ставка на доверие, в сборнике: Молодые режиссёры советского кино, М., 1962;

Туровская М., Жизнь и смерть Веньки Малышева, в её сборнике: Да и нет, М., 1966.

СЛАБАКОВ ПЁТР

Сла́баков Пётр (р. 23.4.1923), болгарский актёр. Заслуженный артист НРБ (1971). Член БКП с 1946. В кино с 1960. Один из наиболее самобытных актёров болгарского кино. Снялся в фильмах: «Первый урок» (1960), «Пленённая стая» и «Табак» (в советском прокате «Конец “Никотианы”») — оба 1962, «В понедельник утром» (1965), «Царь и генерал» (1966), «Привязанный аэростат» (1967), «Зарево над Дравой» и «Иван Кондарев» (в советском прокате «Встревоженная тишина») — оба 1973, «Вечные времена» (1975), «Звёзды в волосах, слезы в глазах» (1977), «Крыша» (1978), «Черешневый сад» (1979), «Золотая река» (1983) и др.

СЛАБНЕВИЧ ИГОРЬ МИХАЙЛОВИЧ

Слабне́вич Игорь Михайлович (р. 11.4.1921), советский оператор. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1974). В 1953 окончил ВГИК. В кино с 1955 (короткометражный фильм «Секрет красоты»). Снял фильмы: «Человек родился» и «Сын» (1956), «Дело “пёстрых”» (1958), «Всё начинается с дороги» (1960), «У твоего порога» (1963), «Крылья» (1966) и др. Особым мастерством отмечена работа над фильмами «Освобождение» (1970—72, Ленинская премия, 1972) и «Солдаты свободы» (1977). Масштабность и значительная пространственная ёмкость кадра, обстоятельная и документально точная характеристика снимаемого материала обусловили впечатляющую выразительность художественной реконструкции событий 2-й мировой войны. В 1983 поставил фильм «По законам военного времени» (соавтор сценария), в 1985 — фильм «Третье поколение».

Другие фильмы:

«Сверстницы» (1959), «Тучи над Борском» (1961), «Секретарь обкома» (1964), «Как вас теперь называть?» (1965). «Нейлон-100%» (1974), «Москва слезам не верит» (1980, Государственная премия СССР, 1981), «Шляпа» (1982).

СЛАВИН КОНСТАНТИН ЛЬВОВИЧ

Сла́вин Константин Львович (р. 6.6.1921), советский сценарист. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1983). Член КПСС с 1963. В 1948 окончил ВГИК. Работал редактором отдела хроники Министерства кинематографии и Управления по производству научно-популярных и хроникально-документальных фильмов Госкино СССР. Автор сценариев документальных фильмов: «Новороссийские куранты» (1963), «Корабли не умирают» (1965, с В. С. Гороховым и М. Юдиным), «Хроника без сенсаций» (1966), «Вспоминая Черняховского» и «Твоё щедрое сердце» (1967), «Большой полёт» (1968), «Весна человечества» (1972), «Хозяйка Бранденбургских ворот» (1973), «Рядом с солдатом» (1975), «Возвращение в Новороссийск» (1979) и др.; документальные телефильмы — «Алый парус Парижа» (1971, с М. М. Хуциевым), фильм-трилогия «Дети войны» [с М. Берёзко — «Мальчишки, мальчишки», «Дети Брестской крепости» и «Им не было и шестнадцати» (1977—78)] и др. С Р. Л. Карменом и И. М. Ицковым осуществил сценарную разработку 20-серийной киноэпопеи «Великая Отечественная» (в США называется «Неизвестная война», 1979, Ленинская премия, 1980). С А. М. Александровым, Г. А. Боровиком и В. Н. Игнатенко написал сценарий документальной историко-публицистической эпопеи «Всего дороже» (8 серий, 1981). Многие фильмы, поставленные по сценариям Славина, отмечены премиями Всесоюзного кинофестиваля и международных кинофестивалей.

Сочинения:

Новороссийские куранты, М., 1975;

Алый парус Парижа, М., 1977.

СЛАВИНСКАЯ МАРИЯ ЕВГЕНЬЕВНА

Слави́нская Мария Евгеньевна (1.6.1906—28.7.1980), советский режиссёр. Член КПСС с 1953. В 1926 окончила киношколу Б. В. Чайковского. В кино с 1927. В 1929—65 режиссёр ЦСДФ. Принимала участие в создании фильмов «Фронтовой кинооператор» (1946), «Владимир Ильич Ленин» (1948), «Кинодокументы о Владимире Ильиче Ленине» (1949, с М. И. Роммом), «Покорение Музджилги» (1955), «Охотники южных морей» (1956), «Живой Ленин» (1958, с Роммом), «Намасте» (1960), «Великая битва на Волге» (1962), «Галина Уланова» и «Посланцы Республики Мали» (1963), «Единение, дружба», «Гость из далёкой Африки» и «Посланцы борющегося Южного Вьетнама» (1964), «Афганистан» и «В скафандре над планетой» (1965) и др.

СЛАВИНСКИЙ ЕВГЕНИЙ ИОСИФОВИЧ

Слави́нский Евгений Иосифович (24.1.1877—23.9.1950), советский оператор. Один из зачинателей русского операторского искусства. В 1908 фирма братьев Пате заказала Славинскому хроникальный фильм о плавании ледокола «Ермак», на котором Славинский работал фотографом. Первый художественный фильм — «День венчания» (1912, режиссёр Славинский). Снимал документальные и художественные фильмы. После Октябрьской революции работал в киноотделе Моссовета, неоднократно снимал В. И. Ленина. Среди лучших фильмов: художественные — «Бухта смерти» (1926), «Частная жизнь Петра Виноградова» (1935), «Карл Бруннер» (1936); документальные — «Турксиб» (1929). В фильме «Пленники моря» (1928) впервые в СССР была проведена подводная съёмка. Среди учеников Славинского — Л. В. Косматов и др. Государственная премия СССР (1949) за участие в съёмках документального фильма «Владимир Ильич Ленин».

Другие фильмы:

художественные — «Гуттаперчевый мальчик» и «Отцвели уж давно хризантемы в саду» (1915), «Пляска смерти» и «Пиковая дама» (1916), «Отец и сын» (1917), «Закованная фильмой», «Не для денег родившийся» и «Барышня и хулиган» (режиссёр с В. В. Маяковским) — все 1918, «Шведская спичка» (1922, выпуск 1926), «Слесарь и канцлер» (по А. В. Луначарскому, 1924), «Митька Лелюк» (1938).

СЛОНИМСКИЙ СЕРГЕЙ МИХАЙЛОВИЧ

Слони́мский Сергей Михайлович (р. 12.8.1932), советский композитор. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1978). Кандидат искусствоведения (1963). Профессор (1976). В 1955 окончил Ленинградскую консерваторию. Для киномузыки Слонимского характерны сочетание яркости мелодики и тяготения к новым выразительным средствам. Наиболее значительные работы — в фильмах «Перед судом истории», «Республика ШКИД», «Таинственная стена», «О тех, кого помню и люблю», «Моя жизнь» (телефильм) и др. Государственная премия РСФСР (1983).

СЛУЦКИЙ МИХАИЛ ЯКОВЛЕВИЧ

Слу́цкий Михаил Яковлевич (19.7.1907—23.6.1959), советский режиссёр. Заслуженный деятель искусств УССР (1954). Член КПСС с 1942. В 1932 окончил ГИК. В том же году снял один из первых советских звуковых документальных фильмов «Имени Ленина», посвящённый пуску Днепрогэса. Выразительные портреты, масштабность показа строительства, чёткий ритм монтажа, изобретательное использование звука сделали этот фильм заметным явлением кинодокументалистики. В последующие годы снял документальные фильмы «Ленин с нами» (1933), «Нанаец с реки Тунгуска» (1934), «Будем как Ленин» (1939), «День нового мира» (1940, с Р. Л. Карменом), «Наша Москва» (1941, Государственная премия СССР, 1942), «День войны» (1942), «Советская Украина» (1947, Государственная премия СССР, 1948), «Цветущая Украина» (1951, с А. А. Слесаренко, Государственная премия СССР, 1952, премия международного кинофестиваля в Канне). В 1947—56 работал на Украинской студии кинохроники. В 1956 написал сценарий (с М. Билинским и К. Б. Минцем) и поставил художественный фильм «В один прекрасный день».

СМИРНОВ АНДРЕЙ СЕРГЕЕВИЧ

Смирно́в Андрей Сергеевич (р. 12.3.1941), советский режиссёр. С 1962, по окончании ВГИКа (мастерская М. И. Ромма), на киностудии «Мосфильм». Дипломная работа — короткометражный фильм «Эй, кто-нибудь!» (по У. Сарояну, 1963, с Б. В. Яшиным). В 1964 с Яшиным поставил фильм «Пядь земли» (по Г. Я. Бакланову). Значительным событием советского кино стал фильм Смирнова «Белорусский вокзал» (1971). Проявив мастерство в работе с актёром, Смирнов сумел точно воссоздать психологическую атмосферу действия. Чередуя интонации повествования — от юмористической, почти водевильной до сурово-драматической и патетической, режиссёр через историю четырёх бывших фронтовиков показал противоборство высоких идеалов дружбы и братства военных лет с косностью повседневных мелочей. Фильм «Осень» (1975) стал попыткой в романтических тонах откровенно рассказать о любви тридцатилетних. В 1980 Смирнов поставил фильм «Верой и правдой», в котором судьба талантливого архитектора раскрывается в тесной взаимосвязи со сложными путями развития послевоенного градостроительства.

Предыдущая страница Следующая страница